И говорят они: «Тебе мы не поверим, пока не изведешь нам из земли источник животворной влаги, или, имея сад из пальм и виноградных лоз, ты между ними не прольешь стремительные реки; или на нас небесный свод не спустишь — кусками — как пророчествуешь ты, или с Аллахом не придешь и ангелов нам (не представишь); иль если у тебя не будет дома с золотым убранством, иль если ты по лестнице на небо не взойдешь, — да и тогда мы не уверим в восхождение твое, пока ты нам не спустишь Книгу, которую могли бы мы прочесть». Скажи: «Хвала Владыке моему! Неужто не являюсь я обычным, смертным человеком, (кто) на посланничество Господом (назначен)?» (Сура 17:90–93) Будь Мухаммад действительно чудотворцем, будь все легенды о чудесах, совершенных им еще в детстве и описанных в преданиях, действительно верны, ему не составило бы никакого труда ответить на все эти провокации. В каком бы месте Корана ни задавался вопрос, может ли он действительно повторить свидетельства предыдущих пророков, ответ был всегда неизменен — нет. Существует предание, дополняющее учение Корана, подтверждающее неспособность Мухаммада совершать чудеса. Оно гласит, что Коран сам по себе является уникальным феноменом и не требуется никаких иных доказательств призвания Мухаммада свыше, даже несмотря на то, что прежние пророки нуждались в свидетельствах, подтверждающих их божественное призвание: Рассказывал Абу Хурайра, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) заметил: «Никогда еще не было пророка среди пророков, которому не было даровано свидетельство среди свидетельств, дарованных (прошлым пророкам). Человечество верило в это, и истинное откровение было ниспослано мне (Священный Коран), который Аллах открыл мне. Надеюсь, у меня будет огромное количество последователей в День Воскресения из мертвых». (Ас-Сахих Муслима, том 1, с. 90) Несмотря на эти убедительные аргументы, традиционная исламская литература переполнена историями о великих чудесах, якобы сотворенных пророком, и поскольку огромное количество мусульман во всем мире искренне верит в них, было бы полезным описать некоторые наиболее известные из чудес. Чудеса пророка в исламской традиции

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

В силу подобных притязаний Мухаммада вряд ли можно удивляться тому, что сами мусульмане, изображая его, использовали абсолютные категории. Говорят, что он посвятил всю свою жизнь, самую благородную и правдивую, какую когда-либо проживал человек, служению человечеству. Возникает вопрос: жил ли когда-нибудь кто-либо еще такой же жизнью, как он, выстоявший против пламени всего мира и вышедший из него невредимым, несмотря на бесчисленные испытания и искушения? Когда имеют место подобные притязания, невозможно однозначно решить, должен ли человек оцениваться только по стандартам своего времени или исключительно в свете его личной искренности. Таких великих людей, как Будду Гаутаму и Конфуция, вероятно, можно оценивать только в свете их индивидуальных свойств характера и учения, но пророка ислама, который провозгласил себя последним и величайшим посланником в ряду облеченных божественными полномочиями, включая и Иисуса Христа, невозможно освободить от более взыскательного анализа. Действительно, фундаментальным принципом христианской веры всегда являлся факт, что Иисус Христос был не только величайшим человеком из всех когда-либо живших на земле, но и то, что Он был совершенным человеком. Он был безгрешен, безупречен в Своем поведении, с добродетелями, согласующимися с божественными стандартами абсолютного совершенства. Мухаммад напрашивается на сравнение с Ним, когда провозглашает себя Его подобием, что видно из следующего отрывка: Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал так: «Из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Иисусом Христом, и ни один пророк не поднимался между мной и Иисусом». (Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1260) Когда Мухаммад претендует не только на сходство с Иисусом Христом, но даже в некоторых случаях на Его замещение, он опять провоцирует людей, чтобы они судили его по самым высоким стандартам. Типичный пример подобной претенциозности, когда пророк вновь провозглашает себя выдающейся личностью в истории человечества, приводится в отрывке из его учения: Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал так: «Я буду превосходящим среди потомков Адама в День Воскресения Мертвых, и я буду первым просителем и первым, чье прошение будет принято (Аллахом)».

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Основания для этого сказания мусульмане видят в следующем аяте Корана: “Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений” (Коран 17.1). Причём если в ранних источниках говорилось о мирадже как о сне, который приснился Мухаммеду, то позднее мусульманские богословы стали настаивать на физическом, телесном путешествии “пророка”. В предании говорится, что, когда Мухаммеда спрашивали о подробностях здания Иерусалимского храма курайшиты, он забыл, как выглядел храм (называемый в исламе Бейт ал-Мукаддас, Священный Дом), но ему немедленно было дано видение, и он смог описать его: “Аллах поднял меня над Бейт ал-Мукаддас, и я начал описывать им (курайшитам Мекки) его признаки, видел его перед собой”. (Ас-Сахих Муслима, т. 1, с. 109), и курайшиты, бывшие в Иерусалиме, будто бы подтвердили его правоту. При этом очевиден анахронизм этой легенды, так как великий храм Иерусалима был разрушен римской армией под предводительством Тита за пять сотен лет до времени Мухаммеда. Другой характерный пример “чуда Мухаммеда” – легенда о разделении луны (Шакку-л-камар). Оно выросло из коранического аята: “Приблизился час, и раскололся месяц! Но если они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Колдовство длительное! " ” (Коран 54.1–2). И хотя ранние мусульманские толкователи понимали эти слова как относящиеся к знамениям перед концом света, позднее закрепилась версия, согласно которой курайшиты однажды ночью попросили Мухаммеда подтвердить знамением, что он является пророком и тогда он на глазах у всех разделил луну на две половинки, причём одна из половинок спустилась и вошла Мухаммеду в один рукав, а вышла из другого, после чего луна воссоединилась. В некоторых хадисах говорится, что луна оставалась разделённой на две половины в течение всей жизни Мухаммеда (Бухари, 5.58.210). Однако курайшиты всё равно будто бы отказались признать Мухаммеда пророком. Суфийские легенды о Мухаммеде трансформировали его из простого человека в величайшее творение Бога, из которого затем были созданы все ангелы, пророки, святые и смертные. Вначале Мухаммед якобы был создан в качестве восхитительного света, и это духовное существо, созданное до сотворения всего остального, в народе известно как Нур-и-Мухаммед, “Свет Мухаммеда”. В исламских преданиях эта история варьируется, но в основе она сводится к тому, что вначале Аллах создал свет из вечного мрака, а из него – Нур-и-Мухаммеда. Из него создал Великий Трон небес, который установил над водами. Затем сотворил перо (ал-калам) и приказал ему обходить трон в течение тысячи лет. Перо увидело имя Мухаммеда, начертанное на троне .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

44 См., напр.: Полохов Д., прот. Моногамия или многожёнство: Анализ мусульманских высказываний о семенной жизни//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Саратов, 2009. Вып. 3. С. 40–52. 46 Хадисы пророка/Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой//http://hadith200.narod.ru/pagel97.html 47 Об этом см.: Крымский А.Е. Указ. соч. С. 106. Кроме этого, Мухаммад иногда забывал и ниспосланные ему «откровения» (Бухари 1120. Сахих аль-Бухари. С. 432). 54 См.: Мухаммад ибн Джамиль Зину. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном 56 О допустимости лжи в отношении не мусульман мы можем прочитать у Ибн Хишама. В «Сире» есть рассказ о том, как аль-Хаджжаж ибн Итлас ас-Сулами, для того чтобы спасти свои сбережения в Мекке, получает разрешение Мухаммада говорить неправду (см.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 457). Известны слова Мухаммада: «Ведь война – это обман» (Там же. С. 391). 58 См.: Мухаммад ибн Джамиль Зину. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном поведении. Сахих аль-Бухари. С. 769. 68 Более того, глубина веры зависит у мусульман от проявления любви к самому Мухаммаду: «Пророк, мир ему и благословение, сказал: „Не уверует из вас до конца ни один, пока не буду я для него любимее его детей и отца, и всех людей“« (ср.: К. 33:6). См.: Иман и любовь к Пророку, мир ему и благословение//http://www.islam.ru/hutba/iman/. Поэтому, как пишет Джон Гилкрист, за многие века существования ислама облик Мухаммада поднялся «до положения Мессии, и, несмотря на то, что все мусульмане безапелляционно заявляют, что они поклоняются только одному Аллаху, а их пророк только правдивый вестник, совершенно очевидно, что он имеет статус обязательного посредника между Богом и людьми» (Гилкрист Д. Указ. соч. С. 134. См. также: Кныш АД. ал-Писан ал-Камил// Ислам : Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 101). 70 В исламском праве военная добыча, а именно недвижимая собственность побеждённых, является общей собственностью мусульман, но при жизни Мухаммада распоряжение ею было исключительно во власти «посланника Аллаха», (см.: К. 59, 6–9) (Большаков О.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 121).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы уже упоминали, что сказал Бейдави, Ас-Суйюти, Замахшари, Суйюти и ибн ‘Аббас. Мы не знаем (среди древних исследователей) ни одного являющимся более авторитетным, чем упомянутые лица. Что касается молнии, Мухаммад утверждал, что это ангел, подобный грому и похожий на Гавриила и Михаила. На стр. 230 вышеупомянутого источника, Суйюти упоминает об этом. Также на стр. 68 части 4 «Иткан», Суйюти пишет имена ангелов: «Гавриил, Михаил, Харут, Марут, Гром и Молния (Он говорит), что у молнии есть четыре лица». Суйюти приводит их под подзаголовком: «Имена Ангелов Аллаха». Он также упоминает, что Мухаммед сказал, что молния – это конец хвоста ангела Рафаила (часть 4, стр. 230 Иткана). Земля Несколько тысяч лет назад, в Священной Библии было ясно записано, что земля круглая, шарообразная и что она ни на что не опирается. «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли». Ис.40:22-31 «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Иов.26:7-14 «И владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на земном шаре». 3Ездр.11:32 Коран же отрицает эти научно установленные факты. Во многих местах, упоминается, что земля плоская и что горы представляют собой как бы шесты, удерживающие Землю от опрокидывания. Позвольте нам остановиться на словах которые говорятся в Коране о Земле: В суре 88:17, 20 написано: «Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды… как простерта земля?» На стр. 509, Ас-Суйюти пишет: «Эта фраза: «как простерта», обозначает что земля плоская. Все исламские богословы согласны с этим. Она не круглая, как утверждают физики». То чему учит Коран очевидно из комментариев Ас-Суйюти, что «Земля плоская, а не круглая, как ученые заявляют». Из слов Ас-Суйюти следует, что в Коране многократно указывается на то, что Земля плоская (см. 19:6, 79:30, 18:7, и 21:30). Также в Коране отмечается следующее: «[Неужели они не знают], что Мы воздвигли на земле прочные горы, чтобы благодаря им она утвердилась прочно» (21:31). Исследователи, которые одинаково толкуют смысл этого аята, верят в то, что говорится Ас-Суйюти (стр. 270–271).

http://azbyka.ru/oshibki-v-korane

435 См.: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви: В 2 т. Т. 1. С. 488; Ляшевский С., прот. Русские Православные церкви заграницей: Исторический очерк. С. 15. HTSA. F. «Liashevkii». В. 2. F. 14. 436 Серафим (Лукьянов), митр. Письмо неизвестному лицу в Брюссель. 10.10.1945. Архив АС. Дело 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 439 Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 4. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 440 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 441 Сергий (Пфефферман), архим. Доклад митр. Анастасию 28.10.1945. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 443 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 8. 446 Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 207. 453 Серафим (Лукьянов), митр. Циркуляр настоятелям приходов 7.09.1945. С. 3. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 459 См.: Выписка из журнала 23 заседания Священного Синода от 7 сентября 1945 г. ЖМП. 1945. 9. С. 13. 460 Серафим (Лукьянов), митр. Письмо неизвестному лицу в Брюссель. 10.10.1945. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 467 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 5. 469 Цит. по: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 7. 470 См.: Просветов Р. Епископальная Церковь в Америке и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 19451947 гг. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 6566. 472 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 1. С. 56. 473 Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви заграницей о церковных разделениях. Церковная жизнь. 1959. 1112. С. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

136. " Украинский висник " , 4, январь 1971, с. 52-54 ( " Глас в пустыне " ). 137. " Обращение к евреям и всем людям доброй воли с призывом выступить за освобождение Эдуарда Кузнецова и его сотоварищей " , АС, 3064. 138. АС, 1550, июнь 1973; АС, 2006, 20 дек. 1974. 139. Sydney Bloch and Peter Reddaway, Russia " s Political Hospitals – The Abuse of Psychiatry in the Soviet Union (Gollancz, London, 1977), p. 353. 140. С. Солдатов, " Акция 10 в поддержку ДДЭ " , февр. 1978; АС, 3241. 141. " Обращение к атеистам " , 1 мая 1978. 142. Документ 8 Группы содействия выполнению Хельсинкских Соглашений в СССР: " О злоупотреблениях психиатрией " , 12 окт. 1976; АС, 2818. 143. Bloch and Reddaway, Russia " s Political Hospitals, p. 392. 144. Там же, с. 364. 145. Хроника текущих событий, 55 (31 дек. 1979), с. 14. Глава вторая РОСТ ПРАВОСЛАВНОГО ДИССИДЕНТСТВА: 1974-76 Вскоре после высылки Солженицына был опубликован важный сборник под его редакцией, называвшийся " Из-под глыб " и содержавший, кроме его статей, работы шести других православных публицистов: Михаила Агурского, Евгения Барабанова, Вадима Борисова, Игоря Шафаревича, Ф. Корсакова (псевдоним) и анонимного автора А. Б.1 Все они рассматривали будущее народов Советского Союза глазами, незатуманенными догмой марксизма-ленинизма, что было немалым достижением для людей, проживших всю сознательную жизнь при советской власти и получивших коммунистическое образование. Чтобы наметить будущее своей страны, 78 авторы обратились к ее прошлому, – к русской православной традиции и к русским духовным ценностям. Как указал Макс Хэйвард в предисловии к английскому переводу " Из-под глыб " , они осознавали свою преемственность по отношению к авторам сборников " Вехи " (1909 г.) и " De profundis " (1918 г.). Многие авторы " Вех " начинали как марксисты, но отвергли это учение ради возвращения к традиционным духовным ценностям, к которым для большинства из них относилось и Православие. Авторы сборника " Из-под глыб " также подвергли марксизм тщательному анализу, нашли его неудовлетворительным и призвали вернуться к другим ценностям, преимущественно православным, как более подходящим для них и для страны. Они сделали это после шестидесятилетней пустоты, во время которой такие интеллектуальные или духовные поиски были невозможны.

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

Рассказов (хадисов) о словах и действиях пророка ислама постепенно накопилось столь много и разбираться в них было так трудно, особенно в виду недостоверности многих рассказов и взаимного противоречия, что явилась нужда собрать и подвергнуть критике весь этот живой, но хаотический материал. Грандиозный труд по собиранию мусульманских преданий во всех странах мусульманского мира выразился в нескольких сборниках, из которых главными считаются: 1) Аль-моватта Малика Ибн Анаса (715–795 гг.); 2) Сахых Имам Мухаммеда Али-Бухари 18 (810–870 г.); 3) Сборник Муслима Нишапурского (817–815 г.), бывшего учеником Аль-Бухари; 4) Альджами уль-Кябир Абу Исы Тирмизи († 892 г.), другого ученика Аль-Бухари и др. Самыми авторитетными сборниками мусульманских преданий считаются считаются сборники Бухари и Муслима, которые известны под общим именем Два сахыха. Чтобы судить о громадности труда, потраченного на составление сборников преданий, нужно иметь ввиду, что Аль Бухари много лет путешествовал по мусульманским странам и собрал всего до 600 тысяч отдельных хадисов, но признал из них достоверными только 7275, которые и внес в свой «Сахых», а Муслим из 300 тысяч хадисов признал подлинными только 12 тысяч. Собранные и обследованные предания касаются юридических, обрядовых, исторических предметов и расположены по главам, в порядке учебных руководств по законоведению, с особым введением в каждой группе 19 . Ученые, писавшие об источниках мусульманского права, указывают на такие стихи Корана, в которых предписывается мусульманам обращаться в сомнительных случаях не только к Корану, но и слову Мухаммеда (гл. 4, ст. 62; гл. 53, ст. 3; гл. 16, ст. 46), так как в пророке мусульмане должны иметь лучший пример (гл. 33, ст. 21). Отсюда, естественно, сложился у мусульман догматический взгляд на Мухаммеда не только как на последнего, но и превосходнейшего среди других пророков 20 , в числе которых признаются библейские праотцы и пророки, а также Иоанн Предтеча и Мессия Иисус Христос . Такой взгляд на Мухаммеда придал еще большее значение и больший авторитет сунне, как второму источнику законоведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

11 См. также: достоверный хадис, в котором говорится, что Мухаммаду «прощены и прошлые и будущие прегрешения» (см. комментарий 322//Коран. Перевод смыслов и комментарии Э.Р. Кулиева. М., 2006. С. 724). Опыт святых апостолов и христианских подвижников свидетельствует нам об обратном. Достаточно почитать, например, гимн любви в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (13 гл.) и сравнить с тем, каким был будущий апостол до обращения (см.: Деян.7:57–58; 8:1–3 ). 13 По преданию, Соломон в конце жизни принёс покаяние в своих грехах и был прощён, о чём свидетельствует его Книга Екклезиаст, как бы его предсмертное завещание (см.: Рафаил (Карелин) , архим. Тайна спасения. М., 2004. С. 73). 14 См.: Mishkat ul-Masabih. Кн. 1. Гл. 3. (Цит. по: Цвемер С.М. Христос у см. также: Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Путеводитель по Корану//Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С. 520. (Одним из существенных положений в христианском учении о первородном грехе является свидетельство Библии о власти над человеком со стороны лукавого вследствие непослушания прародителей Богу.) 18 См., напр.: Бертон Д. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. СПб., 2006. С. 64–65. 22 См.: Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. М., 2005. С. 22–24. По этому поводу имеется два варианта хадисов, которые демонстрируют попытки примирить противоречащие друг другу рассказы (см.: Бертон Д. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. М.–СПб., 2006. С. 63). 23 См.: Крымский А.Е. Указ. соч. С. 69. В отредактированной «Сире» об этом говорится косвенно: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 95. 26 Большаков О.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 111. Однако все препятствия в жизни основателя ислама обычно преодолевались вовремя ниспосланными «откровениями», так же было и в этом случае: см. хадис 1747 (Сахих аль-Бухари. С. 711–712). 27 По исламскому преданию, речь идёт о так называемом «ночном переносе» (исра) Мухаммада из дома в Мекке в ветхозаветный Иерусалимский храм с последующим восхождением на небеса (мирадж). Основная проблема данного чуда, которое нашло своё отражение в Коране (К. 17:1; ср.: 53:12–15) заключается в том, что сам ветхозаветный Иерусалимский храм к тому времени уже пять веков как не существовал, так как его в 70 г. н. э. разрушили войска римского военачальника Тита. По исламской традиции чудо датируют 621 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 См.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 171. Надо полагать, что такова посмертная участь жён мусульман: в исламском рае им отводится роль гурий. 33 См.: Там же. Здесь следует указать на несомненно более позднюю вставку в 23-м аяте 4-й суры «Женщины», где как раз и говорится о недопустимости такого рода браков. «И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сёстры... и жёны ваших сыновей, которые от ваших чресел ... Поистине Аллах прощающ, милосерд!» (К. 4:23). Слова, относящиеся к сыновьям, « которые от ваших чресел », есть плод позднейшего сочинительства самого Мухаммада или редакторов Корана, таким образом была сглажена скандальность этого поступка. На это указывает и время произнесения 4-й суры – апрель–май 625 – июнь 626 г. (см.: Коран. М., 1990/Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. С. 533. Прим. 1). Женитьба же на Зайнаб была в пятый год хиджры (627 г.) (см.: Большаков О.Т. Указ. соч. Т. 1. С. 130–131, 252), отсюда становится понятным возмущение мусульман, ещё не знавших позднейшей редакторской правки в данном откровении Корана (К. 33:37). 37 Там же. С. 112. О примерах такой похотливости можно прочитать в «Сире» Ибн Хишама (с. 419, 446). В хадисе 1680 Сахих аль-Бухари говорится об этой ситуации более подробно: Аиша возмущалась тем, что Мухаммад, по кораническому откровению (К. 33:51), мог вступать в интимные отношения с любой женщиной, которая подарит себя «посланнику Аллаха». После чего этот айят (стих) Корана тут же был дополнен новым «откровением», что в таком похотливом поведении арабского пророка нет греха. После чего Аиша произносит свою фразу: «Я вижу, что Господь твой всегда сразу же выполняет твои желания (хавакя)!» (с. 684–685). Арабское слово «хава» переводиться как «любовь, страсть, пристрастие, увлечение» (см.: Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. Казань, 1881. С. 856). Однако при переводе предпочтение отдаётся именно варианту «страсть» (см. коммент. 2 к хадису 41. 40 хадисов Ан-Навави//http://lib.rus.ec/b/122684/read#t42). 39 См.: Там же. Да и к самому греху блуда основатель ислама относился весьма снисходительно (см.: Бухари 1601. Сахих аль-Бухари. С. 633–634; Хадис 111//Хадисы пророка/Пер. и коммент. Иман Валерии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010