3 ноября 2019 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем участникам богослужения с приветственным словом. Ваше Святейшество! Я сегодня здесь в сопровождении более сотни человек, в том числе 37 клириков, священников и диаконов, которые ответили на Ваше приглашение закрепить каноническое присоединение приходов русской традиции в Западной Европе к Московскому Патриархату. Уже несколько недель, в России, как и во Франции и даже за их пределами, это деяние освещается на разных информационных каналах как историческое событие. Происходящее событие – историческое, во-первых, поскольку исполняется то, на что приснопамятный митрополит Евлогий, как мы все знаем, надеялся, когда исторические обстоятельства вынудили его просить каноническое покровительство у Константинопольского Патриархата в 1931 году, полагая, что это положение будет временным. И, действительно, статус, тогда присвоенный Константинопольским Патриархатом, был временным. Цитируем митрополита Евлогия: " Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся от Матери Русской Церкви... Мы не прекращаем с ней нашего единения. На ее будущий суд мы обязуемся в свое время представить все свои деяния за весь период нашего невольного внешнего разобщения. Мы продолжаем оставаться в общении веры, молитвы и любви с Московским Патриархатом... Итак, это не разрыв с Русской Церковью. Это лишь временный перерыв... вызванный известными обстоятельствам современной жизни " . Эти слова, Ваше Святейшество, были моим руководством во все эти трудные месяцы испытания для нашей Архиепископии. Когда он был еще архиепископом, митрополит Евлогий был назначен в апреле 1921 года временным управляющим русских церквей в Западной Европе Святейшим Патриархом Московским Тихоном (указ от 8 апреля 1920 г., 423 и 424). Это было сделано с согласия святителя Вениамина, митрополита Петроградского, который имел тогда юрисдикцию над религиозными учреждениями Русской Православной Церкви в Западной Европе (письмо 21 июня 1921 года). В январе 1922 года владыка Евлогий был возведен в сан митрополита.

http://religare.ru/2_118479.html

4. 60-летняя годовщина со дня кончины митрополита Евлогия: Празднование 60-летней годовщины со дня кончины митрополита Евлогия прошло в субботу 7 октября во время епархиальной конференции, прошедшей под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила на Св.-Сергиевском подворье, о чем было сделано и распространено подробное сообщение. В ближайшее время будут проведены и другие собрания, в частности, в воскресенье 12 ноября в Доме РСХД в Париже с докладом «Митрополит Евлогий и РСХД» выступит Татьяна Викторова. 5. Беседы о вере для новоприбывших иммигрантов из России и стран восточной Европы: Цикл занятий, организованный в Париже Архиепископией, возобновится со второй недели ноября. Преподаватели катехизиса, работающие под руководством протоиерея Владимира Ягелло, проводят занятия по трем группам - в приходах Знамения Божией Матери и Введения во Храм Богородицы и на Св.-Сергиевском подворье (см. объявления о днях, расписании и порядке записи). Аналогичные «Беседы о вере» будут организованы в Св.-Николаевском приходе в Ницце; их будет вести протоиерей Георгий Ашков один раз в месяц. 6. Собрание настоятелей и старост приходов Парижа и окрестностей: Собрание настоятелей и старост приходов Парижа и парижского округа состоится 2 декабря на улице Дарю. На нем будут рассмотрены вопросы административного, юридического и материального характера а также вопросы, касающиеся общего положения дел в Архиепископии. Аналогичное собрание состоялось в феврале 2005 г. Приложение Совет Архиепископии намерен внести следующие уточнения относительно каноничности положения клириков, указанных в Журнале 104 заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г.  Прежде всего, Совет может лишь с сожалением отметить, что ему уже приходилось делать ранее, что именно Московская патриархия во время заседания Священного Синода 24 декабря 2004 г. взяла на себя тяжелую ответственность, постановив, что она не намеревается принимать во внимание меры дисциплинарного порядка, которые были или будут приняты правящим архиепископом во главе Экзархата в отношении того или иного клирика (журнал 92 п.3 за 2004 г.), и что она даже готова принимать в свою юрисдикцию любого пожелавшего того священника, ранее входившего в состав Архиепископии, не требуя от него наличия отпускной грамоты (журнал за 2004 г.). на основании этих постановлений, противоречащих всем действующим сегодня церковным правила, Московская патриархия потом приняла в свою юрисдикцию и допустила к совершению богослужения клирика Архиепископии, который состоял под запрещением, наложенным Высокопреосвященным архиепископом Гавриилом за тяжкие нарушения церковного устройства, а затем и лишенного сана решением Священного Синода Вселенского патриархата. Безусловно, « попирать те правила, на которых церковная жизнь строилась веками, крайне опасно » (митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский в интервью РИА-Новости, 15.10.2006 ).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

6. М. С. Иванов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 7. Н. В. Лосский, профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. 8. Б. А. Нелюбов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 9. А. И. Сидоров, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им русских православных приходов в Тунисе с 24 по 27 марта сего года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о направлении делегации Русской Православной Церкви на Европейскую экуменическую встречу, организованную Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы, которая будет проходить в Страсбурге (Франция) с 19 по 22 апреля 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в Европейской экуменической встрече в Страсбурге направить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Архиепископ Клинский Лонгин – глава делегации; 2. Е. С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 3. А. В. Елисеев, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 4. Д. С. Синяков, студент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии представителя Русской Православной Церкви в работе Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Митрополита Солнечногорского Сергия в связи со значительной рабочей нагрузкой освободить от членства в Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, выразив ему благодарность за понесенные труды. 3. Членом Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу от Русской Православной Церкви назначить епископа Сергиевского Василия. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Берлинской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

• Визит в Париж делегации викариатства Британских островов. Преосвященный епископ Василий Амфиполийский передал благодарность за оказанный ему прием в Париже 16-18 июня (см. Сообщение 14-06). У него остались самые добрые впечатления от богослужений в Св.-Александро-Невском соборе и в Св.-Сергиевском храме, а также от бесед с ответственными представителями епархии и от приемов, оказанных в его честь. Эти встречи, прошедшие в дружеской и доверительной обстановке, еще раз подтвердили взаимопонимание и общее видение церковной жизни. В настоящее время разрабатывается проект частного регламента, который определит взаимоотношения между Архиепископией и викариатством Британских островов (см. Сообщение 12-06). Викариатству предстоит также составить свой собственный внутренний устав в согласовании с общим уставом Архиепископии и этим частным регламентом. Общее собрание клириков и мирян викариатства намечено на 8 июля в Лондоне. Оно пройдет под председательством Преосвященного епископа Василия, и в его работе примет участие делегация, которая по поручению Архиепископа Гавриила будет представлять Совет Архиепископии.  • Положение в приходах. – Ницца. Официальные представители Епархиального управления М.А. Соллогуб и И.В. Черепеников 24 и 25 июня прибудут в Ниццу для проведения административно-хозяйственной проверки местного прихода, для встречи со священнослужителями и прихожанами Св.-Николаевского собора и участия в ежегодном общеприходском собрании. Отчет об этой ревизии будет представлен потом Архиепископу. По дороге в Ниццу, 23 июня, представители Епархиального управления остановятся в Тулоне для встречи с членами местной церковной общины. – Биаррица. 18 июня прошло ежегодное общеприходское собрание, на котором, в соответствии с приходским уставом, был частично обновлен состав приходского совета. Богослужения в Покрово-Св.-Александро-Невском храме проходят регулярно, а в летние месяцы в Биаррицу должен переехать на постоянное жительство о. Роман Мишин. – Монжерон.  Судебным решением было объявлено о закрытии Ассоциации, во владении которой находилось имение « Санлисской

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Русскую Православную Церковью связывают тесные отношения  с Церковью Англии, берущие начало еще в XVI столетии и развивавшиеся в последующие века. Особенно активны наши контакты были во второй половине XX столетия. Они начались с памятного визита архиепископа Йоркского Кирилла Гарбета в Москву в тяжелейший момент нашей истории, в 1943 году, что свидетельствовало об общей борьбе, которую вели наши народы против фашизма и о роли Церквей в этой борьбе. Этот визит стал очень важной поддержкой нашей Церкви. Мы с тревогой следим за происходящими в Англиканском сообществе процессами, связанными с либерализацией нравственного учения некоторыми членами этого сообщества, введением сначала «женского священства», а теперь уже и «женского епископата». Сегодня англиканский мир фактически расколот, и мы поддерживаем тех его представителей, которые отстаивают евангельские нравственные нормы. —  Сурожская епархия Русской Православной Церкви по количеству приходов и численности верующих занимает второе место среди епархий различных православных юрисдикций после епархии Константинопольского Патриархата . Известно, что в свое время между ними даже был конфликт, разрешить который удалось усилиями Патриарха Кирилла, возглавлявшего тогда ОВЦС. Как строятся отношения сейчас и повлияет ли на них визит Патриарха? — В Англии с давних пор присутствовали приходы, относящиеся к разным православным юрисдикциям, и отношения между ними всегда отличались братским характером и конструктивным подходом. Никакого конфликта между церковными юрисдикциями в Великобритании не было. Уход теперь уже бывшего епископа Василия (Осборна) из Московского Патриархата не был связан с отношениями между православными юрисдикциями, действующими на территории Великобритании, поскольку перешел он не в какую-либо из них, а в Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата с центром в Париже. Сделал он это, по-видимому, по сугубо личным соображениям. Три года спустя он объявил о сложении с себя священного сана и вступлении в брак.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4638515...

- Более того, ведь Денисенко утверждает, что и на наследование Владимирова крещения Русская Православная Церковь Московского Патриархата претендовать не может. Это совсем такой странный тезис, что касается Крещения, вот именно принятия Христианства? - Все эти рассуждения, помимо всего прочего со всякими псевдоисторическими экскурсами, явно противоречат тому самосознанию, которое существовало во время Святого равноапостольного князя Владимира, во всех крупных городах тогдашней русской земли, и наиболее ярко выражалась как раз в сочинениях монахов Киево-Печерской лавры. Для них, допустим, сообщение о том, что где-то в Новгороде или в Ростове не могут претендовать на Владимирово крещение, - дико, кощунственно и вызвало величайшее возмущение. - В какой мере исторически вот это первенство Киева присутствует на самом деле? - Киев был в течение определенного периода после того, как Олег завоевал Киев, убил бывшего дружинника Рюриковой дружины Аскольда, который тоже перед этим его завоевал и может быть тоже принял крещение, как есть об этом некие свидетельства исторические, Киев становится временно столицей Древнерусского государства. И в особенности после Крещения Руси он на долгое время становится центром, объединяющим всех русских православных. - И к этой митрополии, просто чтобы зрители понимали, относится и Новгород, и все северные земли. - Новгород, он какое-то время даже выделял архиепископию, претендовал на особые связи с Константинополем, но полностью он этого не добился. Так что все русские земли в эту митрополию входили. Потом постепенно митрополиты переносят центр своей резиденции во Владимир и Москву. Так что отсюда и это вполне естественно… - Значит, принятый перенос исходил из самого же Киева? - Не из Киева, Киева тогда попросту не было. После разгрома это был очень маленький город и там, в общем-то, делать было митрополиту просто нечего. - И последний странный тезис этого раскольнического собора состоит в том, что позиция Вселенского патриарха и других Поместных Церквей на стороне Киевского патриархата. Как вы можете прокомментировать это заявление?

http://pravoslavie.ru/36877.html

В 1652 году патриархом стал Никон 11 . Никон – величайшая личность древней Руси. Это был богатырь и духом, и телом, особый избранник Божий. Сын крестьянина, много претерпевший от злой мачехи, аскет с раннего детства, строгий подвижник сурового Анзерского скита в Соловках – приведен был Промыслом на патриарший престол и сделался замечательным церковным и государственным деятелем, личность которого в разные столетия привлекает к себе внимание и русских, и иностранных ученых, вызывает около себя споры, возбуждает благоговейное преклонение одних и раздраженное злословие других. Не дивно, что такая личность еще до патриаршества очаровала и покорила сердце тишайшего царя Алексея Михайловича, в котором счастливо сочетались все лучшие душевные качества древнерусских благочестивых людей. Еще в сане Новоспасского архимандрита Никон сделался «собинным другом» царя. Назначенный новгородским митрополитом, он обнаружил свои выдающиеся административные способности и самоотверженную преданность делу церковному и государственному. Кружок передовых московских людей выдвинул по смерти патриарха Иосифа Никона как способного не только править кораблем церковным, но и властно направлять его по новому пути. Никон согласился стать патриархом лишь после того, как царь, бояре и народ в Успенском соборе клятвенно обещались «слушать его во всем» и дать ему «устроить Церковь ». Снова возвратились в московском Кремле дни патриарха Филарета и царя Михаила. Самая тесная, искренняя и нежная дружба соединяла патриарха Никона и царя Алексея: они вместе молились, вместе занимались делами, вместе трапезовали. Патриарх стал именоваться «великим Государем», принимал послов, вступал в сношения с иноземными владетельными особами, в отсутствие царя единолично правил государством и охранял царскую семью. Не без влияния Никона Малороссия нашла «благотишанейшее пристанище» под «государской рукой» Алексея Михайловича. Московское правительство приняло Малороссию в свое подданство «для (ради) православныя христианския веры и святых Божиих церквей», «для избавления от ляцкаго гонения православных людей, не хотя того слышати, что единоверным православным христианам в разоренье от латинов и от папежник бытии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В зале присутствовали почетные гости Академии – иерархи Поместных Православных Церквей, представители различных духовных учебных заведений, члены профессорско-преподавательской корпорации, сотрудники и учащиеся Духовной Академии. В самом начале мероприятия гости увидели небольшой документальный фильм, посвященный истории возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии. Зрителям был предложен краткий обзор событий, повествующих о том, как прервавшись в 1918 году, традиция духовного образования в городе на Неве стала постепенно возрождаться, начиная с 1946 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Русской Церкви поздравляет Духовную Академию с юбилейной датой. Затем с поздравительными словами обратились почетные гости мероприятия и представители государственной власти. В этом году Актовую речь в честь 70-летия возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии произнес заведующий аспирантурой Дмитрий Андреевич Карпук. Ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий напомнил, что в нынешнем году празднуется 200-летие со дня рождения знаменитого историка Церкви и богослова с мировым именем – митрополита Макария (Булгакова), в честь которого в дореволюционное время была учреждена премия за выдающиеся достижения в Церковной истории. И впервые в новейшей истории Академи владыка вручил возрожденную премию профессору Михаилу Витальевичу Шкаровскому. Во внимание к усердным трудам на благо Санкт-Петербургской Духовной Академии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вручил церковные награды сотрудникам и преподавателям Академии. В заключение торжественного Акта студенты представили гостям небольшой музыкальный концерт. Фоном шли архивные фотографии и видеозаписи, а мужской, женский и смешанный хоры Санкт-Петербургской Духовной Академии исполнили духовные произведения из репертуара русских композиторов. Наконец, певцы объединились в сводный хор, который, разделившись на два клироса, исполнил концерт Дмитрия Бортнянского «Тебе Бога хвалим».

http://pravoslavie.ru/97833.html

В конце Второй мировой войны в Гамбург и его окрестности хлынул огромный поток (около 10 тысяч человек) русских беженцев, в основном «остарбайтеров». Этих людей окормлял архимандрит Виталий (Устинов), будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей. Во многих лагерях для «перемещенных лиц» были созданы общины и устроены временные церкви (всего в Западной Германии их было 200). В Гамбурге барачная церковь на ул. Харфестэхудэвег, 27 была освящена во имя блж. Прокопия Устюжского, который был родом из недалеко расположенного Любека. В 1953 эта временная церковь стала кафедрой викарного архиепископа Гамбургского и Северо-Германского Филофея (Нарко), который возглавлял ее 30 лет. Именно он стал инициатором постройки каменного храма на 350 человек в самом Гамбурге, заложив его 18 декабря 1961 по проекту русского зодчего А. С. Нюренберга. Здание псково-новгородского стиля, к которому примыкает двухэтажная пристройка с квартирой священника, возводил архитектор Л. Н. Серов на участке, безвозмездно предоставленном городом, при денежной поддержке протестантских и католических церквей. Строительство обошлось в 410 тыс. марок. Освятил церковь 3 сентября 1965 митрополит Филарет, тогдашний Первоиерарх РПЦЗ, при участии архиепископов Берлинского и Германского Александра, который в 1971–1982 служил в ней, Гамбургского Филофея, Женевского и Западноевропейского Антония и епископа Нафанаила. Четверик здания покрыт крышей зеленого и увенчан голубой главкой, на которой начертаны золотые звезды. Над входом с перспективным порталом возвышается небольшая луковка; такая же украшает трехарочную звонницу на южном фасаде. Белоснежные оштукатуренные стены прорезаны узкими окна-бойницами. Внутри стены храма расписаны в древнерусском стиле бар. Н. Б. Мейендорфом, который исполнил также образа в двухъярусном иконостасе. В работе ему помогала дочь Елена Николаевна. Интерьер украшает красивое двухъярусное чеканное паникадило, подарок одного армянина. Гамбургский собор стал первым русским храмовым зданием и архиерейской кафедрой на севере Германии. Кроме того, он — лучшее творение церковной архитектуры Русского Зарубежья в послевоенной Европе, ибо снаружи отличается хорошо найденными пропорциями и живописной композицией, внутри — нарядным стилизованным убранством. До 2005 настоятелем храма являлся пожилой прот. Амвросий Бакхаус из православных немцев. Для этих немцев службы проходят раз в месяц в Никольской домовой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=38164

В послевоенных воспоминаниях в то время уже архиепископ Сан-Францисский Иоанн о своей позиции в связи с преследованиями евреев, к сожалению, писал немного и скромно: «Сколько людей оказывало по деревням и городам бескорыстную помощь несчастным людям… Как сейчас вижу одну глухую, средних лет, еврейку с аппаратом на ухе, странствующую из дома в дом. Ей давали приют христиане. Это было одно из ужасных апокалиптических видений тех лет – люди с желтой звездой Давида, обреченные на заклание. Вспоминаю совершенный мною тайный постриг над одной еврейкой-христианкой, моей духовной дочерью, рабой Божьей Елизаветой, получившей вызов из гестапо. В значении этого вызова мы не сомневались. Благословляя ее на мученичество, я дал ей новое имя, Михаилы, в честь архангела Михаила, вождя еврейского народа… Конечно, как и всем, пришлось мне в те дни в гестапо подтверждать документами свое " арийское происхождение " и говорить о своих убеждениях и о вере Церкви… Однажды следователь, допрашивавший меня, зная, что я принимаю в лоно Церкви всякого человека, без различия расы, спросил меня: " Ну, а если бы Литвинов [vi] захотел креститься (Литвинов в те годы был в Германии персонификацией того, что называлось " иудобольшевизмом " ) – вы бы его тоже крестили? " " Конечно, – ответил я, – если бы Литвинов покаялся и захотел жить во Христе, Церковь приняла бы его наравне со всеми " » [vii] . В июле 1938 г. гестапо впервые поставило вопрос о высылке архимандрита Иоанна из страны. В соответствующем письме в Рейхсминистерство церковных дел от 27 июля подчеркивалось: «Иоанн особенно в последнее время снова вносит беспокойство в среду здешней русской эмиграции своими подчеркнуто дружественными евреям проповедями и высказываниями и сознательно пытается помешать усилиям антибольшевистски настроенных групп эмигрантов… Вследствие своей дружеской расположенности к евреям он уже много лет подвергается резкой критике национально-мыслящих русских эмигрантов». В целом же гестапо рассматривало отца Иоанна как «яркого представителя враждебного Германии и масонского церковного направления парижского епископа Евлогия» [viii] .

http://bogoslov.ru/article/2044123

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010