Невеста приняла святое крещение с именем Анна. После нескольких лет совместной жизни в Орде, при доме родительском, супруги переселились в Ярославль. Там Анна построила церковь во имя архангела Михаила и другие храмы, часто посещала обитель святого Спаса, любила читать Божественные книги и вообще заботилась более всего о жизни благочестивой. В 1302 году в Орде женился князь Константин Борисович. Нет сомнения, что супруги прочих женившихся в Орде русских князей были христианки. Надо заметить, что и сам Александр Невский по материнской линии был внуком хана Кончака. Из числа других татар, знатных и незнатных, принявших в России святую веру, известен бывший Устюжский баскак, богатырь Багуй (иначе Буга). В 1262 году, когда татары производили поголовную перепись и устанавливали новую систему налогов - подушную, тогда по многим городам народное вече взволновалось и перебило численников и баскаков. Багуй, узнав, что жители Устюга хотят и его умертвить, изъявил намерение креститься и был назван в святом крещении Иоанном. Тогда улеглось все народное волнение против него, были забыты его обиды и притеснения. Впоследствии Иоанн отличался особой набожностью и добродетелями, чем снискал любовь и уважение народа. Иоанн построил на Сокольничьей горе, где он прежде забавлялся охотой, монастырь и устроил церковь во имя своего ангела - святого Иоанна Предтечи. Известны так же: ордынец Кочев, пришедший к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, в крещении Онисифор, родоначальник Поливановых. Мурза, пришедший к тому же князю из Большой Орды, в крещении Спиридон, родоначальник Строгановых. Олбуга, бывший послом у того же князя и крестившийся, родоначальник Мячковых. Мурза Салахмир, в крещении Иоанн, прибывший к рязанскому князю Олегу и женившийся на сестре его Анастасии. Ордынец Кичибей, в крещении Селиван, прибывший к рязанскому князю Феодору Ольговичу, родоначальник Кичибеевых. От крещеных ордынцев тянутся линии дворянских родов и русской национальной элиты ордынского происхождения: Аксаковых, Алябьевых, Ахматовых, Бердяевых, Бибиковых, Булгаковых, Буниных, Гоголей, Горчаковых, Карамазовых, Карамзиных, Киреевских, Корсаковых, Кутузовых, Мещерских, Милюковых, Мичуриных, Рахманиновых, Сабуровых, Салтыковых, Строгановых, Суворовых, Тимирязевых, Третьяковых, Тургеневых, Турчаниновых, Тютчевых, Ширинских, Шахматовых, Шереметевых, Уваровых, Урусовых, Ушаковых, Юсуповых, и многих других - это все принявшие христианство татарские фамилии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1262. Ссылки:   Адрес: Великий Устюг, Красноармейская ул. 40 Координаты: 60.7672, 46.3121 Проезд:Занимает южную часть Красной Горы, между домами по ул.Луначарского и ул.Красноармейская. Ныне территория щетинно-кисточной фабрики, вход строго по пропускам и с разрешения дирекции. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Иоанно-Предтеченский монастырь был заложен в 1262 году. История возникновения и строительства монастыря связана с именем татарского баскака (сборщика податей в пользу хана) Багуя (Буга). Во времена татарского ига положение всего русского народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена данью. В Устюге проживал татарский баскак Багуй, который за неплатеж дани забрал в невольницы дочь одного почтенного жителя города Марию. Народ заволновался и стал говорить, о том, что в Ростове, Суздале и Владимире баскаков уже убили и сам великий князь Александр Невский велел изгонять и уничтожать их. Испугавшись народного гнева, Багуй пришел к своей наложнице Марии с просьбой спасти его. По совету Марии Багуй приял крещение и вступил в христианский брак с ней. После крещения Багуй был назван Иоанном. Следуя советам жены, друзей и знакомых Иоанн построил на Ивановской горе церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, а потом и Иоанно – Предтеченский монастырь. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские были похоронены у Вознесенской церкви. При постройке новой Вознесенской церкви место их погребения вошло внутрь храма. По сведению вологодской епархии гробница Иоанна и Марии Устюжских до 1917 года находилась в приделе Воздвижения Креста с северной стороны Вознесенской церкви. В 1764 году Иоанно-Предтеченский мужской монастырь обращен в женский, с переводом в него инокинь из Спасо-Преображенского монастыря. Лицом к городу, над святыми воротами, находилась трехъярусная колокольня со шпилем увенчанным яблоком и крестом (в настоящее время не существует).

http://sobory.ru/article/?object=12554

Через некоторое время после его кончины благочестивый гражданин Устюга Феодор Тутыгин по данному им обещанию Господу и святому Иоанну построил над мощами блаженного храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня и «гробницу устроил и поставил над телом блаженного Иоанна». С верой притекавшие к гробнице получали много чудесных исцелений. Но так как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами святого Прокопия, изображаются они оба вместе на иконах и во время церковной службы вместе же призываются в молитвах. Служба святому Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. В 1554 году по воспоминаниям знавших его людей было составлено его житие, а несколько позже — похвальное слово. Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашествии врагов. Благодаря его молитвам русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году. А последняя запись в книге о жизни и чудесах праведного Прокопия говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В благодарность святому Иоанну устюжане построили храм, освященный в его честь. И по надписи на иконе праведного Иоанна, приложенной Никитой Строгановым в Устюжскую Иоанновскую церковь, «всей жизни его было только 18 лет». В «Иконописном подлиннике» писали: «Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец, подобием молод, борода только расти зачала, в наусии, волосы просты, риза на нем — раздранное рубище, исчерна бело, и свилося по нем, плечо голо, а также и ребра голы и ноги, выше коленей». Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41–42). Не каждая ли христианская душа должна повторять себе эти слова Спасителя, которые так помнил блаженный Иоанн, как видно из всей жизни его? Иоанн и Мария Устюжские, праведные В трудное и несчастное время татарского ига вся Русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы, не испытавшие татарского погрома, в Великий Устюг, послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самодовольству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Виктор Саулкин привел пример из нашей истории, когда во времена Золотой Орды на Руси бесчинствовали баскаки, забиравшие у небогатых людей, неспособных заплатить поборы, детей. Так же, как и сейчас у ювенальщиков, у баскаков была задача давить на русских людей финансово (а в переводе с персидского баскак - «давильщик»), а у тех, кто не выдерживает материального давления, забирать детей. Коммерциализация образования и самого подхода к семье и воспитанию детей, в купе с правом изымать детей из семей с небольшим достатком, которые, по мнению ювенальных чиновников, не дотягивают до придуманных ими норм, такое же баскачество. Против него надо всенародно восстать, так же, как восстали против баскачества русские люди во времена Золотой Орды, после чего оно исчезло. Церковь должна это всенародное восстание возглавить. Константин Новиков сделал замечание о том, что призывы к восстанию против государства со стороны патриотов-государственников могут стать большим подарком для либералов, тем более призывы к Церкви это восстание возглавить. Если говорить об исторических экскурсах, то баскачество на Руси исчезло не столько благодаря восстаниям, которых было немало в золотоордынский период и которые каждый раз подавлялись в крови, а благодаря тому, что Иван Калита и русские князья взяли на себя функцию регулярного сбора дани. В результате чего Русь, государство в существовавшем тогда виде, ассимилировала в себе эту страшную форму оккупации. Так же и сейчас - единственный путь для государственников - это не восстания, а союз с государством и властью, как бы непросто это не было. Восстания же, хоть и под самым благовидным предлогом, играют на руку разрушителям России. Виктор Саулкин полностью с этим согласился, отметив, что не имел в виду восстание против власти, а Анатолий Степанов добавил, что восстание, в данном случае, нужно понимать не в советской трактовке, к которой мы привыкли, а так, как мы понимаем возглас диакона на литургии «Восстанем...», т.е. речь идет о духовном сопротивлении. С чем все присутствовавшие согласились.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/24/ug...

В той час предсташа священницы и братия дверем келии старца, хотяще уведети, что бысть старцу. Нам же к тому таити не могущим, аз же и ученик старцев и ин брат, его же множицею помянух, на лицах знамения обносящим, паче же слезам лиющимся, множицею и гласы испущахом со учеником старцевым, не могуще терпети конечнаго разлучения, понеже солнцу зашедшу душ наших прежде единаго часа всемирнаго солнца зашествия. Тогда же братия сотвориша над ним плач велик, и тако вземше его несоша в ветхую церковь , понеже вечеру сущу не возмогохом того погребению предати. Во утрие же уранше дни наставшу, пятку сущу в 1 час, ископавше братья гроб, тело преподобнаго земли предахом. Никтоже от мирских человек ту обретеся в то время, ни одру коснуся, ни в гроб полагаема узре кто. Егда же погребохом старца, тогда неции приидоша от града, поведающе нам, яко весь град подвижеся, не точью игумены, священницы и мниси, но и содержащии того града наместницы и прочий общий народ уже путь начинает шествовати, аще не быша предварили преждеречения скорошественницы бывшия в монастыри, поведающе им, яко всуе трудитеся, желаемаго не получите, понеже аще и мы уранихом ничтоже возмогохом видети от надеемых труд наших без успеха. Они же сия слышавше, велику тщету себе вмениша быти, окающеся сами и глаголюще, яко не достойни быхом такова раба Божия ноне одру прикоснутся. Мнози от вельмож скоро в монастырь приидоша аще и не видеша Преподобнаго, ноне со многою любовию гробу его поклонишася. Такожде и общий народ, весь день от града приходяще, покланяхуся гробу Преподобнаго. 1 Вассиан Санин, ученик Преподобного Пафнутия Боровского и брат Иосифа Волоколамского (см. стр. 100 Историч. и Археолог. описание Москов. Ставропигиального I-kлacch. Симонова Монастыря. Изд. знач. исправ. и дополн. по первоисточн. и главнейш. пособиям под редакц. И. Ф. Токмакова М. 1892 г. in 8°). 2 Баскак – по ханским ярлыкам, татарский чиновник, считавшийся по своему административному положению выше князей и полководцев; назначение его было – перечисление народа и сбор податей в покоренных странах (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1261 году уже была открыта в Орде целая епархия с епископской кафедрой в главном городе Сарае; с этого времени епископы сами должны были заботиться христианской миссии, и она пошла настолько успешно, что крестились многие татары даже в глухих местах, где трудно было достать воду для крещения 15 Древние памятники говорят нам и об отдельных лицах, принимавших христианство . Таков например Петр, царевич ордынский, племянник хана Берге Первым толчком к христианству послужило для него впечатление от бесед Кирилла Ростовского , приходившего в Орду. Он рассказывал о святом Леонтии Ростовском и чудесах, совершающихся при его мощах, также предложил несколько христианских поучений; под влиянием услышанного Петр стал размышлять о суетности богов монгольских и склонялся к христианству. Когда Кирилл снова пришел в Орду и своими молитвами исцелил сына Берге, Петр решился сделаться христианином; бежал в Ростов и через некоторое время крестился. Долго он жил при епископской кафедре, усердно посещая храм Божий и стараясь в жизни своей выполнить правила христианской нравственности; построил монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла и после нескольких лет семейной жизни принял монашество в основанной им обители, где и скончался (1288 г.) 16 . Приняли крещение также Беклемиш (Михаил), сын князя Бахмета, родоначальника Мещерских, со многими татарами; царевич Берка (Иоанникий), родоначальник Аничковых; царевич Аредич, родоначальник Белеутовых; князь Чет (Захария), родоначальник Годуновых; царевич Серкиз, родоначальник Старковых; князь Олекса (Александр), родоначальник Глинских; казанский царевич Кайдакул (1505 г. Петр); два сына хана Кульпы (Иоанн и Михаил); мурза Атун, родоначальник Сабуровых; Кочев (Онисифор), родоначальник Поливановых; Мурза (Спиридон), родоначальник Строгановы Кичибей (Селиван), родоначальник Кичибеевых; баскак устюжский Буга (Иоанн) и некоторые другие 17 . Вообще отдельные случаи обращения татар в христианство за XIII-XIV века можно встретить нередко. Но все-таки в XV-XVI веках, когда сила Орды уже ослабла, христианство успешнее насаждалось между татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 мая в день преставления и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Прп. Пафнутий родился в 4 верстах от города Боровска, в родовом своем селе Кудинове. Дед его был крестившийся татарский баскак Мартин, а родителей его звали Иоанн и Фотиния. Двадцати лет он постригся и стал духовным сыном старца Никиты, постриженника прп. Сергия Радонежского, который был потом игуменом Высоцкого монастыря (см. житие прп. Афанасия — 12 сент.) и основал в Костроме Богоявленский монастырь, где умер и был погребен. Пробыв 13 лет игуменом своего монастыря, прп. Пафнутий удалился на безмолвие в лес за 3 версты от города, где и возник новый Пафнутиев Боровский монастырь. Братии он был живым образом подвижнической трудолюбивой жизни: он работал в саду, рубил дрова, зимой плел сети. По понедельникам и пятницам он не принимал пищи, в среду питался хлебом, а в остальные дни разделял с братией трапезу, но ел очень мало. Перед причащением Святых Тайн он пребывал целую неделю в полном безмолвии и воздержании. Первой добродетелью он считал милосердие и нищелюбие — во время голода он ежедневно кормил более 1000 человек, раздал все монастырские запасы. Поучая братию краткими притчами, он рассказывал, что умер один нищелюбец и никак не мог перейти огненную реку в рай. Но явились нищие, легли мостом, и он перешел в рай. При этом он объяснял, что души переносятся в рай ангелами, но Господь открыл таким образом судьбу этой души к нашему вразумлению: «Одна милостыня может спасти человека, если живет он законно». Князья и бояре искали его руководства, несли ему дары; но ласковый и снисходительный со смиренными, он был суров к сильным мира сего и говорил им в глаза жестокую правду. Незадолго до смерти он сказал: «Шестьдесят лет я общался с князьями и боярами и нашел, что это одно испытание для души, а пользы никакой!» Дмитровский князь Георгий Васильевич признавался, что, когда он шел к нему на исповедь, у него колени подгибались от страха. Зато с духовными чадами своими он не прекращал общения и по смерти их. Тот же князь Георгий явился ему по смерти и сказал: «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что когда я шел на безбожных под Алексин, покаялся тебе во всех грехах!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437126/

Местное предание, довольно темное, также приводимое Арх. Леонидом, сообщает, что основателем пустыни был некий разбойники «Опта», – почему она и получила название Оптиной. Но точно такое-же объяснение дается и основанию Болховской Оптиной пустыни. Предание однако же не может удовлетворительно объяснить, почему два монастыря одновременно основаны одними и тем же разбойником Оптою? Кроме того, монастыри обычно называются не по имени князей или бояр, строивших монастыри, а по имени святых, или Господских праздников, в честь которых монастыри строились. – И что это за имя «Опта», что оно значит? Из какого языка взято это слово? В русском языке такого слова нет; в монгольском – тоже нет, кроме слова «окта», – болезнь, лекарь, лекарство; на татарском еще можно допустить производства слова «Опта» от глагола «опмак». По-татарски говорят о человеке, который кого-либо ставит в затруднительное положение (по-русски – притесняет): «вашими опду», – отсюда по русскому произношении «опту», а затем уже «Опта». Если остановиться на этой догадке, то слово «опта», как не собственное, а нарицательное, в таком смысла может быть отнесено к татарскому периоду времени, когда, по свидетельству истории (Ист. Русс. Ц. Фил. Арх. Черн. 2:12), каждый баскак татарский грабил на Руси и притеснял, кого только хотел. Можно, поэтому, согласиться отчасти и с преданием в том смысле, что Оптинские монастыри основаны в татарское нашествие бывшими грабителями, обратившимися ко Христу. Есть еще другое соображение о значении слова «Опта» 6 . Болховский монастырь прежде был общим для старцев и стариц. По этому случаю до Литовского разорения он назывался «Общим монастырем», что допускает и составитель истории Болховского монастыря. (До 1499 года во многих монастырях было две половины: мужская и женская, под общим управлением одного духовного отца. Определением Московского собора 1499 года такие общие монастыри воспрещены). В самом городе Козельске не было ни одного монастыря до 1670 года, только в этом году открыт был Вознесенский девичий монастырь (упраздненный в 1764 г.). Это значение может быть отнесено и к «Общей» Макарьевской пустыни, так как она именовалась в l8-м столетии: «Оптин монастырь Макарьевской пустыни ». А что это был прежде действительно общий монастырь, на это отчасти указывают записки в синодике умерших схимонахов и схимонахинь. Жизнь подвижников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так же поступили и с боярином Феодором, когда он отказался выполнить требуемое жрецами (20 сентября 1246 г. Тела обоих мучеников брошены были на съедение псам, но остались целы и перенесены христианами в Чернигов 7 . Роман Ольгович Рязанский принадлежал к семье, горячо преданной христианской вере, и сам был воспитан в таком же духе. Заступаясь за притесненных, он раз удержал ханского баскака от бесчеловечных насилий при сборе дани. Обиженный баскак нажаловался хану Менгу-Темиру, что будто князь Роман поносил монгольскую веру и самого хана. Романа вызвали в Орду и принуждали к отречению от христианской веры. Несмотря на побои, оковы и тюремное заключение, он решительно заявил Я христианин… никто не заставит меня изменить святой моей вере, тогда последовал приговор Менгу-Темира Пусть князь умрет мучительною смертию. На месте казни Роман стал было говорить о святости христианской веры; но ему отрезали язык, затем вырезали глаза, обрубили пальцы на руках и ногах, уши,, губы, руки и ноги, содрали с головы кожу и отрубленную голову воткнули на копье (19 июля 1270 г.) 8 . Михаил Ярославич Тверской вел борьбу с Юрием Даниловичем Московским из-за великокняжеского престола. Раз татарский воевода Кавгадый помогал Юрию, но он и жена этого последнего, Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу. Кончака здесь умерла; Кавгадый же был освобожден. Явившись в Орду, он вместе с Юрием обвинил Михаила в том, то он отравил Кончаку и не слушается хана. Узбек, которому Кончака была сестрой, рассердился и вызвал к себе Михаила. Как ни удерживали его бояре, он пошел (1318 г.) в Орду, чувствуя, что идет на смерть. После пристрастного суда на шею ему возложили тяжелую колоду и так водили за Узбеком во время охоты; на ночь руки забивали в колодки; раз преданные ему лица приготовили все нужное для его побега и уговаривали его воспользоваться случаем, но он отказался; после публичных насмешек над ним Кавгадый, наконец, прислал палачей. Князь заранее приготовился к смерти. Убийцы вскочили в вежу, где был князь, разогнали слуг, схватили его за колоду и так ударили о стену, что вежа проломилась; когда Михаил поднялся на ноги, его снова повалили на землю и долго били пятами, пока Романец большим ножом не вырезал ему сердце (22 ноября 1319 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В повести о мучении св. Михаила Черниговского сказано, что Батый поставил наместников и властелей своих по всем городам русским. В известии о перечислении говорится, что численники поставили десятников, сотников, тысячников и темников и, урядивши все, возвратились в Орду. Под 1262 годом летописец говорит, что по всем городам русским был совет на татар, которых Батый и потом сын его Сартак посажали властелями по всем городам русским. Князья, согласившись между собою, выгнали татар, потому что было от них насилие: богатые люди откупали у татар дани и корыстовались при этом сами, а многие бедные работали в ростах. Тогда же, при изгнании и убиении татар, в Ярославле убили отступника Зосиму или Изосима, который с позволения посла ханского делал много зла христианам. В 1269 году великий князь Ярослав Ярославич, сбираясь идти на немцев, пришел в Новгород вместе с Амраганом, великим баскаком владимирским. Потом великий князь Василий Ярославич с тем же самым Амраганом воевал волости новгородские. Под 1275 годом упоминается о втором перечислении; под 1290 о восстании жителей ростовских на татар, которые были ограблены. После известия об Амрагане мы не встречаем на севере известий о баскаках, встречаем баскака только раз на юге, в Курской области; под 1284 годом – ясный знак, что на севере баскаков больше не было, иначе летописи не могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых татары принимали важное участие, как, например, в борьбе между сыновьями Невского; упоминаются только одни послы, временно являвшиеся в русских городах. После 1275 года не упоминается более о перечислении – ясный знак, что ханы по разным причинам начали оказывать полную доверенность князьям и что последние взяли на себя доставку дани в Орду; но еще под 1266 годом летописец говорит об ослабе от насилия татарского по смерти хана Берге. Уже князь Андрей Александрович городецкий взводил в Орде обвинение на старшего брата Димитрия переяславского, будто тот не хочет платить дани хану; конечно, если бы в это время находился в России баскак или главный сборщик податей, дорога, то не родному брату пришлось бы доносить на Димитрия, и хан не стал бы основываться на одних Андреевых доносах; если же в этих делах были замешаны и баскаки и дороги, то каким образом летописец умолчал о них? Не умолчал же он о Кавгадые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010