После Пушкина тема Кавказа навсегда вошла в русскую литературу (Лермонтов, Лев Толстой). Критик Белинский писал: «Пушкин был явно увлечен двумя предметами — поэтической жизнью диких и вольных горцев и потом элегическим идеалом души, разочарованной жизнью. Изображение того и другого слилось у него в одну роскошно–поэтическую картину. Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен в русской поэзии. И Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался и колыбелью поэзии Лермонтова». Путешествуя по Крыму, Пушкин посетил развалины Бахчисарайского дворца. Екатерина Раевская рассказала ему предание о графине Потоцкой, которую некогда татары увезли из Польши; она попала в ханский гарем, и крымский хан страстно ее полюбил. О фонтане Бахчисарайского дворца Пушкин пишет: «К…» поэтически мне описывала его, называя фонтаном слез. Вошел во дворец, увидел я испорченный фонтан: из заржавой железной трубки по каплям падала вода… Раевский почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище». Поэма «Бахчисарайский фонтан» (1822) написала в манере Байрона. Крымский хан Гирей влюбляется в прекрасную пленницу Марию и охладевает к своей жене Зареме. Терзаемая ревностью, Зарема ночью тайком является к Марии и умоляет ее возвратить ей сердце Гирея. Она говорит о безумии своей страсти и грозит страшной местью. Дальнейшее погружено в таинственный мрак: мы узнаем о смерти Марии, о казни Заремы, о свирепом отчаянии Гирея. Разочарованный хан более напоминает байроновского Корсара, чем дикого татарина; Мария и Зарема — родные сестры Медоры и Гюльнары английского поэта. Пушкин признавался: «Бахчисарайский фонтан слабее Пленника и, как он, отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил. Сцена Заремы с Марией имеет драматические достоинства». Как ни мелодраматично действие поэмы, как ни комичен разочарованный хан, который …в сечах роковых Подъемлет саблю, и с размаха Недвижим остается вдруг… все же эта поэма — одно из самых пленительных произведений Пушкина. Его стих становится гибким и крепким; в гармонии созвучий появляется какая-то переливающаяся, сверкающая влажность; звуки льются и звенят, как прозрачные струи «фонтана грез». Таких стихов, такой заглушенной и томно–сладостной мелодии еще не бывало в русской поэзии. Прлны магии заключительные строки поэмы: Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приятная краса И струи и тополей прохлада — Все чувства путника манит, Когда, в час утра безмятежный,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

В.В. Виноградов Язвить, уязвить, язвительный и др. Язвить, уязвить, язвительный; упоение, упоительный, упоённый. [...] Пушкин широко вовлекал в систему нового русского литературного языка старинные слова и обороты, соответствовавшие живым семантическим нормам и соотношениям. Например, выражение «язвительные лобзания» (см. сл. АР, 1822, ч. 6, с. 1095) в «Бахчисарайском фонтане» (ср. «язва лобзаний» в стихотворении «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем») представляет собою не только метафорическое переосмысление живого тогда значения слова язвительный – «причиняющий или могущий причинить язву, рану» (ср. у Пушкина: «Белая язвительная пыль» (Путешествие в Арзрум); «Покров, упитанный язвительною кровью» (Из А.  Шенье), но, по-видимому, связано с старославянским образом быть уязвленным любовью и древнерусским уязвиться кем-нибудь – в значении «плениться». Любопытно, что в стихотворении «В крови горит огонь желанья» Пушкин воспользовался выражением библейской «Песни песней»: «Душа тобой уязвлена». Текстологическая справка в рукописи этого стихотворения удостоверяет, что Пушкин сначала вместо «уязвлена» написал «упоена». Между тем выражение «Душа тобой упоена» еще раньше было употреблено в языке «Кавказского пленника» Пушкина: Непостижимой, чудной силой К тебе я вся привлечена: Люблю тебя, невольник милый, Душа тобой упоена... Очевидно, эта стилистическая замена упоена на уязвлена вызвана тем, что слова упоение, упоительный, упоенный, будучи по происхождению галлицизмами (ср. французск. enivrement, enivrant, enivré), вносили диссонанс в экзотический примитивизм народной романтики «восточного слога» (см. мою книгу «Язык Пушкина», 1934, с. 260–261). По-видимому, на Пушкина в этом отношении повлияли критические замечания А. С. Шишкова, который, противопоставляя русский народно-поэтический язык простых писателей языку современных русских поэтов новоевропейской школы, в своих «Разговорах о словесности» (СПб., 1811, с. 110) писал: «Язык нежности их имел в себе также нечто особое от нынешнего. Они не говорили своим любовницам: я заразился к тебе страстию, я пленил себя твоими взорами, я поражен стрелою твоих прелестей, ты предмет моей горячности, я тебя обожаю, и проч. Все это чужое, не наше русское. Они для выражения своих чувствований не искали кудрявых слов и хитрых мыслей, но довольствовались самыми простыми и ближайшими к истине умствованиями».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии совершил 111-ю поездку в Херсонскую область Симферополь, 17 января 2024. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии совершил 111-ю поездку в Херсонскую область. Её участники посетили ряд сел Голопристанского района, где проживают дети, чтобы вручить им новогодние и рождественские подарки. Также представители гуманитарного центра заехали в самые отдаленные населенные пункты Херсонской области, которые находятся на Кинбурнской косе, – сёла Геройское и Рыбальче. Их жителям передали продуктовые и бытовые пайки, медикаменты, около 700 кг мандаринов, канцелярские принадлежности, угощения и сладости.      Подарки были куплены на средства, собранные на онлайн-платформе для помощи нуждающимся людям и поддержки церковных социальных инициатив. Проект создан Синодальным отделом по социальному служению и церковной благотворительности Русской Православной Церкви. Канцелярские принадлежности также передал Синодальный отдел. Руководитель Специального гуманитарного центра Крымской митрополии протоиерей Димитрий Кротков и волонтеры поездки посетили несколько храмов, в которые также привезли продукты и угощения. В село Тарасовка были переданы продуктовые и бытовые наборы, рождественские подарки для детей, а в местный храм - богослужебные указания, календари на 2024 год.      111-я поездка Специального гуманитарного центра Крымской митрополии завершила доставку подарков и гуманитарных грузов к Рождеству Христову во все сёла Голопристанского района, где проживают дети. На следующей неделе запланирован выезд в другие населенные пункты, куда доставят сладкие подарки для детей и игрушки, собранные во время проведения акции в бахчисарайском парке миниатюр и привезенные его директором Виктором Жиленко. Приглашаем всех желающих принять посильное участие в сборе гуманитарной помощи. С перечнем необходимого можно ознакомиться ЗДЕСЬ . Обращаем ваше внимание, что есть актуальная заявка от многодетной семьи ( подробнее ), остро нуждающейся в помощи. Также срочно необходима помощь в приобретении хлебопечи для женского монастыря, сестры которого пекут хлеб для гумпоездок, передают его в госпитали и нуждающимся. Гуманитарная помощь принимается ежедневно с 8.00 до 16.00 по адресу: г. Симферополь, ул. Бела Куна, 21А. Вы можете принять и финансовое участие: Банк СБЕР +79787888191 (можно по сбп) ( только СБЕР) Реквизиты: ПАО Сбербанк 117312, Москва, ул. Вавилова, 19 Юго-Западный банк Банк получателя: Юго-Западный банк ПАО Сбербанк БИК банка получателя: 046015602 Счет банка получателя 30101810600000000602 в отделении Ростов-на-Дону банка России ИНН 7707083893 КПП 616143001 Договор банковского счета: 40703810852000000024 Благотворительный фонд " Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии " . 17 января 2024 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/158229.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Бахчисарайском районе православные отстояли восстановление храма, против которого выступили крымские татары 26.07.2006 25 июля в селе Голубинка Бахчисарайского района председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко и глава Крымского правительства Виктор Плакида встретились с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, Бахчисарайским духовенством, археологами и местной властью. Как уже ранее сообщалось, в селе Голубинка восстановление древнего православного храма вызвало противостояние крымских татар и православной общественности. Дошло до того, что крымско-татарская общественная организация " Азизлер " объявила уничтожение православного храма священным для крымских татар. К возмущению крымчан, представитель президента Украины в Крыму Геннадий Москаль рекомендовал местной власти уступить татарам и прекратить восстановление храма на месте его раскопок. На защиту православных Бахчисарайского района встала молодежь общественного объединения " Прорыв " и заявила о своем намерении отстаивать каждую пядь православной земли, какими бы угрозами татары не запугивали местную общину и священника, в очередной раз, сделав вызов представителю президента. Во избежание очередного межконфессионального конфликта в ситуацию вмешались первые лица полуострова и, вопреки рекомендациям представителя президента, поддержали православных верующих. " Лучшего места для строительства не найти, - сказал председатель Крымского парламента, посетив церковный холм и раскопки древнего храма. - Стройте, возрождайте. Мы будем помогать, а на открытие храма и Москаля пригласим " , - заверил Гриценко. " Спаси, Господи! - сказал всем присутствующим владыка Лазарь. - Да быть здесь святому храму, потому что на раскопках древнего храма найдены захоронения православных людей, среди останков которых обнаружены нательные крестики. Скажите, пожалуйста, что же еще надо? Спаси, Господи! " , - поблагодарил первых лиц Крыма владыка. Крымский спикер и премьер автономии заявили присутствующим журналистам о том, что сегодня ни кто и ни кому не должен препятствовать в строительстве культовых сооружений на их исторических местах. Будь то православные или мусульманские храмы. Было подчеркнуто, что такая позиция продиктована требованиями сегодняшнего дня. ИА REGNUM/Седмица.Ru Редакция текста от: 26.07.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/982.html

Закрыть Под сенью креста Начало пасхальной недели казаки отметили установкой православной святыни в труднодоступной горной местности 28.05.2008 1471 Время на чтение 5 минут На выезде из Бахчисарая формируется колона. Одна за другой подъезжают машины. На дороге плечистые парни, перетянутые ремнями. Выходя из машины, казаки обнимаются, трижды целуются по православному обычаю. - Христос Воскресе!.. - Воистину Воскресе, братцы!.. Бабульки, проходя по улице, украдкой крестят казаков в спину. На здоровенных славянских парней заглядываются девчонки. Чуть поодаль, на автобусной остановке малыш-карапуз застыл на месте, открыв рот. Нерусские при виде спокойной силы ускоряются - спешат пройти мимо, и сразу хватаются за телефоны. ...На установку православного поклонного креста в древнем городище Эски-Кермен (с тюркского - Старая крепость) казаки собираются как на силовую операцию: спецназовские разгрузки, травматическое оружие, нагайки - весь набор так называемых полицейских средств - элементы сдерживания. С утра появилась информация о возможных провокациях со стороны местного меджлиса, но большие силы решено не привлекать - накануне договорились: четырех общин будет достаточно. Вот зеленые гимнастерки - объединенных казаков Симферополя - ребята недавно организовали штаб в печально известном Коттон-клубе, пострадавшем от налета меджлисовских отморозков несколько лет назад, сами же и охраняют теперь. Вот широкие плечи здоровенных парней из столичной сотни " Пересвет " , здесь же строгие мундиры бахчисарайцев и черноморской сотни из Севастополя - всего около шестидесяти бойцов, готовятся взять одну из важнейших для себя высот в жизни - северный мыс пещерного города. Именно это место определили бахчисарайцы для установки главного православного символа. На выезде из города подразделение ожидает местного атамана Сергея Юрченко - полковник задерживается: с утра в офисе бахчисарайского историко-культурного заповедника идут сложные переговоры. Юрченко появляется злой и с ходу выдыхает: - Достали, враги. Петров (директор заповедника - Ю.П.) ноет - рассказывает об исторической ценности именно этого участка городища, сбушники прессенгуют. И батюшки уже: а может не надо? Наверное, позвонили откуда следует, попросили успокоить... Музейщики обещали прислать милицию. Так что братцы - всеобщая готовность...

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/28/...

Один из руководителей партии «Родина» прокомментировал скандал вокруг строительства церкви в Крыму Москва, 30 июня 2006 г. Руководитель международного управления исполкома партии «Родина» Михаил Демурин прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ситуацию вокруг строительства православного храма преп. Серафима Саровского в селе Голубинка Бахчисарайского района Крыма. «То, что происходит — еще одно свидетельство, характеризующее неблагоприятное положение в сегодняшнем украинском обществе и, собственно, в Крыму, — отметил Демурин. — Что значит — крымские татары выступают против строительства православного храма, когда православных в этом селе большинство? Более того, мусульманская мечеть там имеется. Украинские власти просто обязаны защищать право верующих свободно исповедовать свою религию и крайне странно, что представитель президента Украины в Крыму это право не готов обеспечивать. Примечательно, что это уже не первый случай, когда г-н Москаль, постоянный представитель президента Украины в Крыму, препятствует православным Крыма в реализации права исповедовать свою веру. Печальную известность приобрело его предложение православной общественности уступить татарам и перенести место установки памятника апостолу Андрею Первозванному в Феодосии, который якобы оскорбляет чувства мусульман изображением креста. На днях памятник был все-таки установлен. Но факт остается фактом, межрелигиозная напряженность в регионе растет». «Если наступление на права православных верующих в Крыму продолжится, — подчеркнул руководитель международного управления исполкома партии «Родина», — то они будут, видимо, вынуждены еще более жестко защищать свои права, как они боролись против расширения военного присутствия НАТО в своем регионе. Правительство России должно поддерживать наших соотечественников и двусторонним ресурсом и активной позицией по этой проблеме в международных организациях, занимающихся обеспечением прав человека, к которым относится и право свободно совершать религиозные обряды». 30 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17923.html

Закрыть Памятные даты позора Как формируется новое мышление украинцев 24.04.2018 1154 Время на чтение 6 минут 1918 год. Мелитополь Верховная рада Украины утвердила новые государственные праздники и памятные даты. Среди них празднование 100-летия освобождения Крыма от большевиков (22 апреля) и 400-летие похода гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного на Москву . Министерствам велено проводить уроки, конференции, выставки и конкурсы, при­уроченные к этим странным праздникам, и даже проработать вопрос о их включении в список знаменательных дат ЮНЕСКО. Понятно, как будут «запудривать мозги» на уроках бедным детям, но каким образом соседи собираются навешивать лапшу на уши международной организации? «Самостийные» фантазии В апреле 1918 года войска Украинской народной республики (УНР), созданной после свержения в Петрограде Временного правительства, вторглись на территорию Крымского полуострова, где была образована Советская Социалистическая республика Тавриды (ССРТ). Правители УНР намеревались присоединить весь Крым и захватить российский Черноморский флот, но к полуострову подходили германские и австро-венгерские войска, успевшие уже оккупировать большую часть Украины. По Брестскому мирному договору между Германией и Советской Россией (март 1918 г.) Крым не был признан частью территории УНР, и Берлин предъявил Киеву ультиматум о немедленном выводе войск с полуострова. Угроза подействовала. Так кто же на самом деле освободил Крым от большевиков? Немецкие и австро-венгерские войска, к 1 мая 1918 года завершившие оккупацию всего полуострова. Смешны заявления украинских «историков» о том, что на сторону УНР якобы перешли все корабли Черноморского флота. Пытаясь не допустить захвата немцами российских судов, командование приняло решение поднять на кораблях севастопольской эскадры флаги УНР - союзника Германии. Висели они всего один день, 29 апреля. 30 апреля часть эскадры во главе с командующим Черноморским флотом ушла в Новороссийск под красными флагами. При немцах в Крыму было своё краевое правительство, которое фактически подчинялось лишь оккупационной власти. А что делали в Крыму освободители от большевиков - австро-германские войска? Они начали изымать запасы хлеба и другого продовольствия со складов и мельниц и отправлять в Германию имущество бывших дворцов императорской фамилии и музейные ценности, в том числе Бахчисарайского ханского дворца, оборудование портов и крымских предприятий. А с Украины вывозили даже чернозём.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/24/pam...

Закрыть " Слава Богу, что мы казаки... " В Симферопольском районе прошел очередной Круг Координационного совета атаманов Крыма 31.03.2008 607 Время на чтение 4 минуты - Слава Богу, что мы казаки.., - звонкие мальчишечьи голоса разрывают утреннюю тишину. Старинный казачий клич раскатистым эхом прокатился над татарским самостроем. В Крымском кадетском корпусе присяга. Церемония проходит с соблюдением всех старинных традиций. На плацу перед учебным корпусом представители духовенства, старейшины, офицеры, родители и приглашенные. Этот день - знаковый в жизни каждого кадета. С сегодняшнего дня они полноправные воины Христовы - защитники православной веры. Один за другим мальчишки прикладываются к иконе и целуют крест. - Клянусь гордо носить звание русского кадета... ...Мой собеседник первый товарищ атамана (заместитель) Всевеликого Войска Донского Петр Барышников. - У нас на Дону больше десяти таких корпусов. Сейчас вот собираемся открыть морскую школу в Таганроге. Есть и специализированные учебные программы для казачьей молодежи. Вообще сейчас государство очень большое внимание уделяет патриотическому воспитанию молодежи. Кто, как ни казаки, первыми вставали на защиту России. Я думаю, в ближайшее время мы встретимся и с начальником корпуса, и с атаманом - поделимся опытом, привезем программы. Может быть, что-то пригодится. Особенно в части духовного воспитания молодежи, истории казачества. Нам, конечно, проще. В России существует закон о поддержке и развитии казачества... - Приехать сюда - была личная инициатива? - Нет... (Барышников хитро улыбается, мол, кто ж тебе скажет... За стратегической информацией о международных контактах крымских казаков сегодня охотятся все украинс кие спецслужбы). Нас пригласили местные казаки. В Крыму уже почти год, как создана посольская станица Всевеликого войска Донского на базе Сурожской казачьей общины. Сейчас вот - зарегистрирована новая общественная организация " Слава и воля " . Она объединяет в основном родовых донских казаков, тех, кто сегодня живет в Крыму. Таганрогский округ еще три года назад подписал договор о побратимстве с Бахчисарайским казачьим куренем. Сейчас вот приехали обсудить дальнейшую программу сотрудничества, скоординировать свои действия. Есть задумки реализовать несколько интересных совместных гуманитарных программ как на территории полуострова, так и у нас в России, и не только... (Барышников снова улыбается...).

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/31/...

Музеи Крыма оспорят решение суда 14 декабря. ПРАВМИР. Окружной суд Амстердама вынес вердикт о передаче Украине коллекции скифского золота, а не возвращать его в музеи Крыма. В постановлении суда отмечается, что Крым, не являясь суверенным государством, не может требовать ценности, представляющие культурное наследие, передает «Интерфакс». Ранее четыре крымских музея подали иск к музею Алларда Пирсона в Амстердаме с требованием вернуть из Нидерландов в Крым коллекцию скифского золота, состоящую из двух тысяч предметов. Четыре музея: Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический», направили в феврале 2014 года в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым — золотой остров в Черном море». Также в составе выставки были экспонаты из музея в Киеве. В экспозиции собраны археологические находки, в частности, более 500 экспонатов — артефакты из скифского золота (церемониальный шлем, драгоценные камни, мечи, панцири, домашняя утварь древних греков и скифов), скифское навершие шатра в виде грифона, скифский бронзовый котел и конные украшения, сосуды в виде овец из Нейзацкого некрополя. После закрытия выставки в августе 2014 года экспонаты из киевского музея были возвращены на Украину. Однако возник вопрос — кому возвращать крымские экспонаты (Нидерланды не признают присоединение Крымского полуострова к России). Музей Алларда Пирсона заявил о намерении передать экспонаты на основании решения суда, во избежание дальнейших претензий какой-либо из сторон. Теперь суд решил, что экспонаты крымских музеев из коллекции «Крым — золотой остров в Черном море» вернут Украине. В течение трех месяцев, пока не пройдет срок апелляции, экспонаты будут находиться в музее Аллард Пирсон. В пресс-службе Минкульта РФ назвали решение суда «крайне негативным прецедентом». «Данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию», — заявили в пресс-службе ведомства, добавив, что суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят.

http://pravmir.ru/amsterdamskiy-sud-resh...

Халюта закончил среднюю школу, медицинское училище, отслужил в советской армии два года, экстерном закончил Одесскую духовную семинарию, заочно – Московскую духовную академию. Кандидат богословия. Защитил научную диссертацию «Пещерные церкви и монастыри древней Тавриды». В Бахчисарае был настоятелем в течение 18 лет и благочинным Бахчисарайского округа в течение 16 лет. В 2008 году назначен благочинным Севастопольского округа и настоятелем Херсонесского Владимирского собора. Директор национального заповедника «Херсонес Таврический» Андрей Кулагин родился в Севастополе, закончил исторический факультет Таврического национального университета им. Вернадского. В заповеднике 3 года возглавлял отдел подводной археологии. В этом году был назначен на должность директора «Херсонеса Таврического». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 28 июня, 2022 27 июня, 2022 14 июня, 2022 21 апреля, 2022 19 апреля, 2022 17 февраля, 2022 4 февраля, 2022 2 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/direktorom-zapovednika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010