Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, посторенная в 1782 г., была неотапливаемая, летняя, с тремя престолами. Главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Южный — Рождества св. Иоанна Предтечи. Северныйпрестол — преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестомна яблоке. В резном однорядном больших размеров иконостасе находились древние, ещё монастырские иконы. На окнах были красивые резные кованые решетки, сохранившиеся коегде до сих пор. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, каменная, построенная в 1825 г., была зимняя, отапливаемая, с одним престолом — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм имел классический вид с изящной главкой и крестом на яблоке. В храме был установлен небольшой иконостас, выполненный в академическом стиле. Вокруг этих двух храмов находилось красивое ограждение с металлическими решетками, завершающее архитектурный ансамбль церквей и кладбища около них. К ним были приписаны: каменная церковь в Жданях в усадьбе Аничковых в 10 верстах от Волока, построенная в 1844 г. помещиком Аничковым, с престолом, освящённым в честь великомученика Георгия Победоносца; и 15 часовень — 14деревянных и 1 каменная. В 1918 г. служили на Ивановском погосте священник Никанор Яковлевич Беляев 58ми лет, его двоюродный брат, диакон Петр Петрович Лебедев 49ти лет, псаломщик Николай Михайлович Михайлов 35ти лет. За ручьем, в центре рядка на Никольском погосте находились два храма. Деревянная, зимняя церковь Богоявления Господня, построенная в 1768 г. с престолом в честь Богоявления Господня. И каменная трёхпрестольная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенная в 1799 г. на церковные суммы. Главный престол был освящён во имя святителя Николая, правый — в честь Воскресения Господня, левый — в честь Вознесения Господня. Храм был построен в стиле ротонды, круглой формы, с широким куполом, главкой и крестом на яблоке, был очень красив и привлекал внимание своей монументальностью. Обе церкви были обнесены каменной с железными решётками оградой, при церквях было кладбище. Рядом находилась деревянная церковноприходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Вскоре городской голова Дмитрий Зинковецкий обратился с прошением к Епископу, представив план Соборного храма, подписку областного инженера Черняховского и копию постановления Думы о разрешении обществу г.Майкопа на средства города построить Соборный храм. 29 ноября 1881 г. вопрос в принципе был решен, необходимо было лишь сделать некоторые уточнения в плане. Жуховная Консистория дала разрешение на строительство, определила посвятить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол и приделы – в память мучеников Бориса и Глеба. Благочинному церквей 15-го благочинного округа Кубанской области протоиерею священнику Евгению Петровскому была выслана Храмозданная грамота на «постройку в г.Майкопе каменной церкви с колокольней (в новой его части) с одним главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы». 18 марта 1882 г. комиссия в составе благочинного протоиерея Петровского, архитектора Хлебникова, городского головы Зинковецкого, члена городской управы Аксентовича в присутствии гласных Думы Аркаданского и Федулова, а также граждан г.Майкопа Ерина и Мокиенко осмотрела место, предполагаемое для постройки церкви и нашла, что «оно находится в восточной части г.Майкопа и составляет площадь в 4900 кв. сажен, окружено со всех сторон проезжими улицами, а потому для постройки церкви признано приличным и удобным» и вследствие этого сделана разбивка местности во всем согласно с планом, утвержденном строительным отделением Кубанского областного правления». 2 апреля 1882 г. священник Евгений Петровский по чиноположению Православной церкви сделал закладку церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 11 сентября 1882 г. благочинный представляет в Духовную Консисторию рапорт о том, что постройка новой каменной церкви в новой части г.Майкопа продолжается, устроены фундамент и цоколь, и продолжается возведение стен. К 14 августа 1883 г. здание церкви было отстроено выше окон. 18 августа 1883 года военный совет Кавказского военного округа разрешил войсковому хозяйственному правлению Кубанского казачьего войска выдать г.Майкопу из войскового капитала на постройку православного храма в ссуде 10 тыс. рублей за 6% в год сроком на 10 лет с условием уплаты ежегодно на погашение ссуды по одной тысяче рублей и, кроме того, причитающихся по ней процентов. На выдачу этой суммы был открыт последним параграфом по войсковой раскладной смете Кубанского казачьего войска на 1883 г. сверхлимитный кредит в размере 10 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=42431

В начале XX века на колокольне собора имелось семь колоколов. Один из них массой 16 пудов 23 фунта (265 кг) был отлит в 1754 году в Невьянске, остальные - в Тюмени в XIX веке. Самый большой колокол весил 232 пуда (3712 кг), колокол поменьше - 53 пуда (848 кг). С 1850 до 1914 года городскими властями неоднократно обсуждалась опасность от оползания берега реки Туры. Тогда же велись дебаты о строительстве нового городского соборного храма по улице Царской (ныне ул. Республики), напротив церкви во имя Симеона Богоприимца. 8 сентября 1913 года утратил статус соборного храма Тюмени, который был присвоен Знаменскому храму. 11 декабря 1929 года храм был закрыт и передан окружному краеведческому музею. В нем устроили музей истории религий и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 года взорвали, объяснив, что здание церкви могло скоро обрушиться в реку. Разрушить с первого раза храм не удалось, некоторые стены сохранились почти целиком. Спустя два года собор был окончательно обращен в груду камней. Кирпич был отдан для строительства дома отдыха, а остатки сброшены с обрыва в Туру. Двенадцать христиан, вставших на защиту храма, были убиты. На начало XXI века фундамент церкви является основанием пешеходного моста через реку Тура. В 2001 году в Тюмени был зарегистрирован приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, принято решение о восстановлении взорванного в советское время Благовещенского собора. По причине невозможности восстановления его на прежнем месте было решено восстанавливать собор на новом месте - в сквере Депутатов. 7 апреля 2004 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы с царских врат неизвестного разрушенного храма. 15 апреля того же года архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием (Капалиным) был освящен поклонный крест и земельный участок под строительство храма. 20 сентября на участке для строительства произошла установка часовни, которая была освящена 9 января 2005 года. 7 апреля 2007 года совершилось освящение и забита первая свая под строительство храма. 20 октября того же года была произведена закладка кирпичей, извлеченных из фундамента взорванного Благовещенского собора, в алтарную стену строящегося храма. 7 апреля 2009 года состоялось освящение крестов и поднятие купола на колокольню. В марте 2012 года на храм были подняты главный купол, крест и маковки.

http://sobory.ru/article/?object=35586

В общем, сооружение целиком и полностью " мимо стиля " (и полуколонны-то у колокольни безордерные), но любопытна Благовещенская церковь отнюдь не стилевыми особенностями. Так как храм не закрывался в советское время, он не только сохранил внутреннюю отделку и убранство, но и, в некотором смысле, обогатился - за счёт святынь, передаваемых из закрывающихся храмов города и района. Среди почитаемых реликвий - хоругвь с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, подарок жителей Арзамаса, сделанный ими в честь трёхсотлетней годовщины той битвы, в которой их предки вместе с рязанцами мужественно сражались против польско-литовских интервентов. Многоярусный иконостас изготовлен в формах раннего классицизма с элементами рокайля. Время написания икон в центральном иконостасе специалисты относят к концу XVIII века. Иконы местного ряда выполнены палехскими мастерами. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Ювеналий возглавил праздничные торжества по случаю 400-летия со дня основания Благовещенского храма города Зарайска. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. В марте 1608 г. войска самозванца Лжедмитрия II, которым командовал польский полковник Александр Лисовский, заняли Зарайск. На помощь малочисленному местному гарнизону пришли добровольные ополчения из Арзамаса и Рязани. В боевом походе их сопровождала икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 30 марта на поле, восточнее города, произошло кровопролитное сражение. Защитники бесстрашно бились с неприятелем, но силы оказались слишком неравными, и поляки одержали победу. Только арзамасская дружина потеряла на поле брани триста своих ратников. Польский предводитель Лисовский приказал собрать в груду тела убитых русских ратников и похоронить их в общей могиле, насыпав высокий земляной курган. В летописи так сообщается об этом: " Единых арзамасцев убиша на том бою триста человек; трупы же их Лисовский повеле похоронить в одно место, в яму, и содела тут над ними для славы своей курган великий: той курган стоит и до ныне...

http://sobory.ru/article/?object=00795

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон) в честь Успения Богородицы; 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 5) монастырь прп. Дионисия (Дионисиат) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня; 7) Пантократор (Пандократор) в честь Преображения Господня; 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских; 9) Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца; 10) Дохиар во имя св. Архангелов; 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла; 12) Филофея монастырь (Филофей) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 13) Симонопетра (Симопетра) в честь Рождества Христова; 14) монастырь св. Павла в честь Сретения Господня; 15) Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца; 16) монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт) во имя вмч. Георгия Победоносца; 17) монастырь прп. Григория (Григориат) во имя св. Николая Чудотворца; 18) Эсфигмен (Есфигменский) в честь Вознесения Христова; 19) Русский вмч. Пантелеймона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов); 20) Кастамонит (Констамонит) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие — зависимые монашеские учреждения — скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из перечисленных обителей. Изменять количество монастырей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1–3,126–141). Ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [Константинопольского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6). Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кино- том (ст.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Внутри храма особое внимание привлекает двадцатиметровый иконостас, обрамлённый тонкой резной вязью из липы в виде виноградных кистей, листьев, различных узоров. Обрамление иконостаса было выполнено мастером, проживавшим в городе Стародубе, Анатолием Ивановичем Куриленко. Иконостас пятиярусный, состоит из 35 икон. Ещё шесть ликов святых, находящихся на ажурных царских вратах, выполнены живописцами брянских художественных мастерских.  Искусно выполнены два клироса для певчих – нижний и верхний. Возводил купола Валентин Иванович Левин с помощниками. Он принимал участие в строительстве 40 храмов и церквей по всей стране. Храм Благовещения был построен исключительно на народные средства. Унечский храм освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвящённый воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении у нее Сына – Иисуса Христа. Это священное событие совершилось по церковному преданию 25 марта (7 апреля) в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. Воспоминания местных жителей, материалы Брянского архива и Унечского краеведческого музея помогли восстановить историю создания первой церкви в Унече. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Унеча был построен в 1924 г. на средства верующих и располагался на углу улиц Попова и 23 сентября. Разрешение на строительство храма верующие получили от Унечского волостного исполкома (протокол постановления от 16.01.1924 г. за 12) и, приобретя по договору купли-продажи от 28 декабря 1923 г. на снос постройки у некого гражданина поселка Унеча – Берки Аронова Озерского, оборудовали её под церковь. Церковь поселка Унечи обслуживала поселок Унечу и ближайшие деревни: Песчанку, Слободу-Селецкую, Воробьёвку, Займище и хуторы: Нежданный, Козлихин, Белец, Коржовку, Грибачев, Щербаков, Веревки и пос. Красная Заря. Всего же посещали церковь свыше 1500 человек. В 1929 г. городским Советом поселка Унеча Клинцовского уезда Брянской губернии разработан проект закрытия Свято-Благовещенской церкви и передаче церковного здания для нужд пионеров. Но 79 членов церковной общины во главе с председателем церковного Совета Апрелевым 14 марта 1929 г. обратились с ходатайством в Президиум ВЦИКа об оставление в их пользовании здания Свято-Благовещенской церкви. В своем ходатайстве они пояснили, что строительство храма осуществлялось после издания декрета об отделении церкви от государства и исключительно на средства определённой группы верующих, вследствие чего посягательство Унечского горсовета на здание Унечской церкви является неправомерным и нарушает частные имущественные интересы группы верующих граждан. Их просьба была удовлетворена и храм не закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=07472

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Благовещенская Никандрова пустынь, заштатная, общежительная, в 20 верстах от города Порхова. Основана в начале XVI века преподобным Никандром (см. 24 сентября). Здесь почивают мощи его и находится икона преподобного Никандра, которая с 15 по 23 мая пребывает в Порхове. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». На протяжении нескольких лет возрождался из руин главный храм обители – собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В начале 2000-х гг. трудно было представить, что на месте бесформенной груды обломков будет возведён величественный, радующий глаз, новый храм. После проведения расчистки завалов, в 2007 году был заложен фундамент, а уже весной 2010 года установлены купола на новом храме. Осенью 2010 года, в день памяти основателя святой обители преподобного Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца, состоялась первая архиерейская служба в воссозданном храме. Монастырь основан в 1585 году и получил название Никандрова пустынь в честь проживавшего в этом месте преподобного Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца, мощи которого положены в южную стену главной церкви монастыря. Сначала был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который явился основой для создания монастыря, появилась братия, настоятель. В 1665 году поляки подвергли монастырь нападению, разорили его и забрали в плен игумена. В 1673 году случился сильный пожар, сгорели все деревянные постройки монастыря - три церкви со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами. Никандрова пустынь была очень бедной, и вынуждены были монахи обратиться за помощью к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за монастырем вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря. Были построены каменные здания церквей, построена колокольня и новые кельи для монахов. Территория монастыря значительно увеличилась. У Никандровой пустыни появились богатые попечители, на их пожертвования велось строительство в обители. Расцвет Свято-Благовещенской Никандровой пустыни пришелся на период 1853-1870 годов, когда настоятелем монастыря стал архимандрит Игнатий Васильев. В это время были перестроены многие монастырские здания, построена дорога от обители до Порхова, посажены фруктовые сады. За стенами обители находилось несколько гостиниц для паломников, хозяйственные постройки и мастерские. Имелась мельница, большой скотный двор и недалеко находилось братское кладбище с деревянным храмом во имя Кирилла и Мефодия.

http://sobory.ru/article/?object=05604

В 1584 году царь Фёдор Иоаннович грамотой от 30 сентября 1584 года пожаловал в пользу вновь устраиваемой обители Лопский полуостров и земли вокруг Кожозера, а митрополит Новгородский Дионисий дал благословенную грамоту на устройство обители. В 1581 году начато строительство деревянного храма, который был построен в 1588 году. В 1589 году патриарх Иов назначил Серапиона строителем основанной им обители, а инока Авраамия посвятил в сан иеромонаха и благословил его освятить воздвигнутый храм. В 1589 году первый деревянный храм был освящён в честь Богоявления Господня. В 1590-1591 гг. был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1594 году третий тёплый храм во имя Николая Чудотворца. Первым игуменом обители стал иеромонах Авраамий. Число братии достигало 40 человек, из них особенно выделялись Леонид Усть-Недумский, бывший 3 года келарем и Никодим, пустынножитель Хозьюгский. Никодим, наравне с Нифонтом и Серапионом, считается основателем и небесным покровителем Кожеозерского монастыря. 8 июня 1634 года все монастырские постройки сгорели. 26 августа того же года Новгородский митрополит Киприан дал разрешение на постройку новых храмов. В 1644 году было закончено строительство двух новых храмов, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1650 году построена монастырская ограда. Соборная церковь Богоявления Господня была на каменном фундаменте, с пятью маковицами, крытая чешуёю. Кресты на ней были обиты белым железом; подзоры с летописными словами; окна были большие и малые, в них оконницы слюдяные с белым железом. В это время, с 1643 по 1646 год, игуменом монастыря был будущий патриарх Никон. При Никоне число братии достигло 100 человек. В 1692 году сгорели обе монастырские церкви, построенные при Никоне. В этом же году Новгородским митрополитом Корнилием была дана благословенная грамота на постройку двух новых храмов: холодного в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца и тёплого Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой. В 1695-1698 годах новые храмы были построены.

http://sobory.ru/article/?object=20875

В XVII веке духовное окормление православных купцов в Риге удовлетворялось походными церквами. По благословению Полоцких архипастырей в город приезжали священники из Полоцкого Богоявленского и Витебского Марковского монастырей, ставили полотняную церковь, освящали ее и до поздней осени окормляли русских торговцев, струговщиков и плотогонов. При вступлении русских войск в Ригу в 1710 году после подписания капитуляции наступают перемены. В 1715 году на гласисе, рядом с Карловыми воротами за счет средств пожертвованных русскими купцами Риги была построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св.Николая Чудотворца. Просуществовала она недолго. В 1774 году в связи с сооружением новых укреплений вокруг города, деревянная церковь была разобрана до основания, а из ее материалов на православном кладбище Московского форштадта построили часовню в честь Всех Святых (см.) . Рижское купечество осталось без своего храма, поэтому по ходатайству православных было принято решение в районе так называемого «Русского рынка» отвести место для строительства новой церкви. В том же году была заложена новая деревянная церковь, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен в 1778 году, а в 1795 году при нем был выстроен теплый придел в честь Св.Николая Чудотворца. Наступил 1812 год. Во время отечественной войны, по случаю приближения неприятельских войск к Риге, Московский и Санкт-Петербургский форштадты, по распоряжению Прибалтийского генерал-губернатора М.фон Эссена были сожжены, в том числе и Благовещенская церковь. Прихожанам удалось спасти церковную утварь, чтимые иконы в серебряных окладах, но колокола, ризница, архив погибли в пожаре. После окончания войны с Наполеоном, несмотря но то, что большинство прихожан сами остались без крова, русское купечество Риги приняло решение о сборе средств для восстановления храма. План новой Благовещенской церкви был заказан рижскому городскому строительному мастеру Теодору Готфриду Шульцу. По ходатайству генерал-губернатора маркиза Паулуччи правительством было отпущено 80 000 рублей. Но этой суммы было недостаточно. Тогда попечители прихода: соборный прот. Симон Яновский и рижские купцы – Косьма Алифанов и Семен Шукаев обратились с призывом к жителям Риги собрать недостающую сумму – 36 000 рублей. В этих сборах самое деятельное участие принимало русское купечество: братья Семен и Иван Шукаевы, Алексей Шутов, Петр и Павел Грачевы, Григорий Долбежов, Михаил Алифанов. Известно,что не только православные жители Риги внесли свою лепту, многие из инославных откликнулись на этот призыв. Ими было пожертвовано 4 600 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=06106

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010