«С ними обоими — давними духовными чадами скитоначальника нашего Всехсвятского скита схиигумена Серафима (Покровского-Бараделя) — я познакомился несколько лет назад на Кипре, куда мы прилетели вместе с наместником обители епископом Троицким Панкратием на посвященную Иосифу Исихасту богословскую конференцию, — рассказывает регент Валаамского братского хора монах Давид (Легейда). — Тогда я понял, почему отец Серафим так долго — в течение двух часов — совершает проскомидию. Собрались три семьи его духовных чад. Я подумал, придут от силы человек 10. А в каждой семье оказалось по пятеро-шестеро детей, и у всех поначалу были такие же, как у Карагиоргисов, проблемы! Теперь у Николаса, кстати, четверо братьев и сестер. Тогда он был совсем еще маленьким мальчиком. А в прошлом году он с родителями впервые побывал на Валааме. Прогуливаясь, мы встретили владыку Панкратия, и я попросил Николаса что-то спеть. Наш наместник оказался буквально сражен его искусством. Записал его пение на телефон, и в соцсети эта запись за несколько дней набрала тысячи " лайков " . Так Карагиоргис оказался среди специальных гостей фестиваля...» В отличие от прошлых лет, в официальную программу не стали включать богослужения с участием приглашенных хоровых коллективов. За счет этого возросло число концертов: и в субботу, и в воскресенье на Певческом поле их прошло по два плюс еще по одному — в стенах Преображенского собора. Открылся же фестиваль пятничным концертом-спектаклем «Путь к храму», решенным в виде музыкальной композиции на тему отечественной истории последнего столетия. Показалось (возможно, с непривычки), что его программа перегружена самыми разнообразными жанрами, исполнительскими стилями, сценическими приемами и эффектами. Всему тут нашлось место: и революционному «Яблочку», и маршу «Смело мы в бой пойдем» в обеих вариациях (с «красными» и «белыми» словами), и авторской песне в исполнении барда Елены Фроловой, и даже «Поэме о Сталине» Александра Галича, прочитанной «официальным голосом» фестиваля Иваном Стависским.

http://e-vestnik.ru/reports/valaamskie_z...

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4: Песнописца и честнаго богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, всю отрази ересей прелесть, и яко теплый предстатель к Богу, всем подает прегрешений прощение. 8041 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, – один из богатейших городов Азии, с населением свыше 150 000 чел. жителей. 8045 Агаряне, или иначе сарацины, – аравийские бедуины. Наименование агарян, означавшее первоначально это кочующее племя, впоследствии распространено было христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще мусульман. Агарянами аравийские бедуины назывались оттого, что по еврейскому преданию они были потомками Измаила, сына Агари, рабыни Авраамовой. 8048 Стагир – город на Халкидонском полуострове, где родился греческий философ Аристотель (IV в. до Р. Х.), названный поэтому Стагиритом. Сыном Аристона здесь назван греческий философ Платон (IV в. до Р. Х.). Философия – наука, занимающаяся исследованием высших вопросов бытия, о Боге, о начале, сущности и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т. п. Риторика и диалектика – науки, исследующие законы мышления и способы их выражения. 8050 Пифагор – знаменитый греческий философ VI в. до Р. Х.; Диофан – александрийский математик IV в. по Р. Х. 8052 Высшей власти при дворе св. Иоанн Дамаскин достиг при калифе Велиде (705–716 гг.), у которого он был ближайшим советником и министром. Но, приняв на себя обязанности нового звания, он никогда не забывал своего высшего служения – Иисусу Христу и всегда старался быть верным истине Христовой и полезным Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В конце второго года осады доведенные до крайности христиане вынуждены были сдаться врагам и отворить им город. Но прежде святейший патриарх Софроний послал к князю агарянскому Омару условия мира, в которых первым было – не причинять никакого насилия и обиды христианской вере и святой Божией церкви. Омар дал обещание исполнить это и другие условия. Когда состоялся договор, отворили христиане городские ворота агарянскому князю; он же, лицемерный и лукавый, притворился кротким и смиренным, как овца, будучи внутри хищным волком, оделся в изорванную одежду из верблюжьего волоса, вошел в город пешком и спрашивал, где церковь Соломонова, желая совершить там свои богомерзкие молитвы. Святейший Софроний вышел к нему навстречу и, увидев его в таком лицемерном виде, сказал: – Вот, будет мерзость запустения на месте святом, предсказанная пророком Давидом! И плакал он много со всеми христианами и убеждал князя снять рубище и одеться в подобающие ему княжеские одежды. Так святой город взят был агарянами и христианство притеснено тяжелым рабством. А нечестивый этот агарянский князь не сохранил условий мира, которые пообещал святейшему патриарху Софронию, и начал причинять многие беды иерусалимским христианам. При виде этого святой Софроний постоянно рыдал и молил Бога взять его душу от земли живых, чтобы не видеть ему более несчастий христиан и мерзости запустения, оскверняющей святые места, – и был услышан, вскоре окончив плачевную жизнь свою, и перешел 1842 от земного слезного Иерусалима к небесному радостному, в обитель всех веселящихся о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь. 1824 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире, лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав турецкой империи, – один из богатейших городов Азии и имеет до 150 000 жителей. В истории Церкви Христовой Дамаск замечателен тем, что первая проповедь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Доколе ты будешь упорствовать? Ужели не пожалеешь себя и не поклонишься великим богам? Ужели тебе приятнее претерпевать бесполезно сии страдания за какого-то Христа, распятого иудеями, чем быть невредимым и здоровым? Клянусь, что не выпущу тебя живым из своих рук, если еще будешь так упорствовать! Святой отвечал: – Делай, что хочешь, враг Божий и друг диавола, – ведь ты уже много раз слышал от меня, что я не поклонюсь богам твоим, но буду поклоняться только Единому Богу, – Отцу, Сыну и Святому Духу, Творцу неба и земли и всего, что в них находится. В Него я уверовал, и Он дал мне силу целый день твердо стоять пред тобою и мужественно претерпеть сии муки. Зачем тебе еще более причинять себе хлопот? Ведь ты слышал, что я не хочу повиноваться твоей воле; делай же скорее то, что ты замыслил! Возгоревшись яростью, мучитель повелел народу взять святого Ананию, вывести его из города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя, взявши его, повели на место казни и побили камнями, как нового Стефана 6203 . Он же громко воскликнул: – Господи Иисусе Христе! предаю в руки Твои дух мой. Так он скончался, после всех мучений, и перешел в небесные обители. народ увидев, что он уже умер, оставил его не погребенным и разошелся. В то время случайно проходили там некоторые христиане из Дамаска; они взяли святое тело Апостола Христова, с честью перенесли его в Дамаск и похоронили в отечественном его городе 6204 . 6198 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Антиливана. 6199 Тарс – большой населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине при р. Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И ныне это – еще довольно значительный торговый город. 6200 Среди других памятников древности, Дамаск доселе сохраняет в себе место обращения св. Апостола Павла к вере Христовой, так называемую прямую улицу, дом Иудин, где ему возвращено было зрение и преподано крещение, и дом Апостола Анании, а также – место, откуда он спущен был по стене и, таким образом, избежал своих гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кассиан скончался в 435 г. 23 июля. День памяти преп. Кассиана — 29 февраля, — бывает только в високос. Когда же февраль месяц имеет 28 дней, тогда служба святого Кассиана поется на повечерии. Память преподобного Иоанна, нареченного Варсонофия главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, — один из богатейших городов Азии и имеет до 150,000 жителей. знаменитый город, основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. Х. на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. Александрия была некогда первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства, рассадником христианского просвещения. Христианство принесено было сюда, по преданию, Евангелистом Марком около 59–60 гг. В настоящее время Александрия (по турецки и арабски — Искандеры) принадлежит к числу укреплённейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230,000 с лишком жителей. Нитрийская находится в расстоянии дневного пути (25–30 верст) от Нитрийской пустыни, лежащей в северо-западной части Египта. Эта безводная, каменистая пустыня была излюбленным местом египетских пустынников, прославившихся аскетическими подвигами. Здесь иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия — ради пребывания в Едином Боге. Иоанн скончался во 2-й половине V в. Император Лев в 457 г. извещал его, в числе других епископов, о мученической кончине Протерия (см 28 февраля), патриарха Александрийского. Константина Копронима (741–775 гг.) было временем высшего развития иконоборческой ереси в греческой церкви. Самыми мужественными защитниками иконопочитания явились в это время иноки, за что император подвергал их жестоким казням. По словам историка Никифора, инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. Вообще гонение на православных при Копрониме напоминало времена жестокого мучителя христиан языческого императора Диоклитиана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, — один из богатейших городов Азии, с населением свыше 150000 чел. жителей. ( < < back 1) ( < < back 2) Иоанн Дамаскин родился около 680 г. Родовое прозвание его было Мансур. ( < < back 1) ( < < back 2) 41:37. ( < < back 1) ( < < back 2) 2:48. ( < < back 1) ( < < back 2) или иначе сарацины — аравийские бедуины. Наименование агарян, означавшее первоначально это кочующее племя, впоследствии распространено было христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще мусульман. Агарянами аравийские бедуины назывались от того, что по еврейскому преданию они были потомками Измаила, сына Агари, рабыни Авраамовой. ( < < back 1) ( < < back 2) св. Иоанна Дамаскина, Сергий Мансур, исправлял при калифе Дамасском Абд-Альмалике (686–705 гг.) должность главного логофета, т. е. распорядителя казною, казначея. ( < < back 1) ( < < back 2) в переводе с еврейского, значит: Божия благодать. ( < < back 1) ( < < back 2) город на Халкидонском полуострове, где родился греческий философ Аристотель (IV b. до Р. Х.), названный поэтому Стагиритом. Сыном Аристона здесь назван греческий философ Платон (IV b. до Р. Х.). Философия — наука, занимающаяся исследованием высших вопросов бытия, о Боге, о начале, сущности и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т. п. Риторика и диалектика — науки, исследующие законы мышления и способы их выражения. ( < < back 1) ( < < back 2) выражение из притчи о талантах. Мф. 25:16. ( < < back 1) ( < < back 2) знаменитый греческий философ VI b. до Р. Х.; Диофан — александрийский математик IV b. по Р. Х. математик III b. до Р. Х. Савва, т. н. «Освященный», великий пустынник Палестинский (память его празднуется 5 декабря), ученик и сподвижник преподобных Евфимия и Феодосия Великих, впоследствии подвизался уединенно в пустыне близ Иерусалима, где в 484 г. основал в 12 верстах от Иерусалима монастырь, известный после под именем Лавры Саввы Освященного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

( < < back) святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня. ( < < back) город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя. ( < < back) памяти его 30 октября. ( < < back) святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа. ( < < back) нынешней Бейрут — древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне — главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180 000 жителей. ( < < back) главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, — один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. ( < < back) ап. Анании совершается 1-го октября. ( < < back) святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь. ( < < back) как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу — Галилея, к югу — Иудея, к востоку — Иордан, к западу — Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, — на месте его стоит одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). ( < < back) Лидийский город на северо-западе Малой Азии. ( < < back) апостола Филиппа совершается Церковью 11-го октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Однако, при всей стройности изложения событий y ал-Азди многое вызывает сомнение. Во-первых, Халид еще не был смещен, а, будучи главнокомандующим, именно он должен был вести совет. Во-вторых, если даже командующим в это время был Абу Убайда, то невозможно понять, зачем в момент опасности, нависшей над арабской армией в Северной Сирии, нужно было лучшего полководца отсылать в глубокий тыл. Византийские полководцы, видимо, не пытались навязать мусульманам крупное сражение, а удовлетворились медленным вытеснением из занятых ими районов. Лишь к маю византийская армия подошла к Дамаску и стала лагерем на Бараде 178 . Ал-Азди описывает еще один совет, на котором также боролись две крайние точки зрения: дать бой или отступить до Айлы (или даже к Табуку). B конце-концов было принято промежуточное решение – Дамаск оставить, но отойти только к Джабии. Халид будто бы в сердцах бросил Абу Убайде: «Разве, когда ты будешь в Джабии, y тебя станет больше [людей], чем их есть у тебя здесь, в этом месте?!» 179 . Оставление Дамаска, безусловно, диктовалось опасением быть запертыми в городе с недружественным населением, а Джабийа была резиденцией Гассанидов и располагалась в центре района, заселенного арабами 180 , хотя оборонять его от противника, наступающего с севера, трудно из-за отсутствия серьезных естественных преград. По свидетельству ал-Вакиди, епископ Дамаска перед уходом мусульман из города попросил Халида подтвердить договор о неприкосновенности жизни и имущества дамаскинцев. Новый договор был датирован раби II 15/13.V – 10.VI 636 г., и этим временем принято датировать оставление Дамаска мусульманами 181 . Ал-Азди отмечает, что и в Дамаске Абу Убайда распорядился вернуть собранное по договору 182 . Параллелизм рассказав об оставлении Химса и Дамаска (сходные рассказы о военном совете в обоих городах и о возвращении собранной дани) вызывает сомнение в достоверности одного из них. Византийцы удовлетворились занятием Дамаска и не стали преследовать мусульман, надеясь медленным продвижением вытеснить их из Сирии и Палестины. Такую тактику можно объяснить только пренебрежением к противнику; да и как могла армия, недавно одолевшая такого грозного врага, как сасанидский Иран, всерьез относиться к ополчению аравитян, которых все в империи считали дикарями. Эта медлительность была на руку мусульманам: они получили возможность спокойно собрать воедино все силы и подготовиться к контрудару. БОРЬБА ЗА XIPY

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дальнейший маршрут Лэйярда проходил по древнейшим из населённых мест мира: Ливан с его столицей Бейрут, Амман (столица совр. Иордании, библ. Равва-Аммон) и Дамаск. Именно здесь, на одной из вершин сирийской земли у деревни Сук-Вади-Барада (что в переводе значит базар на реке Бараде), поднимается к небу белый купол мавзолея – могила Авеля, длиной 6 м. и шириной 1 м. Не мог Лэйярд обойти стороной святыню Дамаска, архитектурную жемчужину Востока – мечеть Омейярдов, с гробницей Иоанна Крестителя. Через Святую землю с её столицей Иерусалимом, через Хеврон, Мёртвое море, столицу библейского Эдома – древнюю Петру, путь Лэйярда шёл всё дальше на восток: через горы, степи и пустыни, в страну легендарных ассирийцев. Постоянно подвергаясь опасностям, изнывая днём от испепеляющей жары, а ночью от пробирающего до костей холода, среди пёстрой толпы восточных народностей, он старался жить их жизнью, изучает их языки. И когда вдали на фоне двух громадных холмов показались стены Мосула с его минаретами и садами, Лэйярд не мог даже себе представить, что этот грязный городишко будет играть самую главную роль в его жизни. Здесь, в продолжении нескольких лет, подвергаясь зною месопотамского лета, почти невыносимому для европейца, ему суждено будет совершить ряд великих открытий, которые положат начало библейской археологии. Уже в глубокой древности Мосул занимал стратегически важное положение. Город являлся соединяющим звеном между районами от озера Ван и Армении на севере, до Багдада и Персидского залива на юге. Он являлся местом встреч и остановок многочисленных караванов, шедших с востока (Курдистан, Персия, Афганистан и Индия) и запада (Константинополь, Дамаск). Благодаря своему выгодному географическому положению в нём царила и благоприятная интернациональная атмосфера. Среди 50 тыс. жителей можно было встретить мусульман, евреев и членов многочисленных христианских течений. За несколько лет до приезда Лэйярда Мосул пережил три года тяжёлого голода (1825–1828). Затем к голоду присоединилась эпидемия, бушевавшая девять месяцев и унесшая 18 тыс. человеческих жизней. Затем в 1831–1832 гг. последовало сильное затопление, когда воды Тигра вышли из берегов и на многие месяцы затопили Мосул и его окрестности. В одном древнем сирийском манускрипте можно прочесть, что Мосул возник на развалинах Ниневии. По другим данным Мосул являлся пригородом древней Ниневии. Сегодня вблизи Мосула расположены важнейшие нефтяные месторождения Ирака. На противоположном, левом берегу Тигра, напротив Мосула можно видеть господствующие там два странных холма. Они называются Неби-Юнус (пророк Иона) и Куюнджик.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. М. г. представляют собой важный источник для реконструкции процесса распространения христианства в ранней Византии, позволяющий представить характер этого процесса в повседневной жизни сельского населения обширного района Сирии. В IV-VI вв. в М. г. христианство было уже более популярно, чем религ. традиции прежних времен. Церкви, мон-ри, здания и гробницы со знаками креста, надписи с упоминаниями о христианах встречаются очень часто. Всего в М. г. обнаружено ок. 1200 христ. храмов. В отсутствие городов здесь не возникли епископские кафедры. Территории большинства горных массивов находились в составе пров. Сирия Первая и делились между церковными митрополиями Антиохии и Верои, а юж. массив Эз-Завия входил в состав Сирии Второй и принадлежал скорее всего митрополии Апамеи. В надписях М. г. упоминается большое число священников и диаконов, ставших ктиторами храмов. Среди них иногда указываются некие периодевты - скорее всего благочинные священники или даже хорепископы, которые формально возглавляли местный клир, но посещали сельскую местность от случая к случаю. Наиболее ранние свидетельства присутствия христиан есть в ряде надписей IV в. на частных домах и погребениях. Среди них - надписи Флавия Евсевия и его жены в Дар-Ките (339/40 и 355), Евбула в Аршине (393) и др. Одна из наиболее ранних надписей, датированная 30-ми гг. IV в., обнаружена рядом с языческим храмовым комплексом в Катуре. Во 2-й пол. IV в., ближе к концу столетия, в М. г. появились христ. базилики - большие храмы, объединявшие уже ставшие многочисленными сельские общины. Наиболее ранние базилики: 3-нефные в Бараде (399-402), Бурдж-Хайдаре (2-я пол. IV в.), Каср-Иблису (кон. IV в.), Синхаре (ок. IV в.); однонефные в Киркбизе (рубеж IV и V вв.), Суркании (IV в.). В крупных селениях до кон. VI в. возводили, как правило, по 2 или 3 базилики. Наибольшее число храмов - 5 базилик разных форм - исследовано в сел. Бара (Капропера) в горах Эз-Завия.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010