Киев, 24 февраля. Во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви совершаются молебны о мире на Украине, духовенство в епархиях призывает верующих усилить молитвы за мир и взаимопонимание. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службы епархий. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к верующим и всем гражданам Украины и призвал к усиленной покаянной молитве за Украину, попросив «забыть взаимные распри и недоразумения и объединиться любовью к Богу и нашей Родине». Вооруженное противостояние между русским и украинским народами, вышедшими «из Днепровской купели крещения», «не имеет оправдания ни у Бога, ни у людей», уверен предстоятель УПЦ. «Призываю всех к здравому смыслу, который учит нас решать свои земные проблемы во взаимном диалоге и взаимном понимании, и искренне надеюсь, что Бог простит нам наши грехи и мир Божий воцарится на нашей земле и во всем мире!» – заключает свое обращение митрополит Онуфрий.  Ко всем украинцам обратился с призывом о молитве за мир Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. «Во время любых самых драматических самых страшных событий мы должны прежде всего помнить, что мы христиане. И мысль о Господе должна предшествовать всем прочим нашим мыслям. Главное оружие христианина – молитва. И чем отчаянней ситуация, тем сильнее она должна быть. Сейчас Церковь остается со своим народом и молится о мире. Молитва о людях, молитва о мире – это то, что сейчас важнее всего. Повторю то, что мы проповедовали все последнее время: помогайте слабым, испуганным, беззащитным. Объединитесь в молитве за наш народ», – говорится в обращении. Митрополит Винницкий и Барский Варсонофий совершил молебен о мире в Украине в Троицком соборе Браиловского монастыря. Архиерей благословил каждый день в 21:30 читать молитву за мир на Украине с 12 земными поклонами. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел призвал всех к усиленной молитве о восстановлении мира на богохранимой Украинской земле. «К молитвенному подвигу сегодня призываю вас, отцы, братья и сестры. Отныне по нашему благословению, перед Касперовским образом Божией Матери в Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе будут круглосуточно совершаться молебные и акафистные песнопения о мире на Украине. Во всех храмах и монастырях Одесской епархии УПЦ будет также возноситься молитва о главном – мире в нашей стране и сохранении жизни соотечественников», – призвал старейший правящий архиерей Московского патриархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Киев. Церковь Николая Чудотворца (Николы Набережного). Церковь Николы Набережного Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1772 и 1775. Архитектор:И.Г. Григорович-Барский Адрес: г. Киев, ул. Григория Сковороды, д. 12/8, угол улиц Сковороды и Почайнинской Координаты: 50.467476, 30.522973 Проезд:на автобусе 115 до остановок " улица Почайнинская " , " улица Григория Сковороды " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С древних времен и до наших дней Святой Николай особо любим и почитаем в Киеве. Его всегда считали заступником людей, нуждающихся в помощи. Считается, что Николай Чудотворец от бед верующих спасает, в нелегкий час выручает, и всячески людям помогает. Множество легенд сложено о чудесах Николая в Киеве: о спасении новорожденного младенца от гибели в водах Днепра, о помощи мореплавателям, о защите храмов от преступных рук воров… Недаром в стольном граде испокон веков строили храмы в честь самого любимого и чтимого святого. В них люди обращались к Николаю и Господу с молитвой, просьбой о защите и помощи, а также с благодарностью за чудеса. В начале 19 века здесь была возведена церковь-ротонда во имя Николая по проекту архитектора А.И. Меленского. Она была закрыта в 1930-е годы; кладбище, находившееся рядом, было разрушено, та же участь постигла и колокольню. Затем церковь переоборудовали: сначала – под питейное заведение, затем – под парковый павильон. Только в 90-е годы 20 века вследствие реставрации она приобрела первоначальный вид, и ее передали религиозному обществу Украинской греко-католической церкви. В освященном Николаевском храме проходят службы; в 2001 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел во время своего апостольского визита в Украину. Церковь во имя св. Николая Чудотворца «Набережного» названа так по своему положению на береговой террасе реки Днепр. Каменный храм был построен по чертежам известного архитектора И.Григоровича-Барского в 1772 -1775 гг. на месте одноименной деревянной церкви. Говорят, предшественницу Храма Николы Набережного возвели еще в XI веке на месте чудесного спасения младенца, утонувшего в Почайне. В 1861—1863 гг. с западной стороны храма по проекту архитектора М. С. Иконникова была построена шатровая колокольня с теплой церковью в «епархиальном» стиле. Этот стиль был типичным для культовой архитектуры России второй половины XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=09802

Киев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Подоле. Покровская церковь на Подоле Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1766 и 1772. колокольня 1831. Адрес: Украина, Киев, Покровская ул., 7 Координаты: 50.460977, 30.518836 Проезд:автобусом 62, 144 до остановки м. " Почтовая площадь " , далее по улице Петра Сагайдачного, потом повернуть налево на улицу Андреевская, затем повернуть направо на улицу Покровская; автобусом и маршрутным такси до остановки м. " Контрактовая площадь " , далее идти по улицам Константиновская и Покровская Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Один из лучших образцов архитектуры украинского барокко XVIII в., шедевр киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского (Покровская, 7). На месте армянской Рождествобогородицкой церкви, сгоревшей в 1651 г., греческий купец Николай Тарнавиот в 1685 г. построил деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Сначала она была " придворной " церковью семьи Тарнавиотов, но в начале XVIII в. вдова Тарнавиота завещала сделать ее приходской. На протяжении 1766—72 гг. на ее месте Григорович-Барский воздвиг свою лучшую, как считается, постройку — двухэтажный каменный храм в виде триконха, увенчанный тремя куполами. Несомненно, архитектор учел существование сзади на горе Андреевской церкви, с которой Покровская перекликается своими барочными формами. Первоначально на первом этаже находился главный алтарь Покрова Богородицы. Внутри внешних крылечек были устроены винтовые лестницы на второй этаж, где существовал придел апостола Иакова Алфеева. В 1791 г. междуэтажное перекрытие было разобрано, а престол св.Иакова перенесен в боковое помещение. После пожара 1811 года изменена форма куполов, утрачен лепленый декор фасадов. В 1824 г. с запада пристроили теплый храм св.Иоанна Воина. Иконостас церкви проектировал в середине XIX в. Иван Штром (иконостас " как псевдомосковский " разобран в 1931 г.). Современная колокольня, стоящая отдельно, существует с 1798—99 гг. Ее второй этаж, первоначально деревянный, сгорел в 1811 г. С 1831 г. он заменен каменным, а на первый ярус перенесли церковь св.Иоанна Воина.

http://sobory.ru/article/?object=01027

Киев. Церковь Рождества Христова. Тёплая или Малая София Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1722 и 1730. Адрес: Украина, Киев, улица Владимирская, д. 24 Координаты: 50.452497, 30.515131 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР и троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь мученика Феодора Стратилата (территория Софиевского монастыря). Памятник архитектуры XVII—XIX вв., часть барочного ансамбля Софийского подворья (Владимирская, 24). Деревянная трапезная с церковью святого великомученика Феодора Стратилата впервые упоминается в 1682 г. По описанию 1695 г. она была теплой. На плане Ушакова того же года изображено двухэтажное здание, нижний этаж которой каменный, а верхний — деревянный. Высокая гонтовая крыша трапезной имеет характерную для московской архитектуры " бочкообразную " форму. Это сооружение погибло во время пожара 1697 г., однако глубокие погреба с подземными галереями и стены нижнего яруса были использованы при строительстве существующей трапезной. По стилистическим признакам сохранившейся части можно сделать предположение, что первоначальную постройку возводил " каменных дел подмастерье " Савва Яковлев, который в то же время надстраивал вторые этажи галерей Софийского собора. Между 1722—30 гг., при митрополите Варлааме Ванатовиче, на основе старых стен сооружено двухэтажная каменная постройка. В ее нижнем этаже находилась трапезная палата с церковью Воскресения св.Лазаря и кухней, а в верхнем — склад продуктов и утвари. Этажи соединялись винтовыми лестницами в пристроенной башне. Над церковью сооружен купол, а перед входом с северного фасада — тамбур. Около1769 г. Иван Григорович-Барский осуществил реконструкцию трапезной, во время которой появился фронтон на западном фасаде (значительно переделанный в XIX в.). В трапезной церкви, в частности, происходило освящение мира для соборного богослужения. После закрытия монастыря потребность в трапезной отпала, и митрополит Евгений Болховитинов оборудовал вместо нее зимний собор во имя Рождества Христова. Работами руководил Андрей Меленский.

http://sobory.ru/article/?object=22431

Когда кража — добродетель. О перенесении мощей святителя Николая Сам смысл праздника мне всегда казался таким изящным лукавством. В самом деле — флорентийские купцы, обманув византийцев, под покровом ночи выкрали мощи святителя Николая и быстренько умчались с ними восвояси, а лакированная церковная история изобразила это все очень благочестиво 21 мая, 2012 Сам смысл праздника мне всегда казался таким изящным лукавством. В самом деле — флорентийские купцы, обманув византийцев, под покровом ночи выкрали мощи святителя Николая и быстренько умчались с ними восвояси, а лакированная церковная история изобразила это все очень благочестиво Будучи в течение многих лет прихожанкой храма, освященного на праздник перенесения мощей святителя Николая , я всегда любила этот праздник Николы летнего . Но песнопения праздника, да и сам его смысл казались мне всегда таким изящным лукавством. В самом деле — флорентийские купцы, обманув византийцев, под покровом ночи выкрали мощи святителя Николая и быстренько умчались с ними восвояси, а лакированная церковная история изобразила это все очень благочестиво, кражу назвала перенесением мощей и даже праздник устроила. В общем, почитая святителя Николая, к словам «Град Барский радуется и с ним вселенная вся ликовствует» я относилась очень настороженно и скептически. Так продолжалось до того дня, когда мне посчастливилось побывать в родном городе святителя Николая — Мирах Ликийских, где он и был похоронен, и откуда барийцы и выкрали мощи. Вот именно в Мирах мне стало понятно, как хранились бы мощи святителя, если бы их не успели вывезти из Византии. В XI веке Византия уже едва сдерживала турецкий натиск. В 8 веке начальник турецкого флота Хумейд собирался взломать гробницу святителя Николая и только по ошибке военачальника мощи святителя уцелели. Именно тогда баряне (а предание рассказывает, что одному священнику был сон, призывающий спасти мощи святителя) отправились за мощами, одевшись купцами и нагрузив корабли товарами. Сегодня Миры Ликийские — одна из главных турецких туристических точек. На подходах к городу (а добираться сюда — по страшному серпантину высоких гор) пестреют магазины с иконами святителя Николая. Иконы — даже на игральных картах — чередуются со всеми видами изображения Санта-Клауса, а услужливые русскоязычные продавцы сразу рекомендуют, какая икона «от чего и для чего» — настоящая ярмарка оккультизма и суеверий.

http://pravmir.ru/kogda-krazha-dobrodete...

Красное Знамя (быв. Старая Ольшанка). Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Усадьба потомственных дворян Воейковых " Ольшанка " расположена была на северо-востоке, в 18 километрах от Уварова. В имении был богатый парк с тремя прудами, обнесенный земляным валом. Барский дом стоял на поляне в окружении дубов, лип, берез и сосен, недалеко от быстрой речки Шибряйки; за границами парка располагались конюшни. В последние годы жизни Алексея Васильевича тревожили старые раны. В 1825 году, после его смерти, усадебное хозяйство перешло в руки Воейковой Веры Николаевны. В 1843 году дочь Воейковых, Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью и детской литературой, вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. Знакомство с другом Поленовых, портретистом и пейзажистом академиком К.А.Молдавским, видимо, и привело Веру Николаевну к решению исполнить обоюдную с покойным мужем волю-построить в Ольшанке (в Красном Знамя) храм. Спроектированная К.А.Молдавским церковь Воскресения Христа Спасителя - в виде массивного шестигранника на глубоком, приподнятом подвале, с двумя симметричными башнями-колокольнями и апсидой-была заложена в 1843 году. Строительством,которое завершилось в 1869 году, руководил профессор Р.И.Кузьмин. Многое в церкве удивляло: и непривычный шестигранный объем, и дымоходы, проложенные в ее подвалах и стенах; и особенно " польский " сосновый паркет:в центре он был занижен по отношению к входу. Старая Ольшанка. Церковь каменная, теплая, построена в 1864 году на средства вдовы генерал-маойра Веры Воейковой, престол один – Воскресения Христова. Дворов 77, душ муж пола 280, жен. пола 281, великороссы, земледельцы, имеют земли по 6 десятин на душу. В приходе деревня Лебяжье, от церкви в 3 верстах. Школа церковно-приходская, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1801 г. Штат: священник и псаломщик. У причта 3 десятины усадебной земли и 38 десятин полевой, полевая земля в одном месте, удобная. Причтовый капитал 4025 руб., церковный капитал 20713 руб. 37 коп., казенное жалование священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Дома у причта церковные.

http://sobory.ru/article/?object=03839

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛУ МОНАСТЫРЬ АРХАНГЕЛУ МОН-РЬ [греч. Αρχαγγλου], подворье Киккского мон-ря (Кипрская архиепископия). Расположен около Като-Лакатамии, к юго-западу от Никосии. Собор мон-ря освящен в честь арх. Михаила, однако во мн. источниках называется ц. арх. Гавриила. Двухнефный храм франко-визант. стиля представляет собой соединение построек разных периодов. В юж. нефе сохранились остатки стен первоначального храма, относимого, по преданию, к кон. XI - нач. XII в. (это было прямоугольное строение с апсидой, цилиндрическим сводом и куполом). После землетрясения 1491 г., в кон. XV - нач. XVI в., здание было существенно перестроено и расширено. Сев. придел был пристроен между 1547 и 1570 гг. С этого времени начинает употребляться второе название мон-ря - ц. арх. Гавриила, т. к. новый придел был освящен, видимо, в честь арх. Гавриила. Нартекс построен в 1660 г. Кипрским архиеп. Никифором , к-рый был затем похоронен в этом храме. В XVI в. А. м. имел свои книгописную и иконописную мастерские. В XVII в. мон-рь сделался местом пребывания Кипрских архиепископов. Приезжавший в Москву в 1642 г. «Кипрския земли Архангельского монастыря архиепископ Парфений» привез в дар царю частицы мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Луки ( Белоброва. С. 15, 18, 87). Собор мон-ря являлся кафедральным до 1720 г., когда архиепископская кафедра была перенесена в храм ап. Иоанна Богослова в Никосию. С 1713 г. А. м. становится подворьем (метохом) Киккского мон-ря. По описанию, сделанному в 1735 г. В. Г. Григоровичем-Барским , церковь имела пристройки и была окружена с 4 сторон высокими стенами. Мон-рь назван «Архангелом Кладязным» из-за большого количества «студенцов» (родников), находившихся в его окрестностях ( Григорович-Барский. Ч. 2. С. 322-324). В 80-х гг. ХХ в. по инициативе игумена Киккского мон-ря Никифора монастырские строения были отреставрированы, построены новые здания. В 1986 г. был открыт Исследовательский центр Киккского мон-ря (Κντρον Μελετν Ιερς Μονς Κκκου), занимающийся научными и издательскими проектами по истории монашества и Кипрской Церкви, организацией симпозиумов и семинаров по богословским и философским проблемам (директор - д-р Иоаннис Феохаридис). Центр выпускает «Ежегодник» (Επετηρς). В А. м. также действует Центр изучения кипрского греч. языка (Κντρον Θησαυρο Κυπριακς Ελληνικς Γλσσης), где ведется составление исторического словаря кипрского греч. языка по образцу «Thesaurus Linguae Graecae»; работают реставрационная мастерская, где хранятся книги, рукописи, иконы и церковные облачения, и мастерская по шитью церковных облачений.

http://pravenc.ru/text/76430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ (Столяр Василий Петрович; род. 1 авг. 1972, город Ладыжин Тростянецкого района Винницкой области, Украина), митрополит Винницкий и Барский. Из семьи рабочих. В 1987 г. окончил Лукашевскую восьмилетнюю общеобразовательную школу и поступил в Одесский техникум измерений (с 1990 г. – Одесское высшее училище метрологии и качества), окончил учебное заведение в 1991 г. по специальности «техник-метролог радиотехнических измерений». После службы в рядах Вооруженных сил Украины (1991-1993) поступил в Киевскую Духовную семинарию. 3 нояб. 1996 г. за Божественной литургией в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских поставлен во чтеца митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . По окончании семинарии был принят в Киевскую Духовную академию (1997-2001). 28 нояб. 1998 г. зачислен послушником в Киево-Печерскую лавру, 24 дек. того же года в Крестовоздвиженском храме Лавры епископом Вышгородским Павлом (Лебедем; с 2003 г. архиепископ, с 2011 г. митрополит) пострижен в рясофор с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого. С 1998 по 1999 г. исполнял послушание монастырского ризничего, а затем – келаря. 17 янв. 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры тем же архиереем рукоположен во диакона, 1 апр. того же года в храме преподобного Антония Печерского в Ближних пещерах пострижен в мантию. 7 апр. 1999 г. в Трапезном храме Лавры митрополитом Владимиром рукоположен во иерея. 5 февр. 2001 г. избран членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры и назначен на послушание казначея Лавры. 7 апр. того же года в лаврском Трапезном храме митрополитом Владимиром возведен в сан игумена. 14 марта 2004 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 авг. 2012 г. избран епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии. Наречен во епископа 27 авг. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова женского монастыря в Феофании, хиротонисан 28 авг. за Божественной литургией в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

http://pravenc.ru/text/2502668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАКЛАННАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [греч. Εσφαϒμνη - Эсфагмени] (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляет собой фреску в нартексе парекклисиона во имя вмч. Димитрия Солунского. Образ пострадал от руки диакона мон-ря при следующих обстоятельствах. Исполняя обязанности экклисиарха, в т. ч. следя за чистотой и порядком в храме, диакон нередко приходил на трапезу позже всех. Однажды из-за опоздания он был оставлен трапезарем без ужина (по версии В. Г. Григоровича-Барского, он «разъярившися противу келаря, яко не даде ему просящему от него вина» - Григорович-Барский. С. 207). Вернувшись в храм, диакон стал перед образом Божией Матери и начал сетовать: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице?.. Трудись, трудись, а за все это нет ничего, даже куска хлеба не дают мне в подкрепление усталых сил моих» (Вышний покров. С. 74). С этими словами диакон схватил нож, которым очищал воск с паникадил, и с силой ударил им образ. Из раны в правой щеке Богородицы хлынула кровь, а лик Пречистой Девы побледнел. Монах от ужаса упал на землю. Пришедшие в храм игумен с братией нашли его в совершенном расслаблении, ослепшим и потерявшим рассудок. Поминая несчастного «иконоубийцу», игумен совершил на следующий день всенощное бдение. По молитвам братии через 3 года в сонном видении игумену явилась Богородица и сообщила, что прощает преступника и дарует ему исцеление, но рука его «будет осуждена на втором пришествии Христовом». Исцелившийся диакон остаток жизни провел в раскаянии, за что был утешен Богородицей еще раз: Она явилась ему и предупредила о скорой кончине. Когда по истечении 3 лет после погребения по обычаю Св. Горы могилу раскаявшегося грешника вскрыли, то обнаружили, что все его кости светлы, тогда как рука, пронзившая образ, осталась неразложившейся, но смердящей. В воспоминание чуда и в назидание братии эта рука до сих пор хранится в проволочном киоте за окном в пронартексе храма.

http://pravenc.ru/text/182507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ПАТМОССКИЙ [Иаков (Анастасиу); греч. Ικωβος Πτμιος] († 20.09.1765, Иерусалим), иером., греч. просветитель и педагог. Уроженец о-ва Патмос. Ок. 1712-1720 гг. обучался в Патмиаде, учебном заведении, основанном видным греч. просветителем иеродиак. Макарием Патмосским (Макарий Калогера). В этой школе, именовавшейся также Патмосской академией, преподавались, как правило на элементарном уровне, грамматика, риторика, богословие, философия, греч. и лат. языки. И. П., любимый ученик Макария, стал его помощником, а затем в 1720-1725 гг. и преподавателем академии. В этот период И. П. принял монашество и сан священника. Ок. 1725 г. новоизбранный Антиохийский патриарх Сильвестр обратился к Макарию Патмосскому с просьбой о содействии в организации в Сирии ДУ. Годом раньше значительная часть Антиохийской Церкви приняла унию с Римом (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). В Сирии влияние католич. миссионерских учебных заведений было достаточно сильным. Патриарх Сильвестр пытался создать противовес лат. системе просвещения. Макарий рекомендовал для этой цели кандидатуру И. П., и тот в 1726 г. отбыл на Ближ. Восток. В нач. авг. 1726 г. дидаскал (учитель) И. П. открыл школу в г. Халеб (Алеппо). Предположительно ее программа копировала систему Патмосской академии с добавлением в число изучаемых предметов араб. языка и с упором на проповедническую деятельность и антилат. полемику. Школа в Халебе просуществовала ок. 2 лет. Еще в 1726 г. патриарх Сильвестр из-за конфликта с пролат. группировкой халебских христиан на неск. лет покинул Сирию. В Халебе начались преследования православных. Летом 1728 г. И. П. был заточен в тюрьму, его школу закрыли, а ученики рассеялись. Однако вскоре И. П. при помощи англ. консула и его драгомана Илии Фахра , впосл. видного деятеля Антиохийской Церкви, освободился из заключения. В кон. 1728 г. И. П. перенес свое уч-ще в г. Триполи. Обучение было бесплатным, беднейшие ученики получали содержание от Патриархии. Школа привлекала любителей просвещения со всей Сирии и из-за ее пределов. Среди учеников И. П., число к-рых единовременно достигало 100 чел., известны Филофей , буд. архиеп. Кипрский (1734-1759), Иоанникий, буд. митр. Бейрутский (1745-1774), и российский путешественник В. Г. Григорович-Барский , оставивший панегирическое описание личности И. П. За долгие годы пребывания на Ближ. Востоке И. П., по всей видимости, не овладел араб. языком: он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греч. культуре. И. П. работал в тесном контакте с Макарием Патмосским, к-рый направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь И. П. своих учеников. В письмах Макарий постоянно поддерживал И. П., убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения.

http://pravenc.ru/text/200343.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010