Художник Сергей Симаков, протоиерей Сергий, игумен Рафаил, настоятель церкви Архангела Михаила села Архангельского «что во Бору» (под Угличем) – как правильно называть человека, если собираешься написать статью о его творчестве? В этом кратком перечислении уже ясно виден путь – к Церкви и в Церкви. Но что же с искусством? Художники андеграунда порой воспринимали веру как общую часть протеста против советской власти. Церковь под запретом, значит, надо креститься, тайно посещать храм – так же, как читать запрещенную литературу. Потом, когда советская власть осталась в прошлом и верить уже никто не запрещал, часть людей отошла от Церкви. Но были те, кто пришел именно в Церковь, не связывая это с какими-то политическими устремлениями, и они потом просто продолжили свой путь. Сергей Симаков окончил в 1972 году Московский архитектурный институт, преподавал рисунок и черчение в Московском инженерно-строительном институте, и – писал. Ведь надо же найти то главное, ради чего ему дано умение создавать образы на полотне с помощью карандаша, кисти и красок… Он выставлял свои работы в составе группы «20 московских художников» на полулегальных выставках, проходивших на Малой Грузинской, 28, вместе с другими коллегами, которые, как и он, искали пути творческого самовыражения. Сергей Симаков пишет в то время сюрреалистические работы – с аллюзиями на произведения литературы, исторические реалии и так далее: то ли сон, то ли полуреальность, смешение форм, понятий… Таким – ярким, в духе сюрреализма – было оформление обложки для пластинки Аллы Пугачевой 1982 года. Интересно, что уже тогда появляются у художника христианские образы, пока еще – как часть того же сюрреалистического мира, просто как повод для реплики, но реплики без эпатажа. Очевидно, так душа нащупывала, искала то, что ей было необходимо. И картины русской природы средней полосы присутствовали тогда в некоторых произведениях; в будущем эта тема зазвучала иначе, с другим акцентом. В 1982 году Сергей Симаков с женой приехали на землю Углича и поняли, что здесь их место. В 1991 году Сергей был рукоположен в священники храма во имя Архангела Михаила, для которого уже писал иконы. После смерти супруги Елены, незадолго до ухода принявшей монашеский постриг с именем Анна, отец Сергий был пострижен в монахи с именем Рафаил.

http://pravoslavie.ru/132631.html

По Библии он считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесен на Небо Архангел Гавриил  (с еврейского — муж Божий) Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести. Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля  (старый стиль). Упоминается в канонических книгах: Дан. 8:16 и 9:   21; Лк. 1:9 и 26. Благовещение Пресвятой Богородицы Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия . Читайте также: Задать вопрос священнику Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли в христианстве такие Архангелы: Архангел Чамуил, Архангел Задкиил, Архангел Иофиил? Спасибо. Надежда.   Отвечает священник Михаил Самохин: Здравствуйте. Надежда! В Православии Архангелов с такими именами нет. В канонических книгах Священного Писания упоминаются Архангелы Михаил и Гавриил. В апокрифе «книга Еноха» упоминаются Архангелы Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Рафаил, Уриил и Иеремиил. Имена Архангелов, которые приводите Вы относятся к каббалистической ангелологии, то есть в учении об Ангелах поздней иудейской традиции, существовавшей параллельно с христианством.

http://pravmir.ru/arxangel-gavriil/

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя  иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и  оставила названия местных Неопалимовских переулков. Она была первым и единственным в Москве храмом, освященным во имя этого образа Богоматери. Название иконы «Неопалимая Купина» произошло от библейского  сюжета о чудесном видении пророка Моисея горящего тернового куста - купины,  - охваченного пламенем и не сгорающего в огне. Из этого пламени он услышал Глас Божий, возвестивший ему о грядущем избавлении еврейского народа от египетского рабства (даже праздник иконы отмечается Церковью в один день с празднованием пророка Моисея). Такое  именование образа Богоматери символизирует Ее уподобление Неопалимой Купине, напоминая о Рождении Ею Богочеловека и о Ее Приснодевстве.  Пресвятая Богородица изображена на иконе окруженной пламенем, с Младенцем Христом,  в центре православной восьмиконечной звезды, образованной совмещением красного и зеленого квадратов-ромбов. Четыре зеленых конца-луча символизируют купину, терновый куст, сохранившую в огне свой зеленый цвет, четыре красных конца-луча – пламя горящей и неопалимой купины. На некоторых списках образа на концах лучей написаны буквы А.Д.А.М.  -  по древнему преданию, Архангелы составили имя первого человека от первых букв имен звезд, взятых Ими с четырех  сторон света. Архангел Михаил взял с востока букву «А» от имени восточной звезды «Анатоли», Архангел Гавриил - букву «Д» с запада от звезды «Дисис», Архангел Рафаил -  букву «А» от северной звезды «Арктос», и Архангел Уриил  - букву «М» от южной звезды «Месембрии».  Богоматерь как Царица Небесная изображена в центре иконы. В Руках у Нее лестница как символ и путь христианского спасения, и как символ  Пресвятой Богородицы, - Лествицы, по которой Бог сошел на землю, а человек восходит к Нему. И в ознаменование этого в четырех углах иконы символически изображены ветхозаветные пророчества о Воплощении Христа: видение Моисеем горящей купины, где в ее центре написана икона Богоматери «Знамение» с Младенцем в лоне, видение «врат» пророку Иезекиилю, знаменитое видение пророку Исаие Серафима с горящим углем, символом Христа, и «Корень Древа Иессеева». Последнее изображение символизирует пророчество Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое». По углам красного четырехугольника  изображены апокалиптические  символы святых Апостолов-Евангелистов – Ангел  (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк).

http://pravoslavie.ru/189.html

Глава Смоленской митрополии освятил памятник основателю Смоленского историко-археологического музея С.П. Писареву у Михаило-Архангельского храма 31 октября 2016 г. 09:07 В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения смоленского историка-краеведа, педагога, основателя Смоленского историко-археологического музея Семена Петровича Писарева. До недавних времен считалось, что определить место его погребения невозможно, так как установленный в 1904 году (год смерти ученого) памятник был разрушен во время Великой Отечественной войны. Однако не так давно были обнаружены документы, свидетельствующие, в каком именно месте на территории храма Архангела Михаила города Смоленска мог быть похоронен С.П. Писарев. «Мы интуитивно угадали, а затем нашли документы, подтверждающие, что могила его была напротив главного входа в храм. Теперь здесь высится его памятник», — рассказала Н.В. Деверилина, заместитель председателя Смоленского областного краеведческого общества, которое вместе с Департаментом по культуре и туризму региона и Смоленской епархией выступило инициатором установления кенотафа (памятника на месте предполагаемого захоронения) известному смоленскому историку. 27 октября 2016 года состоялось открытие памятника. Во дворе храма Архангела Михаила собрались представители органов власти и духовенства епархии, историки, педагоги, коллектив смоленского «Дома для мамы», семинаристы, школьники. Заупокойную литию и чин освящения памятника С.П. Писареву совершил митрополит Смоленский и Рославльский Исидор . С архипастырем молились благочинный церквей города Смоленска, настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Павел Петровский, проректор по научной работе Смоленской православной духовной семинарии иеромонах Рафаил (Ивочкин), клирики Успенского кафедрального собора, семинаристы. Песнопения исполнили певчие Ахиерейского хора и хора СПДС под руководством регента Елены Фроловой. По завершении богослужения митрополит Исидор обратился к присутствующим. Архипастырь отметил, что, вспоминая известного смоленского краеведа, жившего на рубеже XIX и XX веков, стоит задуматься над темой ответственности историка перед его современниками и людьми грядущих поколений. Говоря о значении деятельности С.П. Писарева для Смоленской земли, глава митрополии подчеркнул:«История Смоленской епархии насчитывает 880 лет, и благодаря научному вкладу этого человека мы знаем о многих подлинных событиях в жизни Церкви, жизни нашего Отечества и нашего города. И знаем о многих героях — не только защитниках Родины, но и героях духа — церковных подвижниках, святых угодниках Божиих».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Чем отличается список иконы от ее копии? Как в рамках традиции развивается церковное искусство иконописи? Мы беседуем с иконописцем Михаилом Шевцовым, руководителем мастерской «Форма». Михаил с помощниками работают над написанием трех икон для Знаменского храма Новоспасского монастыря. В этот храм по завершении его обустройства будет перенесена из Спасо-Преображенского собора обители чудотворная икона Богоматери «Всецарица». Один из образов, над которыми трудятся Михаил с помощниками, и будет списком с «Всецарицы». Но не совсем обычным. Михаил Шевцов – Михаил, вы работаете над интересной иконой. Это список с чудотворного образа «Всецарица», но список не точный: образ Богоматери обрамляют изображения ангелов и молящихся людей. Расскажите, пожалуйста, об этой работе. Почему родилась такая композиция? – Мы пишем для Знаменского храма три иконы. Помимо списка с «Всецарицы», это образы Собора Московских святых и Всех святых. Наместник Новоспасского монастыря владыка Дионисий поставил перед нами творческую задачу: эти иконы не должны быть прямой копией оригиналов. Он предложил наброски композиций, а мы воплощали их в жизнь, консультируясь с наиболее авторитетными и опытными преподавателями Иконописного факультета Московской духовной академии. В частности – с архимандритом Лукой (Головковым), одним из лучших современных специалистов по иконографии. Что касается списка со «Всецарицы», то его будут ставить на место чудотворной иконы, когда ту вынесут на крестный ход или для поклонения верующих положат на аналой. Я изобразил икону «Всецарицы» между двух Архангелов, которые как бы выносят её людям. Это Рафаил, которому традиционно молятся об исцелении болезней, и Селафиил, имя которого переводится на русский язык как «Молитвенник Божий». Причина выбора этих Архангелов очевидна, ведь к «Всецарице» приходит множество страждущих от тяжелых болезней, в том числе онкологических, чтобы помолиться об исцелении. В нижней части композиции мы написали Святейшего Патриарха Алексия II и наместника Новоспасского монастыря владыку Алексия (Фролова), благословением которых список «Всецарицы» в 1997-м году был принесен со Святой Горы Афон в Москву, в Новоспасский монастырь.

http://pravoslavie.ru/153933.html

В Духовно-культурном центре в Париже начала работу уникальная выставка русских икон XVI-XIX веков Париж, 5 марта 2018 г.      Вечером 4 марта в выставочных залах Российского Православного Духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий " Пасха " . Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и Его славного Воскресения. Церемонию открытия возглавил Управляющий Корсунской епархией епископ Нестор, который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено собственнику частной коллекции г-же Л. Маник. Вернисаж состоялся при участии священнослужителей, деятелей культуры, ценителей иконографического искусства и гостей Центра. Экспонируемое собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи периода с XVI по XIX столетие, формировалось на протяжении 50 лет парижскими коллекционерами. Собрание отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены столь редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие.      В рамках предложенной экспозиции выставлены 10 икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Их наличие позволит посетителям выставки оценить богатство и развитость иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца (Центральная Россия), на полях которого размещены 16-ть фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами «Избранные святые» и «Сошествие во ад». " Божия Матерь Одигитрия сосвятым Кириллом Белозерским " принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», отличающаяся особо тонким письмом периода царствования Бориса Годунова, представляет Московскую школу. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.

http://pravoslavie.ru/111223.html

В каком виде являлись ангелы праведникам Ветхого и Нового Заветов? Как правильно изображать ангелов и относиться к ним? Безобидны ли изображения «ангелочков» в виде младенцев с крылышками? Об этом размышляет в своем слове схиархимандрит Авраам, духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря (г. Екатеринбург). Белый ангел. Монастырь Милешева, Сербия Сегодня, братья и сестры, мы поговорим об ангелах. Хотя нам открыто о них немного, но все же, опираясь на Священное Писание, мы можем составить правильное представление о природе этих существ и иметь к ним правильное, благоговейное отношение. Для начала приведем отрывок из Евангелия от Матфея. Когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, им явился ангел и возвестил о воскресении Христовом. Вот каково было это явление: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). Такой облик имеют ангелы, когда являются в своей славе. Иногда, применяясь к человеческой немощи и желая доставить пользу людям, ангелы скрывают от них свою славу. Так, архангел Рафаил явился Товии под видом юноши и сопутствовал ему в качестве слуги. Но когда ангелы являются человеческому взору в той Божественной славе, которой наделена их природа, то вид их представляет собой необычайное зрелище. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 3). В Иудее снег выпадает крайне редко и очень быстро тает, поэтому он не успевает потемнеть и бывает ослепительно белым, сияющим белизной. И под словами «бела как снег» евангелист подразумевает белизну необыкновенную, неземную. Какова реакция обыкновенных грешных людей на такое явление ангела? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Ангел же, обратившись к женщинам, сказал: «Не бойтесь» (Мф. 28, 5). Как видно, испугались и мироносицы, хотя они были праведными, святыми, искренне любящими Господа. А тех, кто был настроен к Господу враждебно, объял такой ужас, что они упали замертво. На иконах, передающих это событие, стражники так и изображаются: упавшими на землю и оцепеневшими от страха. Вот как воспринимает явление ангелов немощный человек, в особенности человек грешный.

http://pravoslavie.ru/120412.html

Женский монастырь Челие Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Челие (серб. Манастир — женский монастырь Вальевской епархии Сербской Православной Церкви, духовником которого на протяжении 30 лет был преподобный Иустин (Попович) Челийский. Содержание История [ править править код ] Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания его основание связывают с королём Стефаном Драгутиным (1282-1316 гг.). В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII веке монастырь играл важную роль в жизни региона Валево. Во время восстания Карагеоргия в 1804 году князья Алекса Ненадович и Илия Бирчанин (чьи могилы находятся во дворе монастырской церкви) были среди первых казненных. Архимандрит Рафаил, известный как Хаджи-Рувим, был казнен вместе с ними. Во время первого сербского восстания (1804-1813 гг.) в монастырских постройках располагалась военная больница. В XIX веке, при правлении Милоша Обреновича, в монастыре основана начальная школа, которая была одной из первых в Сербии. Позже в этой школе учился святитель Николай (Велимирович) , который родился в соседнем селе Лелич. В 1837 году монастырь Челие превращён в приходскую церковь, а в 1928 году решением Священного Архиерейского Синода преобразован в женский монастырь. Монастырь Челие считается оплотом сербского женского монашества. С 1948 по 1979 год духовником монастыря был преподобный Иустин (Попович) , который 2 мая 2010 года был канонизирован Сербской Православной Церковью и известен как Иустин Новый (Челийский). Во внутреннем дворе можно увидеть место его упокоения. Живописная излучина реки Градац и невысокие, поросшие лиственными лесами, холмы создают особую атмосферу в этом монастыре. Монастырь является памятником культуры исключительного значения. Современное состояние [ править править код ] Главный храм посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу. Его строительство было завершено в 1811 году, архитектурный план соответствует планировке классических христианских базилик. Центральный неф протянулся на 18 метров в длину, ширина — 7 метров, высота перекрытий — 11 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Икона Божией Матери «Неопалимая купина» Празднование 4/17 сентября Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси. Радуйся, Купина Неопалимая. Стихира на праздник Благовещения Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение. Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа. Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество. Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения. Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

http://pravoslavie.ru/1927.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Неопалимая Купина Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.. Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая»... Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина».. По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, – там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.. «Неопалимая Купина» изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева»..

http://pravicon.com/info-115

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010