К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня. В XVI–XVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине XIX века. В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»: Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября; Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа. В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник». Предпразднства и попразднства Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Экскурсию по обители провел скитоначальник иеромонах Симон, который показал гостям храмы, восстанавливающийся монастырский корпус и приусадебное хозяйство. Члены делегации совершили славление в скитских храмах в честь Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия и преподобного Иоанна Рыльского. Отец Симон рассказал о возрождении обители и поделился планами по дальнейшему развитию скита. Паломничество третьего дня пребывания делегации Русской Православной Церкви на Афоне завершилось посещением одного из самых древних и известных святогорских монастырей — обители Ватопед, второго в афонской иерархии. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, кроме него в обители имеется еще шестнадцать параклисов — небольших церквей. Паломники получили возможность поклониться хранящимся в обители святыням; в ряду самых известных — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с Поясом Царицы Небесной приносился из Ватопеда в Россию в 2011 году. Иерархи сотворили молитву перед чудотворными иконами Божией Матери — «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». Каждый их хранящихся в обители чтимых образов Пресвятой Богородицы имеет свою поучительную историю, а икона «Всецарица» особо почитается верующими Русской Православной Церкви. После молитвы у святынь Ватопеда состоялась встреча участников паломничества с игуменом обители архимандритом Ефремом. Глава Казахстанского митрополичьего округа , приветствуя отца настоятеля, передал ему благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Ефрем с большой теплотой отозвался о событиях пятилетней давности, когда ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы впервые покинул Гору Афон и прибыл в пределы России, где миллионы верующих смогли поклониться великой ватопедской святыне, духовно укрепиться и получить помощь и утешение от Царицы Небесной. Отец настоятель отметил, что визит в Россию, встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, общение с иерархами и мирянами навсегда запечатлелись в его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/4583493.ht...

Николаевская с. Корцово. Церквей две: Николаевская, каменная зимняя, построенная в 1836-1865 г., и Троицкая каменная летняя, построенная в 1801 г. (1810?). Колокольня каменная. Церкви и колокольня обнесены камен. оградою. Кладбище при церкви. Престолов 6: в теплой а) во имя святит. Николая Мирликийского, в приделах при ней: б) в честь св. Иоанна Предтечи, в) во имя Макария Унженского; в Троицкой холодной: а) в честь св. Троицы, б) в честь Успения Пресвятой Богородицы, в) в честь Архистратига Михаила и бесплотных Сил. Расстояние от Костромы 180 в., от Солигалича 24 в. Ближайшие церкви: Благовещенская с. Холма в 8 в., Николаевская с. Лосева и Богоявленская с. Раменья в 9 в., Ризоположенская с. Герасимова в 10 в. В XVII в. село входило в состав Усольской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Николы чудотворца в корцове " . В 1653 г. упоминается " в Усольской осаде в Карцове Раменье церковь Николая чудотв., в приделах Иоанна Предтечи, св. прор. Илии, да чуд. Макария, другая церковь Успения Пресв. Богородицы, да в приделе архистратига Михаила " . В январе 1718 г. " церкви Живоначальныя Троицы поп Евтифий Карпов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлом 1677 г. в Усольской осаде в селе Корцове Раменье церкви Божии погорели во имя Живоначальныя Троицы да в приделах Успения Пресв. Богородицы, да архистратига Михаила, а другая церковь во имя Николая чудотв., да в приделах Иоанна Предтечи Рождества, да Илии пророка и преп. Макария Желтоводскаго, и в прошлых годах церковь Живоначальныя Троицы и со вышеозначенными приделы построена, а церковь Николая чудотв. и с приделы и ныне не построена, и прошу повелеть на том погорелом месте церковь Николая чудотв. и с вышеозначенными приделы построить каменную " . В ноябре 1720 г. новопостроенная каменная церковь Николая чуд. с приделами была освящена. В апреле 1733 г. " церкви Николая чудотв. поп Иван Васильев в поданном в Синод. казен. приказ прошении писал: " в Усольской осаде приходская наша церковь деревянная во имя Николая чудотв., что в Карцове, да при ней два придела Успения Пресв. Богородицы, да архангела Михаила, которая от давних лет весьма обветшала, за которою ветхостию служить в ней невозможно, а ныне мы вместо оной ветхой Николаевской церкви и приделов желаем построить вновь каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, да два придела: по правую сторону Успения Пресв. Богородицы, а по левую сторону архангела Михаила... "

http://sobory.ru/article/?object=15764

В 1665 г., во время русско-польск. войны (1654-1667), польск. войска разорили и разграбили Н. Б. м., монахи были убиты, игумен взят в плен, где находился ок. года. Для обустройства Н. Б. м. по просьбе игумена царем Алексеем Михайловичем в 1667 и 1677 гг. мон-рю были пожалованы земли. Щедро «жаловал обитель» и царь Феодор Алексеевич . Во время пожара 2 февр. 1673 г. «погорели церкви Святыя Троицы и Пречистыя Богородицы и преподобных чюдотворцев Александра [Свирского] и Никандра» вместе с монастырской казной, иконами, книгами и ризами ( Охотникова. 2007. С. 596-597). После пожара над гробом преподобного поставили часовню, в к-рой насельники служили молебны святому. В 1676 г. настоятель (1676-1680) Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Макарий (постриженик и бывш. игумен Н. Б. м.) обратился к митр. Новгородскому и Великолуцкому Корнилию с челобитной о перенесении мощей прп. Никандра в новую строящуюся каменную церковь. В мае 1677 г. митрополит ответил, что одним из условий переложения мощей является завершение строительства в Н. Б. м. храма (РНБ. Солов. Копии с грамот Соловецкого мон-ря, 127; Охотникова. 2007. С. 605). 29 июня 1687 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) состоялось освидетельствование обретенных мощей прп. Никандра, в котором приняли участие еп. Тамбовский и Козловский Леонтий, архим. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Евфимий, игум. Лисицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Герман и ключник новгородского Софийского собора свящ. Никита. Нетленные мощи переложили в новый гроб, помещенный у южной стены собора, покрыв его простой доской; иерархи велели построить над мощами каменную гробницу (см.: Серебрянский. 1908. С. 568; Охотникова. 2007. С. 705-706). Вероятно, к этому времени завершилось строительство каменного Благовещенского собора. В 80-х гг. XVII в. вся пустынь была заново отстроена. В Соборной редакции Жития прп. Никандра дано описание обновленного Н. Б. м.: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго. И колоколня устроися каменная же, и службы, и кельи построишася». ( Охотникова. 2007. С. 635, 706-707). XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

В связи с церковью с западной стороны пристроена высокая колокольня: низ ее четырехугольный, середина восьмигранная и верх шатровый. На колоколах сохранились две надписи: - «лета 7149 (1641) выменен сей колокол в Володимирском уезде в монастырь Сновицкий Благовещению Пресвятыя Богородицы при игумене Евфимии, а заделать дал старец Макарий три рубля»; - «лета 7149 приложил в Сновицкий монастырь колокол Иван Федорович Соболев». Внутренность храма к настоящему времени, вследствие разных поправок, утратила свой древний характер в значительной степени. Престолов в церкви три: главный, в верхнем этаже – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Над этим престолом сень на железных цепях с изображением коронования Божией Матери. В этом же этаже в прежде бывшей галерее устроен престол в честь св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в 1758 г.; третий придел теплый – в честь зачатия Иоанна Предтечи устроен в нижнем этаже, в бывших прежде братских кельях. В числе священных предметов древности в церкви сохранились: антиминс на престол храма в честь св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. На антиминсе нет собственноручной подписи епископа и не обозначена церковь, куда он освящен; в нижнем приделе хранится полотняный антиминс, на коем напечатано: «сей антиминс… имеет власть священнодействовать в храме честного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, что в Сновицком монастыре. Священнодействован Павлом, епископом Владимирским и Муромским в 1764 г.». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедные росписи с 1828 г. При церкви имеется земли: усадебной около 1 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. До 1876 г. церковь упраздненного Сновицкого монастыря имела особый приход и особый причт, в этом же году к ней приписана Вознесенская церковь в селе Сновицах с принадлежащим ей приходом. Таким образом, при Благовещенской церкви образовался один соединенный приход. Штат причта: священник и псаломщик. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

http://sobory.ru/article/?object=01891

Храм после революции не действовал и пришел в ветхость, был закрыт 20.11.1939 г. Богослужения в храме совершаются с 28 декабря 1994 г. Приделы: главный придел – Благовещенский; правый – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского; левый – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и пророка Божия Илии. http://www.ryazeparh.ru/ Время первоначального построения Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упоминается в писцовых книгах 1627 г. Существующая каменная Благовещенская церковь с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова построена в 1740 г. тщанием той церкви священника Федора Иоаннова и прихожан. 27 января 1775 г. в результате пожара были повреждены царские врата, верхние три яруса иконостаса, иконостасные иконы, «стенное писание от дыма все закоптело, которое повреждение надлежит к починке и вновь к написанию», на что иереем Федором спрашивалось дозволение преосвященного. Случившиеся от пожара повреждения в Благовещенской церкви исправить хотя и дозволено было, но в то же время старосте поповскому Троицкому протопопу Антонию было предписано узнать о причине пожара. На запрос о том поповского старосты Благовещенский причт единогласно показал, что «огненное в церкви запаление случилось от искры, отпадшей от свечи на лампаде, находившейся вверху иконостаса перед образом Спасителя». Указом Консистории от 5 августа 1775 г. протоиерею Антонию предписано: «Благовещенской церкви причт оштрафовать поклонами в церкви, дабы он имел впредь крайнюю осторожность, а все починки поврежденных мест произвесть на собственный тех священно-церковно-служителей кошт». В 1784 г. в трапезе Благовещенской церкви устроен был второй придел с левой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К тому же времени относится и построение двух каменных келий, назначенных первоначально для прожития в них лиц престарелых и увечных. В 1791 г. на место трех старух, не смотря на протест причта и прихожан, переведено было духовное правление, не имевшее своего дома.

http://sobory.ru/article/?object=02001

В состав Благовещенского прихода, кроме градских обывателей, входит дер. Нижнее Вельяминово, в коих душ 265 муж. пола и 323 жен. пола. По штату 1873 г. в причте при означенной церкви положены: 1 священник и 1 псаломщик. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1. -  Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г. В восточной части Зарайска находится одна из интересных церквей города, единственная, незакрывавшаяся после 1917 года - церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Деревянная предшественница ныне существующего памятника архитектуры была построена в 1614 году возле братской могилы рязанских и арзамасских воинов, погибших 30 марта 1608 года в бою с польскими отрядами пана Лисовского при обороне славного города Зарайска. После строительства " по челобитью чернослободских тяглых людей Сенки Казанца с товарищи " на этом месте памятного храма, в него поместили икону Благовещенья Пресвятой Богородицы, которую принесли с собой арзамасские ополченцы. По окладной книге 1676 года в приходе значилось только 14 дворов посадских людей, о самой церкви сказано, что она " стоит пуста, а приходом владеют Троицкий поп Елисей да Спасской поп Федот " . Деревянный храм существовал почти до середины XVIII века. Его разобрали за ветхостью, а иконостас был продан в храм села Кобыльское. Начало строительства нынешней церкви датируется 1777 годом, окончание - уже XIX столетием; трёхъярусная классицистическая колокольня со шпилем была выстроена в 1825 году, перестройка трапезной с приделами Михаила Архангела и прп. Сергия Радонежского осуществлялась в 1863 году. С тилевая разноголосица отчётливо наблюдается в облике этой церкви. По-барочному вытянутый вверх высоченный (аж в три света!) четверик безо всякого восьмерика и вообще без внешне видимого перехода перекрывается полусферическим куполом из стилевого набора классицизма; мимикрирующая под классицизм колокольня контрастирует со стилизованными, но явно апеллирующими к началу XVIII века наличниками основного объёма, а трапезная - уже чистый " функционал " , практически без декора.

http://sobory.ru/article/?object=00795

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010