Дошедший до наших дней Благовещенско-Яковлевский храм, согласно архивным документам 19 в., был построен в 1769 г. на средства прихожан. По храмозданной надписи на месте непроходимых лесов и болот был возведен небольшой деревянный монастырь во имя апостола Иакова, который простоял до 17 в., пока его не разорили польские захватчики. На месте этого монастыря в пределах Яковлевской слободы был поставлен приходской деревянный храм. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого апостола Иакова был основан в 1778 г. усилиями прихожан на месте старого деревянного храма. Сначала был построен летний храм. Колокольня и зимний храм были окончательно завершены в 1783 г. Храмозданная надпись содержит несколько другие даты возведения храма, чем документы 19 в. В 1778 г. освящен по благословению архиепископа Самуила летний храм; в 1783 г. были освящены зимний храм в трапезной, соединяющейся с холодной церковью аркой и колокольня. Вероятнее всего, возведение здания церкви было начато в 1769 г., а престолы освящались по мере завершения их благоустройства. Документальных данных, которые подтверждали бы, что здесь был монастырь до наших дней, не сохранилось. Но есть ряд свидетельств, одним из которых являются Святые Врата. Два поселения, располагавшихся рядом с погостом, назывались по посвящению второго храма во имя апостола Иакова. Жители их занимались кожевенным ремеслом. Потом поселение стало крепостным селом. В самой сути слободы можно заметить еще одно подтверждение существования монастыря. Монастырь этот упоминается также краеведом 19 в. В. Лествицыным. Описанное придание говорит о том, что в середине 14 в. один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. У Яковлевского монастыря он остановился на ночлег и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Помещик, проснувшись, указал это место и слугам велел копать. Крест был обретен. Больной помещик, приложившийся к нему, получил исцеление. В честь этого чудесного исцеления помещик пожертвовал в Яковлевский монастырь крест, также был утвержден Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня. Была возведена часовня, первоначально деревянная, а в начале 20 в. – каменная. В часовне, на месте обретения креста, был колодец.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Закончилось внешнее благоустройство обители в 1895 году возведением соборного храма в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы - в память Благовещения Ей Архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя мира. Он вмещал до пяти тысяч человек. Правый придел в этом соборе был освящён во имя святителя Николая и равноапостольной первомученицы Фёклы, а левый - во имя преподобного Иоанна Рыльского и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На освящении главного престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правого и левого приделов присутствовал праведный Иоанн Кронштадтский. Основным источником доходов Бежецкого Благовещенского монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан. В 1870-1890-х годах с благословения о. Иоанна Кронштадтского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. Кроме этого был устроен домовой храм в Санкт-Петербурге: благотворительница купчиха Ф. А. Аристова изъявила желание пожертвовать монастырю принадлежащий в 10-й роте Измайловского полка каменный дом. Испросив на это благословение протоиерея Иоанна Сергиева (праведного Иоанна Кроштадтского), она письменно изъявила о своём желании высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому, прося его при этом исходатайствовать монастырю право устроить в жертвуемом ею доме домовую церковь. По благословению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, с Высочайшего Благочестивейшего Государя Императора Александра III разрешение в этом пожертованном доме устроить двухпрестольный храм. Здесь, в Петербурге жили до 60 сестёр: певчие, чтицы, просфорницы, был штатный священник, служба отправлялась каждый день. Игумения София скончалась 18 мая 1892 года, оставив 400 сестёр в монастыре. На её место вступила игумения Антония (Загадашникова), которая также много потрудилась на благо обители: расписала стены и купол Благовещенского собора, построила два корпуса для насельниц, выстроила флигель для сестёр на подворье в Петербурге, заботилась о благоустроении внутренней жизни сестёр обители, которых собралось до 500. После её смерти 10 декабря 1907 года игуменией стала матушка Евстолия (Осинина), на долю которой выпали тяжёлые испытания богоборческого времени большевиков.

http://sobory.ru/article/?object=10440

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

Наконец, 11 мая 1889 г. на подаренном А.У. Джамусовой участке началась постройка столичного подворского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в память о спасении при железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. около станции Борки императора Александра III и царской семьи 227 . Заложил церковь 8 сентября 1889 г. Санкт-Петербургский митрополит Исидор (Никольский) . Пятиглавый двухэтажный храм на 1500 человек в 1889–1890 гг. возвел в московско-ярославском стиле XVII века петербургский епархиальный зодчий Н.Н. Никонов, по проекту которого рядом также был построен жилой флигель для монахов. Смета строительства составила 150 тыс. рублей, главный фасад и вход в храм были устроены с 5-й Рождественской ул. На первом этаже здания в 1890 г. была освящена небольшая церковь в честь чтимой иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» с приделом во имя св. Алексия Человека Божия 228 . В этом году чудотворную икону, ставшую как бы целительницей России, снова привезли в страну в сопровождении будущего игумена Свято-Андреевского скита иеромонаха Иосифа (Беляева) для постоянного пребывания в столице Российской империи. С 3 марта 1890 г. образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» в течение месяца провезли по многим городам России и, наконец, доставили на петербургское подворье скита, где и поместили в храм на первом этаже. Везде к иконе устремлялось огромное количество верующих, происходили новые исцеления. Накануне отправления чудотворной иконы в Санкт-Петербург в Свято-Андреевском скиту был изготовлен и оставлен список с нее. 17 октября 1890 г. на колокольню Благовещенской церкви петербургского подворья были подняты колокола, самый большой из которых весил 73 пуда. 19 января 1891 г. ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и будущий известный митрополит епископ Выборгский Антоний (Вадковский) освятил в главном храме на втором этаже правый придел во имя св. ап. Андрея Первозванного и вмц. Феклы (перед престолом располагался прекрасный образ «Моление о чаше»). 4 февраля 1892 г. митрополит Исидор освятил левый придел в честь прп. Исидора Пелусиота и св. равноап. Марии Магдалины. Наконец, 22 октября 1892 г. новый Санкт-Петербургский митрополит Палладий (Раев) освятил главный престол Благовещения Пресвятой Богородицы 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник - каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских. По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307. В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного». В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00208

После Октябрьской революции 1917 года монастырь несколько раз пытались закрыть, но усилиями священнослужителей он действовал до 9 ноября 1928 года. Обитель ликвидировали, монахов выселили, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В 1942 году хотели восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни, но этого не произошло. Немцы устроили на территории монастыря контору по лесозаготовке. Разрушение оставшихся строений монастыря и монастырского кладбища продолжалось. В конце 20 века Никандрова пустынь представляла собой развалины, поросшие лесом. Однако нашлись энтузиасты, которые начали движение за восстановление монастыря. Псковские лесники своими силами построили часовню в честь святого преподобного Никандра. Псковские казаки установили металлические кресты, журналисты псковских новостей расчистили монастырское кладбище, а сотрудниками Порховского музея удалось восстановить туевую аллею. От монастыря до деревни Любовец провели насыпную дорогу. Так началось восстановление монастыря. В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм во имя святых Царственных великомучеников. В 2005 году построили часовню во имя преподобного Александра Свирского, в деревне Любовец построили церковь. В 2010 году построили главный храм монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Монашеская жизнь в обители возрождается. В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.

http://sobory.ru/article/?object=05604

Тёплый придел освятили в память о некогда стоявшей в селе монастырской церкви во имя святой великомученицы Параскевы. Холодный храм был увенчан большой главою, над Пятницким приделом возвышалась главка поменьше, а колокольня завершалась шпилем. Позднее церковь и прилегающее к ней кладбище были обнесены деревянной оградой с каменными столбиками. В 1852 году вместо обветшавшего тёса крыша церкви была покрыта железом. В таком виде крутовская церковь простояла до самого закрытия. В 1870-х годах за бедностью прихода причт Благовещенской церкви был сокращён, а сама церковь приписана к храму села Марьино, раскинувшегося на противоположном берегу Нерехты. Богослужения в Крутово стал совершать причт марьинской Похвалынской церкви. К концу XIX века приход крутовской церкви из 530 человек в 82 дворах приносил годовой доход всего в 263 рубля. А в приходе, кроме самого села, состояла ещё деревня Офёрново (Афёрново), которая ныне уже не существует. В конце XIX века Крутово считалось крупным торговым селом. Помимо сельских базаров, собиравшихся там каждую неделю, два раза в год устраивались ярмарки – одна в десятую пятницу после Пасхи, другая – 28 октября (по старому стилю) в день престольного праздника в честь святой великомученицы Параскевы. В 1930-е годы с новой волной репрессий началось повсеместное закрытие храмов на всей территории Советского Союза. 3 июня 1939 года Благовещенская церковь была закрыта решением Ивановского облисполкома. Очевидно, что к этому моменту богослужения в ней уже не совершались, а это решение было лишь официальной точкой. Кладбище и ограда вокруг храма были стёрты с лица земли. Из самой церкви вынесена вся утварь. Вместе с ней исчезли два ценных Евангелия 1774 и 1803 гг. печати. В последующие после закрытия церкви годы её здание использовалось под клуб и в качестве складского помещения. Позже оно и вовсе было заброшено. В 1990-е годы на пике подъёма патриотических чувств были предприняты попытки сбора средств на восстановление церкви, а в село служить молебен приезжал священник. Но на тот момент дальше разговоров и газетных статей дело не зашло. И лишь в наши дни началось восстановление крутовского храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02712

В Житии И. назван основателем «пустыни Всемилостиваго Спаса пречистаго его Нерукотвореннаго образа и Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения». В «Повести о российских чудотворцах» (РНБ. Q. I. 382. Л. 34, 1-я треть XVIII в.) об И. сказано: «Преподобный Игнати(й), пустынник монастыря Покрова Богородицы, иже на Лому, в Вадожеской волости, на реке Саре, ученик преподобнаго Кирила Белоезерскаго». Указание на Водожскую вол. дало основание архиеп. Филарету (Гумилевскому) считать И. основателем 2 пустыней: Спасской на Лому в Пошехонском у. и Водожской Покровской в Ростовском у. ( Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 3. С. 605; ср.: Зверинский. Т. 2. С. 85, 684; Т. 3. С. 153, 2044; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2004. С. 600). Однако источники не сообщают о создании И. 2 монастырей. Вероятно, преподобный основал только пустынь на Лому, здесь он был погребен, в бывшей монастырской церкви под спудом почивают его мощи. Ломская пустынь иногда именовалась Богородичной, помимо Жития И. об этом свидетельствует опись монастырского имущества, составленная последним строителем обители иером. Гавриилом в сер. XVIII в. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788). Приведенные в агиографической лит-ре сведения о том, что И. начал иноческую жизнь в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре ( Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 3. С. 605) и подвизался в Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужском монастыре ( Титов. 1890. С. 60), подтверждения в Житии не находят. Именование И. учеником прп. Кирилла Белозерского (ИРИ. Ч. 6. С. 1022; Крылов. 1861. С. 47, 45) также лишено оснований. В синодике, хранившемся в XIX в. в бывш. монастырской Спасской ц., после И. поминался строитель Вениамин Нижегородец, за ним - иером. Герасим, иером. Макарий, бывший строителем пустыни в 1654 г. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788). Исходя из этих сведений, можно утверждать, что И. подвизался в кон. XVI в. Встречающееся в лит-ре именование И. иконописцем ( Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Серг. П., 1998. С. 155) ошибочно и основано, вероятно, на отождествлении И. с прп. Игнатием , иконником Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, упоминаемым в «Отвещании любозазорным» прп. Иосифа Волоцкого и называемым в «Сказании о святых иконописцах» «спостником Кирилла Белозерского» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292).

http://pravenc.ru/text/293411.html

В последней четверти 17 столетия село Арефино с деревнями стало дворцовым пашенным селом царя  Фёдора Алексеевича Романова, который вступил на престол 30 января 1676г., короновался 18 июня 1676г., а умер он в 1682 году. Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1676 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами в честь святых мучеников Бориса и Глеба и преподобного Никиты Исповедника. Деревянная церковь существовала до 1770 года. В этом же году за ветхостью деревянной церкви стали строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника. Пределы предполагались освятить Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. После завершения постройки храма престолы были освящены в 1775 и 1776 годах. Деревянная церковь была разобрана, но в каком году неизвестно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 году она упала во время утрени, пробила свод храма, причем была убита одна женщина, во время богослужением. Вскоре была построена новая  колокольня. С 1789 года по 1806 год на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие». В 1785 году по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы, но это желание прихожан почему-то не осуществилось. Каменный храм, построенный в 1775 году, совершенно изменил свой внешний вид. В 1846-51 годах перестроена была вновь его трапеза, а в 1868 -72 годах перестроен и главный храм. Не однажды изменялись и внутренние убранства храма. Престолов в храме было пять: в холодном храме - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверного князя Александра Невского, в трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Из прежней бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 году под верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены в 1680 году  митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, и выданы в село Арефино в придельные церкви св. мучеников Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника в 1686 году. Из святых икон от времени боярина Ивана Никитовича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями - Владимирская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23552

В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников БогородицыБлаговещения Божией Матери и Её Покрова. В Вознесенском храме находится великая святыня – образ прпп. Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей. Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). – Владимир: 2004. стр. 105-107 с сокращениями Церковь Вознесения Господня находится на юго-западной части Владимира, на холме, спускающемся к реке Клязьме, за чертою валов, окружающих город. В конце XII в., на месте нынешней приходской Вознесенской церкви, существовал монастырь того же имени, который упоминается в летописях под 1187 г. и 1218 г. Кроме этих кратких упоминаний нет никаких исторических данных относительно Вознесенского монастыря ни о его состоянии в то время, ни об его дальнейшей судьбе. Вероятно, во время татарского нашествия в 1237 г. он был разорен прежде других Владимирских церквей, потому что находился вне городских укреплений и с той стороны, откуда татары подступили к Владимиру. Когда на месте разоренной церкви выстроена была новая, совершенно неизвестно, но в XVII ст. в списке Владимирских церквей упоминается церковь Вознесения Господня. В патриарших книгах под 1628 г. значится «церковь Вознесенье Христово на Вознесенской горе…» В делах патриаршего казенного приказа под 1652 г. эта церковь называется ружною, т.е. бесприходною; это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь. При этой Вознесенской церкви существовала другая теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была в самом начале XVII ст., но около половины этого столетия она сгорела, и новая церковь выстроена была несколько на ином месте в 1652 г. В 1718 г. священник Андрей Григорьев писал в казенный патриарший приказ: «в граде Владимире за земляным городом церковь во имя Вознесения Господня да в приделе Покрова Пресвятой Богородицы деревянные и ныне стали быть ветхи и на строение тое церкви вновь каменные во имя Вознесения Господня и с приделом Покрова Пресвятой Богородицы от приходских людей деньги в собрании и прошу дать указ о строении вышеуказанной церкви». Указ тотчас был дан.

http://sobory.ru/article/?object=01926

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010