В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

Важным событием в жизни Русской Церкви стало принесение в ее пределы с 24 августа по 15 октября ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского. Мощи были доступны для верующего народа в четырнадцати городах России. Только в Москве с 21 сентября по 14 октября святыне поклонились свыше полумиллиона человек. К концу 2018 году количество Патриарших богослужений, включая запланированные в оставшиеся до конца года дни, составит 190. В уходящем году Святейший Патриарх Кирилл посетил 18 епархий Русской Православной Церкви в России и Белоруссии. Общее количество визитов Предстоятеля в епархии в этом году, с учетом повторных посещений Московской области и Санкт-Петербурга — 21. «Особое внимание в этом году старался уделить общению с духовенством и мирянами северных епархий, — рассказал Святейший Патриарх. — Отрадно, что в этих суровых землях строятся храмы, сюда приходят священнослужители, у людей появляется возможность чаще участвовать в церковных Таинствах, налаживать духовную жизнь, укрепляться в вере православной. Усилия церковных тружеников в этих далеких областях приносят добрые плоды». 2-4 марта по приглашению Патриарха Болгарского Неофита состоялся официальный визит Его Святейшества в пределы Болгарской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. «За освобождение православных братьев-болгар тысячи русских воинов отдали свои жизни в теперь уже далеком XIX веке. Нам с вами важно помнить о таких исторических вехах. На этой памяти зиждется не только наш национальный дух, но и нечто большее — православное мироощущение, носителям которого свойственно, не жалея своего живота, отстаивать саму возможность жить по-христиански, с дерзновением подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 3)», — заявил Святейший Владыка. По приглашению Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия 28-29 апреля состоялся визит Святейшего Патриарха в Албанию. «Албанская Церковь, как и Русская Православная Церковь, в ХХ веке подверглась страшным гонениям и была практически уничтожена. Исповеднический подвиг, выпавший на долю наших Церквей, роднит наши православные народы. Хочется верить, что память о гонениях будет основой нашего проповеднического служения в веке нынешнем», — выразил надежду Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5327267.ht...

Во-первых, не пора ли прославить нетленно и открыто почивающего в московском Успенском соборе святителя – священномученика за отечество Гермогена? Ведь в некоторых святцах XVIII века он называется уже святым. Во-вторых, я желал бы видеть памятник-храм, по меньшей мере – памятник-часовню в честь сих угодников Божиих. И представляется мне она в стиле древнерусских церквей, по внутренним стенам вся украшенная мозаиками из жизни и подвигов святителя Гермогена, преп. Дионисия Радонежского и – почему к ним не присоединить и подвиги Авраамия келаря Троицкого? Против входа – икона Гермогена и Дионисия с горящею пред нею лампадою. Наружные стены можно украсить также мозаикой, если русскому стилю претят барельефы. Все должно говорить сердцу русскому о подвигах их. Какая благодарная задача для наших родных художников, каковы В.М. Васнецов и А.Н. Померанцев! Если епархиальная власть найдет полезным в часовне поставить свечной ящик, то доход от свеч должен идти на распространение изданий строго православного и патриотического содержания, дабы самый памятник великих патриотов продолжал их святую деятельность среди народа Русского. В известные дни, в дни памяти угодников Божиих, из ближайшего Покровского собора должен быть к памятнику крестный ход для служения молебнов печальникам родной земли. Следует установить и панихиды о всех, за Веру Православную, за Царя и Отечество душу свою положивших во дни смут, как XVII, так и нашего века, за всех, подвигом добрым подвизавшихся в то время. Такой памятник будет по сердцу народу православному. К нему будут приходить не любоваться только, не ради праздного любопытства, но и молиться, входить в общение с теми, о ком памятник сей говорит нашему сердцу. Пора нам перестать идти в хвосте за западными народами, пора быть самобытными хотя бы в том, что завещала нам родная старина. Тем, западным, позволительно ставить статуи и святым, и не святым людям: для них старый, отживший языческий греко-римский мир был не чужой; о нас, русских, сказать этого нельзя. Мы не знали греко-римской цивилизации: мы, можно сказать, как только появились на свет во всемирной истории, так и окрещены в святую нашу веру православную. Западные народы приняли христианство уже взрослыми, мы – младенцами... Взрослый уже становится неспособен так глубоко воспринимать новые идеалы духовных воззрений, как тот, кто воспринимает их с молоком матери. Я не говорю об избранниках Божиих, о тех гигантах духа, которые прославили историю Церкви от первых времен христианства: я разумею народные массы, народы Запада, как исторические личности. В отношении к памятникам именно так и было. Укажите хотя один пример во всей истории Церкви, когда бы Церковь в лице своих святых мужей благословила, одобрила, признала благоприятным постановку мирских памятников, кому бы то ни было из исторических деятелей? Римская Церковь , уклонившись в сторону мира, многое и усвоила заимствованное от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Возглавлявший Мукачевско-Пряшевскую епархию Сербской Православной Церкви епископ Владимир (Раич) остался в Мукачево, но фактически потерял связь со своим священноначалием и лишился возможности непосредственно окормлять словацкие приходы. Обсудив донесение настоятеля монастыря прп. Иова игумена Серафима (Иванова) от 25 июля 1939 г. «о желательности при данной политической обстановке передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции Сербской Церкви в юрисдикцию епископа Берлинского и Германского» Серафима (Ляде) и приложенную к нему копию докладной записки благочинного приходов в Словакии протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями Архиерейский Синод РПЦЗ 4 августа 1939 г. постановил: «1) Признать, что не встречается препятствий к осуществлению предложенного прот[оиереем] В. Соловьевым мероприятия, если Сербская церковная власть нашла бы осуществление его желательным; 2) О положении православных церквей в Словакии доложить Архиерейскому собору, для чего передать при выписке из сего определения в Соборную канцелярию все относящиеся к сему . В начале 1940 г. епископ Владимир назначил протоиерея Василия Соловьева администратором словацких приходов и одновременно обратился к находившемуся в юрисдикции РПЦЗ Владыке Серафиму (Ляде) с просьбой взять находящиеся в Словакии православные приходы в свое управление. Однако Сербский Патриарх Гавриил не дал на это согласия и подчинил словацкие общины непосредственно . Решение данного вопроса затянулось на 2 года. Осенью 1940 г. в обители прп. Иова была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для Русского зарубежья и освобо­жденной в будущем от советской власти Родины. Казалось, что появилась возможность реализовать давнюю мечту Владыки Виталия открыть при братстве духовную школу. Сначала для реализации этих планов не нашлось помещения и средств, потом чинились препятствия со стороны некоторых влиятельных церковных кругов, а среди братии не хватало иноков с высшим богословским образованием, чтобы использовать их в качестве бесплатных преподавателей. Кроме того, не было острой необходимости в подобной школе. Местных русинов посылали учиться в сербские семинарии, для русских в Европе существовало несколько богословских школ: пастырское училище архиепископа Дамиана (Говорова) в Болгарии, Свято-Сергиевский институт в Париже, богословские факультеты и семинарии в Польше, в Прибалтике и т. д. К осени 1940 г. все эти духовные школы были закрыты или находились на грани закрытия. У братства же прп. Иова появились условия, позволяющие открыть духовную школу: богословски образованные иноки в качестве преподавателей, достаточные средства, почти пустующая из-за войны странноприимница могла быть использована в качестве учебного помещения. Наконец, среди братии имелись лица, которые могли стать первыми слушателями школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Вот – истинная подкладка того успеха, который имеет в нынешнее время так называемый «экуменизм». Начало его, быть может, и было хорошим, положительным – стремлением объединиться всем вокруг потерянной Истины подлинного Христова Учения и основанной Христом-Спасителем Церкви. Но очень скоро это движение захватили в свои руки и начали им руководить «по-своему» лица, которым вовсе не дорога была Истина, а какие-то совсем иные интересы – объединение не вокруг обретенной Истины, а вокруг Лжи, противной и учению Слова Божия и учению истинной Христовой Церкви. Православные стали вступать в это экуменическое движение под благовидным предлогом «свидетельства пред инославными об истине Православия». Но теперь выяснилось – и только слепой может этого не видеть! – что православные не только не свидетельствуют там истины, но сами отступают от истины, увлекшись ложью отпавших от Православия и даже жуткой идеей экуменизма – создания какой-то совсем новой  лже-церкви,  долженствующей объединить в себе  всех людей,  в том числе и православных, отрекшихся от своего Православия. Неужели сейчас, в наши дни, может кто-нибудь, с чистой совестью, утверждать, что это не так?! А в этом именно – действительная, основная, коренная причина того, что Русская Православная Церковь Заграницей, естественно возникшая, вследствие бегства сотен тысяч православных русских людей от ига лютых Богоборцев и человеконенавистников, подверглась яростным нападкам, и от нее откололись те, кто  «вышли от нас, но не были наши»   ( 1Иоан. 2, 19 ). И это теперь для нас уже не удивительно! Ибо за истекшие полвека нашего изгнания мы смогли вполне убедиться в том, что «экуменическое движение», в лице своего объединяющего центра «Мирового Совета Церквей» идет вполне «в ногу» с гонителями нашей святой веры и палачами русского народа и спаяло себя с ними узами тесной дружбы на почве лживо-лицемерного сотрудничества в «борьбе за мир». Какая ужасающая ложь! И неужели «объединители» христианства и всех религий не видят, что их союзники в деле «борьбы за мир» сами и являются главными нарушителями мира не только в порабощенной ими несчастной России, но и во всем остальном мире?!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Впервые после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения совместное сослужение двух Первоиерархов ПЦА и РПЦЗ — митрополитов Ионы и Илариона — состоялось в этом году, по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка. А на престольный праздник Знаменского собора Зарубежной Церкви, как было решено, вместе с Предстоятелями будут служить и члены обоих Синодов. Накануне праздника Курской Коренной иконы традиционно начинает свою работу Синод РПЦЗ. В самый канун праздника состоялось заседание и так называемого Малого Синода ПЦА — нелегким было оно для митрополита Ионы. На повестке дня, в числе прочих, стояли вопросы по проверке работы консультативного комитета по сексуальным злоупотреблениям (в отчете о заседании он стоял первым), отчет об исполнении решений прошедшего в конце октября — начале ноября в Сиэттле 16-го Всеамериканского Собора, корректировка планов работы синодальных отделов, комитетов и комиссий, утверждение планов заседаний Синода на 2012 год. Уже позже, когда будут сказаны речи и вручены ордена, митрополит Иона признается, что праздничное богослужение его очень укрепило, и поблагодарит митрополита Илариона за  возможность «собраться вместе, молиться вместе, чтобы отпраздновать нашу братскую любовь вместе, как единая Церковь». «10 декабря, день празднования нашей общей святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери, был удачно выбран нашим Первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, — рассказывает протоиерей Серафим Ган. — Некогда мы были одной Церковью, эту святыню знают и почитают православные американцы. Курская Коренная икона именуется «Одигитрией» — Путеводительницей русского зарубежья. И мне хотелось бы напомнить еще об одном недавнем событии. 20 ноября, в годовщину издания святым Всероссийским Патриархом исповедником Тихоном своего исторического указа за 362 и в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Александро-Невском кафедральном соборе Парижа состоялось сослужение Первоиерарха и духовенства Русской Зарубежной Церкви с Экзархом русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата архиепископом Команским Гавриилом. Теперь можно сказать, что все три ветви некогда единой Русской Зарубежной Церкви возобновили Евхаристическое общение и молились под покровом и по прямому указанию Божией Матери, Которая, верим, все эти нелегкие десятилетия указывает путь русским людям, оказавшимся на чужбине, не дает оторваться от своих корней, ведет их спасительным путем служения вдали от родины и дает мудрость для разрешения раздоров и нестроений».

http://pravmir.ru/edinomysliem-ispovemy/

Вскоре была учреждена строительная комиссия, которую возглавил о. Александр Якубов. Разработка проекта храма была поручена инженер-полковнику Д. Я. Языкову, который в августе 1894 г. выполнил ее бесплатно. В феврале следующего года проект, переделанный в Петербурге, был представлен на утверждение Финляндского сената, и 19/31 мая 1896 г. состоялась закладка храма. Освящение храма в память Императора Александра III состоялось в воскресенье, 24 октября 1899 г., и было совершено Высокопреосвященным Николаем (Налимовым), новым архиепископом Финляндским и Выборгским. Просторный краснокирпичный храм был выстроен по типу полковых церквей того времени: пятиглавым, в русском стиле XVII века, с трапезной и высокой шатровой колокольней над входом. Колоколов на колокольне было девять, из них самый большой весил пять тонн. Над перспективным порталом помещена мозаичная икона благословляющего Спасителя. Внутри стены храма украшены орнаментальной росписью, свод - темно-синий с золотыми звездами. На приподнятой солее стоит трехъярусный бело-золотой иконостас, привезенный из Петербурга. Образа на цинке написаны в академической, манере. В двух больших киотах у солей находятся иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца. Освещает интерьер красивое золоченое паникадило. С 1904 г. постоянные богослужения в храме стал совершать полковой батюшка русских гарнизонных частей, расквартированных в Таммерфорсе. После провозглашения независимости Финляндии в стране началась гражданская война, которая не пощадила Александро-Невский храм: он получил повреждения при артобстреле и вдобавок был раз¬граблен, отчего многие ценные иконы и предметы утвари исчезли безвозвратно. Бывшая государственная собственность России была объявлена собственностью Финляндского государства. Храм, который считался «гарнизонной церковью» (т. е. принадлежал военному ведомству России, а не приходу) перешел в казну. После двухлетней тяжбы он был в 1919 г. передан Финляндской Православной Церкви. После ремонта церковь была приписана к Хяменлинскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=16654

входил с прошением в Синодальный Приказ об освящении новопостроенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тархове и о выдаче освященного антиминса. На прошении написана резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать о посвящении указ и освященный антиминс 1737 году февраля 7 дня». По определению Синодального Казенного Приказа об освящении церкви выдан указ 7 февраля того же года протопопу Рузского Воскресенского собора Ивану Федорову. Рождественская церковь в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1737 – 39 гг. писалась под Рузской десятиной: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Троицы-Сергиева монастыря в Рузском уезде, в приселке Тархове, которая построена на пустовой рождественской земле; дани рубль 14 алтын 1 деньга». Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Храм в селе Тархово был воздвигнут в честь Вознесения Господня в 1805 г. иждивением московского купца Кудашникова. Церковь имеет еще два придела: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского. Здание церкви расположено на вершине высокого холма, в центре села. От кирпичной ограды сохранились лишь ворота. К западу от них в линии ограды стоит небольшое здание церковной сторожки. К северу и востоку от храма находится кладбище. Здание церкви кирпичное, на валунном фундаменте и белокаменном цоколе. Часть храма расписывал его последний настоятель, ставший священником по обету. Во время Великой Отечественной войны в течение нескольких дней немецкие солдаты содержали в ней русских военнопленных. В 1959 г. храм закрыли, в нем разместили стеклодувные мастерские. В алтарной части расположилась контора. В 1993 г. храм возвращен Православной Церкви. 13 ноября 2011 г. архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии, в сослужении клинского духовенства совершил освящение Вознесенской церкви в Тархово.   http://tarhovo.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Храмоздатель - М.И.Кудашников 26 мая 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07244

Вы знаете, что за время пребывания ковчега с мощами святителя в России к ним смогло приложиться огромное число верующих. Достаточно сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге им смогли поклониться, по официальным данным, 2 миллиона 392 тысячи человек не только из российских регионов, но и из Украины, Беларуси, Молдовы, других стран. Желающих приложиться к святыне было, конечно, гораздо больше. Примерно 14 тысяч волонтеров оказывали паломникам необходимую помощь. Можно с уверенностью сказать, что принесение мощей святителя Николая стало первым в истории двусторонних отношений между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом событием, о котором знали и в которое были вовлечены самые разные слои нашего общества. Принесение мощей святителя Николая в Россию стало возможным благодаря другому исключительному событию в истории отношений между двумя Церквами — встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване 12 февраля 2016 года. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в проповеди за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге 28 июля 2017 года в присутствии делегации Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом К. Кохом,  принесение мощей святителя Николая содействовало сближению между нашими Церквами больше, чем вся церковная дипломатия, так как в этом событии участвовала вся Церковь, и все в стране знали, что оно произошло благодаря договоренности, достигнутой на встрече в Гаване. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить глубокую признательность Его Святейшеству Папе Франциску, архиепископу Бари-Битонто монсеньору Франческо Какуччи, отцу Чиро и всем оказавшим свое содействие за предоставленную миллионам православных верующих возможность приложиться к великой святыне. В Совместном заявлении , подписанном в Гаване, Папа и Патриарх особо указали на общую духовную традицию Церквей Востока и Запада, одним из наиболее важных выражений которой является почитание святых: «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия Дева Мария и святые, которых мы почитаем» (п. 4). Самым красноречивым подтверждением этих слов Предстоятелей Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви стало благодатное посещение России самым почитаемым среди русских православных верующих святым, мощи которого почивают на католическом Западе.

http://patriarchia.ru/db/text/5326936.ht...

- Давайте будем серьезными! Скоро исполнится сто лет с тех пор, как экзархат зародился на обломках русской революции, вышвырнувшей миллионы беженцев на дороги Европы. И скоро исполнится сто лет с тех пор, как Вселенский патриархат осуществляет покровительство над ним. Я хотел бы напомнить слова одного из последних сообщений административного совета [Архиепископии] – от 17 января сего года: «Мы никогда не сможем найти правильные слова, чтобы выразить нашу благодарность Вселенскому патриархату за его каноническую защиту в течение всех этих лет. Святая Константинопольская Церковь проявляла уважение к особенностям нашего епархиального устройства, вдохновленного решениями и дебатами Московского Собора 1917-1918 годов, и мы ей за это глубоко благодарны. Это показывает, насколько церковное призвание Вселенского патриархата является поистине надэтническим». Еще раз скажу, что я понимаю тот шок, который вызвало это решение, но нельзя жить ностальгией по прошлому. Экзархат сильно изменился со времени своего создания; я имел возможность констатировать это, когда был местоблюстителем экзархата после преставления блаженной памяти архиепископа Гавриила. Я хорошо знаю, что сегодня кое-кто подвержен искушению уйти «в другое место», в другие юрисдикции. Действительно, положение православия в Западной Европе не соответствует никаким каноническим установлениям, однако это не является причиной пускаться в юрисдикционные авантюры, зачастую связанные с национальными или даже личными предпочтениями. История прошлого века показала нам, что блуждание по юрисдикциям некоторых церковных субъектов всегда было болезненным – как для них самих, так и для Церкви в целом. - Архиепископия сыграла важную роль в развитии православной богословской мысли ХХ века. И это, в частности, способствовало зарождению определенного осознания поместного православия в западных странах. Некоторые люди опасаются, что упразднение Архиепископии приведет к исчезновению этого наследия, к его сведению просто к русской традиции в рамках греческой митрополии. Что бы вы сказали по этому поводу?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010