В 1988-1989 гг. участвовал в перенесении ковчега с мощами свт. Тихона Задонского. Приложил много усилий к подготовке и проведению церковных торжеств по случаю 200-летия основания Орловской епархии. В нояб. 1989 г. овдовел. В 1992 г. перешел в Краснодарскую епархию и стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Краснодаре. Решением Синода РПЦ от 27-28 дек. 1993 г. назначен епископом восстановленной Петропавловской и Камчатской епархии. 2 янв. 1994 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Нестора, епископа Магиддийского, и был возведен в сан архимандрита. Хиротонию 6 марта 1994 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . В Петропавловской епархии Н. удалось увеличить количество приходов и наладить сотрудничество с местными административными, военными и общественными структурами. Летом 1997 г. по состоянию здоровья был уволен на покой по собственным прошениям. Служил в Свято-Успенском храме в г. Лабинске Краснодарского края. Совершил паломничества в Сербию и на Св. землю. В 1998 г. принял участие в Иннокентиевских чтениях. В 2000 г. участвовал в Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ и освящении храма Христа Спасителя. Н. составил цикл проповедей в соответствии с богослужебным кругом и провел исследование, посвященное чинопоследованию отпевания и особенностям заупокойных служб Православной Церкви. Н. был награжден наперсным крестом (1966), медалью Троице-Сергиевой лавры (1966), митрой (1974), правом ношения 2 крестов (1987), орденами св. кн. Владимира 1, 2 и 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (2001) и 3-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского, святых Кирилла и Мефодия (Элладская Церковь) и серебряной медалью св. ап. Андрея Первозванного (Элладская Церковь). Н. скончался 5 нояб. 2004 г., похоронен за алтарем храма Успения Пресв. Богородицы в г. Лабинске. Соч.: Собрание клира Орловской епархии//ЖМП. 1984. 9. С. 57; Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некр.//Там же. 1988. 10. С. 31 Лит.: Реквием: Кн. пам. жертв полит. репрессий на Орловщине. Орёл, 1996. Т. 3. С. 61; Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 399; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 419; Сапсай Г., диак. Еп. Нестор (Сапсай)//ЖМП. 2005. 2. С. 48-52.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

Но с чем связана информационная истерия с предстоящим конклавом? Все российские СМИ смакуют подробности предстоящего события, хотя оно мало повлияет на нашу жизнь. Странно, но о выборах патриарха писали куда меньше. Что это – профессионализм пиар-службы Ватикана или реальная мощь Католической Церкви? А может это результат творчества Дэна Брауна, который своими книгами и фильмами отлично поработал «на разогреве»? Русская Православная Церковь с надеждой на продолжение диалога ждет решение Конклава. Наша Церковь признает Таинства католиков, даже священство. То есть, если католический ксёндз переходит в Православие, то он становится православным священником в сущем сане. Митрополит Никодим (Ротов) Митрополит Никодим (Ротов), воспитавший целую плеяду архиереев, которые сейчас занимают важнейшие места в иерархии РПЦ, не видел в сближении с католиками ничего страшного. Интересно, что он даже умер в Ватикане. Эта загадочная и невероятная история до сих пор приковывает к себе внимание. 3 сентября 1978 года митрополит Никодим прибыл в Ватикан во главе делегации по случаю интронизации Папы Иоанна Павла I. Утром 5 сентября во время аудиенции у папы у него внезапно остановилось сердце. Произошедшее породило множество конспирологических версий. Некоторые священники восприняли смерть владыки Никодима как знамение Божие – «неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом» . На интронизацию нового понтифика также отправится представительная делегация РПЦ, а потом продолжится привычная работа по межхристианскому диалогу, которую проводят несколько сотрудников ОВЦС. О каком-либо прорыве в отношениях можно будет говорить только спустя время. Пока наш подход в общении исходит из постановления Архиерейского собора 2000 года «Принципы отношения к инославию»: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви. Богословский диалог с Римско-Католической Церковью должен развиваться параллельно с обсуждением наиболее насущных проблем двусторонних отношений». Но и не стоит забывать, что сближение Ватикана не может произойти только с РПЦ, так как она только одна из 15 Поместных Православных Церквей, а потому в этом процессе должно участвовать Вселенское Православие.

http://pravmir.ru/dymoxod-ustanovili-sut...

В настоящее время в Саранской епархии общее количество приходов и монастырей-240, из них приходов: городских-20, сельских-220. Все приходы епархии разделены на 14 благочиннических округов. На территории епархии действуют, восстанавливаются либо строятся 13 монастырей, в том числе мужских -7, женских -6. Помимо указанных приходских церквей, в монастырях действуют еще 17 церквей. Событиями особого рода стало прославление в сане местночтимых святых старцев Феодора Санаксарского (июль 1999 г.) и Филарета Ичалковского (август 1999 г.) и прославление 11 мучеников Мордовии на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. Монастыри [ править править код ] Макаровский Иоанно-Богословский монастырь [ править править код ] Действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. Расположен в селе Макаровка, входящем в состав поселковой администрации Луховка, в свою очередь входящей в состав городского округа Саранск. Монастырь находится на территории Макаровского погоста, существовавшего с начала XVIII века. Собственно монастырь был основан в 1994 году, в нём находится резиденция митрополита Саранского и Мордовского. Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Адрес : 430910, Республика Мордовия, городской округ Саранск, сел. Макаровка, ул. Нагорная 35. E-mail : makarovsky-monastery@yandex.ru ; Сайт : makarovsky-monastery.ru Наместник : игумен Мелетий (Кисняшкин). Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Саранска Кафедральный собор святого Феодора Ушакова (Саранск) [ править править код ] 8 мая 2002 года был совершен молебен и освящено место под строительство собора. Строительство велось на средства, выделяемые Правительством Мордовии и на пожертвования многочисленных благотворителей. Одна из главных святынь собора – ковчег с частицами мощей святого праведного воина Феодора Ушакова (1745 – 1817), адмирала Российского флота, канонизированного в августе 2001 года. Чин канонизации возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В октябре 2004 года, определением Архиерейского Собора РПЦ, святой Феодор Ушаков был причислен к лику общецерковных святых. Кроме того, в соборе хранятся и почитаются частицы мощей многих иных святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Саранск

- Как Вы оцениваете перспективу воссоединения РПЦ и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ), особенно на фоне имущественных споров вокруг участков в Израиле и в Палестинской автономии? Икона св. Феклы над входом в монастырь - Вопрос единства Русской Православной Церкви в моем личном восприятии стоит однозначно, без всяких имущественных оговорок, которые я считаю второстепенными. Главное «единым сердцем и едиными устами» исповедовать православную веру, не имея разобщенности в евхаристическом и духовном общении. Модели имущественного и иного внешнего обустройства могут дискутироваться до обретения приемлемого для всех варианта. Конечно, духовенство Зарубежной Церкви осторожничает, опасаясь материальных потерь, однако эта боязнь вызвана недоверием из-за долгого отсутствия личного, человеческого общения между двумя частями единой Русской Православной Церкви, а, следовательно, будет отступать по мере нашего братского общения. Кстати сказать, в мою бытность настоятелем русского православного прихода в Бейруте мне досталось из прошлого две общины: Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церкви, которые не молились вместе. «Зарубежники» посещали храмы Бейрутской митрополии Антиохийской Православной Церкви. Однако мое личное общение с представителями Зарубежной Церкви привело их в наш приход, небесными покровителями которого нами были избраны свв. Новомученики и Исповедники Российские. Постепенно они влились в нашу литургическую жизнь, стали приступать к Исповеди и Святейшему Таинству Евхаристии, а в 2000 г . после канонизации на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских, в числе которых был канонизован и св. Государь-страстотерпец Николай с его семьей, остаток ливанского раскола был полностью исчерпан. - Что удивило во время путешествия по Сирии, так это широкая распространенность здесь русского языка. Еще до революции здесь активно действовало Императорское Палестинское Православное Общество (ИППО), открывавшее русские школы для арабов, распространявшее литературу из России. В советское время в СССР учились тысячи сирийских студентов. Так что русскоязычная аудитория в Сирии довольно обширна. Один из острейших вопросов – доставка в Сирию книг на русском языке. В частности, недавно издательство «Благо» выпустило книгу «Здесь молятся на языке Христа», посвященную православным святыням Сирии. Хотелось бы, чтобы ее там прочитали. Что посоветуете этому и другим издательствам - как переправлять литературу?

http://pravoslavie.ru/14905.html

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. 16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым , положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г. 3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера) . 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.). Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/159072.html

Б. и К. е. была возобновлена постановлениями Архиерейского Собора РПЦ 1990 г. и Синода Белорусского Экзархата от 6 февр. 1990 г. К моменту восстановления в Б. и К. е. насчитывалось 79 приходов. Возрождение церковной жизни в епархии началось с восстановления и строительства храмов: в 1990-2001 гг. было воздвигнуто 28 храмов, среди них - брестский Воскресенский храм-памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне; в 1994 г. в с. Поддубном Пружанского р-на освящена часовня на могиле воинов, погибших в Отечественной войне 1812 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. Брестский Свято-Афанасьевский мон-рь. Фотография. 2002 г. В епархии широко ведется социальная работа. Благотворительность является главным направлением деятельности созданного в 1997 г. при епархиальном управлении братства «Подвижник» в честь прмч. Афанасия (Филипповича). Братство ведет также миссионерскую и духовно-просветительскую работу среди молодежи, занимается распространением правосл. лит-ры, созданием б-к, с 1998 г. издает информационно-просветительскую газ. «Духовный вестник». В 1998 г. при Николаевском храме Бреста возникло сестричество милосердия в честь прмч. Афанасия (Филипповича), оно опекает инвалидов, областной онкологический диспансер, дом престарелых. В епархии проводятся встречи с воинами и командным составом брестских воинских частей, со старшеклассниками-призывниками. Духовно окормляются заключенные ИТК-СИЗО 7 Бреста, где создана комната-молельня. С 1999 г. функционируют комнаты-часовни при брестских железнодорожной и городской больницах, районной больнице г. Жабинка, с 2001 г.- при областном онкологическом диспансере. В 2001 г. при епархиальном управлении создана инициативная группа попечения над детьми с онкологическими заболеваниями и сиротами, эта группа ведет работу в городском детском приюте, сотрудничает с благотворительной орг-цией «Дети в беде». Большое внимание в епархии уделяется просветительской и катехизаторской деятельности. В 1991 г. в Бресте, Высоком, Дрогичине, Бездеже, Чернавчицах открылись первые воскресные школы для детей и взрослых. В наст. время в 61 воскресной школе учатся 1113 детей и 975 взрослых, работают 28 приходских б-к. С 1999 г. в епархии ведется планомерная миссионерская работа. Публикуются духовно-просветительские статьи в газ. «Вечерний Брест», канал «ТВ-БУГ» еженедельно транслирует передачу «Училище благочестия», на местном телевидении в Дрогичине выходит программа «Благовест». На брестском радио выходит в эфир программа «Вера, Надежда, Любовь», в Малорите на районном радио - «Катехизаторская программа». С 1999 г. издаются «Брестские епархиальные ведомости» (в 2001 ж. «Христианское время»). Созданное в 2000 г. при Спасо-Рождественском соборе Бреста братство «София» проводит лекции и беседы с учащимися средних специальных учебных заведений в больничных комнатах-часовнях, организует правосл. б-ки в больницах, курсы по религиеведению для учителей.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Царь Алексей Михайлович. Гравюра. 1810 г. (РГБ) Царь Алексей Михайлович. Гравюра. 1810 г. (РГБ) Мнение Патриарха Никона и Епифания о неподсудности Патриарха Собору подчиненных ему епископов противоречит канонам правосл. Церкви, в соответствии с к-рыми судебной инстанцией, призванной рассматривать канонические и догматические отступления в деятельности Патриархов, является Архиерейский Собор Поместной Церкви ( Никодим [Милаш], еп. Правила. С. 335). Представление об особой «благодати» Патриаршего сана, по-видимому, было свойственно рус. об-ву в целом и основывалось на обычае повторения архиерейской хиротонии при возведении на Патриарший престол, прекратившемся после Никона (ПЭ. Т. РПЦ. С. 239). Безусловно обоснованной и соответствующей канонам и условиям церковной жизни своего времени представляется позиция царя Алексея Михайловича, предпринимавшего усилия для упорядочения расстроенного высшего церковного управления. В толковании Вальсамона на 12-е прав. Антиохийского Собора об участии царя в церковных делах сказано, что «Патриарх может быть судим царем как блюстителем Церкви» (Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 175). Однако отсутствие переводов соответствующих толкований на церковнослав. язык, а также прецедентов в рус. церковной жизни делало создавшуюся ситуацию трудноразрешимой. После оставления Патриаршего престола Никон обсуждал условия своего ухода с Патриаршества, требовал льгот и привилегий, приводил в подтверждение своей правоты посещавшие его видения. Особой остроты конфликт достиг в 1662 г., когда Никон отвечал на вопросы боярина С. Л. Стрешнева: Патриарх обрушился на Уложение 1649 г., несмотря на то что в свое время, будучи Новгородским митрополитом, подписал этот документ. Особо Патриарх критиковал созданный в соответствии с Уложением Монастырский приказ, в ведении к-рого, в частности, находился суд над духовенством по всем делам. С течением времени Патриарх Никон все более резко выступал против вмешательства светской власти в дела Церкви, во многом, действительно, нарушавшего церковные каноны. В дек. 1665 г., предчувствуя возможность суда, Никон отправил письма вост. Патриархам с изложением своей позиции. Письма были перехвачены царскими чиновниками и в 1667 г. прочитаны на Соборе. Известно содержание одного послания - к К-польскому Патриарху Дионисию . Никон писал о вмешательстве царя в церковный суд, с осуждением высказался о создании Монастырского приказа, где духовных лиц судят миряне, обвинял Алексея Михайловича в том, что он назначает архиереев на кафедры, церковные владения облагает тяжелым налогом. Царь на Соборе отклонял эти обвинения. В свою очередь умножались и обвинения в адрес Никона со стороны представителей царя: Патриарха обвиняли в гордыне, клевете на царя и царскую власть.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Чудо о спасении Серпухова от нападения крымских татар. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 53 об.) Чудо о спасении Серпухова от нападения крымских татар. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 53 об.) Вскоре после кончины А. В. над местом его погребения была устроена каменная часовня. В 1697 г. боярыня М. Т. Нарышкина построила над гробом святого одноглавый каменный храм во имя прп. Афанасия Афонского . В 1878 г. церковь разобрали и на ее месте построили новую - во имя прп. Сергия Радонежского и прп. Афанасия Афонского, в 1967 г. храм был разрушен. В кон. XVII - нач. XVIII в. была составлена служба преподобному: из предисловия к списку службы нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11) следует, что он сделан со списка 1707 г. В 1994 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) в мон-ре производились работы по определению места погребения А. В. 24 сент. были обретены мощи святого, их торжественно перенесли в Покровскую ц. Ныне в мон-ре каждую пятницу служится братский молебен с акафистом А. В. Определением Архиерейского Собора РПЦ 2004 г. прославлен к общецерковному почитанию. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 67; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 47-55; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Смирнов С. Преп. Афанасий Высоцкий. М., 1874. С. 35; Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902. С. 24, 27, 31-32, 33-36; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Акафист преп. Афанасию Высоцкому Младшему, Серпуховскому чудотворцу. Серпухов, 2000. Е. В. Романенко Иконография Первый лист службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 5) Первый лист службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 5) Ко времени составления жития А. В. относятся ранние сохранившиеся иконы святого: напр., кон. XVII - нач. XVIII в. (предположительно под записью), находившаяся на его гробнице ( Тренев. С. 20): А. В. написан прямолично, в рост, старцем с бородой средней длины и волосами до плеч, в преподобнических одеждах (мантия, ряса, схима), с четками в левой руке; в верхних углах восседающие в облаках Бог Отец и Бог Сын. Икона «Пятичастная», 1707 г. (СГИХМ), согласно надписи, являлась вкладом монаха Высоцкого мон-ря Лаврентия в приходскую ц. Параскевы Пятницы на посаде «ради поминовения родителей»: в верхнем ряду представлены «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы», внизу, в центре,- «Введение Богородицы во храм», по сторонам слева - прп. Сергий Радонежский и прп. Афанасий Афонский (святой, тезоименитый А. В.), справа - прп. Никон Радонежский и, очевидно, А. В. в монашеском облачении, с куколем на плечах, продолговатой бородой, слегка на конце раздвоенной, и недлинными волосами.

http://pravenc.ru/text/76984.html

Статья М. М. Бернацкого, хотя и посвящена, казалось бы, относительно далекой от нас истории конца XVII в., представляется, тем не менее, даже еще более актуальной, чем следующая за ней статья Ж.-К. Ларше о диалоге с дохалкидонскими Церквами. Дело в том, что М. М. Бернацкий впервые сделал комментированный перевод на русский язык деяния Константинопольского Собора 1691 г., направленного против «тетрадей» великого логофета Иоанна Кариофилла, в которых отрицалось, как якобы неправославное, слово «пресуществление». В противовес этим «тетрадям» в томосе Собора, подписанного Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, было исповедано православное учение о сущностном преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и равнозначность термина «пресуществление» другим святоотеческим терминам («преложение» и т.д.). В статье также впервые опубликован фрагмент из послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Адриана, в котором Патриарх пространно цитирует выполненный незадолго до того Евфимием Чудовским славянский перевод соборного постановления, включая анафемы не верующим в пресуществление и не принимающим этот термин. Эта публикация М. М. Бернацкого, не только вводящая в широкий оборот сам текст деяний, но и показывающая рецепцию Собора 1691 г. в РПЦ и других Поместных Церквах, имеет такое значение для современной РПЦ, что работа была предана гласности (незадолго до публикации в БТ) на сайте Синодальной богословской комиссии , где читатель найдет все дальнейшие необходимые сведения и материалы, включая сам текст работы Михаила Михайловича (пагинация на сайте Комисии не совпадает с пагинацией верстки БТ). Работа Ж.-К. Ларше, написанная в 2000 г. и впервые переведенная на русский язык, была уже опубликована на нескольких европейских и на арабском языках. Она посвящена результатам богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами, последними из которых были встречи в 1990-м (Шамбези) и 1993-м годах. Как известно, эти встречи и последовавшие за ними документы вызвали целый ряд нареканий (не только в России, но и, например, на Афоне и в Сербии) в адрес священноначалия православных Церквей в следовании «экуменической ереси». Как правильно замечает в сноске редактор БТ 41 Е. С. Полищук, эти решения не были утверждены на Архиерейском Соборе РПЦ 1997 г. и на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Однако столь развернутый и тщательно аргументированный богословский анализ этих документов появляется на русском языке впервые, если не считать издания в свое время книги (в научном отношении гораздо более слабой) диакона А. Кураева и В. М. Лурье ( На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? — М., 1994 ).

http://patriarchia.ru/db/text/320941.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010