Вез всякого сомнения, много значило то, что Пастырь был так близок к христианской пастве: он при всяком случае мог предохранить ее от ослабления в вере. Для той же цели еще прежде основания кафедры находились при дворе ханов Русские священники 40 . Но с тем вместе Сарайская Церковь могла быть рассадником христианства между самими Татарами. Сарайский Епископ Феогност в 1301 г. уже предлагал Патриарху вопрос относительно крещения Татар, и прямо говорил, что из них некоторые изъявляют желание креститься 41 . Несколько диких отраслей привитых к лозе Христовой, известны и Истории. Таков, прежде прочих, св. Петр царевич – ясный пример тому, что пребывание наших Пастырей в Орде не оставалось без влияния на Татар. Ростовский Епископ Кирилл прибыл в Орду по нуждам своей Церкви, и ласково принятый Бергаем, по его желанию, говорил о просвещении России св. верою, о том, как подвизался св. Леонтий в обращении Ростовских язычников, как при гробе его совершаются чудеса в славу имени Христова и силою Христовою. Красноречивый рассказ так тронул племянника Бергаева, впоследствии Петра, что он стал размышлять о пустоте монгольской религии. Когда же Кирилл в следующем году опять прибыл в Орду: то царевич тайно от матери и дяди отправился вместе с ним в Ростов, принял крещение, построил обитель при св. Игнатие Ростовском, вступил в супружество и, овдовев, скончался преподобным иноком 42 . В то же время баскак Бога принял св. крещение по страху; озлобленный народ Устюжский хотел (1262 г.) убить его: но Бога-Иоанн умер также праведником. Князь Феодор Ярославский женился в Орде на дочери хана Менгу-Темира, принявшей св. крещение с именем Анны и впоследствии отличавшейся высоким благочестием 43 . Сын Князя Бахмета, прибывшего из Орды в Мещеру в 1298 г. крестился сам с именем Михаила и крестил с собою многих Татар 44 . При В. Кн. Иоанне Калите от тревог в Орде выехал в Россию с несколькими мурзами мурза Чет, и крещен с именем Захарии: это родоначальник Годуновых и других бояр 45 , а за несколько лет пред тем несколько Князей женились в Орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 60-63 Ярлыково упоминается в документах с 1535 года уже как село с деревнями, то есть деревянная церковь к тому времени в селе стояла. Согласно одной из версий, его название, несомненно тюркского происхождения, является историческим - будто бы в селе этом жил золотоордынский баскак, собиравший дань в этих местах. Если это так, то Ярлыково возникло не позже XV столетия. В первые десятилетия XVI века оно было владением князя Михаила Васильевича Горбатого - собственно, в его духовной грамоте, датируемой 1535 годом, село впервые и названо. В 1540-х гг. Ярлыково было передано вдовой князя, княгиней Анной Горбатой Суздальской Покровской женской обители. Монастырское владение было подтверждено двумя царскими грамотами - Василия Шуйского в 1606 году и Михаила Фёдоровича Романова в 1623 году. Сколько деревянных церквей сменилось на месте нынешнего Смоленского храма, не известно. В середине XVIII века решили строить в Ярлыкове каменную церковь. По поводу того, какой ей быть, видимо, особых споров не велось - село было небольшим, находилось " на отшибе " , и храм в нём положили строить простейший и вполне традиционный, не озабочиваясь придумыванием изысканных проектов. Строили из кирпича - основной четверик оказался практически лишён декора, колокольню возвели шатровую, как было принято в этих местах, а соединила их функциональная трапезная. В окна вставили кованые решётки - с одной стороны, дань традиции, а с другой - охранительная мера, не лишняя в глухом углу Шуйской земли. Судя по всему, изначально храм был абсолютно симметричен относительно оси " запад-восток " , однако чуть позже трапезную распространили на юг, нарушив симметрию и в ней устроили тёплый придел. Шаг - вполне вынужденный, продиктованный тем, что служить в церкви требовалось и зимой, а главное помещение оставалось неотапливаемым. Спустя некоторое время Смоленский храм полностью расписали, пригласив для того местных мастеров, быть может из Палеха, а быть может из Шуи. Имена их, равно как и имена строителей церкви неизвестны по причине плохо документированной истории церкви. В храме фрагментарно сохранилась клеевая роспись, выполненная во второй половине 18 века - один из ярких фресковых образцов палехско-шуйской школы. Основной объём содержит фрески с евангельскими сюжетами. Сцены, изображённые в два яруса на стенах, сильно пострадали; в гораздо лучшем состоянии пребывает роспись сводов (Страстной цикл).

http://sobory.ru/article/?object=05059

Он писал, что единственная любовь русского человека – это Христос и Православная вера. Русский человек доподлинно знает, что такое страдание и сострадание. Достоевского до сих пор упрекают в национализме. Николай Лосский в своем труде «Христианское миросозерцание Достоевского» показал, почему Достоевского нельзя считать националистом. Во-первых, он очень любил Европу. Знал французский и немецкий языки. Говорил по-английски. Прекрасно перевел «Евгению Грандэ». Воспитан на европейской культуре. Его любимый писатель – Шиллер. В России вообще нельзя говорить о национализме, поскольку Россия дважды отрекалась от своего национализма: когда приняла христианство и второй раз – при Петре Первом. Что такое «петровский европеизм»? Это во многом отрицание своего московского прошлого. Россия всегда легко принимала в свою семью «инородцев». Борис Годунов, ставший царем, – из татар. Его предок – баскак. И у самого Достоевского предок – татарский мурза Филибей, пришедший на службу к Московскому князю Дмитрию Донскому. Он принял Православие и получил от князя поместье Достоеево. Отсюда и фамилия Достоевский. В роду были и православные, и католики, и униаты. Достоевский считал, что у России есть мессианская задача – привести к Православию все народы земли. Именно в Православной вере изживается идея национальной исключительности. В Петербурге в день памяти писателя была отслужена заупокойная литургия и панихида по рабу Божьему Феодору во Владимирском соборе. Панихиду и несколько литий отслужили и у могилы писателя. Во Владимирский собор Достоевский в последние годы жизни ходил почти каждый день. Любил уединенную молитву, стоял в углу, чтобы его никто не видел. В последний раз его исповедовал и причастил священник собора Николай Мирославский. И как только он закончил читать отходную молитву, Достоевский отошел ко Господу. В обезбоженную эпоху Достоевский привел очень многих ко Христу Когда говорят, что Достоевский не для всех, в этом есть печальная правда. Но теперь и Пушкин не для всех.

http://pravoslavie.ru/143569.html

Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он перешел из католичества в Православие. Наставление в Православной вере и благодать святого Крещения святой Прокопий получил в обители преподобного Варлаама Хутынского (†1192; память 6 ноября). Желая подражать подвигу иноков, он раздал свое имущество бедным, пожертвовал его часть в Варлаамо-Хутынский монастырь и удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг. Там святой Прокопий вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Блаженный Прокопий молился за обидчиков словами распятого Спасителя: «Господи, не постави им греха сего». Спал блаженный обычно на сырой земле или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета – Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником – блаженный Киприан (†1276), основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила. Но и у них блаженный не искал прибежища от холода и голода. Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью... Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины. Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопии, где изложил и это событие из жизни святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Дий происходил из Антиохии и научился благочестивой жизни от своих родителей. Переселившись в Константинополь, он построил келью близ города и начал подвизаться здесь. К нему стал стекаться народ для поучения и приносить разные приношения. Святой же все, что получал, раздавал бедным и странным. Сам император Феодосий Младший, услышав о св. подвижнике, посетил его и с любовью слушал поучения его. Император построил храм и обитель на том месте, где жил св. Дий, и поставил его здесь игуменом. Святой обладал даром чудотворения. Скончался он около 430 года. Преставление Романа, князя Рязанского. Он жил в первое время татарского ига, – время трудное для России. Жаль было князю родины, страдавшей от татар, и он много молился за нее; по мере возможности старался облегчать участь разоренных и угнетенных своих подданных, защищал их от нападений татар. Особенно же старался внушать всем и словом и примером своим любовь к вере и благочестию, как лучшим способам утешения в скорбях и несчастиях. Сам беспрекословно повиновался татарским ханам. От Господа суждено было ему умереть за Христа в татарской орде. В 1270 г. рязанский баскак (татарский начальник) по злобе оклеветал князя Романа перед ханом Темиром, будто бы он хулит хана и смеется над его верой. Хан поверил клевете, вызвал князя в орду и требовал или принять татарскую веру или идти на мученическую смерть. Князь отвечал, что он ни за что не переменит своей веры. «Истинная вера одна – христианская. Жалею я о вашей слепоте», – говорил Он при этом. Его начали бить и бросили в цепях в темницу. Здесь князь молился, чтобы Господь подал ему силу совершить мученический подвиг, и молитва укрепила его. Хан присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь. 20-е число Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Он был человеком с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский Татаро-монгольское нашествие. В 1237 г. из Азии надвинулась на Русь грозная туча – татаро-монголы. Под водительством своего вождя Чингисхана монголы завоевали Китай, Индию, Среднюю Азию, земли персов, грузин и армян и после этого двинулись на Русь. Сперва ими были опустошены Рязанское и Владимирское (на Клязьме) княжества. Население было вырезано, церкви и монастыри опустошены. Во Владимире-на-Клязьме погибли великий князь Владимир Всеволодович со всей своей семьей и епископ Митрофан. Разрушительной волной прошло татаро-монгольское нашествие по Руси. Разорены были один за другим Коломна, Москва, Ростов, Ярославль, Тверь. Вся юго-западная Русь от " Чернигова до Киева была разграблена и сожжена. К Киеву татары привели огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга. Стенобитными орудиями были разрушены стены города. В конце сражения жители с митрополитом во главе заперлись в древней Десятинной церкви, построенной Владимиром святым, и там погибли, когда рухнули стены церкви. Киево-Печерский монастырь был разрушен и даже могилы монахов разграблены, а все монахи или убиты, или разошлись по лесам. После первого нашествия татаро-монголов из ста пятидесяти семи русских поселений, известных в начале XIII в., сто пять прекратили свое существование, четырнадцать городов исчезли с лица земли, еще тридцать пять было разрушено и превратились в села. В середине XIII в. Киев представлял собой небольшой городок, в котором было всего двести дворов. Русь под татарским игом . Сохранилось много рассказов о героической гибели некоторых князей, но беда была не только в гибели людей и разорении земли, а в тяжелом порабощении всей страны. Почти на два с половиной века многие русские земли оказались под татарским игом. Князья должны были являться к хану, чтобы получить от него разрешение княжить, а в каждый город назначался татарский чиновник – баскак – для сбора дани. Являясь к хану, каждый русский князь должен был пройти целый ряд церемоний, унизительных и чуждых христианской вере: проходить между огнями для очищения, кланяться хану и войлочным идолам, став на колени. Князь должен был обещать исполнять все приказания хана, являться в Орду по первому вызову, признавать его власть над собой, а себя считать его рабом. Некоторые князья исполняли все это, и летописец их не осуждает, потому что этим они спасали свой народ от новых бед. Другие князья отказывались так унижаться и погибали в Орде. Так, Михаил Черниговский твердо ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

оккупант баскак хозяин а русский лестный тихий нежный человек здесь раб Жены мироносицы грядут витают возлетают по Руси немой пианой обездоленной аки довременные лебеди иль журавли летят А где где где родимая конопатая старуха вековуха изба беглянка моя моя моя Иль во владимирской усопшей деревеньке Жабино Где где рухлая объятая древоточцем сыпучим святая сыпучая изрытая избитая измытая дождями лесная уж уже изба изба дремучая трескучая моя моя А тут русская Богородица тропою земляничною малиновой от родильной сукровицы что ль прошла прошла сошла на Русь зде зде да проплыла да вознеслась Да в этой ли святой избе вертепе яслях рухлых понесла Младенца Русского Христа лесного полевого неоглядного Руси Христа Христа Христа И досель тут все тропы все избы все дерева пахнут земляникой да малиной и зимой и летом да! да! да! Воистину! да! да!.. Даже и зимой малиной земляникой пахнут неоглядные снега снега снега Жены мироносицы ищут русского Спасителя Христа А Он лежит средь Поля Куликова весь аки родильными пуховыми гробовыми саванами пеленами перистыми облаками еще охвачен еще объят Еще Он не воскрес еще Он не восстал Тогда жены мироносицы над Русью колыбелью возлетают да парят 2006 Синь синь синь малахитовых парчовых бархатных аметистовых небес иерусалимских небес синь синь Господь лучезарно улыбчиво входит на Белой Ослице в еще слепой Иерусалим И необъятная неупиваемая вселенская радость как вселенская синь небес всех обуяла объяла А потом была Голгофа и Крест И Кровь Кровь Кровь до небес и до звезд И даже Белая Ослица поседела и рыдала... И даже Ослица рыдала... На Римском Кресте На Ветхозаветном Гвозде Доселе течет доселе распят страждет Бог А ты человече где?.. Рождество во снегах 1 О моя Русь то ль матерь то ли мачеха то ли декабрьская то ли январская И я бреду по твоим вечеровым тьмовым холомам многоснежным многодальным многосвятым О Боже! Нынче ночь Святого Рождества в русской снежной пустыне в русском древлежемчужном поле поле поле О Боже! О доколе Богородице рождать

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Некоторые памятники ясно показывают, что пастырь сей епархии жил в самом стане орды. Сарайский архипастырь, кроме того, что предохранял ослабевавших христиан, живших в орде, и утешал князей, являвшихся к хану, и тем служил светильником и для татар. Сарайский епископ Феогност в 1301 году уже предлагал патриарху вопрос относительно крещения татар, и прямо говорил, что из них некоторые изъявляют желание креститься. Несколько диких отраслей, привитых в лозе Христовой, известны и истории. Таков, прежде прочих, св. Петр царевич – ясный пример тому, что пребывание христианских пастырей в орде не оставалось без влияния на татар. Ростовский епископ Кирилл прибыл в орду по нуждам своей церкви, и ласково принятый Бергаем, по его желанию, говорил о просвещении России св. верой, о том, как подвизался св. Леонтий в обращении ростовских язычников, как при гробе его совершаются чудеса во славу имени Христова и силой Христовой. Красноречивый рассказ так тронул племянника Бергаева, впоследствии Петра, что он стал размышлять о пустоте монгольской религии. Когда же Кирилл в следующем году опять прибыл в орду, то царевич тайно от матери и дяди отправился вместе с ним в Ростов, принял крещение, построил обитель при св. Игнатии ростовском, вступил в супружество и, овдовев, скончался преподобным иноком. В то же время баскак Бога принял св. крещение по страху: озлобленный народ устюжский хотел (1262 г.) убить его: но Бога-Иоанн умер также праведником. Князь Феодор ярославский женился в орде на дочери хана Менгу-Темира, принявшей св. крещение с именем Анны и впоследствии отличавшейся высоким благочестием. После того видим нескольких князей, женившихся в орде. Сын князя Бахмета, прибывшего из орды в Мещеру в 1298 г. крестился сам с именем Михаила и крестил с собой многих татар. При вел. князе Иоанне Калите, от тревог в орде выехал в Россию с несколькими мурзами мурза Четь, и крещен с именем Захарии; это родоначальник Годуновых и других бояр. § 6. Православная вера в Литве Кумец и Нежило, – так назывались братья, любимцы Ольгерда, – приняв св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАЛУГА - ТОЛЬКО ФАКТЫ 6 мин., 01.01.2008 Общая площадь Калужской области составляет 29,9 тысяч квадратных километров. Она расположена юго-западнее Москвы и граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями. Численность населения области – 1021, 5 тысяч человек, из них 75, 4% – в городах. У калужан есть своя особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Калужской. Даже пленные французы во времена войны 1812 года утверждали, что во время сражений под Калугой и Малоярославцем неоднократно видели эту икону, «стоящую на воздухе». Сейчас икона находится в церкви Георгиевской «за верхом» в Калуге. В Малоярославце на вратах Никольского монастыря видны выбоины вокруг изображения Спаса Нерукотворного. Это следы французских ружейных и картечных пуль, оставшиеся с тех же времён. Но, несмотря на интенсивный обстрел ворот, ни одна пуля не попала в лик Спасителя. Летописи сохранили интересную подробность: оказывается, это было предсказано иконописцем. Когда он расписывал врата, неприятель был уже близко. Многие горожане просили не писать образ, боясь, что враг надругается над ним. «Он поругаем не будет» – ответил иконописец и продолжил работу. Его слова сбылись – икона не пострадала. Калуга – только факты Кафедральный Троицкий собор в Калуге строился в XVII веке по проекту известного архитектора Ясныгина. Массу споров тогда вызвала его идея соорудить первый в России купол в 24 аршина диаметром (около 18 метров) без всяких побочных укреплений. Многие считали, что такой купол неминуемо обрушится. Но Ясныгин победил, и храм с его великолепным куполом радует калужан по сей день. Любопытно, что появлением знаменитого русского святого Пафнутия Боровского калужане обязаны … татаро-монгольскому игу. Однажды один татарин-баскак (представитель хана Золотой орды на завоеванных землях) крестился в городе Боровске в Православие. Своего сына Иоанна он воспитал в вере и благочестии. А сын Иоанна, внук татарского баскака, мальчик Парфений, стал затем Пафнутием Боровским.

http://foma.ru/kaluga-tolko-faktyi.html

Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии), в связи с историческим сказанием о преподобном Пафнутии Боровском чудотворце Источник Местоположение монастыря Боровский Пафнутиев мужеский, первоклассный штатный монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку от уездного города Боровска (Калужской губернии). Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпной плотиной, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермой, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходской её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва, имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не в дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами и Ребушинская слобода с приходской её церковью на горе. Житие св. Пафнутия Боровского Месяц Май, открывающийся для вселенской церкви памятью великого Пророка Иеремии, процвел и для нас, в самый первый из своих дней, житием преподобного основателя Боровской обители, св. Пафнутия. Житие его написано одним из знаменитых учеников его, братом преподобного Иосифа Волоколамского, Вассианом 1 , архиепископом Ростовским, который воодушевил некогда красноречивым своим посланием Великого Князя Uoahha III , собирателя земли Русской, отстоять ее от полчищ Ахматовых и сокрушить навсегда иго неверных, два века тяготившее Россию. Преподобный Пафнутий происходил от рода Агарянского. Когда, попущением Божиим за грехи наши, пришел безбожный Батый, во множестве своей силы, и опустошил всю землю Русскую, Князей же её мечем пожал, как созревшие колосья, и вместо их поставил Агарянских властителей, называемых Баскаками 2 , тогда один из них был дед Пафнутиев и властвовал как Баскак в своем участке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010