Совершенно исключительное для нашей темы значение имеют миниатюры, посвященные непосредственно знаменитым государственным и вечевым колоколам. Здесь они представлены уже со всеми историческими и техническими подробностями, – изображается литье колоколов, первый торжественный звон, случаи падения колоколов с колоколен, звоны, послужившие началом народных волнений, всполошные звоны, «плачевный звон», оповещающий о смерти государя и т.д. На этих миниатюрах благовестные колокола, в том числе огромные московские колокола – отлитый в 1533 г. 1000-пудовый колокол Василия III и сменивший его в 1551 г. колокол «Лебедь» Ивана Грозного в 2200 пудов – изображены очепными (см. илл.) 80 . Изображения очепных колоколов встречаются также на миниатюрах лицевых рукописей агиографического жанра и на иконах. Например, в «Житии Антония Сийского» XVII в 81 . имеется условное изображение Московского кремля со столпообразной колокольней и огромным очепным колоколом в ее нижнем ярусе. На конце шеста миниатюрист изобразил целый пучек очепных веревок. О повсеместном распространении очепных колоколов на Руси согласно свидетельствуют такие источники, как монастырские описи и писцовые книги за XVI-XVII вв. Очепные колокола фигурируют в описных книгах Троице-Сергиева 82 , Иосифо-Волоколамского 83 , Покровско-Суздальского 84 , Спасо-Прилуцкого 85 , Павло-Обнорского 86 , Соловецкого 87 , Успенского-Свияжского 88 , Ипатьевского 89 , Махрищского 90 , Кирилло-Белозерского 91 , Спас-Евфимьевского суздальского 92 , Псково-Печерского 93 , Антоньев-Сийского 94 , костромского Богоявленского 95 и других монастырей. Очепной колокол висел в 60-х годах XVI в. перед Благовещенским собором в Казани 96 . Очепными были благовестные колокола сольвычегодского Благовещенского собора 97 . Очепными были все восемь колоколов нижнего «валового» яруса колокольни Ивана Великого в Московском кремле. Упоминание об очепных колоколах можно встретить в древних актах и хозяйственных документах. Очепной колокол упомянут в духовной Феодосия Тотемского 98 , а «железо на очепь» – в расходных книгах Болдина монастыря под Дорогобужем 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Хотя епископ Вениамин стремился как можно чаще совершать богослужения в сельских храмах и на рабочих окраинах столицы, он принимал живое участие и во многих важных событиях церковной жизни. Владыка был в числе совершителей архиерейских хиротоний архимандритов: 21 августа 1911 года – Елевферия (Богоявленского), 15 января 1912 – Антония (Георгадзе), 8 декабря 1913 – Алексия (Баженова)... В 1913 году, в связи с празднованием 300-летия царствования дома Романовых, в Россию был приглашен Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад). 19 февраля епископ Вениамин участвовал в его торжественной встрече на Варшавском вокзале, а 23 февраля был у Его Блаженства на парадном обеде. 9 марта, когда Патриарх совершал литургию по древнему чину в Никольской единоверческой церкви, ему сослужили архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и епископ Гдовский Вениамин 443 . 14 марта Патриарх и епископ Вениамин совершали молебен в строящемся храме-памятнике Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице. Затем у абсид храма состоялось освящение крестов, сразу же установленных на его куполах 444 . В том же день высокий гость посетил Мариинскую больницу для бедных. В больничной церкви епископ Вениамин приветствовал Патриарха речью на греческом языке 445 . В Великий Четверг, 11 апреля, Патриарх Григорий IV литургисал в Казанском соборе, где ему также сослужил владыка Вениамин 446 . Преосвященному Вениамину довелось участвовать в праздновании 200-летия Александро-Невской лавры. 31 августа 1913 года он приветствовал юбилейное торжество Лавры во главе депутации от Епархиального братства Пресвятой Богородицы 447 . (Лавра содержала второклассную церковно-приходскую школу для малолетних певчих и ежегодно жертвовала весьма значительную сумму на нужды Епархиального братства). Приезжал он и на 200-летний юбилей церкви Симеона и Анны и на 100-летний юбилей Покровско-Коломенской церкви. На дни памяти о. Иоанна Кронштадтского владыка почти всегда бывал в Иоанновском монастыре. В пещерной церкви-усыпальнице он любил служить ранние обедни в день своего ангела, 13 октября, или в годовщину архиерейской хиротонии, 24 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Март – распоряжение митрополита об усилении назидательности великопостных богослужений и о совершении пассий во всех храмах епархии. 1 мая (18 апреля) – совпадение Великой среды с Первомаем, который большевики превратили в повод для «шумных празднеств». Митрополит Вениамин обратился к пастве с призывом провести дни Страстной недели «в храме, в молитве, чтении св. Евангелия, в делах христианского милосердия, в посте». 9 мая (26 апреля) – Светлый Четверг. Первый детский крестный ход от всех городских приходов в Александро-Невскую лавру на митрополичье служение. 10 мая (27 апреля) – Светлая Пятница. Митрополит впервые совершил празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» как общегородское, с крестным ходом из Покровско-Коломенской церкви к Исаакиевскому собору и от него на Неву для водосвятия. 12 мая (29 апреля) – Антипасха. Крестный ход от всех приходов и церквей города к Александро-Невской лавре, откуда соединенная процессия во главе с митрополитом двинулась к Исаакиевскому собору. Оглашение «Пасхальной архипастырской беседы» митрополита Вениамина. 20–21 (7–8) мая – крестный ход во главе с митрополитом Вениамином из Луги в Череменецкий монастырь. 31 (18) мая – митрополит председательствует на собрании по выборам первого единоверческого епископа. Избран протоиерей Симеон Шлеев, принявший постриг с именем Симон. 11 июня (29 мая) – 16 (3) июня – пребывание в Петрограде Святейшего Патриарха Тихона. 16 (3) июня Патриарх возглавил хиротонию единоверческого архимандрита Симона (Шлеева) во епископа Охтенского. 1–11 июля (18–28 июня) – работа чрезвычайного Епархиального собрания под председательством митрополита Вениамина. 9 июля (26 июня) – погребение ректора Петроградской духовной академии епископа Ямбургского Анастасия (Александрова) . 14 (1) июля – открытие Александро-Невского православного трудового братства по заготовлению свечей и богослужебных предметов. 15 (2) июля – открытие Петроградского Епархиального совета. 9 августа (27 июля) – митрополит Вениамин направляет в Епархиальный совет предложение ввести особое моление на великой и сугубой ектениях за арестованное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь всех престолов главных и придельных в этом соборе одиннадцать: Живоначальные Троицы, Входа во Иерусалим, Рождества Богородицы, Покрова Пресв. Богородицы, Св. Василия блаженнаго, Иоанна милостивого, Александра Свирского , Святителя Николая Великорецкого, Григория Великия Армении, Варлаама Хутынского, Адриана и Наталии. Кроме некоторых древних образов, алтарные иконостасы новые, другие теперь возобновляются; из первых особенно замечательны в художническом и историческом отношении два местные образа в нижней церкви: 1) Св. Троицы, повидимому, современный иконе сего имени в Троицко-Сергиевой лавре и стольже замечательный по стилю своему и 2) Св. Благов. Князя Александра Невского с деяньем, писанный искусною кистью на золоте; оба вероятно, XVI века и в Византийском стиле. Так называемые приделы там составляют отдельныя церкви, окруженные узкими обходами, как бы улицами с площадками, кои ведут от одной к другой. Обширнее всех храм Покрова в осмерике; внутренние стены его, подобно церкви С. Николая Великорецкого, с лозговинами, приставными полуколоннами и карнизами; окна в четыре света с внутренними рассветами. Никольская церковь замечательна прекрасным иконостасом в старинном вкусе и надписью на стене, где изображено сказание о причине сооружения сей церкви и крестного хода. В нижней церкви опочивают под спудом св. мощи Василия блаженного, которого железные и медные вериги и кресты с изгладившимися почти писменами лежат на его раке; в придельной церкви Рождества Богородицы также под спудом мощи Иоанна Христа-ради юродивого. На железных его веригах, состоящих из толстой колчатой цепи, круга и пояса, видны неразобранные письмена; железный колпак его сохраняясь до 1812 года; в 1782 году все они, по изустному преданию, весили 1 пуд, 30 фунтов. Прежде в колокольне была церковь во имя Богоявления Господня, при ней в другой связи церкви во имя Препод. Сергия, Всех Святых, Апостола Андроника и Св. Марии Египетской, переставленные сюда с Красной площади. К северной и южной стене пристроены были упраздненные в 1782 году храмы: Св. Параскевии пятницы, Св. Иоанна Предтечи и Василия Великого . От древннго кладбища его остался один камень с начертанием слов: 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1998 г. тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь. http://ppvoskress.cerkov.ru Одним из символов Павловского Посада является высокая колокольня Воскресенской церкви со старинными башенными часами. Основное здание пятиглавого храма с приделами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского было разрушено до основания в 1950-е годы, поэтому сегодня церковная община собирается для служб в первом ярусе уцелевшей колокольни. В семье псаломщика Воскресенского храма родился святитель Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский, замечательный подвижник и богослов Русской церкви XIX века. Писатель Е.Н. Поселянин (Погожев) издал в 1900 году книгу «Русские подвижники XIX века», состоящую из сорока пяти биографических очерков о выдающихся праведниках столетия. В ней ведется рассказ о мужчинах и женщинах, мирянах и священниках, высоких иерархах и простых монахах. Многие из списка позднее были официально канонизированы церковью, другие же – почитаются народно. Первые два очерка посвящены митрополиту Филарету (в миру – Василий Михайлович Дроздов) и святителю Иннокентию Пензенскому (в миру – Иларион Дмитриевич Смирнов). Поместив этих подвижников XIX века в самое начало книги, Поселянин не только выделил их значение, но и отметил духовное сходство. Оба святителя жили в одно время, были хорошо образованы, благочестивы и преданы православию. Они были знакомы между собой, а недоброжелатели даже называли их соперниками и конкурентами. Вот что писал О. Бодянский об этой параллели со святителем Филаретом в предисловии к изданию писем владыки Иннокентия княгине Софии Сергеевне Мещерской: «Замечательно, что Иларион по месту и времени своего образования и прохождению преподавания следовал непосредственно за своим знаменитым земляком по рождению Василием Михайловичем Дроздовым. Оба они были московские: один сын коломенского дьякона, другой сын дьячка села Павлова или Павловского Посада, славного своими фабриками, заводами и ярмарками на р. Клязьме и Вохонке, на железной Владимирской дороге, в 67 верстах от столицы».

http://sobory.ru/article/?object=00567

Будем верить, что Господь преклонится яко милостивый и услышит нашу соборную молитву. -Галина из Рязани тоже просит молитв. Она прихожанка Покровско-Татьянинского храма. -Обязательно. Благослови ее Господь. -Слушаем вопрос. -Здравствуйте, батюшка и ведущая. Вот у меня такой вопрос, наверное, не очень духовный, но меня интересует, когда человечество осознало, что оно живет в новой эре, т.   е. исчисления по Рождеству Христову. Вот, допустим, три века гонения…. -Да, я понял ваш вопрос. Заслуга создания христианской хронологии принадлежит православному монаху, жившему на христианском Западе - Дионисию Малому. Этот высокоинтеллектуальный инок с ученым образованием впервые предложил христианскую эру как точку отсчета, ибо раньше соотносились с временами правления, с олимпийскими играми, и это уже случилось достаточно поздно - в раннем средневековье. Притом, что всякая хронология обладает определенной неточностью, приблизительностью вычислений, почему никогда и не догматизировались выводы православных астрономов, но вместе с тем годовой богослужебный круг нашей церкви привязан к твердым числам, по богомудрым разумениям святых отцов Первого и Второго вселенских соборов. -Вас спрашивают, состоится ли встреча всех со всеми праведными, грешными и святыми. Смогут ли они общаться? -Вопрос общения решаться будет в соответствии с вашим нравственным состоянием. Если вы полюбили книгу отца Иоанна Кронштадского «Дневники» и молились батюшке – то, конечно же, начало общения с ним, к примеру, положено, там оно откроется во всей полноте. Но если здесь вы отворачивались от святых отцов, единственное что знали о святых -   так это какие -   то мирские пословицы, «хоть вон святых выноси», или еще что -   нибудь такое, то какое же общение может быть света со тьмой там за гробом? Встреча будет, и эта встреча есть Страшный суд, но все зависит от нас-то, что здесь посеем, то там пожнем. Нечестивые-говорил Исайя пророк-да не узрят славы Божьей. Те, кто остались ожесточенными, в нераскаянных грехах, конечно, не только не смогут вступить в общение со святыми, но даже этого не пожелают.

http://radonezh.ru/text/protoierey-artem...

комиссара. Несмотря на ограниченные возможности, митр. Павел открыл школу для священников в Плашки и богословскую т. н. Покровско-Богородичную школу в Сремски-Карловци; хотя последняя закрылась после его смерти, она стала первым в К. м. уч-щем, дававшим систематическое богословское образование. Главной задачей митрополитов Иоанна (Джорджевича ; 1769-1773) и Викентия (Йовановича-Видака ; 1774-1780) было противостояние властям, которые стремились усилить контроль над жизнью не только православной, но и католической Церкви. В ответ на принятую на Церковно-Народном Соборе 1769 г. «Общенародную жалобу» имп. Мария Терезия издала в 1770 г. регламент с 75 статьями, согласно которым Карловацкий митрополит стал только церковным главой, а решение светских вопросов сербов передавалось в ведение гос. органов. Регламент ограничил доходы клира, сократил число церковных праздников, но разрешил открыть уч-ще для подготовки священников и типографию с целью ослабить среди сербов рус. влияние. В ответ на недовольство сербов в 1777 г. был издан 2-й регламент, но фактически он не отличался от первого. В тот же год была закрыта Иллирийская депутация и изданы «Монашеские правила», согласно к-рым мон-ри должны были сами себя содержать, а избранные настоятели - получать одобрение императрицы. Привилегии сербов существенно ограничила Декларатория (Rescriptum Declaratorium Illyricae Nationis), принятая в 1779 г. и действовавшая до 1868 г. Согласно этому акту, во всех гражданских делах сербы подчинялись светским или военным властям в зависимости от места проживания, митрополит Карловацкий, как духовный глава сербов, избирался на общенародных Соборах, состоящих из 75 депутатов (по 25 чел. от граничарского, городского и духовного сословий), заседания Собора и Синода должны были проходить в присутствии имп. комиссара, а принятые ими решения вступали в силу только после утверждения императором. За митрополией оставалось лишь право на управление своими школами. Хотя Печская патриархия уже была упразднена, отдельная глава Декларатории запрещала Карловацкому митрополиту поддерживать связи с Печем.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

«1919 ноября 10/23. Благословляется устроить общее собрание представителей приходских советов для рассмотрения доклада настоящей комиссии. Митроп. Вениамин». Такое собрание состоялось в покоях Митрополита в Александро-Невской лавре 1 декабря/18 ноября 1919 года. На нем присутствовали: митрополит Вениамин, протопресвитер А. А. Дернов, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Виктор (Островидов), благочинный монастырей Петрограда архимандрит Иерофей (Померанцев); представители от: Российской Академии наук – академики Н. Я. Марр, А. А. Шахматов и проф. Н. К. Никольский ; Петроградской Духовной академии – проф. С. М. Зарин; Петроградского университета – профессора Ю. П. Новицкий, И. Н. Третицын, Б. А. Тураев ; Петроградского Епархиального совета – проф. АА. Бронзов; Палестинского общества – проф. И.С. Пальмов ; Богословско-Пастырского училища – И. П. Щербов, Ф. К. Андреев, С. А. Купрессов; уполномоченные от 36 приходов: прот. Т. Налимов, свящ. П. Балыков и Н. К. Либин (Казанский собор); свящ. Н. Платонов, Л. Шпергазе (Андреевский собор), С. О. Рейхардт (Самсониевский собор), П. А. Демченко (Князь-Владимирский собор), К. Я. Здравомыслов (Преображенский собор), прот. И. Морев , В. Гусев (Сергиевский собор), прот. А. Беляев (Николо-Богоявленский собор), прот В. Чуев (Введенский собор), свящ. Г. Сербаринов, А. Жуков, Б. М. Назаров (Скорбященская, что за Литейным двором, церковь ), прот. П. Ивановский, В. Хрусталев (Скорбященская церковь на Стеклянном заводе), прот. В. А. Акимов, прот. Н. В. Чепурин и А. С. Николаев (Покровско-Коломенская церковь ), прот. М. И. Поспелов (Благовещенская церковь на В.О.), прот. Н. А. Комарецкий, В. Смирнов (Благовещенская церковь на пл. Труда), прот. И. Сарв, Г. П. Васин, Е. С. Жуков (Богоявленская церковь на Гутуевском острове), прот. М. И. Сперанский (церковь св. вмц. Екатерины в Екатерингофе), И. Шувалов (церковь свт. Николая на Расстанной ул.), свящ. А. И. Введенский (церковь свв. Захарии и Елисаветы), прот. И. Альбов (Пантелеймоновская церковь), Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласно описи имущества храма, на 20 октября 1926 года храм был украшен прекрасными свечными и электрическими люстрами, серебряными и позолоченными лампадами, подсвечниками, крестами, чашами и иконами. Библиотека храма насчитывала более 500 книг. Православный храм святителя Николая в народе именовался «Заводским», так как строился за счет завода. Тяжелым испытаниям подвергся собор в послереволюционные годы, вплоть до 80-х годов ХХ столетия. НКВД вместе с инспекторами отдела культов облагали Церковь непомерными налогами, церковнослужителей объявляли контрреволюционными элементами. В 1929 году Свято-Николаевский собор был закрыт и переоборудован в музей революции, который просуществовал до 1941 года. Во время немецкой оккупации и вплоть до 1960 года собор стал действующим. В 1960 году, 1 августа, храм Божий был снова переоборудован в музей. Как вспоминают очевидцы этих событий, кресты большевики снимали ночью, а церковное имущество и инвентарь выносили среди белого дня. В апреле 1988 года Свято-Никольский собор в весьма плачевном состоянии был передан верующим. Как и столетие назад, храм восстанавливался на пожертвования Днепровского металлургического завода и прихожан. С 23 декабря 2011 года Свято-Николаевский собор стал Главным Кафедральным собором Каменской епархии УПЦ. Собор является памятником архитектуры и находится под охраной государства. http://www.eparhia.net/index/0-55 1-м поселением в пределах нынешнего Днепродзержинска считают Романково (где находится Покровско-Михайловский монастырь Украинской Православной Церкви). Оно основано в 1-й пол. XVII в. По преданию, название «Романково» произошло от имени казака Романюхи, который устроил здесь зимовник. В сер. XVIII в. рядом возник ряд других поселений. Одно из них называлось Каменское. В кон. XIX в. около Каменского был построен Днепровский металлургический завод, работа которого способствовала росту населенного пункта. В 1917 г. Каменское обрело статус города. В 1925 г. завод назвали в честь революционера Феликса Дзержинского, а в 1936 г. Каменское переименовали в Днепродзержинск.

http://sobory.ru/article/?object=37161

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010