Это ни для кого не секрет. Именно для самозащиты интернет-сообществам приходится вырабатывать правила общения, прописывать его регламент и назначать из своей среды арбитров. Так от анонимной вольницы конца 90-х — начала 2000-х, когда под никами никого не узнать и все, можно мы пришли к общению в соцсетях под своими именами — причем несколько некстати сказанных слов могут обернуться крупным репутационным ущербом, финансовыми потерями, карьерной и личной катастрофой. Пока каждая группа не выработает собственные правила общения — тон на совместной территории будут задавать самые громкие и агрессивные члены сообщества. C 2003 года до недавнего времени я администрировала свой родительский форум, который на моих глазах вырос с 3 человек до 14 с лишним тысяч. До какого-то времени нам удавалось существовать на негласных договоренностях воспитанных людей — а когда счет участников пошел на сотни, пришлось вводить правила. Иногда мягкие (три предупреждения, потом бан на определенный срок, после двух краткосрочных бановбан навсегда). Иногда жесткие (бан сразу, навсегда, без разговоров). Иногда приходилось разбирать родительские конфликты, в которых обе стороны бомбили меня сообщениями в личку, обвиняли в предвзятости, необъективности и других грехах. Пришлось ввести правило «админ всегда прав».  Многолетний опыт этой работы оказался бесценным. Я научилась задавать уточняющие вопросы, перефразировать предложения так, чтобы не было обидно, делать замечания нейтральным тоном. Например, нельзя успокаивать перевозбужденного участника словами «прекратите хамить» — но можно заметить «ваше последняя реплика содержит резкие персональные выпады в сторону N, это нарушение правила форума номер 22». Нельзя обижаться. Нельзя говорить «ну что за детский сад вы тут развели, почему я вас должна разводить по углам, как дерущихся детей» — потому что следующим шагом будет дружное возмущение тем, что админ ведет себя некорректно. Пришлось учиться вести себя корректно даже тогда, когда хочется, как дон Румата, взять меч и порубать всех в капусту. Трудно быть админом, да. 

http://pravmir.ru/tebya-obideli-a-ty-pro...

По экслибрисам, инскриптам и пометам в некоторых книгах можно проследить судьбу их бытования до и после прибывания в собрании Дружинина (рис. 4). Например, экслибрисы на «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г.» (СПб., 1890) говорит о принадлежности книги вначале В.Г. Дружинину , затем П. И. Савинову, известному в Петербурге повару. О следующем владельце можно судить по карандашной пометке на обороте форзацного листа задней крышки переплета, которая свидетельствует о принадлежности книги митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (в миру – протоиерей Николай Чуков), арестованному по делу митрополита Вениамина в 1922 г., позднее реабилитированному. Библиотека митрополита Григория была передана в Духовную академию после его смерти в 1955 г. Большая часть книг В.Г. Дружинина , влившихся в фонд Библиотеки ДА из БАН, так или иначе относится к духовной литературе. Целый блок представляют собой брошюры, содержащие жития русских святых для популярного чтения. Среди них нет особо ценных изданий, имеются, однако, интересные владельческие конволюты 202 . Подводя некоторые итоги всем сведениям о судьбе библиотеки Дружинина, изложенным выше, имеем следующую картину: сам Дружинин называет количество книг в своей библиотеке около 40 тыс. На настоящий момент библиотека рассредоточена следующим образом: в СПб ФИРН находятся более 10 тыс. книг, в Америке (?) – 2670 книг в соответствии со списком «Межкниги», из них в Гарвардском университете – 3 тома «Русской исторической библиотеки»; а также в Основном фонде и подсобных библиотеках отделов БАН, в филиалах (помимо СПбФИРИ) БАН при академических институтах и в Государственном Музее религии. Есть книги В.Г. Дружинина и в библиотеке Ватикана. В «Описании славянских рукописей Папского восточного института в Риме» Ан. Джуровой и Кр. Станчева 203 говорится о том, что из хранящихся в фонде «большая часть рукописей XVIII – нач. XX в. связана с традицией старообрядчества. Мы здесь не касаемся старообрядческих гектографов 204 . Отметим только два из них, в которых имеются рукописные фрагменты. Р I. О 114–2–128. конвалют из пяти частей, вторая пол. XIX в. части II и III не переплетены. На л. I и вначале IV части штамп «Из библиотеки В.Г. Дружинина ». (...) Надо отметить, кстати, что в PIO находится и часть библиотеки выдающегося исследователя старообрядческой литературы В.Г. Дружинина » 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Добывается в Осаризава, кроме меди, еще золото, и последнее в таком количестве, что его совершенно достаточно на все расходы по руднику, так что медь – чистый барыш компании. Для постановки паровых машин на руднике приглашаем был иностранец; обыкновенно же все служащие и управляющие – японцы. В Ханава, в этих местах прежде всего пожелали слушать проповедь, и отсюда пригласили 4 года тому назад для проповеди Эсасика. Но, однако, до последнего времени гонения от язычников мешали проповеди, и до последнего года в Ханава никто не был назначаем на проповедь. Петр Бан первый жил здесь с прошлогоднего Собора – год, для проповеди. К сожалению, для первого раза попался такой ленивый проповедник; вероятно, можно было сделать гораздо больше, чем он сделал. И теперешние оглашенные его начали слушать учение собственно с весны, оглашены же в марте; до тех же пор, что он делал? Впрочем, и теперешние оглашенные, за исключением одного молодого человека, кажется, ревностного, показались мне мало знающими учение; один из них на мой вопрос: «молитесь ли вы?», так и ответил: «Нани? Я ничего не знаю, я только недавно начал слушать», – значит, вероятно, и оглашен он недавно – больше для показа. И таких-то всего пять! (четырех из них я видел). Бан говорит, что по крайней мере одно достигнуто, клеветы на христианство прекратились, и дорога для проповедника с этого времени открыта. Но, по его же сознанию, в этих местах больше одного проповедника не нужно для всех пунктов, которыми теперь заведуют оба здесь – Саваде и Бан, достаточно-де по 10-ти дней проповеднику жить попеременно в каждом месте, где есть слушатели. Но, по-моему, следовало бы отдельного проповедника для Ханава, город большой, вероятно, верующих много будет. У Бана, в его квартире, побыли с полчаса, чтобы отдохнуть и взглянуть на оглашенных. К счастию, отсюда, хотя на 2 ри, до деревни Адзукизава, нашлись тележки. В Адзукизава видел ель – 5 полных обхватов моих; тут же огромный деревенский храм, загаженный, впрочем. От Адзукизава до Юзе, 1 1/2 ри, прошли пешком, и здесь заночевали, предварительно искупавшись в серной теплой ванне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Принцип целостности фонда БАН лег в основу решения, которое было принято в 1902 г. по спору директоров отделений Библиотеки Общим собранием: «возбудить ходатайство о законном постановлении, в силу которого Библиотека Императорской Академии Наук получала бы, вместо одного, по два экземпляра каждого произведения печати в России. Такая мера была бы весьма полезна не для одного [Азиатского] Музея, но и для остальных специальных библиотек, образовавшихся с течением времени при Академии» 11 . Советская же власть предпочла пойти по пути изъятий из обязательного экземпляра и передачи изъятых изданий, предназначавшихся БАН, в пользу специальных библио- тек. Тем самым фактически была разрушена полнота фонда  БАН. Второй  тезис  академической  библиотечной концепции – «Библиотека – сердце Академии» – раскрывается через взаимоотношения Библиотеки и Академии. Для Академии в первой четверти ХХ в. БАН – это не просто ее детище, это ее органическая часть. Библиотека кумулировала в виде книг произведенный Академией научный результат, к ней отовсюду по крупным и мелким каналам связи стекались результаты исследований от мирового научного сооб- щества, в нее доставлялись издания, необходимые для дальнейших исследований академиков, и от нее мировому научному сообществу поставлялись (на время или навсегда) издания, необходимые для исследования других ученых. Вся жизнь Библиотеки была неразрывно связана с Академией, поскольку директорами отделений Библиотеки, а затем и учреждения в целом были академики – члены Общего Собрания, Общее Собрание подробно рассматривало и решало все основные библиотечные проблемы. Любой контакт Библиотеки с внешним миром шел через Общее Собрание. Книгообмен был не просто обменом книгами между библиотеками, а общением отдельных ученых и ученых учреждений друг с другом через переписку и посылку изданий, которые Общее Собрание направляло в конкретные отделения Библиотеки. Каждый случай выдачи книг и рукописей ученым, получения книжных даров или покупки собраний рассматривался отдельно: принимались в расчет деятельность ученых, их авторитет в науч- ном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Епитафион царевне Евдокии меншой (с. ...) Цикл состоит из 4 разделов. Стихи посвящены Евдокии – новорожденной дочери царицы Марии Ильиничны, умершей вместе с матерью. Текст (по списку ГИМ, л. 511–512) печатается впервые. Из сборника «Вертоград многоцветный» Полное название сборника: «Вертоград многоцветный, ползы ради душевныя православных христиан божиим наставлением и пособием, а трудоположением многогрешнаго во иеромонасех Симеона Полоцкаго утяженный и насажденный в лето от создания мира 7186, а от рождества еже во плоти БогаСлова 1678; совершися месяца аугуста в день...» (число не проставлено). Сборник представляет собой стихотворную энциклопедию, над которой Симеон Полоцкий работал до 1680 г. Сохранился в трех списках: черновом автографе (ГИМ, Синод, собр., 659), беловом автографе (ГИМ, Синод, собр., 288) и каллиграфической писарской копии, просмотренной и выправленной автором (БАН, 31.7.3). В первом списке стихи еще не расположены в алфавитном порядке заглавий. Вторая рукопись дополнена новыми стихотворениями и систематизирована по буквам азбуки. Третья рукопись подготовлена автором к печати. Она написана четким каллиграфическим полууставом второй половины XVII века, кое-где встречаются поправки, сделанные рукой Симеона Полоцкого . В сборнике представлены разнообразные поэтические жанры: эпиграммы, элегии, сатиры, басни, стихотворные новеллы и др. Полностью «Вертоград» не напечатан. Наиболее значительные фрагменты публиковались по списку БАН, 31.7.3. И. П. Ереминым (с. 7–84) и А. М. Панченко (с. 117–167) в объеме 170 стихотворений и В. М. Пузиковым по рукописи ГИМ 288 и БАН, 31.7.3 (с. 230–267). В «Вертограде» часто встречаются циклы стихотворений под общим названием, числовые обозначения частей цикла, данные автором, сохраняются. Текст воспроизводится по списку ГИМ, Синод, собр., 288. Авесолом (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 19) печатается впервые. 1 Аммон – имеется в виду брат Авесолома Амнон (см. сноску 23 к стихотворению «Френы... о смерти... княгини Марии Ильиничны»).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Общие снемы бывали редко; земские же хорватские снемы были, обыкновенно, не единодушными, потому что „more solitu“ члены высших сословий не ходили на земские снемы, явно пренебрегая правами своей родины. Следствия этого обнаружились в том, что достоинство хорватских банов упало: бан, бывший первоначально первой особой при угорском короле, стал уже третьей особой; первоначально бан имел право быть верховным воеводой хорватских полков, теперь уже никто бана и не спрашивал о том, и хорватские войска были подчинены Карновацкому генералу. Когда же баны осмеливались указывать на своё право, никто им не отвечал. Тоже самое было и с правами бана, касавшимися приёмов податей и рекрутов, назначения „подбана“ и „жупанов“. Первоначально само собой разумелось, что хорватский бан мог быть избираем только из хорватской шляхты; позднее же, когда шляхта частью вымерла, частью выгублена угорскими князьями Франом Фрацкопалом и Петром Зрипским, на неё уже не обращали никакого внимания. „Статоправное выровнани угерске-хорватске“, заключённое 32 года тому назад, свидетельствует о том, как много убыло прав у хорватов. Организация духовной жизни хорватов от древних времён находится в руках католической церкви. Со стороны Рима первоначально работал здесь орден павлиниан; потом на помощь к нему пришли иезуиты для того, чтобы выбить первых с поля деятельности и самим завладеть всем. С 1660 г. иезуиты работали над сооружением в Загребе университета; в 1693 г. ректорам иезуитским было даровано со стороны хорватского земского снемя на вечные времена право „вирильного голоса“. Иезуиты озаботи- —604— лись образованием также среднего и низшего классов народа. В 1724 г. они основали в Загребе юридический факультет и типографию для печатания школьных и других книг. Между самими хорватами стало много иезуитов, так что в 18 в. хорват Никола Плантич был главой иезуитского Парагвайского королевства. Как на политическое главенство над хорватами история дала право уграм, так и на главенство духовное над хорватами она дала право католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определение времени 5 поклонных молитв. Бан гэ на ма цзы, призыв верных к молитве; качества, требуемые от Mo цзиня. Предварительные приготовления. 12 условий в поклонении, Фа ли цзэ. 12 условий, Ва чжи бу (должных). 28 приемов Сунь на тэ. Молитвы благодарственные за очищение (арабские). Воззвание Бань гэ на ма цзы перед Бан да. Молитвы во время поклонений Бан да. Дуа, окончательная общая молитва о всем. Выставление рук есть знак прощения. Трение руками по лицу –знак глубокой благодарности. Молитвы в Бе шень, Ди гэ лэ. Ша му и Ху фу тань. О пяти приемах в поклонении, как пяти чудесных конях. Утренняя молитва о покойных родителях. Молитва при входе в мечеть. Поклонения Чжэ мар тэ, т.е. предводительство имама обществом. Правила порядка. Поклонения Чжу мур, недельные. Правила; Ху ту бо, читаемые имамом на Мин бо лэ. Цзи кэр в месяц Лэ чжэ бу; молитвы хвалебные и время их. Цзи кэр в луну Шэр ба; молитвы Цзи кэр в месяц поста. Молитвы в некоторые дни и общие. О зрении луны для начала и конца поста; ссылки на сочинения; пояснения. Сэ дэ кэ фэй тэ лэ: обряд окончания поста, или сбор для подаяния бедным. Поклонение в конце поста, Ай дэ. Праздник заклания жертвы (представление Каабе); поклонение; избрание животного. Поклоны Сэ хэу, в восполнение и исправление ошибок и забвения в поклонениях. Поклоны при чтении Корана от читающего и слушающего, и приемы. Правила поклонения в путешествии. Верхом. Нарушения поклонений. Восполнение опущенных поклонений. Люди, и недостатки, по которым не следует за ними поклоняться. 10 сортов людей, которые не должны предводить поклонениями. Времена дня, в которые не следует кланяться. Способ поклонения для больных. О Тао бо, или покаянии. О поклонении Чжи на цзэ; описание омовения; одеяния; по одеянии предстоящие совершают Чжи на цзэ – На ма цзы за покойного; должен старший в городе, или Чжан цзяо, (букв. правитель веры) 57 или хозяин; один за всех; состоит в 4-х хвалах Богу, святых н проч. Нет никаких поклонов; начинается с воздеяния рук, оканчивается Са ля му. В мечети, в Чжэ мар тэ не бывает погребальная молитва . Случаи Чжи на цзэ. Пять обязанностей

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРОБОВ Иван Кузьмич (ок. 1700, Переславль-Залесский - 20.08. 1747, Москва), рус. архит. эпохи барокко. Происходил из боярского рода. С 1718 г. К.- воспитанник с.-петербургской Морской академии. По причине склонности К. к геометрии указом царя Петра I он был выбран для отправки в Италию изучать «архитектурную науку», но затем был определен в Голландию, где были сходные с С.-Петербургом природно-географические условия и имелся большой опыт проектирования инженерных и утилитарных сооружений. Сначала К. жил в Амстердаме, затем - в Антверпене, и учился у Я. П. ван Бауршайта-старшего. Сохранились выполненные К. 11 рисунков скульптур преимущественно из иезуитской ц. св. Карло Борромео в Антверпене (1614-1621; реконструирована архит. Бауршайтом после пожара в 1718) (БАН ОР. Собр. иностранных рукописей. Альбом F0 266), копия с рисунка Я. П. ван Бауршайта-младшего, на котором изображен погребальный катафалк имп. Элеоноры Магдалены Терезы (1720) (Архитектурная графика. 1981. С. 51), проект вазы на постаменте, с изображениями сатиров (1721, РГАДА). В вышеуказанный альбом, хранящийся в БАН, включены также 2 архитектурных проекта К., подписанные им по-голландски (Исторический очерк. 1961. С. 86, 89, 91, 238). К. не был доволен своим обучением, и в письмах графу А. Д. Меншикову, возглавлявшему Морскую академию (от 23 янв. 1723), и имп. Петру I (от 1 июля 1724) ходатайствовал о переезде в Италию. Однако Петр I не разрешил переезд. К. вернулся в С.-Петербург летом 1727 г., сдал экзамен в Канцелярии от строений, по результатам которого ему было присвоено звание архитектора; по предписанию Меншикова был принят в Канцелярию. Первые задания К. были связаны с освидетельствованием проведенных работ, в частности на Назинских кожевенных заводах. В 1727 г. К. был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии (вместо архит. Г. Кьявери), однако вступил в должность только 9 апр. 1728 г., т. к. получил разрешение провести зиму дома в Переславле-Залесском. В обязанности К. как главного архитектора входило проектирование, строительство, содержание и реконструкция зданий (церквей, учебных зданий, госпиталей, аптек) и инженерных сооружений (верфей, гаваней, парусных, полотняных, канатных и прядильных фабрик, складов), необходимых военно-морскому флоту, и занятия с учениками. Первой работой К. стало строительство под рук. Д. А. Трезини деревянных сараев (с 1728) для укрытия гребных судов в Галерной гавани на Васильевском о-ве. После смерти Трезини (1734) К. продолжал работать самостоятельно до 1741 г.

http://pravenc.ru/text/2458725.html

Возвращение кн. Всеволода Юрьевича во Владимир после похода на рязанского кн. Глеба Ростиславича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 255 об.) Возвращение кн. Всеволода Юрьевича во Владимир после похода на рязанского кн. Глеба Ростиславича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 255 об.) Мстислав бежал в Новгород, где его не приняли, затем ушел в Рязань к своему зятю Глебу Ростиславичу. Осенью-зимой 1176/77 г. они продолжили военные действия, захватили и сожгли Москву и Боголюбов, разорили окрестности Владимира. Однако уже 7 марта 1177 г. В. Ю. (при поддержке из Чернигова и Переяславля Русского) нанес решающее поражение войскам Мстислава и Глеба, союзниками к-рых выступали половцы (причину поражения Глеба и Мстислава современники видели в том, что князья разграбили храм в Боголюбове). Князья попали в плен, брат Мстислава Ярополк вскоре по требованию В. Ю. был выдан рязанцами во Владимир. Владимирцы требовали от В. Ю. расправы над его врагами. В июне 1177 г. Глеб Рязанский умер в заключении, а Мстислав и Ярополк вопреки воле В. Ю. были ослеплены, по приказу В. Ю. братьев отпустили. На пути в Смоленск 5 сент. 1177 г. Ростиславичи посетили Борисоглебскую ц. на Смядыни, где чудесным образом получили исцеление и прозрели. Противостояние В. Ю. и Ростиславичей не закончилось. Зимой 1177/78 г. Мстислав Ростиславич вновь сел на княжение в Новгороде, к-рый отказался выплачивать дань В. Ю. В ответ владимирский князь в 1178 г. совершил поход на Торжок, к-рым управлял Ярополк Ростиславич. Вопреки желанию В. Ю., согласившемуся принять добровольную сдачу города, его дружина 8 дек. захватила и ограбила Торжок. На обратном пути В. Ю. захватил и сжег Волок Ламский, выведя с княжения сидевшего здесь и бывшего ранее его союзником кн. Ярослава Мстиславича. В 1179 г., после смерти Мстислава, в Новгороде вокняжился его брат Ярополк. В. Ю. пленил в своем княжестве всех новгородских купцов и вынудил Ярополка покинуть это княжение. В 1180 г.

http://pravenc.ru/text/155472.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010