Многие богатые селения превращались в пустоши. Такая же участь постигла село Благовещенское на Кипячем колодце - храм Божий уничтожили, село - разорили. В середине XVII столетия на этом месте располагалась деревня с немногочисленными крестьянскими дворами. Когда писцы, описывавшие дворцовые земли в 1670-х гг. спрашивали у старожилов о церковных землях и былых причтовых владениях, то никто не мог дать точного ответа, где они располагались. На месте святого престола уничтоженного Благовещенского храма благочестивые люди по обычаю поставили деревянную часовню с храмовой иконой Пресвятой Богородицы. Новый деревянный храм в Благовещенском построили " сельца Благовещенского крестьяне Андрюшка Степанов со товарищи на пустовой церковной Благовещенской земле, что на Кипячем колодце, в Понизовце " . В 1686 году этот новопостроенный храм по указу Патриарха Иоакима обложили данью с дворов причетников и приходских. Причт церкви состоял из священника и двух причетников. Известно, что настоятелем храма в то время состоял священник Влас Вавилов, сыновья и внуки которого на протяжении более столетия служили в Благовещенской церкви. В 1709 году " воровские люди " совершили святотатство, обокрав храм в Благовещенском и похитив святой антиминс. Другая беда пришла в 1733 году, когда в Благовещенском случился страшный пожар и всё село выгорело. Настоятель Косма Власов, спасая церковное имущество от огня, вынес из церкви святой антиминс и чтимые иконы, но Божиим промыслом, храм остался невредим и церковное имущество не пострадало. В 1744 году прихожане, крестьяне дворцовой Вышегородской волости села Благовещенского с деревнями, собрали средства и построили новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. В 1751 году по именному указу императрицы Елизаветы Благовещенское вместе с другими сёлами и деревнями Вышегородской волости Верейского уезда пожаловали графу А. И. Шувалову и, таким образом, село из дворцового села стало владельческим, помещичьим.

http://sobory.ru/article/?object=06705

Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г. Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г. В обители 23 апр. 1730 г. принял постриг и, возможно, недолгое время настоятельствовал буд. епископ Иркутский свт. Софроний (Кристалевский) . По преданию, в ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». В 1767-1771 гг. на средства свт. Софрония по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского был построен каменный 3-главый собор в честь Преображения Господня. По преданию, алтарь расположен на месте явления Дубенской иконы. Фасады церкви расчленены стройными пилястрами с характерными композитными капителями и увенчаны антаблементом, раскрепованным над пилястрами, над конхами возвышаются полукруглые фронтоны-кокошники. Храм 2-светный, завершен 3 барочными главами на высоких барабанах, поставленных в ряд по оси «восток-запад». В зап. части храма устроены хоры. С 1771 г. К. м. именовался Преображенский. В 1786 г. К. м. был обращен в заштатный, иноков перевели в Мошногорскую Вознесенскую обитель. В 1786-1788 гг. К. м. управлял архим. Герман, в 1788 г.- иером. Горгоний, в 1788-1790 гг.- архим. Иоиль. Указом Святейшего Синода от 10 дек. 1789 г. в К. м. были переведены сестры киевского девичьего мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова и золотоношского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. К. м. был отнесен ко 2-му классу. Первой настоятельницей стала игум. Макрина (1789-1795), затем мон-рем управляли игумении Стефанида (1795-1813), Феодотия (1814-1815), Тавифа (1815-1819), Варсонофия (1819-1840), Клеопатра (1840-1851), Анатолия I (1851-1861), Анатолия II (1862-1889), Олимпиада (1889-1896), Ангелина (1897-1900) и Нонна (1900-1918). К 1914 г. в обители проживали схимонахиня, 52 монахини, 147 указных послушниц и ок. 350 неуказных послушниц, к 1917 г.- ок. 750 насельниц. К нач. XX в. в К. м. находились Преображенский храм с приделом на хорах во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2458941.html

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Постройка нижнего этажа была окончена в 1768 году: он покрыт был тесом, поставлен деревянный крест и 16 Февраля того-же года был освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Преосвященным Иоасафом, а придел с северной стороны в честь Св. Великомученика Димитрия 28 Октября 1775 года Преосвященным Вениамином. В таком виде церковь оставалась до 1802 года, когда старанием и иждивением Архангельскаго купца Алексея Ивановича Попова и сыновей его с помощию Великоустюжских купцов надстроен был верхний каменный этаж с колокольнею над папертью, а на южной стороне нижняго этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы; престол в верхнем храме в честь Святых Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 8 Июля 1802 года, а святительский придел в нижнем храме 20 Мая того же года Преосвященным Евлампием. Долго еще церковь сия не могла придти в то состояние, в каком она находится ныне. Но вот наступает для нея счастливый период времени с 1829 года по 1837 г., когда весьма много было сделано как относительно внутренняго, так и внешняго благоустройства ея. Это было время льгот и привиллегий, дарованных Архангельскому купечеству Александром Благословенным, по случаю посещения Им гор. Архангельска 28 Июля 1819 года: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины дозволено было строить деревянные дома, тогда как прежде допускалась постройка только каменных. В 1826 году, в первый год своего девятилетняго служения церковным старостою при Благовещенской церкви, Архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященнаго Аарона разрешение для сбора пожертвований на устройство новаго иконостаса в главном Благовещенском храме и причтоваго дома. Преосвященный в начале сборной книги положил такую резолюцию: " Весьма радостно видеть достопочтенных граждан усердие к церкви Божией. Бог вышний да благословит желание и совершение онаго вожделенным успехом и благоволением своим " . Действительно, сбор был настолько успешен, что оказалось возможным устроить не только иконостас в 1500 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34247

  Код Достоевского и другие японские заморочки /Профессор Токай-Университета, русист Марико Ямасита о своих студентах, их отношении к России и проблеме духовного поиска. Беседовала Алла Митрофанова. Фото Александра Шепелева//Фома. - – январь 2007. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка «Марико (Марина) Ямасита…» (С.24) .   Храм на бойком месте /В небольших зарисовках из жизни протоиерей Николай Дмитриев (служит в Токийском Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова) размышляет о своем служении, о вере и безверии в японском обществе. Иллюстрации Натальи Паулс. Фото Владимира Водо//Фома. - – январь 2007. – С.26-29. – (рубрика « Тема номера : Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка « Отец Николай Дмитриев… » (С.26). Мария Мацусима : « Вера должна вызывать чувство дискомфорта ». Подготовили Алла Митрофанова и Анастасия Верина. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – январь 2007. – С.30-31. – (рубрика: « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется справка « Мария Мацусима…» (С.31). Автор материала – супруга православного священника, регент хора в храме Благовещения Пресвятой Богородице в Нагоя. Неудобная религия . Православие трудно приспособить к современной жизни, - считает смотритель церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Сиракаве, православный японец Одера Хироси. Беседовала Алла Митрофанова. Фото Аллы Митрофановой//Фома. - – январь 2007. – С.32-33. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется справка « Православный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Сиракаве…» (С.33). Протоиерей Климент Кодама Синтэити: « Я пришел, услышав звон колокола » /Беседовала Алла Митрофанова. Фото Александра Шепелева, Аллы Митрофановой, Михаила Новикова//Фома. - – январь 2007. – С.34-37. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка « Протоиерей Климент Кодама Синтэити…» (С.34). Кусочек солнца /София Сугияма , просфорница храма Покрова Пресвятой Богородицы – о своем приходе к вере. Фото Аллы Митрофановой//Фома. - – январь 2007. – С.38. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-45-y...

Храм был возведен в 1707 г. и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Село Щибрино переименовали в Богородское, а затем в Марфино, в честь дочери князя Марфы. В 1777 г. при И.П.Салтыкове в Марфине возвели зимнюю церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Она построена в стиле классицизма и принадлежит к редкому для конца XVIII столетия типу церкви «под звоном». В 1937 г. богослужения в храме прекратились после смерти его последнего настоятеля священника Павла Восторгова. Возобновились богослужения 10 августа 1989 г. в летнем храме Рождества Богородицы, а 14 октября 1990 г. — в Петро-Павловском храме. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=429 В середине 16 столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при царе Иване Грозном воеводой. Трудно сказать, что представляло собой Марфино при нем, так как не сохранилось ни одного памятника архитектуры того времени. Известно лишь о существовании деревянной церкви, упоминаемой в исторических трудах В. и Г. Холмогоровых: «… в селе исстари существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы…» В 16 веке Марфино часто меняло своих владельцев. Холмогоровы сообщают также, что уже в 1585 году село Марфино принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелканову – дипломату, крупному государственному деятелю. Указывается, что церковь «стояла без пения». В. Я. Щелкунов выстроил здесь новую деревянную церковь. В начале 17 века. Марфиным снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного (военного – Н. К.) Приказа Семену Заборовскому. При нем в Марфине значились две деревянные церкви. В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник – князь Борис Алексеевич Голицын, и с этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромное для Голицына Марфино не соответствовало его вкусам и требованиям, и он возводит здесь новые хоромы, разбивает парк на «французский манер», а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село Марфино и усадьба были переименованы в Богородское.

http://sobory.ru/article/?object=01051

В 1891 году монастырь был возведен в I класс. К началу ХХ в. братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря до его закрытия в 1921 году был Афанасий Сахаров , причисленный к лику святых. Храмы и постройки обители: Собор Боголюбской иконы Божией Матери (по проекту К.А. Тона). Освящен в мае 1866 года святиелем Феофаном Затворником . В нем приделы: правый – святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; левый – святителей апостолов Петра и Павла. В цокольном помещении собора – храм в честь преподобного Серафима Саровского . Храм Рождества Пресвятой Богородицы – XII–XVIII bb. Палаты святого князя Андрея Боголюбского – XII b. Благовещенская трапезная церковь – XVII b. Часовня-киворий (XVII b.) первоначально была построена в XII b. на месте явления Божией Матери святому князю Андрею. Колокольня с надвратной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы – XIX b. Келейные корпуса, ограда, башни – XVIII–XIX bb. После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады. В 1991 году часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского . В Боголюбской обители разместились два монастыря: мужской и женский. 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни. В настоящее время в монастыре подвизается более 120 насельниц, при монастыре также проживают дети, которые получают здесь необходимое духовное воспитание и проходят обучение в общеобразовательной монастырской школе.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 г. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря. Престолов в церкви три: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной). К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию. Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.

http://sobory.ru/article/?object=03149

Вместо сожженной церкви тщанием жителей поселка, по храмозданной грамоте 1444 епископа Вятского Лаврентия от 14 мая 1775 года, была построена новая деревянная церковь. «Усердие со стороны прихожан при постройке церкви сей было столь велико, что, по сказанию старожилов, окончена была постройка в два месяца. Сбоку, в особенной пристройке, устроен был придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Помнящие церковь сию с похвалою отзывались об устройстве, обширности, благоприличном украшении ее», – сообщали Вятские епархиальные ведомости в 21 за 1863 год. Спустя почти 40 лет церковь стала ветшать, а приход резко увеличился – до 12800 человек. Возникла необходимость строительства большого каменного храма. Горный департамент в выделении средств отказал, а в церковной кассе в 1811 году денег было только 700 рублей… В том же 1811 году из Ижевска в Воткинск был переведен отец Василий Блинов – одна из наиболее замечательных личностей, связанная не только с историей храма, но и города. Протоиерей Василий Егорович Блинов родился в семье священника Вятского Богоявленского собора Георгия (Егора) Михайловича Блинова и его жены Натальи Амвросиевны 2 января 1785 года. Восприемником при крещении был друг отца доктор Петр Федорович Чайковский, дед Петра Ильича Чайковского. В 1792–1804 годах Василий Блинов обучался в Вятской духовной семинарии, а по окончании ее был оставлен учителем младших классов. В 1807 году Василий Блинов, уже священник, был направлен служить в Ильинскую церковь Ижевского завода. И тут была продолжена духовная связь с семьей Чайковских. Он принимал участие в обряде венчания чиновника Ивана Федоровича Евреинова с Александрой Петровной Чайковской, дочерью своего крестного отца и сестрой Ильи Петровича Чайковского. 29 октября 1811 года отец Василий стал протоиереем старой Димитриевской церкви Воткинска. В первый же год своей службы здесь отец Василий добился открытия Нагорного кладбища (действовавшего до конца 1950-х годов). В июле 1815 года мастеровые Воткинского завода, указывая на то, что завод их «считается одним из самых важных в государстве», а «главные горные заводы по проекту Горного положения состоят наравне с городами», просят управляющего заводом ходатайствовать его преосвященству епископу Вятскому Гедеону о позволении построить в заводе каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/3677.html

Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010