Словом, я приехал домой, рассказал домашним об этом эпизоде скорее как о забавном курьезе и – отложил его в дальний ящик своей памяти. Не более того. Прошло пару недель. И вот после службы староста подает мне какую-то бумажку, где написано, что на адрес храма пришла телеграмма с просьбой перезвонить. Почему-то Васильевич решил, что телеграмма послана из Бахчисарая. Я тут же решил, что это беспокоят из Земельного комитета (мы тогда как раз решали вопрос с участком под строительство храма). И вот я весь в этих заботах и думах приезжаю домой, набираю указанный телефон. Настраиваюсь на разговор с чиновником из Земельного отдела и вдруг слышу немощный голос Светланы Петровны… В первый момент со мной случился, что называется, «когнитивный диссонанс», то есть мозги никак не могли свести воедино Бахчисарайский земельный комитет и голос Светланы Петровны. Но уже в следующую секунду до меня дошло, что это именно бабушка прислала телеграмму в Почтовое и попросила позвонить. Словом, началась эпопея «досматривания», больше похожая на куртуазное «ухаживание» из рыцарских романов. Здесь надо сделать некоторое пояснение. Светлана Петровна прожила жизнь непростую и главным ущербом считала отсутствие полноценной семейной жизни . Как-то не заладилось у нее тут. Был муж, с которым она прожила недолго и который ее бросил… детей завести не успели… Словом, остался комплекс определенный. И при этом комплексе, как я уже сказал, Светлана Петровна была человеком невоцерковленным, так что понятия о… как бы это сказать… о субординации, что ли, о правилах общения мирян со священниками ей были попросту незнакомы, и она, с одной стороны, как бы и гордилась тем, что священник за ней присматривает, а с другой – хотела, чтобы другие видели, что за ней ухаживает вроде как молодой (относительно) мужчина. Абсурд полнейший, но я это настроение быстро понял и должен был как-то проявлять снисхождение. Что поделаешь! Жизнь человека, реальная жизнь всегда сложнее любых схем и правил. И вот начался этот удивительный «роман», когда я, со своей стороны, честно старался «досмотреть», а желательно и наставить на путь истинный старушку, а она, со своей стороны, воспринимала это как некую «лебединую песню» своей несостоявшейся молодости. Это было что-то с чем-то… Конечно, это были вполне безобидные странности. Например, она любила, чтобы я приехал на такси, вывез ее куда-нибудь на рынок или в город, в торговый центр, и там она ходила бы со мной под руку и выбирала продукты, книги, вещи… Что придется. Я такие выезды называл про себя «рандеву» и в общем-то понимал, что за ними скрывается элементарное желание человеческого внимания и участия.

http://pravoslavie.ru/89118.html

Но вот что хочу сказать сразу: я совсем не настроен ни над чем подтрунивать и шутить. На самом деле здесь всё глубже и даже, может быть, трагичнее. Светлана Петровна родилась в знаменательном 1938-м. Родилась в семье военного в поселке Коджук-Эли, который находится недалеко от Почтового, где я теперь служу. Вскоре семья переехала в Симферополь, и здесь случилось событие, которое, как я думаю, значительно повлияло на судьбу и характер Светланы Петровны. Отца перевели служить чуть ли не на Дальний Восток, а семью… уж не знаю, насколько это правда, но не удивлюсь, если правда: семью брать с собой «до особого распоряжения» запретили. Вот так они и жили: отец неизвестно где, за тысячи километров, а маленькая Света с мамой здесь, в Крыму. Так продолжалось, насколько я понял, около двух лет, пока наконец не выяснилось (чего и следовало ожидать), что у папы «там» завелась женщина, а затем и сложилась новая семья. Эта разлука с отцом, как мне кажется, оставила в душе Светланы Петровны неизгладимый болезненный след. Бахчисарайский район Воспитывала ее мама – как я понимаю, человек строгий до деспотичности (что, к слову, достаточно часто встречалось в прежние времена, особенно в сельской местности). Она, например, могла избить дочь, когда той уже было за 30 лет, за то, что та вернулась домой после одиннадцати! Эта строгость и жесткость в понятиях нравственности, впрочем, как я понял, распространялись исключительно на дочку, в то время как сама мама позволяла себе некоторый флирт и даже, кажется, большее в отношениях с мужчинами. Не слишком, что называется, часто, но всё же… бывало. И притом такая деспотическая ревность о чистоте нравов дочери… Это, я думаю, тоже наложило свой отпечаток на душевный склад Светланы Петровны. Да не думаю даже, а так оно и есть. Об этом она мне сама говорила. И вот под влиянием этих обстоятельств – ранней разлуки с отцом, жестокости матери в отношении «безупречной морали», да еще и неудач на личном фронте – и сложился характер столь необычный и даже странноватый, как у Светланы Петровны.

http://pravoslavie.ru/89118.html

Коснулся съезд и состояния церковного богослужения в православных храмах, которое оставляет во многом желать лучшего относительно пения и чтения в сельских церквах. В виду сего съезд просил его преосвященство вопрос о лучшей постановке церковного чтения и пения передать на обсуждение сведущих лиц для разработки его в частностях, и признал желательным, чтобы устроялись курсы пения для учителей церковных школ и псаломщиков. Против этого постановления последовала такая отметка его преосвященства: «Всё это пустяки – никаких курсов не надо. Пусть слушают хорошее чтение и пение в семинарской церкви – вот и все курсы». Признавая нужным оказывать приют и вспомоществование нуждающимся из воссоединяемых с православною Церковью некоторых иноверцев, инославных и сектантов, съезд просил бахчисарайское и топловское подворья, не найдут ли они возможным давать временный приют у себя таким лицам. Для успехов миссионерского дела съезд проектировал реорганизовать нынешнее устройство таврической миссии: а) Учредить вторую вакансию епархиального миссионера, с местом жительства нового миссионера в бердянском уезде, в центре молоканского брожения. При этом, имея в виду особое положение старого и нового сектантства в этом районе, съезд признал более соответственным, чтобы миссионером было лицо светское, которому и у старого, и у нового сектантства легче завоевать доверие и искренность, чем духовному лицу, к которому относятся сектанты с явным предубеждением, б) На место окружных комитетов учредить должности ответственных окружных миссионеров, которые бы более зорко стояли на страже миссионерских интересов в данном районе, содействовали бы, как более опытные в полемике, приходскому духовенству к благовременному увещанию отпадающих и служили бы живыми посредниками между епархиальными – комитетом и миссионером. Всю епархию съезд проектировал разделить на пять миссионерских округов и ходатайствовал об испрошении из Св. Синода 2,000 р. на содержание окружной миссии. Коме миссии противо-сектантской в таврической епархии съезд признал необходимым учредить миссию противо-мусульманскую. По справке, в таврической губернии проживает мусульман 109,322 мужеского пола и 91,178 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нынешние греки Таврической губернии в большинстве – потомки архипелагских греков, переселившихся сюда по следующему поводу. В конце 1768 г. возникла война между Россией и Турцией. По сношении (22 января 1769 г.) графа П. Панина († 1789 г.) с начальником греческих легионов Стефаном Мавромихали, греки, жившие на разных островах Архипелага, составили особое войско из 8 батальонов, которое и поступило на службу в Русский флот, под начальство графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского († 1808 г.) и в 1769–73 годах принимали деятельное участие почти во всех сражениях русских с турками. По заключении Кучук-кайнарджийского мира (10 июля 1774 г.), Императрица Екатерина предложила этим архипелагским грекам, называвшимся тогда Албанским войском, за их услуги поселиться на выгодных условиях в Керчи и Еникале, уступленных России Турцией. Они поселились, и в 1779 г. из них сформирован был греческий полк, который впоследствии, по присоединении Крыма к России (1783 г.), перемещен был из Керчи и Еникале в Балаклаву, и ему вверена была охрана береговой линии Черного моря от Балаклавы до Феодосии. 355 Между тем вскоре после Кучук-кайнарджийского мира, греки, притесняемые в Крыму турками и татарами, по совету Игнатия, митрополита готфийского и кефайского, 16 июля 1778 г. отправили из Бахчисарая на Высочайшее имя прошение о принятии их в подданство России и отводе им мест и угодий под заселение. Императрица не только согласилась на исполнение их просьбы, назначив для поселения их Азовскую (ныне Екатеринославскую) губернию 356 , но и повелела освободить переселенцев от податей на 10 лет, а от рекрутской повинности навсегда, для бедных построить дома на средства казны и пр. Переселение греков началось в 1778 г. и окончилось в 1779 г. Переселилось греков в Азовскую губернию около 20000 и несколько тысяч армян. 357 Переселившиеся греки построили город и 20 новых селений. Город они назвали Мариуполем (Мариинский город) в честь иконы Божией Матери, которую они взяли с собою из Бахчисарайского Успенского скита, и в память своего селения Марианны, бывшего около того же скита, а некоторым новым селениям своим дали Крымские названия: Керменчик, Карань, Эски-Крым, Салгир, Мангуши и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

—58— 1883 г. меня, что я дня три прохворал в Успенском Бахчисарайском ските. Преосвященнейший Амвросий высказал мне, что отсутствие мое было заметно: не было распорядительности при перенесении иконы. Крайне стало мне грустно, когда узнал я, что действительно Владыке доложили не благовременно о приближении иконы, и он более полчаса стоял на эстраде, при сильном ветре и пыли. Любовь Владыки, с какою он относится к духовенству, и заботы его о благе пасомых обязывали всех позаботиться о сохранении спокойствия и здоровья Архипастыря. Владыка с самоотвержением относится к делу и благожеланием ко всем; но есть субъекты, которые не ценят забот Преосвященного и своим невежеством и небрежностию нарушают его спокойствие. С неделю назад был такой грустный случай: крестьянин занес жалобу, что приходский священник отказывается венчать его сына, тогда как сам назначил время для брака, и гости уже приехали на свадьбу. Владыка, расспросив крестьянина, и узнав, что причины, препятствующей к повенчанию, нет, сделал священнику такую любезность: послал свою карточку с надписью; если нет препятствий, повенчать; если есть – явиться немедленно и объяснить; это недалеко от Харькова. Священник, получивши карточку, бросил ее на землю и пошел к помещику чай пить, а крестьянин, подняв карточку, принес ее обратно ко Владыке. Невежественная дерзость эта ничем не извинима. Желая дать себе значение пред мужиком, он не осмыслил, кого он унижает, бросив карточку Святителя 1464 ? Дело это, говорят, в Консистории; я еще не был, сегодня только хочу вступить в службу, и, если еще не решено, постараюсь разъяснить важность поступка в пример другим. В Крыму пришлось мне осмотреть Караимский город Чуфут-Кале; он находится в развалинах, стоят стены полуразрушившаяся и одна только синагога да дом, где живет раввин, бывший помощник знаменитого раввина —59— 1883 г. Фирковича 1465 , знаменитого Археолога; он умер годов 8 и после его смерти Правительство купило его библиотеку за 80 тысяч. Старик 88 лет был очень ученый и любознательный, ездил на Восток и дорогою ценою приобретал древности. От подошвы скал, окружающих город, идет долина, покрытая вековыми дубами, называемая Иосафатова долина; здесь на целую версту кладбище, усеянное памятниками. Археолог, производивший в позапрошлом году раскопку, находил памятники за 500 л. до Р. Х. На одном гробе лежит памятник 4 1/2 ар. Раввин передал мне, что это действительный был рост, знаменитого в свое время ученого Караима Исаака Сангари, памятник положен 1200 л. назад. На многое в Крыму можно бы посмотреть, если бы располагать временем и средствами“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Людям типа Татьяны дано на долю не-счастье, потому что, кроме счастья, существуют еще долг, мораль, честь, счастье других и жертвенность. Это всё — вечные ценности, а не слова, и татьянинские типы, вкрапленные в эту жизнь, как небожители, имеют в себе эти ценности и никогда с ними не расстаются. Это — как печать иного мира, печать Христа, крест Христов в сердце. Кто становится на точку зрения одного только счастья, тот может дойти до счастья во что бы то ни стало, счастья любою ценою. Такое счастье, построенное на несчастье другого, оказывается домом, построенным на песке, и достаточно одной жизненной бури, чтобы оно рухнуло. Есть и другое счастье, не эгоистическое, счастье не для себя только. Как есть иной мир, так есть и иное счастье: в отречении от себя, в жертвенности, в жизни для других. Такова Татьяна. Что выше и реальнее: взять от жизни все, что она может дать, ограничиться только земным, как рекомендует Гете, или отрешиться от многого и оставить только «единое на потребу»? И в наше время, и в дохристианскую эру люди отвечали разно на этот вопрос. Фаустовский человек идет по первому пути, как и Гете сам, в своей жизни. Иной удел у Татьяны. «Что делать ей в пустыне мира?» Это говорится в поэме «Бахчисарайский фонтан» о Марии, которая тоже «не создана для мира». Кто ощутил духовную пустыню мира сего, тот не стремится к земному счастью. Почему? Уж ей пора, Марию ждут И в небеса, на лоно мира, Родной улыбкою зовут. Люди лучшего эфира кончают жизнь чрез казнь. Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на  казнь осуждена? Онегин «казнит» двоих: Ленского и Татьяну, а потом казнит самого себя. Медленная казнь Татьяны и Онегина хуже, чем внезапная, мгновенная и неожиданная казнь Ленского. Пушкин казнил самого себя, как и Лермонтов, но чужими руками. В самоказни Онегина дана Немезида русского байронизма, гарольдовщины и м ель мото в щи ны, всякой пародии и подражания. В наше время, в первой половине 20-го столетия, такими масками были пессимизм, ницшеанство, толстовство, индивидуализм, «homo sapiens’bi» — декаденты и богоискатели.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

В нем преодолевается духо-душевная полярность человека, дух и душа сближаются, соединяются, не сливаясь друг с другом и не подавляя друг друга. Преодоление полярности достигается и другим путем — в аскетике, безбрачии. Христос освятил оба пути, брак и безбрачие, но превознес безбрачие как скорый и совершенный путь. В аскетике есть примат духа-анимус над душою-анима. Аиимус контролирует низшие движения души, сдерживает их и через катарсис (очищение) ведет к просветлению. Он обретает свою созерцательную способность и не нуждается в интуитивном психизме души-анима, играет ведущую роль. Пушкин — певец анима, красивой души. Таковы, кроме Татьяны, черкешенка, Мария в «Бахчисарайском фонтане», Маша Троекурова, Маша Миронова, барышня-крестьянка, Марья Гавриловна в «Метели». Но у Пушкина есть и аскетический идеал в лице странника («Странник»), бедного рыцаря («Жил на свете рыцарь бедный») и испанца Родрига («На Испанию родную»). Жертвенность анима или анимус, обоюдная или односторонняя, отказ от личного счастья есть необходимое условие сублимации Эроса и перехода в счастье вечности. Из всех великих художников слова это понял один Пушкин, и здесь религиозная метафизика Пушкина выходит за границы поэзии и переходит в пророческую метафизику. Пушкин ставит проблему искупления анимус через анима, через Вечно Женственное. Гете только поставил эту проблему во всей ее широте и глубине, но не развил и не довел ее до конца. У Гете нет духовного брака анимус-анима. Это сделал Пушкин. Черкешенка из «Кавказского пленника», жертвующая собою, сыграла решающую роль в жизни пленника. Получив свободу и вернувшись домой, он будет вести иную жизнь, не станет вечным странником. Светлый образ пленницы Марии, проходящий через поэму, как видение, меняет облик хана Гирея. Дубровский не учитывает религиозный момент и приходит слишком поздно, чтобы освободить Машу от старческих объятий князя Верейского, и получает отпор. Этот удар меняет Дубровского, и он бросает свою разбойничью профессию. О роли Татьяны в жизни Онегина уже говорилось.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Безлюдные развалины Чигирина произвели самое неблагоприятное впечатление на украинцев. Даже левобережный гетман Самойлович, для которого этот город был столицей гетманов–соперников, предупреждал государя: его потеря будет равнозначна объявлению, что Украина «царскому величеству ни на что не потребна». Действительно, после ухода Кара–Мустафы Украина была возмущена, а значительная часть Правобережья мигом перешла на сторону турецкого вассала Юрия Хмельницкого. Впоследствии Самойловичу пришлось согнать население на Левый берег и выжечь оставшиеся города, местечки и хутора Правобережья. Иоакиму, не знакомому с тайным указом царя Федора относительно Чигирина, вся эта «шатость» представлялась ярким доказательством неискоренимой склонности малороссов к измене. Возмущение Украины было предвидено царем Федором при принятии тяжкого решения оставить Чигирин и постепенно «утишено». Более неожиданной для государя стала острая реакция мусульманских подданных России, воспринявших падение Чигирина как признак слабости «белого царя». Воеводы доносили в Москву откровенные высказывания бунтовщиков о мотивах вспыхивавших тут и там восстаний: «Твой, великого государя, город Чигирин турецкие и крымские люди взяли и твоих государевых людей побили, — а они потому и будут воевать, что их одна родня и душа; они, турки и крымцы, там станут биться, а они, башкиры и татары, станут здесь (в Приуралье и Сибири. — А. Б.) биться и воевать»  . В Посольском приказе высоко оценили опасность объединения мусульманских государств и орд против уверенно наступавшей в Азии христианской державы. Мирный договор с калмыцким ханом (1677) после падения Чигирина был практически разорван; влиятельный тайша Аюка даже заключил союз с Крымом (1680) и послал своих всадников воевать с русскими. К объединению усилий с Турцией и Крымом склонялись Бухарское, Хивинское и Юргенчское ханства. Однако благодаря соединенным усилиям русских военных и дипломатов султан и крымский хан презрели интересы вопиявших о помощи мусульман, чьи азиатские владения при заключении Бахчисарайского договора по умолчанию оставались в сфере геополитических интересов России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

2 февр. 1784 г. образована Таврическая обл., в 1796 г. она вошла в состав новообразованной Новороссийской губ., в 1802 г. в результате разделения Новороссийской губ. на 3 части возникла Таврическая губ., в составе к-рой было 7 уездов. Из них 4 (Симферопольский, Феодосийский (до 1787 Левкопольский), Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а 3 - на материке. В 1820 г. Тмутараканский у. отошел Черноморскому казачьему войску, в 1837 г. из Симферопольского у. выделился Ялтинский, в 1842 г. был образован Бердянский у., и такое адм. устройство сохранялось до 1917 г. практически неизменным. Сразу после присоединения К. к России несколько тысяч татар переселились в Румелию и Анатолию, куда отправились также члены правящей семьи Гиреев и мн. представители крымско-татарской знати. В 90-х гг. XVIII в. отток в Османскую империю татар. населения продолжился, в т. ч. в связи с введением в К. в 1796 г. крепостной зависимости. Согласно рескрипту от 18 сент. 1796 г., татары освобождались от рекрутских повинностей и военных постоев, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов, а на татар. помещиков (мурзаков) власти распространили права российского дворянства. После Бахчисарайского восстания 1808 г. и еще ряда случаев массовых волнений татар. населения ок. 300 тыс. чел. в адм. порядке были выселены преимущественно в Анатолийскую и Румелийскую провинции Османской империи. В это же время начинается заселение К. рус. колонистами; первую волну в 80-90-х гг. XVIII в. составили военные и казаки. В Симферопольском у. возникли рус. села Подгородняя, Петровская, Мазанка, Курцы, Мангуш, Зуя, Бия-Сала, В. Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмовка, Елизаветовка; в районе Евпатории - Трех-Абламы и Степановка, в районе Керчи - Петровка и Катерлез. В 10-х гг. XIX в. в К. поселяются немцы-меннониты, а также греки, албанцы, румыны и болгары, бежавшие из Османской империи. Рус. колонизация, активно проходившая в 10-20-х гг. XIX в., несколько ослабла в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В 1999 г. новым муфтием К. был избран Э. С. Аблаев. В этот период активизировались радикальные исламские организации, а многие мусульм. общины были втянуты в политическую борьбу между меджлисом и его оппонентами - др. татар. орг-циями (напр., с партией «Милли Фирка» и орг-цией «Авдет»). 7 авг. 1998 г. в Симферополе была зарегистрирована 1-я в К. независимая мусульм. община «Нур», имам к-рой Фарид Канцеров симпатизировал ваххабитам. Др. автономную группу мусульман-радикалов возглавил в 1999 г. Сервер Джелялов, лидер общины «Арафат» из с. Украинка Симферопольского р-на. В мае 2001 г. Джелялов провел в Симферополе съезд по созданию параллельного «Симферопольского муфтията», но не был признан большинством крымских мусульман в качестве муфтия и позднее отошел от религ. деятельности. Радикалов поддерживала Всеукраинская ассоциация «Альраид» с симферопольским филиалом «Арраид», основанным в 1997 г., и имам мечети при культурном центре «Арраид» (Симферополь) шейх Сейран Арифов, который сделал ряд заявлений в поддержку религ. учения и практики ваххабизма. При президенте Ющенко на Украине произошли дальнейшая политизация религиозной жизни мусульман К. и активизация деятельности мусульм. радикалов. Не последнюю роль в распространении радикальных идей сыграли «миссионеры-религиеведы» - спецпредставители Министерства религий Турции, которые в 90-х гг. XX в. с разрешения властей Украины организовали в Симферополе т. н. Управление Турецкой Республики по делам религии в Крыму, и работали в качестве советников при ДУМК (в 1999 их было 28, в 2005 - 30); координатор этих советников Бекир Каплан до 2007 г. занимал должность зам. муфтия К. и курировал финансовую помощь Турции мусульманам К. Усиление радикальных настроений проявилось в организации серии «крестоповалов» правосл. юбилейных поклонных крестов в 2000 г., а также в нападении 25 июля 2001 г. группы татар на Бахчисарайский Успенский мон-рь, к-рое курировал меджлис и в к-ром, по данным Комитета религий Крыма, лично участвовал муфтий Аблаев (ГАРК.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010