Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.8:18-25 Ев.- Ин.6:35-39 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.13:17-21 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4 Приспе день светлаго торжества,/град Барский радуется,/и с ним вселенная вся ликовствует/песньми и пеньми духовными:/днесь бо священное торжество/в пренесение честных и многоцелебных мощей/святителя и чудотворца Николая,/якоже солнце незаходимое, возсия, светозарными лучами,/разгоняя тьму искушений же и бед/от вопиющих верно://спасай нас яко предстатель наш великий, Николае. Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

9. Политические и социальные условия в империи Вопрос о внутреннем состоянии империи при Палеологах в смысле ее общего управления, финансового и социально-экономического положения принадлежит к числу наименее разработанных и наиболее трудных и сложных вопросов византийской истории. Изданный обширный материал с данной стороны еще недостаточно обследован, использован и оценен. Много драгоценного материала, особенно в виде хрисовулов, монастырских и частных актов, хранится еще среди рукописных сокровищ различных библиотек Востока и Запада. Одно из самых важных мест занимают рукописи афонских монастырей, в изучении которых немалую роль сыграли русские ученые. В XVIII веке русский путешественник В. Г. Барский посещал афонские монастыри дважды (в 1725–1726 и в 1744 гг.) Он был современным ученым, который познакомился с богатствами исторических архивов Афона. Составленное им детальное описание увиденных документов пролило яркий свет на эти ценные источники. 1045 В XIX веке русские ученые епископ Порфирий Успенский , П. Севастьянов, Т. Флоринский и В. Регель ревностно работали в монастырях Св. Горы и опубликовали большое количество весьма важных документов, касающихся внутреннего положения империи. Особенно важны акты, изданные в приложениях к ряду томов “Византийского временника.” Эти публикации содержат обильное количество еще мало использованного материала для более углубленного проникновения в условия внутренней жизни позднейшей Византии. В самом конце XIX века греческий ученый С. Ламброс опубликовал каталог греческих рукописей Афона. Однако, вследствие обстоятельств, превосходящих возможности С. Ламброса, он не смог включить в свой каталог описание двух самых важных коллекций рукописей, находящихся в монастырях Лавра и Ватопеди. Каталог греческих рукописей библиотеки монастыря Ватопеди был опубликован в 1924 году. 1046 В 1915 году французский исследователь Г. Мийе (Millet) был послан на Афон, где он собрал серию документов из архивов Лавры, которая была, согласно одному хрисовулу, “головой и Акрополем всей монашеской республики.” 1047

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Анна – Анненская А.Н. Анна – Анненская А.Н. Село Опухтино вытянулось почти правильным рядом почерневших и покосившихся от времени изб на берегу речки, превращавшейся каждую весну в широкую, бурливую реку и казавшейся летом маленьким ручейком, тихо журчавшим на дне широкого оврага. • Глава I • Глава II • Глава III • Глава IV • Глава V • Глава VI • Глава VII • Глава VIII • Глава IX • Глава Х • Глава XI • Глава XII • Глава XIII • Глава XIV • Глава XV Глава I Село Опухтино вытянулось почти правильным рядом почерневших и покосившихся от времени изб на берегу речки, превращавшейся каждую весну в широкую, бурливую реку и казавшейся летом маленьким ручейком, тихо журчавшим на дне широкого оврага. От реки деревня отделялась широкой улицей, пыльной во время засухи и страшно грязной во время дождей, да нешироким лугом, который весной был обыкновенно залит водой, в июне пестрел красными, желтыми и лиловыми цветами, а к концу лета покрывался копнами душистого сена. С одной стороны деревни возвышалась старая деревянная церковь с невысокою, несколько покривившеюся от времени колокольнею, с другой — стоял небольшой домик, своей постройкой отличавшийся от сельских изб. Он отделялся от остальной деревни огородом, засаженным капустой, луком, морковью и репой; перед окнами его разведен был маленький цветник, а сзади к нему примыкал огромный запущенный сад, с длинными, темными аллеями лип, тополей и кленов, с развалившимися беседками и мостиками, с искусственно-насаженными рощицами, до половины скрывавшими когда-то великолепный барский дом, пришедший теперь в полное запустение. В одно августовское утро, когда солнце только что выглянуло из-за горизонта и не успело обогреть землю своими лучами, девочка лет десяти осторожно отворила дверь домика и быстрыми шагами направилась к калитке, которая из цветника вела на улицу деревни. — Аня, Анюточка, куда это ты? — раздался за ней старушечий голос. Одно из окон домика отворилось, и из него выглянула седая голова. — А я, бабинька, в лес, за черникой, — ответила девочка, подбегая к окну, — нас много ребят идет!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4240...

В ряду двадцати святогорских монастырей, по красоте и живописности местоположения первое место всегда занимали Симоно-Петрском монастыре, расположенный на отвесной и высоко поднятой над уровнем моря скале, именуемой „камнем знамения». „Стоит убо, описывает местоположение этого монастыря наш паломник Барский-Плака, основан удивительно на некоем очень остром и твердокаменном холме, как некая крепость неприступная, и со всех сторон имеет естественный преглубокий ров, в который смотреть страшно точно с севера узкий проход, наподобие моста, нарочно создан, к вратам монастырским... Тесен убо есть зданием, но очень высокостенен, наподобие столпа, и толико место обиймает, елико имат острота холма, яко отнюдь тамо откровенного несть подвория, но совокупно церковь кельями окружается, которых около сто, одни над другими, до пяти и шести рядов сделанных, с упорами деревянными, вне стены, навислыми над окрестною пропастью, от них же вниз смотреть без ужаса невозможно. С берега же смотрящим, на море, великая радость является, ибо стоит на месте веселом» Не удивительно поэтому, как то, что „ради прискорбного и жестокого между каменными, на подобие змеи извивающейся дороги» Симоно-Петрский монастырь редко посещается нашими обычными простецами паломниками, так равно и то, что весьма немногие из туристов, любителей красот природы задумываются над „очень неудобопроходным и трудно приступным» путем, ведущими в монастырь, но большинство из них с настойчивостью превозмогают все трудности и бывают вполне вознаграждены красотою картин и видов, открывающихся их взору с балконов, висящих над пропастью и обходящих все массивное здание монастыря в несколько этажей. Благостный и умнейший старец игумен Неофит с своею немногочисленною братией, всегда сердечно расположенный к русским и на деле доказавши прочность своих симпатий в годы страшных волнений, бывших на Святой Горе по поводу процесса русских с греками из за обладания Пантелеймоновским монастырем, когда о. Неофит почти один и открыто защищали в местном Карейском киноте правое русское дело,– оказывают своими редкими посетителям самое радушное гостеприимство и тем глубже запечатлевают в их сердцах и памяти приятное воспоминание о посещении „зело удивительного» монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гадинковцы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1909 и 1913. Архитектор:В. Нагорный Адрес: Украина, Тернопольская область, Гусятинский район, село Гадинковцы, улица Шевченко Координаты: 49.035386, 25.930793 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении всего XIX века село Гадинковцы принадлежало дедичам Целецким: Юзефу (ум. 1829), его сыну Станиславу-Игнатию (1855), внуку Альфреду-Каролю (ум. 1892) и наконец правнуку Артуру (ум. в 1930 г). В первой половине XIX века Станислав Целецкий организовал в селе фабрику, а в 1840-х годах попытался разводить гусениц шелкопряда и прясть шелк, на началах даже с некоторым успехом. Великий Барский двор располагался посреди деревни. Со временем, он превратился в источник полонизации. Особенно этому способствовал Артур Целецкий. В начале XX века он подарил большой каменный дом корчмы на латинском сестрам-служанкам, которые вели в нем польскоязычную захоронку для детей. После Первой мировой войны дидыч Целецкий передал Латинской парохии в Жабинковцах каменный дом гуральни, которая перестроила его на костел. В 1921 году Артур Целецкий распределял свои земли у могилы частично между украинцами, возвращенцами из Канады, но большинство земель за лесом, недалеко от железнодорожной станции Гадинковцы – между польскими колонистами, которые в 1925 году образовали там отдельную общину Заремба (за гербом Целецких). Сам же же Артур переехал в Краков, забрав с собой и гроб с прахом предков, которые были похоронены на гадинковском кладбище в каменной часовне. После смерти отца Корнея (ум.1890) с 1891 по 1928 год священником села был отец Климент Соневицкий. Он стал руководителем не только религиозной, но и национальной жизни жителей села. Отец Климент стал председателем читальни, председательствовал на вечах, в частности во время сельской крестьянской забастовки 1902 года, борьбы за избирательную реформу и предвыборных соревнований.

http://sobory.ru/article/?object=61056

Девятый день. Поучение 3-е. День перенесения мощей святителя Николая. (Должно бегать не только греха, но и мест беззакония, и искать общения с людьми благочестивыми). I. Св. церковь ныне воспоминает перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир ликийских в град Барский. Святитель Николай жил и скончался в г. Мирах, в области ликийской, – там и мощи его почивали до 1087 г. Пред этим временем на г. Миры напали сарацыны, город разрушили, а жителей отвели в плен. Святитель не пожелал оставить там своих мощей. И вот он является во сне одному священнику в италийском городе Баре и велит ему свои мощи из Мир перенести в Бар. Священник объявил церковным властям, гражданам, – все очень обрадовались, снарядили три корабля и поплыли. По прибытии в Мир они обрели под церковным помостом раку святителя и увидели, что она полна мира благоуханнаго, истекшего от святых мощей его, – святое миро с благоговением было слито в уготованные сосуды, а честные мощи подъяты руками священников и перенесены на корабль. 9-го мая вечером в день воскресный благополучно прибыли в Бар. Баряне в предшествии церковного клира с светильниками и песнопениями сретили мощи святителя и положили в ближайшем к берегу храме св. Иоанна Предтечи. Чрез три года из этого храма св. мощи, 9-го же мая, были перенесены в новоустроенный великолепный храм в честь святителя, и по его указанию, возвещенному чрез одного инока, положены под святым престолом в алтаре, где почивают и доселе, источая чудеса и исцеления на пользу верных. II. а) Отчего св. Николай своими мощами не пожелал остаться в Мирах по завладении этим городом сарацынами? От того, что там в лице сарацын поселилось нечестие, всякий порок и нечистота. А в месте нечистом как оставаться чистому и святому? «Кое общение свету ко тме?» и «Христу» и всему Христову «кое общение с велиаром?» Поэтому ни дух его не мог витать около того места, ни чистешее и благоуханное тело его не могло там остаться. – Часто грешник упивается грехом, как вином, с жадностию творит грех, не знает себе сытости в греховных чувственных удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Переводы в ПЦУ на Винничине: шантаж, насилие и пустые храмы Епифания 19.02.2020 629 «70 тысяч гривен. Это люди, которые были заинтересованы в деньгах. У нас это контролировала городская администрация и областная. Те люди, которые руководили захватами храмов, занимали должности. В Винницкой ОДА есть Грачов, который ответственный за ветеранов АТО. Получал зарплату, числился на должности, и он же организовывал захваты храмов. И в то время, когда такая информационная атака на нашу Церковь: „батюшки — московские агенты ФСБ“ — люди в замешательстве. Автобус АТОшников приезжает и скручивает батюшку — „всё, ты переходишь“! Всё это силой делалось». «Даже сейчас посмотрите, а где теперь эти люди — которые хотели, чтобы храм перешел? Храмы стоят пустые, нет тех людей». Винницкая епархия Украинс кой Православной Церкви всегда славилась тем, что здесь всегда царил межконфессиональный мир. Но со времени вмешательства государства и внешних сил, в лице патриарха Варфоломея, на Винничине, как и в других местах, возникли конфликты и противостояния. Сегодня у нас есть возможность узнать о происходящем не из подконтрольных кому-то СМИ, узнать правду о жизни епархии. Гостем авторской передачи Яна Таксюра стал митрополит Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр). 2:36 Светлые моменты жизни верующих Винничины: колядки, воскресные школы, православные молодежные лагеря. 5:00 Минобразования поддержало информационную кампанию против Церкви и фактически разрушило духовное образование детей. 7:23 Обращение верующих к Президенту Зеленскому и перерегистрация общин верующих в ПЦУ. 12:30 Как государство отказывается регистрировать правящего архиерея. Опять Салецкий. 14:28 Раскол в Виннице обломался. Как власть Порошенко и бывший владыка Симеон (Шостацкий) давили на священников. 26:00 Захваты церквей: почём активисты ПЦУ? 30:35 Давление активистов «Братства Андрея Первозванного» на полицию. Начинали работать ещё с Филаретом и активировались с приездом Помпео. 35:20 Чиновник Игорь Салецкий, который «прославился» из-за перерегистраций, оставлен на должности.

http://ruskline.ru/video/2020/02/19/pere...

К.А. Панченко Глава III. География и демография Окрест же гори Харана многи пусты грады же и веси... во многих же паки обретаются малочисленни населницы от Аравов, инде пятдесят домов, инде тридесят, инде меньше, инде десять и пять, в инних же местах един точию дом жителствующих обретается. В. Григорович-Барский, 1728 год. Климат и природа. Историческая демография: критика источников. Два мегаполиса: христианский демографический взрыв. Горный Ливан: христианская резервация. Плато Каламун: исчезающая резервация. Бекаа и Центральная Сирия. Северо-западное побережье. Окраины Антиохийского патриархата: север и юг. Административная структура Антиохийской церкви. Святой град. Вифлеем и округа: главный христианский анклав Палестины. Заиорданье: натиск Пустыни. Галилея. Христианские общины побережья: взлеты и падения. Епархии Иерусалимской церкви. Демографическая динамика и внутренние миграции. Многие исследователи склонны рассматривать Христианский Восток преимущественно в ракурсе филологии и теологии, через призму литературных текстов. Ученые редко задаются проблемами материальной жизни ближневосточных христиан, не ставят такие вопросы, как: сколько лет жили эти люди, чем они болели и как лечились? Сколько раз в день они ели и что ели? Сколько детей было в их семьях? Была ли у них любовь в привычном нам понимании этого слова? Как они одевались? Была ли мебель у них в домах или принято было сидеть на циновках, и если так, то с какого века? Нам всё еще трудно понять, что Христианский Восток – это почти такая же полноценная цивилизация, как мусульманская или византийская. И поэтому она заслуживает изучения в таких же ракурсах, как и прочие культурно-исторические миры, включая материальную культуру, взаимодействие с природной средой, экономику, динамику социальных связей и демографические тенденции. Мы не сможем адекватно воспринять историю Православного Востока без учета его природно-географического фона и демографических показателей, в частности, без ответа на вопрос: сколько было христиан в османской Сирии и какой процент они составляли в общей массе населения? Климат и природа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Панченко Глава V. Монастыри и монашество В трапезе чтения не чтут, разве при гостях, понеже суть вси прости и не разумеют не токмо книжного писания, но многи суть, иже греческаго простаго языка не умеют, кроме турецкаго; сии суть от Анатолии, все по турецкому беседуют, аще же и греческие книги в церкви чтут, но не разумеют, тако бо токмо изучаются чтения ради церковнаго, да христианская вера не исчезает; прочии же, аще и знают по греческу... то суть или глухи, или слепи, или зело стари, таковых бо там патриарх оставляет жити, де не много глаголюще, пребывают в молчании. Григорович-Барский В. 1726 год. Вехи истории ближневосточного монашества. Монастыри Иерусалима: вырождение? Монастыри Иерусалима: сколько их было? Лавра св. Саввы. Крестный монастырь. Прочие палестинские обители: хроника агонии. Святогробское братство: структура и устав. Моральный облик святогробцев. Кадровые резервы и центры силы в Братстве. Сирийские монастыри: источники. Сайданайская обитель. Другие обители Внутренней Сирии. Дейр аль-Баламанд. Горные монастыри над Бейрутом. Триполийская группа. Хаматура. Рас Баальбек и монастырь св. Георгия Хумейр. Прочие горные монастыри. Монастыри Антиохийского патриархата: ритмы развития. Сирийское монашество как социальная группа. Вехи истории ближневосточного монашества Монастыри играли выдающуюся роль в истории Христианской цивилизации, настолько огромную, что здесь мы не беремся анализировать все ее аспекты. Монашеское движение было каналом выхода религиозной энергии, переполнявшей в те или иные эпохи различные области христианской ойкумены; это был способ ухода от жестокого мира для людей с тонкой психикой; в рамках монашеской аскезы реализовывался мистический путь Богопознания. Мы оставим в стороне все эти сюжеты, мало доступные понятийному аппарату позитивистской науки. Но наряду со всем прочим, монастыри играли важную социальную, экономическую и культурную роль. Они были центрами экономического производства и хозяйственного освоения земель, особенно в пограничных и редко заселенных областях. Экономические ресурсы и моральный авторитет подчас позволяли монастырям активно участвовать в политике, выступать в роли посредника или покровителя в отношении различных социальных групп. В годы смут или в районах, слабо контролируемых государственной властью, монастыри брали на себя многие функции этой власти. Культурное творчество в Средневековье тоже, в значительной степени, концентрировалось в стенах монастырей, особенно в периоды упадка городов, альтернативных очагов культурного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010