В 1813 г. (возможно, в 1806 - см.: Сидоренко. С. 69) икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле - надпись по-русски о поновлении с датой 1 авг. 1813 г. Эти надписи сохранялись до 1983 г., когда икона была отреставрирована в ВХНРЦ Л. А. Дунаевым: с полей и фона иконы были сняты слои поздних записей, на фигурах из-за фрагментарной сохранности авторского слоя прописи были оставлены, за исключением небольшой пробы на левом плече Младенца. Фрагменты первоначальной живописи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток. В. и. является редким образцом греч. рельефных икон. В источниках XVII в. и в лит-ре XVIII-XIX вв. она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. О резных деревянных иконах с воско-мастикой известно очень мало. В подобной технике была исполнена почитаемая Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери . В греч. мон-ре Мега Спилео (Великой пещеры) на Пелопоннесе хранится чудотворный образ Богоматери Спилеотиссы, выполненный из воска и др. веществ. По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского , чудотворные иконы Божией Матери из воско-мастики были на Кипре и на Афоне. Все упомянутые иконы без исключения почитались как чудотворные, и в легендах о них особенно подчеркивается древность происхождения. В Свидетельствованной грамоте Патриарха Паисия отмечена еще одна важнейшая особенность В. и.: она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. является мощевиком-реликварием. В лит-ре XIX в. имеется упоминание о составе мощей - это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских. Иконографии этого памятника большое внимание уделил Н.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Значительную роль в распространении и утверждении Православия в Донецком регионе сыграло переселение в 1780 г. из Крыма в район Мариуполя христ. колонии во главе с Готским и Кафским митр. св. Игнатием (Газадини) . Всего из Крыма вышло 31 386 чел., из к-рых 18 394 греки, остальные - армяне, грузины и валахи. Указом Синода от 14 марта 1779 г. митр. Игнатий был причислен к российским архиереям с сохранением титула и с правом пожизненного окормления переселенцев. Первоначально свт. Игнатий служил в созданной казаками каменной Николаевской ц. в Мариуполе. В 1780 г. архиерей заложил каменную ц. во имя сщмч. Харалампия - соборный храм греч. колонии (освящен в 1782, с 1845 назывался Екатерининским). В 1780 г. святителем были основаны ц. Успения Пресв. Богородицы (перестраивалась в 1804, 1887, с 1887 здесь находилась чтимая Бахчисарайская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из Крыма) и храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (где хранились вывезенная из Крыма икона святых Космы и Дамиана и чудотворная икона мц. Параскевы Пятницы). Стараниями свт. Игнатия в Мариупольской округе было построено 24 храма (4 в Мариуполе и по одному в каждом греч. поселении); богослужение в них совершалось на греч. языке до 1873 г., когда было введено богослужение на церковнослав. языке. Переселившиеся из Крыма грузины, разговаривавшие на татар. языке, основали в Мариупольском у. с. Георгиевка (впосл. переименованное в Игнатовку (Игнатьевку)), в к-ром в 1780 г. была построена Петропавловская ц. В 1786 г. свт. Игнатий был погребен в Харалампиевской ц. (в 20-х гг. XIX в. рядом с храмом был заложен новый, более просторный собор, освященный в 1845 во имя сщмч. Харалампия, после чего старый храм стал называться Екатерининским; в новом Харалампиевском соборе находилась чудотворная икона вмч. Георгия). После кончины свт. Игнатия Готская и Кафская епархия прекратила существование, ее приходы были переданы Екатеринославской епархии. В 1829 г. перебравшиеся из Турции греки основали с. Анадоль (Анатоль). В юго-зап. части Мариупольского у. и в Буджаке 38 поселений было основано преимущественно в XIX в. болгарами (до 30 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/178935.html

Святитель Лука оставил богатое научное и духовное наследие: 55 трудов по хирургии и анатомии, 10 томов проповедей, богословский труд «Дух, душа и тело». Ежегодно 11 июня Крымская епархия торжественно отмечает день памяти исповедника Луки. В доме, где он жил, на месте бывшей домовой церкви построена часовня. Еще одна часовня во имя святителя Луки заложена летом 2001 года на территории Симферопольского медицинского университета имени С. Георгиевского. В начале улицы имени Розы Люксембург установлен памятник святителю Луке. Пастырь в полном архиерейском облачении правой рукой благословляет всех нас, торопливо бегущих мимо по своим делам. У памятника всегда, и зимой и летом, букеты цветов. Так люди выражают свою любовь и благодарность святому исповеднику Луке. В Свято-Троицком соборе хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Есть иконы — покровительницы городов или целых регионов. Когда-то и наш полуостров осеняла икона Божией Матери, именуемая Бахчисарайской, Мариупольской, Одигитрией, Панагией. Но в 1778 году, когда греки-христиане переселялись в Приазовье, икона ушла вместе с ними, и долгое время, вплоть до своего исчезновения в годы Великой Отечественной войны, находилась в Мариуполе. С самого конца XVIII века в Крыму не было святыни равной той, которую забрали с собой на новые земли переселенцы. И вот, спустя двести двадцать лет, явился образ, почитание которого мгновенно охватило всю крымскую землю. В 1998 году Феодосия Денисенко, прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района, пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма о. Александр Козак поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Царские врата, бывшая хозяйка иконы увидала свой подарок и не узнала его — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с расспросами — где да когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее — он и не прикасался к образу.

http://sobory.ru/article/?object=09016

Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя св. Иннокентия Иркутского освящен в 1896 г. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 авг. совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 г. греками с собою, теперь находится в предместье г. Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 в. от него, при р. Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским. Ее каменная церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви св. Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится замечательный древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами. Кизильташская св. Стефана Сурожского киновия, в 35 в. от г. Феодосии, близ м. Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 г. Здесь была древняя церковь св. исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в м. Геническе, на бер. Азовского моря, основанное в 1904 г. подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 г., с приделом во имя св. Алексия, митр. Московского, освященным в 1910 г.; здесь хранится местночтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом, († 1 июн. 1908 г.), который и погребен в нем, склепе. Херсонисский св. Владимира, 1 кл., общ., в 3 в. от Севастополя, на бер. моря, на развалинах древнего греческого гор. Корсуня. Основан в 1850 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским, под именем киновии, которая при осаде Севастополя была разрушена; в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями XVII века).      Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.      Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане.

http://pravoslavie.ru/133566.html

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г. Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (213) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2017-01-21) Описание: Благодаря иконе «Божьей Матери Одигитрии» раньше Мариуполь представлял большой интерес для паломников. Ведь она считалась чудотворной, ей делали подношения, а во время празднования Успения Пресвятой Богородицы к ней стекались не только многие христиане Мариупольского уезда, но и казаки Войска Донского. Считается, что мусульмане-татары во время начала переселения греков просили митрополита оставить икону в Крыму. Поэтому Игнатий, опасаясь нападения с их стороны, вез образ с собой, спрятанный в бочке, хотя это было недостойно, ведь иконы принято с честью носить на руках. Она, как и другие богородичные иконы, имела драгоценный оклад. В Мариупольском краеведческом музее сохранился снимок с иконы, выполненный в 1914 году. После упоминания в 1918 году о ней ничего не известно. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бахчисарайская (Крымская) " .

http://pravicon.com/image-28690

«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Жизненный путь святителя Игнатия можно разделить на три части: от рождения в далекой Греции до переселения в Крым, затем — до исхода крымских христиан в Приазовье, и, наконец, служение в Мариуполе. Много трудностей пришлось испытать святителю, но он всегда преодолевал их и с честью нес тяжелый архиерейский крест, возложенный на него, как на пастыря доброго. Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых. Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов) , прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого. Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Бахчисарайский...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге проходит III Зимняя православная выставка 21.12.2012 Поклониться известным святыням, связанным с историей Крыма, — Бахчисарайской иконе Божией Матери и мощам святителя Игнатия Мариупольского — можно на III Зимней православной выставке, которая начала работу в Спортивно-концертном комплексе Санкт-Петербурга 19 декабря 2012 года. Главная тема выставки — Православие в Крыму, который стал для русских земель колыбелью веры. Здесь проповедовали святой апостол Андрей Первозванный, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, а в 988 году принял святое крещение равноапостольный великий князь Владимир. Молебен на открытии перед крымскими святынями, привезенными из Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, совершили насельники Александро-Невской лавры. Посетители смогут познакомиться с экспозицией, посвященной истории создания Бахчисарайского монастыря и его возрождения. Всего в выставке принимают участие 150 экспонентов, в том числе монастыри и храмы из регионов России, Украины, Белоруссии, Черногории и Греции. В программе выставки — многочисленные концертные и просветительские мероприятия. Одно из них — концерт-лекцию «Колокола вчера, сегодня, завтра» — провел клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки (Всеволожский район Ленинградской области) священник Павел Радин, который руководит епархиальной школой звонарей. Отец Павел познакомил слушателей с историей развития колокольного звона: от благовеста, перезвона и трезвона до современного течения колокольного искусства «высокой» (или авторской) колокольной музыки. Выставка работает 19-23 декабря с 11.00 до 20.00. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.12.2012 15:43:40

http://drevo-info.ru/news/14429.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010