Память Преподобного Отца Нашего Мемнона Чудотворца Память 30 Апреля Память Святого Апостола Иакова Зеведеева Память Во Святых Отца Нашего Доната Епископа Жития Святых — месяц апрель Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц апрель Память 1 апреля Житие преподобной матери нашей Марии Египетской «Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать и проповедовать дела Божии славно» (Тов.12:7), — так сказал архангел Рафаил Товиту, когда совершилось дивное исцеление его слепоты. Действительно, не хранить царской тайны страшно и гибельно, а умалчивать о преславных делах Божиих — большая потеря для души. И я, — говорит святой Софроний [ 1 ], написавший житие преподобной Марии Египетской, — боюсь молчанием утаить Божественные дела и, вспоминая о грозящем несчастии рабу (Мф.25:18, 25), закопавшему в землю данный от бога талант, не могу не рассказать святой повести, дошедшей до меня. И да никто не подумает — продолжает святой Софроний, — что я осмелился писать неправду, когда у кого явится сомнение в этом дивном событии: не подобает мне лгать на святое. Если же найдутся такие люди, которые, прочитав это писание и пораженные преславным событием, не поверят, то к ним да будет милостив Господь, потому что они, размышляя о немощи человеческого существа, считают невозможными те чудесные дела, которые совершаются со святыми людьми. Однако надо уже начать рассказ о славном событии, происшедшем в нашем роде. В одном из палестинских монастырей жил старец, украшенный благочестием жизни и разумностью речи, и с ранней юности доблестно подвизавшийся в иноческом подвиге. Имя старцу было Зосима. (Пусть никто не думает, что это Зосима еретик, хотя у них и одно имя: один заслужил худую славу и был чужд церкви, другой — праведный и был прославлен.) Зосима прошел все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками. Исполняя все это, он никогда не переставал поучаться Божественными словами: и ложась, и вставая, и за работой, и вкушая пищу (если только можно назвать пищей то, что он вкушал в очень малом количестве), он неумолчно и постоянно исполнял одно дело — он пел божественные песнопения и искал поучений в Божественных книгах. Еще в младенчестве он был отдан в монастырь, где доблестно подвизался в постничестве до 53-х лет. Но потом его стала смущать мысль, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

переводе, по-видимому, заключался в том, что М.- покровитель народа Израиля ( Hannah. 1999. P. 34); та же роль М. в Книге прор. Даниила. О М. говорится в 1-й книге Еноха и за пределами «Книги стражей» (1 Енох 1-36). Енох удостоен видения «тысячи тысяч и тьмы тем», предстоящих «пред славою Господа духов»; среди них выделяются четверо, стоящие по 4 сторонам престола Божия. Сопутствующий Еноху ангел сообщает ему имена этих четверых, первый из них - прославляющий «Господа духов от века и до века... милостивый и долготерпеливый Михаил» (1 Енох 40. 1-9). М., Гавриил, Рафаил и Фануил повергнут полчища Азазеля в преисподнюю, когда наступит «великий день суда» (1 Енох 54. 6). Узрев в одном из последующих видений колеблющиеся небеса небес и Предвечного на престоле, Енох был настолько потрясен, что «его чресла и внутренности ослабели»; тогда М. сначала послал к нему для укрепления одного из св. ангелов, а затем обратился к нему с пророчеством о грядущем суде и о явлении женского и мужского чудовищ - Левиафана и Бегемота (1 Енох 60. 1-8). М. свидетельствует о том, как ставшие наказанием для грешников воды потопа превратятся в огонь, который будет гореть вечно (1 Енох 67. 12-13). Он сообщает Рафаилу, что отказывается предстательствовать «пред очами Господа» за тех, кто считают себя равными Богу (1 Енох 68. 4). М. открывает святым «сокровенное имя» (1 Енох 69. 14) и показывает тайновидцу «все тайны милосердия» и «все тайны праведности» (1 Енох 71. 3-4). Он один из архангелов (1 Енох 71. 3), вместе с Рафаилом, Гавриилом, Фануилом и бессчетным множеством св. ангелов пребывающий на небесах (1 Енох 71. 8-9, 13). В апокрифическом соч. «Вознесение Моисея» М. не назван по имени, однако нек-рые исследователи полагают, что речь может идти о нем. В пророчестве о пришествии Царства Бога говорится: «Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах, и тотчас избавит он их от врагов их» (Test. Mos. 10. 2). В качестве аргументации в первую очередь указывают на сходство функции ангела в этом тексте с ролью М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Под словом Премудрость, или по-гречески София, разумеют Сына Божия. Значение изображения Софии – Премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: «Премудростъ созда Себе дом и утверди столпов седмь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Дом означает Церковь Божию, или Матерь Божию, яко одушевлённый храм Спасов. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, Византийская и Киевская в Киево-Софийском соборе, заимствованные из церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви небесной и видимой чрез воплощение Сына Божия – Премудрости Божией. На них изображается дом, или храм, и в нем стоящая Богородица в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Её начертаны распростёртыми, стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богородицы – Предвечный Младенец, правой рукою благословляющий, а в левой имеющий державу. Над сенью начертаны слова: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердил столпы Ея»; и окружённый лучами Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Святого Духа представлены в облаках семь архангелов с распростертыми крылами; с правой – Михаил с пламенным мечом в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил с алавастром 97 мира; с левой – Гавриил с лилией; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцом; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божию Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося, праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии с ковчегом завета; Исайя с хартией, на которой написано: «Се Дево во чреве зачнет и родит Сына»; Иеремия со свитком; Иезекиилъ, держащий врата затворённые; Даниил с камнем. Под облаком с серповидною луною стоит амвон с 7 ступенями; на каждой начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. На всех 7 столпах изображения, взятые из Апокалипсиса, с объяснениями. На первом столпе 7 очес с надписью: дар совета; на втором семисвечный подсвечник и надпись: дар разума. На крайнем столпе от правой руки книга с семью привешенными печатями и надписью: дар премудрости. На ближайшем столпе с левой стороны 7 труб и надпись: дар крепости; на следующем столпе правая рука с семью звёздами и с надписью: дар ведения; на 6-м столпе 7 курильниц дымящихся – дар благочестия; на последнем столпе 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. На этой иконе все лица, вещи, символы и надписи приспособлены к числу 7, кроме изображения Святой Троицы и Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Пророчественное изображение воплотившейся Софии – Премудрости – Божией послужило образцом для иконописных ее изображений, какие были в древле построенных храмах в Византии – в храме Юстиниановом, в Киеве, Новгороде и в других местах. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, византийская и киевская, изображают соединение Церкви небесной и видимой, чрез воплощение Сына Божия, – Премудрости Божией, представляют дом или храм, и в нем стоящую Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сению, поддерживаемой семью столпами. К этому числу приспособлены многие предметы иконы. Руки и длани Богоматери начертаны распростертыми, ее стопы утвержденными на серповидной луне (Ап.12:1). При персях Божией Матери на ее деснице изображается Предвечный Младенец, десницею своею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. Над сению начертаны слова: Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий, из уст Его исходят слова: Аз утвердих столпы ея; и окруженный лучами – Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Св. Духа представлены Церковь небесная: – предстоят в облаках седмь архангелов: с правой – Михаил с пламенным мечем в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил – алавастр мира; с левой Гавриил с лилиею; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцем; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божиею Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося – праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии, с ковчегом завета; Исаия с хартией, на которой написано: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; Иеремия со свитком; Иезекииль, держащий врата затворенные; Даниил с камнем. Впрочем не все изображения Софии – Премудрости Божией одинаковы; например – новгородская икона есть род Деисуса; на ней изображен Вседержитель в царской одежде или далматике, с огненными крылами, яко велика совета Ангел ( Ис.9:6 ), на огненном престоле о семи столпах. Окрест Вседержителя голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощенного Слова Божия. Сверху изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять звездное голубое небо, и на золотом престоле евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Рафаила тащили за волосы и бороду, зверски били, кололи штыками и, в конце концов, повесили вверх ногами на дереве, затем ему отпилили челюсть. Это произошло во вторник после Пасхи. Св. Николая привязали к ореховому дереву. При виде мучений своего любимого игумена, после первых ударов штыком, он умер от разрыва сердца. Это было 9 апреля 1463 года. Затем турки подожгли монастырь и ушли. На следующий день некоторые из верных христиан с сопровождавшим их Акиндиносом, а также третьим монахом и старым священником из деревни тайно похоронили мучеников. Игумен был похоронен среди развалин сожженной церкви, а другие - во дворе перед церковью. Святые мощи были найдены необычным образом, и множество чудесных событий последовало за их открытием. Неизвестная до сих пор история монастыря, рассказанная св. Рафаилом, поразила всех, и раскопки показали скрытые в земле сокровища и подтвердили все, рассказанное святым. Святой Рафаил также указал место, где находится могила св. Николая, и предсказал, что она будет найдена в дождливый понедельник. И хотя поиски начали ясным днем 13-го июля, вдруг стало пасмурно, и пошел дождь. В тот же самый день по указанию св. Рафаила, около могилы св. Николая была найдена свинцовая печать, относящаяся к XIV веку с изображением Пресвятой Богородицы с одной стороны, а с другой - Архангела Михаила. Печать, по словам археолога, взявшего эту находку в музей, принадлежала лично патриарху Византии. Также обнаружили развалины древней церкви. Святой точно указал места захоронения других мучеников: священные останки маленькой Ирины, глиняную купель, в которой её сожгли, и две могилы - учителя Феодора и старосты Василия. Примерно за неделю до этого, была обнаружена старинная церковь с фресками на разрушенных стенах и полом, вымощенным красной плиткой, а также галерея со святой водой и икона Пантократора. Вместе с этой иконой были найдены части старой деревянной иконы и несколько драгоценных листов пергамента с рукописными текстами из Евангелия, которые рассыпались, оказавшись на воздухе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Свое желание стать частью монашеской общины я открыл отцу Бендикту, и он меня поддержал, правда, не благословил сразу идти в монастырь, хотя я этого хотел, но оставил, чтобы я испытал волю Божию. Следовало дождаться, когда сложатся условия, и я не пожалел об этом, в конце концов все получилось благословенно и в смысле семьи, родителей и друзей. – Как отнеслись к вашему решению родители? – Благословили. Правда, решение было для них непростым, все-таки они совсем недавно приступили к церковной жизни, а монашество всегда – тайна, которая не принята полностью даже в некоторых кругах верующих, есть какой-то малый вакуум, кризис. Но благодаря Богу и Матери Божией все сложилось хорошо и родители меня сейчас целиком поддерживают. – Да, родителям тяжело дается такое решение детей… – В тот момент им было тяжело, очень тяжело, но они не предпринимали никаких неблагословенных мер, с уважением отнеслись к моему решению и преодолели свой эмоциональный родительский кризис с помощью участия в духовной жизни Церкви. Слава Богу, если мой приход в монастырь даст им большую возможность идти по пути духовной жизни, нести свой крест. – У вас есть братья или сестры? – Младший брат, у него есть семья, он адвокат и старается жить литургической жизнью. – В каком монастыре вы приняли постриг? – В Подмаине. Восприемником был отец Бенедикт, а постригал митрополит Амфилохий , в нашей епархии постригает преимущественно митрополит. – В каком году? – В 2004м. – А когда вы стали настоятелем? – Мы живем в сложные времена, Церковь возрождается, восстанавливаются монастыри, расцветает духовная жизнь, но все же, к сожалению, нас не так много, и случается так, что молодые люди, молодые монахи довольно быстро занимают позиции, которые налагают большую ответственность, молодые монахи становятся настоятелями, а необходимых знаний и опыта нет. Так было и в моем случае, вскоре после пострига я был введен в церковный клир, рукоположен в дьяконы, затем в священники. По благословению митрополита наш настоятель отец Бенедикт получил послушание восстанавливать монастырь Архангела Михаила на Михольской Превлаке , а меня оставил здесь, доверив мне ответственность за эту подмаинскую святыню.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-rafail-bo...

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Так, будущие Апостолы, Андрей и Иоанн, просто пошли, по слову Иоанна Крестителя, вслед за Иисусом Христом. Он, «обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?» – А что им, действительно, надо от Него? Да ничего, просто быть с Ним. Поэтому они и «сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот» ( Ин. 1:38–39 ). Подобное можно сказать и о браке, потому что Апостол Павел как раз сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа и Его Церкви. Бесспорно, вследствие брака и домашнее хозяйство налаживается, и физиология приходит в норму, и дети рождаются. Но все это лишь побочные следствия брака. Главная же его цель, с точки зрения, например, мужчины: навсегда связать жизнь вот с этой конкретной женщиной, потому что она сотворена Богом из моего же ребра, и предназначена специально для меня. Она приводит меня в восхищение, и удивляет, и влечет. Я всецело ей доверяю, хочу сделать ее своей второй половиной, и без нее не мыслю дальнейшей жизни. В библейской книге «Товит» рассказывается, как некий юноша, Товия, был послан отцом в далекую страну, чтобы забрать денежный долг. Бог послал Архангела Рафаила в человеческом облике, чтобы он сопровождал Товию. И Архангел не только помог юноше в этом деле, но и привел в дом, где жила девица, предназначенная Богом только для Товии. Семь мужей брали ее в жены, и все погибали в брачной комнате, не коснувшись ее. Рафаил наставил Товию, как связать злого духа, вредившего ей. И вот, когда молодые «остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

То есть для обличения. У Него совсем другая задача была. Конечно, Он, мгновенно пожелав, мог бы исцелить всех больных людей на земле одновременно. Но Он считает, что это не нужно. Для нас-то это самое главное, конечно, мы не очень любим болеть. И понятно. Но Он посылает нам болезнь как испытание, и скорби разного рода – для того, чтобы мы невольно, хотя бы вопреки своему желанию, очистились. Он помогает нам таким образом очиститься от скверны. Но что касается чудес – они меня пугают. То есть когда я слышу, что где-то там что-то мироточит... У меня на выставке в Ярославле замироточили три картины, и когда мне позвонили – я пришёл в ужас. А вскорости у меня жена умерла. То есть это был знак такой – предупреждение. Но мы не очень-то прислушиваемся к этим предупреждениям. Потому что раз тебя предупредили, значит, надо как-то осторожнее жить дальше после этого. Надо меняться. Что-то в твоей жизни должно перемениться. И очень серьезно. Ну, так оно, собственно говоря, и получилось. Чудо это или не чудо – не знаю, но такое от Бога указание было. Всё равно, даже тот положительный или отрицательный опыт жизни, который был накоплен к моим 34 годам, – это всё пригодилось. Из этого надо делать выводы какие-то. Вспоминать хорошее, что было, среди людей, которые не ходили в церковь, которые не крещены были. Бог же всё равно в них жил. В каждом человеке, где бы он ни находился, какого бы вероисповедания он ни был и чего бы он ни натворил. У Него же всё равно все – Его чада. Мы много судим о других и мало заботимся о том, что мы из себя представляем. Бог же всё равно в них жил. В каждом человеке, какого бы вероисповедания он ни был – С приходом Интернета, всяких современных средств связи, изменилась роль священника? – Понимаете, мы называемся православными людьми, которые апостольское служение, по мере сил, конечно, в неповрежденном виде пронесли. Не то что мы этим гордимся, это просто так исторически сложилось, что мы служим так, как в апостольские времена служили. И самое главное во всем этом – можно через телевизор проповедовать, можно через Интернет, но самое главное – это личное общение человека с Богом, и, конечно, никакая телевизионная или онлайн-трансляция литургии никогда не даст человеку того, что в это время должно было с ним происходить.

http://pravoslavie.ru/139831.html

Слова Рафаила оправдались. Товия получил Сарру в жену. Молитвою и курением асмодей был прогнан и связан ангелом в пустыне египетской. Товия остался в Екбатанах на 14 дней брачного торжества. Между тем Рафаил, чтобы Товии не терять много времени, сан идет в Раги мидийские к Гаваилу за серебром, приносит серебро, и приводит на брачное торжество Гаваила. Товия остается у Рагуила не далее 14 дней, зная, с каким нетерпением отец и мать ждут его в Ниневии. Одаренный от Рагуила и Едны половиною их имения, напутствуемый их благословением и завещанием – получить другую половину имения после сверти их обоих, Товия оставляет с своею супругой Екбатаны (Гл. 7–10). Когда путники приближались к Ниневии, Рафаил посылает Товию вперед приготовить помещение и исцелить отца рыбьею желчью. Товит получает прозрение, и сугубо счастливые родители с радостью принимают Сарру, и брак опять празднуется 7 дней в Ниневии (Гл. 11). В благодарность Рафаилу, Товит и Товия хотят наградить его половиною своего имения. Тогда Рафаил открывается им. Он увещевает их продолжать верно служить Богу своему, говорит, что он-то возносил на небо молитвы Товита и Сарры и был послан Богом им на помощь, что он есть архангел Рафаил и был видим ими только в образе, что теперь он возвращается к Богу, а все, случившееся с ними, они должны записать в книгу. От страха они пали ниц, н. когда встали, ангела уже не было (Гл. 12). Следует одушевленная хвалебная песнь Богу, написанная Товитом, с пророческими взглядами на будущность церкви Божьей. (Гл. 13). Заключение книги составляют семейные известия. Товит достиг преклонной старости и незадолго до смерти, в увещательной речи к сыну завещал ему оставить Ниневию, разрушения которой нужно было ожидать по пророчеству Ионы. Схоронивши родителей, Товия отправился с женою и детьми в Екбатаны к тестю и теще и поселился у них, оставаясь и здесь верным сыном. Он достиг честной старости, и еще перед смертью слышал о падении Ниневии, радуясь, что Бог избавил его от несчастья. (Гл. 14). § II

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010