Возможно, еще в 1265 г. князь попытался вступить в переговоры с Новгородом и Псковом. В этом году в Псков эмигрировало 300 литовцев. Первоначально, как отмечает летописец, «новгородци хотеша их исещи». Конфликт был улажен, т. к. за литовцев, решивших принять Православие, по приказу отца вступился псковский кн. Святослав Ярославич. Старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Ярослава (Афанасия) Ярославича не только не выдал новгородцам литовцев-язычников, но и вместе «с попы пльсковьскыми и съ пльсковичи» крестил литовцев в 1265 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 85). Летом 1266 г., после поражения в борьбе с Войшелком, из Нальшанской земли вместе с боярами и дружиной в 70 чел. на службу в Псков выехал Д. (его союзник из Дялтувы кн. Шюкшта эмигрировал в Ливонию). Князь был торжественно крещен в Православие в псковском Троицком соборе с именем в честь мч. Тимофея Палестинского (Газского). В 1266 г. Д. предпринял с 270 литов. и псковскими воинами удачный поход на Литву, в т. ч. на Нальшанскую землю и владения полоцкого кн. Герденя. В плен к Д. попали полоцкая княгиня и 2 княжича, один из них впосл. стал правосл. Тверским епископом (см. Андрей ). Войска Герденя и его союзников, отправившиеся в погоню за псковским князем, 18 июля были разбиты Д. Вел. князь Владимирский, во власти к-рого находилась Новгородская земля, был недоволен самостоятельной политикой нового псковского князя. Прибыв в 1266 г. в Новгород, Ярослав Ярославич решил отправиться в Псков, чтобы изгнать Д. Однако это намерение не осуществилось благодаря позиции новгородских бояр, увидевших в Д. потенциального защитника Сев.-Зап. Руси от крестоносцев и литовцев, а также от притязаний великокняжеской власти. Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Зимой 1266/67 г. Д. совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате совместного похода псковского и новгородского войска во главе с Д. и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого кн. Герденя, убитого в сражении. Археологические данные свидетельствуют, что в кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен ( Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 38-40, 49, 52, 53, табл. 1-2. С. 57). Разгром города мог стать результатом одного из походов Д. Отголосок событий, как Д. «до Пскова утекл, за князя от псковян ест обраный, за которых помочью Русь около Полоцка замку Полоцкого доставши, под свою моц подбил», сохранился в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца»; оба источника отмечают, что захват Полоцка Д. произошел при вел. кн. Литовском Тройдене, к-рый правил ок. 1270/72-1282 гг. (ПСРЛ. Т. 32. С. 32, 33, 135-136).

http://pravenc.ru/text/178701.html

27 . Жолобов О.Ф. Корпус древнерусских списков Паренесиса Ефрема Сирина . III, 1: БАН.31.7.2//Russian Linguistics. – 2011. – Vol.35, C. 361–380. 28 . Жолобов О.Ф. К истории «уставных чтений»: древнеславянский Паренесис Ефрема Сирина //Scripnium. – 2011–2012. Т. 7–8, Part Two. С. 121–143. 29 . Жолобов О.Ф., Паймина О.С. К лингво-текстологической характеристике Троицкого сборника конца XII века//Учёные записки Казанского университета. Сер. «Гуманитарные науки». – 2012. Т. 154, кн. 5. С. 24–34. 30 . Николаев Г.А., Николаева Н.Г. Лексико-семантические славяно-греческие соответствия в древних канонических текстах//Актуальные вопросы русского языка и литературы. – Познань, 1996. С. 37–41. 31 . Жолобов О.Ф. Грамматический символизм в древнерусских литературных текстах//Литературный язык Древней Руси. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 104–108. – (Проблемы исторического языкознания. Вып. 3) 32 . Бальцежак Е.Е., Николаев Г.А. О языке церковно-деловых текстов древнерусской письменности//Словообразование. Стилистика. Текст: Номинативные средства в текстах разных функциональных стилей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. С. 155–164. 33 . Чижевская (Бальцежак) Е.Е. «Око церковное» 1429 г. и стилевая дифференциация церковно-уставного текста//История русского языка. Стилистика. Текст. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. С. 144–154. 34 . Николаев Г.А. Язык церковно-деловых памятников древнерусского извода//Христианизация, дехристианизация и рехристианизация в теории и практике русского языка/Под ред. Ежи Калишана. – Познань, 2001. С. 57–64. 35 . Николаев Г.А. Минея служебная (апрель) 1587 г. (Описание рукописи)//Учёные записки Казанского гос. ун-та (Филиал в г. Набережные Челны). – Наб. Челны: ФКГУ в Н. Челнах, 2004. С. 147–153. 36 . Николаев Г.А. Сборник толкований 1498 г. (рукопись Национального архива Республики Татарстан)//Русская и сопоставительная филология: лингво-культурологический аспект. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. С. 168–172. 37 . Николаев Г.А. Книга пророков XVI века (из фондов Научной библиотеки Казанского университета)//Русская и сопоставительная филология 2005. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. С. 84–88.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Публикация: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 350, 352, 357–358, 360–361, 363, 415. Летописный свод, доведенный до 1560 г., составлен в 60-х годах XVI в. на основе Никоновской, Воскресенской, Софийской 2-ой летописей, Новгородского свода 1539 г. и других источников 312 . Текст свода не опубликован. Житие Сергия Радонежского (под 6900 г.) повторяет текст списка Оболенского Никоновской летописи – в некоторой переработке, с пропусками и искажениями. РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 255 (л. 45–72) – конца XVI – начала XVII в.; РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 11, ч. 1 (л. 56–95) – нач. XVII в.; РНБ, Эрмитажное собр., 397 – 80-е годы XVII в. (копия Архив-ского списка). В 1568–1576 гг. царскими книгописцами и художниками была создана иллюстрированная энциклопедия всемирной и русской исто-рии 313 . В основу положен список Оболенского Никоновской летописи, текст которого дополнен по многим источникам. Рукопись свода оказалась впоследствии разделенной на несколько томов, так что житие Сергия читается теперь во втором томе так называемого Древнего летописца под 6900 г.: БАН, 31.7.30 (т. 2, л. 376–441 об.), текст иллюстрирован 77 миниатюрами. Житие Сергия совпадает с редакцией Никоновской летописи. Публикации: обе части Древнего летописца опубликованы в 1774–1775 гг.; в издании ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11, Древний летописец привлечен для подведения вариантов к тексту Никоновской летописи. В основу «Русского Временника» положены разные редакции Русского хронографа и свод 1550 г. Повесть о Сергии Радонежском под 6900 г. является сокращением текста свода 1560 г. 1) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 115б (л. 94 – 98 об.) – начало 20-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.); 2) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 46 (л. 166–174) – 40-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Кос-тюхина, 534 (1645 г.); 3) РГАДА, ф. 188 (Собр. Рукописных книг), 13 (л. 779 об. – 785) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Ворота-Гераклитов, 41 (1638 г.), 46 (1649–1650 гг.); Герб – Гераклитов, 326 (1648–1649 гг.); Герб – Гераклитов, 281 (1647 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем – Гераклитов, 716 (1644 г.); Голова шута – Гераклитов, 1180 (1643 г.); Гербовый щит с лилией под короной – Гераклитов, 211, 213, 214 (1648–1649, 1660 гг.); Герб – Гераклитов, 1436 (1638 г.); Лотарингский крест – Гераклитов, 375 (1650 г.); Гербовый щит – Гераклитов, 1480 (1650 г.); Голова шута с 5 бубенцами – Гераклитов, 1177–1179 (1642–1643 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ок. 1843 г. (РГБ. ОР. Ф. 317. 53. Л. 1) Прп. Паисий (Величковский). Литография из кн. прп. Паисия (Величковского): «Премалое сочинение о знамении честного и животворящего креста...». Ок. 1843 г. (РГБ. ОР. Ф. 317. 53. Л. 1) В 1790 г. П. направил послание своим ученикам, монахам Амвросию, Афанасию и Феофану, ушедшим в Россию, где рассказал о переезде братства в Нямецкую обитель (БАН. 13.5.6. Л. 1-14; НАРМ. 2119.3.82. Л. 23 об.- 34; Жгун, Жгун, сост. 2007. С. 31-48; Они же, сост. 2014. С. 308-329). 23 нояб. 1791 г. преподобный составил послание С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову), послужившее предисловием ко 2-му переводу П. Слов прп. Исаака Сирина (РГБ. 214.39. Л. 1-7; 214.464. Л. 1-16 об.; 214.465. Л. 2-7 об.; 304.2.320. Л. 1 об.- 9 об.; 557.85. Л. 1-11; BMN. 226. Fol. 1-14 об.; Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 140. Fol. 1-12v; 329. Fol. 1-14v; 382. Fol. 2-17v; РНБ. 775.2818. Л. 2-4 об.; Исаак Сирин. 1812; Линца. 1983. P. 21-31; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1998. Vol. 1. P. 98-105). В том же году П. написал письмо настоятельнице арзамасской жен. общины, сложившейся на месте арзамасского во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичьего) женского монастыря схим. Марфе (Протасьевой), в к-ром утешал ее в постигших испытаниях и убеждал не оставлять начальства над сестрами. П. высоко оценивал служение наставника, исполняющего свое послушание как служение любви. Особенно он подчеркивал высокое значение послушания и призывал настоятельницу являть его личным примером и воспитывать в сестрах (Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 577. Fol. 14-22v; НАРМ. 2119.2.22. Л. 39-46; 2119.3.82. Л. 1-7 об.; Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 426-441; Житие и писания. 1847. С. 259-268; Четвериков. 1988. С. 209-212). Между 1790 и 1794 гг. П. написал «Автобиографию» для наставления юных монахов (Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 1-79; БАН. 13.3.26. Л. 1-114; Tachiaos. 1986. Р. 1-91; Жгун, Жгун, сост. 2004. С. 30-119; Они же, сост. 2014. С. 10-160; Тахиаос, сост. 2006. С. 41-104). В 1793 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Свадьба кн. Петра Дмитриевича и Елены Полиевктовны Вельяминовой. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 697 об.) Свадьба кн. Петра Дмитриевича и Елены Полиевктовны Вельяминовой. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 697 об.) П. Д. был отпущен на удел ок. 1401-1402 гг. (маловероятно, что в 1399), когда вел. кн. Московский Василий I заключил с ним и др. своим братом, кн. Андреем Дмитриевичем, «докончание», определившее их статус как «меньшой братии», круг их политических (прежде всего в сфере междукняжеских отношений) и служебных обязанностей как верных вассалов Московского вел. князя. Еще в московско-тверском договоре 1399 г. имен П. Д. и Андрея Дмитриевича нет, а в московско-рязанском договоре от 25 нояб. 1402 г. они уже фигурируют как «меньшая братия» Василия I (ДДГ. 15. С. 41-43; 18. С. 51-52; 19. С. 52-53). В тексте «докончания» к уделу П. Д. был отнесен только Дмитров, при этом князь получил нек-рые компенсации за потерю территорий, в т. ч. 2 галичские волости из удела звенигородского кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , а также верейскую вол. Илемна из удела кн. Андрея Дмитриевича, в итоге закрепившуюся за П. Д. В февр. 1406 г. Василий I отправил П. Д. «з бояры» (надо думать, великокняжескими) в Новгород «в помощь псковичем» против вел. кн. Литовского Витовта , который ранее захватил псковский пригород Коложе и разорил ряд волостей. В Новгороде П. Д. пробыл 1,5 недели ( Присёлков. 1950. С. 460; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 399). Вскоре события переросли в московско-литовскую войну 1406-1408 гг. Несомненно, что П. Д. с отрядами своего удела участвовал в военных кампаниях московских войск, в т. ч. в стоянии на Угре в сент. 1408 г. В кон. лета 1408 г. дмитровские волости затронуло моровое поветрие. Во время набега на Московское вел. княжество ордынских войск во главе с беклербеком Едигеем и 4 царевичами вел. князь Василий I Димитриевич с семьей укрылся в Костроме, а П. Д. вместе с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем Храбрым и старшим братом Андреем Дмитриевичем возглавлял оборону столицы во время ее 20-дневной осады в дек. Одновременно в нояб.-дек. ордынцы разорили центральные регионы, в т. ч. сожгли Дмитров и разграбили волости удела П. Д. ( Присёлков. 1950. С. 467-468; ПСРЛ. Т. 25. С. 237-239).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

23 . Распря раскольников с духовенством при Петре I. Литография. Типография А. Руднева в Москве. 1863. ГМИР. 24 . Максим Грек . Поморские письма, Конец XVII-haчaлo XIX века. 32х27. ГТГ, собрание П.А. Корина. 25 . Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Лубок. Первая четверть XVIII века. Ровинский, 1881–1893. Атлас, 227. 26 . С бороды пошлина взята. 1725. Рисунок нагрудного знака. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 226. 27 . Олонецкого купца сын ТЛ. Трифонов. от роду 28 лет. Литография. XIX век. ГМИР. 28 . Сошествие Святого Духа. Иосиф Владимиров. 1666. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. 29 . Митрополит Алексий. Москва. Конец XVII века. ГММК. 30 . Господь Вседержитель. «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века, 30,5х25,5. Частное собрание, Москва. 31 . Никон беседует с дьяволом . Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 73. 32 . Спас в силах. Конец XVIII века. 125х100. ГМИР. 33 . Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. ММ. 34 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 35 . Христианин, ангел-хранитель, дьявол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. ГИМ 36 . Смерть Феодоры и видение мытарств души. Рисованная религиозная картинка. Вторая половина XIX века. 69,7 х52,3. ГИМ 37 . Судьба праведника и грешника. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 41 х52,5. ГИМ. 38 . Слово Иоанна Златоуста как лице свое крестити. Литография. Типография А.В. Морозова в Москве. 1 875. Отдел ИЗО, РГБ. 39 . Слово Иоанна Златоуста о страхе Божии. Литография. Старообрядческая типография Г. Горбунова в Москве. Конец XIX века, пчел ИЗО, РГБ. 40 . Распятие. Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. 73х55,5. ГИМ. 41 . Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму. Клеймо иконы Петр с житием». 80-е годы XV века. ГММК. 42 . Адриан Пошехонский. 1 725. 37х29. Собрание Н и С. Воробьевых, Москва. 43 . Богоматерь Неопалимая купина. Палех. Конец XVIII века. 40х33. ГТГ, собрание П.Д. Корина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из К-поля на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231). Возможно, ко времени управления Е. Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных , мощи к-рых были помещены среди др. святынь в мощевиках 1410 и 1414 гг. суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича (см. в ст.: Даниил Борисович ). При жизни Е., 9 сент. 1406 г., митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234). Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Е. покинул кафедру. Во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержатся миниатюры с изображением Е., который в числе др. епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Е. на епископство в Суздале (БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236; РИБ. Т. 6. Прил. 34. Стб. 229-230; 41. Стб. 277-282; 42. Стб. 287-290. Лит.: Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75; Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321; Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548; Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297; Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в.// Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55. Д. Ю. Кривцов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187858.html

кн. Всеволода, из-за особенностей композиции иконостаса оба представлены коленопреклоненными), ориентируется на изображение Д. на Мирожской иконе Божией Матери. В мастерской того же иконописца написана икона блгв. князей Александра Невского, Всеволода и Д. для псковского храма архангелов Михаила и Гавриила (ПЭ. Т. 9. С. 550). Мирожский образ с фигурами Д. и кнг. Марии повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи храма Христа Спасителя в Москве. Цикл исторических композиций, посвященных событиям с участием Д., присутствует в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 40 об., 41, 69 об. и др.; нек-рые миниатюры воспроизведены: Охотникова. 1985. Ил. на с. 176-186). Здесь представлены приход Д. в Псков и его крещение, вокняжение в Пскове, возвращение в Псков с плененной женой кн. Герденя, оповещение Д. о приходе литов. войска, моление блгв. князя и битва с литовцами, возвращение с пленниками в Псков, поход новгородцев и псковичей на Литву, походы на немцев, нападение на Псковскую землю магистра Ливонского ордена, молитва Д. в Троицком соборе и вручение ему меча (большого размера, что, очевидно, связано с почитанием меча Д., находившегося в этом храме), сражение с войском ордена, поход на Чудскую землю, отсылка Д. казны и людей из Копорья и Ладоги к блгв. вел. кн. Димитрию Александровичу. Облик Д. условен, хотя форма бороды и залысины (в композиции крещения) указывают на знакомство миниатюриста с иконографией святого. Св. князь представлен в княжеских одеждах (шуба, шапка) или в доспехах с плащом (в сценах битв), в молении - с непокрытой головой. Единственное изображение Д. с нимбом включено в композицию крещения. Образ Д. в светском искусстве XIX в. воспроизведен, в частности, на литографии Б. А. Чорикова «Клятва псковского князя Довмонта» ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 293); в горельефе на постаменте памятника «1000-летие России» в Вел.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) В 1333 г. «в одно лето» был построен «на площади» каменный Архангельский собор, к-рый располагался «у великого князя двора» и был освящен 20 сент. того же года митр. Феогностом (Там же. Т. 7. С. 204; Т. 10. С. 206; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47; Т. 18. С. 92), и начиная с 1340/41 г. (с момента погребения в нем вел. кн. Иоанна Калиты) собор стал местом упокоения, за редкими исключениями, московских князей. Все храмы, построенные при Иоанне Калите (помимо Петроверигского придела), были украшены росписью в период правления его сына Симеона Гордого. В 1344 г. Успенский собор начали расписывать греч. мастера митр. Феогноста (закончившие работу «в одно лето»), Архангельский собор - рус. иконописцы вел. князя под рук. мастеров Захарии, Иосифа и Николая (собор был «подписан» только наполовину из-за его величины и мелкого письма) (Там же. Т. 7. С. 209; Т. 10. С. 216; Т. 15. Вып. 1. Стб. 55-57; Т. 18. С. 94; Т. 25. С. 175). Весной 1345 г. по повелению незадолго до этого скончавшейся кнг. Анастасии Гедиминовны и на ее средства начались работы по росписи монастырского Спасского собора учениками греков рус. мастерами Гоитаном, Семеном, Иваном и др. (Там же. Т. 10. С. 216). В 1346 г. была окончена роспись Архангельского и Спасского соборов, а также, по-видимому, за один сезон расписана ц. прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 56-57; Т. 18. С. 95; Т. 25. С. 175). Вероятно, для последней в том же году были отлиты 3 больших и 2 малых колокола мастером Борисом Римлянином (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 57; Т. 18. С. 95). Под 1331 г. крепость на Боровицком холме впервые названа в летописях Кремлем в связи с происшедшим в Москве 3 мая пожаром: «погоре город Кремник» (варианты: «погоре город Кремль», «погоре Москва Кремль весь» - Там же. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 46; Т. 18. С. 91; Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 25. С. 170; Т. 28. С. 68, 229). По-видимому, вслед. этого и др. крупных пожаров (1335, 3 июня 1337) возникла необходимость в перестройке кремлевских укреплений. В 1339 г. «ноября 25 заложена бе Москва да и срублена тое же зимы, в великое говенье» новая крепость «в едином дубу», т. е. целиком из дуба, строительство к-рой было закончено весной 1340 г., в Великий пост (Там же. Т. 10. С. 211; Т. 15. Вып. 1. Стб. 51; Т. 15. Стб. 421; Т. 18. С. 92). Территория Кремля расширилась в вост. направлении. Однако эти укрепления просуществовали чуть более четверти столетия.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

6). Се же уведевъше людье, бещисла снидошася. И плакашася по немь боляре и акы заступника их земли, убозии акы заступника и кормителя 494 . Заголовок (по списку РНБ, F.I.903): «В той же день преставление благовернаго и христолюбиваго князя Феодора». Выявлены следующие списки: 1) БАН, 33.19.2. Пролог (л. 45 об. – 46 об.), 60–70-е годы XV в. Филиграни: Папа римский, сидящий на троне, – Брике, 7549 (1455– 1482 гг.); Буква P с перечеркнутой ножкой – Брике, 8567 (1464–1469 гг.). 2) РНБ, F.I.903. Пролог (л. 5–6), 80-е годы XV в. Филигрань: Буква P под четырехлепестковым цветком – Брике, 8623 (1484 г.). 3) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 913. Пролог (л. 34 об. – 35 об.), нач. XVI в. Филиграни: Розетка; Голова быка под крестом, обвитым змеей. 4) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 926 (1 ). Пролог (л. 38 об. – 40), 1-я четв. XVI в. Филигрань: Буква P с перечеркнутой ножкой – типа Брике, 8580 (1500 г.), а также бумага без филиграней. 5) РНБ, собр. А. А. Титова , 2164. Пролог (л. 31–32), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Большая тиара, Медведь и др. 6) РГБ, ф. 194 (Собр. К. И. Невоструева ), 18. Пролог (л. 32 об. – 33 об.), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой – Брике, 12568 (1509–1513 гг.); Сердце под крестом – Брике, 4233 (1491–1513 гг.); Щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1688 (1515 г.). 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 242. Пролог (л. 17– 1 8), 1-я четв. XVI в. Филигрань: Рука под 6-конечной звездой – Брике, 11197 (1510 г.). 8) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 345. Пролог (л. 51 об. – 53), 20-е годы XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Лихачев, 1505 (1522 г.); Буква P – Брике, 8536 (1519–1522 гг.); Щит под короной, на щите буква F-Лuxaчeb, 1540 (1527 г.). 9) РНБ, Софийское собр., 1329. Пролог (л. 40 об. – 41 об.), 20– 30-е годы XVI в. Филиграни: Буква P (два варианта) – Брике, 8536 (1519–1522 гг.), 8643 (1530–1531 гг.). Это тот самый список, который, по предположению (ошибочному) Н. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010