23 апреля 2012 г. 21:15 29 мая. Чита. Защита докторской диссертации В.Н.Засухиной «Аксиология жизни как основа биоэтики в России» 29 мая 2012 г. в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского состоится защита докторской диссертации Виктории Николаевны Засухиной на тему «Аксиология жизни как основа биоэтики в России». Проблемы биоэтики привлекают к себе внимание богословов. Многочисленные рекомендации и разработки относительно биомедицины сделаны католической церковью. Они отражены в многочисленных документах Ватикана, важнейшими из которых являются документы II Ватиканского собора, в которых присутствует проблема зачатия и семьи; энциклика папы Павла VI «Humanae Vitae», 1968 г.; многочисленные письма, заявления, Апостольские увещевания, инструкции, которые в католической церкви имеют статус официальной рекомендации (например, Инструкция от 1987 г. «Donum vitae»); энциклики папы Иоанна Павла II «Veritatis Splendor» 1993 г., «Evangelium Vitae» 1995 г., в которых впервые римским первосвященником употреблен термин «биоэтика» и др. В России существенный вклад в разработку теоретических основ биоэтики вносят православные авторы: Н. Балашов, А. Бочаров, В. Зелинский, М. Обухов, М. Першин, С. Филимонов, А. Чернышев и др. Обстоятельно о православных основах биоэтики пишет И. В. Силуянова. Официальная позиция Православной церкви по вопросам биоэтики отражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. Позиции других конфессией по проблемам биоэтики отражены в книге «Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали», которая вышла в 1992 г. Цель исследования: выявление факторов становления и тенденций развития аксиологии жизни как основы биоэтики в России. Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются: 1)    определить сущность биоэтики как новой формы научного знания;

http://e-vestnik.ru/db/29_maya._chita._4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 30.06.1918, с. Емаши Златоустовского у. Уфимской губ.), сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых), свящ; выпускник Уфимской ДС. После рукоположения во священника с сер. 80-х гг. XIX в. более 30 лет служил в Иоанно-Златоустовской ц. с. Емаши, являясь также законоучителем земской школы. Награжден набедренником (1889), скуфьей (1890), камилавкой (1894), орденом св. Анны 3-й степени (1915). С сер. 10-х гг. XX в. состоял действительным членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Расстрелян красноармейцами во время совершения им молебна на прицерковной площади. 26 окт. 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Зимина Н. П. Первые жертвы красного террора. Житие священномученика Аверкия Северовостокова//Уфимские ЕВ. 1998. 8. С. 2-3; Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: жертвы гражданской войны//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Сб. тр. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В. В. , прот. , Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. , Гутовская С. М. Жития священномучеников Уфимской епархии (Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Материалы, 1998 г. М., 1998. С. 223-227. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/62718.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Яковлевич Канцеров († кон. июня - нач. июля 1918, г. Сарапул Вятской губ., совр. Удмуртия), сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. До рукоположения служил учителем церковноприходской школы на ст. Вязовая Самаро-Златоустовской железной дороги, затем псаломщиком Преображенской ц. ст. Вязовая. В 1907 г. рукоположен во священника к Крестовоздвиженской ц. в с. Воздвиженка Белебеевского у. Уфимской губ. В 1914 г. назначен духовным следователем 1-го округа Белебеевского у. С 1915 г. служил священником в Покровской ц. с. Топорнина Уфимского у. (совр. районный центр Кушнаренково Республики Башкортостан). 25 июня 1918 г. арестован в Топорнине карательным отрядом Уфимского губревкома, разгромившим село после случайного убийства волостного военного комиссара большевиков, к-рый прибыл для проведения мобилизации в Красную Армию. Одним из поводов для ареста стал отказ А. отпеть комиссара-безбожника. Ввиду наступления белочехов и угрозы занятия ими Уфы А. вместе с др. заключенными был увезен на пароходе в Сарапул; после пыток и дознания попал в группу смертников из 12 чел. Расстрелян ночью на обратном пути из Сарапула в Уфу, на 5-й версте, близ железнодорожного моста через р. Каму, тело сброшено в воду. По свидетельству очевидцев, смерть встретил мужественно. «Бог вас простит, вы не знаете, что творите»,- сказал он, поднявши крест в последнюю минуту. 26 окт. 1999 г. прославлен как местночтимый святой Уфимской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Егоров А. В. Восстание, которого не было: (События 16-25 июня 1918 года в селе Топорнино и отряд А. М. Чеверева)//Страницы минувшего/Башкирский гос. ист.-краевед. музей. Уфа. 1995. С. 93-102; Зимина Н. П. Первые жертвы красного террора: Житие священномученика Алексия Канцерова//Уфимские ЕВ. 1998. 10-11. С. 4; Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: жертвы гражданской войны//«Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность»: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф.: В 3 ч./Башгосуниверситет. Уфа. 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С., Гутовская С. М. Жития священномучеников Уфимской епархии (Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло)//Ежегодная Богосл. конф. ПСТБИ: Материалы, 1998 г. М., 1998. С. 223-238.

http://pravenc.ru/text/64578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г. предыдущая статья АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя , в работе А. ю. С. участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Затем А. ю. С. утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Свящ. Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора - Управляющим делами Московской Патриархии митр. Солнечногорским Сергием (Фоминым) , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) . Участники Архиерейского Собора 2000 г. перед храмом Христа Спасителя Участники Архиерейского Собора 2000 г. перед храмом Христа Спасителя В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в к-ром дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 мон-рей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы состояние высшего и епархиального церковного управления, проблемы приходской жизни, мон-ри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед А. ю. С.: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви» , рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

Мониторинг СМИ Единство на бумаге и единство в умах Архиереи РПЦ съезжаются в российскую столицу 18.06.2008 17:32 Меньше недели осталось до начала работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Он пройдет в храме Христа Спасителя в Москве 24–29 июня. 10 июня открылся официальный сайт Собора. Объявлена аккредитация для прессы. Речь идет о вехе (как говорят на Западе – milestone) в жизни РПЦ. Соборы проводятся раз в четыре года и неизменно принимают принципиальные, подчас судьбоносные решения. Так, в 2000 году Архиерейский Собор принял исправленный Устав РПЦ и утвердил «Основы социальной концепции РПЦ». Четыре года спустя Собор, по сути, дал добро на воссоединение Московского Патриархата с Зарубежной Церковью. Состоявшееся в прошлом году подписание Акта о каноническом общении двух частей некогда единой Русской Церкви – безусловно, главное событие «межсоборного периода». О нем в храме Христа Спасителя будут говорить немало. Тема единства Церкви вообще заявлена как лейтмотив соборных заседаний. Причем речь, как ожидается, должна пойти не только о единстве юрисдикционном, но и о единстве идейном. Одна из основных интриг предстоящего Собора – ожидаемое появление на нем епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Четыре года назад его фигура не вызывала никакого интереса: мало кому известный архиерей из глубинки. Но за минувший год Диомид превратился в человека-знамя для православных националистов и ультраконсерваторов. Его открытые письма и обращения содержат показательный набор «правых» идей. Он критикует Патриарха и Синод за диалог с «инославными» и «иноверцами», за сотрудничество с «безбожной властью», его идеал – монархия, его мишени – глобализация, демократия и ИНН. Все памфлеты Диомида распространяются правыми изданиями и СМИ (причем отнюдь не анадырскими), а сам иерарх остается за кадром, в далекой епархии, не имеющей даже веб-страницы. Теперь же спрятаться не выйдет. Или с открытым забралом выступить перед коллегами-епископами, или тихо сидеть в углу, признавая тем самым свою несостоятельность в борьбе за «правое дело». Не явиться в Москву нельзя. В Уставе РПЦ черным по белому написано: «Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной». Епископ Диомид молод и полон энергии. Его неявка будет расценена как явный демарш, за которым последует наказание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Что будет, если Украинская Православная Церковь станет автокефальной? (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:15 Священник Георгий Максимов 21 декабря 2007 г. в Киево-Печерской лавре прошел Архиерейский Собор УПЦ МП, который принял новую редакцию Устава об управлении УПЦ. При этом члены Собора подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Многие восприняли это как хорошую новость, хотя при более внимательном изучении нового устава УПЦ становится очевидно, что восторги здесь преждевременны. Позволю себе привести несколько выдержек из статьи И.В. Гаслова «Украинский Статут и Устав Московского Патриархата». Автор напоминает, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял новый Устав Русской Православной Церкви, в котором говорилось, что «все Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата… должны привести свои уставы в соответствие с новым Уставом Русской Православной Церкви. Под всеми этими решениями Архиерейского Собора 2000 года стояли подписи всего епископата Украинской Православной Церкви». Однако, по непонятным причинам, приведения в соответствие не произошло, и новый устав об управлении Украинской Православной Церкви никоим образом не учитывает даже те пункты нового устава Русской Церкви, которые напрямую касаются УПЦ. В частности, «ни слова не говорится о том, что высшими судебными инстанциями для Украинской Православной Церкви являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви» (см. Устав РПЦ, 8.12), «отсутствуют упоминания о необходимости одобрения данного Устава Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси» (см. Устав РПЦ, 8.13), не упомянуто то, что «самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси» (Устав РПЦ, 8.15), отсутствуют любые ссылки на Устав Русской Православной Церкви, несмотря на то, что он является документом, определяющим границы действия «Собора и Синода Самоуправляемой Церкви» (Устав РПЦ, 8.14).

http://radonezh.ru/analytics/chto-budet-...

Закрыть Поместный собор необходим! Иначе нам не преодолеть нашествие сил зла 30.07.2021 929 Время на чтение 8 минут Источник: Русский вестник Фото: В 2000 году, после того как Священный Синод РПЦ принял решение о созыве Юбилейного Собора (вместо Поместного), тем самым прекратив практику регулярного созыва Поместных Соборов, в православной среде стали раздаваться голоса о недопустимости такого решения. Желая быть услышанной священноначалием, православная общественность собирала конференции и круглые столы, на которых принимала резолюции о необходимости созыва Поместного Собора. Общественность предлагала рассмотреть на этом Соборе вопросы экуменизма, выхода из ВСЦ, а также кодификации и цифровизации. Будем справедливы: на Архиерейских Соборах эти вопросы все-таки рассматривались. Вспомним, что Священный Синод РПЦ в документе от 7 марта 2000 г. подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека…» В этом же ключе 19–20 марта 2001 г. рассмотрел проблему номеров и VII Пленум Синодальной богословской комиссии РПЦ с оговоркой о необходимости решения этого вопроса в соответствии с совестью каждого человека. Определенный успех был достигнут на Архиерейском Соборе РПЦ 2–5 февраля 2013 года. Тогда наконец-то было прямо сказано: «Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека» (п. 5). Не правда ли, очень актуально в связи с бурными дискуссиями о проставлении QR-koдob на тело в случае получения новых пластиковых паспортов, а также о наличии наночипов в вакцине от «Ковид-19»?!! При этом хотелось бы заметить, что и кодификация, и цифровизация, и набирающая обороты вакцинация есть не что иное, как злые плоды загоняемых вглубь и веками не решаемых духовных вопросов. Вопросы эти появились не сегодня. Корни их уходят в седую глубь веков. Именно поэтому в этой статье автор хотел бы нанести только абрис этих вековых проблем.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/30/pomest...

Мониторинг СМИ «Представителям Церкви предоставлена возможность непосредственно участвовать в расследовании» Патриарх Кирилл доложил Архиерейскому собору о ходе экспертизы царских останков 03.02.2016 14:10 Во вторник 2 февраля в зале церковных соборов храма Христа Спасителя начал работу Архиерейский собор Русской православной церкви (высший орган власти). За два дня работы собора иерархи обсудят вопросы, касающиеся жизни РПЦ. Работа собора началась с доклада Патриарха Кирилла, который, в частности, рассказал епископату, почему Церковь не спешит признавать екатеринбургские останки царскими. Открыл заседание собора Патриарх Кирилл, который в своем докладе уделил особое внимание проблеме идентификации екатеринбургских останков. Напомним, в 1993 году было возбуждено уголовное дело о расстреле в 1918 году семьи последнего русского императора Николая II и членов его семьи в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга. Следователи установили, что останки принадлежат расстрелянным большевиками императору, его супруге, детям и членам свиты. В 1998 году дело было закрыто «в связи со смертью лиц, совершивших преступление». В том же году останки были захоронены в Петропавловском соборе, а в 2000 году Николай II и члены его семьи были причислены церковью к лику святых. Останки еще двоих детей императора, Алексея и Марии, были обнаружены в 2007 году. Для их исследования была учреждена рабочая группа (ее возглавляет глава аппарата Белого дома Сергей Приходько), которая в сентябре 2015 года на основании выводов двух экспертных групп заявила о подлинности останков и предложила похоронить их в октябре 2015 года в Петропавловском соборе. В то же время в Российском императорском доме и РПЦ настаивали на дополнительных исследованиях. В свою очередь РПЦ до сих пор не признала, что погребенные в 1998 году останки принадлежат именно императору. Сомнения основываются на выводах следователя Николая Соколова (проводил расследование гибели царской семьи в 1918 году по поручению адмирала Колчака) о том, что останки были уничтожены. В РПЦ заявляли, что склонны верить этим выводам и «что Церковь не может делать ошибок, потому что это может вызвать поклонение лжемощам».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Политическая икономия По оценкам экспертов, РПЦ получит имущество, сопоставимое по стоимости с активами ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО РЖД» 23.03.2010 14:56 Министерство экономического развития России готовит закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Обозреватель «Власти» Григорий Ревзин следил за развернувшейся вокруг него дискуссией. История передачи церкви монастырей, храмов, икон и прочих ценностей продолжается уже 20 лет, это постоянный процесс, и нынешний закон — всего лишь этап. Но этап существенный. Во-первых, речь идет о передаче церкви находящегося у государства церковного имущества не в пользование, а в собственность. Во-вторых, церкви передаются все церковные здания, не только храмы, но службы, школы и т. д. Конечно, это не единовременный акт, а процесс, который займет некоторое время, однако очевидно, что после принятия закона церковь вновь, как в Средние века, окажется крупнейшим собственником. РПЦ в различных документах (начиная с послания Архиерейского собора 2000 года, где заявлено, что передача церковной собственности церкви еще и не начиналась) заявила претензии на 443 монастыря, 12 665 приходов и около 2 млн га земли (земли пока в закон не вошли). По оценкам экспертов, «если РПЦ сумеет добиться передачи всей собственности, права на которую она заявляет, она получит имущество, сопоставимое по стоимости с активами ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО РЖД». Сами по себе эти трансформации уже не вызывают возражений. Дискуссия возникла вокруг проблем художественных ценностей, находящихся в коллекции музеев. 3 марта руководители российских музеев обратились с письмом к патриарху Кириллу (Гундяеву), в несколько неясных выражениях высказав свою озабоченность процессом подготовки закона. Обтекаемость письма позволила подписать его очень разным людям, среди которых директора Государственного Исторического музея Александр Шкурко, Третьяковской галереи Ирина Лебедева, музеев Московского Кремля Елена Гагарина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов, Государственного архива РФ Сергей Мироненко, Государственной Исторической библиотеки Михаил Афанасьев, кинорежиссер Павел Лунгин. В тот же день было распространено контрписьмо деятелей культуры к президенту Дмитрию Медведеву с требованием передать церкви все произведения иконописи, находящиеся в музеях. Правда, видно, что оно готовилось в некоторой спешке, и подписанты оказались несколько менее известными — директор Института динамического консерватизма Виталий Аверьянов, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова, президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко, генеральный директор телеканала «Спас» Борис Костенко. Тем не менее обозначились две позиции, и далее пошли круглые столы, радио- и телеэфиры, дискуссии в прессе и т. д.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. В последние дни церковная пресса наполнилась сообщениями об участившихся выступлениях «мятежного» епископа Чукотского Диомида и его сторонников. 24 июня, в день открытия Архиерейского собора Русской Православной Церкви в Москве, «диомидовцы» устроили драку с представителями молодежного движения «Наши». Как известно, произошла потасовка, которая сопровождалась дракой и взаимными оскорблениями. Корреспондента «Воды живой» заинтересовал вопрос: как обстоят дела с внутрицерковными дискуссиями в других христианских конфессиях? В частности, как обсуждают свои идейные разногласия российские католики? За комментарием он обратился к священнику Евгению Гейнрихсу, пресс-секретарю Архиепархии Божией Матери в Москве. " Католическая Церковь, как Вы знаете - это самая большая конфессия на планете, в неё входит более миллиарда человек по всему миру. Однако, возможно, именно поэтому, она достаточно монолитна. В ней сильны как связь со Святым Престолом - духовным и административным центром в Ватикане, так и связи между местными, региональными Церквями. Возможно поэтому «непарламентские» методы ведения дискуссии, да ещё публичные, в Римско-Католической Церкви практически не наблюдаются. Иное дело – как мы наблюдаем во время проходящего теперь Архиерейского Собора РПЦ – демонстрации и пикеты различных маргинальных околоцерковных групп. 

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-25/8...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010