А Московский патриархат представляют патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк), заместитель управляющего делами МП епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) и заместитель председателя отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Между парламентерами было уже как минимум три встречи – 28 января в Париже, 5 апреля в Москве и 21 июня в Вене (см. «НГ» от 28.06.19). Как ранее, подводя итоги июньской встречи, пояснил «НГР» епископ Савва (Тутунов), если Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе примет предложение патриарха Кирилла, то под нее будет изменен и устав Русской православной церкви. Архиерей напомнил, что такое уже происходило, например, после того как в 2007-м было восстановлено каноническое общение между Московским патриархатом и РПЦЗ. «Наш основной принцип, который был заложен патриархом Кириллом и которого мы придерживаемся, состоит в том, что Московский патриархат готов принять архиепископию полностью в той системе управления, которая сейчас там существует. То есть в рамках Московского патриархата будет действовать устав архиепископии», – еще раз подчеркнул замуправделами. Однако не все представители архиепископии желают вернуться под омофор патриарха Московского и всея Руси. По мнению, озвученному ранее в разговоре с «НГР» римского архидиакона Всеволода Борзаковского, «достаточно много приходов «претерпели» от действий Русской православной церкви» в отношении своих общин.  «Это и приходы в Англии, это, конечно, община кафедрального собора в Ницце, также это приходы в Риме, Флоренции, Сан-Ремо. Все они в той или иной степени «пострадали». Где-то Москва забрала у них здания храмов, где-то приняла священников без отпускных грамот и так далее. В общем, были трения, которые служат причиной опасения и страданий некоторых представителей нашего духовенства. Думаю, что полного доверия по отношению к Московскому патриархату среди наших клириков нет, некоторые не до конца считают обещания Москвы искренними и истинными», – отметил священнослужитель.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На пророка Аввакума, 2-го декабря, митрополит Евлогий рукоположил меня в иеродиаконы. В этот день было большое пастырское Собрание, сослужило митрополиту более двадцати священников в Соборе на Рю Дарю. Я стал священнослужителем. Лекции в Академии читали интересно. Состав профессоров в Академии был высоким. Особенно мы, студенты, любили вдохновенные лекции А.В. Карташева . Была в Париже церковная весна. Утром и вечером шли службы, студенческий хор пел, управляемый знатоком древних распевов православных Мих. Мих. Осоргиным. Преподаватель пения М. М. Осоргин был и заведующий хозяйством Подвория. В 1925 году он был послан митр. Евлогием в Париже на торги, где продавалось вымороченное имущество немецких протестантов, поместье с церковью на Рю де Кримэ, У митр. Евлогия не было денег для такой покупки, но участок, с его строениями и храмом, очень подходил для Академии, и нужда в пастырях в русской эмиграции была велика. Митрополит Евлогий указал Мих. Михайловичу идти в торгах до конца; и городской участок с церковью остался за нашей православной Епархией. Это был праздник и героическое дело русской эмиграции. Об этом, Сергиевское Подворье говорит и сейчас, в 80-е годы; а тогда, может быть, впервые, эмиграция русская осознала, что свои чемоданы, лежавшие открытыми, ей надо убрать и начать строить что было можно: Православную Церковь . Таков был смысл существования русского Зарубежья. И начался сбор денег для уплаты за купленный участок и устроение Духовной Академии; люди жертвовали последнее, женщины снимали с себя кольца и серьги. Так возникло училище православной веры в Западной Европе. Незадолго перед тем, Патриарх Тихон, на которого легла огромная тяжесть хранить Церковь в государстве, объявившем свою атеистичность, определил Архиепископа Евлогия, б. Холмского, быть Митрополитом Западно-Европейских Православных Русских Церквей, с центром в Париже. К этому церковному образованию, которое было расширением дореволюционного петроградского викариатства, присоединились архиепископ Владимир (Тихоницкий), епископ Сергий (Королев) и епископ Вениамин (Федченков) , бывший Севастопольский, мой старец-духовник, о котором я писал в первой книге своих воспоминаний, и как, через него, был призван к служению Церкви. Епископ Вениамин был инспектором Сергиевой Академии, а ее деканом стал о. Сергий Булгаков , известный русский профессор-экономист, бывший марксист, ставший священником после революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Тогда же, когда становился могучим Отдел, Совет по делам религий в 1961 году навязал Русской Православной Церкви решение о вхождении во Всемирный совет церквей и административную реформу приходов, по которой священник терял всякую власть на приходе, она переходила в руки специально подобранных государством мирян. В 1971 году возросший в своем влиянии митрополит Никодим (Ротов) на церковном Поместном соборе заявил, что изменять реформу невозможно, она целиком устраивает Церковь… Архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) в своих подробных очерках о главах ОВЦС митрополитах Николае (Ярушевиче) и Никодиме (Ротове) раскрыл источник мифа о могучести отдела: «К этим основным качествам его личности (митрополита Никодима) присоединялась создавшаяся вокруг него легенда человека власти, первого по силе в Русской Православной Церкви и пользующегося полной поддержкой советского правительства. Эта власть часто была больше легендой, чем реальностью, но эта легенда действовала на людей. Люди любят пресмыкаться перед сильными или перед теми, кого считают сильными, особенно это распространено на Востоке, в греческом и ещё более арабском православном мире. Наконец, нужно прямо сказать. На многих действовала широко применяемая им система щедрой раздачи подарков. Он возил их за собой всюду, раздавал их направо и налево, располагал крупными денежными средствами, водка, коньяк и " бутерброды с икрой " и дорогие сувениры. И ведь ни один из русских архиереев, выезжавших из СССР за границу, такими средствами не обладал. Конечно, всё это было довольно примитивно, но на многих действовало, более импонировало, чем подкупало…». На фоне успехов ОВЦС за границей, реализовывался план по изоляции Патриарха Московского на Родине. В 1970-х годах во время путешествия Святейшего Патриарха Пимена по Волге, в Ульяновске его не пустили даже в местный храм, а вышедший ему навстречу в Чебоксарах архиепископ Чувашский Вениамин (Новицкий) получил от властей суровое взыскание. Встречи Патриарха Пимена с епископами, паствой, его речи и высказывания были ограничены и лимитированы. Строилась искусственная стена между Предстоятелем Русской Церкви и его паствой.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/ov...

В издании содержатся тексты разного плана: это личные воспоминания, фрагменты частной и публичной переписки, статьи, уникальные материалы из личного архива и т.д. Все эти материалы объединены в блоки в соответствии с периодами жизни автора (Афон, Оксфорд, Париж и Брюссель). Как отметил издатель А. Стариченков, «духовное движение», богословское творчество архиепископа Василия рассмотрено в широком контексте истории Церкви. Говоря о жизненном пути архиепископа Василия, все выступавшие не могли не акцентировать внимание на одном из самых важных его шагов — выборе церковной юрисдикции. «Сейчас трудно даже представить степень разделенности, отвержения друг друга и ненависти между представителями Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) и Московским патриархатом», — рассказывал Никита Кривошеин о послевоенном времени в Европе. Однако архиепископ Василий, как и митрополит Сурожский Антоний, сделал выбор в пользу Московского Патриархата. Почему? Н. Кривошеин подчеркнул, что оба иерарха были «убежденными антикоммунистами». Например, все знали, что архиепископ Василий никогда не ходил в Брюсселе на прием в советское посольство в честь годовщины Октябрьской революции, но каждый год служил панихиды по убиенному большевиками государю Николаю II. По мнению Н. Кривошеина, его дядя стал «дважды офицером»: первый раз — в Добровольческой белой армии, а второй — когда «вступил в ряды Церкви воинствующей, и в ее рядах вел бои ожесточенные и более удачно, чем в Добровольческой армии». «В РПЦЗ его считали предателем, в «евлогианской» Церкви тоже (временный экзархат в юрисдикции Константинопольского Патриарха под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского), на основе которого возникла Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – ред.). А сегодня РПЦЗ и РПЦ объединились, евлогианская Церковь осталась, как кусочек шагреневой кожи, т.е. век ее явно не Мафусаилов. Таким образом, владыка Василий оказался прав в своем выборе», — сказал племянник архиепископа Брюссельского.

http://pravmir.ru/segodnya-vnov-nuzhno-p...

Внуки и правнуки эмигрантов " первой волны " ощущают себя людьми, вполне уже укоренившимися в странах своего нынешнего проживания, принимая активное участие общественной и культурной их жизни. Дорожа отеческим наследием, многие из нынешних носителей русской духовной традиции в Западной Европе хотели бы сохранить и те формы устроения церковной жизни, которые за долгие десятилетия постепенно вырабатывались в условиях, отличных от положения Церкви в России, хотя и на основе той же канонической традиции, выраженной в правилах Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, традиции, проявившейся также в деяниях и постановлениях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Кроме того, приходы русского основания и русской традиции за минувшие годы приобрели многонациональный характер и ввели в широкое литургическое употребление местные языки, что со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия составляет неизменную черту православного пастырского и миссионерского делания. Ради того, чтобы иметь некую гарантию сохранения привычного уклада, часть наших соотечественников, пребывающих в странах Запада, а также и местных православных, входящих в состав общин русской традиции, выражает желание строить церковную жизнь по собственному уставу, обеспечивающему внутреннее самоуправление и избрание Предстоятеля при условии последующего утверждения такого избрания Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Подобные пожелания высказывались, в частности, епархиальным съездом Сурожской епархии и находили выражение в проекте ее устава. Они также составили важнейшую часть заключений комиссии " Будущее Архиепископии Русских Православных церквей в Западной Европе " , два года назад учрежденной почившим в Бозе архиепископом Евкарпийским Сергием. Такой порядок предусмотрен и действующим Уставом Архиепископии. Принимая во внимание совокупность этих пожеланий, полагаю, что они могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=62

Говоря о связях с Кипром, Предстоятель Русской Православной Церкви также указал, что сегодня на этом острове проживет довольно много русских людей, и они вносят существенный вклад в его экономику. Кипр также является очень популярным местом для отдыха россиян. «И, конечно, тот факт, что это православная земля, думаю, является дополнительным фактором, который способствует тому, что россияне приезжают на отдых, а некоторые постоянно живут там, чувствуют себя в духовном смысле комфортно на Кипре», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Святейший Владыка констатировал, что Кипрская Церковь исторически играет очень важную роль в жизни киприотов, которые сохранили свою национальную идентичность во многом благодаря Православной Церкви, и сегодня она продолжает осуществлять пастырское окормление кипрского народа. «Я с теплотой вспоминаю свое посещение Кипра, — поделился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Я видел во время богослужения, как много молодежи присутствовало на богослужении, сколь много людей посещают храмы на Кипре в воскресные дни. Это еще раз подчеркивает важную роль Православия для кипрского народа». Со своей стороны Блаженнейший Архиепископ Хризостом сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за приглашение на торжества, посвященные его памятной дате. «Отношения между Кипром и Россией имеют долгую историю, — засвидетельствовал высокий гость. — Эти отношения были прекрасными на протяжении многих веков, и мы убеждены, что должны продолжать и развивать их. Мы очень часто в прошлом обращались и к Вашему предшественнику приснопамятному Патриарху Алексию II, и к Вам, Ваше Святейшество, помня о вашем авторитете в российском обществе». Блаженнейший Владыка с благодарностью отметил значение поддержки со стороны Русской Православной Церкви для всего народа острова, для Республики Кипр. «Пользуясь возможностью, мы хотим поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла за все то, что он до сегодняшнего дня сделал для развития отношений наших Церквей», — сказал также Блаженнейший Архиепископ Хризостом.

http://patriarchia.ru/db/text/4693140.ht...

Действительно, как свидетельствует православная экклезиология в лице своих великих богословов современности, таких как митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) или о. Николай Афанасьев, именно вокруг своих епископов общины верных составляют Церковь в своей соборности: " Множество православных синодов составляли энциклики и директивы, касающиеся внутренней жизни епархий, словно они являются высшим авторитетом в церкви. Некоторые православные богословы даже считали, что синоды являются высшей властью, и утверждали такую иерархию, в основе который находятся епархии, над ними - местные синоды, и на высшем уровне - вселенские соборы. Является ли синод или собор той структурой, которая находится выше епископа? С точки зрения экклезиологии, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, так как для православной экклезиологии нет ничего выше епископа " ( " Епископ в Православии "http://Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Церковь и ее институции. Париж, 2011, сс. 386-387). Поэтому, чтобы явить подлинный голос Архиепископии, нам надо оставаться едиными вокруг своего правящего архиепископа, Преосвященнейшего Иоанна Хариупольского. Оставаясь верными идентичности Архиепископии, мы будем собраны вокруг правящего Архиепископа и в тех институциях, которые определены нашими статутами и признаны Синодом. В первую очередь внутри каждого прихода или общины, но также и на ассамблеях духовенства и мирян, имеющих право выносить решения. Всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять. Владыка Иоанн, как правящий Архиепископ, сможет дать ответ на синодальное решение - уважая соборность Церкви и статуты Архиепископии - лишь после следующей процедуры: 15 декабря 2018 г. Архиепископ Иоанн приглашает духовенство Архиепископии на пастырское совещание, дабы посоветоваться с теми, кто вместе с ним несет духовную ответственность за приходы и верующих Архиепископии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На всё это накладывалась внутренняя борьба: в обход старшего викария, почившего митрополита епископа Кассиана (Безобразова), местоблюстителем экзархата стал более молодой по хиротонии и по возрасту епископ Георгий (Тарасов). Именно этот факт побудил Антона Васильевича Карташева опубликовать статью под заглавием «Под каким законом мы живем?», которая была посвящена разбору этого нарушения действовавших в то время в экзархате «Правил об управлении Православными Русскими Церквами в Западной Европе». Уточнив в своей статье, что основой «Правил об управлении» являются постановления Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг., А. В. Карташёв заявляет: «Выпавший на нас по воле Провидения удел, это - жить по свободно принятому нами Уставу, отображающему подобие и заветы Всероссийского Собора 1917-1918 гг.» . Такая отсылка к «заветам», к «наследию» Собора 1917-1918 гг. является константой для представителей экзархата. К примеру, в прошлогоднем докладе перед Генеральной ассамблеей экзархата, действующий управляющий экзархатом архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) вновь ссылается на «наследие Московского собора 1917-1918 гг.», к которому, по его словам, «привязан» экзархат . Утверждение особой связи экзархата с определениями Собора 1917-1918 гг. восходят к постановлениям первого «Епархиального Собрания Западно-Европейских Православных Русских Церквей», проходившего в Париже с 3 по 8 июля 1927 года под председательством митрополита Евлогия в помещениях Сергиевского Подворья, где уже тогда был расположен Православный Свято-Сергиевский Институт. В этом собрании принимали участие викарии митрополита Евлогия, архиепископ Владимир (Тихоницкий) и епископ Сергий (Королёв), 78 представителей духовенства и мирян от 47 из 59 подчинявшихся тогда митрополиту Евлогию приходов. Далее для удобства мы будем именовать это собрание «Епархиальным собранием», несмотря на то, что одним из предметов нашего рассуждения станет вопрос о том, может ли собрание 1927 года именоваться епархиальным. Основной причиной и темой собрания стали взаимоотношения с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах, который 13(26) января 1927 года подверг запрету митрополита Евлогия. Открывая Епархиальное собрание, митрополит Евлогий произнес апологию своих действий и задался вопросом: как жить дальше? Это вопрос касался как юрисдикционной принадлежности, так и определения административной формы дальнейшего существования западноевропейских приходов.

http://bogoslov.ru/article/288318

Таким образом, Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе не признала правомочность решения Синода Константинопольского патриархата о роспуске и продолжает функционировать в прежнем качестве впредь до решения генеральной ассамблеи Архиепископии, которая состоится, по всей видимости, уже в 2019 году. И патриарху Варфоломею придется с этим смириться. Каким будет решение генеральной ассамблеи Архиепископии, остается только гадать. В связи с этим своевременное напоминание сделал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов о том, что «приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще в 2003 году предлагал всем епархиям и приходам русской традиции в Западной Европе объединиться в составе единого митрополичьего округа Русской Церкви». «Тогда это предложение не реализовалось. Может быть, после неожиданной для архиерея, духовенства и верующих парижского экзархата вести об их роспуске и упразднении, тема вновь обретет актуальность», - выразил надежду отец Николай. Он также напомнил, что решение 1931 года о переходе приходов Западной Европы под юрисдикцию Фанара (квартал в Стамбуле, где располагается резиденция Константинопольского патриарха - РНЛ ) было обусловлено гонениями на Церковь в Советском Союзе и никогда не оформлялось канонически. «В 1931 году Русская Церковь не давала своего согласия на переход ее западноевропейских общин в Константинопольскую юрисдикцию, которая тогда самим Фанаром признавалась сугубо временной, до улучшения положения Церкви в тогдашней советской России. Так что с точки зрения Московского Патриархата пребывание этих общин в ведении Константинополя никогда не было канонически законным», - подчеркнул замглавы ОВЦС. Он также выразил удивление, что руководитель Западноевропейского экзархата не получил на руки текст решения. «Странно, конечно, что такие решения принимаются без всякого предварительного обсуждения с заинтересованными лицами, с самими верующими, судьбу которых как будто меняют росчерком пера», - добавил о. Николай Балашов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/me...

Устав Архиепископии известен в Патриархии и был на постоянное время утвержден Священным Синодом в 1931 году; в версии Устава, действительной на сей день, в частности, имеются следующие статьи:  Статья 11 Архиепископия и входящие в нее объединения [приходы и монастыри] находятся под административной властью, а также духовным, пастырским и нравственным руководством правящего архиерея, носящего сан архиепископа, который находится в послушании у Его Святейшества Вселенского Патриарха Константинопольского. Архиепископ является председателем Архиепископии. Статья 40 Архиепископ осуществляет свое служение пожизненно. При этом он может отказаться от руководства Архиепископией после консультаций с Епархиальным Комитетом и Советом Архиепископии. В то же время, он не может быть отстранен от должности до решения компетентного высшего церковного суда, а именно Патриаршего Священного Синода. Эти положения не допускают какого-либо иного толкования вещей: наше епархиальное духовенство должно продолжать ту форму литургического поминовения, которая практиковалась до сих пор, и остается, равно как приходы и монастыри, в непосредственном послушании у Его Высокопреосвященства архиепископа Иоанна. Вся епархиальная документация находится сейчас в Архиепископии и, вследствие обязывающих юридических положений, не может быть передана никакому внешнему органу без уважительной причины. 27 ноября 2018 года Вселенский Патриархат принял решение отменить Патриарший и Синодальный томос от 19 июня 1999 года, который усваивал Архиепископии статус Патриаршего Экзархата. Хотя Совет Архиепархии сожалеет об одностороннем и несогласованном характере этого решения, мы признаем, что Патриархат имел право принять это решение. Тем не менее мы не можем путать такие понятия, как лишение статуса Патриаршего экзархата и «роспуск Архиепископии» – а именно это уничижительное выражение используют сегодня некоторые источники в Интернете. Решение Константинопольского Патриархата от 27 ноября имеет как односторонний аспект (отмена томоса 1999 года), так и двусторонний или даже трехсторонний (призыв включить приходы Архиепископии в греческие митрополии, притом что неизвестно, были ли проведены консультации с ними по данному вопросу). Многосторонние аспекты должны в обязательном порядке стать предметом обсуждения заинтересованными коллективными субъектами (приходами) и отдельными субъектами (клириками). Невозможно заранее предсказать, какова будет рецепция этого решения, исходящего извне, а речь идет о фундаментальных с точки зрения экклезиологии действиях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010