«Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» позволило создать институт военного духовенства, по своей структуре и функциональному предназначению соответствующий организационно-штатному построению Российской армии и флота и решаемым ими задачам. В такой структуре, без существенных изменений институт военного духовенства встретил революционные события 1917 г., кардинально изменившие государственный строй России. Система взаимоотношений Русской Православной Церкви и российской армии просуществовала в стране до 1918 года, а в белых армиях — до 1921 г. Практика исторического развития военно-религиозных отношений в Российской Империи сложилась так, что определяющую и регулирующую роль в них взяло на себя государство, создав стройную систему взаимодействия силовых структур с РПЦ. С первых дней появления в силовых структурах России штатных священников, их деятельность стала жестко регламентироваться со стороны, как государства, так и Церкви. Нормативно-правовые документы, основным среди которых с 1890 г. стало «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств», регулировали все аспекты деятельности военно-духовного ведомства и священно-церковно-служителей в войсках. Соответствующие нормативные акты, регулирующие деятельность штатного православного духовенства, были приняты в спецслужбах и правоохранительных учреждениях. В наши дни, в связи с развитием взаимодействия РПЦ с государственными структурами, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности, и фактическим появлением в рядах силовых структур военных и тюремных священников, несомненную практическую значимость представляет изучение исторического развития правового положения и обязанностей духовенства, входившего в штат специальных ведомств Российской Империи, а так же нормативного регулирования организации его деятельности. Особый интерес представляет рассмотрение прав и обязанностей священников, которые непосредственно работали в армии и пограничных войсках (ОКПС). Это тем более важно, что РПЦ уже приступила, пока только внутри своей структуры, к созданию института военного духовенства, создав Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и поставив задачу «укрепить подготовку военных священников в Духовных школах» (Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви//ОВЦС МП . Сообщение для органов информации от 16.08.2000 года. С. 4).

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Новомучеников и Исповедников Российских. По сию пору он остаётся идейным вдохновителем и руководителем всех работ по изучению и благоустройству Бутовского полигона, за которым уже утвердилось название " Русская Голгофа " . В 2000 г. Архиерейским Собором РПЦ были прославлены " святые новомученики, в Бутове пострадавшие " - 130 священников, имена которых удалось установить. Всего их там погибло около девятисот - только русских священников. А ещё - многие тысячи простых москвичей и граждан всей России, сотни представителей московских национальных диаспор: латышей, поляков, немцев, корейцев. Не знаю точно, у кого и когда возникла идея создания в Бутово Российского мемориального комплекса. Знаю, что её поддержали правительство Москвы и правительство Московской области. В 2001 г. была поставлена задача: облагообразить территорию полигона и, прежде всего, найти все погребальные рвы. Вот этим пришлось заниматься мне. Серёжа Алексеев не смог участвовать в работе в силу своей занятости. Юру Смирнова и Ваню Ершова, испытавших настоящее потрясение от раскопок 97-го года, удалось уговорить с большим трудом. И даже для нас, троих профессиональных археологов, эта задачка оказалась очень непростой. Мы, совместно с Институтом " Леспроект " , потратили на её решение четыре года, с 2001 г. до 2005 г. Заодно удалось прояснить некоторые детали обустройства преждебывшей здесь усадьбы Дрожжино. Признаюсь честно, я пребывал в некоторой растерянности, приступая к этой работе. Ну не было у меня такого опыта. Могильники разных эпох, грунтовые и курганные, копал, церкви и монастыри 13-18 вв. копал, усадьбы 18-19 вв. тоже копал. А как быть с погребальными рвами 20-го столетия?.. Не очень понятно, когда геофизика не срабатывает, а погребения, между тем, трогать уже нельзя. После прославления новомучеников вскрытие самих погребений возможно только с благословения Архиерейского Собора или Патриарха. Оставалось одно: положиться на опыт коллег, на собственную интуицию, на наш профессиональный глаз, примечающий малейшие западины в рельефе, на чудеса археологической методики и на старания ребятишек-землекопов.

http://sedmitza.ru/text/414728.html

Статья М. М. Бернацкого, хотя и посвящена, казалось бы, относительно далекой от нас истории конца XVII в., представляется, тем не менее, даже еще более актуальной, чем следующая за ней статья Ж.-К. Ларше о диалоге с дохалкидонскими Церквами. Дело в том, что М. М. Бернацкий впервые сделал комментированный перевод на русский язык деяния Константинопольского Собора 1691 г., направленного против «тетрадей» великого логофета Иоанна Кариофилла, в которых отрицалось, как якобы неправославное, слово «пресуществление». В противовес этим «тетрадям» в томосе Собора, подписанного Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, было исповедано православное учение о сущностном преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и равнозначность термина «пресуществление» другим святоотеческим терминам («преложение» и т.д.). В статье также впервые опубликован фрагмент из послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Адриана, в котором Патриарх пространно цитирует выполненный незадолго до того Евфимием Чудовским славянский перевод соборного постановления, включая анафемы не верующим в пресуществление и не принимающим этот термин. Эта публикация М. М. Бернацкого, не только вводящая в широкий оборот сам текст деяний, но и показывающая рецепцию Собора 1691 г. в РПЦ и других Поместных Церквах, имеет такое значение для современной РПЦ, что работа была предана гласности (незадолго до публикации в БТ) на сайте Синодальной богословской комиссии , где читатель найдет все дальнейшие необходимые сведения и материалы, включая сам текст работы Михаила Михайловича (пагинация на сайте Комисии не совпадает с пагинацией верстки БТ). Работа Ж.-К. Ларше, написанная в 2000 г. и впервые переведенная на русский язык, была уже опубликована на нескольких европейских и на арабском языках. Она посвящена результатам богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами, последними из которых были встречи в 1990-м (Шамбези) и 1993-м годах. Как известно, эти встречи и последовавшие за ними документы вызвали целый ряд нареканий (не только в России, но и, например, на Афоне и в Сербии) в адрес священноначалия православных Церквей в следовании «экуменической ереси». Как правильно замечает в сноске редактор БТ 41 Е. С. Полищук, эти решения не были утверждены на Архиерейском Соборе РПЦ 1997 г. и на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Однако столь развернутый и тщательно аргументированный богословский анализ этих документов появляется на русском языке впервые, если не считать издания в свое время книги (в научном отношении гораздо более слабой) диакона А. Кураева и В. М. Лурье ( На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? — М., 1994 ).

http://patriarchia.ru/db/text/320941.htm...

Все вышеназванные трудности не мешают Украинской Православной Церкви оставаться самой многочисленной конфессией Украины, объединяющей людей разных национальностей, политических взглядов и культур. Однако, в последнее время активизировались некоторые общественно-политические силы, которые предпринимают попытки дискредитировать Украинскую Православную Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее, как они утверждают, " несамостоятельным " статусом. Они игнорируют особый статус Украинской Православной Церкви, обусловленный Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года, и при этом ссылаются на ныне действующий Устав Русской Православной Церкви. Поэтому сегодня, во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви», - подчеркнул митрополит. Он напомнил, что в действующем Уставе Русской Православной Церкви статус Украинской Православной Церкви прописан в пункте 18 Главы XI под названием «Самоуправляемые Церкви». Учитывая то, что указанный пункт 18 Главы XI Устава РПЦ не в полной мере отображает Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении, по словам владыки, предлагается в действующий Устав РПЦ внести следующие изменения. В частности, пункт 18 Главы XI «Самоуправляемые Церкви» Устава Русской Православной Церкви выделить в отдельную Главу Устава РПЦ под названием «Украинская Православная Церковь», поместив ее после Главы IX «Церковный суд». Дело в том, что, как отметил владыка Онгуфрий, согласно «Определению Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви» 2000 года, пункты 4, 8 и 9 Главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого в 2000 году, к Украинской Православной Церкви не относятся.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/30/vz...

Иваск Ю. П. Отец Алексей Мечев : [Рец. на кн.]//Новый журнал. 40. Сидоров С. А. Московское духовенство двадцатых годов//Московский журнал. 1997. 8–9. С. 61–66. 41. Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва /сост. С. Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с.: ил. (Русское православие XX века). 42. Поучения протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997.16 с. (Б-ка журнала «Держава»). 43. Флоренский П. А. Отец Алексей Мечёв //Памятники Отечества. М., 1997. 37 (1). С. 139–141. 44. Добровольский А. А. Даст Господь по сердцу твоему... [С. Посад]: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.128 с. 45. Житие московского старца протоиерея Алексия Мечёва //Московские епархиальные ведомости. 2000. 10–11. С. 34–43; Проповеди св. прав. Алексия «Слово в день Феодоровской иконы Божией Матери» и «О мощах угодников Божиих»//Там же. С. 44–48. 46. Миллер Т. А. Московский старец Алексий Мечёв /Т. М.//Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С 147–165. 47. Пастырь добрый : Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва /сост. С. Фомин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Серда-Пресс, 2000, 767 с: ил. 48. Патерик новоканонизированных святых. [Св. прав. Алексий Мечёв : По тексту «Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении цовомучеников и исповедников российских XX века " ]//Альфа и Омега. 2000. 3 (25). С 237–278. 49. «Русь святая». Календарь на 2001 год с житиями подвижников благочестия XX столетия. М.: Благо, 2000. 381 с. – Жизнеописания св. прав. Алексия и сщмч. Сергия (Мечёвых). 50. Старец протоиерей Алексий Мечёв //Московский журнал. 8. С. 44–45. 51. Старец протоиерей Алексий Мечёв : Жизнеописание и свидетельства к церковному прославлению. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2000. 80 с. – Случаи прозорливости, примеры прижизненных и посмертных чудес, знамений, молитвенной помощи старца о. Алексия Мечёва . 52. Грубе А. А. «Помяни всех притекающих к раке твоей»//Московский журнал. 2001. 12. С. 14–19. – Об обретении и перенесении честных мощей св. прав. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

По определению Поместного Собора (4/11-1917г.), «в Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян». А вот Уставом 2000, (II, 1): «В РПЦ высшая власть (только) в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору». Устав 2000 г. исключает из компетенции Поместного собора «законодательную», «контролирующую», «административную» и «судебную» власть. Компетенция «высшей власти», которая «принадлежит Поместному Собору», в пункте 1-м неконкретна. Устав 2000 передаёт высшую «законодательную и судебную» власть Архиерейскому собору, а «исполнительную» - Патриарху и Синоду. Устав 2000 г. не ограничивает власть Архиерейского Собора пределами межсоборных периодов и не связывает его подотчётностью Поместному Собору. В Уставе РПЦ (2013 г.) «III.1»: Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви»... В древней Церкви существовала рецепция церковных решений. Епископы принимали решения на Соборах, а церковное тело могло согласиться с ними или отвергнуть их. Разбойничий собор 449 г. в Ефесе не был реципирован церковным народом, и его решения не получили силу церковных определений. Соборное сознание Церкви требует в каждом решении непременного участия клириков и мирян. Архиерейский собор представлен только архиерейской корпорацией. Апостол Павел свидетельствует: «Мы имеем ум Христов». Кто это «мы» на сегодняшний день? Кто является хранителем и выразителем Христовой истины в Церкви? Архиерейская коллегия? Клир и народ? Может быть, их соборное единство? Тогда где орган, в котором может прозвучать их голос? Давайте проанализируем. Приходской Устав 1917-18 г. обеспечивал каждому христианину канонический статус «прихожанина» в избранной им приходской общине. Каждый прихожанин приобретал право участвовать в решении вопросов приходской жизни наравне со всеми прихожанами и причтом храма, быть избранным в качестве представителя от прихода на епархиальное собрание, на Собор. Понятие «Приходского собрания» совпадает с понятием «Приходской общины» храма. Канонический статус «прихожанина» данного храма определялся двумя квалифицирующими признаками:

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Награжден синодальным Знаменским орденом РПЦЗ 1-й степени (2007); орденами РПЦ св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (2007) и прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2008). Отпевание Л. 21 марта 2008 г., в скиту Джорданвиллского монастыря возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) , которому сослужили 10 иерархов Русской, Сербской, Антиохийской Церквей. Л. был похоронен в юж. усыпальнице при Троицком соборе Джорданвиллского монастыря. Арх.: Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Соч.: Слово при наречении во еп. Манхеттанского//Правосл. Русь. Джорд., 1967. 3. С. 6; 16. С. 3-4; Воспоминания о переезде монашеской братии из Ладомировой в Джорданвилль в 1944-46 гг.//Там же. 1997. 7. С. 6-8; Некоторые восп. о приснопамятном владыке архиеп. Виталии: К 40-летию со дня кончины//Там же. 2000. 6. С. 7-8; Беседа с высокопр. Лавром//Там же. 2001. 22. С. 9-10; Ответы об итогах визита в Россию//Там же. 2004. 13. С. 6-7; «Истинный путь - всегда евангельский»//Там же. 2006. 9. С. 2-7; Доклад на торжественном открытии IV Всезарубежного Собора//Деяния IV Всезарубежного Собора РПЦЗ (Сан-Франциско, 7-14 мая 2006). М., 2012. С. 60-69. Лит.: Определения Архиерейского Собора РПЦЗ//Правосл. Русь. 1981. 24. С. 11; К 20-летию архиерейского служения архиеп. Лавра: 1967-1987. [Джорд.], Определения Архиерейского Собора РПЦЗ//Церк. жизнь. Джорд., 2001. 5/6. С. 9; 2003. 5/6. C. 10, 16-17; Обращение Архиерейского Синода РПЦЗ//Там же. 2006. 5/6. С. 3-4; Ганьжин С. Обретение церк. единства: Восстановление канонического общения внутри Поместной Рус. Правосл. Церкви//ЖМП. 2007. 6. С. 16-33; Соболезнование Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиерейскому Синоду, клиру и прихожанам РПЦЗ по поводу кончины ее Первоиерарха митр. Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра//Там же. 2008. 4. С. 18-19; Посещение Москвы архипастырями Рус. Зарубежной Церкви//Там же. С. 20-25; Ган С., прот. «Вознесох избраннаго от людий моих»: (Памяти митр. Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра)//Там же. 2008. 10. С. 52-62.

http://pravenc.ru/text/2462409.html

Колокольня в честь 2000-летия Рождества Христова Колокольня была воздвигнута осенью 1999 года в честь 2000-летия Рождества Христова. Освящена летом 2000 года. Это одно из самых высоких сооружений посёлка Саракташа. В Обители существует традиция: в течение всей Светлой седмицы желающие могут подниматься на колокольню и звонить в колокола. Смысл пасхального колокольного звона – прославить воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, понятен и близок каждому верующему православному человеку. Такие праздничные звоны исстари проводились на Руси. Часовня священномученика Макария Оренбургского На юго-западе Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия угловая башня выполнена в виде часовни. Это часовня в честь священномученика Макария Оренбургского (Квиткина) – первого прославленного святого Оренбургской епархии, казнённого в застенках ГПУ в Оренбурге на Вербное воскресенье, в ночь с 5 на 6 апреля 1931 года. Святой был прославлен на Юбилейном Освящённом Архиерейском Соборе РПЦ, который состоялся 13-16 августа 2000 года. Уже осенью того же года в Обители началось строительство часовни в честь священномученика, которое вскоре было завершено. Собор Святой Троицы 21 августа 2001 года по ходатайству настоятеля Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского на месте ветхого храма в честь св. прав. Симеона Верхотурского по благословению Высокопреосвященнейшего Валентина (Мищука), архиепископа Оренбургского и Бузулукского, был совершён секретарём Оренбургской и Бузулукской епархии протоиереем Леонидом Антиповым (ныне епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий) чин закладки шестипрестольного собора с центральным престолом в честь Святой Троицы и приделами: правым – в честь Казанской иконы Божией Матери, левым – в честь святых страстотерпцев: императора Николая II, императрицы Александры со чадами и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской; центральным престолом нижнего храма собора в честь св. прав. Симеона Верхотурского, правым приделом в честь Преподобного Сергия Радонежского, левым приделом в честь священномученика Макария Оренбургского. 9 апреля 2006 года Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Валентином (Мищуком), митрополитом Оренбургским и Бузулукским, освящён нижний центральный престол Свято-Троицкого собора в честь св. прав. Симеона Верхотурского. 10 января 2010 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином был освящён главный придел в честь Святой Троицы верхней части собора. Высота собора составляет 42 метра.

http://sobory.ru/article/?object=47717

3. Одобрить содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора. 4. По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство» Подробнее . В январе 2005 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о проведении IV Всезарубежного Собора, на котором будет рассмотрен вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом. Предположительно Собор с участием духовенства и мирян пройдет в первой половине 2006 г. в Сан-Франциско. Некоторое осложнение в продвижении к восстановлению церковного единства было вызвано различным пониманием проблемы зарубежной церковной собственности. В 1997 и 2000 гг. возникали конфликты из-за передачи по решению руководства Палестинской автономии в собственность РПЦ Троицкого монастыря в Хевроне и подворья в Иерихоне. Напряженность этого вопроса могла бы помешать продвижению в деле преодоления раскола, а потому при начале переговорного процесса начала 2000-х годов было решено «заморозить» проблему собственности и не принимать ее в рассмотрения вплоть до достижения значимых результатов. В январе 2005 г. Патриарх Алексий II на переговорах с новоизбранным Махмудом Аббасом обратился с просьбой к главе Палестинской автономии юридически закрепить за РПЦ земли в Хевроне и Иерихоне. Этот факт встретил недопонимание в среде зарубежной иерархии. «Я очень разочарован, — заявил в интервью газете «Коммерсантъ» 1 февраля 2005 г. заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк. — Ведь в начале процесса было сделано заявление о том, что мы должны воздерживаться от любых действий и высказываний, которые могут огорчить другую сторону. А это именно такое действие». Однако это недоразумение не оказало существенного влияния на процесс сближения двух юрисдикций. Уже в марте 2005-го официальная делегация во главе с архиепископом Марком присутствовала на открытии IX Всемирного Народного Русского Собора в Москве, который возглавлялся Святейшим Патриархом Алексием II.

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

16 марта Синод РПЦ принял решение не принимать решения по вопросу статуса Виленской и Литовской епархии и рассмотреть обращение Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия и выводы комиссии на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Последний Архиерейский Собор состоялся 29 ноября 2 декабря 2017 года, по уставу он должен созываться не реже раза в 4 года; ранее созывался через 1-3 года (с 2000 по 2017 год было 8 Архиерейских соборов). В 2001 году АС не состоялся из-за пандемии, в 2022 году из-за войны. Когда АС может состояться сложно предсказать, однако понятно, что не в обозримом будущем. Также есть проблема в том, что УПЦ уже вероятно не считает себя частью РПЦ, а сама РПЦ этого не признает, и может ли тогда вообще быть легитимный кворум в АС. 20-22 марта с визитом в Вильнюсе прибывал патриарх Константинополя Варфоломей. Во время визита объявил, что в Литве есть возможность стремиться к созданию экзархата Константинопольского патриархата. 6 апреля в юрисдикцию Константинопольского патриархата были приняты белорусские священники Александр Кухта и Георгий Рой (ранее священники Белорусского экзархата РПЦ, бежавшие из Беларуси по политическим причинам и живущие в Литве). Первое публичное богослужение для белорусской общины состоялось на Пасху, 16 апреля, богослужения проходили в лютеранской кирхе. Также был принят протодиакон Виктор Миниотас. апрель Начинаются регулярные богослужения в Каунасе, создается община Воскресения христова (служит протоиерей Виталий Моцкус), богослужения проходят в Малом костеле Воскресения Христова. Служба на литовском, русском и украинском. Большую часть общины составляют украинцы. 20 мая Белорусская община Константинопольского патриархата получила в пользование помещение по адресу Бошкто 4. В помещении был оборудован храм во имя св.Леонтия. июнь Общины Константинопольского патриархата переходят на новоюлианский календарь. июнь Создается отдельная вильнюсская украинская община Покрова Пресвятой Богородицы, которую окормляет о.Георгий Рой, богослужения проходят в армянской церкви и часове Украинского дома.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-li...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010