об Украинской Православной Церкви. Но именно отменой этих пунктов и ограничиваются права " широкой автономии " УПЦ. Если вы поинтересуетесь содержанием того Определения вы не найдете там ни одного слова об отмене 13-го пункта 8-й статьи Устава РПЦ, на который и была сделана ссылка в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Полностью с вами согласен, все что я здесь излагаю - мое лично видение ситуации. Я не имею никакого права претендовать на тотальную объективность. В вопросе истолкования Устава РПЦ это имеет право сделать например Священный Синод (см. пункт " д " статьи 25 5-й главы Устава РПЦ). Председатель Священного Синода свое мнение уже высказал в своем Докладе. Вы пишете: " Кроме того, в Уставе речь идет об одобрении Устава УПЦ, а не новых его редакций и тем более поправок " . Тоже самое повторено и вот в этом заявлении: - простите, но здесь на лицо именно частное понимание норм Устава РПЦ и канонического права вообще. Вы так считаете, не смею вам мешать. Но вот Предстоятель считает по иному. И нигде в Уставе РПЦ и Статуте УПЦ вы не найдете и следов " автоматизма " принятия неких поправок, и отличия их от новой редакции Статута - как сказано в заявлении Державного комитета, не найдете и нормы указывающей, что любая новая редакция вступает в силу без необходимого одобрения высшей церковной властью. Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 25 июня 2008г. 18:33 ответ Александру: Очень хорошо что вы ознакомились с текстом Устава РПЦ, теперь нам будет легче вести нашу дискуссию. Вы пишете: " Эта широкая автономия в том и выражается, что Устав УПЦ (в отличие от Уставов других самоуправляемых Церквей) утверждается ее Предстоятелем (Блаженнейшим Митрополитом Киевским) и затем лишь одобряется Святейшим Патриархом. Во всяком случае, никаких других признаков «прав широкой автономии» УПЦ в параграфе 17 не указано " . Для того, чтобы четко себе представлять как и чем ограничены права " широкой автономии " УПЦ вам стоит ознакомиться с Определением Архиерейского Собора 2000 г " Об Украинской Православной Церкви " .

http://bogoslov.ru/article/304770

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г. 7 марта 1955 г. А. был освобожден из инвалидного дома и поселился в г. Тутаеве у своего давнего знакомого исп. Георгия Седова , к-рый способствовал освобождению А., заявив себя опекуном владыки. К этому времени относятся 2 письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха (Молитва всех вас спасет. С. 414-419). 24 окт. 1955 г. А. переселился в пос. Ст. Петушки Владимирской обл. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год), помимо А. в работе комиссии участвовали протопресв. Н. Ф. Колчицкий , проф. Н. Д. Успенский , доцент А. И. Георгиевский , свящ. П. Соколовский, свящ. С. Орлов, инспектор Ставропольской ДС проф. Д. П. Огицкий , А. В. Ведерников . В последние годы А. вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Похоронен на Старом кладбище Владимира. Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. А. был причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 окт. 2000 г. состоялось обретение мощей святого, к-рые 29 окт. крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий мон-рь Владимира. О. В. Косик А. - гимнограф и книжный справщик Создание новых служб После того как определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. было восстановлено празднование дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, А. совместно с проф. Тураевым подготовил текст службы на этот день, основываясь на службе, созданной в кон. XV - 1-й пол. XVI в. иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием . А. и Тураев существенно переработали службу инока Григория и дополнили ее новыми текстами. Новая служба была напечатана гражданской графикой в 1918 г., в 1930 г. переиздана слав. графикой в Париже, в 1946 г. только что созданное Издательство Московской Патриархии выпустило 3-е издание службы. Из него по цензурным соображениям были исключены песнопения, к-рые могли бы напомнить о гонениях на Церковь в XX в.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207628...

Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом Архиепископ Кирилл, Сан-Францисский и Западно-Американский. Архиепископ Кирилл - постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ и правящий архиерей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии с 2000 г. В июне 1992 г. - хиротонисан во епископа. В ноябре 2003 г. - участник визита первой официальной делегации РПЦЗ, встретившейся со Святейшим Патриархом Алексием и членами Священного Синода РПЦ МП. В мае 2004 г. - участвовал в поездке Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха РПЦЗ. Архиепископ Кирилл является настоятелем русского православного кафедрального собора в Сан-Франциско, одного из самых больших православных храмов в зарубежье. - Удовлетворены ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, опубликованными документами встречных комиссий, одобренными Священными Синодами Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата? Чего, по Вашему мнению, необходимо было достигнуть в этих документах, чтобы приблизиться к единству? Я радуюсь итогам работы как встречных комиссий, так и заседаний нашего Архиерейского Синода, который несколько раз рассматривал, а потом – одобрил и утвердил эти материалы. Еще в недалеком прошлом кто мог ожидать, что две части Русской Церкви придут к совместному православному видению принципиальных вопросов, касающихся церковно-государственных отношений, «Декларации» митрополита Сергия 1927 г. и участия православных в экуменическом движении, т.е. тех вопросов, которые разделяют Русскую Церковь вот уже много лет? Оглядываясь назад, жалею только, что в документе «об отношениях Церкви и государства» не были каким-то образом отмечены ошибки синодального периода нашей истории, когда Петр Великий, упразднив патриаршество и образовав «Святейший Правительствующий Синод» с обер-прокурором, фактически поставил Русскую Церковь на чрезвычайно странное и, строго говоря, неканоничное положение, превратив ее в государственное учреждение. Временами, при преемниках Петра Великого, государственное «попечение» о Церкви оборачивалось откровенным и мучительским гонением. Иногда мирские власти незакономерно и несправедливо вторгались в церковные дела, назначали архиереев и нарушали уставы Церкви. Один из государей, например, издал указ о сокращении евангельского чтения, читаемого на всенощном бдении во дни Богородичных праздников, потому что ему «не подходили» слова, сказанные Божией Матерью: «Низложил сильных со престолов и вознес смиренных» (Лук. 1, 52). Были допущены и другие ошибки и грехи со стороны тех государей, которые плохо относились к Церкви, но они не послужили тому горькому разделению, которое возникло в 20-м веке, когда безбожники захватили власть. Поэтому, наверное, эти моменты нашей истории и не были отмечены.

http://pravoslavie.ru/4623.html

До собора осталось немногим более месяца. Казалось бы, зачем гадать на кофейной гуще? Это не гадания, а намерение артикулировать контекст, понять «рамки» документа, чтобы затем, когда документ будет оглашен, понять, что же именно произошло. До оглашения социальной доктрины РПЦ осталось тридцать пять дней ЕСТЬ пункт повестки дня Архиерейского Собора 2000 г., о котором уже сегодня можно говорить с полной уверенностью: некий обширный документ, посвященный социальной доктрине Русской Православной Церкви, будет рассмотрен и одобрен на этом Соборе. Проект готовился Отделом внешних церковных сношений. Этого документа не видели не только журналисты, но и сотрудники других синодальных отделов. Что говорить о рядовых священниках и уже тем более мирянах — они узнают о его содержании только после Собора. Подготовка этого документа началась так давно, что некоторые эксперты, которых привлекал митрополит Кирилл (диакон Андрей Кураев, проф. Андрей Зубов) опубликовали свои аналитические записки в ОВЦС в виде статей в журнале «Знамя» еще в середине 90-х гг. О работе над доктриной свидетельствуют и выступления митрополита Кирилла на некоторых форумах и конференциях. Никакой открытой дискуссии в официальных церковных изданиях по ходу этой работы ОВЦС не проводил. Стоит ли высказываться о документе, которого никто не видел? Да, но только в одном направлении: показать его контекст, обозначить его возможные, ожидаемые рамки. В первую очередь хочется спросить: ответом на что является социальная доктрина Русской Церкви? Тут надо сразу отказаться от параллелей с католиками, это сильно запутывает вопрос. Дело в том, что социальная доктрина у католиков была следствием длительной дискуссии о том, как реагировать на многие совершенно новые социальные явления, которые были характерны для последней трети XIX века, т.е. того, что социологи называют «модерном». Русская Церковь в своем историческом бытии также готовилась дать ответ на так называемые «вызовы модерна» чуть позже — в первое десятилетие ХХ века, но она не успела этого сделать, поскольку модернизация России пошла по «оригинальному» сценарию.

http://pravmir.ru/vyzov-i-otvet/

" ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН " РАСЧЛЕНЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УКРАИНЕ ЧАСТЬ 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРУДА РАСЧЛЕНИТЕЛЕЙ Очевидно, что программа демонтажа Русской Церкви обеспечивается колоссальными пропагандистскими ресурсами. Пропаганда " Украинской поместной церкви " ведется не только в Ватикане, США, Львове и Киеве, но и в Москве. Поразительно вовремя, на следующий день после встречи Кучмы с раскольниками, в московской газете " НГ-религии " 25 октября был опубликован пространный доклад Джеральдины Фейган, сотрудника Кестонского института, и Александра Щипкова, редактора религиозных программ " Радио России " , - " Рим нам не отец, но и Москва - не мать " . То, что Москва - явно не мать авторам доклада, становится ясно из его содержания. (Заметим, что Джеральдина Фейган, довольно плохо владеющая русским языком и еще хуже понимающая тонкости запутанной украинской ситуации, выступает всего лишь прикрытием, яркой обложкой для этой публикации. Подлинным автором статьи, по-видимому, является Александр Щипков.) Российский соавтор рассматри-ваемой статьи Александр Щипков является редактором религиозных программ " Радио России " - главного государственного радиоканала нашей страны. Какого влияния на вещательную политику российского радио с многомилионной аудиторией можно ожидать от человека, который не только пропагандирует идеи, мягко говоря, не соответствующие интересам Русской Православной Церкви и России (это к вопросу о том, как реализуется доктрина информационной безопасности России), но и позволяет себе высказывания, прямо призывающие к вмешательству государства в дела Церкви? Вообще, " НГ-религии " не впервые " стреляют " на стороне сторонников автокефалии на Украине. Подобные " выстрелы " звучали, как правило, перед важными церковно-политическими событиями, касающимися судьбы Православия на Украине. Так, перед Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года в " НГ-религиях " была опубликована статья В. Тимошенко не просто в поддержку автокефалии - в ней звучали странные намеки: те священнослужители УПЦ Московского Патриархата, которые будут выступать против украинской государственности, будут иметь серьезные проблемы с властями. Некоторые украинские деятели очень широко понимают " антигосударственную деятельность " , причисляя к таковой и неприятие идеи автокефалии. К счастью, влияние " НГ-религий " на решения Архиерейского Собора было нулевым - архиереи заняли принципиальную позицию против автокефалии на Украине.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II торжественно открыл заседания А. с. На первом пленарном заседании были приняты регламент, повестка дня и программа, избраны рабочие органы. Затем Святейший Патриарх представил А. с. доклад, в котором охарактеризовал состояние и деятельность РПЦ, вступившей в 3-е тысячелетие, и привёл статистические данные: к 2004 г. в Московском Патриархате насчитывалось 26 590 приходов, 652 мон-ря, 9468 воскресных школ и 2253 социальных центра. В своём докладе первосвятитель напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших после Архиерейского юбилейного Собора 2000 г.: 950-летие Киево-Печерской лавры (2001), перенесение в Россию, на Украину и в Белоруссию мощей св. ап. Андрея Первозванного (2003), 100-летие прославления преп. Серафима Саровского (2003), празднование 700-летия св. блгв. кн. Даниила Московского (2003), торжественная встреча верующими во главе с патриархом чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (2004), 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского (2004). Отдельный раздел доклада патр. Алексия II был посвящён трудам по воссоединению с РПЦЗ. В мае 2004 г. по приглашению Святейшего Патриарха в Россию прибыла первая делегация РПЦЗ во главе с митр. Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурлой) . Отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, служивших в прошлом источником разделений, участники собеседований подчеркнули необходимость избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Выработка совместного понимания проблем, препятствующих восстановлению полноты общения, была поручена комиссиям, к-рые приступили к совместной работе.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Несмотря на мнения противников канонизации императора Николая II, которые, в основном, нужно отметить, основываются на негативных стереотипах, навязанных обществу коммунистической пропагандой, в августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Церкви царь Николай II и вся царская семья были причислены РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. При этом особо подчеркивалось, что прославление Царственных мучеников было свободно от всякой политической конъюнктурности и «не обозначало «канонизации» монархической формы правления» 1 . Однако следует отметить, что из наиболее известных духовными дарами представителей Церкви никто и никогда не канонизировал, так называемые, демократические формы правления. Наоборот, из уст святых отцов XVIII–XX вв. мы слышим ясное указание на необходимость и благотворность для России именно власти самодержавного Царя. Свт. Димитрий Ростовский , свт. Филарет Московский и свт. Феофан Затворник , преп. Серафим Саровский и св. прав. Иоанн Кронштадтский 2 , преп. старцы Оптиной пустыни, а также один из первых мучеников, пострадавший сразу после кровавого октября 1917 – свт. Владимир Киевский, единогласны в своих суждениях по этому вопросу. Например, знаменитый свт. Филарет (Дроздов) , поддерживая идею самодержавной монархии как власти Богом установленной, давал богословское обоснование как ее самодержавности, так и наследственности. Способный к весьма смелому противостоянию Царю в вопросах, касающихся компромиссов совести, Святитель предчувствовал, что гибель Российской империи придет с Запада. Он отмечал, что западные христианские народы «делают для себя постановления, не основанные на постановлениях Божественных», называл их «строителями Нового Вавилона», характеризовал демократический образ правления как избрание правителей, «порабощенных своим подданным» 3 . В этой связи хочется сразу подчеркнуть единомыслие св. царя страстотерпца Николая II с сонмом святых русской Церкви по вопросу о необходимости сохранения традиционной для России самодержавной власти Царя как основы ее политического и экономического процветания. Изменить строй, отворить ворота нападающим сторонникам демократии в глазах Царя означало – положить начало не только распаду страны, но и неизбежным многочисленным бедам для населяющих ее народов. Неспособность демократов сохранить власть и порядок, страшные бедствия немедленно последовавших революции, гражданской войны и разрухи стали историческим доказательством его правоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25340.html 26 января 2006 Александр Кырлежев Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви Источник:  Газета " Русская мысль " , 4333-4334, сентябрь – октябрь 2000 г. Принятие документа, озаглавленного " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , можно считать не только одним из важнейших деяний юбилейного Архиерейского собора РПЦ, но и чрезвычайно значимым событием и в церковной, и в общественной жизни России. Впрочем, учитывая процедуру этого принятия, надо говорить не столько о некоем свершившемся факте ( " теперь у нашей Церкви есть социальная доктрина " ), сколько о том, что собор положил начало процессу серьезного и " предметного " размышления на тему об отношении современной Православной Церкви к современным общественным процессам. Известно, что текст этого весьма объемного документа члены собора получили лишь по прибытии в Москву и реального, содержательного обсуждения затронутых в нем тем и проблем на соборе не было, да и не могло быть. Затем этот текст, созданный в недрах Отдела внешних церковных сношений, в тайне от церковной и светской общественности, был " вброшен " в информационное пространство, причем только в виртуальное (сейчас он доступен только интернет-сообществу – его можно найти на официальном сайте РПЦ, russian-orthodox-church.org.ru). Пока он не будет издан в печатном виде, широко распространен в Церкви и представлен общественности, обсуждать и оценивать его трудно, а излагать в небольших по объему статьях Тем не менее, такая дискуссия уже началась, и она оправдана, кроме вышесказанного, еще двумя обстоятельствами. Во-первых, составители назвали этот первый опыт формулирования церковной социальной доктрины основами , что предполагает развитие и уточнение сказанного. Во-вторых, они назвали его социальной концепцией Русской Православной Церкви , что указывает на ее локальный (или " поместный " ) характер. В этом отношении принятый собором документ следует рассматривать как в хорошем смысле провокацию или, если говорить мягче, как своего рода предложение, с которым РПЦ обращается к Вселенскому Православию: давайте совместно работать над формулировкой православного социального учения. (И вполне возможно, что в самое ближайшее время подобный документ будет принят, например, Синодом Константинопольского или Румынского Патриархатов.)

http://religare.ru/2_25340_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010