прот. М. Чельцов ; уполномоченные от университета профессора: А. И. Введенский , Б. А. Тураев и Л. П. Карсавин; члены корпорации бывшей Петроградской академии: И. Г. Айвазов и В. Б. Шкловский; от Богословско-Пастырского училища: заведующий И. П. Щербов, его помощник Ф. К. Андреев и С. А. Купрессов; представители приходов: прот. Т. Налимов, свящ. П. Балыков (Казанский собор), прот. В. Чуев, П. А. Благовещенский (Введенский собор), прот. М. Тихомиров, А. И. Гончарова (Преображенский собор), A. M. Ложкин, А. А. Кузьмина-Караваева (Сергиевский собор), прот. В. А. Акимов, свящ. Н. В. Чепурин и А. С. Николаев (Покровско-Коломенская церковь ), прот. И. Альбов, Г. Г. Биршерт (Пантелеймоновская церковь), прот. В. Лебедев, М. И. Санов (Входоиерусалимская Знаменская церковь ), свящ. Г. Сербаринов, проф. Ю. П. Новицкий и Б. М. Назаров (Скорбященская, что за Литейным двором церковь), прот. К. Ивановский, В. Хрусталев (Скорбященская на Стеклянном заводе церковь), прот. И. Р. Сарв (Спасо-Преображенская церковь за Московской заставой), свящ. М. Митроцкий, М. А. Ментшухин (Крестовоздвиженская церковь на Большой Посадской), прот. Н. Рудинский (Борисоглебская церковь), прот. Н. Клементьев, прот. С. Архангелов, прот. С. Болтов, В. К. Максимов и Н. И. Шевченко (Святодуховская Большеохтинская церковь), прот. А. Западалов (церковь Смоленского кладбища), прот. А. Чужбовский (церковь Преображенского кладбища), прот. П. Левитский и Т. Л. Остров (Христорождественская церковь на Песках), свящ. Г. Эльтеков, С. Жуков и В.Маслов (Богоявленская церковь на Гутуевском острове), И. Г. Балашов и Е. Е. Громова (церковь св. вмч. Екатерины на В.О.), Л. С. Михайлов (церковь св. Иоанна Богослова при подворье Леушинского монастыря), прот. М. С. Попов (церковь Фельдъегерского Корпуса), прот. Н. Чуков (Петропавловская церковь Петроградского университета), И. Григорьев, Н. М. Серпухов (церковь св. блгв. вел. кн. Александра Невского при Общине Красного Креста), прот. П. Н. Ивановск ий , В.Ф. Тулин (церковь св. Андрея Критского ), свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 мая – всенародное возведение архиепископа Вениамина на кафедру, с крестным ходом из Александро-Невской лавры в Исаакиевский кафедральный собор. 14–17 июня – присвоение Петроградскому епархиальному архиерею титула «Петроградский и Гдовский». 30 июля – архиепископ Вениамин возглавил в Луге хиротонию архимандрита Артемия (Ильинского) во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. 12 августа – отъезд в Москву на открывающийся 15 августа Поместный Собор. 13 августа – возведение в сан митрополита (утверждено Временным правительством 14 августа). 2 ноября – чудесное спасение митрополита при артиллерийском обстреле Московского Кремля в дни его осады большевиками 28 октября – 3 ноября. 21 ноября – участие в интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Большом Успенском соборе Московского Кремля. 7 декабря – избрание заместителем члена Священного Синода. 31 декабря – митрополит Вениамин возглавил в Ревеле (ныне Таллинн) хиротонию архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского. 1918, 10 января – письмо митрополита в Смольный, в Совет Народных Комиссаров, с указанием, что рассмотренный СНК проект декрета об отделений Церкви от государства «угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу». 17 января – выступление митрополита на пастырско-мирянском собрании с сообщением о намерении властей реквизировать Александро-Невской лавру. 21 января – грандиозный крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Митрополит совершает молебен на площади у Святых врат лавры, куда собрались процессии от всех приходов и церквей города, и возглавляет соединенное шествие к Казанскому собору. 22 января – погребение протоиерея Петра Скипетрова, смертельно раненного 19 января, при вторжении красноармейцев и матросов в Александре-Невскую лавру. 26 января – Определение Святейшего Синода о назначении митрополита Вениамина священноархимандритом Александро-Невской лавры. Ночь с 15 (2) на 16 (3) марта – митрополит совершает ночное моление «по образцу и примеру первых христиан» в Покровско-Коломенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Барская Дуброва Зуевской вол.), Большедворская (дер. Большой Двор Буньковской вол.), Панкратовская (дер. Панкратово Беззубовской вол.), Покровско-Сергиевская (дер. Стенинская Запонорской вол.), Никулинская (дер. Никулино Зуевской вол.), Кузнецовская (дер. Кузнецы Буньковской вол.), Коровинская (дер. Коровино Теренинской вол.), Улитинская (дер. Улитино Игнатьевской вол.). В Бронницком у.: Михаило-Архангельская (дер. Чулково Чулковской вол.), Тураевская (дер. Тураево Мячковской вол.), Вознесенская (дер. Локтево Вохринской вол.), Харловская (дер. Харлово Усмерской вол.), Михаило-Архангельская (Бронницы), Осташевская (с. Осташево Усмерской вол.), Казанская (дер. Климово Усмерской вол.), Никольская (дер. Исаково Усмерской вол.), Троицкая (дер. Усадищи Усмерской вол.), Георгиевская (дер. Новохаритоново Гжельской вол.). В Верейском у.: Верейская (г. Верея). В Волоколамском у.: Дмитровская (дер. Кельч-Острог Плосковской вол.). В Дмитровском у.: Сергиевская (Сергиевский посад). В Коломенском у.: (дер. Колыберевской вол.), Покровская (Коломна), Коломенская (Коломна). В Можайскомтаву.: Прозоровская (дер. Прозорово Канаевской вол.). В Серпуховском у.: Глазовская (дер. Глазово Высоцкой вол.). Действовали «неокружнические» общины. В Богородском у.: Покровская (дер. Смолево Карповской вол.), Покровская (дер. Молоково Карповской вол.), Никольская (с. Зуево Зуевской вол.). В Бронницком у.: Михаило-Архангельская (дер. Чулково Чулковской вол.), Речицкая (с. Речицы Гжельской вол.). В Коломенском у.: Лукерьинская (с. Лукерьино Сандырёвской вол.). Имелись незарегистрированные моленные «неокружников» в Шувое, Коломне (при доме Марковкиных). В 1922 г. в Московскую губ. вошел Егорьевск - древний центр старообрядчества. В 1907 г. учреждена старообрядческая Рязанская и Егорьевская епархия, 1-м епископом которой стал Александр (Богатенков). В июле 1912 г. в Егорьевске прошел съезд благочинных белокриницкого согласия. Е. А. Агеева Старообрядческая церковь во имя свт. Николы Чудотворца в с. Устьянове.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

При этом заявляем, что в Институте, согласно постановлениям Советской Власти от 24 августа 1918 года, будут преподаваться одни лишь богословские предметы для лиц, достигших 18-летнего возраста (Известия В.Ц.И.К. Советов за 5 сентября 1918 г. 191). И. о. Председателя Приходского Совета Петропавловской церкви на Васильевском острове, действительный член Российской Академии Наук, проф. Борис Александрович ТУРАЕВ (В.О., 2 л. д. 3, кв. 17). Член Приходского Совета той же церкви профессор Вячеслав Евгеньевич ТИЩЕНКО (В.О., здание Петр. Университета, кв. 32). Член Приходского Совета той же церкви, действ. Член Российской Академии Наук, профессор Первого Петроградского Университета Алексей Александрович ШАХМАТОВ (В.О. Университет, наб., д. 5, кв. 20). Член приходской общины той же церкви профессор Петроградского Университета и проректор Педагогического Института при Пб. Университете Лев Платонович КАРСАВИН (В.О. Университет, наб., 11, кв. 2). Член Приходской Общины Покровско-Коломенской церкви А. НИКОЛАЕВ. Казначей Приходской Общины при Троицком Соборе Константин Сергеевич БАХВАЛОВ (Мал. Посадская, 20). Член Приходского Совета б. Охтенской Св. Духовской Церкви Архип Ефимович НЕНАСТЬЕВ (Б. Охта., Миронова улица, д. 11, кв. 3). Председатель Церковно-Приходского Совета церкви св. пророка Божия Илии, что на Охтенском Пороховом заводе Василий Яковлевич ИВАНОВ, проживающий по Ильинской слободе, д. 7, кв. 10. Члены того же Приходского Совета: Евдокия Александровна ГОРБУНОВА (Бородин переулок, д. 4, кв. 1). Никита Матвеевич ЛИВАЛОВ (жительствует Охтенский Порохов. завод, д. 72). Федор Матвеевич РУМЯНЦЕВ (Колтушское шоссе, 23). Член церковно-приходского совета Подворья Новгородского Сковородского монастыря, что в селении Пороховых I, Гавриил Сергеев БЕЛЯЕВ. Порох. Б. улица, д. 3, кв. 7. Члены церковно-приходского Совета: 1. Михаил Сергеевич ВЛАСТОВ (Колтушское шоссе, 27), 2. Семен Иванович ТИХОМИРОВ (Суворовская ул., д. 4), 3. Павел Иванович НОРЕНБЕРГ (Порох., 5 линия 33/14), 4. Иосиф Александрович АЛЕКСАНДРОВ (Порох., 5 линия 33/14), 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского. В личном плане Я.И. Лабзину повезло: у него была хорошая жена и дочери. У В.И. Грязнова, купца 2 гильдии — одного из главных богачей в Павловском Посаде, семьи не было, он всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о. Иоанном Кронштадтским (1829—1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью. В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязной много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровско-Васи...

С историею этого многопрестольного собора соединено воспоминание о крестных ходах и св. обрядах, кои к нему относились. С XVII века бывали сюда из Успенского три крестные хода, учрежденные Царем Иоанном Васильевичем: 1) в большой праздник Покрова Богоматери 1 Октября, 2) в праздник рождества Св. Николая 29 Июля к придельному храму Николы Великорецкого, которого чудотворный образ приносим был из Вятки в Москву 1555 года, 1109 и 3) наконец в праздник Входа в Иерусалим, когда Патриарх в сопутствии крестов и хоругвей шествовал на осляти к Иерусалимской церкви; пред ним везли на санях огромное дерево, украшенное овощами и искусственными цветами; отроки в белых одеждах подстилали Святителю одежды на пути и пели: Осанна и проч. Это духовное торжество, окончившееся с XVII веком и с Патриаршеством, называлось Ходом Иерусалима. 1110 Из этих трех ходов доныне сохранился только один Покровский. Цари Российские притекали с молитвой ко гробу Блаженного; сам Борис Годунов в 1588 году, туда приносил зимою больного сына своего младенца. В храмовые праздники этого собора, причисленного к нижним, слушали в нем божественную литургию Цари Михаил, Алексий и Феодор. По преданию, Императрица Елисавета Петровна имела особенное благоговение к св. Василию блаженному. 1111 Когда Царь Иоанн Васильевич в 1551 года учредил в столице своей, по числу вселенских соборов, семь Московских соборных церквей: тогда в число их включен и Покровский; Протопоп его был одним из семи поповских старост, которые наблюдали за церковным благочинием и сбирались ежедневно в поповской избе у сего собора. 1112 Там при всякой придельной церкви прежде был особый священник с причетом. В ризнице сохранился покров на св. мощи Василия Блаженного, низанный жемчугом – вклад Царицы Анастасии Романовны. К достопамятностям его принадлежит еще и то, что в нем, 1595 года, хранилась большая казна, которую покушались было разграбит Князь В Щепин и В. Лебедев с сообщниками и в тоже время зажечь Москву; но заговор был открыт и злоумышленники казнены. Нищие, здесь собиравшиеся под покров Св. Василия, блаженнаго по нищете духа, слыли Васильевскими; наравне с Успенскими, Архангельскими и Чудовскими они получали в праздники милостыню от Царя и Патриарха. 1113

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В селе Мерзлове Ново-Покровской полоти Клинского уезда числилось 11 крестьянских дворов с населением 70 человек. В приходе состояли временнообязанные крестьяне деревень Носово, Бедова (Андреевка), Толстяково, Старый стан. В селе Рыгине числилось 15 крестьянских дворов и в деревне Вельево 19 дворов. Всего в приходе состояло 107 дворов с населением 689 человек. Видимо, тогда же по числу населения прихожане ходатайствовали перед Епархиальным начальством об открытии при Воскресенской церкви диаконской вакансии. Диаконом был произведен пономарь Петр Гусев 8 июня 1872 г. На время крестьянской реформы село Мерзлово состояло в Покровско-Новинской волости Носовского сельского общества. По 10-й народной переписи в селе числилось мужского пола дворовых и крестьян 23 душ. По духовному завещанию (13 мая 1862 г.) генерал-лейтенанта В.Г. Глазенап клинское имение село Мерзлое с деревней Носово, село Новое с деревнями Сергиевская, Дмитровская, Яшино, Меленки, Горбово и Шубино перешли во владение его младшему сыну лейб-гвардии ротмистру Михаилу Владимировичу Глазенап. В 1870-е г.г. Воскресенская церковь села Мерзлово с приписным Знаменским храмом числилась в благочинии погоста Пречистенского Клинского уезда. В причте состояли священник Дмитрий Сокольский, диакон Петр Гусев и дьячок Матвей Соколов. О священнике Дмитрии Сокольском ведомости сообщали, что он был удостоит благословения Св. Синода» за особенные усердные действия во время холеры в 1871 г. (…) поведения очень хорошего, в родстве у него жена и двое детей«. Священник Дмитрий Сокольский 18 мая 1874 г. был переведен на место настоятеля Предтеченского храма в большое промышленное село Фряново Богородского уезда Московской губернии. Диакон Петр Гусев был переведен на полное диаконское место к Покровской на Лутосне церкви Клинского уезда, но 12 июня 1874 г. был назначен на священническое место к Воскресенской церкви села Мерзлово. Он приобрел дом бывшего священника Сокольского. При передаче имущества Воскресенской церкви выяснилось, что многие серебряные украшения на чтимых иконах были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=20969

Захоронение его находилось в Нижнем этаже храма Покровско-Васильевского монастыря. Вскрыли бетонный пол, а под ним каменный склеп, который надо было каким-то образом вскрыть. Материалы были очень качественные (напомню, захоронение было произведено в 19 веке) и разбить их было очень сложно... Когда склеп всё-таки вскрыли, то увидели почерневший гроб с сохранившейся на крышке парчой. Крышку сняли и увидели, что костяной скелет Василия Ивановича был почти в полной сохранности. Как только гроб поставили на постамент, из склепа, доселе сухого, забили десятки маленьких фонтанчиков. Срочно принесли насос откачивать воду, не дай Бог затопит храм. И вдруг в мгновение ока все фонтанчики разом умолкли... Через два года состоялись торжества по поводу канонизации Святого. Как водится, создана комиссия, в состав которой вошёл директор музея Евгений Николаевич Ровнягин. Но вот беда: целый месяц он мучился почечными коликами, на днях должна была быть операция. Превозмогая сильную боль, он всё-таки отправился на праздничную службу. С трудом отстояв её, приложившись к раке с мощами, он быстро уехал домой, зашёл (простите за подробности) в туалет и... произошло чудо: выскочил из него камень, да такого размера, смеётся Ровнягин, что мог и унитаз разбить. С этой минуты Евгений Николаевич был абсолютно здоров... Ну, а теперь снова вернёмся к будням музейной жизни. Четыре года назад директора музея и его жену, старшего научного сотрудника, пригласили в Сергиев Посад на конференцию туристических фирм. Как же они обрадовались! Наконец-то пришло время воплотить в жизнь желаемую идею: включить своё детище - провинциальный краеведческий музей - в маршрут " Золотое кольцо " . -И наивные мы были, - усмехается он, - кто же захочет допустить лишний рот до лакомого пирога. Но мы не из унывающих. Придумали новый маршрут - " Серебряный треугольник " : Дулёво-Гжель- Павловский Посад. Тут же озвучили его в газетах, на радио, телевидении. Даже в Интернет забросили. И теперь двадцать московских турфимр развернулись на нас: ежедневно мы принимаем по четыре-пять групп.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  Стенная роспись Покровской церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет значительный интерес. Росписью покрыт купол храма, стены и своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней явно заметно влияние светской живописи. Роспись была выполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с группой мастеров и неумело поновлена в середине XIX века неким мастером живописи по фамилии Капченко. В конце XIX – начале XX века в храме появились фрески местного мастера М. В. Алексеева, автора поздних фресок во многих вологодских церквях. Эта роспись ценна тем, что являет собой последний этап русского искусства стенописи.   Из предметов, находящихся в храме до революции 1917 года, специалисты отмечали ампирный киот с иконой Спасителя, иконостас конца XVIII века и три иконы «весьма древнего письма» – Покрова Божией Матери, Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», священномученика Антипы.   Ежегодно накануне 16 августа при стечении большого количества богомольцев из храма выносили на улицу икону Спасителя для совершения водосвятного молебна. Традиция эта зародилась в давние времена, когда вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к Архангельску, совершали молебны перед чудотворной иконой.   30 января 1930 года Президиум окрисполкома принял постановление о расторжении договоров на пользование зданием храма с покровско-козленской религиозной общиной. В том же году церковь была закрыта и стала использоваться для размещения различных промышленных предприятий. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов здесь находилась зеркальная мастерская и склады, позднее – до 1981 года – призывной пункт областного военкомата.   Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 1327 года «Церковь Покрова на Козлене с фресками, 1704 г., каменная, ул. Первомайская, 12» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.   В 1980-х годах проведена реставрация памятника. В организованных субботниках по реставрации объекта культурного наследия активное участие принимали представители общественности. В 1991 году в церкви, возвращенной верующим, прошли первые богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01093

Наряду с Епархиальными собраниями, которые являлись официальным органом епархиального управления и потому вызывали особую подозрительность у советских властей, в жизнь Петроградской епархии широко вошли представительные собрания совещательного характера. Их рекомендации нередко становились основой для циркулярных распоряжений митрополита. Еще до того, как Наркомюст наложил запрет на деятельность Епархиальных Советов, митрополит Вениамин благословил созыв Общеприходского совещания представителей приходов г. Петрограда и его окрестностей. Оно открылось 23(10) апреля 1920 и избрало постоянно действующее правление 904 . После разгона Епархиального Совета «легализация» подобного правления органами государственной власти приобретала особую актуальность. Митрополиту Вениамину с сотрудниками удалось добиться практически невозможного. 12 ноября 1920 получил регистрацию устав Общества православных приходов Петрограда и его губернии 905 . Отныне «обсуждение вопросов, связанных с религиозно-нравственной жизнью входящих в его состав приходов» с точки зрения советских законов становилось вполне легальным занятием. Обществу предоставлялось «право устраивать с соблюдением декретов Р.С.Ф.С.Р. и с особого каждый раз разрешения в Петрограде и его губернии богослужебные и религиозно-просветительного характера публичные собрания, издавать и распространять религиозно-просветительного характера книги и журналы, образовывать при себе богословские ученые и учебные заведения и библиотеки и организовывать уроки Закона Божия для взрослых и детей, а также оказывать содействие отдельным приходским общинам в устройстве их приходской жизни и ходатайствовать пред властями по делам приходов, входящих в его состав» 906 . В состав Общества вошли Исаакиевский и Казанский соборы, Пантелеимоновская, Знаменская, Покровско-Коломенская, Спасо-Сенновская церкви... Среди членов его правления можно видеть имена членов Миссионерского совета, включая его председателя, протоиерея Николая Чепурина и комиссара по общеепархиальным делам И.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010