— Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи). В свою очередь в число Богородичных праздников входят: — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), — Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), — Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар./7 апр.), — Сретение Господне (2/15 фев.), — Успение Пресвятой Богородицы (15/28 авг.). Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные и к группе Богородичных праздников относятся только по той причине, что не отменяют воскресную службу в случае совпадения с воскресным днём. Какие церковные праздники называются средними? К числу средних относится довольно большое количество праздников. Средние праздники делятся на два типа. Принадлежащие к первому типу обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста в полукружии: +). К ним, в частности, относятся праздники, установленные в честь: — св. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября и 8 ⁄ 21 мая), — св. Иоанна Златоуста (13/26 ноября), — св. Николая Мир Ликийских (6/19 декабря), — трёх святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) — и др. В свою очередь к средним праздникам второго типа (обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста без полукружия) относятся дни: — Положения ризы Господней (10/23 июля), — Владимирской иконы Богоматери (21 мая/3 июня), — Архистратига Михаила (8/21 ноября) — и пр. Какие церковные праздники называются малыми? Малые праздники также бывают двух видов (праздники первого вида обозначаются в богослужебных книгах тремя точками в красном полукружии, а второго – тремя точками в черном полукружии). Перечень малых церковных праздников достаточно велик. В той или иной мере ими наполнен весь календарно-годовой период. Что такое местные и общие церковные праздники?

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Итак, Вам понадобится: 1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4), 5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых), цветной принтер, фломастеры, клей ножницы. Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас. 1. Рассказ об иконостасе Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя. Для чего нужен иконостас? Как называются врата в центре иконостаса? Почему они называются Царскими? Почему в основании иконостаса помещается Крест? Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным. Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме. Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников. Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется «моление», потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

http://pravmir.ru/ikonostas-svoimi-rukam...

12 июля 1897 г. Высочайшим повелением М. был назначен 2-м викарием Литовской епархии. 6 авг. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры М. был хиротонисан во епископа Ковенского. 22 сент. 1899 г., согласно Высочайшему повелению, М. был назначен епископом Минским и Туровским. К 1899 г. в Минской губ. проживали 2 238 030 чел., епархии принадлежала большая территория (к 1900 насчитывалось 1205 священнослужителей, было 5 мон-рей, 1195 церквей и 102 часовни, при 6 церквах имелись богадельни). 13 окт. 1899 г. состоялась торжественная встреча архипастыря в кафедральном Петропавловском соборе (взорван в 1936) духовенством во главе с прот. Г. Тарнопольским († 1902). 25 окт. 1899 г. М. в присутствии губернатора Н. Н. Трубецкого освятил помещение 2-й, новой женской гимназии Мин-ва народного просвещения. В 1899 г. был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. М. освящен собор минского в честь Преображения Господня женского монастыря . За время управления епархией М. освятил Кирилло-Мефодиевский храм (1899) в мест. Погост-Загородский Пинского у., Троицкую ц. (1900) в с. Березовце Новогрудского у., построенную «из колотого и обработанного камня», собор (1900; после капитального ремонта) Ляданского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , Вознесенский храм (1904; после перестройки) при Минском жен. уч-ще духовного ведомства, Георгиевскую гарнизонную ц. (1907) в Бобруйске. В 1907 г. личный врач архиерея И. У. Зданович, директор уч-ща слепых и старший врач губ. земской больницы, устроил в здании уч-ща домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (разобрана в 1929). При М. были построены и освящены церковь-школа в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в дер. М. Слепянка, приписанная к минскому Екатерининскому собору (в имении председателя правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги П. С. Хитрово; 1900), храмы во имя вмч. Георгия Победоносца (1900) в с. Брянчицы Слуцкого у., в с. Косаричи Бобруйского у. (1900), в дер. Замошье Бобруйского у. (1901), свт. Николая Чудотворца (усыпальница князей Святополк-Мирских; 1904; архит. Р. Р. Марфельд) в мест. Мир Новогрудского у., в с. Червищи Пинского у., во имя Св. Троицы (1905) в с. Демехи Речицкого у., Успения Пресв. Богородицы (1905) в с. Забелы Слуцкого у. К янв. 1910 г. количество церквей епархии выросло до 1233 (10 соборов, 7 монастырских, 547 приходских, 19 при казенных заведениях и домовых, 251 кладбищенская, 399 приписных), была открыта 101 часовня. К 1912 г. количество церквей в Минске выросло с 19 до 24.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

В 1881 году на средства Ильиной были отлиты колокола для строящейся церкви. Казалось, пройдет немного времени, и церковь будет окончательно построена и освящена. Но произошло несчастье, в 1894 году свод храма обвалился, и недостроенная церковь рухнула. Одному Господу известно, как переживала этот «удар судьбы» Екатерина Александровна, но она не прекратила работ по строительству, и начала строить новую церковь. Пред этим было проведено разбирательство о причинах обрушения. Благочинный священник Иоанн Постников причиной называл отсутствие должных средств у Ильиной, храм строился долго, и свод за это время могло размыть. Сама Екатерина Александровна причиной обвала назвала ошибку архитектора храма. В 1896 году началось строительство новой церкви. На этот раз проект храма был сильно изменен. Теперь предлагается строительство уже двухэтажной церкви. А в нижнем этаже устроить теплую церковь с одним престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Работы были успешно завершены к 1904 году, и церковь была освящена. В процессе строительства были внесены серьезные изменения в проекте. Раньше предполагалось устроить в нижнем храме один придел – в честь святителя Николая. Но построено было три, правый, - в честь Александра Невского, левый, - в честь мученицы Татьяны. На верхнем этаже был устроен летний храм в честь Покрова Богородицы. Как строительница церкви Екатерина Ильина позаботилась и о том, чтобы устроить в храме фамильный склеп. На это она получила разрешение от епархиального начальства и губернатора Москвы. Склеп был устроен под приделом мученицы Татьяны. После того как Ильина продала свое имение, она переехала в Москву, где у нее была квартира. 29 октября 1908 года Екатерина Александровна представилась ко Господу. Накануне своей праведной кончины сподобилась исповеди и причастия Святых Христовых Тайн. Напутствовал умирающую священник Благовещенской церкви, что на Берешках г. Москвы Георгий Скворцов. После кончины, тело Ильиной было перевезено в село Марьинское, где после отпевания, которое было совершено 1 ноября (14 ноября по новому стилю), было похоронено в склепе под приделом мученицы Татьяны. Отпевание совершил местный священник Димитрий Доброходов. Детище Ильиной – Покровский храм, на строительство которого она потратила всю свою жизнь, стал последним пристанищем благочестивой девицы Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=09246

Духовная красота Богородицы проявляется и в момент Распятия Ее Сына. Она испытывает боль, но не печалится, сожалеет, но не отчаивается. Это пример невероятной Матери, не нуждающейся в плаче, криках, потери сознания, женском притворстве и утешении. Ей хорошо известно, что Сын Ее распинается добровольно, исполняя волю Небесного Отца. Она переживает это скорбное Таинство в молчании. Она не восстает на жестоких распинателей, не ищет справедливости, продолжая нести надежду, превзойдя Саму Себя. Как это непохоже на наше нетерпение в скорби, несчастье, отказе и гонении… Слабая и скромная, Богоматерь становится великим символом героизма, недостижимым в нашей мелочности и корыстолюбии. Святой Иоанн Дамаскин, величайший догматический богослов нашей Церкви, говорит о том, что Пресвятая Богородица стоит на втором месте после Святой Троицы. Уже этого утверждения достаточно, чтобы понять, насколько Богородица почитается в Православной Церкви. Какими недалекими кажутся протестанты, не выказывающие Богоматери такого уважения. Богородица неотделима от Христа. В нашей церкви Она – самая любимая личность после Христа. На Святой Горе почет, оказываемый Богоматери, порой приближается к культу. Святая Гора Афон, «Сад Богородицы», как ее впервые назвал известнейший монах Ксиропотамского монастыря Кесарь Дапонте, по давней традиции является землей Пресвятой Богородицы. Ее присутствие руководит афонской жизнью. Согласно энкомию мудрейшего афонского монаха и великого отца Церкви Григория Паламы, посвященному первому преподобному афонскому святому, Петру Афонскому, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном. Эти обеты известны и современным монахам, которые, может быть, и уступают своим предкам в простоте, но всегда имеют доброе и благочестивое расположение к Богородице. Богородица, как было сказано выше, не является всего лишь доброй и скромной прекрасной женщиной. Речь идет не только об исключительно религиозном и нравственном человеке, но о цельной, уникальной и всесвятой личности. Первая Ева, живущая в прекрасном Эдемском саду, своим неповиновением закрыла врата Рая. Вторая Ева, Богородица, своим послушанием вновь открывает Райские двери. Она явилась главой нашего спасения, всеславной Благовестницей. Поэтому благочестивые святогорцы Колливады вместе с преподобным Никодимом Святогорцем, добровольные отшельники, славят и воспевают Богородицу, возводя монастыри в честь Ее Благовещения.

http://pravoslavie.ru/97205.html

В разные годы в храме служили многие замечательные клирики. С 1907 до 1939 г. в нем служили отец Николай Любимов и диакон Феодор Архангельский. В том же году храм был закрыт, разорён и осквернён. Церковные ценности вывезли, многие иконы сожгли. Здание храма превратили в мастерские. В подвале храма временно содержали репрессированных перед отправкой по этапу в места заключения. В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось производство верёвок. Храм начал возрождаться в 1947 г. Интерьер был расписан заново. Иконостас был перевезён с севера страны из разорённой церкви. В это же время возобновилось богослужение и приходская жизнь. Святыни храма: икона Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери: Казанской, «Скоропослушницы», «Утоли моя печали»; икона великомученика и целителя Пантелеимона. В специальном деревянном ковчежце собраны частицы святых мощей многих угодников Божиих. Храмовый ансамбль является зарегистрированным государственным памятником истории и культуры, его реставрация и регулярные ремонтные работы являются предметом постоянной заботы и внимания священства прихода. В 2006 г. было положено начало возрождению храмовой звонницы. За два года на колокольне появились пять новых колоколов. В 2006 г. отреставрирован и введен в эксплуатацию дом церковного причта, в котором проходят занятия Воскресной школы http://agios.itkm.ru/13606 Через село Братовщина проходит старая дорога в Лавру к преподобному Сергию. Здесь в 1613 г. духовенство и бояре встречали «умоленного на царство» царя Михаила Романова, а в 1653 г. — Патриарха Никона, который «ходил в дом Живоначальной Троицы молиться». В 1923 г. святитель Тихон, Патриарх Всероссийский совершил в Благовещенском храме Божественную литургию на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благовещенский храм был построен в 1815 г. вместо обветшавшего, из камня от фундамента, недостроенного Екатериной II путевого дворца, строительство которого начала еще Елизавета Петровна. Храм имеет два придела: правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святителя Николая, в память одноименных церквей, которые здесь стояли еще в XVII в. Храм с колокольней имеет форму корабля. Завершает здание барабан с полусферной главой, на которой водружен крест. С 1907 г. и до закрытия храма в нем служили отец Николай Любимов и диакон Федор Архангельский.

http://sobory.ru/article/?object=05956

2) Колокольня, 1905 г. Кирпичная, трехъярусная. Первый ярус прямоугольный в плане, имеет в центре сквозной проход. Композиция двух верхних ярусов — восьмерик на четверике. Сооружение покрыто высокой шатровой крышей, декорированной по каждой грани тройными кокошниками. Фасады оформлены в стиле московской архитектуры XVII в. с использованием в декоре многочисленных кокошников, колонок с перехватами и дыньками, разнообразных декоративных поясков. Боковые объемы первого яруса покрыты четырехгранными шатровыми кровлями с венчающими небольшими главами. Архитектура ансамбля отражает характерные особенности украинского искусства XVII-XIX вв. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.313, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год В 1064 году во время паломничества по святым местам Первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам основал на берегу реки Корчик женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вся дальнейшая история этой обители повторяет путь практически каждого монастыря этих мест. В 1242 году он был разрушен во время нашествия Батыя. Затем был восстановлен уже как крепость с мощной оборонительной стеной. В 1496 году после двухнедельной осады вновь был разрушен крымскими татарами. С 1596 г. Троицкий монастырь - единственный женский монастырь на Волыни. Один из последних Корецких князей - Ян-Карл — принял католичество, и в 1622 г. отдал часть монастыря францисканским монахиням. С 1752 по 1795 годы он полностью принадлежал Василианскому ордену. Только в 1795 г. Указом Екатерины II православная часть монастыря была возвращена монахиням, но спустя два года обитель сгорела. К 1800 г. храм и кельи были восстановлены и вновь освящены. В 1866 г. обители были возвращены развалины францисканского монастыря. Началось строительство нового храма. В начале ХХ века были построены Иоанно-Предтеченская церковь и надвратная колокольня. Центр монастырской жизни - Свято-Троицкий собор. Он имеет престолы в честь Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского. К собору пристроены кельи с трапезной и церковь в честь Иоанна Крестителя. Трехъярусная монастырская колокольня была возведена в 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=18017

Епископ продолжил труды предшественников по обращению язычников (идолопоклонников) в христианство, старообрядцев в единоверие и Православие. В секретном циркуляре 1852 г. И. требовал от подведомственного духовенства искоренять местные языческие обычаи («вечерки, хороводы, семики»), к-рые, по его мнению, служили «поводом к растлению девиц, к разлиянию блуда». Однако подобные секретные распоряжения архиерея вызвали гнев уфимского ген.-губернатора В. А. Перовского (см. подробнее: Из жизни преосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1896. 9. С. 399-403). За 2 года служения в епархии И. устроил единоверческую женскую Казанскую общину в Троицке, несколько единоверческих приходов и часовен. При И. на землях казенных дач Кусинского завода велось строительство единоверческого Воскресения Господня мужского монастыря (в совр. пос. Иструть Саткинского р-на Челябинской обл.). К освящению монастырского храма в честь Воскресения Христова (март 1851) Московский митр. Филарет прислал напрестольное Евангелие 1637 г. По благословению И. насельники обители вели миссионерскую деятельность на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах Оренбургской губ. При И. в уфимском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре была построена небольшая каменная ц. во имя почитаемого И. свт. Митрофана Воронежского, а в уфимском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре - летний Благовещенский собор и теплая каменная ц. во имя св. Александра Невского. В 1850 г. И. освятил Александро-Невский собор в г. Уральске, Казанский собор в г. Стерлитамаке. При И. также возведены Воскресенский храм в с. Булгакове Уфимского у., Скорбященская ц. в с. Бута Мензелинского у., Тихвинская ц. в с. Левашове, Петропавловская ц. в с. Петровском Стерлитамакского у. и др. 27 авг. 1853 г. И. возглавил Воронежскую и Задонскую кафедру, с 3 апр. 1860 г. в сане архиепископа. 19 окт. 1853 г. И. прибыл в Воронеж. За неск. лет привел в порядок епархиальные дела, запущенные из-за продолжительной болезни Воронежского архиеп.

http://pravenc.ru/text/578511.html

значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен. В 1726-1727 г.г. обе церкви – и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 г., на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 г. построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедныя росписи с 1809 г. Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 г. В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 г. отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода. В 1805 г. ко храму Сорока мучеников был рукоположен учитель, а позднее инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов.

http://sobory.ru/article/?object=00438

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010