В центральном медальоне помещена композиция «Отечество» (восседающий на престоле Бог-Отец держит на коленях своего Сына – Иисуса Христа, на груди у которого изображен медальон с Духом Святым в виде голубя). Верхний регистр росписи граней занимают изображения шестикрылых серафимов. В нижнем регистре в рост представлены фигуры семи Архангелов, стоящих на облаках, каждый с характерным для него атрибутом (Архангел Михаил показан с мечом, Архангел Гавриил с зерцалом, Архангел Рафаил с отроком Товией и т.п.). В остальных четырех гранях мы видим евангелистов (тоже на облаках) со своими символами (евангелист Иоанн – с орлом, евангелист Лука – с тельцом, евангелист Марк – со львом и евангелист Матфей с ангелом). Центральную восточную грань (по оси с царскими вратами) занимает композиция «Распятие с предстоящими». В данном случае, по сторонам от креста изображены Пресвятая Богородица с Марией Магдалиной и Иоанн Богослов с Лонгиным Сотником (иногда две группы предстоящих помещали на двух соседних гранях, например, а росписи «небес» храма Рождества Богородицы в Бережной Дуброве) На четырех угловых сегментах (заменяющих в деревянных храмах паруса) мы видим очень экспрессивные фигуры трубящих ангелов. Дополняют убранство небольшие иконы в медальонах и квадратных обрамлениях над входами в храм и его окнами. Весь облик Покровской церкви является как бы одной из составляющих единого гармоничного ансамбля. Он рассчитан на восприятие его со всех сторон и композиционно взаимосвязан с летним храмом Богоявления Господня  (1793 год) и его шатровой колокольней (1820 год). К огромному горю всех, кто любит Русский Север и его церкви, отныне это невозможно. 5 мая 2013 года находящаяся на реставрации Покрово-Власьевская церковь и стройная шатровая колокольня сгорели во время пожара. Официальная версия - удар молнии. Еще одна утрата тем горше, что она абсолютно невосполнима. Теперь храм останется только в нашей памяти и на фотографиях... Библиография: Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.

http://sobory.ru/article/?object=06028

Говоря, что Ангелы являются “не таковыми, каковы они суть”, преп. Иоанн Дамаскин, конечно, не противоречит св. Василию, который учит, что Ангелы появляются “в образе собственных своих тел”. Оба эти высказывания верны, как можно видеть из многочисленных описаний явлений Ангелов в Ветхом Завете. Так, Архангел Рафаил в течение нескольких недель был спутником Товии и никто ни разу не заподозрил, что это не человек. Однако, когда Архангел в конце открылся, он сказал: Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, – только взорам вашим представлялось это (Тов. XII, 19). Три Ангела, явившиеся Аврааму, также казались ядущими, и о них думали, что это люди (Быт. XVIII и XIX). Сходным образом св. Кирилл Иерусалимский в своих “Катехизических словах” поучает нас об Ангеле, явившемся Даниилу, что “Даниил при виде Гавриила содрогнулся и пал на лицо свое и, хоть он и был пророк, но не осмелился ответить ему, пока Ангел не превратился в подобие сына человеческого” (“Катехизические слова”, XI, I). Однако, в книге Даниила (гл. X) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении Ангел имел человеческий облик, но только такой яркий (лице его как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность Ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское тело нематериально и само лицезрение его огненного ,сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления Ангелов по необходимости должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле”. Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, когда душа отделяется от тела, сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы” (“О Граде Божием”, кн. XXI, 10). Эта истина теперь была многократно подтверждена личным опытом тысяч людей, возвращенных к жизни в наше время.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Говоря, что Ангелы являются «не таковыми, каковы они суть», преп. Иоанн Дамаскин, конечно, не противоречит св. Василию, который учит, что Ангелы появляются «в образе собственных своих тел». Оба эти высказывания верны, как можно видеть из многочисленных описаний явлений Ангелов в Ветхом Завете. Так, Архангел Рафаил в течение нескольких недель был спутником Товии и никто ни разу не заподозрил, что это не человек. Однако, когда Архангел в конце открылся, он сказал: Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это (Тов. 12, 19). Три Ангела, явившиеся Аврааму, также казались ядущими, и о них думали, что это люди (Быт. 18 и 19). Сходным образом св. Кирилл Иерусалимский в своих «Катехизических словах» поучает нас об Ангеле, явившемся Даниилу, что «Даниил при виде Гавриила содрогнулся и пал на лицо свое и, хоть он и был пророк, но не осмелился ответить ему, пока Ангел не превратился в подобие сына человеческого» («Катехизические слова», XI, 1). Однако, в книге Даниила (10, 6) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении Ангел имел человеческий облик, но только такой яркий (лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность Ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское тело нематериально и само лицезрение его огненного, сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления Ангелов по необходимости должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле». Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, когда душа отделяется от тела, сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы» («О Граде Божием», кн. XXI, 10). Эта истина теперь была многократно подтверждена личным опытом тысяч людей, возвращенных к жизни в наше время.

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Хотя критику материалов автор основал на источниках своеземных, на древнейших Прологах и на позднейших Четьих-Минеях; однако нельзя не признать влияния западного в более широком и беспристрастном взгляде его на предметы, входящие в состав Подлинника. Уже самые Минеи немало способствовали к образованию такого более беспристрастного взгляда. Так говоря о Волхвах, автор приводит западную легенду о том, как телеса Трех Царей-Волхвов перенесены были сначала в Константинополь, потом в Милан и наконец в Кёльн 405 . Вот их характеристика: «Волхвы, то есть, цари восточных стран: один от Персиды, другой от Аравии, а третий от Ефиопии. Первый Мельхиор, стар и сед, волоса на голове и борода долгие; принес злато Царю и Владыке. Второй Гаспар, молод и без бороды, лицем румян; принес ливан Богу вочеловечшемуся. Третий Валтасар, очень смугл лицом, бородат; принес смирну Сыну человеческому смертному». Затем приводятся другие имена волхвов по Кирилловой книге. Под 26 ч. марта 406 , художественные типы архангелов определяются по памятникам, сохранившимся на Западе: «Бяше же сих святых архангелов в древняя времена, в ветхом городе Риме, в Неаполе, граде кампанийском, в Панорме, граде сицилийском, во святых церквах лица их иконописным художеством на досках, мусиею же по стенам церковным написаны быша». За тем предлагается самое начертание их: «Михаил изображен топчущ ногами Люцефера 407 , левою рукой держит ветвь финиковую, зеленую, а правою копье с белою хоругвию, обвивающеюся концом своим около копья; на хоругви выткан красный крест. Гавриил в правой руке держит фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой зерцало каменное, зеленой яшмы с красными крапинками. Рафаил в левой руке, приподнятой, держит алавастр врачевский, а правою ведет отрока Товию, несущого рыбу, в Тигре пойманную. Уриил правою рукою держит против персей обнаженный меч, в левой же ниспущенный пламень огненный. Селафиил изображен с опущенным вниз лицом и очами, и с руками, к груди прижатыми, наподобие умиленно молящагося. Иегудиил с золотым венцом в правой руке, в левой же с бичом о трех концах. Варахиил изображен с цветами белых роз в недрах одежды своей». Под 16 ч. августа, рассказав легенду об Авгаре, составитель присовокупляет следующее о самом изображении Спаса: «Ныне же сей святый образ обретается в Риме, в церкви Сильвестра, папы римскаго; тут есть девичий монастырь, где и обретается, являяся изображением, яко бы самое истинное тело, и зело предрого украшен. Зри в записке путешествия графа Бориса Петровича Шереметева, в 1697 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

2013/01/30, 11:45:30 Дорогие братья горы Афон! Прошу Ваших молитв о здравии болящих рабы Божьей Марины, раба Божьего Александра, Нины,Михаила. Спаси Вас ,Господи! р.Б.Марина 2013/01/30, 11:05:39 Благословите святые отцы меня рабу божию Юлию и раба божего Саву на рождение ребёночка, очень сильно я верую в Богородицу Царицу небесную, в чудеса её, ношу поясок освещенный не снимая, чудо уже есть, даровал нам Бог беременность, помолитесь за меня,чтобы выносить малыша и родить здоровенького, каждый день молю Владычицу Нашу. Спаси Вас Господи! 2013/01/30, 07:51:38 Дорогие отцы и братья Афонские. Прошу вас, помолитесь об усопших моих родителях Лидии и Иоанне, бабушке Евдокии и Ольге. Людмила 2013/01/29, 22:04:19 Дорогие Отцы и Братья Афонские! прошу вас помолиться о рабе Божьей Татиане и малыше, которого она носит под сердцем. Прошу Вас помогите! дай Бог младенцу под сердцем родиться здоровеньким. это будет самое большое счастье для нас на земле. Спаси Бог! Татиана 2013/01/29, 21:35:48 Прекрасные наши братия Афонские!!! Помолитесь о рабе Божьей Галине. Я очень хочу создать настоящую православную семью. Трудоустроиться. Мне так трудно одной в чужой стране. Галина 2013/01/29, 19:23:36 Дорогие отцы и братья Святой Горы Афон!!! Прошу ваших святых молитв об успешном проведенни операции на открытом сердце раба Божьего болящего Василия!!! Это оч. хроший человек, отец 3 детей, муж нашей прихожанки Татианы. Наша палочка-выручалочка в паломнических поездках, просто надежный, добрый человек! Операция 30 янв. в 5 час. утра (по Москве, у нас это будет 10 час. утра в Бурятии). Очень за него преживает жена и мы тоже!!! Пожалуйста помолитесь, люди добрые, ведь соборная молитва творит чудеса!!! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси болящего раба Твоего Василия, помоги ему пережить операцию!!! Ум и руки врачующих его благослови!!! Матерь Божия Пресвятая Богородица, покрой Твоим честным омофором болящего Василия!!! Святой Пантелеимон Целитель, Святой Архангел Рафаил, Святитель Лука, Архиепископ Крымский и все святители и угодники Божии, молим вас о благополучном прохождении операции и исцелении раба Божия Василия!!! Господи, да будет воля Твоя, Аминь!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=370

   Как в праотце и последовавших ему корень и мать всему печальному было возношение: так в Новом Адаме, Богочеловеке Иисусе Христе, и в желающих жительствовать по Нему, начало, источник и основание всех благих есть смирение. Видим, что таково стояние и чин соблюдает и превысшее нас священное чиноначалие всех Боговидных Ангелов».    Вообще все Ангелы называются иногда Небесными Силами и Небесным Воинством. Вождь Небесного Воинства есть Архистратиг Михаил, принадлежащий к семи духам, предстоящим Богу. Эти семь Ангелов суть: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил: Эти семь духов называются иногда Ангелами, иногда Архангелами; Святой Димитрий Ростовский причисляет их к чину Серафимов . Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек .    Образ Божий, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в человеках.    Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид. Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо: бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания; а ничто безвидно, как не имеющее никакого бытия и никаких свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где очертание — там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами и не видели его. Мы не видим предела газов и большей части испарений, но эти пределы непременно существуют, потому что газы и пары не могут занимать беспредельного пространства, занимают пространство определенное, соответственное своей упругости, т. е. способности расширения и сжимания.    Безвиден един Бог, как существо бесконечное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

…В начале 60-х годов, во время хрущевских гонений, новоизбранного Патриарха Ефрема вызвали на секретное совещание, где присутствовали высшие правительственные лица. Ему сказали, что необходимо закрыть в Грузии хотя бы несколько храмов, так как этого требует идеологический аппарат Хрущева. Уполномоченный предложил закрыть в первую очередь тбилисский храм преподобного Давида, около которого был создан «пантеон». Тогда Патриарх решился на крайнюю меру. Он впоследствии признавался, что сам удивился своим словам, как будто их сказал за него кто-то другой. Он ответил: «Во время своей интронизации я дал слово грузинскому народу, что готов положить свою голову на плаху за Церковь , поэтому, если вы начнете закрывать храмы, я должен буду умереть, и сделаю это так, что узнает весь мир». Посовещавшись, грузинские власти решили передать ответ Патриарха в Москву и ждать решения оттуда. И случилось чудо: гонения 60-х годов, которые прошли, как смерч, по всему Советскому Союзу, почти миновали Грузию. Может быть, Кремлевский Диктатор отступил перед решимостью Патриарха. Впрочем, в это время и многие выдающиеся грузинские ученые выступили в защиту Церкви. Однажды в день Благовещения Патриарх Ефрем, обращаясь к народу, сказал: «Сегодня я хочу сделать вам подарок – поделиться своим опытом. Когда мне тяжело на сердце, то я подхожу к иконе Благовещения и говорю: “Святой Архангел Гавриил, ты принес радостную весть Деве Марии, принеси и мне радость, исполни мои молитвы, но только по воле Божией”». Надо сказать, что Патриарх Ефрем скончался в день Благовещения – на свой любимый праздник. Поистине дивны судьбы Твоя, Господи! 45 Монах Амвросий (Гвазава) последние годы своей жизни провел при Илорском храме. Он не имел священного сана, а нес послушание пономаря и певчего. Жил в келии внутри церковной ограды, рядом с комнатой, где принимали гостей.– Авт. 46 Когда я служил в Ольгинском монастыре, Католикос-Патриарх Ефрем говорил мне: «Помни, что на престоле невидимо присутствует Пресвятая Троица. Будь осторожен в обращении со Святыми Тайнами. Когда ты входишь в алтарь, то, прежде всего, поклонись престолу. Архиерей, посещая храмы своей епархии, прежде всего, должен осмотреть антиминс, не порван ли он, нет ли каких-либо пятен, не осталось ли после последней службы частиц Святого Тела Христа».– Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Даниил лишился сил, увидев Ангела Божия 172 . Праведного Товию водил в далекий путь Архангел Рафаил 173 . Один-единственный Ангел Господень сразил войско царя Сеннахирима 174 под Иерусалимом 175 ; один-единственный Ангел, за одну ночь: один удар – и погубил сразу сто восемьдесят пять тысяч воинов языческих. Один Ангел света, следовательно, сильнее восемнадцати легионов людей! Ты слышишь это, Феодул? Ты видишь, какова сила одного Ангела света? Прочти далее, что говорится о пророке Илии, как Ангел Божий пробудил его ото сна и дал ему есть 176 . А затем прочти, что написано о пророке Елисее, как он открыл глаза своему испуганному слуге, дабы тот увидел воинство небесное и поверил, что «тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» 177 (то есть неприятельских). И почитай книгу Маккавейскую и уверься, как лики Ангелов идут перед войском праведника и разбивают его неприятелей 178 . Еще прочти, как Ангел Господень явился Маною и жене его бездетной и предсказал рождение славного Самсона 179 . И еще прочти, как Ангел Господень явился Гедеону и призвал его восстать против мадианитян 180 . И еще, и еще; много-много таких явлений описано в Ветхом Завете. А еще больше в Новом Завете, в Евангелии, и Деяниях апостольских. Более же всего найдешь их в истории Церкви за две тысячи лет, в жизнеописаниях святых Божиих людей, мужей и жен. В них описан опыт наисвятейших и наидостойнейших последователей Спасителя, просматриваются рои злых духов, против которых святым людям должно было бороться, и с очевидностью явствует непрестанная помощь Ангелов света праведникам в их страданиях. Христианские философы и еретические богословы, отрицающие все это, в действительности отрицают Священное Писание Божие. И не только его: они отрицают и Христа Господа, Спасителя мира. А ты, Феодул мой, открестись от них, как от эпигонов 181 языческой философии, и вместе со мной знай и веруй, что существует безгранично огромный мир духов, светлых и мрачных, и что этот мир духов не менее важный фактор в драме вселенской и человеческой истории, чем телесные, человеческие существа. Историки, преподносящие мировую историю как зависящую только, и единственно только, от плотских людей без участия мира духовного, уподобляются рыбам в воде, ничего не знающим о людях, рыбаках и сетях рыбацких, но все объясняющим одной только водой и водными течениями и говорящим друг другу: «Это всё волны, не существует ничего на свете, кроме нас, рыб, и воды!». Так могут говорить рыбы; и им это простительно: ведь они рыбы; так говорят и люди, чей мозг закрыт рыбьей чешуей, и им это не может проститься ни на этом, ни на том свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Здесь богач и Лазарь принимают временное благословение и наказание, ожидая своей дальнейшей участи до явления Царствия в силе. Богословие в числах: о символике цифр в родословии Христа Помимо этого есть и еще один момент, свидетельствующий о близости взглядов апостола Луки к еврейской традиции. В современной науке возник новый взгляд на нумерологию в родословии Спасителя, изложенном в третьем Евангелии. Ученые обратили внимание на то, что Евангелие от Луки содержит очень специфическое описание родословной Спасителя, которая насчитывает 77 поколений (ср.: Лк. 3, 23–35). Исследователи поставили вопрос: а почему именно 77? Ответ опять же приближает нас к той самой Первой книге Еноха, одна из пяти частей которой — «Книга Стражей», написанная в III веке до н.э. — содержит рассказ о том, что Судный день будет иметь место спустя 70 поколений после Еноха. Она описывает падение ангелов и их наказание в следующих словах: И Бог сказал [архангелу] Рафаилу: «Свяжите [мятежнику] Азазелю руки и ноги и бросьте его во тьму!» И Рафаил сделал отверстие в пустыне, которая была в Дуадаиле, и бросил его там. Вдобавок к этому он кинул туда тяжелые и острые камни. И он закрыл лицо Азазеля, чтобы он, возможно, не видел света и [...] мог быть брошен в огонь в великий судный день. [...] И Михаилу Бог сказал: «[...] Свяжите их на семьдесят поколений под скалами основания, пока день их суждения не подойдет к концу» (1 Ен. 10, 4–6, 11–12). Так как Енох — 7-е поколение, а Христос находится в 77-м, то очевидно, что это не случайно: евангелист Лука показывает тем самым, что Иисус из Назарета — не просто Мессия, а Тот, после чьего прихода очень близко будет Страшный суд. Характерно, что апостол Лука выстраивает имена предков Спасителя так, что каждое 7-е поколение начиналось с особо значимого человека: например, 7-е — с Еноха, 21-е — с Авраама, 35-е — с Давида, а завершается этот перечень семерок в 49-м (7x7) поколении — Самим Христом. Как тут не прочувствовать, что евангелист Лука, как и автор Книги Еноха, предполагал конец истории в 77-м поколении! Мы смотрим на мир как бы со страниц третьего Евангелия и видим удивительную связь времен, культур, традиций; видим очевидную преемственность между еврейской межзаветной литературной традицией и творчеством евангелиста, писавшего для всего мира: для язычников и не только для них. Внутри вас — сегодня, навсегда: о Царствии Божием в Евангелии от Луки

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

Неизвестно, пострадало ли храмовое здание во время Великой Отечественной войны или подверглось разрушению со стороны местных жителей, но сейчас оно находится в частично руинированном виде. Памятник эпохи барокко с трех сторон закрыт кирпичными постройками, разобраны верхние ярусы колокольни и глава храма, растесаны проемы, утрачен фасадный декор. Северная часть храма разрушена, на оставшихся сводах растут березы. В одном из приделов церкви расположена частная пилорама. Напротив церкви выстроено величественное здание Сбербанка. Использована литература: Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Рославльская земля: православные храмы. Смоленск, 2004.  сайт Смоленской и Вяземской епархии От двух церквей конца XVIII в. осталась в плохом состоянии одна - Успенская. Успенская церковь с приделами середины XIX в. Покрова Богородицы и Архангела Михаила - единственное из оставшихся здание в стиле барокко. Оно имеет некоторое сходство с Духо-Николаевской церковью: двусветный бесстолпный четверик, световой барабан под главку (только восьмигранный), одноапсидный алтарь. Сохранились детали декора. Известковые связующие швы купола имеют типичную для XVIII в. одностороннюю подрезку. Успенская церковь считалась «купеческим» храмом и соперничала в убранстве и красоте хорового пения с «дворянским» Благовещенским собором. Прихожанином ее был известный купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин города К.И. Мухин. С.С. Иванов " Архитектурный облик старого Рославля " . В кн. Рославль: Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. Смоленск, 1997. http://www.nasledie-smolensk.ru/ Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится на углу нынешних улиц Пролетарской и Первомайской, напротив Сбербанка. Храм полностью каменный, местами был покрыт железом. В Рославле лучшими кровлями считались гонтовые, а железные признавались из-за дороговизны недоступными и впервые появились именно на каменных церквях. Храм был построен с приделом Покрова Пресвятой Богородицы взамен прежнего деревянного на средства прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=07547

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010