Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 ноября 2023: Собор Архистратига Михаила 18 мин., 20.11.2022 Содержание 21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг. Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым». Когда празднуется Собор Архистратига Михаила Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник. Что можно есть на Собор Архистратига Михаила Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу. Ангельские чины Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Архангел Михаил

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Потомок святого Фёдора Ушакова служит на Псковщине Как художник с уникальной родословной стал священником и героем «Несвятых святых» 01.07.2015 1098 Время на чтение 4 минуты Уточнение к бестселлеру Многим читателям «Несвятых святых» архимандрита Тихона (Шевкунова) запомнился рассказ об отце Рафаиле - автолюбителе, который мог, ведя машину и не снижая скорости, снять рулевое колесо. И однажды попутчиком рискового водителя стал его знакомый - отец Георгий (фамилия в книге не названа), который был перепуган, увидев такие манипуляции с рулём, и даже в гневе велел остановить машину и покинул её. Фамилия отца Георгия - Ушаков. Он живёт в селе Мельницы, в 42 километрах к северу от Пскова, где служит настоятелем храма Архангела Михаила. И сейчас вспоминает, что в книге есть некоторое литературное преувеличение: на самом деле он тогда не гневался. - Шоссе было свободное, и мы буквально летели. Отец Рафаил вдруг снял руль, лукаво взглянул на меня и тут же поставил его на место. Мы рассмеялись, а я говорю: «С тобой замечательно ездить: надо всё время молиться». Мы благополучно добрались до Пскова. Ушак-паша Протоиерей Георгий Ушаков родился в семье известного художника Василия Ушакова и сам является замечательным художником. А ещё он потомок легендарного адмирала Фёдора Ушакова, причисленного к лику святых. - Я родился в день преставления Фёдора Фёдоровича Ушакова - 14 октября по новому стилю, - рассказывает отец Георгий. - В школе меня дразнили Ушак-пашой. О нашей родословной отец завёл со мной разговор, когда я учился в институте, в 1960-е годы: тогда стало можно об этом говорить. От него я узнал, что нашим предком является князь Редедя, который пал в бою с князем Мстиславом, а тот захватил ставку поверженного врага, его жён, детей и выдал замуж за сына Редеди свою дочь. Сам Мстислав - это сын князя Владимира, крестителя Руси. Так что мы и с ними в родстве. Мой дед, живя в Старой Руссе и являясь её главным архитектором, в 1918 году позвал к себе своего сына (моего отца) и сказал: «Вася, смотри: это наше генеалогическое древо. По городу идут обыски, хранить это нельзя, но ты запомни». И потом бросил эти документы в печку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слова и беседы на дни святых Свт. Иннокентий Херсонкий прославился в первую очередь как проповедник (его проповеди пользовались огромной популярностью в дореволюционной России, переводились на многие языки). В этой книге собраны слова и беседы на дни святых. Слово на день Собора Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил Празднующим в честь высоких и благотворных лиц всего ближе и приятнее в продолжение празднества беседовать между собою о сих лицах. Посему, братие, и я намерен побеседовать ныне с вами о Святых Архангелах. Священные изображения их всегда предстоят очам нашим в сем храме, посвященном их имени; но они стоят на такой высоте, что многие с трудом могут возводить туда взор и не в состоянии различать всего, чем отличается изображение каждого Архангела. Посему слово наше может быть не бесплодным для слуха вашего дополнением и изъяснением того, что всегда видит здесь ваше око. Только не ожидайте, братие, от меня в сем случае каких-либо собственных умозрений о мире Ангельском; с сего священного места должно слышаться одно то, что открывают нам касательно Ангелов слово Божие и сказания тех богомудрых мужей, кои не напрасно именуются от самой Церкви собеседниками Ангелов. Ублажаемые ныне Церковью лица называются Архангелами, или главными и первыми из Ангелов, потому что они суть вожди и начальники ликов Ангельских. Ибо и на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число Ангелов крайне велико, тмы тем, по выражению Писания, но Архангелов только семь. Аз есмъ... един от седми святых Ангелов, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго (Тов. 12; 15). И святой Иоанн в своем дивном Апокалипсисе, изрекая благодать и мир церквам от Сущаго, и Иже бе, и Грядущаго, изрекает потом благословение и от седми духов, иже пред престолом Его суть (Откр. 1; 4). Отчего главных Ангелов только седмь - не менее и не более?.. Эта тайна творения, до-ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением только можем приметить в настоящем случае, что седмеричное число составляет один из самых главных законов происхождения и бытия тварей и в мире духовном, и в мире вещественном. Ибо воззрим ли на Царство благодати?.. Обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь Таинств. Посмотрим ли на царство природы?.. Находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения, и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

По поводу изображения Св.Тихона Ярославецкого на Казанской иконе Божьей Матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве. Читано В заседании Церковно-Археологического Отдела Московского Общества Любителей Духовного Просвещения 29 сентября 1908 г В материалах для истории храмов в Московской епархии была помещена статья Леонида Денисова: «Неканонизованный святой Ярославской епархии». «Священник Скворцов, – пишет Л. Денисов, описывая Казанскую икону Божией Матери в церкви Спаса на Божедомке, – говорит: «по сторонам главного изображения помещены: на правой стороне Анна пророчица (вверху) и юродивый Лаврентий Калужский; на левой – Архангел Рафаил (вверху) и преподобный Тихон Ярославецкий (внизу)». Преподобного с именем Тихона и с топографическим обозначением «Ярославецкого» мы не находим в числе канонизованных святых ни в «Полном месяцеслове Востока» (изд. 2, т. II, Владимир, 1901) у архиепископа Сергия, ни в «Верном месяцеслове всех русских святых» (М. 1903), ни у Голубинского. У Голубинского (История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, М. 1903) в списке «усопших, на самом деле не почитаемых», на стр. 368 приведен «Тихон Карашевский», основатель упраздненного Воскресенского монастыря, который находился в селе Караше Ростовского уезда, не известно когда живший. Далее поставлены ссылки на Историю Иерархии (III, 615 fin.), где имеются сведения о монастыре и на словарь Семенова (под словом Караш). У Строева (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, Спб., 1877) в списке монастырей Ярославской епархии под показан на столб. 372-ом «Карашский Воскресенский, от города Петровска в 15 верстах, упом. в 1501 г., как домовый митрополии Московской; упразднен в 1764 г.». У Зверинского (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. II, Спб., 1892) под 744 находим более подробные сведения об этом монастыре: «Воскресенский в Караше или Карашевская пустынь, мужской, ныне погост, Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского y., в 31 вер. к югу от Ростова, по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном, неизвестно когда, но, несомненно, существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 гг., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым и в это время в монастыре был игуменом Парфений». Далее, Зверинский ссылается на Крылова, который на стр. 42-й Историко-статистического обозрения Ярославской епархии отожествляет основателя монастыря с Тихоном, епископом Ростовским (1489–1503) и выписывает вышеприведенное наше известие о монастыре из Строева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

С. Постников Холмогоры, некогда имевшие видное место в истории северо-востока России, в настоящее время несут имя и долю бедного городка архангельской губернии. Но при всей своей бедности, этот городок и теперь обращает на себя внимание своею древностью; в нем и теперь есть кое-что, на чем может остановиться внимание историка и глаз археолога. Из церковных древностей, например, особенно замечателен каменный собор во имя Преображения Господня. Величественный этот храм, по огромности и великолепию, считался некогда первым в губернии, но теперь он много изменился и обеднел. При входе в него чувствуешь сырость холод, и на первом шагу поражаешься какою-то мрачностью и пустотою, особенно если остановишь взгляд на голых и обнаженных стенах – южной и северной. Близ и параллельно этим стенам стоят ряд гробниц, скрывших в себе остатки холмогорских и архангельских святителей. Этот древний храм не мало принял их под сень свою; так как сии архипастыри в продолжение полутора сотен лет приносили в нем бескровную жертву. С учреждения епархии там погребено шесть архиепископов и четыре епископа. 1 Там же, на северной стороне, покоится и строитель сего храма, первый архангельский архиепископ Афанасий, любимец Петра и ревностный противник раскола. Рядом с ним погребены архиепископы: преемник его Рафаил, ученый Варнава, Герман, строгий Аарон, ревностный Варсанофий; а на южной стороне нашли себе приют епископы: Иосиф, Аполлос, Парфений и красноречивый Неофит, умерший и погребённый в 1825 году. Десять святителей вместе, в одном храме, на одной ниве Божьей, засеянной священным их прахом, – какая красноречивая, хотя и безмолвная летопись!.. Все они оставили о себе более или менее добрую память. Но память архиепископа Афанасия выше и священнее памяти всех его преемников во многих отношениях. Архиепископ Афанасий является одним из великих и славных делателей вертограда Христова, на многих и лучших страницах отечественной истории Церкви. Рассматривая святительскую его деятельность, и даже не по самым точным и полным сведениям, мы видим, что он во всю жизнь, на разных поприщах своего подвига и при разных обстоятельствах церковных и гражданских, представляется архипастырем одинаково славным и достоподражаемым. Жизнь и деяния его на пользу отечественной Церкви имеют столько всеобщего интереса, что мы не можем подавить в себе желания изложить, по крайней мере в кратком очерке, повесть о них для благочестивых читателей, искренне преданных православию и свято чтущих память ревностных его охранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловецкий постриженник на Патриаршем Престоле (Патриарх Иоасаф I: 1634–1640) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 В предисловии Соловецкого Патерика говорится: “Кроме подвижников, просиявших в Соловецкой обители, в ней приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Российской Церкви — Патриархи Иоасаф и Никон, митрополиты — Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский; архиепископы — Маркелл Вологодский и Варсонофий Архангелогородский” 1 . Первым в этом списке замечательных соловецких иноков назван Святейший Патриарх Иоасаф I 2 . В Синодике Корнилиева монастыря XVII века читаем о роде “соловецкого постриженика” 3 , как он назван в летописном памятнике: “Род Святейшего Иосафа Патриарха Московскаго: священноинока игумена Антония, инока схимонаха Боголепа, иноку схимонахиню Юлею (родители Патриарха Иоасафа — а. М.), инока Александра, инока Пимена, Иванна, Прова, Мавру, Лукияна, Мамелфу, Симеона, Анну, Софония, Ксению, инока Порфирия” 4 . В роде Святейшего Патриарха, как это было традиционно в Древней Руси, много имен монашествующих. Постриг будущий Первосвятитель принял на Соловках, очевидно, в конце XVI âåêà, è âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîñòðèãàë åãî èãóìåí Èñèäîð (1597–1603). Â 1600 ãîäó èãóìåí Èñèäîð îñâÿòèë Áëàãîâåùåíñêèé íàäâðàòíûé õðàì â îáèòåëè 5 . Затем Соловецкий настоятель был возведен в сан Новгородского митрополита (1603–1619) и при нем находился старец Иоасаф. Здесь в Новгороде они пережили тяжелые годы шведской оккупации в Смутное время. После кончины митрополита Исидора, при новом владыке Макарии (1619–1626) старец Иоасаф был поставлен игуменом Псково-Печерского монастыря в Псковской епархии. Шесть лет спустя, 14 января 1627 года “поставлен во Псков архиепископом Печерский архимандрит Иоасаф” 6 . В конце месяца, 28 января, Патриарх Филарет (1619–†1633) служил в Успенском соборе “панихиду по Патриархех и по Митрополитех Московских и всеа Руси”. Среди сослуживших ему архиереев назван и Псковский епископ Иоасаф 7 . В 1632 году, незадолго до кончины Патриарха Филарета, он подвергся патриаршей опале за подпись под челобитной псковичей царю о том, “чтобы немцам в Пскове не быть”. Немцы добивались свободной торговли в городе и разрешения на постройку в нем немецкого двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление власти и в связи с этим Патриарх Филарет наложил прещение на Псковского владыку, однако в скором времени Патриарх простил его, а псковичи умилостивили государя и при этом смогли добиться, чтобы немцам было разрешено построить свой гостинный двор за пределами города 8 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Ездры Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа, во многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры. По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее 9 в.) Был издан К. Тишендорфом на основе единственной рукописи 15 в. Существует армянская версия. Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866. В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оно осуществлено для удобства ссылок. М. В. Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия. 1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я в доме моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: «Господи, дай мне славу увидеть тайны Твои!» 258 . Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говорит мне: «Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин» 259 . И постился я, как он сказал мне. И таился Рафаил архистратиг, и дал мне жезл стираксовый 260 . И постился я дважды шестьдесят седмин, и увидел я тайны Божии и ангелов Его, и сказал им: «Хочу, чтобы ответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека – не родиться или войти в мир?» 261 . 2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангелов великое, и отнесли они меня к месту казней 262 . И услышал я голос, говорящий мне: «Помилуй нас, Ездра, избранник Божий!». Тогда начал я говорить: «Горе грешникам, когда видят праведника, грядущего на ангелах, сами же они – в геенне огненной». И сказал Ездра: «Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный и многомилостивый! Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душу наказать, чем весь мир привести к погибели». И сказал Бог: «Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я». И сказал Ездра: «Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою? Как наемник за плату отдает время свое 263 , так праведник уже заслужил награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибо ведаем, что милостив Ты».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

История Церкви допотопной I. Сотворение 1. Сотворение мира Мир, в котором мы живем и к которому принадлежим сами, состоит из существ, появившихся в известное время и имеющих определенное продолжение: это значит, что и весь он, в целом своем составе, когда-то не существовал. Действительно, к бытию возвал его Бог . ( Быт.1:1–2 ; Вас. Вел. на шестоднев. Бес. I. Диоп. Ареон. Неб. Иер. гл. 6 и 7). В самом начале Бог произвел из ничего (а) мip духовный, небесный, невидимый и мир вещественный, земной, видимый а). ( Евр.11:3 , Рим. 4:17 . Сн. 2Макк. 7:28). В мире духовном создан мысленный свет, свойственный блаженству тех, которых возлюбит Бог; из небытия в бытие произведены разумные и невидимые телесными очами существа, и сотворено все украшение мысленных творений. Бестелесные разумные существа, смотря по степени приближения своего к Богу, составили высшие, средние и низшие чины. К высшему порядку принадлежат пламенеющие, дышащие огнем Серафимы, многосведущие Херувимы, и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти, к низшему – Начальства, Архангелы и Ангелы. Из бесчисленного множества этих бесплотных духов семь непосредственно предстоят престолу Божию или невозбранно входят пред Славу Святого, это: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие. Судьбы духовного мира от нас утаены. Одно событие открыто. Некто Светоносец, сиявший в лике ангелов, как денница среди звезд, прежде чем чистая любовь к Богу всецело и неотъемлемо проникла существо его, уже восчувствовал, что у него есть ведение, которое беспрестанно растет и расширяется, и как бы дает ему заметить его превосходство: тогда он возмечтал быть равным Богу Всевышнему и не захотел быть послушным воле Творца своего. Вслед за тем, благость Творца оставила его, и он не удержался в своем чине: из духа чистого, светлого стал нечистым, темным. Как противник Богу, он назван сатаною; как порицатель всякого добра, который любит ложь и чернит все, что любезно Богу, назван клеветником, диаволом. Пример его непослушания Богу распространился и на других духов: он увлек их с неба за собою. Необъятная гордость, которая не допускала и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для них навсегда горнюю обитель света: низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд предопределенного великого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Наш класс дружно поверил в существование инопланетян не после выхода на экраны фильма «Гостья из будущего», а тогда, когда мы узнали имя нашего военрука: Рафаил Урванович (!). Верь, не верь, а на уроки ходить надо – мы и ходили. Сначала, конечно, тупо хихикая или громко хохоча – и как только у Рафурвана хватало выдержки не поколотить кого-то из прыщавых, волосатых, джинсовых (перестройка!) подростков, мы до сих пор не представляем. Подполковник был воплощением советской военщины Подполковник был воплощением советской военщины. В приказном тоне настаивал на том, чтобы учебник по НВП мы читали и учили. Утверждал, что это пригодится. Заставлял нас не только учить строевой шаг, но и устройство АК-47, который мы часами (часами! годами!) собирали-разбирали. Немилосердно ставил «пары» и устраивал зачеты по сборке-разборке. Наорал на меня за то, что я опоздал на прием в военкомат. А я, может, пацифист: Give Peace A Chance! Make Peace, Not War! И значок соответственный приобрел в ларьке кооперативном. Вовку он грозился сдать санитарам – шевелюру ему сбреют – и правильно сделают. На Серегу злился, что марширует не в ногу. Матвею вообще влетало за медлительность и мечтательность. Вообще-то всем влетало, кроме девчонок: тут он был строг. Кстати, однажды паренек из параллельного класса пнул девчонку, и седой Рафурван это заметил. Долго паренек извинялся. С ушами красными. И сесть не мог. И не жалко. Не то чтобы мы ненавидели Урваныча, отнюдь нет: мы просто считали его таким военизированным пережитком старого времени. С которым надо расставаться, как и с этой дурацкой датой – 23-е февраля – и всей этой военщиной, тем более советской. Праздничек-то, и правда, непонятный, если взглянуть в историю. Но Раф его чтил. Рассказывал нам, подобрев после посиделок в тренерской с физруком и трудовиком, о том, как объехал всю страну вдоль границы, о том, как был на испытаниях атомной бомбы, всякие свои армейские истории-байки. Любили мы такие уроки – всё лучше, чем опять с «калашниковым» возиться.

http://pravoslavie.ru/90894.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами представлен сюжет из Книги Товита. Иудей Товит из колена Неффалимова жил в Галилее, но во время ассирийского плена был со своей семьей переселен в Вавилон. Когда его соплеменники увлеклись идолопоклонством, Товит остался верен Единому Богу-Отцу. Но однажды с ним случилось несчастье: заразившись воробьиным пометом, упавшим ему во время отдыха во дворе дома на глаза, Товит ослеп и постепенно обнищал, утратив работоспособность и истратив средства на лечение. Тогда он вспомнил о десяти талантах серебра оставленных им Гаваилу в Рагах Мидийских и отправил за ними сына. Сын, отправившись в далекую страну совершил чудо с помощью спопешествовавшего Архангела Рафаила. Посланный в спутники Товию, Он не только сохранил его невредимым во время опасного пути, но устроил ему встречу и брак с прекрасной девушкой, а также научил, как исцелить отца от слепоты. Возвратившись домой,  Товий «приложил желчь к глазам отца своего, и сказал: ободрись, отец мой! Глаза его заело, и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма. Увидев сына своего, он пал на шею к нему и заплакал и сказал: благословен Ты, Боже, и благословенно имя Твое вовеки, и благословенны все святые Ангелы Твои!» ( Тов. 11:11-13 ). Описание Картина Маттиаса Стома показывает момент исцеления ослепшего Товита. Сцена разворачивается на крыльце дома. Товит, сраженный тяжелой болезнью, испытывая тяжелейшие страдания сидит в кресле. Молитвенно сложив руки, он призывает Бога в надежде на чудесное исцеление. Рядом с ним его супруга. На лице ее мы видим глубокое страдание и вместе с тем некое сомнение в благополучном исходе начатого ее сыном действия. В руках ее чаша с питьем для больного. Испещренное морщинами лицо, поджатые губы, тяжелый взгляд, исполненный безнадежного отчаяния, составляет контраст с лицом Товии, помазующего больного чудесной мазью, добытой по наущению Архангела Рафаила из печени рыбы. Архангел Рафаил с дорожным посохом в руке стоит напроив Товита, внимательно наблюдая за происходящей сценой. С участием и верой он смотрит на исцеление старца. Синий цвет одежды архангела означает его принадлежность Небу. Сын Товита тем временем прикладывает к глазам отца целебную желчь. Его лицо выражает радость и надежду. Одежда Товия показывает, что он только что вернулся с дальней дороги.

http://azbyka.ru/art/isczelenie-tovita/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010