Немало усилий было потрачено и на борьбу с давлением на зарубежных иерархов со стороны околоцерковных кругов, которые требовали объявить " безблагодатной " Московскую Патриархию. Постоянно приходилось опровергать нелепые мифы о " зверином лице МП " , которые создавали священнослужители- " перебежчики " , бежавшие от наказания в Зарубежную Церковь. В 2000 году Московский Патриархат сделал эпохальный шаг, который приблизил объединение - прославление Царской семьи и новомучеников российских. Далее, в " Основах социальной концепции РПЦ " зафиксирована переоценка взаимоотношений власти и церкви, того, что мы называем " сергианством " . Изменилось отношение к экуменической деятельности. К состоявшемуся в том же году Архиерейскому Собору РПЦЗ я сделал аналитический доклад по документам Московского Собора и, подчеркивая положительные перемены, предложил создание двусторонней комиссии. В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ, который принял отставку её главы митрополита Виталия. Новым первоиерархом стал архиепископ Лавр. Он был настроен к Москве более лояльно. Патриарх Алексий II также неоднократно призывал к преодолению церковного разделения, считая, что нет оснований находиться в изоляции друг от друга. Наконец, в мае 2006 года IV Всезарубежный Собор в городе Сан-Франциско принял резолюцию, призывающую " уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви, между её частями в отечестве и за рубежом " . И мы, исполняя церковный долг послушания и полагаясь на Господню волю, начали путь к реальному объединению. - Что же даёт для российских верующих объединение поместной Русской Православной Церкви? - В оценке событий для верующих людей превыше всего евангельские принципы. Церковь выполнила завет Христа о необходимости единства среди верующих: " Да будут они едины, как Мы с Тобой, Отче " . Так молился Христос накануне Своих страданий и распятия на кресте. Один из учителей Церкви, желая сделать более наглядным этот евангельский принцип, начертил круг с радиусами. И с математической простотой объяснил, что чем ближе точки на радиусах к центру круга, тем неизбежно ближе расстояния между ними. Стало быть, чем ближе верующие друг ко другу, тем они ближе к центру своей веры - к Богу. Так что вся Русская Православная Церковь благодаря достигнутому единству стала ближе к Богу. Этот факт трудно переоценить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В январе 2005 г. Патриарх Алексий II на переговорах с новоизбранным Махмудом Аббасом обратился с просьбой к главе Палестинской автономии юридически закрепить за РПЦ земли в Хевроне и Иерихоне. Этот факт встретил недопонимание в среде зарубежной иерархии. «Я очень разочарован, — заявил в интервью газете «Коммерсантъ» 1 февраля 2005 г. заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк. — Ведь в начале процесса было сделано заявление о том, что мы должны воздерживаться от любых действий и высказываний, которые могут огорчить другую сторону. А это именно такое действие». Однако это недоразумение не оказало существенного влияния на процесс сближения двух юрисдикций. Уже в марте 2005-го официальная делегация во главе с архиепископом Марком присутствовала на открытии IX Всемирного Народного Русского Собора в Москве, который возглавлялся Святейшим Патриархом Алексием II. Тогда же состоялась встреча владыки Марка с митрополитом Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей, и подписание по благословению и в присутствии Святейшего Патриарха соглашения между Ставропольской и Владикавказской епархией РПЦ и епархией Берлинской и Германской РПЦЗ об оказании помощи пострадавшим в результате теракта жителям Беслана. Еще в 2004 г. Берлинская епархия РПЦЗ передала российской стороне медицинское оборудование стоимостью в 250 000 евро. Затем по просьбам врачей Северной Осетии было доставлено специальное техническое оборудование на ту же сумму и, наконец, принято решении совместными усилиями создать травмо-терапевтический центр для детей, родителей и родственников жертв трагедии. Характеризуя свои последние переговоры со священноначалием РПЦ, архиепископ Марк заметил: «Вопрос о собственности не поднимался, во всяком случае, не так, как это могут себе представлять люди, мало сведущие в церковной жизни имущество в вопросе воссоединения Церквей не может выходить на первый план, это для нас второстепенная проблема. На первом месте стояла забота о духовном и деятельном сращивании двух частей Русской Церкви, надолго расторгнутых историческими событиями, но единых в своей основе. На этом пути, по нашему ощущению, предстоит еще немало трудов. Но это и неудивительно при столь длительном и глубоком разобщении, которое мы надеемся преодолеть». Подробнее

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201389...

Иными словами, этот факт свидетельствует о том, что наша Церковь признает иерархию этих Церквей как подлинную иерархию через преемство хиротонии, восходящую к Апостолам. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Феодором II. Фото: patriarchia.ru Последним документом нашей Церкви по этому поводу является всё то же постановление Архиерейского Собора 2000 года об основных принципах отношения к инославию, где, в частности, говорится, что « диалог с Римско-Католическою Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, которая сохраняет апостольское преемство рукоположения» . Таким образом, категорически запрещая православным священнослужителям молиться и священнодействовать вместе с католической иерархией, Церковь всё же признает действенность таинства рукоположения католических священников и епископов, принимая их в православие в сущем сане. Отказываясь от совместного литургического сослужения и совместной молитвы, мы всё же признаем результат их молитв – действительность рукоположения, крещения, миропомазания. С подобной канонической коллизией мы сталкиваемся и в случае официально разрешенных браков между православными и католиками, между православными и традиционными протестантами. Вот что мы читаем в Основах социальной концепции РПЦсоборном документе нашей Церкви: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

http://pravmir.ru/mogut-li-pravoslavnyie...

  Устав об управлении УПЦ и понятие «широкой автономии» В принятом Уставе об управлении УПЦ нашли отражение все пункты решения Архиерейского Собора РПЦ 1990 года. Собственно, именно это решение и упомянуто в пункте 4 главы 1 Устава. Но как было замечено выше, Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 2000 года более четко сформулировал принципы «широкой автономии» Украинской Православной Церкви. Между тем именно нормы, сформулированные впервые в Уставе РПЦ 2000 года, оказались странным образом забыты. Пункт 12 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Самоуправляемой Церкви». Как уже упоминалось, в новой редакции Устава об управлении УПЦ ни слова не говорится о том, что высшими судебными инстанциями для Украинской Православной Церкви являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора РПЦ. Пункт 13 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси». В новой редакции Устава об управлении УПЦ вообще отсутствуют упоминания о необходимости одобрения данного Устава Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Пункт 14 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Собор и Синод Самоуправляемой Церкви действуют в границах определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Самоуправляемой Церкви». В новой редакции Устава об управлении УПЦ прямые ссылки на Устав РПЦ отсутствуют. Пункт 15 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». Данный пункт также не упомянут в новой редакции Устава об управлении УПЦ. Если это подразумевает возрождение древней традиции мироварения Киевским митрополитом, то почему об этом не говорится ни в одном из действующих сейчас документов и, тем более, в Уставе об управлении УПЦ?

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, главной темой которого был вопрос «о приходском управлении». При жестком давлении со стороны советской власти Собор принял антиконституционное, но выгодное для властей решение. Суть его заключалась в том, что «настоятель вместе с прочими клириками устранялись от участия в управлении приходом». После Собора началось вызванное властями массовое закрытие приходов и монастырей. Если в 1959 году РПЦ насчитывала 14000 приходов, то в 1961 году их стало около 8000. Если в 1958 году было 47 монастырей, то к середине 1960-х их осталось 16, а число монашествующих сократилось вдвое. После отставки Н.С. Хрущева в 1964 году к управлению страной пришло более трезвомыслящее руководство, которое прекратило массовое закрытие религиозных общин. Но противостояние в отношениях между Церковью и государством продолжалось до 1988 года. Церковь и государство после 1988 года Коренной перелом в отношениях между РПЦ и государством произошел в 1988 году в канун 1000-летия крещения Руси, когда состоялась встреча М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Синода РПЦ. Если к моменту созыва Юбилейного Поместного Собора 1988 года Церковь имела 22 монастыря, то с 1988 года стал наблюдаться существенный рост числа регистрируемых религиозных организаций, в том числе и монастырей РПЦ. В 1989 году было открыто девять новых монастырей. 1 октября 1990 года Верховный Совет СССР принял закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», вслед за ним и Верховный Совет РСФСР принял аналогичный закон на своей территории и отменил действие ранее принятых законов 1918 и 1929 годов . Стало возрождаться монашество и одновременно увеличиваться количество монастырей. Ко времени открытия Архиерейского Юбилейного собора 2000 года число монастырей составило уже около 545. В 2000 году был принят новый Устав РПЦ, где монастырям посвящена 12-я глава. В ней говорится, что «монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры».

http://pravoslavie.ru/30995.html

С связи с этим нам следует обсудить пути и средства укрепления единства и взаимосвязей Украинской Православной Церкви со всей Полнотой Московского Патриархата, дабы мы могли сообща помочь преодолению тех трудностей, которые переживает народ Божий на Украине. Нам надлежит выслушать голос как украинского епископата, ряды которого заметно пополнились, так и собратьев-архиереев из других стран». http://sobor2008.ru/426666/index.html у Церкви засади правового та статусу УПЦ сформульовано таким чином: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». (Глава VIII. Самоуправляемые Церкви, п. 17). http://www.mospat.ru/index.php?mid=169 така заява Предстоятеля РПЦ ставить органу, який та доповнення до Статуту Церкви, що Предстоятель РПЦ припустився у щонайменше двох помилок. По-перше, РПЦ та УПЦ, Священний Синод РПЦ не затверджувати, схвалювати чи погоджувати Статут УПЦ. По-друге, не а Статут, що юридичним кутом зору не одне й теж. того, наголосити, що схвалення Статуту не тотожне схваленню його а тим доповнень до нього. На 21 грудня 2007 року УПЦ прийняла не новий Статут не нову Статуту, а саме виправлення та доповнення до нього, й Державний у справах та з вимогами чинного законодавства собор УПЦ, в межах На жаль, що готувати до виступу виявили брак чого поставили Предстоятеля РПЦ церковними актами, що регулюють статус Церкви. Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 25 июня 2008г. 18:25 ответ " комментатору " : Вы пишете: " Между тем, в Уставе РПЦ есть и другие нормы (помимо Устава), которые, относясь к самоуправляемым Церквам, не относятся к УПЦ - например, об учреждении епархий, одобрении кандидатов на архиерейство и т.д. " . Да, действительно пункты 4, 8 и 9 главы VIII Устава Русской Православной Церкви отменены согласно Определения Архиерейского Собора 2000 г.

http://bogoslov.ru/article/304770

Юрий Кротких (Челябинск): Я, как человек мирской, но по мере возможностей следящий за церковными событиями, хочу спросить: почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор? Алексей Светозарский: Прежде всего потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное Самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции как в отечестве, так и в зарубежье. Дмитрий: После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом всея Руси, или я неправильно понимаю? Протоиерей Максим Козлов: Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован. Но если проводить естественную аналогию с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, то можно предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Православной Церкви. Надежда Юрьевна (Нижний Новгород): Какие главные доводы противников объединения? Протоиерей Максим Козлов: Главные аргументы противников объединения, проживающих за границей, в последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, которое состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Последняя проблема была урегулирована принятием «Основ социальной концепции РПЦ» на том же Соборе. В ней говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда государство выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года «Принципы отношения РПЦ к инославию» и выраженной готовности продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей.

http://pravoslavie.ru/4977.html

В дек. 2000 г. согласно решению Архиерейского Юбилейного Собора РПЦ был образован Отдел по делам молодёжи Московского Патриархата, к-рый возглавил архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Он рассказал А. С. о деятельности отдела в межсоборный период. По благословению и при активной поддержке патр. Алексия в большинстве епархий РПЦ были созданы Епархиальные отделы по делам молодёжи; начался обмен опытом молодёжной работы. В числе успешно реализованных мероприятий и продолжающихся проектов архиеп. Александр назвал съезды и конференции православной молодёжи, православные детские и подростковые организации и лагеря, участие в фестивалях, паломничествах и праздниках совместно с зарубежными молодёжными объединениями, выпуск периодических изданий и методических пособий. Во время дискуссии по итогам доклада архипастыри говорили о проблемах, с к-рыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. Участники рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и Епархиальных отделов по делам молодёжи. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архим. Иоанн (Экономцев), кратко охарактеризовав деятельность отдела за десять лет его существования (с 1994), подробно ознакомил А. С. с успехами и проблемами, относящимися к межсоборному периоду. К 2004 г. состоялось двенадцать Международных Рождественских чтений, интерес к к-рым светских педагогов, учёных и деятелей культуры растёт с каждым годом. Большое внимание в докладе архим. Иоанна было уделено воскресным и православным общеобразовательным школам, детским садам: динамике их численности, распространённости по епархиям, специфике образовательных программ, подготовке педагогических кадров. В целях стандартизации учебного процесса архим. Иоанн предложил Свящ. Синоду принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. На рассмотрение А. С. докладчик представил проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

С конца 18 в. в РПЦ стала распространяться западная богословская литература , и под ее влиянием в русское богословие проник термин секта, получивший несколько определений, по смыслу близких к ереси или использовавшийся в значении ересь. В результате богословские заблуждения, именовавшиеся в РПЦ до конца 18 в. ересями, за исключением католичества, англиканства и лютеранства, стали называться сектами в официальных документах Синода , Предсоборного Присуствия 1906 г., Предсоборного Совета и Поместного собора 1917-1918гг. Термины ересь и секта стали использоваться как синонимы не только в миссионерско-полемической литературе, но и в некоторых публикациях, посвященных средневековым ересям . В учебных пособиях по сектоведению до 1917 г. прямо отмечалось, что секты – это ереси, или при отсутствии слова ересь, определения секты по содержанию были близки к понятию ереси. Подводя итог развитию русского сектоведения, проф. Н. Н. Глубоковский в труде «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии» считал, что слово секта в русское богословие было привнесено из Германии в качестве синонима слова ересь . Дальнейшее развитие богословской науки в России было замедлено десятилетиями безбожной власти. Когда в начале 1990-х гг. в России наблюдался очередной всплеск сектантской активности, Архиерейский собор 1992 г. осудил учение сект «Белое Братство» и «Богородичный центр», назвав их «суррогатом ересей» . В 1990-х гг. термин секта стал трактоваться расширено и его применяли для наименования групп, возникших за пределами христианского мира и имеющих нехристианские корни, что было не свойственно для русского сектоведения начала 20 века . В настоящее время в РПЦ в качестве признаков сектантства избраны вероучительные (догматические) критерии, что нашло свое выражение в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 13-16 августа 2000 г., в которой сектами названы те, кто «отвергают основополагающие христианские догматы» (6.3).

http://bogoslov.ru/article/5177513

конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту. В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии. 16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик) . Похоронен на Яновском кладбище Львова. Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14. Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Oфiцiйhuй некролог та прихована дiйchicmь//Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.)//ЖМП. 1978. 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям//Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович)//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.

http://pravenc.ru/text/578182.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010