Такова официальная версия. Однако есть основания считать, что изначально крымское ВВЦУ предполагало предоставить архиепископу Евлогию более широкие полномочия. Такое предположение связано с тем, что ни крымский, ни константинопольский указы ВВЦУ не дошли до архиепископа Евлогия, как не дошли они и до нас. А потому сейчас очень сложно сказать, какие на самом деле были формулировки в этих указах. При этом имеется целый ряд косвенных данных, которые позволяют сделать предположение о том, что полномочия архиепископа Евлогия первоначально планировалось распространить не только на Западную Европу, но и на все русские православные приходы в мире. Крымское ВВЦУ, чьи решения впоследствии были безоговорочно признаны патриархом Тихоном, действовало в течение 1920 года на территориях, занятых русской армией генерала П.Н. Врангеля. Среди иерархов, входивших в крымское ВВЦУ, были такие известные архипастыри, как архиепископ Димитрий (Абашидзе) – председатель ВВЦУ, митрополит Антоний (Храповицкий) – почетный председатель ВВЦУ, митрополит Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и другие. Помимо решения внутренних вопросов крымское ВВЦУ взяло на себя решение внешних проблем Российской Церкви. Невозможность для патриарха Тихона управлять эмигрантскими приходами, а также контактировать с Поместными Церквами и с инославными стала причиной того, что все эти функции решило взять на себя крымское ВВЦУ. Управляя русским церковным зарубежьем из Симферополя, крымское ВВЦУ для более эффективного решения имеющихся вопросов еще летом 1920 года вынесло решение назначить за границу двух архиереев – одного для контактов с Константинопольской Патриархией, другого – для управления приходами за пределами России. 8 октября 1920 года крымское ВВЦУ обсуждало вопрос «о предоставлении одному из русских иерархов… прав особого представителя Высшего Церковного Управления при Вселенской Патриархии», а также «об иерархическом подчинении русских православных заграничных церквей» . Через несколько дней, 14 октября 1920 года, управляющим русскими приходами в Константинополе и представителем ВВЦУ при Вселенском патриархе был назначен архиепископ Анастасий (Грибановский) . Тогда же был решен вопрос и об управляющем русскими приходами за границей. Считая все эти приходы в своем подчинении вплоть до восстановления нормальных связей с патриархом Московским , 14 октября 1920 года крымское ВВЦУ вынесло решение о том, что этими приходами будет управлять архиепископ Евлогий (Георгиевский), проживавший к тому времени в Королевстве сербов, хорватов и словенцев.

http://pravoslavie.ru/32824.html

При этом не были приняты во внимание люди, которые провели часть своей жизни в эмиграции на Западе еще мирянами, а священнический сан приняли уже позднее в другом месте – в Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Австралии – и окончательно обосновались там. Вне ноля нашего исследования остались также церковные деятели, которые нашли приют в странах, образовавшихся после падения Российской империи, где в разное время и при разных обстоятельствах появились местные Православные Церкви, в жизни которых русские беженцы принимали более или менее активное участие. Это относится преимущественно к Польской Православной Церкви, а также к Автономным Православным Церквам в Прибалтике и Финляндии в период между Первой и Второй мировыми войнами. Не были также учтены и русские монашеские общины на Афоне (Греция) и на Валааме (тогда Финляндия), поскольку подавляющее большинство их насельников не являлись беженцами как таковыми, а просто выходцами из уже не существующей императорской России. Справочник охватывает священнослужителей трех церковных юрисдикции, которые вследствие исторических обстоятельств возникли в 19201930-е гг. в Центральной и Западной Европе и стали распространять свою власть на церковные общины русского рассеяния, – это Московская Патриархия, Русская Зарубежная Церковь и Русский Экзархат Константинопольского Патриархата. В настоящий справочник не были включены те священнослужители, которые состояли в клире русских юрисдикции, но не были русскими по национальности или не родились в пределах Российской империи. Другой отдельной темой является изучение истории священнослужителей, перешедших из других христианских вероисповеданий в лоно Православной Церкви в различных ее русских ветвях. Были сделаны исключения по отношению к двум крупным иерархам – митрополиту Серафиму (Ляде) и архиепископу Георгию (Вагнеру). Оба они, являясь немцами но национальности, в течение долгих лет занимали важнейшие должности во главе своих церковных уделов, первый – в качестве управляющего Германской епархией Русской Зарубежной Церкви с 1938 по 1950 г., а второй – в качестве правящего архиерея Западно-Европейской Архиеписконии Русских Церквей Константинопольского Патриархата с 1981 по 1993 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лоне Экзархата в особое викариатство, управление которым поручается Преосвященному епископу Амфипольскому Василию в качестве викария с широкими полномочиями в соответствии с постановлениями Московского Собора 1917-1918 гг. Эти постановления дают возможность открывать в границах уже существующей епархии викариатства на правах полусамостоятельности (см. Постановления от 26 июля/8 августа 1918, «О учреждении новых епархий и викариатств », ст. 6, и от 2/15 апреля 1918, «О викарных епископах», ст.ст. 1 и 2). Подобное устройство позволяет вернуться к порядку, существовавшему при блаженной памяти митрополитах Евлогии и Владимире, которые предоставляли некоторым из своих викарных епископов широкие пастырские полномочия на географически определенных территориях, не дробя при этом наш церковный организм, который должен хранить свое единство и внутреннюю связь любви и братского общения под покровительством Вселенского Престола. Подробные правила управления викариатством на Великобританских островах будут уточнены в уставе, который должен выработать Совет Архиепископии. Свод принятых решений будет представлен на усмотрение будущего Всеобщего Собрания Архиепископии, которое должно состояться в мае 2007 г. С сегодняшнего дня Преосвященный епископ Василий является полноправным членом Совета Архиепископии. Само собой разумеется, что эта новая форма устройства нашего церковного удела есть лишь этап, безусловно очень важный, но временный, на пути, который должен привести нас к созиданию Единой местной Церкви, собирающей всех православных верующих, проживающих в странах Западной Европы. Предложение об обустройстве такой Церкви, сформулированное на Всеобщем Епархиальном Собрании Экзархата в 1949 г. под председательством митрополита Владимира, остается и сегодня основной задачей Экзархата. Исполнить ее можно будет только в рамках всеправославного соборного действия, начатого под руководством Святейшего Вселенского патриарха, силами всех Поместных православных Церквей и с участием всех православных церковных образований, находящихся на наших территориях, ибо «все призваны к Трапезе Господней ».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Если мы посмотрим историю Церкви, то это история и расколов, которые были все время Ее существования. Но даже в таких условиях в наше современное время происходит по промыслу Божьему чудо соединения отделившихся частей Русской Православной Церкви. Таким ярким примером является воссоединение РПЦЗ с РПЦ в 2007году. В ее составе теперь находится более 400 приходов с многочисленными успешными зарубежными миссиями. Например, в ее составе есть приходы как западного обряда, так и русские старообрядческие приходы. Особым и знаковым событием стало то, что в 2016 г. в состав РПЦЗ попросилась и влилась одна из западных «церквей» в США под названием «Католическая Церковь Востока», примерно с 60-ю общинами. Стоит признать, что не все приходы из состава РПЦЗ присоединились и вошли в состав РПЦ, осталась часть, которая с этим актом объединения не согласилась, как под влиянием внешних сил противников единства РПЦ, так и из-за предвзятого отношения ее членов, которое уже давно не совместимо с новыми обстоятельствами жизни РПЦ. Эта небольшая часть (не более 30-40 приходов, разбросанных по всему миру) даже внутри себя также разделилась на маргинальные группки, у которых епархия может собою представлять одного епископа с одним приходом. Но это также наши братья и сестры, с которыми необходимо вести диалог о возврате их в лоно Матери-Церкви. В 2019г. к РПЦ присоединилась Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе ( АПРЦвЗЕ ) примерно в составе 60 приходов и 6 монастырей. Уходу этой части русских приходов от Константинопольского Патриархата поспособствовало шовинистическое эллинское отношение к ним. В связи с этим событием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа». «Время раздирать, и время сшивать» (Еккл.3:1-8) Но драма раскола русского православия окончательно не закрыта. Это раскол на старообрядцев и новообрядцев, начавшийся в 1650 году после Никоновской реформы. Это триста пятидесятилетняя драма не только раскола Церкви, но и русского народа, которая психологически и исторически отражается до сих пор более болезненно, чем другие расколы, существовавшие в РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

– Конечно, французское Православие будет развиваться, – подчеркнул игумен Нестор. – Но массового обращения, скорее всего, не произойдет. Тем не менее, можно надеяться, что в обозримом будущем появятся какие-то знаковые фигуры – или коренные французы, или люди из эмиграции. На прощание отец Нестор подарил мне богато иллюстрированную книгу об иконах Трехсвятительского прихода. Расстались мы, в общем, весьма доброжелательно, хотя общий прием, оказанный руководством Корсунской епархии, оставил у меня на душе неприятный осадок. Экзархат Русской традиции: на перекрестке мнений Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата (первоначальное название – временный экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе), образованная при участии митрополита Евлогия (Георгиевского) в 30-е годы XX столетия, предполагалась как временное учреждение – до изменения ситуации в России в лучшую для Церкви сторону. После десятилетий безбожного гнета в СССР коммунизм, наконец, пал, и Русская Церковь освободилась от «гиперопеки» со стороны государства. Но экзархат, несмотря на явные перемены в России, воссоединяться с Московским Патриархатом не спешил. Более того, избрание в 2003 году фламандца Гавриила де Вильдера (оппонента Москвы) управляющим архиепископией Русских Церквей сделало эту возможность еще более призрачной. В 2006 году Париж приютил епископа Василия (Осборна) из Великобритании, который, покинув Московский Патриархат, возглавил новосозданное британское «викариатство» экзархата. С архиепископом Гавриилом я беседовал задолго до своего приезда во французскую столицу – в частном доме владыки в Маастрихте (Нидерланды). В принципе, это был в большей мере приватный разговор, иногда перераставший в дискуссию. Архиепископ, не обошедший стороной проблему взаимоотношений с Москвой, заявил, что «Патриарх Алексий меня не любит. Не знаю почему». Рассуждать дальше на эту тему и в том же духе мне показалось неуместным.

http://pravoslavie.ru/1417.html

С 1980 года — редактор епархиального журнала «Сурож». В 1993 году возведен в сан протоиерея. С 1999 года председатель правления и преподаватель Института православных исследований в Кембридже. Автор многочисленных работ по богословию и патристике. 7 марта 1993 года, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, рукоположен во епископа Сергиевского, второго викария Сурожской епархии. Хиротония в кафедральном соборе Лондона была совершена митрополитом Сурожским Антонием и собором архиереев. 30 июля 2003 года назначен управляющим Сурожской епархии. 24 апреля 2006 года обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой отпустить его в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Епископ Василий предложил фактически разделить епархию. Он заявил, что в связи с ростом русскоязычных прихожан в Великобритании новоприбывшим верующим следует оставаться в ведении Московского Патриархата, а «старая» Сурожская епархия должна стать частью Константинопольского Патриархата. 2 мая 2006 года он направил письмо Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой принять его и тех клириков и мирян Сурожской епархии, которые этого захотят, в состав Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей под Константинопольским омофором. После того как епископ Василий отказался отозвать это письмо, патриарх Алексий II отстранил его от управления Сурожской епархией. Для урегулирования кризиса в этой епархии была направлена специальная комиссия, куда помимо архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) и двух клириков Московского Патриархата вошел архиерей Русской Зарубежной Церквиархиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Арндт). Тем временем Священный Синод Константинопольского Патриархата под председательством патриарха Варфоломея постановил 8 июня 2006 года принять епископа Василия в юрисдикцию Константинопольской Православной Церкви. В решении Синода Вселенского Патриархата, говорится, что епископ Василий принимается в юрисдикцию этой поместной Церкви и, с титулом Амфипольский, назначается викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) — главы Западноевропейской Архиепископии русских православных церквей.

http://pravmir.ru/byvshij-episkop-vasili...

После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание. В 1924 году приход перешёл под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии. В настоящее время храм действует в составе Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе. http://ru.esosedi.org/ Флорентийский храм — один из выдающихся памятников русского церковного искусства за рубежом. Митрополит Евлогий (Георгиевский), основатель Западноевропейской архиепископии, называл его «самым красивым храмом» своей епархии. Возникновение православного храма на берегах Арно связано как с русской колонией во Флоренции, поначалу состоявшей из состоятельных аристократов-любителей Италии, так и с деятельностью российской дипломатической миссии. В 1818 во Флоренции возникла домовая церковь гр. Бутурлиных, которую обслуживал греческий священник из Ливорно. Другие русские богачи — Демидовы, приехавшие на берега Арно, устроили в 1823 (близ арендуемого палаццо) во имя свт. Николая Чудотворца, куда служить приглашали священников из России. В 1840 эту церковь Демидовы перенесли в имение Сан-Донато в предместье Новоли. Какое-то время она оставалась единственной для русских во Флоренции. В 1845 ее посетил император Николай I с супругой и подарил образ св. цар. Александры. В 1856 убранство этой церкви было обновлено. После окончания наполеоновских войн, в 1815, во Флоренции была вновь открыта российская миссия, при которой девять лет спустя в палаццо Гвиччардини была освящена домовая церковь Рождества Христова. Походный иконостас, созданный в 1790-е и служивший Императору Александру I, и утварь прислали из Петербурга. Иконы написал акад. В. К. Шебуев. Священником назначили иером. Иринарха (Попова), который ранее служил у маркизы Терции, урожд. Голицыной.

http://sobory.ru/article/?object=09348

И вот, на одном из заседаний сербская и румынская делегации подняли вопрос о допустимости второго брака для священников; при этом Черногорский митрополит Гавриил, глава делегации, будущий Сербский патриарх и исповедник (узник концлагеря Дахау), указывал на особую остроту этой проблемы для сербов и просил предоставить возможность жениться вдовым сербским священникам именно на основании уже упоминавшегося нами принципа икономии. Русский участник съезда, Кишиневский архиепископ Анастасий (Грибановский) уклонился от обсуждений, указывая на то, что у русских участников съезда нет достаточных полномочий обсуждать эту проблему; кроме того, он высказывал мнение, что решение о втором браке батюшки-вдовца может вызвать соблазн. Со съезда архиепископ Анастасий уехал в Сербию, где вместе с другими иерархами Русской Зарубежной Церкви убеждал местных сербских иерархов не придавать этой их обычной норме статуса положительного закона. Был разработан проект, в котором указывалось, что пока не соберётся полноценный Всеправославный собор, можно действовать на поместном уровне в соответствии с этим временным актом, который разрешает такие браки. К слову сказать, греческий богослов Панагиот Н. Трембелас сообщал в своем докладе, представленном в 1971 году Синоду Элладской Церкви, ссылаясь на митрополита Эмилиана, бывшего 25 лет представителем Вселенской Патриархии при Всемирном Совете Церквей в Женеве, что «и в Сербской и в Румынской Церквах тысячи приходских священников живут с сожительницами»… – Правильно я понимаю, что решения других Поместных церквей не требуются? – Напротив, всегда требуются. Но то, что было постановлено 1923 году, имело статус лишь законопроекта, требующего общеправославного обсуждения в будущем. Насколько я могу судить, в последние годы грекоязычные православные в США активно обсуждают тему второбрачия. В местной периодике (в частности, в газете «Национальный Вестник», откуда и просочились эти непроверенные слухи) время от времени публикуются статьи с пожеланиями официального обсуждения этого вопроса.

http://pravmir.ru/vtorobrachie-dlya-svya...

Как сообщают французские СМИ, идея данного проекта, нацеленного на пропаганду «российской цивилизации», исходит от самого президента Владимира Путина. Давая в 2010 году интервью, посол Орлов назвал его «уникальным по месту расположения и по характеру». Он отметил, что в Париже и в его предместьях живут десятки тысяч россиян, и что им необходимо «сильное символическое место». В парижском храме Александра Невского в настоящее время размещается архиепископия русских православных церквей в Западной Европе. В столице Франции имеется еще как минимум две русских православных церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 декабря, 2016 20 января, 2014 13 июня, 2013 1 марта, 2013 27 декабря, 2012 26 ноября, 2012 22 ноября, 2012 22 ноября, 2012 16 ноября, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/moskva-na-sene-neodnoz...

Мы, Русская Зарубежная Церковь , храним свое единство, общаясь со всеми Церквами, с которыми возможно общаться. В нашем рассеянии по всему миру мы не подчиняемся местным Церквам, не потому, что относимся к ним враждебно, а потому, что бережем святую Русскую Церковь и свойства русской души. Наше единство церковное выражается в подчинении единой для всего рассеяния церковной власти, и это единство сохраняет русских людей в зарубежье в верности возложенному на них Богом подвигу. 1960 г. Наша епархия составляет часть Русской Зарубежной Церкви Слово на октрытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии Когда говорим слово «зарубежный», то относим его к границам государственным. Границы Русской Церкви далеко не совпадали с границами Русского Государства. Уже давно Русская Церковь существовала в Америке, и эта ее часть была неразрывной частью Русской Церкви. Русская Церковь окормляла отнюдь не только русских людей или подданных Русского Государства: в Русскую Церковь входили православные разных народностей, разных стран и государств. Один из викариев в Северной Америке был сириец для окормления сирийцев. В Америке Русская Церковь вообще окормляла всех православных и до конца Первой мировой войны там не было никакого другого епископа, кроме русского. Русская Церковь окормляла также ассирийцев, и в конце прошлого века был особый епископ Сиро-Халдейский в Иране, также принадлежащий к Русской Церкви. Таково же положение было и в Западной Европе. После отделения Рима от Вселенской Церкви не было определено, кто должен окормлять православных в Западной Европе и потому там создавались храмы и приходы разных Церквей, однако по преимуществу Русской. Это были церкви не только при посольствах, но в разных странах были выстроены прекрасные храмы там, где были православные. Таковы храмы во многих местах Германии, Австрии, а также в отдельных городах Италии и Франции – в Женеве, Ницце, Каннах, Вене, По. Никто никогда не возражал против того, что Зарубежная часть Русской Церкви существовала и в Западной Европе, причем управление осуществлялось через Кронштадтского викария Петербургской епархии и русские церкви в Западной Европе числились под наименованием «заграничные церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010