Статья Вспомогательные дисциплины Философия Вспомогательные дисциплины Религиоведение Богословие История Церкви История Русской Православной Церкви Вспомогательные дисциплины Лингвистика (языкознание) Вышел в свет очередной выпуск сборника «Богословские труды» (далее: БТ) (предыдущий был издан в 2007 г.). В рецензиях на прежние выпуски ( http://www.danuvius.orthodoxy.ru/BT_38 ; http://www.danuvius.orthodoxy.ru/BT39_ogl.htm ; http://www.patriarchia.ru/db/text/320941.html ) мы отмечали постоянный рост качества публикуемых на страницах сборника материалов. Рецензируемая книга — новое подтверждение этой обнадеживающей тенденции. Прежде всего необходимо отметить новое полиграфическое исполнение обложки. Твердый переплет, столь необходимый для книги такого формата и объема, выполнен из качественного тканевого материала синего цвета и как бы говорит самим своим видом о возобновлении в данном номере лучших традиций БТ. Напомним, что в последние годы руководства Издательством Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева) БТ издавались также в твердом переплете синего цвета, но впоследствии снизились как полиграфическое исполнение, так и — самое главное — качественное наполнение БТ. Лишь с 2003 г. (БТ 38) сборник начал набирать былую содержательность, хотя твердый переплет вернулся лишь с 41-го выпуска. Значение БТ во многом зависело и зависит от условий времени. В советские времена БТ были фактически единственным периодическим богословским изданием РПЦ — той с большим трудом пробитой в советской системе брешью, благодаря которой читатели знакомились с трудами выдающихся русских религиозных философов (прежде всего, трудами о. Павла Флоренского) и богословов (особое значение приобрели переводы сочинений В. Н. Лосского). Формирование портфеля, если исключить внешние цензурные трудности, не представляло особых трудностей в силу вынужденного «монополизма» БТ. Портфель особо значимых публикаций формировался в основном за счет архивных материалов, тогда как оригинальных свежих работ по фундаментальным проблемам было сравнительно мало: и авторы (выпускники двух духовных академий), и сотрудники издательства были ограничены в своих возможностях в силу разных причин.

http://bogoslov.ru/article/492267

Таким изданием и стал сборник БТ, подготовка которого началась в 1957 году 2 . Долгие годы сборник (помимо ЖМП, где издавались небольшие статьи, обычно популярного характера) был единственным изданием, публиковавшим серьезные работы по основным научно-богословским дисциплинам. Отсюда тематическое разнообразие материалов, представленных на страницах БТ: труды по вопросам догматического богословия и патристики, церковной истории, литургики, канонического права, библеистики, агиографии и другим церковно-историческим дисциплинам. Значительное место занимала публикация архивных материалов. Сразу после выхода БТ становились библиографической редкостью. В советское время сборник имел не только научное, но и громадное просветительское значение. В 1990-х гг. в связи с реорганизацией Издательского отдела московской Патриархии, а также после появления у церковных академий и институтов своих собственных изданий журнал начал испытывать определенные трудности, что сказалось на снижении качества и разнообразия публикуемых в БТ материалов: в основном преобладали исследования по истории Русской Церкви. На заседании Священного Синода 26 декабря 2001 г. председателем редколлегии сборника был назначен митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Синодальной богословской комиссии, что ознаменовало новый этап в развитии БТ. С 38-го выпуска, вышедшего в 2003 г., начался постоянный рост качества публикаций, что неоднократно отмечалось в рецензиях 3 . В настоящее время в изменившихся условиях церковно-научной жизни основная задача журнала по-прежнему состоит в консолидации лучших сил как церковных, так и светских ученых, в предоставлении им возможности, в частности, печатать работы фундаментального характера, не будучи стесненными рамками обычных журнальных статей, и, что самое важное, – в поднятии уровня научных исследований. Тем самым БТ призваны не только отразить научный и богословский потенциал, имеющийся в Русской Церкви, и стимулировать рост церковной науки, но и дать возможность светским ученым публиковать результаты своих исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Однако заметим, что одновременно с написанием рецензии для БТ Бабкиным было опубликовано отдельное исследование: Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. Кравецкий восполняет этот на момент написания рецензии недостаток, цитируя одну из статей М. А. Бабкина: «Призывы, прозвучавшие с церковных амвонов и со страниц епархиальных изданий, побуждали народ повиноваться новой власти, способствовали формированию у него положительного отношения к свержению династии Романовых и, тем самым, фактически узаконивали Февральскую революцию. По словам князя Жевахова, российская “революция явила всему миру портретную галерею революционеров, облеченных высоким саном пастырей и архипастырей Церкви”». Надо сказать, что опубликованные материалы во многом подтверждают вывод ученого о либерально-демократическом настрое большинства представителей высшей иерархии, по сути дела нарушивших архиерейскую присягу в верности государю. (О рецензии М. Ю. Реутина было сказано выше.) Конференциям и семинарам посвящены две заметки, завершающие выпуск 41-го тома БТ, в самом же конце помещены «Список сокращений» и «К сведению авторов». Подытожим рецензию. После выпуска БТ 38, когда был преодолен «застойный период», наступивший после вынужденного ухода митрополита Питирима с поста главного редактора издательства Московской Патриархии, настоящим сборником сделан новый шаг на пути превращения (или возвращения?) БТ в центральный богословский печатный орган РПЦ, собирающий на своих страницах все лучшее, чем располагает нынешняя российская (и шире — всеправославная) церковно-историческая и богословская наука. Движение в сторону большего соответствия международным стандартам оформления; расширение блока с важнейшими материалами, имеющими актуальное догматическое значение (работы Ж.-К. Ларше и М. М. Бернацкого); активное использование и публикация архивных первоисточников, включая древнерусские и церковнославянские тексты (статьи М. М. Бернацкого и диакона М. Желтова); увеличение блока рецензий, причем не только и не столько «описательно-информативных», сколько «полноценно-критических»; привлечение, наряду с «мэтрами», молодых ученых, уже зарекомендовавших себя в качестве достойных специалистов, — все это свидетельствует, что РПЦ обладает определенным научным потенциалом, который имеет все шансы активно и плодотворно развиваться. Одновременно не забыты и старые «просветительские» традиции БТ (в первую очередь — переводы с древних и новых языков), обращающие журнал к более широким читательским кругам. Пожелаем, чтобы уровень БТ и далее продолжал повышаться, способствуя тем самым развитию российской церковной науки и духовному образованию в целом. А. Г. Дунаев Загрузить рецензию в формате PDF. Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/320941.htm...

По плану развития РККА число легких танковых бригад по мирному времени будет 20. Для того, чтобы не разбрасывать танки мелкими частями, в стрелковых дивизиях в мирное время, как было указано выше, остается только по одной танковой роте. Остальные танки существующих в данное время в стрелковых дивизиях танковых батальонов, а также танки горнострелковых и горно-кавалерийских дивизий, сводятся в 7 танковых полков РГК в составе: 5 по 1050 человек каждый и 2 (ЗАКВО и САВО) – по 425 человек. Существующие ныне 3 запасные танковые бригады переименовываются в запасные танковые полки. Дополнительно формируется еще один запасный танковый полк, а всего будет 4 запасных танковых полка по 1050 человек каждый. Кроме того, будет вместо существующих 4 тяжелых (Т-28 и Т-35) танковых бригад – 9 таких тяжелых бригад. Из 20 легких танковых бригад 8 бригад БТ будут сведены в 4 танковых корпуса; 6 бригад БТ и 6 бригад Т-26 остаются отдельными. Легкие танковые бригады в 1938 году переходят на пятитанковые взводы, и их состав усиливается с 157 до 278 танков (увеличение на 121 танк в бригаде). Танковые полки резерва Главного командования и запасные танковые полки будут иметь 110 танков Т-26. Перевод на эту организацию будет осуществлен в течение 1938 года. Тяжелые танковые бригады РГК (Т-28 и Т-35) будут иметь в своем составе: бригада Т-28 – 183 танка (136 танков Т-28, 37 танков БТ, 10 химических) бригада Т-35 – 148 танков (94 танка Т-35, 44 танка БТ, 10 химических). Реорганизация тяжелых танковых бригад проводится в 19381941 годах. В дополнение к существующим 3 мотострелковым бригадам формируется еще одна (по числу 4 танковых корпусов). По окончании реорганизации по мирному времени будет: Наименование На Западе На Востоке Танковых бригад легких БТ Танковых бригад легких Т-26 Танковых бригад РГК Т-28 и Т-35 Итого танковых бригад: Отдельных танковых полков Т-26 РГК и запасных Всего танковых соединений: Мотострелковых пулеметных бригад Автоброневых бригад Управлений танковых корпусов Численность основных танковых соединений в мирное время будет:

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Либералы любят рассказывать, как гениальный Фирсов создал два наших массовых лёгких танка БТ-5 и БТ-7, что неправда. Во-первых, сами танки были выбраны неудачно. Лёгкие, быстроходные танки (идея-фикс Тухачевского!), в реальных боях горели, не принося большой пользы. Во-вторых, их прообраз – американский танк фирмы конструктора Кристи, купленный правдами и неправдами в обход очередных санкций вместе с конструкторской документацией. Но Тухачевский… награждает Фирсова за этот танк орденом трудового Красного Знамени. Летом 1936 г. А.О. Фирсов отстранён от руководства КБ. К тому времени в войска было поставлено 687 танков БТ-7, на которые массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач. Представители военной приёмки АБТУ РККА на заводе 183 вынуждены прекратить приём готовых машин: БТ-7 в открытую называют «вредительским танком» . Фирсова отстраняют от руководства КБ. Испытатель танков Евгений Кульчицкий вспоминал, что о танках серии БТ ходила устойчивая байка про свинарник, дошедшая даже до Москвы. Дело в том, что готовые танки шли к воротам своим ходом. Многие доезжали только до заводского свинарника у выезда и тут же ломались. Такое было качество танков. Но и тогда Афанасий Фирсов не был осуждён. Он продолжает работу в КБ. В короткие сроки было рассмотрено несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная А.А. Морозовым под руководством А.О. Фирсова. Проектирует установку огнемёта и дымовых приборов на танк, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя КБ М.И. Кошкина (Морозов и Кошкин известны, как создатели Т-34). В 1937 г. Фирсов арестован. Вскрыта реальная круговая порука: в сдаче армии негодных танков оказались повязаны от представителей военной приёмки на заводе до директора. Приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР 10 декабря 1937 г. к высшей мере наказания, расстрелян в тот же день. После ухода вождя Хрущёв в 1956 г. Фирсова реабилитирует. Как и многих других троцкистов. Был ли действительно невинной жертвой этот швейцарский инженер, решать Вам. Такая вот история про танки сына купца, глохнущие у свинарника . Морозов и Кошкин же создали танк, выигравший Великую Отечественную. Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

В 41-м сборнике, наконец, завершается растянувшаяся на несколько номеров БТ публикация документов из Канцелярии Святейшего Синода, относящихся к делу об афонских монахах. В основном публикуемые документы имеют чисто исторический интерес, имяславческого богословия касаются лишь немногие (в первую очередь, 183, 201, 205, 220). Относительно данной публикации следует отметить две вещи. Во-первых, публикатор — епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) — поторопился с изданием всех материалов, печатавшихся в БТ (с присовокуплением некоторых документов из первой своей двухтомной книги «Священная тайна Церкви», посвященной истории имяславчества), включая материалы данного сборника, за два месяца до выхода из печати настоящего номера БТ. (Заметим, что читатели, имеющие упомянутый двухтомник и комплект БТ, могут не покупать новую книгу епископа Илариона (Споры об Имени Божием: Архивные документы 1912–1938 гг. Спб., 2007), как ничего нового не содержащую и являющуюся просто отдельным переизданием ранее опубликованных документов.) Во-вторых, абсолютно непонятна роль епископа как публикатора. Насколько можно предположить, заслуга епископа Илариона состоит в том, что он организовал работу сотрудников РГИА (которых и благодарит) и наборщиков. Однако сама публикация не снабжена никакими историко-пояснительными комментариями. Более того. Публикатор заявляет, что «во всех документах сохранена орфография и пунктуация оригинала», не делая каких-либо оговорок о транслитерации средствами современной графики и ее принципах. И в самом деле, в большинстве случаев сохраняются окончания «-ыя», «-аго» и т. п., порой малограмотная орфография и пунктуация подлинников и т. д. Однако при этом отсутствуют такие обязательные элементы дореформенной орфографии, как еръ, ижица, ять и проч. В ряде случаев несомненно приведение пунктуации к современной. Нет никаких гарантий, что в публикации сохранены без изменений, например, прописные-строчные, вариативные падежные окончания и т.п. Спрашивается, зачем нужен такой странный способ публикации, якобы имитирующей «документы»? Следовало бы воспроизводить документы или «факсимильно» (то есть, сохраняя абсолютно все при перенаборе: нынешние технологии позволяю осуществить это без каких бы то ни было проблем), или в современной орфографии и пунктуации. Если же автор хотел подчеркнуть уровень грамотности составителей документов, то и тут одним из основных признаков было бы правильное употребление «ять», а это увидеть из публикации невозможно.

http://patriarchia.ru/db/text/320941.htm...

Помимо чисто академических исследований, в БТ печатались и материалы, так или иначе связанные с проблемами, волнующими современное церковное общество: сюда можно отнести вопрос об отношении к термину «пресуществление» (статья М.М. Бернацкого) и вопрос оценки богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами (статья французского патролога Ж.-К. Ларше). С увеличением объема редакционного портфеля появилась возможность публиковать статьи тематическими блоками, например, «евхаристический блок» из трех дополняющих друг друга работ разных авторов (отец Марко Скарпа (Венеция), А.Г. Дунаев и М.М. Бернацкий), посвященный богословию Евхаристии у святителя Григория Паламы и в период паламитских споров 42). Приглашаются специалисты из других областей знания для квалифицированного суждения по некоторым интересным для Церкви проблемам: такова статья профессионального математика, заведующего кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, члена-корреспондента РАН Ю.В. Нестеренко «Церковные календари и пасхалия (математический подход)» 42), в которой автор развеивает распространенный светский предрассудок о безусловных преимуществах григорианского календаря сравнительно с новоюлианским и выдвигает критерии возможной реформы календаря в будущем, отмечая при этом, что «затронутые в статье проблемы требуют дальнейших исследований и обсуждения их результатов астрономами и математиками, историками Церкви и специалистами в других областях». Одним из направлений совершенствования БТ в последние годы стало существенное расширение раздела критики и библиографии, что важно для развития богословской науки в России. Своеобразным символом возрождения БТ стало восстановление в нем (начиная с 41) твердого переплета, утраченного в 1992 году 31) во время экономической разрухи в стране. Следует отметить также создание сайта БТ, что является необходимым условием для причисления публикуемых в издании статей к научным работам (пока это важно только для сотрудничества с западными учеными).

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

Скачать epub pdf Семейная жизнь, как и вся вообще человеческая жизнь, имеет в себе три стадии: мета-историю, то есть пред-историю, саму историю и ее завершение – эсхатологию, историческую эсхатологию, то есть завершение всего, всей ее истории в вечности. Известный профессор – сначала московский, а потом белградский – Сергей Викторович Троицкий в своей широко известной книге «Православная Философия Брака» рассказывает о предыстории брака, о метаистории брака, с большим знанием древней церковной литературы. Он цитирует Ерма , цитирует Климента Римского и еще некоторых отцов, так называемых апостольских отцов, то есть писателей первого, второго, третьего веков, где прослеживает определенную традицию, определенное предание о том, что брак был сотворен в Раю и что семейная жизнь началась в Раю, и именно в Раю была его главная задача – брака. Он говорит о том, что в соответствии с тем, что рассказывают эти апостольские мужи, как их называют, или святые отцы, начиная с времен от апостолов и дальше до третьего века, они говорят о том, о чем мы знаем и по другим источникам и по другим святоотеческим учениям, а именно о том, что все человечество было тем небесным райским воинством, которое было воинством не только неба, но и Земли, вот этой нашей Земли. Но Земля эта была еще не исковеркана грехом, еще не было результатов первородного греха на ней, как это сейчас у нас. И не было еще нашей в связи с этим истории, этой земной истории, и потому брак был совершенно иного качества, чем то, что мы знаем сейчас. Брак был нетленным, вечным, неумирающим, не имеющим никаких страдательных явлений, не подверженный течению времени. Было ясно сказано Адаму и Еве после их творения, после того, что они были сотворены и помещены в Раю: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю» (Бт.1:28). Значит, «наполняйте Землю,» то есть Землю вот эту самую, на которой мы живем. Однако же, это было в Раю. Что это значит? Это значит, что райская жизнь в то время простиралась не только на самый Рай, но и переходила на всю сотворенную тогда уже Землю. Потому что и Рай, и Земля, и этот Эдемский Сад, который символически изображал Рай, были соединены единой общей жизнью. «Наполняйте землю, ...и стало так» (Бт.1:28, 30), – говорится в Библии , и говорится это еще до грехопадения. И потом сказано: «Так были совершены Небо и Земля и все воинство их» (Бт.2:1). Воинство небесное и воинство земное – это ангелы и люди, все ангелы и все люди, так как это было сотворено до наступления греха, смерти и результатов, как греха, так и смерти, уже на исковерканной грехом Земле, когда началась ее история. И не только ее история, но история человеческой жизни, которая до сих пор продолжается и простирается в далекое будущее, и история семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Закрыть Четверо смелых 03.09.2014 658 Время на чтение 10 минут Дверь в редакцию открылась, и вошла симпатичная женщина в сопровождении девочек-подростков. Представилась: «Преподаватель школы 625 Ольга Юрьевна Маврина, а это мои помощницы - ученицы 9 «Б». Мы занимаемся изыскательской работой - собираем материал, фотографии, воспоминания о тех, кто в блокаду спасал храмы и дворцы нашего города, - об альпинистах-верхолазах. С сентября 1941 года альпинисты начали закрывать чехлами или красить в защитный цвет золотые купола соборов - красу и гордость мировой архитектуры, которые могли бы стать ориентирами при налётах вражеской авиации и артиллерийских обстрелах. Живыми мишенями становились и сами верхолазы. Наш сегодняшний рассказ стал возможным благодаря помощи бывшего блокадного альпиниста М.Боброва, дочери Ольги Фирсовой - Ольги Блаут, которая поделилась своими воспоминаниями и показала могилу своей мамы на Северном кладбище (за которой мы теперь ухаживаем), статьям М.Владимирова (В.Михельсона) о Фирсовой, Боброве, Шестакове, Пригожевой, Зембе и воспоминаниям Н.Уствольской, бывшей в блокаду молодым архитектором. ЛЕГЕНДАРНАЯ АЛЬПИНИСТКА - ДОЧЬ «ВРАГА НАРОДА» Ольга Афанасьевна Фирсова - альпинистка, которую жители блокадного города хорошо знали в лицо. Она единственная, кто занимался маскировкой высотных доминант Ленинг рада всю блокаду. Родилась Оля в 1911 году и первые годы жизни провела в швейцарском г.Винтертуре, где служил её отец. От отца Ольга унаследовала благородство души, стремление быть полезной людям и смелость - спускалась вместе с ним на лыжах и санях с головокружительных ледяных склонов. Когда Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Оля от фамилии отца не отказалась. А дело было так: Фирсов руководил танковым КБ в Харькове. Его творческие находки были реализованы в быстроходных танках БТ-5 и БТ-7, основные боевые характеристики Т-34 также были заложены при нём. Но летом 1936 года его отстранили от руководства КБ - представители военной приёмки назвали его БТ-7 «вредительским танком». В 1937 году Фирсов заключён в тюрьму, и по одним данным умер там в 1943 году, по другим - расстрелян в 1937-м.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Личным составом как танковые, так и моторизованные дивизии укомплектованы полностью. Ввиду слабого поступления от промышленности тяжелых танков KB и средних танков Т-34 танковые дивизии укомплектованы танками БТ и Т-26. На 1 октября 1940 года механизированные корпуса имели в наличии танков БТ и Т-26 следующее количество: а) 1 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 902 б) 3 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 543 в) 4 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 781 г) 8 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 765 д) 6 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 605 е) 2 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 414 ж) 5 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 741 з) 7 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 689 и) 6 танковая дивизия: – Положено по штату – 315 – Налицо – 292 к) 9 танковая дивизия: – Положено по штату – 315 Налицо – 229. На формирование указанных восемнадцати танковых дивизий было обращено: 12 танковых бригад БТ, 4 танковые бригады Т-28, 3 танко-огнеметные бригады, 2 танковых полка Т-25 и танковые батальоны стрелковых дивизий за исключением дивизий Дальнего Востока. Таким образом, создание механизированных корпусов заставило нас пойти на временное сокращение танков, предназначенных для непосредственного сопровождения пехоты. Считаю, что для успешного продвижения пехоты в современном бою нужно иметь на каждый стрелковый корпус одну танковую бригаду. Оставшиеся в Красной Армии после сформирования механизированных корпусов 20 танковых бригад Т-26 не позволяют обеспечить каждый корпус танками сопровождения пехоты. Считаю необходимым увеличить количество танковых бригад сопровождения пехоты из расчета обеспечения каждого стрелкового корпуса одной танковой бригадой. В этих целях для обеспечения имеющихся в настоящее время 50 стрелковых корпусов и двух армий, в которых нет корпусных управлений, нужно иметь 52 танковые бригады Т-26. Имеется же только 20 танковых бригад Т-26. Следовательно, подлежат формированию 32 танковые бригады.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010