В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония ). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон , имевший в своей б-ке житие А. В. Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) 21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Как сказано в решении церковного суда, своими действиями они нарушили ряд канонов и церковных правил: 15, 31 и 39 правил святых Апостолов, 16 правило I Вселенского собора, 5 правило III Вселенского собора, 4, 5, 13 и 18 правила IV Вселенского собора, 31 и 34 правила V-VI Вселенского собора, 6 правило Гангрского поместного собора, 3, 4, 5, 6 и 22 правила Антиохийского поместного собора, 10, 11, 29 и 62 правила Карфагенского поместного собора, 1, 2, 4, 12 и 13 правила I-II Константинопольских поместного собора, пункт А статьи 1 главы 214 Устава СПЦ и статьи 12, 14, 15, 17, 18 и 20 Правил церковных судов СПЦ. Согласно статье 87 Правила церковных судов СПЦ, решение Великого церковного суда СПЦ является последним и подлежащим исполнению. Изверженные из сана и возвращенные в число мирян бывшие клирики Рашско-Призренской канонически будут отныне относится к епархиям, согласно месту проживания. Наложенное на них запрещение Причащения Святых Таин остается в силу до тех пор, пока они не покаются и не вернуться в лоно Сербской Церкви в достоинстве мирян. Церковный суд предупреждает, что возможные «священнодействия» указанных лиц будут лишенными благодати. Напомним, что ранее, в феврале этого года, епископ Рашко-Призренский Артемий был отстранен от управления епархией , а в начале мая - почислен на покой . Формальным поводом для таких решений стало подозрение Синодом лиц из окружения владыки Артемия в растрате церковных и государственных средств. Однако многие верующие были уверены, что это - результат давления Запада и официального Белграда, поскольку епископ Артемий был известен своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами, твердо стоял на позициях сохранения чистоты Православного вероучения, являлся одним из ярых противников независимости Косово , провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Владыка Артемий не согласился с этими решениями и не признал их. 15 октября 2010 года Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви наложил на владыку Артемия категорический запрет в священнослужении «из-за его антиканонических поступков и непринятия решений высших иерархических структур».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/st...

Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы - Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В., к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет. В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В., а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Если случалось переносить мощи святых из одного места в другое: то перенесение их совершаемо было весьма торжественно. Так, когда в четвертом веке, в Дафне, предместии Антиохии, тело св. Вавилы заставило умолкнуть дотоле прорицавшего идола Аполлона, и когда Юлиан-богоотступник, по просьбе жрецов храма аполлонова, приказал унести оттуда святые мощи Вавилы; то перенесение их в Антиохию совершено было христианами с пением, при многочисленном стечении народном, всех возрастов 11 . Глубокое же уважение к святым мощам мучеников христиане первых веков выразили тем, что «по преданию ли апостольскому, или по благочестивому обычаю христиан, сперва начали совершать священнодействие на мученических гробницах, и те же гробницы обращали в Христовы жертвенники или престолы, потом уже ввели в обыкновение и самые жертвенники или престолы освящать с положением под них святых мощей» 12 . А на седьмом вселенском соборе, в 788 году, между прочим, определено внести святые мощи в те храмы, которые освящены без мощей и впредь без них не освящать храма (см. правило 7-е). Это свято соблюдается и доныне, потому что на всяком святом престоле, сколько бы их ни было в храме, часть святых мощей сохраняется в антиминсе. При сем считаем нужным упомянуть, что у древних христиан было благочестивое обыкновение святые мощи полагать в основание храмов. Так, например, известно, что «зодчие, пришедшие из Константинополя (1075 г.) для сооружения великой Киевопечерской церкви, принесли с собою мощи семи св. мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. Мощи положены были в разных местах под стенами церкви, в основание ея, а над мощами по стенам изображены были самые лики этих угодников» 13 . После сего, упоминать ли о том, что христиане, для всегдашнего воспоминания святых, издревле чтут не только нетленные, цельбоносные мощи их, но и изображения святых на иконах? Были примеры, что, еще при жизни святых на земле, лики их изображали христиане на различных вещах своих, для того, чтобы всюду зреть вожделенные образы святых. Так, по словам св. Иоанна Златоустог о, при жизни св. Мелетия, епископа антиохийского, «каждый из жителей Антиохии желал дать сыну своему имя Мелетия, думая чрез святое наименование как бы ввести Святаго в дом свой. Многие, желая не только слышать имя, но и всюду зреть изображение Святаго, начертали священный образ его на перстнях, печатях, чашах и на стенах жилищ» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 января 1996 г. Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом, в Свято-Успенском Жировицком монастыре пострижен в монашество с именем в честь Артемия, великомученика Антиохийского. 8 января 1996 г. возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска, Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси в сослужении сонма архиереев синода Белорусской Православной Церкви, хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. С 1997 по 1998 гг. епископ Артемий являлся председателем совета Центра православного просвещения во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. 29 декабря 1999 г. награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II-й степени. 25 апреля 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского II-й степени. 5 июня 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Епископ Гродненский и Волковысский Артемий является Председателем молодежного движения Белорусской Православной Церкви. В соответствии с должностью курирует православное молодежное движение в Беларуси. Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви и его председатель - епископ Гродненский и Волковысский Артемий – в 2004 году стали лауреатами премии III Фестиваля православной молодежи «Обретенное поколение», прошедшего с 5 по 6 сентября 2004 г. в Москве. 9 сентября 2004г. постановлением совета Минской Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского епископу Артемию присвоена ученая степень кандидат богословия за диссертацию на тему «Введение в православное богословие». 4 февраля 2006 г. награжден орденом преподобного Серафима Саровского 2 степени. 25 апреля 2007 г. награжден орденом святителя Кирилла Туровского I степени. В 2006 году поступил в Христианскую теологическую академию г.Варшава (Республика Польша). По окончании курса в 2007 году, постановлением совета академии Владыке Артемию присвоена степень магистра богословия за диссертацию на тему: «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Союза»».

http://lib.cerkov.ru/authors/262

Древнейший слав. перевод «Повести» выполнен с греч., очевидно, не ранее сер. XI в. на Руси (в Киеве) или в Константинополе при сотрудничестве восточнославянских и болг. переводчиков, в том же центре, где были переведены Хроника Георгия Амартола и Мучение св. Артемия (см.: Пичхадзе А. А. Языковые особенности древнерус. переводов с греч.//Славянское языкознание: XII Междунар. съезд славистов: Докл. российской делегации. М., 1998. С. 475-488; она же. О происхождении слав. перевода Хроники Георгия Амартола//Лингвистическое источниковедение и история рус. языка. М., 2002. С. 245-248). Текст восходит к списку, в заголовке к-рого сообщалось о принесении «Повести» «во святой град» мон. Иоанном из монастыря св. Саввы. Этот перевод сохранился в относительно небольшом количестве списков только восточнослав. происхождения не ранее нач. XVI в. (старший - РНБ. Солов. 208/513). Древность перевода определяется как близостью состава лексики этой редакции к переводу Хроники Георгия Амартола, выполненному не позднее XI в., так и наличием отдельных частей текста (притч) в этой редакции в составе древнерус. списков Пролога ( Лебедева. Повесть. С. 70-89). В XII в. «Повесть» (списки с XIII в.) активно использовалась при формировании рус. редакции Пролога: в учительную часть сборника был включен ряд входящих в нее притч (в 1-ю редакцию - 5 или 6; во 2-ю - еще 5), для житийной части на основе «Повести» были написаны краткие жития Варлаама, мч. Антиохийского (16 нояб.), и повесть о 17 инд. монахах, замученных по приказу царя Авенира (27 нояб.). Вероятно, через посредство Пролога ряд притч в этом переводе вошли в состав «Златой цепи» (старший, список - кон. XIV в.), «Измарагда» 2-й редакции (списки с XV в.) и большого числа четьих сборников. Проложные версии притч «О крестьянстем житии» и «О ходящих в мнишеский чин» в сер. XII в. послужили источником «Повести о белоризце» прп. Кирилла Туровского . Сюжетно к «Притче о единороге» (или «О сладости мира сего») восходит «Притча о богатых, от болгарских книг» в составе Измарагда 2-й редакции.

http://pravenc.ru/text/154239.html

В ранних списках жития святого (ГИМ. Щук. 424. Л. 1об., 50-е гг. XVII в.; БАН. Арх. Д. 255. Л. 3об., 1655 г.), переписанных в Веркольском мон-ре иноком Антонием (Ловцовым), имеются миниатюры с ростовым графическим изображением А. В. в орнаментальной рамке старопечатного стиля: отрок, с крестом в правой руке и посохом в левой, обращен к благословляющей деснице Господней в сегменте неба. В Сборнике житий святых XVII в. помещена иллюстрация с сюжетом преставления праведного отрока (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 95об., 96об.). Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ) Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали - пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем ( Маркелов. Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) - без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны ( Маркелов. Т. 1. С. 131).

http://pravenc.ru/text/76384.html

Тропарь, глас 1 Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 2 Иже Вышняго повелением, тученосные облаки сошедше на землю, и молниям блистающимся, грому же возшумевшу с прещением, испусти душу свою в руце Господови премудре Артемие; и ныне предстоя престолу Владыки всех, иже верою и любовию приходящим к раце твоей, подаждь исцеление всем неотложно, и молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возсия днесь пресветлая память твоя праведне Артемие, Богоданные благодати яко реки, изливая, от светлоцелебныя раки мощей твоих; от нея же почерпающе исцеления, от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще, и взывающе, радуися Артемие богомудре. Дополнительные сведения Сальников А. К. Артемиев Веркольский мужской монастырь// 55 С. 454–456. Монастырь находится близ села Веркола Пинежского района Архангельской обл., на левом берегу реки Пинеги. Монастырь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами святого праведного Артемия Веркольского. На месте обретения нетленных мощей святого Артемия Пашков выстроил на свои средства церковь во имя великомученика Артемия Антиохийского (соименного праведному отроку) с приделом во имя праведного Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и святителя Аффония, митрополита Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г, настоятелем обители был поставлен иеромонах Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве монастыря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» (Савельева. С. 373–374). ...В XVIII в. обитель и храмы несколько раз горели, но мощи святого Артемия не пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие подлинные иконы XVIII века установлены в старинные деревянные киоты. Несомненным украшением храма служат яркие росписи на стенах, потолке и колоннах. Храм имеет три придела. Главный - в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса, южный - во имя святого великомученика Артемия Антиохийского, северный - во имя святителя Николая Чудотворца. Артемиевский придел освящён во имя небесного покровителя одного из прежних владельцев усадьбы Вороново - Артемия Петровича Волынского (1689-1740). Он, как и его небесный защитник (у Артемия Антиохийского была похожая судьба: он выступил против императора Юлиана Отступника, когда тот мучил христианских епископов, за что сам был подвергут зверским пыткам и обезглавлен), стал жертвой трагических обстоятельств и, обвинённый в подготовке антигосударственного заговора, был казнён в правление императрицы Анны Иоанновны. Время стёрло следы хозяйственной деятельности Артемия Петровича в Воронове, однако можно предположить, что он управлял усадьбой так же энергично, как и всем, что ему поручалось. Косвенным свидетельством этого может служить подробнейшая " Инструкция дворецкому Ивану Немчинову об управлении дому и деревень " , составленная Волынским в 1724 году. Это любопытнейший документ показывает, что буквально во всех сферах - агрономии, лесоводстве, садоводстве - сановный вельможа использовал лучшие достижения своего времени. В основном объёме храма сейчас ведутся масштабные работы по росписи стен и потолка. В центре, - отреставрированные старинные царские врата главного иконостаса. Слева, в проёме окна, - икона на стекле " Господь Вседержитель " , подаренная церкви в конце XIX века графом А. Д. Шереметевым. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 393, ООО " Де Агостини " , 2020 Комментарии и обсуждение Около храма похоронен храмоздатель, гр. И.И.Воронцов. Колокольня построена архитектором И.Жеребцовым, автором колокольни московского Новоспасского монастыря . 12 июня 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06473

Об убиении Артемия Юлианом свидетельствует современник известный языческий историк Аммиан Марцеллин (кн. 22, гл. 2). В славянской минее сведения об Артемии из Метафраста, который пользовался житием Иоанна монаха, о побочных же исторических событиях из Феодорита, Сократа, Созомена и других. Полное Метафрастово житие на греч. языке издано в полном курсе патрологии Миня (X. 115. стр. 1159). По древнему житию Иоанна монаха св. Артемий усекнут 20 октября в пятницу пред походом Иулиана в Церсию. Штадлером и Мюллером на Болландистами кончина его полагается в 363 году в июне; но в июне уже сам Юлиан погиб (см. 7 авг.), а поход из Антиохии начался с ранней весною; по видимому вернее показание жития, что Артемий усечен 20 октября 363 года, начинавшегося с сентября, и не ранее 802 года; ибо в сем году Юлиан прибыл в Антиохию; но пятница ни в 362, ни в 363 году не падает на 20 октября, итак и в житии в означении дня кончины погрешность. Мощи Артемия, испрошенные у Юлиана Аристою диакониссою антиохийскою, посланы в Царьград непосредственно по кончине, но где положены были первоначально, неизвестно. После они перенесены в храм Иоанна Предтечи, построенный импер. Анастасием (491–516), который и стал называться храмом Артемия (Дю-Канж IV, 119). 21 Пр. Иларион Великий . В Деяниях св. (Oct. IX. 16) после обстоятельного исторического исследования помещено житие его, Иеронимом тщательно написанное спустя 20 лет после его кончины на основании сведений, собранных сим отцом на месте подвигов Илариона от его современников учеников; в нем все согласно с историею и топографиею тех мест. Житие его было написано еще Епифанием кипрским , с ним беседовавшим, но оно было кратко. Иеронимово же житие в 390 году переведено Софронием на греческой язык и как подлинник, так и оригинал весьма распространены были на востоке и на западе и дошли до нас не поврежденными. В Деяниях ср. кроме того собраны сведения о перенесении мощей Илартона из Палестины на запад при Карле В., об, иноческой одежде Илариона и его учеников, о его правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010