Из трав растет: бадьяк, барлак, белена, верблюдка, катран, ковыль, курай, мальва, метлица, мята, овсюк, папоротник, пырей. По горам около Старого Крыма находят много лекарственных растений; а в Сиваше растет масса водорослей, богатых содержанием йода и брома, но из них не делают никакого употребления. Из каменных пород и минералов известны: Бутовый известняк – в окрестностях Симферополя, Евпатории, Севастополя и других местах: он мягок и отделывается топором и пилою; и ныне, как и прежде, употребляется для построек. Меловых гор и известковых скал, большею частью отвесных, много между Качею и Бельбеком. Крымский мрамор, диорит и порфир – на южном берегу. Глина красная – в Феодосийском уезде, также в Карасубазаре: из нее делается кирпич и черепица, а прежде делались из нее большие и крепкие сосуды с тонкими стенками. Глина белая и других цветов – во многих местах. Глина серая, под названием кефе-кил, употребляется вместо мыла: она хрупка и растворяется в воде; добывается в разных местах: у речки Саблы, у подошвы отвесной меловой горы Ак-кая, близ Карасубазара, в Инкерманской долине и пр.; продается в лавках по дешевой цене 93 . Каменный уголь – в разных местах. Так наприм., в 15 верстах от Симферополя, в имении Исляма мурзы Ширинского, есть уголь черный, блестящий и ярко горящий; в бахчисарайском лесничестве, в 20 верстах от станции Алма – уголь легкий, твердый, горящий длинным пламенем. Толщина пласта от 1 до 4 ½ саженей. Ряды пластов каменного угля находятся в окрестностях Балаклавы, также в горном хребте Апалахе, при деревне Дерменкой, близ Алушты, в Гурзуфской даче, близ Ялты, Феодосии, Старого Крыма, местечка Судака, под самым Симферополем, в имениях Зотова, Взметнева и пр. 94 Драгоценных металлов в Крыму нет, но в Алупке, Судакских горах и окрестностях Керчи находят железо, а в окрестностях Севастополя и Старого Крыма – железистый колчедан. 95 Вода Внутренних вод считается в Таврической губернии 21358 кв. верст. Есть в ней вода соленая и пресная. Соленую воду составляют моря с их заливами и проливами и соленые озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Говорят, что все неудачи, все горести его бурной жизни были предсказаны ему странниками, этими вестниками грозных судеб Божиих. У пылающего камина работы Фрагонара в Амурной круглой гостиной на персидском ковре из Бахчисарайского дворца сидел великолепный князь Тавриды. Бриллианты на перстнях, на камзоле князя бриллианты, топазы, сапфиры, агаты; на потолке и стенах гостиной Амур с Дианой, изображенный Буше, царствует в тишине, прерываемой тонкой музыкой из круглой шкатулки да криками попугая. Быть может, некогда, видя эти переливчатые бриллианты, поэт воскликнул о Таврическом князе: " Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами " . Но вот сквозь малиновые занавеси, обрывая золотые кисти, в комнату входит босой, волосатый старик. Его зоркие глаза насмешливо глядят на князя, и, еле шевеля устами, он говорит слова непонятные и жуткие. " Кровь, смерть, дорога близки к тебе, покайся, вспомни клятву " . Князь Таврический, забывая о красавице, о тысячеогненном каскаде камней, земно кланяется страшному человеку и долго лежит у его ног под звуки менуэта Моцарта и крики зеленого попугая. Так передает графиня Браницкая о предсказании смерти князю Таврическому знаменитым странником и юродивым Филиппушкой. Была буря, разорвавшая облака. Дороги не было, сугробы доходили до окон, замел буран, запорошил нижние стекла стеклянной двери. По ночам на балконе ютились полевые звери, иногда утром различали следы лисиц, а на заре замечали куропаток. Жили тихо, вдали от жизни, отделенные пургою полей. Только когда пела в вечерние часы метель в печах, вдруг внезапно доносились свистки паровозов и вспоминался суетливый город в тревоге войны, ужасы крови. 25 февраля 1917 года с утра глянуло солнце. Я вышел на крыльцо, пытаясь пробиться в занесенный двор, и, пораженный, остановился. Кругом, на перилах крыльца, среди двора, на ветвях елок и берез, блестели кровавые светло-оранжевые пятна. У въездных ворот были словно лужи крови, концы крыл птиц были рыжеватого цвета. Ветер выл в обнаженных деревах сада, кричали грачи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/374/...

В 1704 г. он выхлопотал у преемника Селимова, Казы-Гпрея (1704 – 1706), позволение для одного польского иезуита поселиться в Бахчисарае и свободно исполнять миссионерские обязанности среди бахчисарайских рабов, большею частию католиков и поляков. Но через десять месяцев после своего прибытия этот иезуит умер от чумы вместе с 20,000 рабов в конце 1704 года 315 . В тоже почти самое время и константинопольские иезуиты начали внушать французскому послу при порте, маркизу Фериолю, что в Крыму необходимо учредить иезуитскую миссию и ходатайствовать об этом пред правительством. В 1706 г. прибыл в Константинополь вышеупомянутый медик Ферранд и присоединил свой голос к голосу иезуитов. Он подробно описал жалкое состояние христиан, живших в Крыму, и так тронул Фериоля, что тот решился всеми мерами постараться об учреждении в Крыму иезуитской миссии. Один из константинопольских иезуитов Дюбан вызвался положить этой миссии начало и ехать в Крым, где царствовал в это время Казы-Гирей. Вот как описывает Дюбан свое прибытие в Крым в свою первую деятельность там в письме к маркизу Торси от 20 мая 1713 г. «я счастлив, что выбор пал на меня. Я никогда не забуду его (Фериоля) благородства, по-истине царского. Он не только почтил новую миссию, начатую мною, своим покровительством, но еще вызвался поддерживать ее собственными своими средствами и выставить ее в благоприятном свете пред его величеством. Вам известны, монсеньор, письма, полные жара и христианства, которые он писал в то время; он писал также очень настоятельные письма и к хану татарскому, своему старому другу, и прилагал к ним богатые подарки. Снабдив меня изобильно всем, что он считал нужным для моего путешествия, он доставил мне возможность отправиться немедленно. Я отплыл 19 августа того же (1706) г. в сопровождении господина Ферранда... Лишь только мы ступили на землю, как только о том и думали, как бы отправиться в Бахчисарай, столицу страны и обыкновенное местопребывание хана. Письма и богатые подарки Маркиза Фериоля очень скоро доставили нам самую ласковую аудиенциею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Закрыть К 15-летию смерти Е. Максимовой 29.04.2024 125 Очаровательна – во всех проявлениях: от улыбки до завершённости танца, от полётных прыжков, до дух захватывающих вращений: будто у Максимовой иное отношение с пространством, трёхмерным, казалось бы, для всех. Победив на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, Максимова дебютировала в том же 1957 году в партии Маши – в «Щелкунчике»… Классическая Одетта-Одилия вспыхивала особым темпераментом Максимовой, словно зажигая нити новых ощущений в сердцах миллионов зрителей. …брызжет восторгом Анюта, вдруг вытянувшая в жизни билет счастья: ликует её бальный танец, и изломы музыки словно подчёркивают вибрации души. Полёт души и представляла танцевальной своей изысканностью, а порой изощрённость Максимова: очаровательная и волнующая в каждом жесте. Они закончены – её жесты, и, исполненные грации, как будто закольцованы своеобразным величием. …много снималась в кино: завораживала экранная, своеобычная Маргарита из «Фуэте»… Чаровал танец с колокольчиками из «Бахчисарайского фонтана». …корень – традиции академической школы; упруг и лёгок прыжок: воздух расступается благосклонно, грация – природная, изящная мягкость линий покоряет зрительское внимание. Элегантность танца сочеталась с технической виртуозностью оного, все детали были ювелирно-филигранно оточены; вместе с мужем: блистательным Владимиром Васильевым Максимова составляла один из самых выдающихся балетных дуэтов двадцатого века… Многочисленные гастроли развернули мир – и мир аплодировал. Хрупкость её оборачивалась невероятной силой. …хрусталём звенящие движения. Вьётся Сильфида из «Шопенианы»: нечто феноменальное происходит в воздухе, обогащая эстетически души и сердца. Балерина из «Петрушки» звучит новыми ритмами: невозможными ни в каком другом веке, кроме XX. Всё остаётся, начавшись с мистического фуэте: полёты и вращения, трепет и лёгкость, сила и бесконечное очарование… Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/29/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Исторические, культурные, межнациональные и религиозные связи Крыма с Сирией и государствами Ближнего Востока» 3 августа 2018 08:03 – 1 января 1970 03:00 События Соорганизаторами конференции выступили Институт востоковедения Российской академии наук (ФГБУН ИВРАН), Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (ФГБУК «Херсонес Таврический»), Севастопольский Государственный Университет (СевГУ). Конференция была включена в «Комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам» Правительства Российской Федерации. В конференции также принимали участие представители Государственного Эрмитажа, ФГБУН Института археологии Крыма РАН, ФГАОУ ВО Севастопольского государственного университета, ГБУ РК Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета, Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», ФГБОУ ВО Оренбургского государственного педагогического института, и др. В данном научном мероприятии приняло участие почти 40 человек, которые представили 30 докладов. К открытию конференции был подготовлен сборник тезисов докладов. Планируется выпуск сборника статей участников данной конференции. Заседания проходили в течение трех дней. На конференции было проведено два круглых стола (модераторы Васильев А.Д., Лебединский В.В.) и две секции по несколько заседаний. Основными вопросами для обсуждения были: - Крым и его народы в прошлом, настоящем, будущем. - Политические, религиозные и культурные связи Крыма и Средиземноморья в древности и раннем средневековье.

http://bogoslov.ru/event/5932519

Зинаида умерла в первый день Рождественского поста . Она давно и тяжело болела, все это понимали, но она никому не говорила о своей болезни и вообще не любила жаловаться и поднимать эту тему. Только иногда просто и коротко сообщала: «Батюшка, меня на той неделе не будет: я снова в больницу ложусь». И я уже понимал, что Зинаида в очередной раз ложится на обследование или на лечение (в зависимости от обстоятельств) в областной онкодиспансер. Борьба с болезнью продолжалась несколько лет, и временами Зинаида возвращалась из больницы повеселевшая, так что мы все понимали: результаты лечения обнадеживают. Но потом становилось ясно, что болезнь не ушла, а только отступила на время, чтобы вернуться снова. И тогда Зинаида опять грустнела. Но она никогда эти свои переживания не высказывала специально – ни радостные, ни тревожные, а, как я уже сказал, вообще не любила жаловаться и говорить о своей болезни. Последнюю пару месяцев она совсем ослабела и уже не могла приходить в храм, но до этого неизменно участвовала во всех службах, исповедовалась, причащалась и даже пела на клиросе. На клиросе она вообще пела давно, может быть, десять лет или больше, так что, когда я пришел служить в Почтовое без малого восемь лет назад, Зинаида уже была бессменной участницей нашего хора. Вообще она была одной из тех местных жителей, предки которых издавна жили в этих краях и потомков которых, увы, остается всё меньше. Во время Великой Отечественной войны отец Зинаиды партизанил в Бахчисарайском районе. И вот, когда наши войска уже подходили к Почтовому, немцы собрали остатки работоспособного населения в нескольких ангарах и собирались отправить их последними эшелонами в Германию. Тогда партизаны, предваряя действия наших войск и в координации с ними, совершили вылазку, чтобы отбить этих людей и содействовать наступлению Красной армии. В этих боях, освобождая односельчан, погиб отец Зинаиды. Самой ей было на тот момент пять лет, и она запомнила, что за неделю до этого боя отец как-то сумел пробраться домой, повидал жену, детей и фактически попрощался с ними.

http://pravoslavie.ru/125931.html

«Крым и русская культура» в Москве Дом М. Волошина в Коктебеле Филиал Государственного литературного музея в Трубниковском переулке с 28 июля по 15 сентября проводит выставку «Крым и русская культура», на которой представлены экспонаты, связанные с историей освоения Россией Крымского полуострова, начиная со времен Екатерины II и заканчивая вторым десятилетием XX века. Первый зал экспозиции отведен материалам по Крымской войне 1853-1856 годов, многие из которых нигде ранее не выставлялись. Это выполненные в середине XIX века в России, Англии и Франции карты Севастополя, гравюры и литографии, изображающие боевые действия, а также пейзажные зарисовки Крыма того времени. Однако основное внимание организаторы выставки уделили литературной истории Крыма, с которым неразрывно связаны судьбы многих выдающихся русских писателей. Александр Сергеевич Пушкин совершил путешествие по Крыму вместе с семейством Раевских в 1822 году. Поэт посетил древние православные святыни под Бахчисараем и Севастополем. Полученные в поездке впечатления легли в основу поэмы «Бахчисарайский фонтан». Лев Николаевич Толстой командовал артиллерийской батареей на бастионах Севастополя во время Крымской войны. Вскоре после этого свет увидели знаменитые «Севастопольские рассказы», публикация которых стала началом блистательной карьеры писателя. В следующий раз Толстой посетит Крым в начале XX века. В имении графини Паниной он, уже всемирно признанный литератор, будет принимать Чехова и Горького. Чехов в своем ялтинском доме Подлинным центром русской литературной жизни с конца XIX века становится Ялта, где вокруг А. П. Чехова группируются такие знаменитости, как И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький и другие. В 1899 Чехов строит здесь дом (Врачи рекомендовали писателю перебраться на юг по причине слабого здоровья), и поездки русской интеллигенции в Ялту приобретают регулярный характер. Крым находит отражение в произведениях Бунина (роман «Жизнь Арсеньева», рассказ «В ночном море», посвященное Чехову стихотворение «Художник»). Наблюдая за жизнью крымских рыбаков, Куприн пишет повесть «Листригоны». После триумфального успеха «Чайки» в ялтинском доме Чехова стали бывать актеры МХАТа. К. С. Станиславский давал здесь Горькому рекомендации,  связанные с будущей пьесой «На дне». Находясь в Крыму, Чехов создает свои знаменитые пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», рассказ «Дама с собачкой» и многое другое.

http://pravoslavie.ru/347.html

В.В. Виноградов Развиться. Рой Развиться. Рой. Интересны такие примеры возвращения значений слов, подвергшихся французскому влиянию, к национально-бытовому контексту в Пушкинском стиле 30-х годов: Развиться: Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя (1834) Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток (Воспоминание, 1828) Рой – essaim: Тогда я демонов увидел черный рой, Подобный издали ватаге муравьиной (И дале мы пошли, 1832) (Ср. материал на употребление слова рой ниже, с. 311–312 и мн. др.). Замечательно «смешение» смысловых форм в таких стихах: В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь: Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены, хозяйки нет. А где бог весть. Пропал и след. (Евгений Онегин, 6, 31) Ср. в отрывке из «Евгения Онегина»: А дело в том, что с этих пор Во мне уж сердце охладело, Закрылось для любви оно, И все в нем пусто и темно. (Виноградов. Язык Пушкина, с. 272). [См. в той же работе В.  В. Виноградова :] Ср. эволюцию фразеологических оборотов, связанных со словом рой – essaim: рой веселья (Фавн и пастушка, 1816); детей пафосских рой игривый (Моему аристарху, 1816); в «Евгении Онегине»: комедий шумный рой; в нем думы роем возмутил; в «Бахчисарайском фонтане»: прелестниц обнаженный рой; жены...гуляют легкими роями и др. под. Толпа в гостиную валит. Так пчел из лакомого улья На ниву шумный рой летит. (Евгений Онегин, 5, 35) Тогда я демонов увидел черный рой, Подобный издали ватаге муравьиной (И дале мы пошли ) Тогда других чертей нетерпеливый рой За жертвой кинулся с ужасными словами. (там же). Ср. у Баратынского: Исчезнет легкий рой веселий и забав (Дориде). Живых восторгов легкий рой Мне заменится хладной думой И сердцу мертвой тишиной! (Элегия). и др. под. Ср. фразеологию, прикрепленную к слову тень – ombre и мн. др. Виноградов, язык Пушкина, с. 311–312. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Юная Света с бабушклй Однажды по телевизору я увидел передачу о святителе Спиридоне – и сердце разгорелось к нему любовью Даже не знаю, с чего начать… Может быть, с того момента, когда по телевизору однажды увидел передачу о святителе Спиридоне Тримифунтском – и сердце разгорелось любовью к нему и возникло такое удивительное чувство духовной близости, когда реально понимаешь: святой действительно рядом, и кажется, что, чего ни попросишь у него сейчас, – всё исполнится. Я пошел на кухню, подальше от всех, и стоял перед Казанской иконой Божией Матери, и вслушивался в себя, и думал, о чем просить. Вспомнил, что у святителя Спиридона просят об обретении собственного жилья… но как-то совестно было об этом просить. Хотелось другого, большего. И я просил о спасении, о жизни доброй по Богу… и еще… И еще, помню, дерзнул попросить: отче Спиридоне, если меня переведут служить куда-нибудь в другое место из города, пожалуйста, если это возможно и полезно для меня, – пусть это будет Бахчисарайский район, поближе к пещерным монастырям, к любимому моему княжеству Феодоро. Ну, так как-то… И вот тут надо сказать, что собственного жилья у нас не было. То есть в Симферополе я родился и вырос, здесь живут мои родители в двухкомнатной хрущевке, и мы с Леной, а потом и с дочкой старшей какое-то время жили с ними тоже, но в конце концов решили, что надо жить отдельно. Словом, своего жилья у нас не было и не предвиделось в силу недостатка личных средств и каких бы то ни было перспектив помощи со стороны. Так что на момент повествования мы уже лет пятнадцать снимали жилье, и та квартира, на которой мы жили последние пять лет, была для нас третьей по счету. Впрочем, я, если честно, к этому почти привык, а вот жена сильно переживала и сетовала по поводу нашего «бомжевания». Прошло несколько дней после «беседы» со святителем, и вот средь бела дня звонит мне ни с того ни с сего правящий архиерей. Можете себе представить?! Это примерно как если бы губернатор края позвонил заведующему сельским клубом, прости, Господи, за сравнение. Так вот, звонит владыка и начинает вдруг меня расспрашивать о моем житие-бытие и между прочим высказывает осведомленность и озабоченность по поводу отсутствия у меня собственного жилья, а под конец спрашивает, не хочу ли я, чтобы он перевел меня служить в село. На это я сказал только: как воля Божия будет, владыка. Владыка пообещал разузнать, есть ли в том поселке, куда он меня собрался определить, жилье и затем уже принять решение. Вот такой в высшей степени неожиданный и обескураживающий состоялся разговор.

http://pravoslavie.ru/89118.html

Девочка выжила, СК возбудил уголовное дело 4 февраля. ПРАВМИР. В одной из школ Бахчисарайского района подростки пытались убить 13-летнюю девочку, сообщает Российская Газета. «16-летний подросток вместе с другим малолетним знакомым на почве личных неприязненных отношений решил совершить убийство школьницы путем удушения», — сообщили подробности в ГСУ После того, как девочка потеряла сознание, подростки испугались и сбежали. По данным прокуратуры, семьи подростков не состоят на учете в органах профилактики и считаются благополучными. Подростки-виновники занимались спортом, в употреблении спиртных напитков и табачных изделий замечены не были. Психологические тесты, которые проводил школьный психолог, не выявили у них враждебности или агрессии. Прокуратура проводит проверку, следователи выясняют мотивы нападения на девочку. Пострадавшая чувствует себя удовлетворительно. СК возбудил уголовное дело по статье «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и «Убийство». Расследование дела поставили на особый контроль. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 18 июля, 2023 12 июля, 2023 15 мая, 2023 6 мая, 2023 15 марта, 2023 30 ноября, 2022 26 августа, 2022 28 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-krymu-podrostki-pyta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010