кн. Всеволода Юрьевича Большое гнездо, внуком Юрия Долгорукого и правнуком Владимира Мономаха . – Сказание о князьях, написанное в первой половине XVI века Ярославским монахом Пахомием, замечательно тем, что представляет собой чистое и, можно сказать, образцовое баснословие; в этом именно сказании читается классическая, так сказать, и какая-то совсем невероятная чепуха, что «бяше окаянный царь Батый родом от града Ярославля, от (единой) веси (волости) Череможсвия» 278 и что он – Батый стоял под Ярославлем два года и шест месяцев, отыскивая отца своего). 67 . Антоний Дымский, основатель Дымского Антониева (по его имени) монастыря, который находится в 15-ти верстах на юго-восток ох города Тихвина, живший (как принимается) в середине XIII столетия (по житию, весьма позднему и нисколько не надежному, † в 1273 г.): в церкви его монастыря есть придел его имени 279 . О мощах преп. Антония Дымского, находящихся под спудом, утверждается, неизвестно – насколько достоверно, что в 1330-м году они были было обретены нетленными, а что в 1409-м году, по слуху о приближении полчищ Едигея, они были снова сокрыты в земле, -Филарета Русские святые, 17-е Января. 68 . Харитина Новгородская, жившая неизвестно когда, вероятно – во второй половине XIII beka, и подвизавшаяся в Петропавловском монастыре на Синичьей горе. Чтится местно (5-го Октября), неизвестно – с какого времени, в Петропавловской кладбищенской церкви Новгорода, оставшейся от прежнего монастыря 280 . 69 . Иоанн Устюжский, принявший христианство татарский баскак, и супруга его Мария, жившие во второй половине XIII века. Когда-то до второй половины XVII века было установлено им или само собою вводилось празднование, но потом неизвестно когда в XVIII или в XIX-м веке празднование это само собою прекратилось 281 .  XIV века: 70 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его кончины 282 , что заставляет предполагать раннее установление его почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Достоверность семейного предания о крещении предка прп. Пафнутия Боровского сомнений не вызывает, но, разумеется, дедом преподобного († 1476), не мог быть баскак Батыя (ум. в 1256 г.). К пункту г): Строгановы были потомками северных солепромышленников и купцов (Введенский А. Происхождение Строгановых//Север. Вологда, 1929. 2). Разумеется, эти замечания не ставят под сомнение самих фактов крещения выезжих татар, особенно начиная со 2-й пол. XIV в. Точное местонахождение Полонинского монастыря в настоящее время неизвестно (Огицкий Д. П. Великий князь Войшелк (Страница из истории Православия в Литве). М., 1983. Сб. 24. С. 180–181), но очевидно он находился в западной части Галицкого княжества, возможно — на Подгорье (Мицко I. Mohacmupi Noдrip’я XIII–XIV ст.//Галицько-Волинська держава: Предумови виникнення, icmopiя, культура, mpaдuцii/Тези дonobiдeй та повидомлень. Льbib, 1993. С. 71). Возможно, слово «Полонинский» («иде в полонину... в монастырь» — ПСРЛ. СПб., 1908 [репринт: М., 1962]. Т. 2. Стб. 859) не является именем собственным, а указывает на то, что монастырь был в полонине — долине Карпат. Подробнее о Войшелке см.: Огицкий. Великий князь. С. 171–196. Имеется в виду Новгород (Новый городок) Литовский (совр. Новогрудок). Монастырь находился на берегу р. Неман. Сам факт существования Римонта—Лавраша вызывает сомнение исследователей, считающих, что в рассказе белорусско-литовских летописей о нем (XVI в.) своеобразно преломилась память о князе-мученике Войшелке (Огицкий. Великий князь. С. 181–182). Действительно, черты сходства биографий Римонта и Войшелка и анахронизмы в рассказе о первом из них делают такое отождествление весьма вероятным. Сообщение о том, что Лавраш принял в монашестве имя Елисей, имеет очень позднее происхождение (там же. С. 133–184). Древнее проложное житие, составленное не позднее 1374 г., сообщает, что мученики были погребены местными христианами ночью, при участии новообращенных старших сыновей мучителя — кн. Ольгерда — от брака с витебской кнж.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь Роман был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя Киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин воспитывались в благочестии и страхе Божием. 20 марта 1258 года, после кончины отца – князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, – благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение 12 тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Орду. Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их. Он же глагола к ним: «Не достоит православным христианом, оставя веру свою Православную, приимати веру бессерменскую». Тогда начаша его бити. Он же глаголаше: «Христианин есть, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть». За исповедание христианской веры святому князю отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы и отрубили пальцы, а затем руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и на копие взоткнуша». Мученическая кончина святого благоверного князя Романа последовала 19 июля 1270 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А представленное в фильме, как Рязань, напоминает реверанс уже Питеру Джексону с фэнтезийными Роханом и Гондором. П.Т.: А я не против качественной картинки вместо некачественной бутафории. А.О.: Визуальная часть у фильма очень хорошая. Лучше уж историю в павильоне снимать, чем, допустим, показывать сюжет эпохи Батыева нашествие на фоне церквей 17-18 веков. В принципе, для «Коловрата», чтобы обойтись на минималках, нужны были локации сожжённой Рязани и одна эпическая схватка с татарами. Самые сложные и дорогие по постановке сцены. Думаю, бюджет фильма можно было сконцентрировать на этом. Итак, оба фильма сняты внутри совершенно искусственных декораций: «Коловрат» – на хромакее, «Невский» – летом, на пенопластовом льду. В обоих фильмах есть реверансы западному кино. «Коловрат» снят в подражании «Спартанцам» Снайдера с Хостоврулом, похожим на Трехо. А у Эйзенштейна дочь воеводы сделала похожей на Кримхильду из «Нибелунгов», – такой реверанс в сторону кино нацистской Германии. Оба фильма – весьма «по мотивам» исторических событий. В «Невском» фигурирует Василий Буслаев, – персонаж былин. Т. е. сам фильм тоже в духе того, что сейчас относят к фэнтези. Не будем забывать, что экспертное сообщество в лице историка Тихомирова первоначальный сценарий Эйзенштейна разнесло, как сейчас разносят современные поделки киношников. У Эйзенштейна магистру дано имя Герман Балк, хотя в реальности был Андреас фон Вельвен. Достаточно представить, если бы «Александр Невский» Эйзенштейна вышел в наше время. Критики быстро бы камня на камне не оставили. Кстати, в «Невском» тоже есть оплеуха Китаю. Баскак представлен, скорее, как китайский чиновник, чем как батыр. Поэтому, на фоне однотипных «Коловрата» и «Александра Невского» (1938) фильм «Александр. Невская битва» (2008) предстаёт как вполне себе историческое кино «без дураков». И можно выставлять Эйзенштейна как новатора в создании визуала, а можно представить как ответственного за появление киноклюквы. Он является и тем, и другим. Причём, делать скидку на время создания Эйзенштейну не стоит. В те же годы сняли в полной мере исторические фильмы «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/14/le...

В дни его устюжане отличались строгим благочестием, как напротив за нисколько десятков лет назад до того были нечестивыми, что уже над их городом собралась страшная туча, от которой они несомненно и погибли бы, если б не были чудесно спасены покровительством Божией Матери 5 . Начатки страха Божия в них и стали быть видны в особенности с этого-то чуда, а также в силу дивных подвигов Прокопия юродивого. (Прокопий происходил из немцев и вначале не был православным. Он прибыл в Россию (именно в Новгород) для торговли, и здесь-то духовно переродился, избрав себе подвиг юродства. Когда в Новгороде стали прославлять его за святость жизни: он скрылся отсюда. После многих же странствований он остановился в Устюге.) Еще были известны в Устюге высоким благочестием, пред тем временем как родиться свят. Стефану, некоторые супруги Иоанн и Мария 6 (Иоанн быль татарский баскак, или сборщик податей, и крестился, Мария же была рус­ская), а также Киприан, основатель здесь архангельского монастыря 7 . Всех этих лиц Прокопий имел своими друзьями и собеседниками: пред ними он и оставлял свое юродство. – Наконец и родители св. Стефана, Симеон и Мария, тем не менее, были для устюжан светом христианской жизни. Если б Симеон не был человеком праведным, то Прокопий юродивый не открыл бы ему многих тайн из своей подвижнической жизни. Сам же Стефан не был современником Прокопия (Прокопий умер более чем за 50 лет до него). – Вот в каком месте Господь-Бог определил родиться и быть воспитанным будущему апо­столу страны пермской! Именно он родился около 1340 года. Рождение или же младенческое возрастание особенных избранников Божиих (как и великих людей в жизни общественной) по воле Божией иногда со­провождаются чудесными знамениями. Начнем с самых высоких примеров. Так о святом Крестителе, рождение которого последовало среди нескольких необычайных явлений (взыграние его в утробе материнской, онемение его отца и т. д.), говорили все: что убо отроча сие будет? 8 Ап. Павел, которого сам Господь назвал избранным сосудом своим 9 , свидетельствует о себе, что еще из чрева матери призвал его Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В XIII-XIV вв. известны немногочисленные случаи принятия правосл. крещения представителями династии Чингисидов, среди них - прп. Петр, царевич Ордынский (племянник хана Берке), погибшие вместе с отцом сыновья хана Кульпы - Иоанн и Димитрий. Уже с 1242 г. в связи с установлением ордынского ига на Руси стали появляться представители ханской власти. После разрыва даннических отношений с Каракорумом правители Сарая, начиная с Берке, усилили внимание к подчиненным землям. Одним из важных центров присутствия «татар» в Сев.-Вост. Руси стал Ростов, хотя главным городом по-прежнему считался Владимир, где находился «баскак велик володимирьскыи», к-рый, как показывают события зимы 1269/70 г., несомненно имел под своим началом воинский отряд (ПСРЛ. Т. 3. С. 88, 319; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348). Летописная Повесть о Курском княжении, описывающая события 1288-1291 гг., свидетельствует, что при наличии «татар» основной воинской силой таких отрядов была «Русь» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 482). Этот фактор способствовал постепенной интеграции баскаков и служилых «татар» в древнерус. общество (пример с дедом прп. Пафнутия Боровского показывает, что она нередко приводила к переходу баскаков в Православие). В 1-й трети XIV в. в Сев.-Вост. Руси после серии городских восстаний произошла ликвидация системы баскачества. При этом отпала необходимость присутствия в ней на постоянной основе вооруженных ордынских отрядов, правда сохранявшихся еще определенное время в пределах южнорус. земель (прежде всего в Чернигово-Северских и Киевском княжествах). Интегрированные к этому времени в правосл. общество ордынцы вряд ли были заинтересованы в возвращении в О., где после прихода к власти хана Узбека наблюдался еще более интенсивный процесс исламизации местной военно-служилой знати. В кон. XIII-XIV в. в Москву, Коломну, Тверь, Ростов, Н. Новгород, Переяславль Рязанский (ныне Рязань) и др. города Руси ордынцы приезжали и оседали здесь не только в связи с изменением системы баскачества в Сев.-Вост. Руси, религ. преследованиями, но и ради службы и богатого жалованья. Мн. ордынцы оставались на Руси вместе со своими семьями и слугами, постепенно интегрируясь в ряды рус. военно-служилой знати. В XIV - нач. XVI в. привлечение на службу знатных выходцев из О. также стало одним из скрытых направлений борьбы за гегемонию в Вост. Европе между правителями ВКЛ и Московского великого княжества. Такое состязание за привлечение на свою сторону видных представителей военно-служилой знати имело многовекторный характер. Оно затрагивало интересы не только местной правящей элиты, но и правителей соседних земель ( Флоря. 2001).

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Другой причиной, вызвавшей прекращение деятельности святилищ, могли быть действия татар. В 1259 г. в галицкое Понизье был прислан с большими силами баскак Бурундай. Он остановился на южной границе княжества в Бакоте на Днестре. По его требованию были сожжены укрепления многих городов Галицко-Волынской земли. Татары начали проводить перепись населения, как это уже было сделано в других русских землях: «Сочтоша я в число и начата на них дань имати». В Киеве население бежало от переписи (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., 1950, с. 218). Бурундай стоял совсем недалеко от Збруча и, может быть, надвигающаяся опасность и нежелание подпасть под татарскую перепись заставили язычников уйти со своих привычных мест. В конце XIII и начале XIV в. Галицко-Волынское княжество значительно усилилось, здесь была учреждена своя митрополия, что укрепило независимость княжества (Исаевич Я. Д., 1989, с. 76; Щапов Я. Н., 1972, с. 61). В это время началось активное освоение галицкого Понизья, на Збруче и в его окрестностях появились первые населенные пункты, упомянутые в письменных источниках (Icmopuя мicm i ciл, 1973, с. 178–250, 461). Ближайший к культовому центру на Збруче город Сатанов упомянут в 1404 г., но монастырь рядом с ним возник еще в XIV в. В пещере на скалистой гор Звенигород была устроена часовня и келья отшельника. Появление в этой местности первых городищ и монастыря делало невозможным существование здесь языческих святилищ. Память о них сохранялась долго и местные жители до 1947 г. на Троицу устраивали процессии на священную гору Звенигород и к пещере отшельника. Новые материалы, полученные при исследовании огромного языческого центра на Збруче, существовавшего с конца X до конца XIII в. документально подтвердили длительное сохранение языческих верований, доказали славянскую принадлежность знаменитого Збручского идола, показали богатство и разнообразие языческих представлений как целостной и развивающейся со временем религиозной системы, более или менее общей для всех славянских народов. Вопреки довольно распространенному мнению о неразвитости религиозных представлений у восточных славян, уровень развития язычества у них отнюдь не был примитивным и отсталым. У восточных славян были известны боги, обладающие разными функциями, распространены идолы, строились деревянные храмы, создавались крупные религиозные центры, существовали разработанные ритуалы богослужения и жертвоприношения. Религиозной жизнью руководили специальные жрецы, роль которых была, вероятно, не менее значительной, чем у западных славян.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3 класса девичий. Находится в самом городе Устюге, на горе Соколе. Этот монастырь был прежде мужской и основан ещё в XIII столетии. По свидетельству Устюжского летописца основателем его был Татарского Хана Батыя Баскак или Наместник, именем Багуй или Буг богатырь, который жил в Устюге для собирания Ханских даней и имел свой двор на горе, под нынешним монастырём находящейся, a от него прозванной Сокольничьей, потому что он там забавлялся Соколиной охотой. Когда в 1262 году прислана была в Устюг от Великого Князя Александра Ярославича известительная грамота о победе Россиян над Татарами; то упомянутый Багуй, опасаясь нападения от устюжан, по совету наложницы своей устюжской девки Марьи, обратился в Христианскую веру и в крещении принял имя Иоанна, а вскоре потом на Сокольничей горе двор свой обратил в монастырь и устроил первую церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. С тех пор этот монастырь с настоятельством Игуменским существовал до Штатов в 1764 году. По переписным книгам 1678 года написано было за оным 88 дворов половничьих и бобыльских, а по первой переписи 1722 года всего 484 души крестьян мужского пола. Земли пашенной 436 четвертей, да сенокоса на 8.028 копен. При составлении в 1764 году Духовных Штатов этот монастырь не внесён был в число штатных, а потому и следовал к упразднению. Но поскольку в тех же Штатах предписано было между прочим в Устюжской Епархии оставить один женский монастырь третьего класса, избрав для оного из упразднённых монастырей лучший в строении; то монастырь Иоанно-Предтечевский и был для сего избран на место бывшего дотоле в Устюге же Преображенского девичьего монастыря, находившегося на месте нынешней Преображенской приходской церкви. С того времени доныне этот монастырь состоит женским под начальством Игуменьи. В нём церковь двухэтажная каменная с престолами: вверху трёх Святителей, а внизу Св. Иоанна Предтечи с приделами Св. Димитрия Ростовского и Льва Епископа Катанского, в папертях строенных в1740 году устюжским гражданином Львом Чалбышевым. Иорданский или Киево-Иорданский Николаевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Позднейшую западную переработку представляют окрыленные головки 71 . От основного образца бывали более и менее значительные отступления: на иконе Московск. Данилова монастыря обнаженная фигурка без трубы 72 , что, впрочем, икона легко могла утратить при реставрации; по двум ярославским подлинникам она благословляющая обеими руками 73 , – жест очень употребительный в иконографии и означающий преимущественно обращение с речью 74 ; на иконе Московск. Неопалимовской церкви и Девичьего монастыря ангелов ветра два: другой виден до пояса на заднем плане и обращен лицом к Богоматери; на первой иконе он ничего не имеет в руках, на второй держит чашу, которая, по-видимому, никакого близкого отношения к олицетворению ветра не имеет, но может быть понята, если вспомнить, что Божией Матери служат 7 старейших ангелов («Небо новое»), между которыми числится Рафаил, врач недугов человеческих, изображающийся с алавастром в руках. Довольно странное уклонение от общепринятого типа находится на одной иконе села Баскак, Тверской губ.: во-первых, здесь ангел с надписью: «возводяй ветры от сокровищ своих» находится вверху, над главой Богоматери, где обыкновенно пишется херувим; во-вторых, в деснице у него белая ветвь, в шуйце сосуд с тремя расходящимися лучами 75 . Первый из этих атрибутов – ветвь, может быть, опять один из символических знаков, принадлежащих старшим ангелам, но также, хотя и с большею натяжкою, появление его возможно объяснить замеченным влиянием ветра на климатические перемены и отсюда на плодородие земли, подобно тому как в классической мифологии зефир изображался в мантии, наполненной цветами 76 . Что касается чаши с тремя лучами, то она служит заменою и довольно неудачною, несогласною с древними образцами, известной фигуры ветра; три луча означают выходящую из нее стихийную силу – прием весьма обычный и применяющийся на этой же иконе к изображениям снега, инея, мраза, росы. У Буслаева в Апокал. есть подобное же изобр. гласов Божиих, исходящих в виде трех лучей из труб 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Гурий бе по взятии Казанском первый архиепископ в Казани, родом синклитик руготиных и постриженик Иосифова монастыря. Варсанофий из Песнощьсково монастыря послан бысть со святителем сим Гурием вкупе создати в Казани первый монастырь еже есть Боголепнаго Христова Преображения внутри града Казани и потом во Твери быв на епископстве и оставив епископью пакы возвратися в Казань и тамо преставися. Обретены ж быша мощи их в лето 7104 октября в 4 день»; октября 7 – «Сергий иже на Нурме, Вологоцкий новый чудотворец, собеседник Павлу Обнорскому»; октября 12 – Амфилохий Глушицкий, ученик Дионисия Глушицкаго, «бе в лето 6944»; октября 15 – Иоанн «архиепископ Суздальский, «бе в лето 6895»; октября 19 – Димитрий Царевич, «сий святый страстотерпец Дмитрий, сын благовернаго царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Руссии, убьен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощы с Углеча к Москве в лето 7114»; октября 21 – «принесение честных мощей иже во святых отца нашего Иллариона, епископа Меглинского, новаго чудотворца в лето 6701. Сей обличи и посрами ересь армянскую еже постяхуся арцы урцыю»; октября 23 – Иаков Боровицкий; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский «в лето 6600»; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – «успение преподобнаго отца нашего Варлаама Хутынского в лето 6751»; ноября 11 – «успение Максима юродиваго Московского в лето 6942»; ноября 17 – Никон – ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – «убиение Михаила Тверского князя в лето 6827»; ноября 23 – «успение Александра Невского в лето 6771»; ноября 24 – Меркурий Смоленекий, «убиенный от царя Батыя в лето 6755»; ноября 26 – «освящение церкви великомученика Георгия в Киеве, в лето 6545»; ноября 28 – «успение Феодора архиепископа Ростовского в лето 6898. Сей бысть первый архиепископ в Ростове, а прежде его бяху епископи в Ростове. Сей пермичи учи и грамоту по их языку состави»; мая 1 – Пафнутий Боровский, «бе от племени агарянсково от отца именуемых единого от баскак, пострижен на Волоку Ламском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010