Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская духовная академия (1685), Санкт-Петербургская духовная академия (1797), Киевская духовная академия (1701), Минская духовная академия (1996), Кишиневская духовная академия (1997). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом. В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г. , к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.

http://pravenc.ru/text/63752.html

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Епископ Егорьевский Марк прокомментировал опубликованный недавно Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью и РПЦЗ 9 ноября 2006 г. 16:01 В своем комментарии для портала Патриархия.ru Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Марк остановился на некоторых церковно-канонических аспектах подписанного документа. Епископ Марк, в частности, отметил, что документ был опубликован после его одобрения и Священным Синодом Русской православной Церкви, и иерархией Зарубежной Церкви. «Согласно принятым договоренностям, публикация Акта состоялась после согласования обеими сторонами, причем было принято решение публиковать Акт одновременно, чтобы не возникло никаких разночтений, — сказал епископ Марк. — Поэтому данный документ имеет статус одобренного обеими сторонами переговоров и не требует дополнительного одобрения». Он также разъяснил, какие документы считаются недействительными или утратившими силу в соответствии с Актом: «Главным образом, здесь подразумеваются решения Архиерейского Синода и соборов Зарубежной Церкви, в которых содержались крайние оценки каноничности Русской Православной Церкви и даже совершаемых в ней священнодействий и Таинств». По словам иерарха, Акт о каноническом общении «подводит черту под этим псевдо-богословским «творчеством» и приближает момент единства». В вопросе учреждения новых епархий РПЦЗ, по мнению епископа Марка, требуется «определенная работа для того, чтобы усилия по организации церковной деятельности были должным образом скоординированы». В учреждении новых епархий будут принимать непосредственное участие Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви. Говоря об участии иерархов РПЦЗ в работе Священного Синода Русской Церкви, епископ Марк отметил, что, согласно Уставу РПЦ, принятому в 2000 году, епископы Зарубежной Церкви смогут принять участие в заседаниях Священного Синода в качестве временных членов. Он также допустил возможность того, что в будущем в Устав Русской Церкви могут быть внесены изменения в том, что касается состава Священного Синода, однако, по словам иерарха, эти вопросы находятся в компетенции Архиерейского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/158858.htm...

поиск:   разделы   рассылка Обращение священника Псковской епархии РПЦ МП Павла Адельгейма к архиереям РПЗЦ МП, принимающим участие в работе Архиерейского Собора Ваше Высокопреосвященство! Не знаю, кому Бог благословит прочесть моё письмо. Обращаюсь к епископам Зарубежной Православной Церкви, соединившейся с РПЦ МП, в надежде быть услышанным. Регулярные обращения к Поместным и Архиерейским соборам, Святейшему Патриарху, священному Синоду, управляющему делами МП остаются безответными, а за написанную книгу " Догмат о Церкви " много лет подвергаюсь преследованиям митр. Евсевия Псковского и ожидаю лишения сана без вины. Эти гонения только подтверждают факты и тенденции церковной жизни, указанные в книге. Буду кратким. Если захотите разобраться, что происходит в церкви, охотно дам исчерпывающие объяснения. Если нет, значит, Промысел Божий избрал для Церкви другие пути. В этом письме озвучу основную церковную беду, которую обходят молчанием архиереи и их Собор: утрату соборности РПЦ, понятую в её догматическом смысле. Термин,употреблённый святителем Игнатием Антиохийским в послании к Смирнской церкви: " Πασης της κατα την οικουμενην καθολικης εκκλησιας " и " της αγιας καθολικης εκκλησιας " , церковное сознание восприняло в качестве основного понятия экклезиологии. Западная Церковь поняла " καφολικην " иначе: в смысле её универсальности, придав ей географический смысл. В клерикальной екклезиологии католических христиан понятие " вселенская Церковь " утратило догматическое содержание полноты вселенскойверы и превратилось в географическое понятие " вселенской юрисдикции " . Утрата догматического содержания " соборности " ослабила соборные начала и вылилась в ересь протестантов. Тот же процесс разрушения соборности становится всё очевиднее в богословской мысли и церковной практике РПЦ. Соборность подменяется авторитарной властью. 20 лет не собирался Поместный Собор. Церковная пресса готовит церковное сознание кего отмене. Его заменит Архиерейский Собор, представляющий расширенное заседание Синода. Устав 2000 г.передал Архиерейскому Собору функции, делающие созыв Поместного Собора теперь не актуальным. Клир и народ отстранены от обсуждения проблем церковной жизни на епархиальном, и даже приходском уровне. Нет форума, на котором бы прозвучал голос народа и клира. Епископ приобретает в епархии значение " наместника Бога на земле " . В похвальных речах его ублажают: " Владыка! Вы – правая рука Бога " , словно епископ, а не Христос Спаситель восседает " одесную Отца " .

http://religare.ru/2_55566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г . Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан) , клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря . На момент создания А. и Ч. е. существовало 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имели собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом первоначально являлась анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым) . 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор. Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию . Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ.

http://pravenc.ru/text/114674.html

Новости Лишенный сана епископ Диомид обжаловал решение Архиерейского собора 30.06.2008 10:11 Владивосток, 30 июня. Епископ Диомид, которого Архиерейский собор Русской Православной Церкви 27 июня лишил сана епископа Анадырского и Чукотского, направил жалобу на это решение в Церковный суд, сообщил РИА Новости представитель Чукотской епархии. Архиерейский собор лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию, а также запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу. Священный Синод назначил временным главой Чукотской епархии архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Собор также призвал Диомида к покаянию и постановил, что в случае этого раскаяния решение об извержении из сана не вступит в силу. «Владыка Диомид не согласен с решением Архиерейского собора, он подал жалобу в Церковный суд. На суде владыка намерен выступить лично», - сказал представитель епархии. Диомид возглавлял Чукотскую епархию с 2000 года, со времени ее создания. В письмах, изложение которых публиковали «Новые известия», Диомид заявлял, что постоянно набирает силу экуменизм, который он называет «еретическим учением». Епископ критиковал «развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской». По мнению Диомида, руководство РПЦ заняло позицию «молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти». Ошибкой епископ считает и одобрение демократии. Епископ выступил также против «попрания принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного собора и передачей важнейших его функций собору архиерейскому». В письме, опубликованном в интернете под заглавием «Пора пресечь беззаконие», епископ Диомид утверждал, что в Русской Православной Церкви Московской патриархии «существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». В посланиях Диомида содержатся также призывы к ликвидации Отдела внешних церковных связей, отказу от общения с верующими других религий, от ИНН, паспортов современного образца, мобильных телефонов, а также критика священноначалия. Синодальная Богословская комиссия пришла к выводу о «совершенной богословской несостоятельности содержащихся в них обвинений в адрес Священноначалия».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

СИМПАТИИ " НЕЗАВИСИМОЙ " ГАЗЕТЫ По итогам освещения Собора тенденциозность " НГ " стала явной " Церковный народ Украины выступает против автономии УПЦ МП, не говоря уже об автокефалии " . Так заявил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) на пресс-конференции, посвященной итогам Архиерейского Собора РПЦ 17 августа. Этот факт невозможно оставить без внимания, решая судьбу УПЦ Московского Патриархата. Подобное же мнение высказал, выступая на соборе и епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), представитель УПЦ МП: " Автономия УПЦ МП была выторгована анафематствованным Филаретом и является, таким образом, его наследием. Исторгнув его из своей среды как клятвопреступника, расколоучителя и предателя Церкви, мы должны исторгнуть и его " духовное " наследие, в первую очередь автономию, эту никому не нужную уступку " . Согласие со своими епископами подтвердили и верующие, специально приехавшие в Москву из разных городов Украины: Одессы, Киева, Днепропетровска, Донецка и Закарпатья для того, чтоб выразить свою позицию - неприятие отделения от Московского Патриархата в любой форме, их приехало больше ста человек. В адрес Собора с Украины отправлено множество воззваний, заявлений и собранных подписей от приходов, монастырей, православных братств и общественных организаций. Последним поступило заявление карпаторусского православного общества св. Кирилла и Мефодия (г. Ужгород), в нем выражается желание прямой автономии от МП без подчинения Киеву, на том основании, что в 20-30-е годы Карпаторусская Православная Церковь имела статус автономной в составе Сербской Церкви и присоединилась затем именно к Русской Церкви, в нем так же выражается неприятие закарпатскими русинами украинских националистических идей. Следует отметить, что государственная власть Украины пыталась повлиять на решение Архиерейского Собора. Естественно, Собор не поддался давлению, но симптоматично освещение этого вопроса " Независимой газетой " . Так, 17.08.2000 г. была опубликована заметка, в которой утверждается, что " подавляющее большинство украинских епископов (за исключением двух) поддержало своего президента " в вопросе придания УПЦ МП статуса автономной " . Что совершенно не соответствует действительности, т.к. стойкая и сплоченная группа противников отделения от Московской Патриархии в любой форме состоит, как минимум из 10 архиереев, вечером во вторник этот вопрос устно обсуждался в кулуарах, но не более того.

http://pravoslavie.ru/press/sympathy_ng....

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В день памяти святых Новомучеников и Исповедников Российских, 10 февраля, в Санкт-Петербургской епархии вспоминали всех погибших за православную веру. В этот день из разных приходов Епархии совершались традиционные паломничества на Левашовскую пустошь. Вместе со своими прихожанами на автобусах к Левашовскому мемориалу прибыли председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин и другие священнослужители, в том числе священник Андрей Хьертберг (Финская Православная Церковь), уже пятый год подряд специально приезжающий в Россию, чтобы посетить Левашовское кладбище. Традиция поминать мучеников за веру на Левашовском кладбище существует с 1989 года. Первыми клириками, которые отслужили там панихиду, были протоиерей Александр Ранне и ныне покойный протодиакон Андрей Чижов. По словам протоиерея Вячеслава Харинова, «глядя на прошлое, нужно суметь увидеть будущее, обезопасить потомков от повторения. Важно помнить не только о миллионах жертв, но и о десятках тысячах доносчиков. Помнить имена чекистов, которые спасали людей ценой своей карьеры и собственной жизни. Последним мерилом, последней гранью, последним критерием истинности слов о Христе, истинности веры человека становится крест, который Господь дал понести этим безвинно убиенным людям». Панихиды на Левашовском кладбище одна за другой служились в день скорбной памяти, ставший церковным праздником. Не смолкал звон колокола при входе на мемориальное кладбище: каждый посетитель по традиции ударяет в этот колокол один раз. Помолившись об упокоении жертв террора, верующие возложили цветы на символический камень-монумент в центре пустыни, а рядом на снегу ставили свечи. С тех пор как на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году был канонизован Собор Новомучеников, его память празднуется Церковью в ближайшее воскресение после дня гибели первого архиерея (7 февраля по новому стилю), убитого большевиками в январе 1918 года - святого митрополита Владимира (Богоявленского).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/42...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Кантарян Николай Васильевич; род. 18.08.1952, с. Коленковцы Хотинского р-на Черновицкой обл., Украина), митр. Кишинёвский и всея Молдовы. Род. в семье лесничего. В 1969 г. окончил среднюю школу, в 1970 г.- профтехучилище, в 1970-1973 гг. служил на Черноморском флоте. С 1973 г. работал в Смоленском епархиальном управлении. 22 мая 1974 г. Смоленским и Вяземским еп. Феодосием (Процюком) рукоположен целибатом во диакона, 22 мая 1976 г.- во иерея, назначен ключарем Успенского кафедрального собора Смоленска. В 1981 г. заочно окончил Московскую ДС. С 1981 г. служил в Никольском кафедральном соборе в Черновцах, с 1983 г. исполнял послушание секретаря Черновицкого епархиального управления. 29 нояб. 1987 г. Черновицким и Буковинским еп. Антонием (Москаленко) пострижен в монашество с именем в честь равноап. кн. Владимира. В 1988 г. возведен в сан архимандрита. Участвовал в Поместном юбилейном Соборе 1988 г. В 1989 г. заочно окончил МДА со степенью канд. богословия. 7 июля 1989 г. В. определено быть епископом Кишинёвским и Молдавским; хиротония, к-рую возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , состоялась 21 июля 1989 г. в Богоявления Господня соборе Москвы. 4 апр. 1990 г. В. был возведен в сан архиепископа, 21 дек. 1992 г.- в сан митрополита с титулом «Кишинёвский и всея Молдовы». На Архиерейском юбилейном соборе РПЦ 2000 г. избран постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. В 1990 г. вошел в состав Синодальной библейской комиссии. За время служения В. на Кишинёвской кафедре в епархии открылось 37 мон-рей и 10 скитов. С 1995 г. В. является ректором Кишинёвской ДС, с 1997 г.- Кишинёвской ДА, созданной на базе Богословского фак-та при Молдавском гос. ун-те. В 1998 г. по благословению архиерея была организована семинария-лицей для девушек при Георгия Победоносца женском монастыре в с. Суручены. В. является действительным членом Палестинского Православного об-ва (с 1998).

http://pravenc.ru/text/159052.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 62-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://pravenc.ru/shop/2647948/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010