Далее, на соборе выяснились такие поступки и мнения Артемия, которые действительно внушали отцам собора мысль, что Артемий не только сочувствует участи еретиков, но и сам еретик, ибо расходится с учением Церкви. Это были: взгляд на посты, точнее сказать, легкое к ним отношение, взгляд на недействительность заупокойных молитв, отрицательное отношение к крестному знамению (хотя в последнем Артемий не сознался), отзыв о канунах. Те разъяснения, которые давались Артемием, не могли быть признаны собором удовлетворительными; так, на нарушение постов собор взглянул очень строго, как на соблазн, а суждение о заупокойных молитвах приравнял к мнению Ария и категорически отверг. Не забудем, что отцам собора было известно сходство этих мнений Артемия с учением жидовствующих: те также отвергали крестное знамение, также нарушали посты («упивались и объедались», по свид. Иосифа Волоцкого ), отвергали и другие церковные установления. Выражение Артемием этих воззрений и было понято как ересь. Итак, должно сознаться, что у собора были основания осудить Артемия, если бы даже отцы собора и не были настроены враждебно в подсудимому. Поведение подсудимого внушало судьям еще более подозрений: его вызвали в Москву принять участие в соборе на Башкина, – он бежал из Москвы; спросили о Порфирии, – он отказался от него, а разговор его с Порфирием в присутствии дьяков доказал, что Порфирий ему близок, как ученик; зашла речь о духовнике, – и тут Артемий дал сбивчивое показание, внушившее судьям мысль, будто он хотел оклеветать духовника. Может быть, поведение это следует приписать чувству смущения, растерянности, желанию скрыть что-либо могущее повредить, чувству вполне естественному у подсудимого; но в глазах судей это могло еще заметнее подчеркнуть, что Артемий чувствует себя не правым, а изобличенным. Таким образом, приходится вынести о процессе Артемия следующее окончательное суждение: правда, судьи были предубеждены против него и это предубеждение высказалось в формальной стороне процесса; может быть, оно даже внушило судьям предвзятую мысль о виновности Артемия; но несомненно, что поведение Артемия на суде могло не рассеять, а еще усугубить это предубеждение, а высказанные им мнения дали прямое основание осудить его; можно сказать даже, что иного исхода дела и быть не могло, если бы судьи и не были предубеждены. 143

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, на основании разбора судебной грамоты, мы должны сказать, что Артемий был осужден собором не безвинно. Однако большинство современных историков думает освободить Артемия от обвинения и защитить его будто бы строгое православие. Но все дело защиты ограничивается только подобными выражениями: „из всех обвинений, направленных против Артемия, видно только, что это был человек глубокорелигиозный, истинный христианин, но не более... Против Артемия выступило много обвинителей, которые не в состоянии были понять его светлых идей и которых колол его христианский характер“ 186 ; или: „Артемий был человеком строго православным, но, тем не менее, в 1554 году он осуждается на соборе, как еретик. Между тем все еретичество Артемия состояло в том, что он строго проводил воззрения преп. Нила Сорского на религию и все явления современной жизни“. В подтверждение строгого православия его приводятся места из его посланий, причем не принимается во внимание ни место, ни время их написания, соборной же грамоте почему-то решительно не дается никакой веры 187 . Только г. Костомаров старался основать защиту Артемия на разборе соборной грамоты, по разбор её, как мы показывали выше, не всегда был правилен. Наконец еще несколько соображений в защиту Артемия высказано в Вологодских Епархиальных Ведомостях 188 , но они не достигают своей цели. Эти соображения следующие: 1, „Забота об успокоении последних дней такого великаго поборника православия и просвещения духовнаго, каков был Максим Грек , показывает, что Артемий сочувствовал Максиму. А можно ли было ожидать этого от еретика“? Но нужно иметь в виду, что Артемий вовсе не был таким еретиком, чтобы не мог с сожалением отнестись к положению Максима Грека . Его, как мы видели выше, собор освободил от взводимого на него обвинения в искажении догмата св. Троицы и в хуле на „божественное писание и христианский закон“, следовательно, он не был, так сказать, тяжким еретиком, а только вольнодумцем. Кроме этого забота его о Максиме Греке легко объясняется его солидарностью с ним в некоторых взглядах, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Видев же Афонасий безчисленое Божие человеколюбие, и милость, и преславная чюдеса, бывающая от мощей святаго праведнаго и богоблаженнаго чюдотворца Артемия, к симже наипаче и с сыном своим веру з доброжеланием показаше. И приложиша к прежнему своему обещанию, в той Верколские веси создаша церковь Божию прекрасну во имя святаго великомученика Артемия и обещанию святому праведному Артемию Верколскому чюдотворцу на том месте, идеже обретены быша честныя и чюдотворныя его мощи, и окрест церкви ограду и врата учиниша, еже есть и доныне. О погорении мирских храмов В лето 7147-го (1639) месяца июня в 24 день бысть попущением Божиим, грех ради наших, в Верколской волости згореша два храма. Един храм святаго великомученика и страстотерпца Христова Георгия, 4407 а другий храм святаго Николы чюдотворца. И мощи святаго праведнаго Артемия Верколскаго чюдотворца поплели 4408 . Священник же тоя Верколския веси именем Лаврентей и християне скорбяще зело, и сетующе, и плачюще о нашествии внезапу таковаго ужаснаго труса. Над мощми же святаго праведнаго Артемия чюдотворца сотвориша часовню и новою ракою и покровом покрывают. И сия убо тако. Чюдо 1 . И того же месяца июня в 30 день человек некий именем Харитон Иванов сын, кевролец, поведа нам сице. Бысть он одержим утробною болезнию неколико время, и уже к смерти ему приближающуся. Прииде же ему во ум, и начат молитися святому праведному Артемию Верколскому чюдотворцу. И тем молением от святаго получи облегчение. И пришед в Верколу, и отпев молебная, и приложися ко гробу блаженнаго Артемия, и бысть совершенно здрав от тоя болезни. И отъиде восвояси, радуяся и славя Бога и его угодника святаго Артемия. Чюдо 2 . Месяца августа в 25 день некто человек именем Семен, зовомый Молчанов, с Малой Пинешки прииде в Верколу, поведа. Бысть он в недузе, не имея у себе ума цела месяц пять. И обет положи ко святым чюдотворцем Николе и Артемию в Верколу молебен петь. И бысть здрав во уме молитвами святых, и хвалу воздав Богу и святым его. Чюдо 3 . Той же прежереченный человек Семен с товарыщи своими в то же время, егда пловяху они от Верколы в Кевролу по реке Пинеги в дву лотках с рожью. И в нощное время внезапу нанесло их на ез, 4409 и абие начаша утопати. Они же помолишася с верою Господу Богу и святому чюдотворцу Артемию и молитвами святаго в той час избавишася от потопления того. Мы же слышавше сие чюдо и писанию предавше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока [ 4 ]. Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась. С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, — и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году. Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, — и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поддерживает ли Москва владыку Артемия? О слухах вокруг бывшего Рашко-Призренского епископа 16.11.2010 313 Посол Российской Федерации в Сербии Александр Конузин некоторое время назад посетил монастырь Шишатовац, в котором прибывает почисленный на покой владыка Артемий, подтвердили из посольства России в Белграде, - сообщает портал Senica.Ru со ссылкой на издание «Ало». Визит посла России к владыке Артемию рассматривается церковными кругами как значимое событие, которое симовлизирует то, что крупнейшая православная страна интересуется происходящим в СПЦ. В Посольстве России изданию «Ало» подтвердили, что Конузин действительно посещал Шишатовац два месяца назад, но это был частный визит. В сообщении из посольства так же говорится, что посол посещал не только Артемия, но и других владык СПЦ. Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде отец Виталий Тарасьев подтвердил тот факт, что посол России действительно посещал владыку Артемия в Шишатоваце, добавив, что речь идет о частном визите, к которому ни Подворье РПЦ, ни сама РПЦ не имеет никакого отношения. Все, что происходит в Сербской Православной Церкви - внутреннее дело СПЦ, и РПЦ не может выступать в качестве какого-либо посредника при разрешении внутрицерковных проблем Сербии. Конузин и владыка Артемий давно знакомы. Посол России посещал неоднократно владыку еще во время нахождения последнего в рашко-призренской епархии, так что речь идет о частном визите, - сказал Виталий Тарасьев. Однако часть сербских СМИ и церковных аналитиков рассматривают визит посла России к «опальному» владыке, как знак поддержки со стороны Москвы . В сербских СМИ прокатилась волна слухов об очередном «русском следе» и «русском влиянии». Противники Артемия утверждают, что визит русского посла будет воспринят сторонниками Артемия как знак прямой поддержки действиям бывшего главы рашко-призренской епархии. Между тем, сербское либеральное издание «Блиц» утверждает, что владыка Артемий объявил о своей готовности основать «истинно Свято-Саввскую церковь», сообщает Портал-Кредо.ру .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/16/po...

В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия. Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, — обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом. После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи [ 6 ] в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели. Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

в вопросе о монастырских вотчинах. 2, „Артемий старался увещаниями привести Башкина на путь истинной веры и твердо обличал его на соборе. А между тем учение Башкина почти тождественно с учением Косого, и следовательно Артемий не мог быть единомышленником последнего“. Против приведенного доказательства невинности Артемия нужно заметить то, что Артемий на суде не увещевал Башкина, и учение последнего нельзя равнять, как можно видеть из сказанного нами выше, с учением Косого. Наконец 3, в пользу невинности Артемия приводится отзыв о деятельности его в Литве Захарии Копыстенского и места из посланий самого Артемия, причем не принимается во внимание ни место, ни время их написания, как будто не может быть того, что Артемий в Литве мог несколько изменить свой образ мыслей. – Вот все те доказательства, которые приводят защитники невинности Артемия в подтверждение своей защиты. По нашему мнению, все эти доказательства, за весьма немногими исключениями, основываются на ранее составленном взгляде на него, как на строгого последователя преп. Нила Сорского и противника Иосифлян, и за это будто бы пострадавшего. Поэтому защитники невинности его, приступая к разбору соборной грамоты, или прямо не доверяют ей или же перетолковывают указанные в ней его вины. В этом-то и заключается ошибочность взгляда на личность Артемия. В виду заподозривания соборной грамоты, мы укажем и помимо её некоторые соображения и положительные данные в подтверждение нашей мысли о виновности Артемия. Припомним прежде всего то, что подозревали его в неправославии не одни Иосифляне, и не одни духовные лица, но и миряне, и при том такие, которые прежде почитали и любили его, напр. Иоанн Грозный. Далее, как справедливо говорит преосвященный Макарий, „если бы Артемий не чувствовал ничего за собою и признавал себя совершенно невинным, – зачем он бежал из Москвы, едва только услышал, что его подозревают в единомыслии с Башкиным? Зачем бежал потом из Соловецкого монастыря, а... не воссоединился с православною церковию, что ему не было преграждено?“ 189 Зачем бежал, добавим мы со своей стороны, когда он мог надеяться на оправдание, если не был виновен, как был оправдан осужденный вместе с ним Феодорит Кольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

При этом было поставлено на вид, что Артемий раньше отказался от Порфирия, не признал его своим учеником, а между тем оказалось, что они оба вместе были взяты в пустыни и вместе привезены. Собор, по показанию дьяка Воронина, осудил Артемия. – Указанный разговор Артемия с Порфирием можно было бы объяснить, простым условием молчать на суде. Мы видели, что в своих посланиях Артемий два раза давал такое наставление: когда будешь приведен на суд к Ироду, то не отвечай больше (вяще), потому что спрашивают не из желания отечески или братски исправить, но как волки, прикрывшись овчиною, стараются „нечто уловити от уст наших“. Сообразно с этим можно было бы объяснить разговор Артемия с Порфирием тем, что они условились молчать в виду придирчивости судей, их старания найти в ответах подсудимых что-нибудь такое, что давало бы повод к их обвинению. Очень возможно, что Артемий именно так и смотрел на членов собора. Но с другой стороны самая форма разговора, по нашему мнению, должна была дать повод членам собора подозревать Артемия и Порфирия в запирательстве, именно, вопрос последнего: „стояти деи мне крепко противу их встречу?“ и ответ первого: „молчи отче, наше дело рухомо, не у время, и яз молчати готов“, – давали повод к подозрению, что подсудимые сначала старались как-нибудь выгородить себя, но, видя неудачный исход дела, сговорились молчать на суде. Притом члены собора вспомнили, что ранее Артемий солгал им, сказав, что Порфирий вовсе не ученик его 184 . Впрочем, нужно заметить, что обвинение дьяка Шестака Воронина, собственно говоря, не имеет прямого отношения к обвинению Артемия в еретичестве, или в неправославии. Таков был соборный суд над Артемием. Из указаннаго разбора соборной грамоты мы видим, что Артемий был осужден собором не невинно. Как же объяснить теперь те недоумения, которые мы высказали прежде разбора соборной грамоты? Они объясняются легко. Отсутствие чего-нибудь прямо подозрительного в указанных нами выше посланиях Артемия объясняется тем простым соображением, что четыре из них написаны в такое время, когда за ним уже следили, и притом два из них написаны к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Как мы узнали, другое уголовное дело будет возбуждено вследствие мошенничества, потому что при исследовании обнаружено, что на значительном количестве документов его подпись подлинна. Артемий и часть его последователей после покидания монастыря не севере Косово проживают в гостинице «Рояль» в г.Кралево. Как узнает «Блиц», прокуратура после предъявления требования на возбуждение уголовного дела из МВД начала проверку утверждений и сбор необходимой информации. Сотрудники МВД Сербии вчера сопровождали колонну машин Артемия и его последователей до г.Кралево, а несколько полицейских вчера было и у гостиницы «Рояль». Как узнает «Блиц» надзор МВД необходим, потому Артемий может покинуть страну, как это раньше сделал его ближайший сотрудник Симеон Виловский, который сбежал в Грецию. Также, сторонники Артемия два дня тому назад насильственно вторглись и захватили имущество СПЦ – монастыри Дубоки Поток и Девины воды на севере Косово, вели себя агрессивно по отношению к монашествующим в монастырях, поэтому необходимо предупредить о возможно таком же сценарии в центральной Сербии. Возможен еще один иск против Артемия, который, однако, все пытается  представить как гонение, потому что он единственные настоящий православный и так называемый антиэкуменист. Как узнает «Блиц» приводится к концу основательная проверка всей документации Рашско-Призренской за время управления Артемия. Обнаружено, что на большинстве документов, которые свидетельствуют об отчуждении денежных средств подпись тогдашнего владыки Артемия подлинна, что является основанием для возбуждения уголовного дела. При исследовании СПЦ было установлено, что расхищен весь фонд для Храма Христа Спасителя в Приштине, председателем которого был тогдашний епископ Артемий. Данный факт кражи до сих пор не был включен ни в один иск. Как мы узнали, задолженность епархии составляет несколько сотен тысяч евро. Артемий с группой от тридцати последователей, среди которых есть и монашествующие, после приезда в центральную Сербию, проживает в гостинице «Рояль» в центре г.Кралево.

http://pravmir.ru/soobshhenie-svyashhenn...

За этот же период до канонизации 1636 года произошли следующия чудеса (представляем сокращенную запись из жития): Чюдо 2. Егда принесоша мощи святого Артемия во предел, жена некая принесе младенца рукою расслаблена и молебная сотвори Господу и Николе и приложнея отроча, ко гробу святого Артемия; и бысть здраво рукою. Чюдо 3. В то же время жена именем Ирина едино же у нее око вельми больно бысть и молебная соверши Господу Богу и Николе и приложися ко гробу праведного Артемия, и бысть око ее здраво. Чюдо 4. В та же времена некто Андрей бысть очима болен вельми и помолися Господу Богу и Святому Артемию и абие здрав бысть очима. Чюдо 5. Жена именем Мария утробною болезнию больна вельми 10 лет, и умирание часа на два и на три, и но вся времена тою болезнию обдержаше и слышав чюдеса бывающая святым Артемием и начать молитися Господу Богу и угоднику Христову святому Артемию бысть здрава. Чюдо 7. Некто именем Роман расслаблен лядвиями и помолися святому Артемию и бысть здрав. 7, 8. Человек именем Нифонт бе отягчен утробною болезнию лет 5. Слышав чюдеса, и помолися с верою святому Артемию и здравие получи. 7, 9. Человек именем Иван кровоточив бе гортанию 18 лет. Уже ему близ смерти сущу и помолися Богу и святому Артемию с верою велиею и здрав бысть. 7, 10. Жена именем Мариа, имея у себя отроча болезнию одержима некоею ничего не идя ни млека вкушая два месяца помолися с верою святому Артемию, о отрочато своем и молитвами святого Артемия избави Господь отроча от болезни тоя. 11. Человек именем Сергий бе одержим зеленою болезнию, бысть аки трава зелень и не можаше ясти хлеба и слышав велия чюдеса творимая св. Артемием, помолися верою и здрава, бысть. 13. Бысть у бо черноризец с вятки из града хлынова именем Трифон, строитель монастыря святого чудотворца Николы можайского, рукою расслаблен и лучися быти у святого Николы в верколе. И слышав чюдеса святого Артемия, и приложися ко гробу блаженного Артемия, и бысть рука его здрава яко николиже боле. 14. Человек именем Артемии, емуже беснующуся годищное время, (егда) приведоша ко гробу св. Артемия, бысть здрав в целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010