Валдай. Иверский монастырь. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами. Построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных - царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал. К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая " Никоновскою " , украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография. С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый " Никоновским " , тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон. Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре. Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части. Это градостроительное решение к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве. В 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне, возведя три постройки. Святые ворота с ц. Михаила архангела, Казначейский корпус и Михайловскую башню. Ворота и церковь были завершены первыми – в 1685 г. По договору А. Фомин должен был выстроить пятиглавый храм, причем несколько меньшей высоты, чем стоящий ныне. Однозначных данных ни о выполнении этого договора, ни о капитальной перестройке церкви впоследствии нет. Стилистически существующая венчающая часть тяготеет к середине – концу XVIII в. Самое раннее из найденных аксонометрических изображений храма относится к первой половине XIX в. (гравюра А. Макушева), и здесь зафиксирована упомянутая композиция, дошедшая до нас.

http://sobory.ru/article/?object=05293

Поучение 61. На тот день (на обедни) Ангелы хотя невидимо, но действительно выполняют волю Отца небеснаго, и всем полезны для тех, которые желают наследовать спасение. Одни из них охраняют царства и города, другие – общества и семейства и каждого человека; одни из них ведут человека по пути, как Рафаил Товита, другие указывают в пустыни источник жаждущему, как Ангел указал на таковый Агари и Измаилу; одни пищу доставляют гладным, как Ангел доставлял Даниилу в пещере львиной, другие во время сна прикрывают нас от напасти, как Иакова на пути. Бог, который посылал своих Ангелов патриархам, пророкам и судиям народа Еврейского, тот же один Бог посылает своих Ангелов и христианам. Без сомнения мы только не видим спасительной помощи со стороны Ангелов, как не видим телесными очами бесчисленных искушений со стороны бесов; но мы должны веровать в их бытие и близкое участие их в деле нашего спасения. Ангел радуется нашему благочестию и хранит вас при всех опасностях жизни нашей; Ангел скорбит, если видит наше нечестие, наше заблуждение, наши грехи. Не вси ли суть служебные духи на служение посылаемые, за хотящих наследовать спасение, 47 вопрошает св. Апостол Павел? Но этому мы видим, что им некоторым образом вверено Богом наше вечное спасение, наша участь. В будущей жизни мы увидим лицом к лицу наших величайших друзей – Ангелов-хранителей. Но не забудем и того, что над всеми этими Ангелами есть высшие Ангелы или Архангелы, которые наблюдают за их служением, и при случае трудном и опасном помогают им; таков празднуемый ныне нами Архистратиг Михаил. Мы видим его могущество в низвержении бесов с высоты небес, в поражении денницы – начальника бесов: мы видим его борьбу с этими отверженными Богом духами; – и окончательная победа над ними состоится, когда Михаил заключит древнего дракона в бездну, будет принадлежать Архистратигу Михаилу 48 . Пусть Архистратиг Михаил, как дух, не нуждается в рукотворенных храмах; но нерукотворенные храмы – души человеческие, горящие к Архистратигу любовию, любезны ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту Чин Описа­ние Празд­но­ва­ние В Св. Писании 1 Серафи­мы В пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шестикрылыми). Херуви­мы «Многое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четырёхкрылыми). Престо­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на ободьях). Власти Укроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют искушения. Господ­ства Ниспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным властям. Укреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам Божиим Начала Управ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, страны. Архан­ге­лы Являют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия (подробнее см. таблицу ниже). Ангелы Пристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го христианина.   Архан­ге­лы 1 Михаил Евр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чинами. Гаври­ил «Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой. Рафаил «Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу. «Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огненный. Салафи­ил «Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на груди. Иегуди­ил «Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божией; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние грешникам).

http://azbyka.ru/shemy/angely-i-arkhange...

Чудо святого Георгия В 60-х годах я служил настоятелем в храме великомученика и Победоносца Георгия в селе Илори. Это был незабвенный период моей жизни. Здесь я осознал или, вернее, ощутил внутренним чувством святого Георгия как своего небесного покровителя. И все последующие события моей жизни связаны с именем Георгия Победоносца. Этот храм пользовался особым почитанием в Западной Грузии. Мегрельский князь Леван II 43 после своих многочисленных военных походов делал пожертвования храму святого Георгия. По описанию путешественников, двери его раньше были сделаны из золотых листов и украшены коваными изображениями. В храме сохранились четыре старинные иконы из серебра: образ святых Архангелов Михаила и Гавриила, украшенный большим драгоценным камнем, и три образа святого великомученика Георгия Победоносца. На двух из них была надпись, свидетельствующая о том, что они подарены князем Леваном после походов на абхазского мтавара (князя). Третья икона святого Георгия была повреждена. Она была свидетелем чуда, о котором до сих пор вспоминают жители Илори. Однажды мы сидели в сторожке Илорского храма у горящего бухара (камина), прислушиваясь к тихому треску дров. Молчание прервал сторож по имени Джуга. Он начал рассказывать: «Я помню чудо, которое совершил святой Георгий. Все село было свидетелем этого удивительного события. После революции Илорский храм несколько раз пытались ограбить. Мы решили поочередно охранять церковь ; каждую ночь несколько вооруженных людей оставались ночевать в церковном дворе. С наступлением темноты железные двери храма запирали на засовы с огромными замками. Их сделали специально для Илорского храма, так что ключи подобрать было почти невозможно. За исключением времени Великого поста, сюда постоянно приходили паломники из разных мест Грузии, особенно из Мегрелии. И вот однажды пришли незнакомые нам люди, привели с собой двух молодых коз и сказали, что завтра хотят принести их в жертву и останутся ночевать при храме. Мы приняли их как гостей, ничего не подозревая, разожгли бухар, чтобы им не было холодно ночью, и указали, где спать.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Святитель Рафаил Бруклинский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с английского группы студентов Сретенского училища Святитель Рафаил Бруклинский Святой Рафаил родился в Сирии в 1860 году от благочестивых православных родителей Михаила Хававини и его второй жены Марии - дочери священника из Дамаска / " Он будет исполнен духом разумения, и слова мудрости потекут из уст его, и возблагодарит Господа в своих молитвах " (Сир. 39:6). Память 14/27 февраля Святой Рафаил родился в Сирии в 1860 году от благочестивых православных родителей Михаила Хававини и его второй жены Марии - дочери священника из Дамаска. Точная дата рождения Рафаила неизвестна, но сам он предполагал, что родился если не в день его именин - Собора Архангелов Михаила и Гавриила и Небесных Сил Бесплотных (8 ноября по старому стилю) - то приблизительно либо накануне, либо после него. Это было время жестоких гонений на Христиан, когда их приходской священник св. Иосиф Дамасский (память 10 июля) и все, кто был с ним близок, были преданы мученической смерти и когда семья Хававини была вынуждена бежать в Бейрут, чтобы спастись от неминуемой гибели. Именно здесь в Бейруте, а не в родном городе, будущий святой первый раз увидел свет дня, и в самом деле, уже в начале жизни этого ребенка стало очевидно, что он не будет иметь " постоянного града " в этом мире, но будет искать град грядущий (Евр. 13:14). В 1861 г. на праздник Богоявления он был крещен с именем Рафла, а немного позднее, весной того же года, семья смогла вернуться в Дамаск. Несмотря на то, что в 1674 г. ребенок блестяще закончил начальную школу, стало ясно, что Михаил Хававини не мог более позволить себе обучение сына. К счастью, помощь пришла через диакона Афанасия Аталлаха (позже Хомского митрополита), который походатайствовал пред Патриархом Антиохийским Иерофеем о принятии Рафла в качестве студента на пастырские подготовительные курсы при Патриархии. Он был таким хорошим студентом, что в 1877 г. был избран на должность заместителя преподавателя. В следующем году он был назначен учителем арабского и турецкого языка. 28 марта 1879 г. патриарх Иерофей совершил над ним монашеский постриг, и Рафаил стал иподиаконом Его Блаженства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Архангел Михаил - описание Архангел Михаил (память 6 сентября и 8 ноября по старому стилю) Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил. Архангел Михаил в Писании именуется " князем " , " вождем воинства Господня " и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование " архистратиг " , т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. " И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною " . Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

http://pravicon.com/info-900

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью! Архангел Михаил — вождь небесного воинства Архангел Михаил Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. Празднование 8 ноября по старому стилю, 21 ноября по новому стилю. Упоминается в канонических книгах: Дан. 10:13; 12:1. Иуд. ст. 9. Откр. 12:7-8. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы  Рафаил ,  Уриил ,  Салафиил ,  Иегудиил и  Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания.  Архангел Гавриил  обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита  архангел Рафаил  говорит о себе: «Я —  Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

Святитель Рафаил Бруклинский (версия для печати)/Православие.Ru Святитель Рафаил Бруклинский Православие.Ru , 15 октября 2002 г. / " Он будет исполнен духом разумения, и слова мудрости потекут из уст его, и возблагодарит Господа в своих молитвах " (Сир. 39:6). Память 14/27 февраля Святой Рафаил родился в Сирии в 1860 году от благочестивых православных родителей Михаила Хававини и его второй жены Марии - дочери священника из Дамаска. Точная дата рождения Рафаила неизвестна, но сам он предполагал, что родился если не в день его именин - Собора Архангелов Михаила и Гавриила и Небесных Сил Бесплотных (8 ноября по старому стилю) - то приблизительно либо накануне, либо после него. Это было время жестоких гонений на Христиан, когда их приходской священник св. Иосиф Дамасский (память 10 июля) и все, кто был с ним близок, были преданы мученической смерти и когда семья Хававини была вынуждена бежать в Бейрут, чтобы спастись от неминуемой гибели. Именно здесь в Бейруте, а не в родном городе, будущий святой первый раз увидел свет дня, и в самом деле, уже в начале жизни этого ребенка стало очевидно, что он не будет иметь " постоянного града " в этом мире, но будет искать град грядущий (Евр. 13:14). В 1861г. на праздник Богоявления он был крещен с именем Рафла, а немного позднее, весной того же года, семья смогла вернуться в Дамаск. Несмотря на то, что в 1674 г. ребенок блестяще закончил начальную школу, стало ясно, что Михаил Хававини не мог более позволить себе обучение сына. К счастью, помощь пришла через диакона Афанасия Аталлаха (позже Хомского митрополита), который походатайствовал пред Патриархом Антиохийским Иерофеем о принятии Рафла в качестве студента на пастырские подготовительные курсы при Патриархии. Он был таким хорошим студентом, что в 1877 г. был избран на должность заместителя преподавателя. В следующем году он был назначен учителем арабского и турецкого языка. 28 марта 1879 г. патриарх Иерофей совершил над ним монашеский постриг, и Рафаил стал иподиаконом Его Блаженства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Я считал, что с помощью картин людям можно рассказать о Боге» Игумен Рафаил (Симаков) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Игумен Рафаил (в миру Сергей Борисович Симаков) – настоятель храма Михаила Архангела, что в бору, под Угличем. Архитектор по образованию, он был известным художником, выставлялся на легендарных выставках художников-авангардистов на Малой Грузинской. Картины Сергея Симакова уже тогда отличались от других присутствием на них православного храма, иконы или хотя бы опустевшего оклада от иконы. Его произведения запоминались. Позже, в 1980-е годы, художник Симаков пришел к вере, крестился, в его творчестве проявилась главная тема – русская история, жития святых Православной Церкви. А в 1991 году Сергей Симаков написал свою последнюю работу, стал священником и уехал служить в храм, в прямом смысле слова – в бору, под древним градом Угличем, где и служит до сих пор, то есть почти 30 лет. Со временем, после смерти супруги, отец Рафаил принял монашество. Так священник Сергий стал игуменом Рафаилом. Но батюшка по-прежнему играет заметную роль в культурной жизни Углича и Ярославля. В центре Углича находится галерея «Под благодатным покровом» с его картинами. Дорога к храму отца Рафаила непростая, но мы добрались до батюшки и побеседовали с ним о его пути к вере, монашеству, о его картинах, книгах, его дружбе с кинорежиссером Алексеем Балабановым и многом другом. Уединение стало для нас спасительным Отец Рафаил, почему Вы решили стать монахом? Вы были известным художником, потом стали священником. Что послужило причиной для этого решения? Я монах, можно сказать, вынужденный. Я бы никогда не решился встать на такой путь. Но так получилось, что умерла моя жена – матушка Елена, а незадолго до смерти ее постригли в монашество, она очень этого хотела. И я тоже попросил о постриге, чтобы все было как положено. Чтобы жить в миру, а быть для этого мира мертвым. Я служил священником в приходском храме и никогда не думал о монашестве. Священником я хотел стать, а о монашестве никогда не задумывался, и не мог себе представить, что после кончины супруги моя жизнь будет продолжаться уже в другом качестве. По большому счету, я, конечно, не был готов к монашеству. Монах должен жить уже совершенно другой жизнью, постоянно молиться, быть отрешенным от всего житейского. А какой из меня монах! В общем-то, я продолжаю жить как жил, остаюсь приходским священником, с теми же трудами и заботами.

http://pravoslavie.ru/133249.html

Преподобный Макарий Римлянин Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобный Макарий Римлянин Аудио Юноша повстречал знатного и хорошо одетого старца, который предложил ему отправиться с ним. Три года шли Макарий и его спутник, пока не достигли пещеры в пустыне. Тогда старец исчез, но позже явился Макарию во сне и сказал, что он – архангел Рафаил, который когда-то сопровождал Товию. Память 23 октября/5 ноября Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:18 мин. Размер 2.4 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Три святых старца Сергий, Игин и Феофил жили в монастыре святого Асклепия в Месопотамии, вероятно, во второй половине IV–V веков. Однажды они решили обойти весь мир в поисках знамения Божия. Оказавшись в пустыне около некоего грота, они внезапно почувствовали благоухание и увидели старца. Он был совсем без одежды: ее заменяли волосы и борода, спускавшиеся до колен. Упав перед ними на колени и удостоверившись, что эти странники – не бесы, он повел их в пещеру, где жил вместе с двумя львами. По просьбе монахов старец рассказал свою историю. Его звали Макарий, он происходил из Рима и был сыном богатого сенатора. Когда он достиг брачного возраста, родители женили его против воли. Вечером в день свадьбы, когда нужно было входить в брачный покой и все стояли перед дверью покоев, Макарий тайно сбежал. Найдя приют у набожной вдовы, он пробыл там семь дней в слезах и просил Бога о помощи. И вот, выходя из дома вдовы, юноша повстречал знатного и хорошо одетого старца, который предложил ему отправиться с ним. Три года шли Макарий и его спутник, пока не достигли пещеры. Тогда старец исчез, но позже явился отшельнику во сне и сказал, что он – архангел Рафаил, который когда-то сопровождал Товию в его странствии. Он оставил Макария, полагаясь на милость Божию и надеясь на присмотр маленьких львят, только что оставшихся без матери. Некоторое время спустя Макарий увидел молодую красивую девушку, которая утверждала, что она из Рима и сбежала от замужества. Несмотря на осторожность, он попал в ловушку диавола и согрешил с девушкой в своей пещере. Диавол, увидев, что ему удалось искусить пустынника, торжествуя исчез. Макарий понял, что грех его перед Богом очень велик, и захотел покинуть это место, чтобы вновь отыскать уединение и покаяться. Но когда он уже был в пути, ему вновь явился архангел Рафаил и посоветовал вернуться в пещеру, потому что именно в том месте, где произошло падение старца, Бог хотел слышать его молитвы. Макарий повернул обратно. Долгие годы он подвергал плоть воздержанию, бдению, лишениям, дабы вновь обрести непорочность духа и узреть Бога.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010