М. Рождественская Апокрифы Ветхого Завета Сотворение и наказание О сотворении Адама Из скольких частей сотворил Бог Адама О теле Тело человека, говорят, из четырех частей создано. Берет оно от огня тепло, а от воздуха холод, а от земли сухость, а от воды влагу. А в другом месте написано, что Адам из 8 частей сотворен был. Во – первых, от земли тело, во – вторых, от Красного моря кровь, в – третьих, от солнца очи, в – четвертых, от ветра дыхание жизни его, в – пятых, от облака мыли его, добрые и злые, в – шестых, от камней кости, в – седьмых, от Духа Святаго, который вложил в человека праведность и частицу вечного света, что и зовется Христос. 8-я часть от самого дыхания Христа – душа. Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: «найдите имя ему». Архангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро . Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер. И предстали они пред Богом и сказали: «Вот части 1 , которые мы получили, и читай, складыва их, и составится имя то АДАМЪ». Сказал Господь всемогущий: «Да будет так зваться он по имени». И сказали все ангелы: «Ты же, Господи, помилуй нас». Об Адаме и Еве О Адаме Адам 2 в Раю до грехопадения все имел во власти своей, все под властью его жили. И когда изгнал его господь из Рая и сидел он в Эдеме 3 пред дверьми райскими, то видел сон, что родятся Каин и Авель и в какое время убьет Каин Авеля. И запретил ему ангел рассказывать это Еве. И прожил так он 70 и 9 лет, и заболел нутром, и не ведал, что за болезнь у него. И собрались все от мала и до велика, и удивлялись, и говорили Еве: «О мать наша, ты знаешь все тайны его, объяви нам, чем так отец наш болен?» И было всех людей возле Адама 6000 мужей. (Исповедание Евы) Ева тогда сказала: «От начала поведаю вам, дети мои. Когда создал Бог Рай на востоке и всю вселенную, и создал отца вашего и меня, и препоручил нам рай и всех зверей, и гадов, и всех птиц пернатых. Адам хранил восточную часть и северную, я хранила западную часть и южную. И потом дал нам Господь заповедь, сказав: „Вам можно всем питаться, что есть в Раю, только плод одного дерева не ешьте”, и показал нам дерево. И поднялся на небеса Господь наш. И мы оба владели всем в Раю, и без повеления Адама и моего все звери и скоты, и гады не смели ни ходить, ни лакать, ни есть что-нибудь, покуда не разрешим им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Соловецкий, на Бедов море, основан св. Савватием и Зосимой в половине XV века. Ставропигиальный, [II, 381.] Игумены Иона и Павел – Оба при Новгородском архиепископе Ионе (1459–70). Св. Зосима † 11 апр. 1478. Арсений , ученик его, 1478. Феодосий , 1479. Исаия , 1484. Досифей (бывший) 1503. Евфимий , 1507–14. Пимен Ходыкин 16 февр. 1520 хирот. в епископа Пермского. Вассиан определён 21 мая 1522. Варлаам , 1526. Алексий Юренев , 1534–46. Св. Филипп Колычов , 1546–66, 25 июля хирот. в митрополита Всероссийского. Паисий , 1566–69, сослан на Валаам. Варлаам , 1569–81. Иаков 1581 перев. из Палеостровского, а 1597 – в Костромской Ипатиевский. Исидор 248 1597–1603, 6 февр. хирот. в архиепископа Новгородского. Антоний , 1603–12, † 22 мар. Иринарх , с 1613; † 17 июля 1626. 249 Макарий перев. из Палеостровского, 1627–32. Рафаил 1632 перев. из Астраханского Троицкого, а в 1636 – в Хутынь. Варфоломей Коноплев , 1636–39. Паисий , в 1639. Маркелл , 1640–45, 16 янв. хирот. в архиепископа Вологодского. Архимандриты Илия Пестриков , с 1645 (упом. в мар.) игум., а с 2 мар. 1651 архим-т; † 1 июля 1659. Варфоломей , с 4 февр. 1660–1667, в июне уволен, а после определён в Свияжский. Иосиф , из Свияжского, 1 июня 1667–1673, перев. в Казанский Спасо-Преображенский (мятеж в мнтре.) Макарий в мар. 1676 перев. из Тихвина, а в 1680 (упом. в июле) – обратно. Иларион Смирного , 1680–87, 9 янв. перев. в Спасо-Ярославский. Иннокентий , 1687–89, отказался. Фирс , с 30 июня 1689; † 5 мар. 1718. Иона † 19 февр. 1719. Маркиан Ярцов , 1719 и 1720, † 27 апр. Варсонофий , 1720–40, 13 июля хирот. в епископа Архангельского. Геннадий Дроздовский , 1741–61, 19 июня уволен на покой. (Жил в 1764). Досифей 19 июля 1761 перев. из Галицкого Новозаозерского Авраамиева, а 22 июня 1777 уволен на покой. Иероним , 1777–93, уволен на покой. Герасим Ионин в 1793 перев. из Клопового, а в 1796 уволен на покой. Иона в 1796 перев. из Клопского; † 28 апр. 1805. Тимофей , архим. Задонский, определён 15 июля 1805, я 31 авг. уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец его мечта сбылась. В московской мастерской сделали именно ту машину, о которой он мечтал. Перебрали двигатель. Поставили новые колеса. Даже перекрасили кузов в черный — монашеский цвет. Наконец отец Рафаил достал где-то «родные» мерседесовские стеклоочистители… Ранним утром 18 ноября 1988 года он сел в машину своей мечты. Помчался к себе на приход и разбился на четыреста пятнадцатом километре Ленинградского шоссе под Новгородом. Хоронили отца Рафаила, как и положено, через три дня. Был день его именин — праздник Архистратига Михаила и всех Ангелов и Архангелов. Отец Рафаил не раз говорил: «Только бы умереть, не отпав от Церкви! Счастье каждому православному христианину, если он умрет, оставаясь в Церкви. За него будет совершаться литургия. Церковь имеет величайшую силу изымать грешников даже со дна ада». На его похороны съехалось множество потрясенных и потерянных от неожиданного горя людей. Отец Иоанн, к которому обратились духовные дети отца Рафаила с недоуменным вопросом, почему все так произошло, ответил в письме: «Путь странствия отца Рафаила кончился. Но у Господа нет мертвых, у Господа все живы. И Он один знает, когда и кого позвать из жизни сей». Незадолго до того страшного дня отец Рафаил приходил к отцу Иоанну: домишко, в котором он ютился в Порхове, давно обветшал, и отец Рафаил испрашивал благословения — искать ли ему обмен или придется покупать новый дом? Отец Иоанн устало ответил ему: — Покупай или меняйся — все равно… Только выбирай домик напротив алтаря. Отец Рафаил, конечно, чувствовал угрызения совести, что не слушает батюшку в вопросе про автомобиль. Он тогда послушно обошел все соседние с порховским храмом дома. Но никто их продавать не собирался. Когда вскоре отец Рафаил разбился и встал вопрос о его похоронах, все были уверены, что его, как постриженника Псково-Печерского монастыря, похоронят в пещерах. Но архиепископ Владимир, к тому времени сменивший старого митрополита Иоанна на Псковской кафедре, благословил хоронить отца Рафаила на месте его последнего служения, у храма в Порхове. Там его и положили — прямо напротив алтаря.

http://pravoslavie.ru/57508.html

Архангел Иегудиил (хвала Божия) . Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, “имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние”. Как поясняется в “Руководстве к писанию икон”, Архангел Божий Иегудиил “изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам”. (Фартусов, стр. 227). “Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, — пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий . Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию”. (Цит. соч., стр. 13). Архангел Рафаил Архангел Рафаил (помощь Божия) . Упоминается в неканонической книге: Тов. 3:16; 12:12–15. Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим — наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9). Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие. В “Руководстве к написанию икон ” вкратце поясняется, что: “Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец , то есть остриженное птичье перо для помазывания ран”. (Фартусов, стр.226). Архангел Уриил Архангел Уриил (огнь Божий) . Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 4:1; 5:20. Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.» (Фарусов, стр. 226-227). Архангел Иегудиил Архангел Иегудиил (хвала Божия) . Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние». Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.» (Фартусов, стр. 227). «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, — пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.» (Цит. соч., стр. 13). Архангел Рафаил Архангел Рафаил (помощь Божия) . Упоминается в неканонической книге: Тов. 3:16; 12:12-15. Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим — наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9). Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие . В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец , то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.» (Фартусов, стр.226). Архангел Уриил

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-mix...

1 . Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием; в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами– ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2 . Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия. 3 . Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 4 . Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 5 . Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 6 . Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные силы, или Умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую к злу. (Они) непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)... (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение. Святитель Григорий Богослов ( 13, 50 ). О семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Апок. 1, 4 ), и еще: «я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом» ( Апок. 8, 2 ). В книге Товитовой один из них говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов» ( Тов. 12, 15 ), предстоящих Господу. Эти семь Ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так: Михаил 1 – служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил 2 – служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил 3 – служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил 4 – служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил 5 – служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил 6 – служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил 7 – служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 816 ) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Роман 20 ноября 2019, 23:54 Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53 Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю? Фаина 20 ноября 2016, 20:03 Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь! Andrew Filatov 21 ноября 2014, 17:49 Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . Николай Долганов 21 ноября 2014, 13:14 Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда " я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться? " . Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти. Денис Чернышев 17 июля 2014, 07:53 Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: " Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела) " . Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!

http://pravoslavie.ru/49927.html

Вполне возможно в этих работах принимал участие подмастерье Ковалинского Степан Дмитриевич Нефедов (позднее известен как Степан Эрьзя). Хочется отметить, что в данном храме фресковая живопись сохранилась в большей части чем в любом другом храме Арского района (единственный ближайший конкурент - храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Старое Чурилино). До наших дней полностью дошли фрески парусов храма и фресковая живопись на стенах храма, в небольшой трапезной части храма фрески не сохранились. На парусах храма: над иконостасом на светло-голубом фоне в окружении десяти херувимов в облаках изображен сюжет с Новозаветной Троицей иконографического типа «Отечество» (Бог - Отец в светло-розовом облачении, восседающий на престоле с распростертыми руками, нимб треугольной формы; на коленях Бога - Отца Спас Эммануил, скрестивший пальцы на приподнятой правой руке, в левой - раскрытый свиток со словом «логос»; над Спасом Эммануилом изображен летящий голубь - символ Святого Духа); слева от иконостаса на светло - синем фоне с тремя херувимами - апостол Матфей с Ангелом (символ мессианского посланничества в мир Сына Божия и символ совершенной чистоты и безгрешности Спасителя), Архангел Рафаил, ведущий левой рукой праведного Товию, пророк Самуил, апостол и евангелист Лука с лежащим у его ног крылатым тельцом (символ жертвенности, искупительного служения Спасителя); справа от иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: апостол и евангелист Иоанн Богослов с сидящим у его ног орлом (символ Спасителя как победившего смерть и вознесшегося к Богу-Отцу), Архангел Гавриил, Архангел Уриил, апостол Марк с лежащим крылатым львом у его ног (символ могущества и царственного достоинства Христа); на парусе против иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: святой отрок Мисаил, Архангел Михаил, держащий в правой руке огненный меч, а в левой - щит, Архангел Иегудиил. На стенах храма, под парусами, размещены 5 сюжетов в отдельных рамках: на северной - Покров Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы; на южной - Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня; на западной - Тайная вечеря.

http://sobory.ru/article/?object=20981

В песнопениях церковных архангел Гавриил именуется «служителем чудес», как благовестник великих чудес Божиих. Поэтому иконографически он изображается иногда с райской ветвью в правой руке, а иногда он в ней держит зажженный фонарь, тогда как в левой держит зеркало из ясписа. Фонарь означает, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени, а зеркало – что они через Гавриила отражаются, как в зеркале. Из Слова Божия нам известны имена и дела еще пяти архангелов. Третий из них именуется Рафаил, что значит врачевание Божие. Он является целителем недугов и помощником в скорбях. Об архангеле Рафаиле повествуется в книге Товита. Там рассказывается как этот архангел, под видом человека, сопровождал праведного Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу и, преподав Товии полезные наставления, исчез. Поэтому этот архангел изображается с врачебным сосудом в руке, как потом стали писать Пантелеимона Целителя. Его подобает призывать всем страждущим душевно и телесно, подкрепляя молитву делами милосердия и любви. Имя четвертого архангела – Уриил, что значит свет или огонь Божий. Его изображают с мечем, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а бого-откровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

http://pravicon.com/info-901

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010