не смог выполнить норму. В янв. 1938 г. состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от А. потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, к-рые были с ним в тюрьме и в концлагере,- священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь. 13 декабря 1997 г. Определением Синода УПЦ А. причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г . внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837. Соч.: Письма с Востока//ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев//Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова//Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог)//Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла//ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ//ПС. 1913. Сент. С. 1-7. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп.

http://pravenc.ru/text/114964.html

В монументальной живописи образ И. (преимущественно в рост) встречается на современных фресках в Оптиной пуст.: в алтарях Владимирского храма (2005) и ц. прп. Илариона Великого (2007, полуфигура) - работы иером. Илариона (Ермолаева), в Казанском соборе - письма мон. Марии (Левистан) (2004, И. вместе с преподобными Амвросием и Иосифом Оптинскими). Худож. Ю. Н. Захаров написал фигуры И. на св. вратах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко) и Иоанно-Предтеченского скита (2001). Над ракой святого помещена композиция «Исцеление бесноватой преподобным Иларионом Оптинским». И. представлен в храме возле аналоя с Евангелием и крестом, склонившись, благословляет исцеленную (2000, работа мон. Марии (Левистан)). Поясной образ известен также в современной росписи ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пуст.). Изображения И. включены в одну из композиций «Собор Оптинских старцев», наиболее ранняя из к-рых была создана в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.). Др. иконы написаны игум. Ипатием (Хвостенко) в 1997 г. для Казанского собора, Т. А. Мушкетовой в 1996 г. для Владимирской ц. мон-ря и ок. 2006 г. для ц. Собора св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни. Как правило, И. изображается за прп. Макарием Оптинским во 2-м (или в 3-м) ряду правой группы. Несколько икон этого сюжета выполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. (И. В. Кобранова, Н. В. Радаева и др.), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова). Образ И. (без клобука) имеется также на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, которая была создана к общецерковной канонизации старцев Оптиной пуст. на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Игум. Филипп (Перцев) Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/text/389133.html

Полностью текст «Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. Также о призыве Патриарха Алексия «к восстановлению церковного единства» сообщают агентство РИА «Новости»   и сайт «Вести. Ru » . В последний день совещания в Наяке было принято «Обращение Всезарубежного Пастырского совещания духовенства» . В этом документе отмечено, что на совещании были с большим интересом выслушаны доклады и разные мнения: «Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом – наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться». Также в обращении отмечено, что, так называемое, «сергианство» сегодня уже не является актуальным: «На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о “власти от Бога” (Рим. 13, 1-7)». По вопросу экуменизма было признано, «что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно». «Мы обращаемся к предстоящему Архиерейскому Собору с просьбой принять во внимание наши высказывания, переживания наших прихожан и резолюции епархиальных пастырских совещаний по вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы надеемся на милость Божию и желаем только исполнения Его воли». Сайт «Независимая Газета - Религии» посвящает прошедшему Всезарубежному пастырскому совещанию материал Олега Недумова, в котором отмечено, что «практически все выступавшие на совещании священнослужители так или иначе поддержали идею объединения Русской Православной Церкви  и Русской Православной Церкви Заграницей. Наиболее последовательно возможный механизм объединения двух Церквей изложил постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). По его словам, в первую очередь необходимо восстановить евхаристическое общение, предполагающее совместное причащение во время литургии». При этом, говоря о предстоящем Архиерейском Соборе, автор заявляет: «Вряд ли стоит ожидать от Архиерейского Собора Зарубежной Церкви каких-то радикальных решений. Скорее всего, на Соборе будет провозглашен только общий курс на сближение с Московским Патриархатом. Тем более что решающий раунд переговоров между РПЦ и РПЦЗ пройдет уже после завершения Собора, во время визита в Москву Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра, который намечен на январь 2004 года».

http://pravoslavie.ru/4867.html

В 1991 г. община Свято-Троицкого храма в Обояни, настоятелем которого являлся игум. Иоасаф (В. В. Шибаев), перешла в юрисдикцию Свободной Русской правосл. церкви за границей (СРПЦЗ). Это обстоятельство положило начало череде длительных судебных разбирательств между общиной СРПЦЗ и Курской и Белгородской епархией, отстаивавшей права на здание храма. В 1993 г. храм был окончательно закреплен за РПЦ. Общине СРПЦЗ было выделено бывшее помещение комбината бытового обслуживания для последующего переоборудования для молитвенных целей. В кон. 1994 г. Иоасаф вместе со своим приходом перешел в УПЦ (КП), а в февр. 1995 г. был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского УПЦ (КП). Определением архиерейского собора РПЦ от 19 дек. 1997 г. запрещенный в священнослужении игум. Иоасаф Шибаев был извержен из священного сана. Оставаясь в составе УПЦ (КП), он в янв. 2000 г. был наделен титулом «архиепископ», а впосл. назначен постоянным членом синода УПЦ (КП). А. И. Раздорский Обновленчество Летом 1922 г. в Курской епархии началось распространение обновленчества . Епархиальный съезд в Курске 23-25 авг. 1922 г. поддержал раскол и избрал управляющим Курской епархией викарного Белгородского еп. Никона (Пурлевского) , 8 сент. он был утвержден в этой должности обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ). Ряд участников съезда во главе с Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) осудил раскольников. Главными деятелями раскола в Курске были председатель епархиального съезда прот. Иоанн Андриевский, зам. главы Курского ЕУ прот. Григорий Мусатов, секретарь ЕУ свящ. Константин Афанасьев и зав. канцелярией ЕУ свящ. Александр Иванов. Уполномоченным ВЦУ по Курской епархии и основным пропагандистом обновленчества в регионе стал бывш. редактор издававшегося в 1917-1918 гг. ж. «Вестник Курского епархиального совета» свящ. Л. Е. Иваницкий. В ноябре следующего года он был уволен, уполномоченным ВЦУ в Курской епархии назначили бывш. редактора «Волынских епархиальных ведомостей» и ж. «Православная Волынь» прот. Захария Саплина.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Хочу напомнить, что о необходимости реформы Духовной школы неоднократно упоминалось в решениях Архиерейских соборов РПЦ 1994, 1997 и 2000 гг., в распоряжениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также в ряде постановлений Священного Синода. Фактическое начало процессу реформы Духовной школы было положено в 1994 г., когда Святейший Патриарх Алексий II собрал ректоров тогда уже многочисленных Духовных школ, чтобы поставить перед ними задачу повышения качества обра- —345— зования. Святейший Патриарх определил цель развития Духовной школы как создание единой системы духовного образования в Русской Православной Церкви с достижением стандарта и уровня высшей школы. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 1994 г. в рамках этого видения постановил к 2000 году подготовить переход к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими учебными заведениями, причем их целью останется подготовка священнослужителей. Во исполнение этой задачи была создана рабочая группа по разработке концепции новой системы богословского образования. Суть подготовленной концепции заключалась в том, что Духовная семинария, предназначенная главным образом для подготовки пастырей, преобразуется в пятилетнее высшее учебное заведение. Духовная же академия становится местом подготовки богословов, преподавательских кадров, ответственных церковных работников, а потому приобретает специализированный характер. При этом органом, координирующим процесс реформирования Духовной школы, является Учебный Комитет при Священном Синоде. В период после Архиерейского собора 1997 г. начинается процесс внедрения указанной концепции в жизнь. Было ясно, что с учетом имеющихся ресурсов, возможностей, известной инерции всего сразу сделать не удастся. Осуществление реформы мыслилось в несколько этапов. I этап а) создание стандарта семинарии, ориентированного на уровень высшего образования; б) апробация этого стандарта. II этап а) последовательное внедрение этого стандарта в жизнь;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Или мы должны назвать Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. противным каноническому устройству, отвергнув чаяния и труд святителей, мучеников и исповедников, или признать ошибкой решения Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Выбирай – ты на распутье!» Свобода – важнейшая сущность духовного мира, раскрытие Свенцицким христианского учения о ней – значительное свершение в мировой философии. Впоследствии Бердяев сделает себе имя, повторяя, продолжая и на свой лад переиначивая рассуждения тогдашнего идейного противника. Такова стезя эпигонов – использовать открытия, не упоминая автора. Но справедливость должна быть восстановлена – Свенцицкий первым исследовал глубины свободы, представил творчество как её феномен и обосновал эту позицию. Диалектически трактуя свободу как дар и долг (возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения её Божественного начала), он установил её формальные признаки – вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал её внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость), а первым выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт – хотение, осуществляемое путём воли. При истинной свободе оно следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог нашего бессмертия) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства – значит очистить свой дух от всякого зла, т. е. стать абсолютно свободным. Таковой человек – сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Но это недоступно одиночке: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божиими, даёт простор индивидуальным силам человека. Безграничная вера в мощь Церкви определяла жизнь Свенцицкого, вера в проявление даров Святого Духа – сподобимся и чудес, и пророчеств, если будет у нас истинное общение во Христе Иисусе, если свободно преклонимся под власть любви. Не надо бояться раздоров на Соборе: должно произрасти и ересям, чтобы явно отделились сорняки от пшеницы, чтобы чётче уяснилось учение истинное. Только там, перед всей Церковью, обнаружатся тайны сердца, падёт личина обманщиков и откроются враги Христа. Не раскол то будет, а разрыв со всем гнилым и омертвелым – очистим с Божией помощью тело, извергнем скверну, исподволь разъедающую, отсечём ветви неплодоносные 788 . А иначе засохнет всё дерево... Не надо бояться косноязычия – Господь и из камней воздвигнет сынов, заговорит и валаамова ослица. Не были апостолы великими ораторами, но сподобились небесной благодати. Если уверуем, как Свенцицкий, как свт. Тихон, как участники Собора 1917 г., – огонь сойдёт с неба, и немым даруется глагол, и будет у нас одно сердце и одна душа. И созиждется Церковь – союз веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

80. Воспоминания об отце Сергии Мечёве , мученически пострадавшем за Франкфурт-на-Майне, 1985. Вып. 12. С. 83–-114. 81. Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечёва , составленное его духовными чадами//Надежда. Базель; М., 1993. Вып. 16. С. 13–236.– Энгельгардт С. А. Воспоминания; Алла Д. Свидетельство. 82. Камов Б. Н. Пророчество, которое сбылось//Шпион: Альм, писат. и журналист, расследования. 1993. 1. С. 89. – Выдержка из статьи проф. И. С. «Большевизм в свете психопатологии», опубликованной в журнале «Возрождение» (Париж, 1949. 9), о «пытке детьми», применявшейся к отцу Сергию Мечёву в лагере в Лодейном Поле. 83. Проповеди священномученика иерея Сергия Мечёва //Надежда: Душеполезное чтение. Базель; М., 1993. Вып. 17. С. 18–380. 84. Могилевцев Г. И. Отец Сергий Мечев //Журнал Московской Патриархии. 1994. 9/10. С. 59–61. 85. Сергий (Мечёв), сщмч. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче/публ. Е. В. Апушкиной//К Свету. 1993. 5/6. С. 1–51. – Беседы и проповеди на Великий пост, 1923–25 гг. 86. Патерик новоканонизированных святых. [Сщмч. Сергий Мечёв : По тексту «Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века " ]//Альфа и Омега. 2000. 3 (25). С 237–278. 87. Маросейка: Жизнеописание отца Сергия Мечёва . Письма. Проповеди. Воспоминания/сост. С. С. Бычков. М.: Мартис; Sam&Sam, 2001. 458 с: ил. – Жизнеописание, проповеди, письма отца Сергия Мечёва ; Куприянова Т. И. Автобиографические записки; Воспоминания прихожанок храма Свт. Николая на Маросейке и пр. 88. Сергий (Мечёв), сщмч. Тайны богослужения. М.: Русский Хронограф, 2001.384 с. – Духовные беседы 1922–1929 гг. Избранные беседы после праздничных богослужений 1922–1925 гг. Жизнеописание сщмч. Сергия. 89. Грубе А. А. «Сын мой будет выше меня»//Московский журнал. 2005. 8. С. 33–45. – Жизнь, пастырское служение и духовное наследие сщмч. Сергия. 90. Пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва //Новомученики и исповедники Ярославского края/авт. сост. Я. В. Волков. Ярославль; Рыбинск, 2005. С. 242–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В конце XVIII в. под влиянием западной теологии 29 в русское богословие проник термин «секта», в смысле близком к понятию «ересь». В результате богословские заблуждения, именовавшиеся в Русской Православной Церкви до конца XVIII в. ересями, за исключением католичества, англиканства, лютеранства и реформатства, стали называться сектами в официальных документах Синода, 30 Особого Совещания по делам веры (1905), 31 Предсоборного Присутствия (1906) и Поместного Собора 1917–1918 гг. 32 Термины «ересь» и «секта» стали использоваться как синонимы не только в миссионерско-полемической литературе, но и в некоторых публикациях, посвященных средневековым ересям. 33 В учебных пособиях по сектоведению начала XX в. прямо отмечалось, что секты – это ереси, а в тех случаях, когда в них отсутствовал термин «ересь», определение секты было близко к нему по содержанию. Подводя итог развитию русского сектоведения профессор Н. Н. Глубоковский в труде «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии» считал, что слово «секта» в русское богословие было привнесено из Германии в качестве синонима слова «ересь». 34 Дальнейшее развитие богословской науки в России было замедлено десятилетиями безбожной власти. Когда в начале 1990-х гг. в России наблюдался очередной всплеск сектантской активности, Архиерейский Собор 1992 г. осудил учения сект «Белое Братство» и «Богородичный центр», назвав их «суррогатом ересей». 35 В 1990-х гг. термин «секта» стал трактоваться расширенно, и его применяли для наименования групп, возникших за пределами христианского мира и имеющих нехристианские корни, что было несвойственно русскому сектоведению начала XX в. 36 В настоящее время в РПЦ, в качестве признаков сектантства, избраны вероучительные (догматические) критерии, что нашло выражение в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Архиерейском Соборе, проходившем в Москве с 13 по 16 августа 2000 г. Этот документ к сектам относит «отвергающих основополагающие христианские догматы ». 37

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Между тем, разного рода провокаторы и правозащитники напрасно боятся клерикализации власти. Перед Православной Церковью не стоит такая задача. О первоочередных проблемах, стоящих перед Церковью, рассуждает в статье " Властная вертикаль Церкви " автор " НГ-Религий " Александр Кырлежев . В частности, речь идет о предстоящем Архиерейском Соборе. Автор сначала упоминает о состоявшемся три года назад Соборе, на котором были прославлены в лике святых новомученики и исповедники российские XX века, а также приняты три фундаментальных документа: " Основы социальной концепции " , " Основные принципы отношения к инославию " и новый Устав Русской Православной Церкви. " Однако, - отмечает Александр Кырлежев, - проблемы канонического регулирования церковной жизни на Соборе 2000 года решены не были. Данное Собором Синоду поручение разработать предусмотренные новым Уставом положения о церковном суде, о монастырях и монашествующих и о церковном имуществе пока не выполнено. Кроме того, как было сказано в соборном определении, " весьма актуальной представляется подготовка канонического кодекса Русской Церкви " . Именно эти вопросы (в частности, вопрос об организации митрополичьих округов - в Казахстане и Западной Европе) следовало бы включить в повестку дня грядущего Архиерейского Собора, который, согласно нынешнему Уставу РПЦ, должен состояться в 2004 году " , - считает автор. Вдали от столичных споров и провокаций, в сибирских деревнях, люди ждут священников и врачей. И тех, и других - не хватает. И те, и другие - очень нужны. О необычном корабле милосердия рассказывается в репортаже корреспондента " Вестей " Дмитрия Иванова . " В необычное плавание по Оби отправился корабль " Андрей Первозванный " . На его борту - врачи и священники. Они будут заходить в отдаленные поселки Сибири, откуда до ближайших больницы и церкви ехать несколько часов. Каждое утро в небольшом храме на корабле руководитель миссии отец Константин зажигает свечи. Это значит, что " Андрей Первозванный " готовится причалить к очередному населенному пункту… Концерт православного хора и обряд крещения - традиционные мероприятия миссионеров в каждом селе… В экспедиции новосибирские священники отправляются не только на корабле. По отдаленным селам они уже путешествовали на поезде, а теперь планируют и с авиаторами договориться - о воздушной миссии " .

http://pravoslavie.ru/4841.html

Построенное с великими страданиями церковное здание обустраивалось и внутренне и внешне до 1912 года. Храм не закрывался в годы лихолетия. Три начальника милиции города Раменское (имена их не сохранились в человеческой памяти), получив указание «свыше» закрыть храм при селе Малышево, отказались исполнить это варварство, были наказаны и сосланы как «единомышленники попов», но храм остался до сего времени в неприкосновенности, в богоборческую эпоху он продолжал действовать, собирая всех православных со всей большой округи. По воле Божией, местные власти спустя некоторое время " отстали " от небольшого кладбищенского сельского храма. Так уж повелось, что двери этого деревянного храма не закрывались, они были постоянно открыты. Удивительно было то, что даже скотина, гулявшая возле церкви в жаркие летние дни, не входила в открытые двери храма. Православные жители по ночам собирались в храме для молитвы, и это был горький плач изболевших по церковной службе человеческих сердец, жаждущих обрести утешение в своих скорбях. В 1938 году по навету кого-то из собратьев был арестован 26 января священник храма с. Малышево отец Алешковский Иван Григорьевич. Тройкой при УНКВД СССР по Московской области 11 февраля 1938 года обвинен в «контрреволюционной агитации» и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян батюшка был 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Реабилитирован 16.04.1958 г. В 2000 году на Архиерейском Юбилейном Соборе РПЦ священник Иван Алешковский был прославлен для общецерковного почитания в лике священномучеников и включен в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Этот небольшой деревянный Никольский храм периодически поновлялся и реставрировался, в связи с чем дошёл до наших дней в хорошем сотоянии. 14 ноября 2012 года прихожане храма святителя Николая отмечали знаменательный юбилей. Ровно сто лет назад была отслужена первая литургия. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Деревянная церковь у станции Бронницы и с сайта: malyshevo.ortox.ru/История храма

http://sobory.ru/article/?object=15412

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010