Начальник отдела по туризму ООО «Транстур» Ирина Ковалева представила проект «Подготовка к 400-летию Дома Романовых. Венценосная семья». Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина Михаил Хлыстов выступил с докладом «Субъекты права в религиозных организациях и предпринимательство», в котором рассказал о правовых проблемах церковно-государственных отношений в имущественной сфере. Доцент, академик ПАНИ, кандидат технических наук Геннадий Колдасов в докладе «Язык и общество» заявил, что английский язык является языковым обеспечением глобализационного процесса. Поскольку глобализация, по его мнению, направлена против Православия, поэтому надо выступать против диктата английского языка. Преподаватель церковнославянского языка в воскресной школе Храма святого мученика Георгия Победоносца в Купчино, член Православного педагогического общества Любовь Маркова, выступая с докладом «Церковнославянский язык — корневая основа русского языка», изложила принципы корнеслова. По ее словам, с помощью корнеслова можно объяснить всю Вселенную. Церковнославянский язык, отметила Л.Маркова, - это душа русского народа. Перевод церковнославянских текстов на русский язык приведет, по ее словам, не только к снижению стиля, но и к утрате святыне. Церковнославянский язык, считает она, - это один из рубежей Православия. Целью изучения этого языка является воцерковление сознания и наполнение души ребенка святыми образами. Любовь Маркова отметила, что познание русского языка невозможно без изучения церковнославянского. Профессор Первого военно-морского клинического госпиталя Евгений Никитин, напомнив историю Храма Александра Невского в Тунисе, рассказал о ходе его восстановления. Профессор Волгоградского государственного технического университета протоиерей Александр Половинкин в докладе «Проблема сохранения и возрождения России» рассказал о проектах Свято-Преображенской общины, о своих книгах и творчестве певца Игоря Талькова, гений которого, по мнению священника, большинству не понятен.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/24/ra...

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492 ). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» (со стихом). Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников. По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите...», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров в этот день произносится: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». Служба мч. Кодрата и дружины его (см. в Минее 10 марта) совершается в свое время, т. е. в четверг 4-й седмицы поста, поэтому на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров во вторник 4-й седмицы вечера иерей поминает в качестве дневных святых 40 мучеников, в Севастийском езере мучившихся , имя мч. Кодрата на этом отпусте не поминается. Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава; ср.: Минея, 9 марта, 4-я Маркова глава). 1 Ср.: Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 567, 610. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 643. 3 Там же. С. 551. 4 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 5 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551. 6 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 7 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 9 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-21/

1376) и ц. Рождества Богородицы мон-ря Матейче (1355-1360). В сценах празднования иконе Божией Матери «Одигитрия» изображена конструкция, на ножках к-рой закреплены колесики, в росписи Маркова мон-ря нижняя часть этой «колесницы» скрыта богатой пеленой, украшенной кругами с вышитыми фигурами двуглавых имп. орлов, в росписи церкви в Матейче из-под пелены видны соединенные между собой 4 ножки и центральный вертикальный стержень. «О Всепетая Мати». Иллюстрация к 24-му икосу Акафиста Божией Матери в росписи ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. «О Всепетая Мати». Иллюстрация к 24-му икосу Акафиста Божией Матери в росписи ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. К древнейшим приспособлениям для выноса И. следует отнести те, что известны по письменным и изобразительным памятникам, связанным с почитанием иконы мон-ря Одигон. Ее участие во вторничных процессиях подробно описано паломниками (XIV-XV вв.). Икона «Одигитрия» (возможно, в мон-ре Одигон) представлена на фронтисписе Псалтири Гамильтон (Гос. музеи Берлина (Гравюрный кабинет). 78 А9. Fol. 39r, ок. 1300). Ее окружение составляют: киворий на колонках с прозрачной решеткой перед И., лампады, подставка в форме усеченной пирамиды с небольшой ручкой, оканчивающейся 3-частной «вилкой», в центре нижнего поля для целования прикреплена уменьшенная копия чудотворной И., над верхним полем ее видна красная пелена. По сторонам И. внутри кивория стоят и преклоняют колена люди в красных одеждах, видимо члены братства св. И. ( Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135). Еще один вариант приспособления для выносных И.- стол или широкая скамья, покрытая тканью или пеленой,- известен по иконам с изображением Торжества Православия, где икону Божией Матери «Одигитрия» поддерживают с 2 сторон церковные служители в праздничных одеждах (ок. 1400, Британский музей, см: Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections/Ed. D. Buckton. L., 1994. Frontispiece; Сат. N 140. P. 129-130; Паттерсон-Шевченко.

http://pravenc.ru/text/389040.html

9. Пятница 1-й седмицы. Мч. Кодрата и дружины его (с 10 марта) . Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (служба переносится на субботу, 10 марта) . Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. Полиелейная служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) . На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта. На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я , 14-я и 15-я. Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник. По 3-й песни – седален Минеи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». 6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей...» и до: «Хранящии суетная и ложная...» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи. По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). В службе мч. Кодрата (10 марта) кондака нет, поэтому по 6-й песни поется мученичен рядового (в данном случае – 8-го) гласа Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . 7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» и до: «Благословен еси, видяй бездны...» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле...», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

От издателей Профессор Н. Н. Глубоковский как экзегет Священного писания Предмет и задача изучения Священного писания Нового завета Значение истории канона и обзор ее за период апостольский Евангелия Значение наименования «Εαγγλιον» Надписание Евангелий: писатели их Надписание Евангелий: писатели их Четверичное число Евангелий и значение его Взаимное отношение первых трех Евангелий: «синоптическая проблема» Пункты сходства между первыми тремя Евангелиями Опыты решения синоптической проблемы Гипотеза устного первоевангелия Теория письменного первоевангелия Гипотеза взаимного пользования первых трех Евангелий Теоретическое обоснование мысли о взаимном пользовании синоптиков из идеи цели евангельского благовестия Общие замечания о происхождении и взаимных отношениях Евангелий: их зависимость и самостоятельность при воспроизведении целостного образа жизни Христа-Спасителя Исторически достоверное и законоположительно-непреходящее значение Евангелий Евангелие от Матфея Апостол Матфей (Левий), писатель первого Евангелия Апостол Матфей – издатель первого письменного Евангелия Характер этого Матфеева Евангелия со стороны α) содержания и β) языка Отношение греческой редакции Евангелия Матфеева к еврейскому оригиналу и достоинство первой Время издания греческого перевода и его «редактор» Время написания первого Евангелия Место написания первого Евангелия Читатели и повод к написанию Евангелия Матфеева Цель первого Евангелия Анализ содержания первого Евангелия. Учение Матфея о лице и деле Христа-Спасителя Характеристика первого Евангелия как литературного писания План первого Евангелия Евангелие от Марка Евангелист Марк – писатель второго Евангелия Источник сведений Марка и качества его Евангелия с материальной и формальной стороны – по известию «пресвитера» Иоанна Первоначальный вид Маркова Евангелия на основании свидетельств о его зависимости от проповеди Петра Принадлежность нашего второго Евангелия Марку во всём его объеме, со включением и отдела Мк. 16, 9–20 Историческая достоверность и боговдохновенное достоинство Маркова Евангелия Отношение второго Евангелия к первому Место происхождения и первые читатели второго Евангелия Время написания второго Евангелия Обозрение содержания второго Евангелия по сравнению с проповедью св. ап. Петра применительно к потребностям его первых читателей (римских христиан) и с наиболее важных сторон в учении о лице и деле Христовом Литературная характеристика Евангелия Маркова по способу изображения личности Христа, по плану и языку Библиографические обозначения Именной указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Заметим, что роль женщины в Церкви и обществе всегда интересовала В. С. Маркова, тем более что почитаемый им святитель Филарет на практике разделял идеи прп. Макария относительно восстановления чина диаконисс в Православной церкви. Троицкая церковь , в которой отец Владимир прослужил 30 лет, располагалась на пересечении Арбата с Денежным переулком. Сейчас на этом месте одно из крыльев здания Министерства иностранных дел. Там родились и выросли все пятеро детей Владимира Семеновича. Денежный переулок и его окружение – одно из уникальных мест Москвы. Даже беглое перечисление имен тех, кто был соседями Марковых, а весьма вероятно, и прихожанами Троицкого храма, впечатляет. Историки И. Е. Забелин и С. М. Соловьев , дочь историка Погодина А. М. Плечко (автор книг о Москве), писатель Е. А. Салиас де Турнемир, поэт Л. И. Пальмин (приятель А. П. Чехова). Какое-то время там жила семья Л. Н. Толстого. Отдельно нужно упомянуть историка, академика Михаила Михайловича Богословского , который был не только соседом и прихожанином Троицкой церкви, но и кузеном жены Владимира Семеновича. По воспоминаниям Богословского, прихожанином был и живущий неподалеку историк П. В. Виноградов . Два друга, два поэта, жившие в доме напротив Троицкой церкви, – Сергей Соловьев и Андрей Белый (Борис Бугаев) – в своих мемуарах 21 весьма похоже, описывают Троицкую церковь , но совсем по-разному вспоминают В. С. Маркова. По воспоминаниям Сергея Соловьева , который «несколько лет весь принадлежал церковному двору и проводил в нем каждый день время от завтрака до обеда», «церковный двор, или, как называли его обитатели, «монастырь», был целым поселком. Дом батюшки с мезонином был окружен тенистым садом, куда никто не ходил, кроме семьи священника... Ближе к воротам находился чистый домик старшего дьячка Митрильича. ...Кругом храма был большой сад, и в глубине его жили два самые бедные члена причта... Там же, в саду был бедный дом трапезника». Вот что про церковный двор пишет А. Белый: «Тут и Троице-Арбатская церковь , с церковным двором, даже с садиком, вытянутым дорожкою в Денежный; там – и ворота; в воротах – крылатый Спаситель; колодезь и домики: домик дьячковский, поповский и дьяконский; меня приносила Афимья, кормилица, – в садик; С. М. Соловьев здесь в салазках катался позднее».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в стихирах на стиховне великой вечерни в службе Минеи. Стих 1й: «Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются»; стих 2й: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская, глас 7й: «Се тьма и рано…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак самаряныни: «Верою пришедшая на кладязь самаряныня…», и кондак святителя – читаются попеременно . На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), самаряныни, песнь 3я – 4, и святителя, песнь 6я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак самаряныни. Прокимен – Недели о самаряныни, глас 3й: «Пойте Богу нашему, пойте…», стих: «Вси языцы, восплещите руками…»; и святителя, глас 1й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Аллилуиарий – Недели о самаряныни, глас 4й: «Наляцы, и успевай, и царствуй…»; и святителя, глас 2й: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Апостол и Евангелие – Недели о самаряныни и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…», и святителя: «В память вечную…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 марта 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака священномученику Павлу Лазареву, пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5911431.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/563). 2 Ср.: Типикон, 23 апреля, 5я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 1992 2 . Т. 1. С. 106. 3 Служба Преполовения в таком случае опускается, поется же воскресная, самаряныни и свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (см. Типикон, 6я Маркова глава под 23 апреля, 4я Маркова глава под 8 мая).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Его отец Евгений Львович Марков - популярный в свое время беллетрист, видный публицист, критик и педагог, " Златоуст Щигровского уезда " , как называли его современники, проделал долгий и непростой путь от взглядов западника-либерала до охранителя. В молодости он придерживался либеральных взглядов, некоторое время сотрудничал в " Отечественных записках " и " Вестнике Европы " . Однако, после убийства Императора Александра II Е.Л.Марков изменил свои воззрения, став приверженцем охранительно-славянофильских убеждений. С этого времени он печатался преимущественно в таких консервативных изданиях как " Русское обозрение " , " Русский вестник " , " Неделя " , " Новое время " и " Русь " . Писательскую известность Евгений Львович приобрел благодаря роману " Черноземные поля " , вышедшем в 1877 году. В свое время Л.Н.Толстой приглашал Е.Л.Маркова в соредакторы своего журнала " Ясная поляна " , но тот отказался из-за расхождений с великим писателем по основным жизнеполагающим вопросам. Впрочем, консервативные взгляды, равно как и ораторский талант, Н.Е.Марков унаследовал не только от отца - известным беллетристом, придерживающимся консервативных убеждений и резко выступавшим против либерализма, был и его дядя - Владислав Львович (автор сочинений " Курские порубежники " , " Однодворцы " и др.). Второй дядя - Ростислав Львович также был писателем. По своей бабке, дочери суворовского генерала Гана, Николай Евгеньевич находился в родстве с известным консервативным публицистом генералом Ростиславом Андреевичем Фадеевым. Безусловно, консервативные взгляды родственников и культурные традиции семьи повлияли на формирование мировоззрения будущего лидера русских монархистов Н.Е.Маркова. Местом его рождения был либо Симферополь, где его отец служил директором гимназии и народных училищ Таврической губернии, либо одно из родовых имений дворян Марковых - " Александровка " , " Патебник " или " Богородицкое " , расположенные в Щигровском уезде Курской губернии. " ...Светлая память о тех бескрайних крымских просторах и земле курской, ставшей ему второй малой родиной, никогда не оставляла Николая Маркова. Село Александровка Щигровского уезда, утопающее в белых яблоневых садах, сразу же полюбилось Коле. С вершины холма, на котором располагалась их усадьба, на все четыре стороны открывался необозримый простор, полный загадок и тайн " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/04/...

101. Иларион (Троицкий), свмч. Творения: в 3 т. Т.3. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 322. 102. Там же. С. 341. 103. См.: Кара-Мурза С.Г., проф. Указ соч. Глава 18, параграф 1. 104. На эту тему см. книгу «Легальная наркоагрессия (хроники необъявленной войны)» М.: Научно-методический отдел Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2006. 105. О некоторых из проблем такого рода было сказано в контексте разговора о метадоновой терапии в главе «Провал регулирующего действия культуры как следствие отказа от религиозной традиции». 106. Открытое письмо в общественную палату России. Член Общественной Палаты РФ лоббирует наркомафию. URL: http://www.nobf.ru/sannikov . 107. URL: . 108. Кара-Мурза С.Г., проф. Указ. соч. Раздел 4, глава 21. 109. Там же. См.: Раздел 4, глава 21, параграф 8. 110. Там же. См.: Раздел 4, глава 22, параграф 3. 111. Там же. См: Раздел 4, глава 22, параграф 3. 112. Маркова Н. является также членом координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации РФ. 113. Маркова Н.Е. Керосиновая профилактика (часть 2)//Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). М.: Изд. Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 303. 114. Тархова Лина. Скрытый враг опаснее//Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). М.: Изд. Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 273. 115. Бойко Н.Н. Деструктивное воздействие антинаркотических программ//Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). С. 292. 116. Гибель муравейника. М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. C. 42. 117. Маркова Н.Е. Средства массовой информации и манипуляция сознанием//Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). М.: Изд. Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 241.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/06/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010