1978 год – училище освободило территорию. 1995 год – в монастыре возрождена монашеская жизнь. 4 Краткая история Покровско-Васильевского монастыря. В середине 70-х годов XIX столетия благочестивый благотворитель крупный фабрикант Яков Иванович Лабзин построил на свои средства Покровско-Васильевский кладбищенский храм над могилами своей супруги Акилины и её брата Василия Ивановича Грязнова, бывшего компаньоном Лабзина по производству знаменитых Павлово-Посадских шалей. Я.И. Лабзин и В.И. Грязнов занимались широкой благотворительной деятельностью: устраивали школы и богадельни, делали крупные пожертвования на храмы и монастыри. Василий Иванович Грязнов (1816–1869 гг.) (прославленный в лике святых в 1999 году – святой праведный Василий Павлово – Посадский) был молитвенником, подвижником, миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. Доброта, благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Следует отметить, что когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни. «Все скорби мира сего еще не беда переносить, – говорил подвижник, – а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, – это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». В 1860-х годах он основал в Павловском Посаде мужское общежитие, правила и устав для которых были написаны свят. Филаретом, митрополитом Московским. В.И. Грязнов умер в феврале 1869 года, проводить его в последний путь пришли тысячи верующих людей. Яков Иванович Лабзин решил построить храм над его могилой и могилой своей жены Акилины Ивановны, сестры В.И. Грязнова. Строительство Покровско – Васильевского храма еще не было окончено, когда Лабзин начал строить при храме женскую богадельню – в надежде, что со временем она преобразуется в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1874 году храм был построен, территория вокруг храма обнесена глухим забором, возле храма была построена деревянная звонница с полным набором колоколов. Очень скоро при храме начали селиться женщины, которые желали целиком посвятить свою жизнь Богу. В 1884 году Лабзиным были построены два келейных корпуса, в которых поселились около сорока женщин. 2 декабря 1891 года благочестивый Яков Иванович Лабзин преставился ко Господу, после его кончины заботы по содержанию храма и женской общины перешли к трем его дочерям. Одна из них, Ольга Яковлевна, постоянно жила и трудилась вместе с другими насельницами общины. В начале 1903 года Указом Его Императорского Величества Покровско – Васильевская женская община была преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования. Игуменией была назначена монахиня Алевтина. Сестры монастыря занимались рукоделием и огородничеством. При монастыре действовал приют для бедных детей и сирот. После революции в 1920 году монастырь был закрыт, Покровско-Васильевский храм действовал как кладбищенский до 1931 года. После закрытия монастыря была снесена кирпичная ограда, в жилых корпусах разместили рабочее общежитие. В 1989 году Покровско – Васильевский храм был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Божественная литургия была совершена в 1990 году на Рождество Христово. В 1995 году было подано прошение об основании монастыря Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, но в прошении не было указано какой монастырь мужской или женский. В июне того же года состоялось открытие мужского монастыря, которое возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Иеромонаха Андрея (Тонкова) возвели в сан игумена с вручением жезла. В обители почитаются храмовая икона Покрова Божией Матери и «Скоропослушница», написанные на св. горе Афон. Чудом сохранилась ещё от старого монастыря икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, которая прославилась уже в наше время чудесами исцелений неизлечимых больных. В 2002 году в монастырь были доставлены более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых, которые выставлены для поклонения молитвенной поддержки верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Светлую Пятницу митрополит Вениамин возглавил общегородское празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В подобной форме оно совершалось в Петрограде впервые, причем центром его архипастырь назначил Покровско-Коломенскую церковь . За образец был избран церемониал, принятый в Константинопольском Патриархате, где этот праздник «имеет своим символическим значением вечность христианской религии» 735 . Всенощное бдение, совершенное накануне, длилось четыре часа. На литию митрополит Вениамин выходил в церковный сад, который, как и храм, был весь заполнен молящимися. В половине двенадцатого ночи по улицам Коломны двинулся крестный ход. В нем участвовали митрополит и епископ Геннадий. Народ шел с зажженными свечами, в ночной тишине раздавалось громкое пение «Христос воскресе» и пасхальных ирмосов. В самый праздник, после литургии, крестный ход с митрополитом во главе выступил из Покровской церкви к Исаакиевскому собору. По пути к нему присоединялись другие приходы. Соборное духовенство встречало процессию с хоругвями и крестами, и общее шествие направилось к Медному всаднику, а оттуда на Неву для водосвятия. Здесь митрополит Вениамин отслужил молебен о спасении Петрограда, России и об умиротворении междоусобной брани. В середине дня под звон колоколов и всенародное пение пасхальных молитвословий крестные ходы начали расходиться по своим церквам 736 . Своей вершины пасхальные шествия достигли в Неделю Антипасхи, 12 мая (29 апреля). По благословению митрополита Фомино воскресенье стало и повторением, и воспоминанием дня защиты Александро-Невской лавры – 21 января. Как весенние ручьи, крестные ходы от всех петроградских церквей стекались на площадь перед Надвратной лаврской церковью, чтобы затем двинуться грандиозным общим потоком по маршруту памятного январского дня, но уже не к Казанскому, а к Исаакиевскому собору. Главным «головщиком» всей процессии митрополит Вениамин назначил настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Крестный ход открывали «благообразные и доброгласные» отроки и мужи, несшие фонари и кресты, за ними следовал митрополит с епископами Геннадием и Артемием 737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По свидетельству Географического Словаря Щекатова и Максимовича, при возобновлении Покровского собора, в 1680 году перенесены были в недра его престолы пятнадцати церквей, стоявших на Красной площади, именно: Св. Параскевии Пятницы, Василия Кесарийского , Богоявления Господня, Феодосии девицы, Евангелиста Марка, Иоанна Предтечи, Риз положение, Преподобного Сергия, Св. Николая чудотворца, Рождества Христова, Афанасия и Кирилла, Зачатия и Рождества Богородицы и Всех Святых. Но в писцовой книге 1689 года упоминаются сии церкви на площади с означением занимаемого ими пространства; по сему переставление некоторых из них в Покровско-Троицкий собор относится к концу XVII века. В описании России И. Кирилова 1727 года упомянута соборная церковь Троицкая на рву с приделами; при Петре в 1701 году на Красной площади стояла уже Комидиальная храмина. В 1682 году, по указу Царя Феодора II, на церкви Св. Василия Блаженного сооружена железная глава, обитая досчатым железом по образцу глав Покровского собора. На Это строение деньги взяты были из приказа Холопьяго суда. Тогда же вокруг приделов под главным карнизом на гончарных луженых плитках изображена надпись, уничтоженная за ветхостью в 1782 году, но сохраненная в Путеводителе к древностям Московским, 1792 г. Спишем эту летопись, наполненную анахронизмами 1100 : «Божиим благоволением и Пречистой Богородицы милостию и всех Святых молитвами, повелением Благочестиваго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, и Преосвященнаго Макарие Митрополита, лета 7062 (1554) году, начата созданием сия церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да на том же основании девять церквей: 1. Вход во Иерусалим, 2. Живоначальныя Троицы, 3. Иже во святых отец наших трех Патриархов Александра, Иоанна и Павла новаго, 4. Святых священномученик Григория Великия Армении и Киприана, 5. святыя мученицы Устинии, 6. Преподобнаго Александра Свирскаго , 7. Варлаама Хутынскаго, 8. Великаго Чудотворца Николая, 9. Феодосии девицы. И поставлена бысть сия святая церковь , егда сам христолюбивой Царь Иван Васильевич, всея России, со всеми своими воинствы ходил в Казань и многих там ноби, и разори и град взя, и Царь Казанскаго с Мурзами привез в Москву». А при сыне его, Благоверном Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, всея Великие, и Малыя и Белыя России Самодержце и по благословению Святейшаго Патриарха Иоакима, Московскаго и всея России, 1101 та церковь и колокольня расписана в главы железныя покрыты дощатым железом, разными образцами, и полужены; церковь и паперти покрыты черепицею. Да у той же церкви, повелением благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержца, и по благословению Святейшаго Патриарха, в 7188 (1680) году, 1102 вновь сделанных каменных восемь церквей, вместо тех, которыя были деревянныя на Красной площади».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Источник http://drevo-info.ru/ Покровско-Коломенская церковь каменная заложена 25 июня 1798 г., строение производилось на пожертвования прихожан и совершенно окончено в 1812 г. В 1849 г. сделаны по бокам пристройки. Престолов в ней три. Причта состояло издавна: священник, дьячок и пономарь; 10 декабря 1804 г. определен диакон, в 1808 г. определен другой священник и дьячок, в 1831 г. определен третий священник, в 1844 г. определен четвертый причетник; в 1871 г. вакансия четвертого причетника оставлена без замещения впредь до усмотрения. Домов церковных три: два каменных трехэтажных и один одноэтажный деревянный, который отдается в наем. Жалования священно-церковно-служители не получают, а пользуются лишь доходами, получаемыми от исправления церковных треб и процентами с капитала церкви, пожертвованного разными лицами разновременно на нужды причта. При сей церкви существует с 17 мая 1871 г. Благотворительное Общество для вспоможения приходским бедным. Настоятель, протоиерей Петр Алексеевич Соловьев по окончании курса С. Петербургской духовной семинарии определен в духовную миссию в Иерусалим; в 1855 г. определен к Мало-Охтенской церкви священником, в 1881 г. возведен в сан протоиерея, в 1885 г. назначен настоятелем Покровской церкви… Священник Василий Александрович Акимов… в 1888 г. рукоположен во священника к церкви собора Пресвятой Богородицы, что при приюте принцессы Ольденбургской в С.-Петербурге; в 1891 г. переведен к сей церкви. Священник Алексей Иосифович Положинцев… в 1890 г. рукоположен во священника к Покровско-Коломенской церкви… Церковный староста личный почетный гражданин Андрей Кузьмич Седов, состоит в должности с 22 июня 1890 г. Сиротствующих семейств 7. «Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга» - СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35617

На рубеже XI–XVI вв. шло грандиозное государственное строительство с участием итальянских мастеров, сопровождавшееся модернизацией строительного дела и усилением формальных исканий. Родоначальником древнерусских столпообразных церквей «под колоколы» стал построенный Боном Фрязиным в 1508 г. храм Ивана Списателя Лествицы в Московском кремле – знаменитый Иван Великий. Иван Великий – колоссальный трехъярусный восьмигранный столп с сокращающимися ярусами и крохотной пятилепестковой в плане церковкой внутри 115 . Единственным атрибутом, говорящим, что данное сооружение – церковь , а не что-либо другое, был трактованный в виде церковного барабана короткий восьмигранный третий ярус, наполненный, как и: два нижних яруса, колоколами 116 . Этот ярус-барабан завершался великолепным итальянским карнизом под грибовидным куполом и крестом. Его изображениями изобилует Шумиловский том Лицевого летописца. Ярусная восьмигранная структура этого первого на Руси столпа 117 хорошо отвечала предъявляемым к любому древнерусскому колокольному сооружению требованиям: поярусная развеска очепных язычных колоколов и рассредоточение стременных звонарей. Если при этом учесть, что Иван Великий имел 24 звона, то следует признать, что это –было идеальное сооружение, в полной мере отвечающее национальной традиции собирательства колоколов. Построенный итальянским мастером» Иван Великий есть, вместе с тем, произведение русское, отвечающее местным условиям и: уникальному заданию. У нас есть все основания считать, что родина Бона Фрязина – Италия – восьмигранных кампания почти не знала 118 . Как производился звон в «валовые» колокола первого яруса, мы уже сказали. На втором ярусе Ивана Великого стояли «малые валовые», т. е. средние колокола 119 . Звон в них производился, надо полагать, прямо с площадки звона. В XVII в. очепы с этих колоколов были уже сняты, и звонари поднимались к ним, как и к зазвонным третьего яруса, чтобы звонить уже в языки. Новый тип церкви «под колоколы» вызвал волну подражаний. Начиная с 10-х годов XVI в. церкви «под колоколы» в форме многогранных столпов были построены в Иосифо-Волоколамском, Покровском-Суздальском, Спасо-Евфимьевском, Хутынском, Пешношском, Покровско-Папсиевом монастырях, в Гдове и т. д. Среди этих соружений преобладали восьмигранники, но бывали и шестигранные (столп в Болдине монастыре), и девятигранные (Спасо-Евфимьевский столп) и даже круглые ( церковь Николы «под колоколы» 1525 г. в Покровско-Паисиевом монастыре под Угличем). Из-за скудости монастырских средств и относительной бедности колокольных собраний столпы эти строились чаще всего без сокращения ярусов, на подклетах, с одним лишь ярусом звона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Спустя  какое-то время церковь поставила вопрос о канонизации Василия Ивановича, по крупицам собирались эпизоды его жизни. Ирина Константиновна Ровнягина тоже внесла свою лепту:  она готовилась к защите диссертации в ленинградском архиве музея атеизма и наткнулась на материалы,  связанные с жизнью  Василия Ивановича. Она передала их в Покровско-Васильевский монастырь. Когда история вопроса  была досконально изучена, компетентная церковная комиссия пришла к заключению, что Василий Иванович достоин канонизации. Захоронение его находилось в Нижнем этаже храма Покровско-Васильевского монастыря. Вскрыли бетонный пол, а под ним каменный склеп, который надо было каким-то образом вскрыть. Материалы были очень качественные (напомню,  захоронение было произведено в 19 веке) и разбить их было очень сложно… Когда склеп всё-таки вскрыли, то увидели почерневший гроб с сохранившейся на крышке парчой. Крышку сняли и увидели, что  костяной скелет Василия Ивановича был почти в полной сохранности. Как только гроб поставили на постамент, из склепа, доселе сухого, забили десятки маленьких фонтанчиков. Срочно принесли насос откачивать воду, не дай Бог затопит храм. И вдруг в мгновение ока все фонтанчики разом умолкли… Через два года состоялись торжества по поводу канонизации Святого. Как водится, создана комиссия, в состав которой вошёл директор музея Евгений Николаевич Ровнягин. Но вот беда: целый месяц он мучился почечными коликами, на днях должна была быть операция. Превозмогая  сильную боль, он всё-таки отправился на праздничную службу. С трудом отстояв её, приложившись к раке с мощами, он быстро уехал домой, зашёл (простите за подробности) в туалет и… произошло чудо: выскочил из него камень, да такого размера, смеётся Ровнягин, что мог и унитаз разбить. С этой минуты Евгений Николаевич был абсолютно здоров… Ну, а теперь снова вернёмся к будням музейной жизни.   Четыре года назад директора музея и его жену, старшего научного сотрудника, пригласили в Сергиев Посад на конференцию туристических фирм. Как же они обрадовались! Наконец-то пришло время воплотить в жизнь желаемую идею: включить своё детище – провинциальный краеведческий музей – в маршрут «Золотое кольцо».

http://radonezh.ru/analytics/semya-v-muz...

Согласно описанию, ныне в ГТГ кроме чина новгородской школы первой половины XV в. из 9 икон, хранится икона " Рождество Христово " второй половины XVI в. новгородской школы, поступившая из ц. Покровско-Успенской старообрядческой общины в Гавриковом пер. первоначально в фонд МОНО (Московского отдела народного образования), а оттуда уже в 1933 г. - в ГТГ. С 1966 г. помещения храма занимал дом физкультуры общества " Спартак " . Кресты сбиты, позолота с куполов стерлась. Звоны колокольни заделаны, колокола исчезли. Внутри всё переоборудовано. Фигурные ворота по переулку сломаны, сохранилась чугунная решетка и ограда. Здание дало трещину. С начала 1980-х гг. район вокруг Немецкого рынка и Бакунинской улицы - бывший " Кукуй " - деятельно разрушается. Здесь намеревались продлить так называемое " третье " кольцо - автомобильную дорогу внутри Москвы, проходящую примерно по старому Камер-Коллежскому валу. Из-за этого возникла угроза сноса ц. Покровско-Успенской общины, несомненно выдающегося архитектурного памятника. В 1990 г. внутри храма был все тот же " зал физической культуры " , но теперь уже принадлежащий Мосгорсовету ВДФСО профсоюзов. Здание церкви поставлено на государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. 84. В 1995 г. храм находится в процессе возвращения исконным владельцам. Неизвестно, уцелели ли под штукатуркой росписи мастерской Я.А. Богатенко. В 2000 году по этому адресу - Дом физкультуры " Спартак " . К 2004 г. Московской старообрядческой митрополией подготовлено обращение к городским властям о возвращении храма старообрядцам. В настоящее время храмом так и владеет московская федерация профсоюзов. Старообрядцы ищут пути взаимодействия по вопросу передачи здания храма созданной общине. http://www.semeyskie.ru/hram_gavr.html Комментарии и обсуждение 01.01.2018 г. церковь официально передана верующим РПСЦ. 4 января 2018. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03628

Сложно описывать интерьеры Покровско-Сретенской церкви - после того, как в ней хозяйничала машинно-тракторная мастерская, да после переборки сруба, и интерьеров-то никаких не осталось. Историческое убранство утрачено полностью. Конструктивные элементы воссозданы архитекторами по правилам научной реставрации. Остальные придётся додумывать, подключать фантазию и аналогии. Как видим, всё далеко не так просто. Однако главное - ремонт конструктивных элементов - уже позади. Повсюду в интерьере следы недавнего ремонта. Ряд венцов заменён полностью. Брёвна, соединённые снаружи " в обло " , внутри соединены " в лапу " , дабы выступающие их оконечности не скрадывали и не деформировали внутреннее пространство. В храме новые полы, окна, детали потолочных конструкций. Алтарь, ныне вновь увенчанный высокой бочкой, изнутри сохранил низкие потолки. То же и в притворе. Основной объём просторный, двухсветный, с хорошим естественным освещением. Сейчас все святыни Покровско-Сретенского храма хранятся в каменной Сретенской церкви. После революции туда были перенесены иконостас и многие иконы из закрывшегося деревянного Покровского храма. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Сретенская церковь в деревне Рикасово находится в 4 км от Арханегельска. Церковь была построена в 1683 – 1688 гг., дважды ремонтировалась в 1860-х гг. и на рубеже XIX – ХХ вв. и дошла до нашего времени со значительными изменениями первоначального облика и утратами. В 1970 – 1980-е годы проводились исследования, разрабатывалась научно-проектная документация. Из-за недостаточного финансирования работы проводились в ограниченном объеме и носили главным образом противоаварийный и консервационный характер. Церковь состоит из трех частей: в основе здания высокий массивный четверик с примыкающим к нему пятистенным алтарем и прямоугольным притвором. Центральный сруб покрыт пологой четырёхскатной крышей и увенчан девятью луковичными главами. Центральная глава возвышается на шатровом основании. Главы вокруг нее установлены по сторонам света и по углам четверика. Однако первоначально сруб церкви имел покрытие, имитирующее своды каменного крестово-купольного храма. Эта сложная конструкция полностью сохранилась в пространстве существующего чердака под позднейшей крышей. Алтарь и притвор первоначально завершались бочками, а сейчас покрыты пологими прямоскатными крышами. Северный придел и галерея утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=08757

В Крестовоздвиженской обители три храма: церковь Воздвижения Креста Господня, храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери и храм во славу Вознесения Господня. Главную святыню монастыря составляет находящаяся здесь местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери. Образ этот дан был 18 декабря 1855 года митрополитом Филаретом через юродивого Ивана Степановича в благословение обители. Ежегодно в Иерусалимском монастыре совершается два крестных хода, которые бывают 28 июня – в память открытия обители и 28 августа – ради принесения из города Бронницы чудотворной Иерусалимской иконы Богоматери. При монастыре существует церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для девочек-сирот. Управляет обителью игуменья. Проезд в Крестовоздвиженский монастырь до станции «Домодедово» Павелецкой железной дороги, в 8 верстах от обители, и до станции «Царицыно» Московско-Курской жел. дороги – в 20 верстах. Община «Отрада и Утешение» в Серпуховском уезде. Эта община находится при селе Щеглятьеве. Основана она в 1898 г. графиней Марией Владимировной Орловой-Давыдовой в ее имении. Сама графиня постриглась в иночество с именем Магдалины. В этой общине два храма: домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. При общине существуют церковно-приходская школа, богадельня, приют для бедных детей и больница. Проезд в эту общину до станции Лопасни Московско-Курской железной дороги, находящейся близ самой общины. Покровско-Васильевский монастырь в Богородском уезде. Общежительная Покровско-Васильевская обитель находится в Павловском Посаде, в 17 верстах от города Богородска. Основан этот монастырь в 1885 году при кладбищенской церкви. Сначала обитель существовала под видом богадельни и общины, которая обращена была в монастырь в 1903 году. В монастыре этом один каменный двухэтажный храм, посвящений вверху Св. Василию Исповеднику, и внизу – Покрову Пресвятой Богородицы. При обители существует приют для сирот. Управляет монастыре игуменья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010