В качестве примера приведем данные о сборах на Богословский институт нескольких петроградских церквей: 326 . Рожд-во 1920/21 Неделя Ваий, 1921 Троица 1921 Преобра жение Рожд-во 1921/22 Неделя Ваий, 1922 Троица 1922 Рожд-во 1922/23 1. Исаакиевский собор 298 480 1 516 000 9 515 750 2. Казанский собор 280 000 200 000 239 810 1 375 723 14 405576 +пожертв. 55 007 17 610 000 3. Николо-Богоявл. собор 126 000 547 000 11 177 000 21 900 000 4. Успения на Сенной 149 862 172 675 351 980 346 550 2 049 000 18 093 693 56 426 000 5. Исидора Юрьевского 10 07 500 9 000 000 22 500 000 Наряду с щедрыми пожертвованиями некоторые приходы, например, Покровско-Коломенский, Крестовоздвиженский на Петроградской стороне, а также Александро-Невское братство при Крестовой митрополичьей церкви подбирали и направляли в институт юношей и девушек, готовили их к лучшему усвоению богословских наук. На заседании Совета 20 декабря 1921 года о. Николай предложил рассмотреть вопрос «о присуждении стипендии имени Петроградского Покровского прихода в 100 000 р. на ближайший академический год одному или двум лицам из числа студентов Института, имеющим намерение посвятить себя на служение Церкви в священном сане». Совет постановил стипендию предоставить студенту II-ro курса Г. В. Григорьеву с выдачей по на каждый семестр текущего 1921/22 академического года 327 . Так пролагались пути к тесному единению Богословского института с приходами Петрограда. Во-вторых, Богословский институт являлся и церковно-просветительным центром Петрограда. С целью развития и упорядочения духовного просвещения в Петрограде Совет института, согласно предложению Владыки Митрополита Вениамина выработал условия, которым должны были удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, а также определил их отношение к Богословскому институту. Были рассмотрены и одобрены проекты частных богословских курсов для интеллигентных слушателей и для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоятельницу Ивановского мона стыря, игумению Епифанию: Игумения Епифания Настоятельницу Никитского монастыря, игумению Паисию: Игумения Паисия Настоятельницу Рождественского монастыря, игумению Ювеналию: Игумения Ювеналия Настоятельницу Скорбященского мо настыря, игумению Евпраксию: От Скорбященского монастыря Настоятельницу Страстного монастыря, игумению Сергию: . Игумения Сергия Настоятельницу Всехсвятского Единоверческого Монастыря, игумению Александру: Игумения Александра Настоятельницу Борнео-Глебского Аносина монастыря, игумению Иоанну: От Борисо-глебского монастыря Настоятельницу Коломенского Брусенского монастыря, игумению Ювеналию: Игумения Ювеналия Казначея Филарета Настоятельницу Спасо-Бородинского монастыря, Игумению Евгению: Игумения Евгения —58— 32. Настоятельницу Спасо-Влахернского монастыря, игумению Евпраксию: От монастыря Настоятельницу Свято-Троицкого, Александро-Невского монастыря, игумению Евтихию: От монастыря Настоятельницу Казанского-Головинского монастыря, игумению Евгению: Игумения Евгения Настоятельницу Серпуховского Владычнего монастыря, игумению Валентину: Игумения Валентина Настоятельницу Покровско-Васильевского, в Павловском посаде, монастыря, игумению Алевтину: Игумения Алевтина Настоятельницу Покровского Хотькова монастыря, игумению Никандру: Игумения Никандра Д) Единоличные пожертвования внесенные непосредственно в кассу Братства почетными, пожизненными и действительными членами и членами соревнователями. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Его Высокопреосвященства, Архиепископа Симбирского Иакова Его Высокопреосвященства, епископа Мисаила, Управляющего Московским Симоновым монастырем Его Преосвященства, епископа Тихона, Управляющего Воскресенским, Новый Иерусалим именуемым монастырем Протоиерея Рождественской, в Сергиевом Посаде, церкви Михаила Петровича Багрецова Его Преосвящества, епископа Евгения, Епископа Муромского Протоиерея Исаакиевского Кафедрального Собора в С.-Петербурге Василия Николаевича Велтистова Законоучителя 2-го Московского Кадетского Корпуса, протоиерея Μ. М. Воздвиженского (Государственной 4% ренты) Настоятеля Московского Казанского Собора, протоиерея Александра Васильевича Никольского (облигация 3-го внутр. займа 1908 г.) Виноградова Η.И., магистра богословия, Надворного Советника Евладова И.Н., преподавателя дух. училища Богоявленского Г.К., преподавателя Ростовского дух. училища

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[xxi] Тураева Е.Ф. – вдова академика Б.А.Тураева. Алявдин Анатолий Павлович – специалист по истории раннего христианства, доцент факультета Восточных языков по кафедре сирийского языка и словесности Петроградского университета и преподаватель греческого языка в Петроградском Богословском институте. Отец Владимир Лозинский – студент Петроградского Богословского института, диакон, а затем священник университетской церкви Всех святых в Российской Церкви просиявших. [xxii] Прот.Акимов Василий Александрович (1868-1942) – рукоположен во священника в 1888 г. Настоятель Покровско-Коломенской церкви Петрограда, в прошлом – член училищного совета Св. Синода, один из организаторов Петроградского Богословского института. [xxiii] Прот. Лепорский Петр Иванович, экстраординарный проф. СПбДА, духовный писатель, преподавал сравнительное богословие в Петроградском Богословском институте, б. главный свящ. Армии Румынского флота, с 1907 г. – настоятель храма Воскресенья Христова («Спаса на крови»). С июля 1922 г. до июля 1923 г. храм принадлежал «Петроградской автокефалии», с июля по август 1923 г. был обновленческим. В августе 1923 г. храм стал кафедральным собором патриаршей церкви; настоятель – прот.Василий Верюжский. [xxiv] Прот.Тихомиров Михаил Владимирович – до июля 1923 г. настоятель Спасо-Преображенского собора Петрограда. [xxv] Лахотский Павел Николаевич – митрофорный протоиерей, настоятель Троицкой церкви Общества религиозно-нравственного просвещения в Петрограде, с 1911 г. – помощник наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях ведомства императрицы Марии, представитель духовного ведомства в Петроградском комитете по делам печати, редактировал «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Православное русское слово», «Всероссийский Церковно-Общественный Вестник» и др. издания. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. [xxvi] М.Н.Соколов – окончил МДА и факультет восточных языков и с 1918 г. – зав. каф. гебраистики Петроградского университета, с 1921 г. – преподаватель еврейского языка Петроградского Богословского института.

http://bogoslov.ru/article/4350772

Полноценное высшее церковное и епархиальное управление отсутствовало, как и связь епархий с каноническим центром. По-прежнему запрещено было поминовение Патриарха на богослужениях и легальные с ним сношения – обмен письменными документами, прочтение с церков­ной кафедры его посланий и т.д. В храмах хозяйничали «религиозные общества» – двадцатки. Процесс изъятия церковных ценностей в Петрограде закончился процессом Петроградских церковников, на котором десять человек во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином Петроградский Губревтрибунал приговорил к высшей мере наказания. Постановление Президиума ВЦИК от 3 августа 1922 г. гласило: «В отношении осужденных Казанского, Новицкого, Шеина, Ковшарова приговор Петроградского Революционного Трибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского – заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы» [v] . В Петрограде, пока настоятели соборов Казанского (прот. Николай Чуков), Исаакиевского (прот. Леонид Богоявленский) и Троицкого Измайловского полка (прот. Михаил Чельцов) сидели в тюрьме, их храмы были заняты живоцерковниками. В мае 1923 г., во избежание захвата обновленцами, вынужден был самораспуститься Петроградский Богословский институт, в котором о. Николай был ректором. Еще в апреле 1922 г. прекратило свое существование «Общество Православных приходов Петрограда и его губернии». Обновленцы же, поддерживаемые властями, организовали епархиальное управление (ПЕУ) и весной 1924 г. открыли свой Богословский институт. Молодые православные епископы и духовенство города не знали, как себя вести и что делать под натиском обновленцев – без митрополита, без старших протоиереев, которые были в заключении. Методы действий обновленцев и ситуации, в которых оказывалось духовенство, хорошо иллюстрирует письмо преподавателя кафедры истории русского сектантства и раскола Петроградского Богословского института, настоятеля Покровско-Коломенской церкви, впоследствии ректора МДА, прот. Николая Викторовича Чепурина, переданное прот. Николаю в тюрьму (См.: Приложения. Документ 1).

http://bogoslov.ru/article/4350772

Иркутск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровско-Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Перестроена из каменного жилого дома, подаренного иркутским купцом Е. Лычаговым. 8 июля 1824 начались работы по переоборудованию дома. К нему с восточной стороны была пристроена апсида, а с западной паперть и колокольня. Указанные объемы сооружались по проекту, составленному городским архитектором. 1 октября 1826 года освящается главный храм во имя Сретения Господня и придел во имя Покрова Божией Матери, а 7 мая 1828 года — придел под колокольней во имя священномученика Ермолая. В ограде Покровской церкви был захоронен известный купец и меценат Павел Андреевич Пономарев. Надгробный памятник на могиле П.А. Пономарева был уничтожен в 1930-е. Церковь закрыли на основании постановления ВСКИК от 21 апреля 1934. Здание передали автобазе под клуб, затем в нём размещались слесарные мастерские авторемонтного завода. В фасадах преобладали формы провинциального классицизма с отзвуками барокко. Особенность этой постройки в том, что стены ее возведены не только из кирпича, но частично из дерева. Деревянные стены имеют двухэтажная паперть и апсида придела св. Ермолая, причем они оштукатурены и побелены под камень. По словам старожилов, верхний этаж церкви (придел св. Ермолая) ранее украшали росписи. Источник: Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начала XX в. М.: 2000. Медведев С.И. Мысль моя — посвятить жизнь мою на пользу людям... (о Павле Андреевиче Пономареве)//Земля иркутская : журнал. — 2. — 1994. Наша мысль: газета. — 100. — 1911. Сайт " Всё о Приангарье "   http://irkipedia.ru/content/pokrovskaya_cerkov Перестроена из каменного жилого дома, подаренного иркутским купцом Е. Лычаговым (дом, вероятно, построен в начале XIX). 8 июля 1824 г. начались работы по переоборудованию дома. К нему с восточной стороны была пристроена апсида, а с западной паперть и колокольня. Указанные объемы сооружались по проекту, составленному городским архитектором. В 1826 г., 1 октября освящается главный храм во имя Сретения Господня и придел во имя Покрова Божией Матери, а 1 мая 1828 г. – придел под колокольней во имя священномученика Ермолая. Храм посвящен двум престольным праздникам, причем оба престола (Сретения и Покрова) располагались в едином объеме, без какого-либо дополнительного разделения, как в интерьере, так и во внешнем облике постройки.

http://sobory.ru/article/?object=20463

На территории К. м. проводятся ежегодные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения. 27 нояб. 2013 г. в Тимашёвске прошли Первые Михаило-Архангельские духовно-образовательные чтения, посвященные 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского . В Краснодаре действует правосл. б-ка «Троицкое слово», где священнослужители читают лекции, проводят встречи с читателями. Вторая по величине правосл. городская б-ка - им. равноапостольных Кирилла и Мефодия просветительской Краснодарской общественной орг-ции «Православная книга». Б-ки имеются почти во всех приходах митрополии. В 2005 г. при краснодарском храме Рождества Христова открылся детский дом «Рождественский». Помимо социальной опеки детский дом занимается духовным окормлением детей-сирот. В мон-ре в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Апшеронске возведено здание приюта для девочек до 7 лет. Д. В. Глухов Расколы на территории К. м. На рубеже XX и XXI вв. в пределах К. м. был создан ряд раскольнических кафедр. 17 апр. 1995 г. «епископ» Вениамин (Русаленко) зарегистрировал в Краснодаре Черноморско-Кубанскую епархию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), к-рая помимо общин в Краснодарском крае имела подворья в Курске и Перми. Данная структура была ликвидирована решением суда в 2009 г., к тому времени Вениамин входил в отделившуюся от РПЦЗ Русскую истинно православную церковь под упр. Лазаря Журбенко (см. в ст. Истинно православные христиане ). После снятия с регистрации епархиального центра официально действуют находящиеся в ведении Русаленко Крестовоздвиженский приход в ст-це Саратовская Горячеключевского р-на и «Курско-Коренной приход» в Краснодаре. Известна Краснодарская и Кубанская епархия Истинно православной церкви в юрисдикции лжемитр. Рафаила Прокопьева-Мотовилова, ее устав не зарегистрирован, почти все общины действуют нелегально; регистрацию в 2004 г. получил только Троицкий приход в Сочи, позже при нем был создан жен. мон-рь. Также неофициально действует Славянская и Южнороссийская епархия Русской православной церкви за границей в юрисдикции митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). Управляющий данной структурой «епископ» Виктор Пивоваров возглавляет Покровско-Тихоновский приход в Славянске-на-Кубани (зарегистрирован в 2000). В юрисдикции Российской православной автономной церкви (суздальского раскола) в Краснодарском крае в 2011 г. образована Армавирская и Северокавказская епархия; ее возглавил настоятель зарегистрированного в 2003 г. прихода св. Иоанна Крестителя в Армавире Василий Россоха, ставший «епископом» Марком.

http://pravenc.ru/text/2462169.html

Сто лет назад староверы прекрасно понимали важность народного образования. Энтузиастом открытия церковных школ и училищ был Александр Рыбаков (1884–1977), член общины старообрядческой Покровско-Успенской церкви на Немецком рынке в Москве, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, отец известного историка Бориса Рыбакова. В 1911 году Александр Рыбаков опубликовал в журнале " Церковь " большую статью " Вопросы народного образования в старообрядчестве и всероссийские съезды " . В ней рассказывалось о решениях по вопросам организации приходских школ и училищ, принятых на всероссийских съездах староверов. Участники съездов считали, что образование – это " первая необходимость " , что " вся наша надежда в образовании " . Они говорили и об организации педагогического училища: " нужно нам старообрядческого учителя или учительницу, нужно построить училище " , " училище может принести громадную пользу и развить приход " . В том же году Совет Министров разрешил открыть в Москве Старообрядческий богословско-учительский институт, который стал преемником образовательной эстафеты, начатой в XIX веке училищем для сирот и подкидышей, существовавшим на Рогожском кладбище. Знаменитое Рогожское кладбище в Москве было основано в 1771 году, когда в городе свирепствовала страшная эпидемия чумы. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного императрицей Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В их числе оказались два старообрядческих кладбища – у Серпуховской и Тверской застав, известные еще с 1718 года. Вместо закрытых кладбищ староверам по указу Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы (ныне Застава Ильича). Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло Рогожское кладбище – всероссийский центр старообрядчества. На рубеже XVIII–XIX веков на кладбище были построены два величественных собора, Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и палата для умалишенных. Опекаемое купцами-миллионщиками (Кузнецовыми, Морозовыми, Рябушинскими и др.), Рогожское кладбище украсилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.

http://religare.ru/2_91034_1_21.html

В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; ам­нистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли по­ловину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси...» События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же вре­мя в условиях гонений, по возможности избежать прямого столк­новения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поми­новении Святейшего . Я должен был твердо помнить, что Святей­ший не имел права единолично отменять те канонические прави­ла, которые приняты и утверждены Церковью... Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы...» В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже по­сле смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослу­жений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Патриарх Кирилл: Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом 3 августа, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Что дает нам вера? 3 августа. ПРАВМИР. 1 августа 2015 года, по прибытии в Чебоксары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровско-Татианинский храм. В храме Предстоятель обратился к многочисленным верующим со словом Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, Михаил Васильевич, глава Чувашии! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Я очень рад ступить на Чувашскую землю, посетить Чебоксары и увидеть всех вас. Благодарю владыку Варнаву за добрые слова, которые он только что произнес, и воспринимаю эти слова скорее как пожелание того, что мне предстоит сделать, как некое напутствие на мои патриаршие труды. Но какая-то часть пути уже пройдена, и, посещая различные регионы России и ближнего зарубежья, я вижу, как на глазах меняется церковная жизнь. Конечно, мы должны быть далеки от любого преувеличивания того, что есть на самом деле, но душа радуется, когда я вижу молодые лица в храме, когда вижу детей, когда вижу учеников воскресных школ, когда вижу, как приходят молодые пары соединять благословением Церкви свой брак и когда приносят крестить детей. Все это свидетельствует о том, что вера православная жива в нашем народе, и после долгих лет притеснений и попыток властей исключить веру из нашей жизни она возрождается. Это напоминает, как сквозь трещины в асфальте иногда пробиваются зеленые росточки. Когда кладут асфальт, думают, что, наверное, ничто живое не может пробиться через эту толщу. Вот так и в то время полагали, что никаких религиозных ростков больше не будет. А сегодня мы уже видим не только небольшие побеги, но и восходящее зеленое поле. Дай Бог, чтобы вера укреплялась в сердцах людей. Но кто-то может сказать: «А зачем вера? Может, лучше получить хорошее образование, а затем хорошую работу, хорошую зарплату, купить хорошую машину, дом, хорошо одеваться, весело проводить время? Разве для этого нужна вера?» Так вот, ответ на этот вопрос является самым главным для человека. Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом. Если нет веры, то не замыкается цепь. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом, и такой человек становится верующим. Он входит в связь с Богом и чувствует Божие присутствие, а Бог слышит молитвы и отвечает на них. И как важно, особенно когда мы входим в полосу препятствий, трудностей, болезней, иметь эту опору! Она помогает человеку не сбиться с пути, не потеряться в трудных обстоятельствах, но спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом и не допустит погибели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vera-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в г. Павловский Посад Московской обл. Традиц. название - Покрово-Васильевский мон-рь. История Основан в 1894 г. как жен. община. Ее устроение связано с именами фабриканта и мецената, старосты Воскресенского собора Я. И. Лабзина и его шурина, прав. Василия Грязнова , который пользовался расположением митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . Святитель намеревался создать близ Павловского Посада «в противоборство расколу» мужскую и женскую обители и опирался в этом на помощь прав. Василия, к-рый предоставил ему списки лиц, пожелавших вступить в число насельников буд. мон-рей. В 60-х гг. XIX в. при фабрике Лабзина было основано муж. общежитие, прав. Василий (по др. версии, сам свт. Филарет) составил устав для него. Во владениях Лабзина был выстроен 2-этажный дом, в котором проживали 11 чел. братии. В окт. 1868 г. Лабзин и прав. Василий подали прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении устроить на свои средства муж. мон-рь на 15 чел. с каменной 3-престольной церковью (РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Л. 13). 8 нояб. последовал отказ из-за недостатка выделяемых средств и неудачного расположения - среди фабричных зданий. В янв. 1869 г. хлопоты возобновили, но 17 февр. 1869 г., на следующий день после кончины прав. Василия, был получен очередной отказ. В то же время Лабзин решил воздвигнуть храм над могилами своей жены, Акилины, и ее брата, прав. Василия. 2 июля 1860 г. он получил разрешение построить на новом городском кладбище 2-этажный каменный храм с 4 престолами (3 вверху и 1 внизу). В 1874 г. строительство Покровско-Васильевской ц. было закончено, 16 июля епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил нижний престол во имя прп. Василия Исповедника, Лабзин был назначен попечителем и старостой храма. По штату церковь считалась приписной к Воскресенскому собору г. Павловского Посада (1703) (Указ Московской духовной консистории//РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 16; Клировая ведомость Воскресенского собора за 1887 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 947).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010