— За «Славословием»-то вчера слыхали? Чистое серебро! Дьякон обещает сводить нас на колокольню — вот посвободней будет, отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет. Надо спешить в собор. Народу еще немного, за ранними отмолились. В соборе полутемно; только в узенькие оконца верха светят полоски солнца, и, вспыхивают в них крыльями голубки. Кажется мне, что там небо, а здесь земля. В темных рядах иконостаса проблескивают искры, светятся золотые венчики. По стенам — древние святые, с строгими ликами. На крылосе вычитывают часы, чистый молодой голос сливается с пением у мощей: Преподобный отче Се-ргие… Моли Бога о на-ас!.. Под сенью из серебра, на четырех подпорах, похожих на часовню, теплятся разноцветные лампады-звезды, над ракой Преподобного Сергия. Пригробный иеромонах стоит недвижимо-строго, как и вчера. Непрестанно поют молебны. Горкин просит монаха положить на мощи образочки и крестики. Желтые огоньки от свечек играют на серебре и золоте. Отец берет меня на руки. Я рассматриваю лампады на золотых цепях, большие и поменьше, уходящие в глубину, под сень. На поднятой створе раки, из серебра, я вижу образ Угодника: Преподобный благословляет нас. Прикладывается народ: входит в серебряные засторонки, поднимается по ступенькам, склоняется над ракой. И непрестанно поют-поют: Преподобный отче Се-ргие… Моли Бога о на-ас!.. Поет и отец, и я напеваю внутренним голоском, в себе. Слышится позади: — Пустите… болящего пустите!.. Пригробный иеромонах показывает пальцем: сюда несите. Несут мужики расслабного, которого обливали у креста. Испуганные его глаза смотрят под купол, в свет. Иеромонах указывает — внести за засторонку. Спрашивает — как имя? Старуха кричит, в слезах: — Михайлой, батюшка… Михайлой!.. помолись за сыночка… батюшка Преподобный!.. Иеромонах говорит знакомую молитву, — Горкин меня учил: «…скорое свыше покажи посещение… страждущему рабу Михаилу, с верою притекающему…» Горкин горячо молится. Молюсь и я. Старушка плачет— Родимый наш… прибега, и скорая помога… помоли Господа!..

http://azbyka.ru/fiction/bogomole/

349 См.: Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1944. 1. С. 2. 350 См.: Анастасий, митр. По поводу избрания на Патриарший Престол б[ывшего] Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия. Церковная жизнь. 1943 9. С. 125131. 352 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 115, 118. 355 См.: Просветов Р. Епископальная Церковь в Америке и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 19451947 гг. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 66. 357 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 11. 359 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 112. 360 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 116; Граббе Г., прот. Фантастическая история. С. 64. 363 См.: Совещание епископов в Вене. Церковная жизнь. 1943. И. С. 157. Епископ Григорий (Граббе) говорит, что на совещание прибыл также архиепископ Тихон (Лященко) (см.: Григорий (Граббе), еп. Завет Святого Патриарха. С. 330), однако документально это не подтверждается. 365 См.: Определение совещания русских епископов в Вене от 3/16 октября 1943 г. Церковная жизнь. 1943. 11. С. 149, 150. 369 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 115, 118. 372 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2627. Архив АС. Дело 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 375 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2728. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, Господь послал Утешителя, чтобы от этого наместника Господня – Святого Духа, учение мало-помалу развивалось, упорядочивалось и доселе к совершенству приводилось, так как немощь человеческая сразу принять всего не могла» 362 . Ориген сущность веры, перешедшей от апостолов через их проповедь по всем церквам и здесь неизменно сохранившейся до его времени, полагал в следующем: «Во-первых, что Бог есть един, все сотворивший и устроивший, приведши из небытия к бытию, – Бог от создания и сложения мира всех праведных, Бог Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, двенадцати патриархов, Моисея и пророков, Бог, в последние дни, как обещал чрез своих пророков, пославший Господа нашего Иисуса Христа, чтобы сперва призвать Израиля, а потом после вероломства Израиля и язычников, Бог праведный и благий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Сам давший закон, пророков и евангелие и бывший Богом апостолов и ветхого и нового завета; далее, что этот самый Иисус Христос, пришедший (в мир), рожден от Отца прежде всякой твари и тогда как служил Отцу при создании всего, потому что чрез Него создано все, в последние времена истощив Себя, стал через воплощение человеком, хотя был Богом и ставши человеком, продолжал быть Богом, тело же принял подобное нашему телу, с тем только различием, что оно было рождено от Девы и Духа Святого, – и этот Иисус Христос, как родился, так и пострадал истинно (in и принял смерть не воображаемую только другими, а действительно умерши (non per phantasiam communem hanc mortem sustinuit, vere mortuus): ибо Он поистине из мертвых воскрес и по воскресении, когда обращался со Своими учениками, был взят (на небо). Наконец они (апостолы и апостольские церкви) передали о Святом Духе, как сопричастнике Отца и Сына по чести и достоинству» (honore ас dignitate Patri ас Filio sociatum tradiderunt Spiritum Sanctum) 363 . Со всеми этими вероизложениями совершенно согласны по содержанию и духу все дошедшие до нас символы древних церквей, церкви иерусалимской, антиохийской, александрийской, римской, кесарие-палестинской и кипрской.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В мисочках щи с грибами, с лавром и перчиком, каша с конопляным маслом, винегрет, посыпанный семечками тмина и укропом; стопа душистого хлеба валаамского, ломтями, — черный хлеб монастырский в славе, а «валаамский» — «в преславности», — пузатый графин темно-малинового квасу. – Отведайте нашей пищи, во славу Преподобных. Наша пища секрет имеет. – Секрет..? – Даже два секрета. Поначалу она не вкусна для чистого богомольца. Хлебнет, понюхает и положит ложку. А как подберется в чемодане, глядишь — и привыкает, да так привыкает, что и мыть мисочку незачем. Другой..? А другой секрет вот какой. Поначалу с нашей пищи слабнуть начинает непривышный человек, похудает, побелеет… и тут будто что переломит в нем! Пойдет и пойдет в силу входить, и такая в нем сила объявляется… в миру не было такой силы, когда всякую снедь вкушал. Наша пища благословенная, с молитвы. Над ней песнопения поют, дух-то силу и набавляет. Сами дознаете — поживете. 10 часов. Богомольцы потрапезовали, помолились в соборе и спят давно. Монахи еще в храме, слушают правило. Собор темнеет громадой на сумеречном небе. Блистают кресты — от месяца? Дремлет суровый Валаам на камне, водами от мира огражденный. Спят леса на святых горах, укрытые скиты — по островам и дебрям. Светлеет за проливом: из-за черных еловых пик разливает сиянье месяц. III. — Глас в нощи Уставши от впечатлений дня, я бездумно заснул на каменном валаамском ложе. Резкий звонок пробудил меня на пороге глубокой ночи. Странное ощущение — тревоги, радости… что-то знакомое..? Будто бы я в гимназии, и старик швейцар, прозванный за кругло-лысую голову «Цезарем», возвестил радостным звонком, что латинский урок окончен и можно бежать домой. Но кто-то, таинственный, мешает… будто учитель пения, призывает на спевку — «после уроков — в зал!» И знакомое чувство — как-нибудь увильнуть от спевки, от трудного «Бортнянского», где никак мне не удается «соло», а дома у нас, в саду, дожидается недоделанный каток, — остро меня тревожит. «Пе-нию вре-мя…» — слышится заунывный голос, — «мо-ли-тве ча…а-ас!» — и резкий звонок, за дверью, говорит мне неодолимо, что от спевки не увильнуть. И вот где-то уже поют… и, как будто, отец диакон, церкви Николы в Толмачах, приходивший в гимназию служить панихиды и молебны с гимназическим батюшкой, почему-то грустный, уже возглашает в зале: «Господи Иисусе Христе… Бо-же наш…» — и умолкает. Я хочу спать, но о, диакон не уходит. Я чувствую, что я ему очень нужен, и он где-то стоит за дверью и ждет меня, и опять начинает возглашать: «..поми-луй на-ас..!» И звонит, и звонит за дверью.

http://predanie.ru/book/69587-staryy-val...

Французов С.А. Приписка к Арабской Библии. – Французов С.А. Приписка к рукописи Арабской Библии (D 226) из собрания Ииститута восточных рукописей РАН как историчекий источник/Вестник ПСТГУ Сер. III. Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57. Фрейджат Ф. – Фрейджат Ф. Батарика Антакийя аль-маликийюн фи-ль-карнейн ас-садиса ашар ва ас-саби‘а ашар (Мелькитский Антиохийский патриархат в XVI–XVII вв.)/аль-Масарра. 84 (1998). С. 26–32. Хуцишвили Н. – Хуцишвили Н. Образование землевладения иерусалимских монастырей в Грузии/ХВ. Т. 2 (8). 2000. С. 126–136. Цагарели А. – Цагарели А. Памятники грузинской старины в Святой земле и на Синае. СПб. 1888. Ченцова В.Г. Грамота Иоакима VI. – Ченцова В.Г. Грамота антиохийского патриарха Иоакима VI 1594 г.: несколько замечаний по поводу нового издания/Paleo-slavica. XVII (2009). 1. P. 280–310. Ченцова В.Г. Дионисий Ивирит. – Ченцова В.Г Дионисий Ивирит и русско-молдавские переговоры 1656 г./Чтения памяти проф. Н.Ф. Каптерева . Материалы. М. 2003. С. 58–62. Ченцова В.Г. Икона Иверской Богоматери. – Ченцова В.Г. Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений греческой церкви с Россией в середине XVII века по документам РГАДА). М. 2010. Ченцова В.Г. Источники. – Ченцова В.Г. Источники фонда «Сношения России с Грецией» Российского Государственного Архива Древних Актов по истории международных отношений в Восточной и Юго-Восточной Европе в 50-е гг XVII века/Русская и украинская дипломатия в Евразии: 50-е годы XVII века. М. 2000. С. 151–179. Ченцова В.Г. Митра Паисия. – Ченцова В.Г. Митра Паисия Иерусалимского – не присланный русскому государю венец «царя Константина»/ Патриарх Никон и его время. М. 2004. С. 11–39. Чеснокова Н.П. – Чеснокова Н.П. Русская благотворительность православному Востоку в середине XVII века/Каптеревские чтения. Т. 7. М. 2009. С. 163–181. Шарун К. – Шарун К. Сильсиля асакифа Димашк аль-маликийин (Мелькитские епископы Дамаска)/аль-Машрик. 1909. С. 912–920. Шарун К. Кара. – Шарун К. Сильсиля асакифа-т аль-малякин. Кара. (Список мель-китских епископов. Кара)/аль-Машрик. 1910. С. 328–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

663 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 3. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г. 669 См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2 ч. Ч. 2. М.: Русские огни, 1994. С. 281282. 676 Ляшевский С., прот. Русские Православные церкви заграницей. Ч. 1. С. 15.HTSA. F. «Liashevkii». В. 2. F. 14; Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о церковных разделениях. Церковная жизнь. 1959. 1112. С. 186. 681 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10, а также: Соловьев И. Дни примирения. Церковно-исторический вестник. 1999. 45. С. 238. 683 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 69; см.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 685 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 691 Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 11. 692 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 7374. 695 Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 698 Войтченко К. Письмо патр. Алексию 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 135; Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 704 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 30; Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 70, 74, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На содержание церкви сперва выдавалось из казначейства 100 р. в год. По штату 22 ноября 1855 г. выдается от министерства двора: 200 р. сер. на ремонт ризницы и утвари и 150 р. сер. на свечи, вино, масло, ладан и пр. Церковного капитала до 900 р. с. Кроме призреваемых и служащих, в числе 100 чел., церковь посещают и посторонние богомольцы. В исповедных книгах, за последние годы, записано до 700. Из жертвователей, царскосельский купец Парамон Парфентьев, устроил сребропозлащенную ризу на храмовый образ, перелил большой колокол, окрасил церковь и сделал других приношений более, чем на 3000 р. с. На содержание причта, по Высочайшему повелению, отпускалось, в 1817 г. тоже жалованье, какое выдавалось при Цареконстантиновской церкви. Вместо квартир давались деньги. С 1817 г. священник получал 280 р. асс. жалованья, 25 четвертей муки, 8 четвертей овса, 10 саж. дров и 500 р. ас. на квартиру. Диакон 206 р. 85 коп. асс. жалованья, 19½ четвертей муки, 5 четвертей овса, 10 саж. дров, 500 р. асс. на квартиру. Псаломщикам по 80 р. 63 к. ас. жалованья, 6¼ четвертей муки, 4 саж. дров и по 250 р. асс. квартирных. С 1840 года деньги переложены на серебро. По штату 22 ноября 1855 г. получает священник по 286 р. с. жалованья и столовых, на рясу 121 р. с., на квартиру и дрова 280 р. с. С 15 октября 1864 г. священнику дана казенная квартира. Диакону дается по 250 р. жалованья и столовых, 220 р. с. на квартиру и дрова. Псаломщику по 150 р. с. жалованья, по 100 р. с. столовых и по 102 р. с. на квартиру и дрова. Кроме того выдается, из церковных сумм, диакону 35 р. с. в год, псаломщикам по 25 р. с. В госпитальном дворе находится часовня. В ней поставлен старый походный иконостас, будто бы, современный Петру Великому. Он сперва хранился в Благовещенской деревянной церкви, освященной 6 августа 1722 года и сгоревшей 24 июня 1728 г. от молнии. Спасенная от пожара, походная церковь сперва хранилась в придворной царскосельской церкви, а в 1817 году передана в устроенную тогда деревянную больницу. В часовне прежде стоял престол больничной церкви, отданный, в 1872 г., в царскосельскую гимназическую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Творчество митрополита в жанре религиозной полемики оказалось более востребованным. В конце первого десятилетия XVIII века им был написан трактат Китаб ад-даляля аль-лями ‘а («Блестящее доказательство»), где на более чем 400 страницах Евфимий обосновывал главенство в христианском мире апостольского престола св. Петра и обличал догматические заблуждения православных касательно Филиокве, Чистилища и природы святости. 2199 Книга вышла из печати в Риме в 1710 г., часть тиража была направлена в Дамаск и Халеб. На следующий год хранитель папской библиотеки, видный маронитский ученый Иосиф Ассемани перевел трактат на латинский язык. Сайфи в переписке с Конгрегацией Пропаганды в 1718 г. настаивал на необходимости подготовить и греческий перевод своей книги. Похоже, «Блестящее доказательство» имело немалый резонанс на Арабском Востоке, коль скоро в декабре 1714 г. иерусалимский патриарх Хрисанф, находившийся в Молдо-Валахии, выступил против этого трактата со специальным окружным посланием, где именовал ас-Сайфи «еретиком» и «богохульником». В 1717 г. сидонский митрополит запросил Рим о присылке еще 300 экземпляров своей книги. 2200 Константинопольский синод, наложивший в 1722 г. анафему на Евфимия, особо предостерегал православных от чтения его сочинений, предлагая как альтернативу арабский перевод греческого анти-латинского трактата «Камень соблазна». 2201 Перевод был выполнен антиохийским патриархом Афанасием Даббасом, который в силу своего положения должен был выступить главным оппонентом Евфимия ас-Сайфи. Насколько соответствовали такой роли современники Евфимия – антиохийские патриархи Кирилл аз-За‘им и Афанасий Даббас? Кирилл, кстати друг детства Евфимия, в отличие от отца и деда, не обладал наклонностями к литературному творчеству. «Личность и беседа патриарха не производили впечатление чего-то выдающегося», – резюмировал свои впечатления от общения с ним британский путешественник Г. Маундрелл в 1697 году. 2202 Литературное наследие Кирилла насчитывает лишь несколько писем и официальных документов, включая «прощенную грамоту» по делу патриарха Никона , текст которой был составлен Досифеем Иерусалимским; Кириллу осталось лишь поставить свою подпись под грамотой. Интересны автобиографические записи Кирилла о его поставлении на патриаршество и добавления, сделанные им на полях трактата своего деда об антиохийских епархиальных архиереях. В этом тексте Кирилл продолжил перечень митрополитов, называя хиротонии, проведенные им и его соперниками-«антипатриархами» Неофитом и Афанасием Даббасом. Сквозь строчки лапидарных записей патриарха местами сквозит неутоленная ненависть к давним врагам. 2203

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в миру не было такой силы, когда всякую снедь вкушал. Наша пища благословенная, с молитвы. Над ней песнопения поют, дух-то силу и набавляет. Сами дознаете - поживете.10 часов. Богомольцы потрапезовали, помолились в соборе и спят давно. Монахи еще в храме, слушают правило. Собор темнеет громадой на сумеречном небе. Блистают кресты - от месяца? Дремлет суровый Валаам на камне, водами от мира огражденный. Спят леса на святых горах, укрытые скиты - по островам и дебрям. Светлеет за проливом: из-за черных еловых пик разливает сиянье месяц. III. Глас в нощи Уставши от впечатлений дня, я бездумно заснул на каменном валаамском ложе.Резкий звонок пробудил меня на пороге глубокой ночи. Странное ощущение - тревоги, радости... что-то знакомое..? Будто бы я в гимназии, и старик швейцар, прозванный за кругло-лысую голову " Цезарем " , возвестил радостным звонком, что латинский урок окончен и можно бежать домой. Но кто-то, таинственный, мешает... будто учитель пения, призывает на спевку - " после уроков - в зал! " И знакомое чувство - как-нибудь увильнуть от спевки, от трудного " Бортнянского " , где никак мне не удается " соло " , а дома у нас, в саду, дожидается недоделанный каток, - остро меня тревожит. " Пе-нию вре-мя... " - слышится заунывный голос, - " мо-ли-тве ча...а-ас! " - и резкий звонок, за дверью, говорит мне неодолимо, что от спевки не увильнуть. И вот где-то уже поют... и, как будто, отец диакон, церкви Николы в Толмачах, приходивший в гимназию служить панихиды и молебны с гимназическим батюшкой, почему-то грустный, уже возглашает в зале: " Господи Иисусе Христе... Бо-же наш... " - и умолкает. Я хочу спать, но о, диакон не уходит. Я чувствую, что я ему очень нужен, и он где-то стоит за дверью и ждет меня, и опять начинает возглашать: " ..поми-луй на-ас..! " И звонит, и звонит за дверью.Сколько же лет прошло с той валаамской ночи? Со-рок лет! А я еще слышу этот звонок и возглас. Думалось ли тогда - что будет?! Думал ли я, что о. диакон от Толмачей - не простой диакон, а знаток творений Отцов Церкви и...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1382...

551 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 163165. 553 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 554 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 555 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 3. 557 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162, 165. 559 Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 162. 561 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 7. 562 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской П равославной Зарубежной Церкви. С. 169170. 563 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 25 апреля (8 мая) 1946. Церковная жизнь. 1947. 34. С. 15. 564 См.-.Аверкий, архиеп. К столетию со дня рождения. Блаженнейший митрополит Анастасий. Церковная жизнь. 1973. 57. С. 48. 565 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 67. 566 См.: Зайде. Архиерейский Собор 1946 г. и его значение для Русской Православной Зарубежной Церкви. С. 173. 567 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 7. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 568 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 56. 569 См.: Положение о правах и обязанностях преосвященных, управляющих отдельными викариатствами в Германии. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 23. 570 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 4. 571 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 86, 122, 164, 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010