В этом повествовании, историческом в основе, использован ряд эпических мотивов: перемещение кораблей на колесах по суше (см., напр.: Saxo Gram. Gesta. IX. 4.21. Р. 259; Саксон Грамматик. Т. 1. С. 330; Haralds saga Sigurarsonar, kap. 58// Snorri Sturluson. 1951. Bd. 3. Bls. 139-140; о др. аналогиях см.: Пчелов. 2018. С. 72-75); отказ от отравленного вина (пищи) (см., напр., в исл. «Саге об Эгиле Скаллагримссоне» - Egils saga. Kap. 44); щит на воротах К-поля в знак победы (см. напр.: Óláfs saga Tryggvasonar. Kap. 85// Snorri Sturluson. 1941. Bd. 1. Bls. 333; Рыдзевская. 1978. С. 183); противопоставление качества (цвета, размера) в данном случае тканей, из которых изготовлены паруса для кораблей «руси» и словен флотилии О. (см.: Рыдзевская. 1978. С. 182-183). Устное предание о походе О., изложенное, вероятно, в сильно сокращенном виде (Там же. С. 179), было дополнено летописцем различными по происхождению текстами. Описание в ПВЛ зверств, чинимых войском О. в окрестностях К-поля, частично совпадает с описаниями в НПЛ походов кн. Игоря под 920 г. и О. под 922 г., за исключением упоминания о перекрытии залива Золотой Рог (входа в Боспор, как полагает Кузенков - см.: Кузенков. 2011) и о «затворении» К-поля - эти описания основаны на рассказе о походе кн. Игоря 941 г. в ПВЛ. Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) Греки сравнивают кн. Олега со св. Димитрием Солунским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1088 об.) К тексту Начального свода, видимо, относится сопоставление О. с вмч. Димитрием Солунским (дословно совпадает в ПВЛ и НПЛ), к-рое следует за эпизодом с отравленным вином: «И убояшася греци и рша: «Нсть се Олегъ, но святый Дмитрей, посланъ на ны от бога»». Оно противоречит контексту повествования: вмч. Димитрий считался покровителем Фессалоники и в целом византийцев, помогал им побеждать на поле брани (напр., являлся на белом коне впереди визант. войска и вел его на врагов), тогда как О. выступает не просто противником, но победителем греков. Источник этой фразы неизвестен, но, очевидно, она была включена в летопись не позднее 90-х гг. XI в. и читалась в Начальном своде. По наиболее вероятному предположению И. Чековой, комплиментарная параллель О.- вмч. Димитрий вряд ли может восходить к визант. источнику. Она полагает, что популярность вмч. Димитрия на Руси уже в XI в. и представление о нем как о покровителе рус. воинов могли подсказать составителю Начального свода (или летописцу более раннего времени) ввести в текст эту параллель, к-рая возвеличивала О. в глазах христ. аудитории ( Чекова. 1994. С. 76).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

3.2. Синайский Служебник Начинать рассмотрение южнославянских рукописей литургийных формуляров, несомненно, следует с Синайского Служебника – древнейшего сохранившегося славянского списка Служебника (обозначенного выше как ю1). Эта древнеболгарская глаголическая рукопись обычно датируется XI в. и сохранилась, к сожалению, лишь в нескольких фрагментах, находящихся ныне в Санкт-Петербурге (БАН. 24. 4. 8 и РНБ. Глаг. 2) 423 . Содержание этих фрагментов следующее 424 . Первый лист (БАН. 24. 4. 8): молитвы священника перед службой (молитва «егда хотяще в святыи храм внити» 425 : Гі, вьнид въ [х]рамъ твои..., стих Пс. 56, 8 и начало молитвы «целующе крест»: Гі ис хе спе нашъ, іже ны крстнымъ мчениемь…). Второй лист (РНБ. Глаг. 2. Л. II): часть анафоры ЛИЗ (эпиклеза полностью, с особой формой слов на благословение Даров 426 , и около половины intercessio). Третий лист (РНБ. Глаг. 2. Л. III): дополнительная конечная молитва формуляра ЛИЗ («молитва съвлачащеся» – та же, что в древнерусских Служебниках: Гі бже нашъ, приими оумален наш слоужъб…) и молитва протесиса ЛВВ («альтернативная» – та же, что в древнерусских Служебниках, но в иной редакции: Гі бже нашъ, прдложеис самъ [а]гнець непороченъ). С точки зрения приведенных в разделе 2.5 настоящей статьи особенностей древнерусских литургийных формуляров о Синайском Служебнике можно сказать следующее: 1) порядок следования литургий: ЛИЗ в Синайском Служебнике, как и в древнерусских списках, предваряет собой ЛВВ 427 ; 2) альтернативные молитвы в литургийных формулярах: в ЛВВ (а не ЛИЗ!) здесь содержится та же «альтернативная» неконстантинопольская молитва предложения, что и в древнерусских Служебниках 428 ; 3) дополнительные молитвы в литургийных формулярах: а) формуляр ЛИЗ здесь включает в себя ту же дополнительную неконстантинопольскую молитву на конец службы, что и древнерусские Служебники; б) о дополнительных молитвах во время Причащения священнослужителей, к сожалению, сказать ничего нельзя по причине фрагментарности рукописи; в) молитва Синайского Служебника Гі, вьнид въ [х]рамъ твои отличается от древнерусских молитв священника перед службой, но, как показала Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ [древнерус. Олгъ, Ольгъ] (ум.- после 2.09.911), кн. Киевский (кон. IX - 1-я четв. X в.). Первый из правителей Древнерусского гос-ва, чье имя засвидетельствовано в офиц. документе - тексте русско-визант. договора, заключенного 2 сент. 911 г. Имя князя является древнерусской адаптацией распространенного древнесканд. имени Helgi, соответствующего древнеисл. helgi (слабая форма прилагательного heilagr; в языческую эпоху - священный, сакральный). Источники сведений о жизни и деятельности О. Главный и практически единственный источник сведений о деятельности О.- древнерус. летописи, прежде всего «Повесть временных лет» (ПВЛ) и Новгородская I летопись младшего извода (НПЛ), к-рые существенно расходятся в определении статуса О., в изображении его деяний и в датировках связанных с его именем событий, включая дату его смерти. Главным различием является соотношение деятельности О. и кн. Игоря : в ПВЛ О. представлен родичем кн. Рюрика («от рода его суща» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22), опекуном малолетнего кн. Игоря и киевским князем, совершившим поход на К-поль. Согласно ПВЛ, после смерти О. в 912 г. к власти пришел кн. Игорь. В НПЛ О. изображен воеводой кн. Игоря, совершившего неудачный поход на К-поль, осуществившим 2-й поход уже сам. Сообщение о смерти О. помещено под 922 г. Эти и более частные различия породили множество интерпретаций сохранившихся текстов и большое количество реконструкций событий кон. IX - нач. Х в., к-рые основываются прежде всего на том, какому варианту (ПВЛ или НПЛ) отдается приоритет, при этом подавляющее число историков опираются на описание в ПВЛ. Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) По мнению А. А. Шахматова , НПЛ в целом отразила Начальный свод 90-х гг. XI в. и, соответственно, представляет более ранний текст, нежели ПВЛ ( Шахматов. 2001. С. 228-243; относительно точным считают отражение Начального свода в НПЛ А. А. Гиппиус (см.: Гиппиус. 2012. С. 47) и ряд др. исследователей). Однако при этом Шахматов считал, что повествования об О.- князе, а не воеводе присутствовали уже в реконструированном им Древнейшем летописном своде 30-х гг. XI в. в составе «Сказания о первых русских князьях» и потому ПВЛ в данном случае содержит более раннюю редакцию сказания об О., нежели НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Генеральный секретарь ООН: в Косово наблюдается резкий рост насилия Нью-Йорк, 7 ноября 2011 г. В течение последних трех месяцев на территории Косово наблюдается рост насилия. Об этом сообщает в своем докладе Совету безопасности ООН генеральный секретарь этой организации Бан Ки Мун. За это время зафиксирован 151 инцидент, из которых только 38 произошли на севере края. По мнению секретаря ООН, отправной точкой для новой волны насилия стала провалившаяся акция албанского спецподразделения «РОСА» по захвату административных переездов Брняк и Яринье на границе края и Сербии. Она произошла 25 июля этого года без координации с международными организациями. Именно после этого события наблюдается резкий рост числа нападений на сербов и других неалбанцев на всей территории Косово и Метохии. Политик подчеркнул, что противостояние на севере региона отодвинуло на задний план все остальные проблемы в Косово. Из 151 инцидента 13 связаны с уничтожением православных кладбищ, 13 с забрасыванием камнями сербских машин и в 63 случаях нанесен ущерб принадлежащим сербам домам. Напомним, что попытка «РОСА» взять под контроль КПП на границе с Сербией вылилась в столкновения с применением огнестрельного оружия. В результате был убит албанский полицейский, а на севере края сербами были возведены баррикады. За это время были случаи, когда представители международных сил КФОР открывали огонь по сербским демонстранам, в результате чего несколько человек были ранены. В то же время в других районах Косово и Метохии сербы также подверглись нападениям. К настоящему моменту, вне зоны конфликта на севере края, убито два серба и несколько человек получили огнестрельные ранения. Бан Ки Мун выразил надежду, что Совет безопасности будет способствовать тому, чтобы конфликтующие стороны ответственно отнеслись к предотвращению эскалации насилия на территории Косово и Метохии. Православие.Ru 7 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49721.html

Богатый, бануда щедрый; идеи сродные: богатого от тароватого не узнаешь Богатырь, бãн (бãнате) действовать решительно и смело. Тождество этих слов доказывается множеством слов Санскритских, в которых личный боевой подвиг выражается корнями бãн и бãну в Санскр. бан (банате) – расти, делаться или быть великим, бану – многий, большой. Эти слова указывают на звуковое движение, из которого возникло слово Бог ; самые же бан и бану происходяте от коренного бу, как наше бавить от быть. О-божать, ублажать, ба (баати) поклонятеся как Божеству. Это тождество в разветвлениях показывает тождество корней Бодать, бад (бадати) убивать Бок, бакти Болий, большой, более, бала Боль, бал (балате) убивать Бондарь, бãнда посуда; вспомним гончар от Санскр. ганã – посуда для питья Борзый, бçа отличный Боронить, бapahjy защитник. Это слово и многие другие, ему подобные, показывают, как возникло слово боронить, т. е. защищать. – Боронить , броня , брун (бpyhjame) – надеяться на что-нибудь. Вообще полагаю, однако же, что это сходство так же, как и в слове баран j у случайное, и что корень Р. слов есть слово брань, которое само происходит от утраченного корня, означавшего драть или раздирать. Впрочем, Санскритское слово, может быть, происходит от того же корня, также утраченного, и оттого выводные могли совпасть. На это указывает слово барата – свирепый человек, дикарь Ботеть, бат (батати) быть большим, крепким: толстеть Боязнь, бояться, бaja страшный: корень би. Ещё есть форма бaja (бajacame) Брада, борода, пардда густые волосы Брань, бранить, бран (бранати) звучать, шуметь. То же бран Брат, брãт Брать, бãра ярмо, тяжесть, ноша; корень б нести, получать; б держать Брежжить, брежжиться, брã (брãбрате) и бре (бреате) блистать Бренчать, м звучать род бубна древнее бры, белобрысый Бросать, бç (бçjamu), браç (бpaçjamu) падать и, кажется, ронять. Ср. Также брысь кошка под лавку Брызг, прыскать, пш (паршати) прыскать пшата капля. От этого корня происходит по Санскр. название оленя пшан . У нас прыснуть значит кинуться быстро; от того звериный прыск, прыть и пр. Замечательно ещё Санскр. пшатка стрела: сравни прыщети стрелами в Слове о Полку Игореве

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Существует два типа вопросов, посвящённых оплакиванию покойников. Наиболее древняя форма статьи, известная по текстам XIV–XV вв., говорит об оплакивании, сопровождавшемся традиционным раздиранием одежды и лица, характерным для языческих обрядов проводов покойника: «По мертвеци драл ся?» 1063 Статья сопровождается епитимьей в размере 15 дней поста. Я. И. Щапов считает подобные статьи свидетельством «битв во время тризны, пережитками настоящих боёв, кончавшихся нередко увечьями и даже гибелью участников». 1064 Однако та же статья сохранилась в развёрнутой формулировке в тексте XVII в., что позволяет точнее понять её смысл: «Или драл еси лице свое, или рвал власы, плачася по мертвом?» 1065 Перед нами точное и яркое описание ритуала проводов. Подобные оплакивания, с причитаниями и раздиранием одежды и лица, известны и по этнографическим материалам XIX–XX вв.; в основе таких проводов лежит культ мертвых. 1066 Приведённый выше вопрос часто сочетается с другой статьёй или заменяется сю: «Или плакал по мертвом много?» и «без меры». 1067 В такой статье ещё чаще, чем в процитированной выше, упоминается о сопутствующих оплакиванию ритуальных действиях: «власы терзал», «власы и портище на себе драла», «плакала безлепотно, или драла еси лице свое, или власы рвала» 1068 Статьи о плаче встречаются в вопросниках, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. Безутешный плач и тоска по ушедшим из жизни противны духу христианства, однако чрезмерное оплакивание покойников противоречит не только ортодоксальным воззрениям. Этнографические материалы рассказывают о народных верованиях, связанных с чрезмерным плачем по мёртвым. Так, тоска и слишком долгое и бурное оплакивание покойника могли привести к тому, что покойник начинал «ходить» к живым, не давая им покоя. 1069 И христианские, и народные представления говорят о необходимости оставить в покое душу усопшего и сосредоточиться на делах живущих людей. 1050 М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270, ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Известны 2 списка Летописца: черновой (БАН. Арханг. Древлехран. 375; Кукушкина. 1977. С. 165) и беловой (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 186; см.: Иванов. 1902. С. 375). Появление беловой копии Летописца в нач. XVIII в. было вызвано переписью населения, объявленной в дек. 1715 г. указом Петра I. Беловой список выполнен скорописью «перепищика лантрата Ивана Даниловича Телепнева», к-рым написаны также страницы в Переписной дворовой книге Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. 595). Переписчик был знаком с черновым вариантом Летописца, поскольку на нек-рых страницах в рукописи БАН. Арханг. Древлехран. 375 им сделаны пометы типа «пробы пера» (теми же черными чернилами, что и в беловой копии). При создании беловой копии он сократил нек-рые части оригинала, в основном это касается хозяйственных смет, однако использовал др. дополнительные источники. Впервые данное произведение назвал Летописцем в 1800 г. штатный подьячий Григорий Таратин, служивший при архим. Аполлосе. Таратин обнаружил черновой список произведения в книжной палатке мон-ря и оставил на рукописи скорописную помету (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 1). Монастырский Летописец охватывает события с 1593 по 1694 г. ( Иванов. 1902. С. 375). В черновом его списке 1-й по времени создания является та его часть, к-рая включает описи и хозяйственные сметы монастырского имущества, составленные при игум. Ионе (1598-1634): опись 1598 г., подписанная бывш. игум. Питиримом, а также смета 1608 г., составленная для строившейся новой каменной ц. во имя Св. Троицы вместо сгоревшей в 1593 г. Черновой список начинается с краткого известия о пожаре. Вторая часть сборника, составленная в более позднее время, содержит записи различного рода, пространную смету расходов на строительство, причем хронологический порядок при описании событий в этой части иногда нарушается. В Летописце указываются имена игуменов и монахов монастыря, писцов, книжников, иконописцев, вкладчиков, приводится состав б-ки мон-ря в разные годы, дается подробное описание формата и украшения книг, содержатся тщательные описи монастырских икон, утвари, одежды, хозяйственных и продовольственных запасов, упоминания о торговых сделках, описания необычных природных явлений и т. д. Основой Летописца были хозяйственные сметы и записи, к-рые велись в Сийском мон-ре по указанию игуменов и оформлялись затем в виде многочисленных вкладных, приходо-расходных и переписных книг.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

«Князь тьмы. Был? Не был? Однакожь и не сказка». М., 1809. В университетской типографии. Круглый штамп Дружинина и штамп Историко-археологического инт-та. Пометка об изъятии экземпляра как дублета. 3. Творение госпожи Гион «О последовании младенчеству Иисуса Христа». СПб., 1823. Круглый штамп Дружинина (рис. 2). 4. Иоанн Екзарх Болгарский. Соч. Калайдовича. М., 1824. Круглый штамп Дружинина. Дубл. Q 1–149. Все четыре книги поступали по актам с января 1954 по ноябрь 1955 г. из Основного фонда хранения БАН в фонд изданий «XVIII века». Процесс выявления экземпляров книг из библиотеки В.Г. Дружинина в фондах БАН только начат. А вот в фондах Библиотеки СПб. Духовной академии эту работу можно считать завершенной. Прежде чем рассказать о ее результатах, остановимся кратко на возможной истории поступления книг Дружинина в библиотеку возрожденной Ленинградской Духовной академии. Крупное «поступление в библиотеку состоялось с лета 1956 г. по май 1957 г. Из БАН было передано около 100 000 книг, брошюр, периодических изданий. Осуществлялось это очень быстро, даже без списка передаваемых изданий. ЛДА было предложено самой вывезти отобранные книги по богословию, уже связанные в пачки, из здания БАН, а также из ее филиала – Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе. Книги были вывезены в Академию, с трудом размещены на ограниченных площадях и еще долго продолжалась работа по их учету и каталогизации. Среди поступивших книг были очень ценные комплексы духовной литературы. В частности БАН передала многие обязательные экземпляры духовных книг, учебников, религиозных брошюр, которые она получила по закону об обязательном экземпляре. Много книг было из собраний Н. К. Никольского , И. И. Срезневского , Михалковых, Строгановых с инскриптами и экслибрисами музея церковных древностей из Ростова Великого, Римско-Католической Академии. Из музея истории религии и атеизма поступило множество богослужебных книг, в т. ч. старопечатных, а также книги со штампами Московского центрального антирелигиозного музея, фонды которого после закрытия (в 1947 г.) были перевезены в Ленинград» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010