" Святые Архангелы Михаил и Гавриил " . Сост. А. А. Маркова. - Издательство «Благовест», 2013 Церковь Архангела Михаила является самой большой и вместительной среди церквей Коломны. Храм приобрел свой нынешний облик после капитальной перестройки прежнего каменного здания в 1830-е годы. Проект реконструкции храма принадлежал знаменитому московскому архитектору Ф.М. Шестакову, работавшему в стиле классицизм. До революции к Михаило-Архангельскому храму была приписана часовня мученика Иоанна Воина при городской тюрьме. В 1936 году Михайловская церковь была закрыта, а ее помещения до 2007 года принадлежали городскому краеведческому музею. Еще в XVI столетии в Коломне существовало два деревянных храма с похожими посвящениями: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. Между Маринкиной и Грановитой башнями Коломенского кремля когда-то были пробиты ворота, названные по расположенным неподалеку церквям Михайловскими. Выросшая напротив этих ворот слобода также получила имя Михайловской. Здесь в 1700 году был построен первый каменный Михаило-Архангельский храм, который в XIX веке несколько раз перестраивался и расширялся. Осенью 1870 года викарий Московского митрополита епископ Можайский Игнатий совершил поездку в Коломну, во время которой поклонился святыням многочисленных церквей этого подмосковного города (их на тот момент насчитывалось 19). В отчете об этой поездке указывалось, что храм в честь Собора архистратига Михаила и прочих сил бесплотных был построен в 1833 году на средства купцов Романа, Авксентия, Якова Колесниковых и Вавилы и Василия Константиновых. На 1870 год, кроме главного Михайловского престола, в храме было еще два – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей. Впоследствии были устроены еще два придела: мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также преподобного Серафима Саровского. Чтимой святыней Михаило-Архангельского храма до революции была икона Казанской Божией Матери, в честь которой в 1860-х годах в церкви был устроен придел. Икона также дала название Казанскому приходскому попечительскому обществу, которое собирало средства для помощи бедным, занималось устройством при церкви богадельни и школы, организовывало поездки по святым местам. Организатором попечительства был настоятель храма в 1901-1912 годах священник Панкратий Милославин. При нем в 1906 году вскоре после канонизации преподобного Серафима Саровского в большом храме был устроен пятый придел в честь недавно прославленного угодника.

http://sobory.ru/article/?object=01132

Сразу стало понятно: сама установка и освящение такого рода памятного знака всегда будут событием в жизни приходской общины, поводом для обращения к житийным текстам, особому почитанию уже написанных икон и созданию новых. То есть обязательно приведут к прославлению новомученика на уровне прихода, улицы, города. Однако поминовение новомученика не должно ограничиться установкой памятного креста: -необходимо включить новый знак во все процессии пасхального цикла, в уже существующую ткань храмовой символики, создать возможность как соборного, так и частного особого памя-тования о святом мученике. Каза-лось бы, что может изменить в умах людей, в жизни села установка памят-ного знака на храме? Но пример села Горетова показывает, что иногда небольшого символа достаточно для того, чтобы расставить новые акценты в смысловом пространстве улицы, площади или целого поселения, чтобы освободить от летаргического сна реку народной памяти. Возможно, не только из-за установки памятного -креста, но и после нее, недалеко от храма на развилке дорог был установлен указатель, на котором храм не только был упомянут, но и был назван «местом служения священномученика»! В настоящее время администрация сельского поселения рассматривает вопрос о переименовании одной из улиц села Горетова в честь священника Михаила Маркова. Инициатива мемориального центра «Бутово» получила одобрение 20 декабря 2013 года на епархиальном собрании Московской епархии. Протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести подобную практику во всех храмах столицы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал эту идею. Она была запротоколирована в пункте постановления епархиального собрания: «Озаботиться увековечением памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в обителях и храмах, где они совершали служение, в частности, посредством установки мемориальных досок или памятных крестов». Надеюсь, что данная инициатива будет поддержана во всех епархиях Русской Церкви. Справка Особенное развитие мемориальные знаки, прославлявшие деяния правителей или героев, получили в эпоху поздней античности в Древнем Риме.

http://e-vestnik.ru/analytics/novomuchen...

Даже в Донецке , который считался вотчиной Партии регионов, существовали информационные интернет-ресурсы, полностью или частично финансируемые западными фондами. И, когда на Украине возник конфликт внутри элиты и Виктор Янукович отложил подписание договора об ассоциации с ЕС, Запад вынул свой козырь из рукава, прозападные лидеры общественного мнения, которым доверяли куда больше, чем политикам, начали баламутить народ. Так начался Евромайдан. А дальше во всю силу заработали технологии, отработанные Западом в разных «революциях» - как в Европе, так и на Ближнем Востоке. И оказалось, что в этом аспекте России Западу нечего противопоставить. Как вообще получилось, что на момент начала Евромайдана России было не на кого делать ставку на Украине, кроме как на Виктора Януковича? Ведь за годы правления он своими деяниями показал, что никаким пророссийским не является. Янукович и регионалы практически «зачистили» почти все партии, которые могли составить им конкуренцию на юго-востоке страны. Разве что не тронули коммунистов, но, как показывает практика парламентской жизни до Евромайдана, с последними всегда можно было договориться. Все же остальные политические силы пророссийской направленности были вынуждены или полностью интегрироваться в партию Януковича, или исчезнуть. Самым ярким примером этого процесса был арест в 2013 году лидера пророссийской партии «Родина» Игоря Маркова, который до этого входил во фракцию ПР в парламенте. Причиной ареста стало то, что он выступил против подписания договора об ассоциации с ЕС и некоторых финансовых инициатив тогдашнего правительства. Инкриминировали ему статью «Хулиганство» - в 2007 году политик участвовал в драке с радикалами из «Свободы». В России за Маркова почти никто не заступился, кроме ряда депутатов Госдумы. Это очень диссонировало с тем беспрецедентным давлением, оказываемым Западом на Януковича, чтобы тот освободил Юрия Луценко (что, в конце концов, произошло) и Юлию Тимошенко, которых в Вашингтоне и Брюсселе считали «своими».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/29/isto...

Церковь из красного кирпича построена в 1892-1894 гг. по проекту архитектора Н.П. Маркова. Церковь Архангела Михаила с. Городково - единственная сохранившаяся из всех построенных архитектором в Подмосковье. Храмы сел Старая Руза, Криушино, Спасского-Страдани, построенные по его проектам, были полностью разрушены в советское время. Храм кирпичный, квадратный в плане, с тремя гранеными апсидами, широкий световой барабан главы опирается на четыре столба. Трехъярусная колокольня выстроена в том же стиле, соединена с церковью посредством небольшой пристройки. Освящена в честь Архангела Михаила после окончания росписи стен в 1913 году. Приделы Сергия Радонежского и Казанской иконы Божией Матери. Старейшей в Волоколамс­ком уезде была Городковская церковно-при­ходская школа. Она была от­крыта в 1885 г. С 1905 г. школа помещалась в собственном доме. В 1909 г. в школе было 42 ученика. Заведовал школой священник И. Садиков, попечителем был волоколамский купец А.П. Андреев. В 1930 г. храм закрыли, в нем разместили колхозный склад. После в здании храма был пожар, выгорели деревянный иконостас, окна и прочие конструкции. В 2000 году храм вернули верующим. Православная община зарегистрирована в министерстве юстиции 15 сентября 2000 года, при этом из-за ошибки храм зарегистрировали как «Сергиевский» по названию одного из приделов. Церковь досталась верующим в удручающем состоянии. Отсутствующая кровля, почти обрушившиеся своды, частично разрушены стены. Все заросло деревьями и травой. На территории храма установлен старенький вагончик-бытовка, началось регулярное совершение молебнов и панихид. Богослужения зимой 2012-2013 года совершались в неотапливаемом вагончике, а весной 2013 года под открытым небом. В 2013 году рядом с каменным построен временный деревянный храм для совершения Богослужений. Начинаются подготовительные работы к восстановлению храма. http://gorodkovo.cerkov.ru/istoriya-xrama/ Сергиевский (Михаило-Архангельский) храм д. Городково Церковь из красного кирпича построена в 1892-1894 гг. по проекту архитектора Н.П. Маркова. Церковь архангела Михаила с. Городково единственная сохранившаяся из всех построенных архитектором в Подмосковье. Храмы сел Старая Руза, Криушино, Спасского-Страдани, построенные по его проектам, были полностью разрушены в советское время.

http://sobory.ru/article/?object=01837

Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии 22 мая 1877 года в Петрозаводске была заложена церковь во имя святой великомученицы Екатерины. В мае 2013 года, через 136 лет, храм возрождается после поджога. Деревянный Екатерининский храм пострадал от пожара в ночь с 12 на 13 мая 2012 года. После проведения экспертизы и подготовки проектно-сметной документации в июне прошлого года началось возрождение храма. Церковь будет восстановлена в первозданном виде. За минувшее лето специалисты ООО «Экситон» разобрали внешнюю обшивку, демонтировали колокольню и шатер, установили временную кровлю. Здание было проветрено и просушено. В октябре прошлого года в Петрозаводск прибыли специалисты реставрационно-строительной группы «ПГС II» произвели демонтаж крыльца и притвора, укрепили просевший фундамент, установили сруб и каркас колокольни, заменили сгоревшие детали сруба храмового здания. Реконструировать церковное здание специалисты планируют к концу лета этого года. Источник: Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии Расположена на небольшой возвышенности в центре православного Неглинского кладбища. Построена в 1877 году по проекту инженера Александровского завода М.И. Маркова, в честь столетия переименования императрицей Екатериной II Петрозаводской слободы в город. Городская Дума безвозмездно выделила для постройки лес; деньги на сооружение храма поступили от благотворителей. В течение последующей своей истории (до революции, в советское время и до наших дней) здание Екатерининской церкви использовалось только по своему прямому назначению. В 2012 году здание церкви пострадало от пожара, в настоящее время восстановлено. Церковь рублена из бревен. Состоит из расположенных на продольной оси восток-запад помещений алтаря, храмового четверика, трапезной и сеней-притвора. Алтарная апсида пятистенная, покрыта на 5 скатов и увенчана крестом. Наиболее высокий храмовый объем покрыт на 4 ската, завершается главкой на восьмигранном барабане с ложными окнами. Над трапезной возвышается шатровая колокольня на восьмериковом основании. На ярусе звона два арочных открытых проема, ориентированных на север и юг. Кровли церкви покрыты железом, главки с крестами имеют титановое покрытие, имитирующее позолоту. Главный вход с одномаршевой лестницей под двухскатным навесом на столбах ведет в сени-притвор. Стены снаружи обшиты тесом с выделением пилястр и завершены карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=09070

Примечание. Кондак храма Предтечи не произносится. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 27 февраля, прп. Прокопия Декаполита, исповедника) . «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Паримии Триоди читаются с прокимнами: 1-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Боже мой…», стих: «От всех гонящих мя…»; 2-й прокимен, глас 5-й: «Господи, Господь наш…», стих: «Яко взятся великолепие…». Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «О преславнаго чудесе!..». Окончание вечерни – см. понедельник вечера 1-й седмицы (22 февраля). Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 22 февраля). 1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Поликарпу Брянскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731469.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 3 Стихи 2-й библейской песни стихословятся только по вторникам святой Четыредесятницы. 4 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». 5 Празднование Первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи со среды, 24 февраля, переносится на субботу, 27 февраля (см. Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). На среду, 24 февраля, с субботы, 27 февраля, переносится служба прп. Прокопия Декаполита, исповедника (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). Ср.: Богослужебные указания на 2011 год. М., 2010. С. 161–162.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-08/

Церковь является архитектурной доминантой застройки ул. Вольная и представляет собой характерный для Петрозаводска конца XIX века деревянный храм, выполненный в традициях провинциального классицизма. По благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила 6 декабря 2013 года совершен чин малого освящения церкви Святой Великомученицы Екатерины в городе Петрозаводске. Здание церкви является объектом культурного наследия регионального значения. Церковь построена в 1877 году по проекту инженера Александровского завода М.И. Маркова в честь столетия переименования императрицей Екатериной II Петрозаводской слободы в город. Городская Дума безвозмездно выделила для постройки лес, деньги на сооружение храма поступили от благотворителей. В течение последующей своей истории (до революции, в советское время и до наших дней) здание Екатерининской церкви использовалось только по своему прямому назначению. В ночь с 12 на13 мая 2012 года деревянный храм серьезно пострадал от пожара. В течение полутора лет осуществлялись работы по восстановлению церкви. За лето 2012 года с помощью специалистов ООО «Экситон» была разобрана обшивка здания, демонтированы обгоревшие конструкции, установлена временная кровля. Здание было проветрено и просушено. Проект реставрации церкви выполнен карельскими архитекторами-реставраторами Т.И. Вахромеевой и В.Г. Копниным. Средства на оплату проектно-сметной документации в сумме 1,2 млн. рублей были выделены из республиканского бюджета. Все остальные работы оплачивались за счет прихода церкви и благотворительных средств, для чего был создан специальный фонд. Общая сумма затрат составила около 20 млн. рублей. Ремонтно-реставрационные работы на здании церкви проводили специалисты-реставраторы из Санкт-Петербурга (реставрационно-строительная организация «ПГС II»). На сегодняшний день основные реставрационные работы завершены, но по информации настоятеля храма отца Андрея Верещагина, дел еще предстоит немало. Необходимо подвести коммуникации, построить котельную, благоустроить территорию вокруг церкви и кладбище, а самое главное – выполнить реставрацию иконостаса, который пострадал от влаги и перепада температур при хранении. Только после этого будет совершено Великое освящение церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09070

Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви. 1 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2013 года. Священный Синод направил составленное на Святой Горе Афон богослужебное последование в честь данного праздника в Издательство Московской Патриархии для издания. Текст службы размещен на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/279 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 23–24 сентября 2021 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобной Марфе Дивеевской. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5846670.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/567 ). 3 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. 4 Там же. 5 Ср.: Типикон, 16 августа, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 6 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 203 об.) указывают тропарь апостола (общий), глас 3-й: «Апостоле святый Фаддее...». 7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 8 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 9 Ср.: Типикон, 16 августа, 2-я Маркова глава. 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-03/

Имеется историческое свидетельство о посещении в 1891 году здания новой семинарии обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, на которого семинарский храм произвел «весьма приятное впечатление своей изящной простотой (иконостас дубовый без позолоты) и художественным стилем иконной живописи». Интересным историческим пресечением между храмом Саратовской семинарии и храмом Санкт-Петербургской семинарии стало не только то, что они были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и фактически были спроектированы одним и тем же архитектором Н.Н. Марковым, но и то, что при них действовали братства помощи неимущим студентам. После октябрьского переворота 1917 года была реквизирована большая часть семинарских помещений и имущества, а в сентябре 1918 года семинария была закрыта. После закрытия духовной школы в 1918 году храм был разгромлен. Здание семинарии было передано Педагогическому институту. Помещение храма было разделено межэтажным перекрытием и в нем были устроены учебные аудитории. В 2008 году здание семинарии передано в безвозмездное пользование Саратовской Епархии Русской Православной Церкви, после чего началась его реконструкция. 9 октября 2013 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в возрожденном семинарском храме была совершена первая Божественная литургия. В день престольного праздника Литургию возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ему сослужили преподаватели семинарии в священном сане. В 1885 году было сдано в эксплуатацию современное здание духовной семинарии на углу улиц Александровской и Малой Сергиевской, построенное по проекту синодального архитектора Н.Н. Маркова. Центральную часть новой семинарии занял домовый храм, освящённый 6 октября 1885 года Епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским) во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В церкви имелся резной дубовый иконостас, иконы для которого выполнил художник Л.С. Игорев. С приходом Советской власти в 1918 году семинария и храм были закрыты и разграблены. Освободившееся здание занял Педагогический институт, помещение бывшего домового храма было разделено межэтажным перекрытием и реорганизовано в учебные аудитории.

http://sobory.ru/article/?object=22947

5. Клюев Н. Словесное древо. - СПб., 2003. 6. Красс Н. А. Концепт дерева в лексико-фразеологической семантике русского языка: На материале мифологии, фольклора и поэзии. Автореферат дисс. канд. филол. наук. – М. 2000. 7. Лазутин С. Г. Очерки по истории русской народной песни: филологическое исследование. – Воронеж, 1964. С. 86. 8. Летова А.М. Семантические функции фитонимов в русском фольклоре. Автореферат кандидатской диссертации. - М., 2012. 9. Лобанова А. С. «Ворон к ворону летит». Русский источник «шотландской песни» Пушкина// http://feb-web.ru/ 10. Маркова Е.И. Творчество Н. Клюева в контексте севернорусского словесного искусства. – Петрозаводск, 1997. 11. Мекш Э.Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Николая Клюева). – Даугавпилс, 1995. 12. Пашко О. «Индия» в творчестве Н.А.Клюева (К определению границ мифопоэтического пространства)//Pumyaльho-мiфoлoriчhuй niдxiд до ihmepnpemaцiï тексту. Зборник наукових праць. – Киïв. 1998. 13. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 4 ч. – М., 1861. Ч. 1. 14. Поэтический словарь Николая Клюева. Выпуск 1: Частотные словоуказатели./Научный ред. Л.Г. Яцкевич. Вологда, 2007. 15. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. 16. Смольников С.Н., Яцкевич Л.Г. На золотом пороге немеркнущих времен: Поэтика имен собственных в произведениях Н. Клюева. – Вологда, 2006. 17. Смольников С.Н. Концептуализация фольклорного антропонима Садко в поэтическом языке Н.А. Клюева//Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира. Сб. науч. трудов. Вып. 6. - Москва , Архангельск, 2013. – С. 335-343. 18. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 32. Под ред. академика О. Н. Трубачева и А.Ф. Журавлева. – М., 2005. 19. Юхименко Е.М. Народные основы творчества Н.А. Клюева//Николай Клюев: Исследования и материалы. - М., 1997. С. 5-16. 20. Яцкевич Л.Г. Фольклорная лексика в поэзии Клюева//Яцкевич Л.Г.. Головкина С.Х., Виноградова С.Б. Поэтическое слово Николая Клюева. – Вологда, 2005. С. 118-132.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/21/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010