– Анны Преп. Июня 16. – Антипы муч. Пергама Асийского. Апр. 11. – Антиоха муч. Июля 16. – Антония Преп. Патр. Цареградского (Нового). Февр. 12, – Антония Преп. Печерского. Мая 3. – Антония муч. Апр. 14. – Антония Вел. Преп. Египетского . Генв. 17. – Антония Преп. Сийского. Дек. 7. – Антония Преп. Римлянина. Авг. 3. – Антонина из 7-ми отроков Ефесских. Авг. 4. – Анфима Еписк. Никомидийского. Сент. 3. – Аполлинария муч. Антиохийского. Июля 22. – Аполлония муч. Дек. 14. – Апостол 12-ти. Июня 30. – Арефы муч. Окт. 24. – Арриана муч. Дев. 14. Житие Арсения Преп. Великого . Мая 8. – Артемия праведн. Веркольского. Июля 23. – Артемия муч. Окт. 20. – Артемона священномуч. Март. 24. Апр. 13. – Африкана муч. Апр. 10. – Афанасия Архиеп. Александр. Генв. 18. Мая 2. – Афанасия муч. Сент. 28. Генв. 4. – Афанасия Афонского . Июля 5. – Афанасии Преподобной. Апр. 11, 18. – Афиногена Еписк. муч. Июля 16. – Бориса и Глеба мучеников. Июля 24. Мая 2. – Вавилы священномучен. Сент. 4. – Вадима мучен. Апр. 8. – Вакха муч. Окт. 7. – Валента муч. Февр. 16. – Варахисиа муч. Марта 29. – Варвары великомученицы. Док. 4. – Варвара воина, прежде бывшего разбойника, а после мученика. Мая 6. – Варипсава муч. Септ. 13. – Варлаама и Иоасафа Преп. Индийских. Ноябр. 19. – Варлаама Преподобного Хутынского. Ноября 6. Февр. 29. – Варлаама Преп. Пенежского. Июня 19. – Варнавы Ап. Июня 11. Житие Варсоновия Еписк. Казанского. Окт. 4. – Варяга и сына его Иоанна мучч. Июля 12. – Варфоломея Ап. Авг. 25. Июня 11. – Василисы Вел. Княгини. Марта 28. – Василиска муч. Марта 3. – Василия вел. Архиеписк. Кессарии Каппадокийской. Генв. 30. – Василий Еп. Амасийского муч. Апр. 26. – Василия Еп. Херсонского муч Марта 7. – Василия Еп. Муромского. Июня 25. – Василия Нового Преп. Цареградского. Марта 27. – Василия Преп. Авг. 11. Мая 3. – Василия Блаженного. Августа 2. – Василька Вел. Кн. Ростовского . Марта 4. – Васоя муч. Марта 6. – Венедикта Преподобного. Марта 14. – Виктора муч. Ноября 11. – Виргилия муч. Ноябр. 24. – Вития муч. Ноября 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

490 Сентябрь. Малый праздник 4 св. Вавилы III. Малый праздник 29 пр. Кириака отшельника Печ. Вообще, в печатном славянском знаки возвышены, часто стоит не верно Средний праздник вместо Малый праздник, или Великий праздник вместо Средний праздник. 491 Октябрь. Малый праздник 11 св. отец 7 соборов II. Малый праздник 12 Прова, Тараха и Андроника II. 493 Декабрь. Средний праздник (Печ. Великий праздник) 26 собор Богородицы П. Средний праздник 27 св. первомуч. Стефана. Малый праздник 31 отдание праздника Р. X. 494 Январь. 14 отцов избиенных нет III. Малый праздник 19 пр. Макария III. Малый праздник 21 св. Максима III. 495 Май. Малый праздник 1 прор. Иеремии II. Малый праздник 12 св. Епифания II. Малый праздник 25 (Печ. Средний праздник) Обретение главы Предтечи II и Питра. 496 Август. 15 числа и попразднство, без сомнения, потому же как попразднство Преображения 7 числа в антиохийском только патриархате. (Питра Малый праздник), 24 возвращение (превесение) мощей св. ап. Варфоломея. II. Малый праздник 28 св. Моисея мурина II. 502 Июня 2 св. Никифора нет. Июля. 16 отец 630 нет. 17 Марины нет. Августа 25 пренесения мощей св. ап. Варфоломея нет. 503 Иерус. Устав 1398 г. 1 Индикт. Пр. Симеона и матери его Марфы. Пресв. Богородицы Миасинские. Св. муч. Аифала диакона, 40 дев мучч. в Аммуна. Св. муч. Каллисты и друж. Св. Ивсуса Навина. Память пожара. 2 еще св. отца Иоанна постника . 3 по Тип. 4 по Тип. и еще муч. Вавилы Никомидийского в Ермионии и Евтихии дщерей ( δελφν) Филиппа (в слав. Ермиона и Евтиха, братий по плоти ап. Филиппа). 6 еще мучч. Ромила, Евдоксия и дружины. 7 Евпсихия нет. 9 еще муч. Севериана. 10 Варипсава нет. 13 еще обновление храма Воскресения. 15 Отдание 22 числа. 16 Еввиота нет. 18 Евмения, еп. гортинского. 21 Феодора нет, (но кроме Кодрата служба муч. Фоке, прор. Ионе и преп. Ионе). 22 Отдание. Священномуч. Фоки, прор. Ионы, пр. Ионы (коим служба 21 числа). 27 св. муч. Каллистрата. 504 Октябрь. 4 пр. Петра нет. 5 муч. Харитины. 9 еще пр. Андроника и Афанасии. 10 одного Евлампия с Евлампиею. 14 еще Космы, еп. маюмского. Во многих слав. уставах пр. Параскевы. 15 во многих слав. у. и греч. Севастьянов. еще пр. Евфимия. 17 еще пр. Андрея в Крисе. 19 еще муч. Уара, в некоторых слав. Садофа. 20 одного Артемия. 22 еще 7 отроков в Ефесе. 24 в слав., с XV в., еще Афанасия, патр. цареградского. 27 одного Нестора. 29 св. Анастасии и Авраамия. 30 Маркиана нет. 31 еще Епимаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чет. Минеи. (Act SS. iann. II. р. 1102). Март. Р. 31 янв. 22 Св. священномуч. Евсевия, еп. Самосатского. В 301 году присутствовал на Антиохийском соборе и способствовал избранию св. Мелетия в патриархи. При Валенте был заточен в Фракию; при Грациане возвратился к своей пастве. В Долихине, куда прибыл для рукоположения городу епископа, арианка бросила на него с кровли дома горшок; от сего удара исповедник скончался. Чет. Минея из Феодорита (II. 32. IV 14. V. 5) и Никифора (XI. 21. XII. 3). (Or. Chr. II col. 934. Act SS. iun. IV. р . 235). Март. Р. 25 июня. Мес. В. Свв. мучч. Галактиона и Иулиа н ии. Мес. всех свв. (Act SS. iun. t. IV. р. 116). Свв. мучч. З ин она и Зины, с л уг и его. От Филадельфии Аравитской; усекнуты при Максимиане. Пролог. (Act SS. iun IV. р. 474). Мес. В. 23 июня. Март. Р. 23 Св. мученицы Агриппины . Римляныня; в муках предала дух свой Господу в царствование Валериана. Чет. Минея. (Act SS. iunii IV. р. 453). Март. Р. Есть служба. Свв. мучч. Евстохия, Гайа, племянника его, и чад его: Провия, Лолия и Урвана, и прочих с ними. Евстохий из идольских жрецов сделался христианским пресвитером, получив рукоположение от Антиохийского еп. Евдоксия; в Литре обратил к вере и крестил Гайа, своего племянника, со всем его родством. Все они обезглавлены при Максимиане, в Анкире. Пролог. (Act SS. iunii IV. р. 471). Март. Р. Празднуется сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, избавления ради Москвы от Ахмата, Ордынского царя. Празднество установлено в 1480 году, при Великом Князе Иоанне III Васильевиче, в память внезапного удаления татар с берегов Оки, и осообождения России от ига Моголов. Чет. Минея по Прологу. (Ист. Г. Р. VI. 3). Служба та же, что 21 мая и 26 авг. Преставление праведного Артемия Веркольского. Месяц. всех свв. См. 20 окт. 24 Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1 . (Act SS. 24 iunii p. 687–806). Мес. В. Март. Р. В службе один канон Иоанна монаха, другой – Андрея. Прочие праздники св. Предтечи исчислены под 7 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Еще раз ставлю вопрос: был-ли Артемий действительно еретиком? «Сочувствие в некоторых пунктах тогдашним еретикам не есть, конечно, еще ересь». 144 Но важно именно то, что приходится признать этот факт «сочувствия в некоторых пунктах тогдашним еретикам»: суждения Артемия о постах, молитвах за умерших, крестном знамении сближают его с тогдашними рационалистами («еретиками»); ведь, Феодосий Косой очень скоро после осуждения Артемия повторил между прочим и помянутые суждения; факт близости Артемия к Феодосию не подлежит сомнению. А это свидетельствует о том, что тогдашние рационалистические учения коснулись и Артемия; как и когда это случилось, – об этом скажу дальше, когда придется перейти к общим выводам, а пока отмечу, что у Артемия можно найти и еще черты «вольномыслия»: поездка в Нейгауз, вызванная желанием поговорить о вере, критика книги Иосифа Волоцкого , свободное отношение к еретикам. 145 С другой стороны, у него видна близость к учению заволжских старцев: склонность к «особному житию», строгий взгляд на монастырские стяжания, гуманное отношение к еретикам, мысль о необходимости сознательного, критического отношения к «божественным писаниям». Ограничусь пока лишь указанием факта близости Артемия и к рационалистам и к мистикам-заволжцам; объяснение этого факта – после разбора посланий Артемия и при разборе значения его деятельности. Литовский период жизни и деятельности старца Артемия Литовско-русское государство, куда бежал старец Артемий после заточения его в Соловецкий монастырь, не могло представлять собою совсем уже чужую землю для русского беглеца: там исповедовалась и вера православная, там звучал и русский язык. Последний был весьма распространенным народным языком: вел. кн. литовский, напр., в грамоте от 29 авг. 1536 г. 146 приказывает для «певности», т. е. для общеизвестности, общедоступности, перевести «лист князя бискупа» и внести его в свою грамоту именно на языке русском, как наиболее популярном. Что же касается веры православной, то уже даже после смерти Артемия встречается грамота 1607 г., 147 которою повелевается городских бурмистров избирать половинным числом из веры римской, а другую половину – веры греческой. Таким образом, прибывший из России старец находил здесь и родной язык и родную веру. Но в то время, как в московском государстве православие было господствующей религией, не то видел он в Литве, где официальной религией считался католицизм, а ко времени прибытия Артемия стали распространяться и лютеранство и кальвинизм и социнианство. Вопрос о появлении, развитии и взаимоотношении в XVI веке этих исповеданий в настоящее время трудами Ив. Соколова, И. Чистовича , Н. Н. Любовича и других 148 представляется настолько уже выясненным, что мы можем пользоваться готовыми данными по истории западно-русской церкви, не отвлекаясь в сторону дополнительного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архангельской Епархии заштатный мужской находится в Веркольской волости, почему и название своё имеет, на берегу реки Пинеги, от города Пинеги в 151 версте. Этот монастырь начало своё воспринял со времени явившихся мощей и ныне в оном монастыре почивающих святого праведного Артемия Веркольского 63 Чудотворца следующим образом: некто Мезенский и Кеврольский воевода Афанасий Пашков, получив от Бога при мощах Преподобного Артемия сыну своему, находившемуся в тяжкой болезни, облегчение, в знак своего благодарения построил близ той Николаевской церкви своим иждивением церковь во имя Великомученика Артемия, и около церкви ограду и келью для жительства монашествующих. Потом, когда в лето 7147/1639, Июля 24, в Веркольской волости сгорели два храма: один Великомученика Георгия, а другой – святого Николая Чудотворца, то над мощами святого Артемия соорудили часовню, новую раку и покров устроили. После того от Государя Царя Алексия Михайловича прислана в Кевроль к воеводе грамота, по прошению Кеврольского земского старосты Филиппа Козмина Драчёва с мирскими людьми, о построении монастыря на том же месте, где обретены мощи Артемия Чудотворца, которой при том и велено, положив сии святые мощи в новую раку по-прежнему, перенести оные из часовни в церковь ; а в лето 1649 Ноября 17 по грамоте оной воевода Григорий Аничков и Кеврольской десятины заказчик Священник Иоаким Васильев, Диакон Дометиан и прочие духовного и мирского чина люди, по совершению с водоосвящением молебна, положив святые мощи в новую раку, перенесли из часовни в церковь во имя святого Великомученика Артемия в новоустроенный монастырь, и положили на южной стороне. В лето 7203, Апреля 20, на третьей неделе по Пасхе в понедельник с полудни по перенесению мощей в 46 лето холодная церковь со всей утварью сгорела; почему 4 Июня, по определению Преосвященного Афанасия, Архиепископа Холмогорского, десятинный Священник Пётр с Диаконом мощи святого Артемия переложили в новую раку и поставили в тёплой церкви, и по благословению сего Преосвященного отстроена вновь холодная церковь во имя Св. Великомученика Артемия, в которую и святые мощи перенесены. А в лето 7220/1712, по благословению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Холмогорского, построена в ограде церковь тёплая с трапезой во имя Артемия Веркольского, и в следующем году, Апреля 13, по благословению Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важенского, освящена, в которую и святые мощи из холодной перенесены на память св. Артемия Июля 23, и поставлены в углу, на южной стороне. Наконец, и сии церкви, спустя несколько после того времени, сгорели; утварь же церковная вся сохранена.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«и поведа всем Христианом чюдо бывшее» 78 . Это обстоятельство и было тем толчком – моментом, с которого чествование св. Артемия прочно утвердилось среди местного населения. «Христиане же с радостию притекоша, продолжает житие, к церкви святого Николы и начата молебная пения совершити и память творити многоблаженному Артемию, и умилосердися Господь о рабех своих, молитвами святого Николы чудотворца, и святого праведного Артемия, преста болезнь в людех от того часа. Чудеса же святого богомудрого Артемия начат умножатися, исцеления многа бывати больным, слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание и всякими недугами одержимым здравия подая многа» 79 . Так продолжалось до 1639 года, когда произошла канонизация прав. Артемия. § 2. Канонизация праведного Артемия; ея деятели и основания Последовавшия от мощей св. Артемия исцеления распространили о нем славу, вследствие чего Новгородский митрополит Киприан «в 7147 (1639) году послал из великого Новигорода свидетельствовати и тутошними околними игумены, и попы и дьяконы». Составленная роспись исцелениям была доставлена к митрополиту, который «после свидетельства», на другой год прислал «сотворенное празднество святому праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и седалны, и богородичны, и канон и икос, и светилен, и хвалитны и роспев под знаменем». 13 февраля 1645 года, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митрополита Афония освящена церковь во имя св. Артемия на том месте, где он лежал. Эту церковь поставил Кеврольский воевода Афанасий Пашков; а «по поставлении та церковь стояла многа лет не священна, бе бо князь той поставил церковь его без благословения епископля; а ныне Божиею благодатию церковь его святого и праведного Артемия совершена стоит... и колокола, и во церкви всяких книг церковных больши треюсот». § 3. Памятники местного и общего чествования св. прав. Артемия. Веркольского чудотворца Со времени канонизации прав. Артемия память его свято чтится везде два раза в год: 23 июня – в память обретения мощей, и 30 октября, – в день его тезоименитства, – памятниками чему являются:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Несколько страниц отводит делу Артемия и преосв. Макарий в VI томе Ист. Русской Церкви (СПБ. 1870 г.). Рассмотрев обстоятельства процесса Артемия, преосв. Макарий выводит следующее мнение, которое основывается исключительно на разборе судной грамоты. Указав на то, что Артемий не отвергал догмата Троичности и не был еретиком, примыкавшим к какому-либо определенному еретическому учению, он говорит, что Артемий однако, «любил вообще повольнодумничать о священных предметах веры, и хотел казаться, как ныне выражаются, либералом и на словах и в некоторых действиях; этим вольнодумничаньем, если бы оно ограничивалось даже тем немногим, в чем он сознался, он не мог не оказывать вредного влияния на православных, особенно людей простых, и потому Артемий осужден не неповинно, и ссылка его в Соловецкий монастырь была мерою благоразумною, если не необходимою». 32 Затем преосв. Макарий подтверждает свою мысль указанием на то, что, если бы Артемий не чувствовал за собою вины, то ему не было бы нужды бежать как из Москвы, после обвинения его Башкиным, так и из Соловецкого монастыря после осуждения. Что же касается посланий Артемия из Литвы, где он выступает защитником православия, то преосв. Макарий, зная о них только по заметке в Ж. М. Н. Пр. (1867 г., июль), делает однако такое предположение, которое вполне согласно с его взглядом на дело Артемия, основанным, как сказан, исключительно на разборе судной грамоты: «если действительно таково содержание посланий, то это показывает что Артемий, наученный горьким опытом, отбросил свое прежнее либеральничанье и сделался твердым христианином в последние годы своей жизни, проведенные им в Литве». 33 В IX томе Ист. Р. Церкви, вышедшем в 1879 году, т. е. почти одновременно с появлением в печати посланий Артемия, преосв Макарий говорит 34 о деятельности Артемия в Литве и приводит даже отзыв Захарии Копыстенского. Тем не менее, преосв. Макарий при написании и этого тома не был еще знаком вполне с сочинениями Артемия: в прим. 337 (стр. 328) он говорят, что «послания Артемия против тогдашних ересей известны нам в отрывках (Слав.-русские ркп. – и Ундольского, 494, стр. 263–370)». Это обстоятельство, конечно, помешало ему прибавить несколько новых данных к своему мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем, еще до открытия собора, во время следствия о еретиках, в Москве начали ходить слухи, что и бывший Троицкий игумен Артемий не тверд в православии. Слухи дошли до царя и в нем заронили подозрение: он изменил свой взгляд на Артемия. Это произошло таким образом. У Артемия был ученик Порфирий, который хаживал к Благовещенскому священнику Симеону, принимавшему его ради страннолюбия и духовной беседы. Во время бесед Порфирий, между прочим, хвалил Артемия. Симсон отнесся к словам его недоверчиво, потому что сам ученик от писания говорил „не добро“, и потому, что он сам (Симеон) „слышал во Пскове про него, (Артемия) как он был 166 , что он говорил не добро“ 167 . Заподозрив Порфирия, Симеон передал о нем священнику Сильвестру. Последний, усомнившись в православии Порфирия, сам стал приглашать его на беседу, и все слышанное от него передал царю. „Тогда же и царь государь, Богом дарованным своим разумом и богоразсудным смыслом, вся Перфирьева учения слабостная и во учителе его Артемьи нача примечати по наречью“. Впрочем указанные слухи не давали пока повода к преследованию Артемия и его открыто не обвиняли в ереси. Когда началось дело Матвея Башкина. Артемий был вызван из пустыни в Москву и помещен в Андроньевом монастыре 168 . Его вызвали, как он сам после говорил, для того, чтобы „говорить книгами“ с Башкиным. Но Артемий уклонился от разговора с ним под тем предлогом, что это не его дело. Между тем Башкин на суде начал оговаривать Артемия и указывать на него, как на своего единомышленника. Келейник и ученик Артемия Леонтий говорил на соборе про Артемия: „как был Артемей в Андроникове монастыре, и он деи говорил и собою скучал: привели деи меня к Москве для Матюшки Башкина и нечто деи мне велят с ним книгами говорити, ино то деи не мое дело, да и на мена деи будтося от Матфея некоторые слова есть же, и яз не ведаю как быть“. Эти слова Башкина встревожили Артемия. Узнав о них, он тайно оставил Москву и ушел в Порьфирьеву пустынь. Тот же Леонтий говорил на соборе: „и яз тогда ходил из пустыни в Кирилов монастырь, да пришел к Ортемьевой келье, аже Ортемей сидит на пороге, и яз вспрашал его: которым обычаем с Москвы пришол еси? и Ортемей молыл: пришел деи есми того для мене хлопотов ино лутьчи“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

104 Теперь, после заявления Башкина, когда дело из тайного сделалась явным и переносилось на официальную почву, – иосифляне могли уже погубить Артемия на законном основании и немедленно приступают к этому. 105 Теперь бегство Артемия только увеличило подозрения против него. Артемия привозят из пустыни уже не в качестве судьи или возражателя, как в первый раз, а в качестве обвиняемого, в оковах 106 и начинается суд над ним, закончившийся его осуждением. Хотя ход процесса неоднократно уже излагался, я все же изложу его здесь, чтобы иметь возможность лучше выяснить мотивы и обстоятельства осуждения и самую личность Артемия. Прежде всего, конечно, Артемий был спрошен по поводу оговора его Башкиным. Башкин на соборе, «став с ним с очей на очи», уличал его во всем том, в чем оговорил. Однако Артемий «в тех богохулных винах неповинна себя сказывал», 107 и, должно быть, ему не стоило большого труда оправдаться, так как собор не ставил ему в вину мнений, приписанных ему Башкиным и им отвергнутых. В грамоте замечено только: «а что против того Артемей говорил и о том писано в подлинном списку». Собственно говоря, привлечение к суду Артемия на этом могло быть закончено, так как его вызвали только вследствие оговора его Башкиным. Однако иосифляне воспользовались этим случаем, чтобы дать ход всем собранным ими обвинениям. Один за другим являются последовательно шесть лиц с обвинениями против Артемия. Первым обвинителем в грамоте упомянут старец Леонтий, келейник и ученик Артемия. Он был вызван обвинителями, очевидно, в том расчете, что такой близкий и доверенный человек может сообщить много данных. Однако это предположение не оправдалось. Леонтий показал только, что Артемий, будучи приведен в Андроников монастырь, чтобы «говорить книгами» с Башкиным, «собою скучал» и жаловался, что понапрасну его вызвали, что это не его дело, что ходит слух, будто Матфей Башкин и его оговорил. Затем, по словам Леонтия, Артемий «безвестно с Москвы сбежал», Леонтий из Москвы ходил в Порфирьеву пустынь и там встретил в Кириллове монастыре Артемия, которого спросил: «которым обычаем с Москвы пришел еси?», на что старец ответил: «пришел деи есми того для мене хлопотов ино лутьчи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010