356 См. выше, прим. 20. 357 Exp. in Io., LW III. P. 13, n. 14: Iustus praeest in ipsa iustitia, utpote concretum in abstractum et participans in participato (праведный предсуществует в самой праведности, как конкретное в абстрактном и причастное в том, к чему оно причастно). 358 О. Тери правильно заметил, что частое употребление inquantum у Мейстера Экхарта «раскрывает его интеллектуальный настрой». Но так как о. Тери судит о немецком богослове с точки зрения ортодоксального томизма, он сводит самобытность Экхар- та к избытку разумения, ориентированного на абстракцию: «Экхарт абстрактен. Он часто рассматривает вещи только с одной стороны, которую к тому же преувеличивает и искажает — именно потому, что не принимает во внимание другие точки зрения» (Archives.., III. P. 186, note 1). Между тем необходимо подчеркнуть, что у тюрингского мистика именно «абстрактное» исполнено смысла, ибо соответствует высшей реальности, в которой предсуществует конкретное и в которую оно обращается посредством «удвоения». Как мы вскоре увидим, наречие inquantum — третий термин, призванный обозначить в этой интеллектуальной операции формальное тождество конкретного с абстрактным, — исполняет у Мейстера Экхарта функцию, аналогичную функции третьего Лица in divinis (в Боге). «Абстрактный» разум Мейстера Экхарта, как и его диалектика (см.: гл. 1, раздел 7 — «БТ». 38. С. 172–175), есть разум не логика, но мистического богослова. 359 Ошибочная пунктуация в книге о. Тери делает фразу невразумительной: Procedunt enim actus divinorum, etiam absoluti, a deo secundum proprietatem attributorum (Тери не ставит запятой ни после divinorum, ни после absoluti, зато — весьма неудачно — разрывает фразу после deo). Акты сущности, общей трем Лицам, называются «абсолютными» в противопоставление познавательным актам, предполагающим отношение. См.: St. Thomas, Super I Sent., d. 7, q. 1, a. 2 (ed. Mandonnet, I, pp. 178–179), где «quae absolute dicuntur, sicut bonitas, sapientia et huiusmodi» («то, что высказывается абсолютно — например, благость, мудрость и тому подобное») противопоставляется «ad aliquid dicta» («тому, что высказывается по отношению к чему-либо»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

9 Кулуттары туохха барытыгар тойотторугар бас бэринэллэригэр, улгум буолалларыгар, утары эппэттэригэр рэт; 10 уорбатыннар, хата, ол оннугар Быыааччы Таарабыт рэин сс ордук кэрэилиир туугар, эргиччи эрэбил ткэн дьон буоллуннар. 11 Таара илгэлээх ттэ кии аймахха барытыгар абыраллаах сырдык буолан сыдьаайда. 12 Кини биигини аньыылаах-харалаах олохтон, аан дойду имэнээх идэмэриттэн аккаастанарга, бу билии йээ йдхтк, кырдьыгы тутуан, Таараа бас бэринэн олорорго, 13 эрэлбит туолар абыраллаах Кнн – улуу Таарабыт, Быыааччыбыт Иисус Христос килбиэннээх кэлиитин – кэтээргэ рэтэр. 14 Христос биигини хара дьайга кулуттааынтан толуйан ылаары, тн оорорго ис дууатыттан дьулуар ураты норуот гына Бэйэтигэр ыраастаан ылаары, олоун толук уурбута. 15 Маннык рэтэргэр, эйигин ким да сэнээбэтин курдук, бэйэ кыаххын толору туанан туран йдтр, аньыыларын саралыыр буол. 3 рдк салалтаа сыыан 1 Салалтаа, былааска бас бэрини, тугу этэллэрин исти, туох тн барытын оорорго бэлэм буолу диэн кинилэри йдт сырыт; 2 кими да куааннык саарбатыннар, этииини-иирээни иилээбэтиннэр, чуумпутук сырыттыннар, дьоо-сэргээ барытыгар р т, сымнаас сыыаннаах буоллуннар. 3 Хаааыта эрэ бииги эмиэ им балай, с, муна-тэнэ сылдьар дьон этибит, араас аньыылаах баа санаа, бары кыдьык кулуттара буоларбыт, хара санааа, ымсыыга быа сиэтэн олорбуппут; биигини абааы крллр, бииги эмиэ бэйэ-бэйэбитин абааы крсрбт. 4 Онтон Быыааччы Таарабыт илгэлээх т санаата, кии аймахха таптала кстн, 5 биигини туох эрэ бт иин буолбатах, ааардас Бэйэтин амарах санаатынан ууга сууннаран иккистээн трпптэ, Сибэтиэй Тыынынан саа олоу биэрэн рйэн ылбыта; 6-7 Кини илгэлээх ттнэн буруйтан быыанан, эрэммиппит хоту бараммат олоххо тиксэрбит туугар, Быыааччыбытынан – Иисус Христоунан Сибэтиэй Тыыны бииэхэ лгмнк биэрбитэ. 8 Бу дьи кырдьыктаах тыл. Эн бу чахчылары р йдт-бигэргэтэ сылдьаргар баарыам этэ. Таараны итээйбит дьон тн оорорго дьулуурдаах буоллуннар: бу кииэхэ эрэ барытыгар кмлх, туалаах суол. 9 Ол-бу акаары мккртэн, ким уруута-хаана ордугун быаарсыыттан, атааннаыыттан, Сокуон тууттан иирсииттэн тэйэ тутун; ити туохха да турбат кн кдьэ суох спск эрэ. 10 Оттон хайдыыыны тааарар киини иккитэ-хаста йдтн крн баран, сыыаын быс; 11 оннук кии й-санаата сатарыйан, бэйэтигэр бириигэбэр тааарынан, аньыыны оосторун билэин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Эстей кетели, биринчи адамды Жаратуучу жеткиле кылып жараткан. “Биздин трб зг окшотуп, Биздин кейпибизге окшотуп жараткан” (1 Муса 1.26). Бирок у Адам мыйзамды аткарбай, з жнндг Жаратуучунун оюн бузду. Кудай менен болгон тир мамиледен ажырап, адамзат кайрадан кайра орду тб жок текеберчиликке толду. Жана ошондо Кудай, знн жаратканын сйуп, жана куткарууну каалап, дйнг жалгыз Тубаса Уулун жиберет, Ал адамдын толук жаратылышын толуктап жана Жаы Адам болду. Машаяк бизге Кудайдын адам жннд оюн кргзт. Бул мисал багытын табууга, жолдон адашпаганга жана жалгыз багыттоо, жердеги толук мрг жана тблкк алып барат. Биз Кудайдын чакырыгына кулак салганда, ушул куткаруучу жолдо бараткан болобуз. Ушундай чакыруунун жолу (1 Кор. 6.20) айтылган: “Ошондуктан Кудайды денеер менен дактагыла”. Ошондуктан биз Кудайга дактоону, сыйынуу, же мактоо аркылуу эле эмес, бирок жакшы иштер аркылуу жакындарыбыз чн, збуздн элибиз чн, Жыйындын жакшылык чн алып барабыз. Мындай эмгек кубанычтын эмгеги болот Машаяк чн, ал бизди курчаган дйнн згртт, жана збзд дагы. Эл биримдикке жетишет, знн пайдасыны издебей, бирок жакшы жана пайдалуу иштерди жасаганга жетек алат. Анын эркин аткарып, биз чогу Жаратуучуга кызмат кылабыз, грек тилинен алынган сз “литургия” – “жалпы иш” деп которулат. Биздин бт мрбз Литургия болуп калыш керек, жалпы сыйынуу, жана жалпы кызмат, Кудайдын оюн дйн жана адам жннд аткарып, а мактоону жана дактоону Жаратуучуга арнап. Бул иш бизден биримдикте ишенген жана ишенелектердин ортосунда, ким Кудайды жргн кабыл ала элек, бирок жакшы кабардагы даанышмандардай болуп, Ага сапар улап бараткандай болот. рттр, кургакчылык жана суу ташкындары ткн жылы Орусияда болду, бул кыйынчылыктарды жалпы аракет  менен жеишти. Булар дагы бир жолу бизге месихчилердин милдетин эстетти – улутуна, абалга карабастан жакынына жардам бер. Жайкы ысык убакыттарда, кп элдер здрнн кч менен, убакыты, жана болгон нерселери менен крп жана билбеген адамдар менен блшшт. Буларды кимдер чн жасап жатышты? Кимге жардам керек болсо, ким кыйналып жана азап чеккендер менен кошо болгонго жазап жатышты.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

ХХ. Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но [есть образ] через подражание [и подобие]. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободною волею и владеет способностью управлять. Ибо Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и тотчас присоединил: И да влыдычест–вуют они над рыбами морскими и над птицами небесными. И опять: И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и обладайте землею [Бт 1:26, 28], и господствуйте ею. XXI. Чembepmый род изображения — тот, когда Писание создает образы, и виды, и очертания невидимых и бестелесных предметов, изображаемых телесно для слабого [по крайней мере] понимания как Бога, так и Ангелов, вследствие того, что мы не в состоянии созерцать бестелесных предметов без соответствующих нам красок [или фигур], — как говорит весьма сведущий в божественной области Дионисий Ареопагит. Ведь, что естественно предложены образы тому, что лишено образов, и формы тому, что не имеет форм, как причину можно было бы указать только одну уместную в отношении к нам аналогию; что мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов без [какого–либо] посредства и для того, чтобы возвыситься, имеем нужду в том, что родственно [нам] и сродно. Поэтому если божественное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляя нам то, что способно вознести [ум], облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов, то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образами и чего хотя мы и желаем страстно, но что, вследствие своего отсутствия, видимо быть не может? Действительно, и Григорий Богослов говорит, что ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным. Но и невидимое Божие, вечная сила Его и Божество, от создания мира рассматривание творений видимы (Рим 1:20), В тварях же мы образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем себе посредством солнца и света и луча; или — бьющего ключом источника и вытекающей влаги и течения; или — ума и слова и находящегося в нас дыхания; или — ствола розы и цветка и благовония.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В дореволюционной России богословские журналы издавали исключительно богословские учебные заведения. В советское время «Богословские труды» разрешалось печатать только Издательскому отделу Московского Патриархата, но фактически основная работа по подготовке и научному редактированию сборника все же осуществлялась силами наших Духовных школ; Издательский отдел отвечал лишь за набор, корректуру и печатание сборника. Ныне составлением и редактированием «БТ» занимается исключительно Издательство Московской Патриархии. По-видимому, это неизбежно в нынешних условиях, когда наши Академии еще не полностью восстановили свой некогда огромный научный потенциал. Тем большая ответственность ложится на Издательство, которое не сможет решить возложенные на него задачи без развития в своих стенах научных исследований. Основные наши усилия в этой области были связаны с освоением новых информационных технологий. В стенах Издательства были созданы компьютерные базы данных, относящиеся к различным областям христианского вероучения и жизни Церкви. Цель этой работы — информационное обеспечение православной издательской деятельности, а также поддержка научно-богословской и учебно-методической деятельности в Духовных школах. Функционирующая в настоящее время в Издательстве компьютерная библиографическая система «Русская богословская и церковно-историческая наука» имеет около 100 тыс. единиц хранения. Особенно полезна для нас постатейная роспись «Журнала Московской Патриархии» за все годы его издания, ведется подготовка к выпуску соответствующего указателя на CD-rom’e. В Издательстве созданы также базы данных по агиографии, гимнографии, иконографии и некоторые другие. Результаты этих исследований вплотную подводят к задаче создания Информационного центра Русской Православной Церкви, с помощью которого можно будет перейти на качественно новый уровень в справочно-информационном обслуживании церковных структур, в решении разнообразных издательских, научных, исследовательских проблем. Одним из важнейших направлений деятельности Православного информационного центра станет ввод в компьютер полного корпуса богослужебных текстов и создание компьютерных Симфоний и указателей к этим текстам. Разумеется, сроки решения этих задач зависят от соответствующей финансовой поддержки.

http://patriarchia.ru/db/text/423129.htm...

«И увидел Бог все, что Он создал…» — Бт. I, 31 71 Ад вымощен благими намерениями — выражение, ставшее поговоркой, приписывается С. Джонсону; по другой версии — Дж. Герберту, употребившему его в книге «Jacula Prudentum». 72 Черная месса — применявшееся в колдовских целях прочтение церковной службы (мессы) задом наперед. 73 Великая энциклика о правах труда — имеется в виду «Рерум новарум» — энциклика папы Льва XIII от 18 мая 1891 г ., призывавшая работодателей и рабочих к взаимному соглашению. 74 «Платоническая любовь» — Платон считал любовь к мальчикам более возвышенной, чем к женщинам, поскольку она не связана с физиологической функцией детородства и, тем самым, «дальше» от материального мира. В обыденном сознании понятие «платоническая любовь» означает «чистые» чувства, «не замутненные» похотью и телесной близостью. 75 Джеймс Уильям (1842 — 1910) — американский философ, один из основателей прагматизма, считавшего, что философия должна быть общим методом решения жизненных проблем, а не размышлением о первоначалах бытия. 76 Браунинг Роберт (1812 — 1884) — английский поэт. 77 Стивенсон Роберт Луис (1850 — 1894) — английский писатель, автор приключенческих романов. 78 Мрачный интеллектуал эпохи Возрождения — имеется в виду Гамлет Шекспира. 79 «Радость моя с сынами человеческими» — Ср.: Пр. VIII, 3. 80 «Любовь покрывает много грехов» — I Петр. IV, 8. 81 Кинизм (цинизм) — одно из направлений греческой философии (с конца V в. до н. э.). Киники призывали максимально упростить жизнь. Образец кинизма — легендарный Диоген, который даже жил в бочке. Самым важным киники считали естественные потребности человека и удовлетворяли их (как пристойные, так и непристойные), не стесняясь зрителей. В современном мире цинизм — обозначение грубо материального взгляда на природу и потребности человека. 82 Порфирий (232 — 304) — греческий философ–неоплатоник, защитник язычества, автор трактата «Против христиан». 83 Вифания — местность возле Иерусалима, где Христос остановился и послал двух учеников за ослом, на котором Он должен был въехать в Иерусалим, где сперва услышал крики приветствующей Его толпы, а потом был предан и казнен (Лк. XI). 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Эта интерпретация неба как невидимого, а земли как видимого творения, возможно, происходит из Кол.1:16 ( Иконостас, стр. 154, прим.2). PG 155, 704 A11 и далее. Название этой главы – «Почему храм [то есть церковное здание] является двойственным». По словам специалиста, Симеон «чрезвычайно предан традиции в том виде, которая ему известна» (H.-J. Schulz, The Byzantine Liturgy: Symbolic Structure and Faith Expression (New York, 1986), стр. 124). Иконостас , стр. 60. Это главный довод Флоренского против Канта. В «Культе и Философии», третьем трактате «Философии Культа» (написанном в мае 1918 г.) (Иконостас, стр. 23), он противопоставляет кантовское понимание трансцендентного как « вещи-в-себе» ( Dingansich ) платоновскому пониманию его как «идеи». (БТ-77, стр. 125). Хотя Симеон в 5 главе того же самого трактата лишь упоминает, что алтарь является местом Бога ( Мистагогия , C5), из контекста следует, что, по его мнению, это место видимо только для ума. В четвертой главе того же трактата Симеон упоминает, что церковное здание является образом не только Христа, но также и обыкновенного человека, состоящего как из невидимого, то есть души, так и из видимого, то есть тела (там же, A7 и далее). Иконостас , стр. 48. Таким же образом «душа взмывает ввысь» в творчестве художника и мистицизме: «общий механизм один и тот же» (там же). Образ «окрыленной души», используемый здесь, возможно, восходит к Платону ( Федр , 246 C1), который прибегает к нему, чтобы разъяснить свою идею о «вдохновенном безумии», sinequanon творчества. «Тот, кто придет к Музам без божественного безумия, уверенный, что он станет хорошим поэтом только благодаря таланту (κ τχνης), не добьется успеха, а поэзия разумного человека превратится в пепел раньше, чем вдохновенного безумца» (там же, 245 A5-9; Loeb series, издание и перевод). Однако Платон не упоминает, что «вдохновение» может прийти и во сне. « Уподобление Богу достигается (насколько это в наших силах) поддержанием разума (νον) в стабильном состоянии. [Платон, Теэтет, 176 B]. Таково уж свойство разума, поскольку он разум ». « Вот почему ночь называют утешительницей (...) ибо в эту пору душа, освободившись от власти чувств, обретает себя, чтобы полностью отдаться внушениям благоразумия » (Климент Александрийский, Строматы, 4.139.4-140.5).

http://bogoslov.ru/article/4284026

Содержание Введение Материалы богословских собеседований Миротворческая деятельность Заключение Источники и литература Источники Литература     Статья продолжает цикл публикаций, посвященных православной библеистике в СССР, и основывается на изучении работ, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и сборнике «Богословские труды» с 1964 по 1982 гг. Рассматриваются статьи, представляющие собой доклады по заявленным темам богословских собеседований Русской Церкви с инославными, при этом выделяются работы, излагающие содержания выступлений по итогам отдельных мероприятий, а также посвященные богословскому осмыслению феномена миротворческой деятельности Церкви – «борьбы за мир». Как и во всем цикле, используется исторический метод – привязка публикаций к времени правления очередного главы государства и особенностям его религиозной политики. Делается вывод, что богословские собеседования и миротворческая деятельность Церкви интенсивно развивались, во-первых, благодаря миролюбивой внешней политике государства и, во-вторых, благодаря активной деятельности митрополита Никодима (Ротова). Ключевые слова: библеистика, СССР, «Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды», богословские собеседования, «Арнольдсхайн», «Загорск», «Синаппи», миротворческая деятельность, борьба за мир, митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Михаил (Мудьюгин) , Л. И. Брежнев. Введение Статья продолжает цикл научных публикаций, рассматривающих возрождение и особенности развития православной библеистики в СССР (Добыкин, Тарнакин, 2017a, Добыкин, Тарнакин, 2017b, Добыкин, Тарнакин, 2017c, Добыкин, Тарнакин, 2018). Как и в других статьях цикла, используется исторический метод, а именно деление и группирование рассматриваемых публикаций в периоды, коррелирующие с временем правления очередного главы государства и особенностям его религиозной политики. Как и во всем цикле, в настоящей статье в качестве источника используются «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП) и сборник «Богословские труды» (далее БТ). Напомним, что первое издание было официальным, а второе – научным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади После речи Сталина под звуки марша С.А. Чернецкого «Парад» началось торжественное движение войск, первым шел   сводный батальон курсантов 1-го Московского Краснознаменного артиллерийского училища во главе с начальником училища полковником Ю.П. Бажановым. После прохождения пехоты грянул марш «Кавалерийская рысь», и на площадь вступили кавалеристы, за которыми неслись пулеметные тачанки. За ними шли автомобили с зенитными установками. В завершении парада прогрохотали танки — легкие (БТ-7), средние (Т-34), тяжелые — 2 КВ (остальные были нужны на фронте). На следующий день многие участники парада уже были на передовой. Во время парада готовились к худшему — к немецкому налету. Были развернуты медицинские и спасательные части. Но, слава Богу, они не потребовались. Немецкой бомбежки не было. И не только из-за плохой погоды, но, в первую очередь, благодаря подвигу наших летчиков и зенитчиков. А история его такова. Естественно, русские команды, русские марши и грохот советских сапог были слышны и в Берлине. Никто из приближенных не рискнул осведомить Гитлера о Московском параде, не желая ранить его «нежное» сердце. Он сам узнал об этом, случайно включив приемник, и, даже не зная русского языка, понял, что происходит. В припадке дикой ярости он помчался к телефону и вызвал командира бомбардировочной эскадры, базировавшейся под Москвой. Он отчитал его как мальчишку, не слушая его «жалкий лепет оправдания» и ссылки на нелетную погоду, и под конец головомойки   сказал: «Даю вам час для искупления вины. Парад нужно разбомбить во что бы то ни стало. Немедленно вылетайте всем вашим соединением. Ведите его сами. Лично!» Это было самоубийство: над Москвой бушевала метель. Тем не менее приказ есть приказ: соединение взлетело и пошло на Москву. Но ни один бомбардировщик до нее не добрался. На ближних подступах к городу истребители 6 корпуса и зенитчики ПВО Москвы уничтожили 34 немецких самолета. Помянем тех, кто сохранил для нас наше Отечество, кто явил миру несгибаемость духа русского человека

http://pravoslavie.ru/98433.html

неоднократно устраивали провокации, в газетах и журналах регулярно публиковали статьи с клеветническими измышлениями в его адрес. М. вызывали на допросы в КГБ и в Совет по делам религий, от него требовали под угрозой ареста прекращения церковно-просветительской работы. Несмотря на давление со стороны гос. органов, М. продолжал пастырскую и научно-богословскую деятельность. В кон. 70-х гг. он приступил к работе над книгой об апостолах - продолжением кн. «Сын Человеческий» (первоначальное условное название «Первые сто лет»). Впосл. книгу уже под новым названием - «Первые апостолы» М. рассматривал как начало сер. «Лики святых», к-рая должна была воссоздать живые образы подвижников христианства, показать их на фоне эпохи и окружения. Однако в нач. 80-х гг. работа над кн. «Первые апостолы» была приостановлена, и более М. к ней не вернулся (опубл. в незавершенном виде в 1998), т. к. приступил к составлению многотомного Библиологического словаря. В 1982-1983 гг. он также работал над учебником по исагогике для духовных академий («Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейско-исторической школы и новейших исследований»). Учебник был представлен в МДА как диссертация на соискание ученой степени доктора богословия, но отклонен Ученым советом. В издании Московской Патриархии впервые за долгое время была опубликована научная работа М. (О русской православной библеистике//БТ. 1987. Сб. 28. С. 272-289). В 1988 г. он представил в ЛДА 7-томный Словарь по библеистике на соискание ученой степени магистра богословия, но при его жизни эта работа не была рассмотрена Ученым советом. После изменения религиозной политики в СССР и ослабления гос. контроля над Церковью М. получил возможность широкой проповеднической деятельности. В апр. 1988 г. он провел 1-ю публичную лекцию (на тему о 1000-летии Крещения Руси) в Доме культуры Московского ин-та стали и сплавов, в том же году была опубликована 1-я статья М. в отечественном светском издании («Не сводить счеты, а начать свободный диалог»//Горизонт.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010