К делу Артемия был привлечен уже упомянутый нами просветитель Лопарей Феодорит. Он был изгнан монахами из основанного им монастыря и, по рекомендации Артемия через Сильвестра, был назначен игуменом Евфимиева Суздальского монастыря, но и тут вооружил против себя монахов и епископа, которого упрекал в непорядочной жизни. Когда обвинили Артемия, и царь, как выражается Курбский, «преуродливых епископов собрал соборище», то в числе свидетелей против Артемия представили Феодорита, что он де слышал Артемиевы хульныя словеса, Феодорит упорно отрицал это показание, и за это епископ Суздальский назвал его товарищем Артемия. Тогда царь «с митрополитом своим и епископами» в заточение ссылают Артемия в Соловки, а Феодорита в Кириллов монастырь, где прежде игуменом был Суздальский епископ, и где монахи были его приверженцы 93 . Феодорит стал испытывать от «вселукавых мнихов нестерпимые козни» и написал об этом сыновьям своим духовным, Курскому и другим, знатным боярам, приверженцам Сильвестра. Они «колико собравшеся сигклитом и саном почтенных идут все к Макарию, сказующе ему сие по ряду. Он, услышав и устыдевся яко нашего сана, так и мужа святости и дает скоро эпистолии свои в он монастырь, повелевающе отпустить мужа и жительствовать ему свободно, где хочет». Из этого рассказа очевидна самостоятельность действий Макария и то значение, коим он пользовался в то время. Теперь мы рассмотрим отношения Макария к Максиму Греку . Известно, что одной из причин осуждения Максима была дружба его с Вассианом и боярской партией, которой он остался верен и при Иоанне IV. Он переписывался с Адашевым; умолением Артемия он был переведен в 1551 году в Троицкий монастырь; встретясь с царем во время его путешествия в Кириллов монастырь, он всеми силами старался уговорить Иоанна вернуться назад и даже угрожал ему в случай непослушания смертью сына. И вот мы видим, что этот ревностный приверженец Сильвестра находится в дружественной переписке с Макарием. Митрополит посылает ему «денежное благословение», получает его сочинения и хвалит их 94 , а в 1551 году разрешает его от запрещения и дозволяете ходить в церковь . Здесь нужно заметить, что Максим Грек не во всем был согласен с противниками Иосифлян: так в одном из главных спорных пунктов, в вопросе об еретиках, он вполне сходился с Иосифлянами. Что Иосифляне не были враждебно против него настроены видно и из отношений к нему епископа Тверского Акакия, родного брата Иосифа; Акакий в бытность Максима в Твери постоянно приглашал его к себе, разделял с ним трапезу и часто выслушивал от него довольно резкие обличения. Сам Максим Грек всегда называет его своим промышленником; в одном послании говорит, что Акакий успокоил его всяким довольством многа лета и «его многолетнее брежение и жалование забыть немощно ми есть» 95 . От Акакия Максим Грек слышал самые лестные отзывы о Макарии, которые и приводит в одном из своих посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

великомученика Артемия деревянной церкви; в начале 1701 г. постройка церкви была окончена, а 4 июня перед всенощным бдением на освящение и благолепное украшение храма св. мощи были перенесены в новоустроенную церковь , где и пребывали до 1713 года, когда, с благословения преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского, в монастырской ограде была выстроена новая теплая с трапезою братскою церковь, первая еще во имя праведного Артемия; 13 апреля 1713 года церковь была освящена, а 23 июня того же года, в день памяти праведного Артемия, мощи его были торжественно перенесены из холодной церкви в новую теплую и поставлены в углу, в южной стороне храма. К сожалению, и эта церковь подверглась той же участи, что и первые две холодные: сгорела от неизвестной причины 9 декабря 1789 года; во время пожара мощи св. праведного отрока были перенесены обратно в холодную церковь св. великомученика Артемия, где и почивали до устройства нового каменного храма во имя св. праведного Артемия. Мысль о построении каменного храма в Веркольской обители подал преосвященный Вениамин, епископ Архангельский и Холмогорский: она вызывалась необходимостью обезопасить обитель от пожаров. Посетив 1 января 1778 года монастырь, архиепископ дал благословение братии строить каменную церковь во имя праведного Артемия чудотворца Веркольского с двумя приделами: во имя Святителя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Семь лет трудилась братия над заготовкою материала для церкви и только 23 сентября 1785 года была совершена закладка церкви и началась постройка ее, которая окончилась совершенно в 1806 году. Ввиду того, что приделы были отделаны и освящены еще в 1791 году, то и св. мощи праведного отрока в том же году были перенесены из деревянной церкви в один из приделов, именно св. Николая, и из него уже в 1806 году, по окончательной отделке главного храма, перенесены 22 января при многочисленном стечении народа исправляющим должность строителя монастыря протоиереем Григорием Клюкиным соборно со священниками и диаконами разных приходов в храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов. Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря [ 5 ]. Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении. «В тот же час, — рассказывал исцеленный, — я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом — в правой. Он осенил меня крестом и сказал: — Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам. При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его». Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В качестве конечного результата вышеизложенного исследования, можно установить следующие выводы об Артемии и его литературной деятельности. Во-первых, должно признать, что в московский период (т. е. в период жизни в московском государстве) Артемий разновременно подвергся влиянию двух доктрин: сначала – рационалистических учений, потом – школы Нила Сорского Последнее влияние оказалось значительнее первого, о котором свидетельствуют лишь слабые следы в виде отдельных фактов и мнений Артемия, осужденных на Соборе 1554 года. Во-вторых, в факте осуждения Артемия должно видеть не только результат партийной борьбы, высказывавшейся по отношению к Артемию и раньше (его удаление из Троицкого монастыря), но и следствие тех данных, какими располагал Собор в виде показаний свидетелей и самого Артемия. В-третьих, литовский период деятельности Артемия доказывает, что после 1554 г. он от влияния рационалистических учений освободился вполне; взятая им на себя роль защитника православия побуждала его даже к защите обрядности, вообще отвергавшейся рационалистами и занимавшей второстепенное, подчиненное положение в доктрине мистиков. В-четвертых, литературная деятельность Артемия представлена в виде дошедших 14-ти посланий, сохранившихся в одной только рукописи Ундольского; доказательством принадлежности этих посланий Артемию служат: 1) единство воззрений, источников и внешней формы посланий, приложимое к Артемию на основании других данных о личности его; 2) существование прямых указаний на авторство Артемия (в поморских ответах и Киевском отрывке). В-пятых, хронологический порядок посланий наиболее вероятен следующий: 1) к вопросившему слова Божия – до 1551 г., 2) первое послание к Иоанну IV (ст. 1432–1441) – в конце 1551 г, 3) второе послание к Иоанну IV (ст. 1382–1390) – в 1552 г., 4) к неизвестному – в конце 1553 г., 5) к сущим в скорби – в конце 1553 г., 6) к брату отступившему – около 1560 г., 7) первое послание к Симону Будному (ст. 1423–1432) – в 1563 г, 8) второе послание к Симону Будному (ст. 1287–1328) – в 1564 г., 9–12) к Ивану Зарецкому, кн. Черторыйскому, Люторским учителям, Евстафию Воловичу – в конце 60 гг. XVI века; 13) к Курбскому и 13) послание-отрывок – около 1570 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот однажды, 32 года спустя, клирик храма во имя святителя Николая чудотворца диакон Агафоник, проходя лесом неподалеку от местонахождения тела праведного Артемия, увидел воссиявший свет. И когда подошел ближе, то обрел нетленное тело отрока. У местного крестьянина Калинника болел сын. Усердно молился Калинник о его исцелении, взял кусок бересты, покрывавшей нетленное тело праведного отрока и положил на грудь сыну, который тотчас выздоровел. Обрадованный отец рассказал о случившемся поселянам, и с того времени началось молитвенное почитание святого Артемия. Мощи его были положены на паперти Никольского храма в селе Верколе. По молитвам святого получали исцеление многие больные, в особенности страждущие глазными болезнями. Житель Холмогор Иларион потерял зрение и доходил до отчаяния. В день памяти святителя Николая Чудотворца праведный Артемий явился страдальцу с посохом в левой и крестом в правой руке; осенив крестом больного, он сказал: «Встань, исцеляет тебя Христос рукою раба Своего Артемия; иди в Верколу, поклонись его гробу и расскажи обо всем священнику и крестьянам», – после чего больной тотчас выздоровел. Благодарные почитатели святого отрока перенесли его мощи с паперти храма в особый придел, устроенный в 1584 году. Мезенский воевода Афанасий Пашков в благодарность за исцеление своего сына построил храм во имя святого великомученика Артемия, небесного покровителя праведного отрока. В 1619 году мощи святого Артемия были освидетельствованы и перенесены (6 декабря) в этот храм. Через 30 Лет, когда храм сгорел, на месте вновь обретенных мощей, в период правления царя Алексея Михайловича, построили монастырь (1649), в который перенесли мощи святого. По преданию, у святого Артемия была сестра – праведная Параскева Пириминская, прославившаяся чудотворениями. Память праведного Артемия совершается также 20 октября, в день памяти тезоименитого святого великомученика Артемия († ок. 363). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (Службу зри 6 ноября) Тропарь, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И по молебнем славословии и водоосвящении покласть в ящик, выкрашен краски, и поставить на столе, на южной стороне, до ево архиерейского указу. Июня в 7 день по тому вышеписанному указу священник Петр з дияконом и с ними вкупе кевролской воевода князь Семен зовомый Солнцов Засекин во многонародстве приехав в тот Верколской монастырь и учиниша всенощное бдение и литоргию. И внидоша с образы на то пожарное место, и розгребше сверху падшую землю. И волею Божиею останков чюдотворца Артемия, мощей ево, костей собрано многочисленное множество, и покладено со благоговением против архиерейского указу чинно, и о том к нему преосвященному архиепископу писано. И по его благословению велено строить церковь нову во имя святаго великомученика Артемия. И помощию Всещедраго Бога и молитвами святаго праведнаго Артемия та церковь построена холодная и святыми иконами украшена. И останки чюдотворца Артемия, мощей его, ис теплой церкви пренесены в раке священническими руками с подобающею честию в ту новопостроенную холодную церковь во всенародном великом собрании июля в 14 день, в вечер, ко всенощному бдению на освящение тоя церкви, и поставлена та чюдотворная рака по преждебывшему, на южной стране, во углу, подле южную олтарную дверь. И паки начаша людие мнозии приходити изо окресных весей и из далних стран по своему обещанию к чюдотворцу Артемию и молебная совершающе, иже бывшия в недузех, и исцеления получиша, ихже поряду множества ради невозможно исписати, яже видим и слышим всеусердное их моление к Богу со слезами, и припадающе к чюдотворной раки. Чюдо 24 . В то же время прииде в Верколу Сурские веси человек именем Зотик, зовомый Заборских, в самое пренесение мощей с пожару в теплую церковь . Служив молебен, и к мощем чюдотворца Артемия приложился, и поведал нам. Быв он в походе к морю и доплыл до Кулогоры. И ту нападе на очи его темень, и ничтоже видя, и от товарыщев отстал. И в тое скорби и во слезах пребыв три дни. И прииде во ум ему чюдеса святаго Артемия, и нача человек той Бога молити со слезами, и на помощь призывати святаго Артемия, и обещание положи с того пути возвратитце, и в Верьколе чюдотворцу служить молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70. В тоже времена Анна Кирилова не чаколы имея у себе младенца болезнию огневою велми одержима, помолися верою святому Артемию. Св. Артемий избавляет младенца от тоя болезни. 71. Евдокия Якимова с ваймущи бысть в недузе опухло бяше лице ее и не виде очьми ничтоже и не владея собою, и начать молитися Господу Богу и св. Артемию чюдотворцу. Егда же прииде в верколу и по совершении молебного пения, приложися ко гробу святого праведного Артемия, и бысть здрава от болезни своея. 72. Дионисии ис чаколы, у него же болеша очи и не видя ничто же 10 недель и слышав чюдеса Артемия святого, притече ко ко святому и помолися верою и здрав бысть. 84 О многократных переселениях мощей прав. Артемии в бронь 1899 г. В. А. Шульгина о Веркольской обители. 94 В 1890 году ркп. служба праведного Артемия издана печатно – в Москов. Синод. типографии. Это – малопеределанная служба великомуч. Артемию, находящаяся в минеях под 20 октября. 95 Барсуков 62 стр. Относительно празднования правед. Артемия в XVII в. у г. Барсукова (62 и 63 стр.) собраны след. сведения: «Последовавшие от мощей св. Артемия исцеления, распространили о нем славу, вследствие чего Новгородский митр. Киприан» во 147 (1639) г., послал из Великого Новгорода свидетельствовати и тутошними околними игумены, попы и дьяконы». Составленная роспись исцелениям была доставлена к митрополиту, который «после свидетсльствова», на другой год прислал «Сотворенное празднество святому праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и седалны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен и хвалитны, и распев под знаменем». 13 февраля 1645 года, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митр. Афония, освящена церковь во имя св. Артемия, на том месте, где он лежал. Эту церковь поставил Кевролский воевода Афанасий Пашков; а «по поставлении та церковь стояла многа лет не священа, бе бо князь той поставила, церковь его без благословения епископля; а ныне Божиею благодатию церковь его святого и праведного Артемия совершена стоит... и колокола и во церкви всяких книг церковных больши треюсот». (Бычков, «Опис. Сборн.» – стр. 94 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Уход Артемия вызвал недовольство царя, а в 1554 году он был вызван на собор в числе лиц, обвиненных в сочувствии еретическим взглядам Матвея Башкина. Можно определенно утверждать, что в отношении Артемия эти обвинения были явно необоснованными. Веским доказательством могут служить факты его позднейшей жизни в Великом княжестве Литовском, где он упорно отстаивал учение и обрядность православной церкви в полемике с протестантами. Да и составители соборной грамоты по делу Артемия должны были признать, что когда его главный обвинитель, игумен Ферапонтова монастыря Нектарий, сослался на свидетелей, которые могли бы подтвердить его обвинения, «Нектарьевы свидетели в Нектарьевы речи не говорили». Обвинения Артемия в том, что он «латын хвалит» или «говорит хулу о крестном знамении», были очевидной клеветой. Но среди обвинений были и такие, которые соответствовали истинным взглядам Артемия. Содержание его сохранившихся посланий ясно говорит о том, что он желал сам жить по заветам Евангелия и хотел, чтобы так же жил и окружающий мир. В послании к царю, как бы отвечая воображаемым оппонентам, он писал: «И будет, господарь, як же мнози глаголют, еже не мощно ныне жити по Писанию, вину да укажут нам, чего деля не мощно». В другом послании он возмущался словами некоего епископа, говорившего: «Не съидется де ныне по еуангелию жити: род ныне слаб». Внимательное чтение Евангелия, желание проникнуть в самую суть морального учения Христа привели Артемия к твердому и последовательному убеждению, что церковь не должна прибегать к насилию в спорах с инакомыслящими. Наиболее ясное и яркое выражение эти взгляды получили в посланиях, написанных Артемием в более поздние годы в Литве. В одном из посланий этого времени он писал: «Неподобно есть христианом убивати еретичествующих, яко же творять ненаучении, но паче кротостию наказывати противящаяся и молитися о них, да даст им Бог покаяние в разум истины възникнути». Тот, кто хочет взять в руки оружие и убивать еретиков, должен знать, что «несть сие христианская премудрости, но мира сего распеншего Господа». Христос сам «бием не биаше и укаряем не укоряше». Обращаясь к читателям как бы от имени самого Христа, Артемий вкладывает ему в уста следующие слова: «Научитеся от мене, яко кроток есть и смирен сердцем, а не суров и безчеловечен, и съгрешающая исправите духом кротости, а не ранами и убийством, и темницами и юзами».

http://sedmitza.ru/lib/text/438920/

Тем временем, по сообщению СРПСКА.Ру , Патриарх Сербский Ириней заявил агентству «ТАНЮГ», что лишение владыки Артемия сана епископа стало главной темой осеннего заседания Святейшего Архиерейского Собора СПЦ, на котором «это дело» было решено, а дальнейшее развитие ситуации зависит исключительно от него самого, «его желаний и поведения». «Главное решение о лишении сана было принято на Соборе, в который входят все архиереи и который представляет собой высший церковный орган и суд последней инстанции. Что же будет дальше, зависит от того, как он (владыка Артемий) будет себя вести», - заявил Патриарх. Предстоятель СПЦ заявил, что «у бывшего владыки Артемия есть два пути - проявить покорность и в качестве монаха найти приют в одном из монастырей, если его примет кто-то из владык, в противном же случае ему грозит отлучение от Церкви или, как крайнее решение, анафема». Патриарх Ириней заявил, что теперь владыка Артемий не может привести Церковь к расколу, так как он, как монах, более не имеет права на общение с Синодом и Собором и может лишь находиться в компетенции кого-либо из епископов. Также стало известно, что владыка Артемий встретился 22 ноября в 16 часов по белградскому времени с послом Российской Федерации в Белграде Александром Конузиным в посольстве РФ в Белграде. Встреча произошла по приглашению Конузина, сообщает СРПСКА.Ру со ссылкой на портал «Вести-онлайн», который, в свою очередь, ссылается на информацию из окружения владыки Артемия. В ходе встречи, продолжавшейся около часа, российский посол интересовался последними событиями, связанными с бывшим епископом рашско-призренским и его сторонниками - монахами и монахинями, а также решением Собора СПЦ по лишению владыки Артемия сана. «Кроме того, посла Конузина особенно интересовали события в монастырях Дубоки Поток и Девины Воды с вечера 18 по утро 20 ноября. Также Конузин расспросил, кто именно участвовал в изгнании владыки Артемия и монашества их этих монастырей и почему. Его интересовало, кто участвовал в их депортации, и по чьей просьбе она была произведена. Посол также расспрашивал, в каком объеме применялась сила, и интересовался, находится ли сейчас владыка Артемий под надзором полиции МВД Сербии», - сообщают сторонники владыки Артемия.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/23/ep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Открытое презрение к Церкви монаха Артемия вызвало глубокую озабоченность и сожаление Предстоятели четырех Поместных Церквей осудили деятельность бывшего епископа Рашко-Призренского 04.05.2011 1485 2 мая 2011 года официальный сайт Сербской Православной Церкви опубликовал ответы четырех Предстоятелей Поместных Православных Церквей на письмо, направленное им Сербским Патриархом и Священным Синодом СПЦ, в котором сообщалось об извержении из сана епископа Рашко-Призренского Артемия и его раскольничьей деятельности, сообщает Православие.Ru . Опубликованы ответные послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Константинопольского Варфоломея, Иерусалимского Феофила и Архиепископа Кипрского Хризостома. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем письме от 31 марта с. г. на имя Предстоятеля Сербской Православной Церкви, приветствовав Сербского Патриарха с пожеланиями мира и духовного роста в дни Великого поста, сообщил, что получил письмо от Предстоятеля Сербской Православной Церкви от 16 февраля 2011 года, в котором сообщалось о неканонической деятельности монаха Артемия (Радосавлевича), лишенного епископского сана Священным Архиерейским Собором СПЦ. Святейший Патриарх Кирилл в своем послании заверил, что никто из епископов и клириков Русской Православной Церкви не будет иметь общения с бывшим епископом Артемием и примкнувшими к нему лицами. Предстоятель Русской Православной Церкви также отметил, что открытое пренебрежение решениями законной церковной власти, как со стороны монаха Артемия, так и тех, кто оказывает ему поддержку, вызывает сожаление и глубокую озабоченность. В письме Патриарха Варфоломея сообщается, что информация об извержении из сана епископа Артемия доведена до всей иерархии Константинопольской Патриархии. Патриарх и Священный Синод выразили надежду, что их молитвы о падшем брате будут услышаны, и Христос направит его на покаяние и богоугодные дела. В свою очередь Иерусалимский Патриарх Феофил сообщил, что иерархия Иерусалимской Церкви также извещена о происходящем. «Принимаю с братской обязанностью решение вашей Святой Церкви, - отметил он. - Молимся ко Господу об утверждении Святой Церкви Божией служением способных и верных Ей служителей».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/04/pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010