Касательно местного чествования, кроме факта самого чествования и в настоящее время являются: 1) Построение церкви во имя прав. Артемия. Первая церковь в честь праведного отрока была построена Кевральским воеводою Афанасием Пашковым 80 и освящена в 1645 г. 13 февраля, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митрополита Авфония. Церковь была построена, на том самом месте, где покоилось св. тело Артемия до его обретения 81 , впрочем эта церковь скоро сгорела 82 . Была выстроена новая, в которую и были перенесены мощи прав. Артемия, 17 ноября 1649 г., о чем в житии повествуется: «Лета 7156 месяца марта в 3 день, в государеве Цареве и Великого князя Алексея Михайловича всея Русии грамоте, из большого дворца за приписию дияка Давыда Дярябина, писано в Кевролу к воеводе к Григорию Михайловичю Оничкову. А велено в Веркольской волости святого праведного чудотворца Артемия мощи собрати в раку и положити по прежнему и ис часовни перенести в церковь святого великомученика Артемия, где монастырь построен. И ииз году месяца ноября 17 день, той же воевода Григорий поезжает из Кеврол в Верколу и повелевает с собою ехати церковным служителем священникам патриаршия десятины поповскому старосте Никольскому священнику Якиму да Кеврольского стану, Воскресенскому священнику Марку, и диакону Дементиану да Каргопольския волости Воскресенскому священнику Дмитрию, и приехали Веркольскую волость, и тое же волости черной священник Иона, да белой священник Софоний. Священницы же в церкви Божии срборне молебное пение сотворяют славимому в Троице Господу Богу нашему Иисусу Христу и пречистей Его Богоматери и святителю Христову великому чудотворцу Николе, и святому великомученику Артемию и святому праведному Артемию, новому чудотворцу, вкупе же и освящение воде сотворяют и по совершении молебного пении, приходят священницы в часовню и ту у честныя раки святого чудотворца Артемия, довольно молитствуют и открывают раку, и священною водою окропляют, и честныя и чюдотворныя его мощи со благоговеинством собирают, и полагают в новую раку и покровом покрывают, и приимше раку с верою и молением с песнми духовными, и принесоша ис часовни в церковь святого великомученика Артемия в новую ограду где монастырь построен и положиша честно в церкви одесную страну и тако кождо разыдошася в домы своя славяще и благодарите Христа Бога, и угодника его святого праведного Артемия Веркольского чудотворца» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Написася лета алс изографом Важеского Блоговещенского собора ключарем священником Матфием Феодоровым». Местно и ныне 74 св. Афанасий тепло чтится жителями окрестных сел и память его совершается. О жизни его сведений не сохранилось. Но чудеса, проверенные особою коммиссиею, и нетление его мощей оправдывают веру народную в прав. Афанасия, как угодника Христова. Пинежский же край славит из всех подвизавшихся в его пределах как избранников Божией благодати св. прав. Артемия Веркольского и его сестру блаженную отроковицу Параскеву, Пириминскую, и преп. Макария, основателя Красногорской обители. Глава IV. О церковном почитании Праведных св. Артемия Веркольского и Параскевы Периминской, Пинежских чудотворцев § 1. Обретение мощей прав. Артемия, Веркольского чудотворца Чествование св. прав. Артемия началось со времени обретения его мощей, которое произошло чрез 50 лет по кончине праведника и о коем в «Житии» говорится следующее: «Бысть же некто клирик, сиести, дияк церкви святого Николы, именем Агафоник в лето 7085-ое, той Агафоник ходяй по тому месту лесом идеже лежит тело святого праведного Артемия и возсия свет от места того 75 . прииде же той Агафоник и обрете тело святого цело ничим неврежено. и поведа Христианом веси тоя живущим, что мощи блаженного обретошася целы плотию. Христиане же неразумием взяша просто тело святого Артемия и привезоша к церкви и положиша его тело в паперти святого Николы» 76 . Очевидно, что не обратили должного внимания, не убедившись еще в святости праведного отрока 77 . Но скоро сам Господь проявил святость своего угодника, ясно показуя чудесами близость его к Себе. «В тоже лето, – продолжает автор жития; – бысть попущением Божиим грех ради наших Христианом належаше велика и тяжка болезнь в людех, живущих ту, еже речется трясовицею болети и от тоя великие болезни мнози к смерти приближающеся инии же и смертию скончашася жены и дети». «В тоже время бе человек тоя веси именем Калинник и мучися сыну его быти втом недузе, трясовицею болети зело, человек же той моляшеся Богу, и Пречистой Его Богоматери, и святому чудотворцу Николе, чтобы отроча его Господь избавил от тоя болезни и шед к мощем святого Артемия и приближися ко гробу его и взем покрова еже есть береста со гроба святого Артемия и прииде в дом свой, и положи сыну своему на персех его на топтан и бысть здрав сын его от того часа. Возрадовася человек той радостью великою о сыну своем, благодарение воздает Господу Богу и угоднику Его святому Артемию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Артемий, сын благочестивых поселян Космы и Аполлинарии, родился в с. Верколе в Двинском округе, на р. Пинеге в 1532 г. Воспитанный в страхе Божием и благочестии христианском, он с пяти лет уже начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязнен, послушен родителям, прилежно помогая своему отцу в его крестьянских работах сколько мог по своему возрасту. Однажды в 13–летнем возрасте святой Артемий пошел с отцом на поле. Неожиданно сверкнула молния, ударил гром, и отрок пал мертвым, хотя молния и не коснулась его. Крестьяне сочли случившееся за гнев Божий, поэтому тело отрока оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу. Произошло это 23 июня 1545 года. Спустя 28 лет по смерти праведного Артемия по необычному свету над лесом было обретено забытое всеми нетленное тело отрока. По разнесшейся о том молве собрались крестьяне, перенесли тело праведного Артемия и положили его на паперти церкви святителя Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами, вследствие чего Новгородский митрополит Киприан в 1639 году послал из Великого Новгорода «свидетельствовати тутошними и окольными игумены и попы и дьяконы». Составленная опись исцелениям была доставлена митрополиту, который «после свидетельства» на другой год прислал «сотворенное празднество праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и икос, и светилен, и хвалитны и розпев под знаменем». По молитвам святого получали исцеление многие больные, в особенности страждущие глазными болезнями. Житель Холмогор Иларион потерял зрение и доходил до отчаяния. В день памяти святителя Николая Чудотворца праведный Артемий явился страдальцу с посохом в левой и с крестом в правой руке; осенив крестом больного, он сказал: «Встань, исцеляет тебя Христос рукою раба Своего Артемия: иди в Верколу, поклонись его гробу и расскажи обо всем священнику и крестьянам». После этого больной тотчас выздоровел. Благодарные почитатели святого отрока перенесли мощи с паперти храма в особый предел, устроенный в 1584 г. Мезенский воевода Афанасий Пашков в благодарность за исцеление своего сына построил храм во имя святого великомученика Артемия, небесного покровителя праведного отрока. В 1619 году мощи святого Артемия были освидетельствованы и перенесены (6 декабря) в этот храм. Через тридцать лет, когда храм сгорел, на месте вновь обретенных мощей в период правления царя Алексея Михайловича построили монастырь (1649 г.), в который перенесли мощи святого. По преданию, у святого Артемия была сестра — праведная Параскева Пириминская, прославившаяся чудотворениями. Память праведного Артемия совершается 23 июня/6 июля — в день преставления, также 20 октября/2 ноября — в день памяти тезоименитого святого великомученика Артемия. Октябрь 21 Феофил и Иаков Омучские, преподобные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

—142— В общем сочинение г. Владимирского вполне удовлетворительно и дает ему полное право на получение степени кандидата богословия». 8) И. д. доцента Сергея Смирнова о сочинении студента Волнина Николая: «Старец Артемий, бывший игумен Троицкий»: «Содержание сочинения следующее. Биографические данные за первую половину жизни старца Артемия и его заволжское направление. Литературная деятельность старца Артемия до бегства его в Литву. Вопрос о времени написания его посланий. Их содержание и источники. Данные для биографии Артемия за время пребывания его в Литве. Литературная его деятельность здесь. Содержание и источники литовских посланий Артемия. Вопрос о старце Артемии не новый в нашей исторической литературе, но он обследован не всесторонне. Именно, послания этого плодовитого и оригинального русского начетчика XVI в. недостаточно изучены, как материал для биографии автора, а главное – со стороны их литературных источников. Г. Волнин взялся восполнить этот пробел. Прежде всего он сверяет с рукописью неисправное издание посланий Артемия в Русской Исторической Библиотеке (т. IV, столб. 1201–1448). Далее устанавливает хронологическую последовательность их и старается разложить текст посланий по источникам. Для этого он приискивает многочисленные изречения Писания, на которые ссылался Артемий, а также сплошные заимствования из святых отцов. Последняя работа была нелегка. Автору пришлось прочесть немало рукописей из академической и лаврской библиотек затем, чтобы отыскать те «писания многи», которые вдохновляли книжного старца, и пришлось искать их не только по указаниям и ссылкам Артемия, но и без его указаний и ссылок, совершенно наугад. Эту задачу автор выполнил с примерной тщательностью. Но биография старца Артемия не вышла у него полнее и живее, чем мы ее имеем. Это произошло по двум причинам: во-первых, автор сузил свою задачу, во-вторых, – не успел ориентироваться в добытом им материале. Он наметил описать только заволжское направление Артемия, как общий фактор в развитии его личности. В первый

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом. После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе со своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи 6843 в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ниоткуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели. Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу. В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены 6844 . Тропарь, глас 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Напомним, что 13 февраля Синод Сербской Православной Церкви отстранил от управления епархией известного подвижника благочестия епископа Рашко-Призренского Артемия до завершения расследования его «дела» . Вместо епископа Артемия управляющим епархией назначен епископ Афанасий (Евтич), находившийся до этого на покое. Сегодня владыка Афанасий тесно сотрудничает с епископом Игнатием (Мидичем), убравшим из учебной программы Белградского богословского факультета догматику аввы Иустина (Поповича) и заменившим его на курс известного экумениста митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). Против епископа Артемия, управляющего епархией в Косово, давно велись интриги. Для модернистского лобби была неприемлема антиэкуменическая позиция епископа Артемия, его верность Священному Преданию. Известен его протест против участия в собеседованиях с католиками в рамках Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью. Епископ Артемий твердо стоит на позициях сохранения чистоты православного вероучения и известен своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами. Особенный гнев сербских либеральных политиков и церковных деятелей вызывает отказ епископа Артемия примириться с ситуацией в Косово и участвовать в восстановлении Косовских святынь под албанским и международным протекторатом. Владыка Артемий является одним из ярых противников независимости Косово, провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Владыка отказался сотрудничать с миссией Евросоюза и в 2008 году запретил делать это всем священникам Рашко-Призренской епархии. Большой резонанс вызвал недавно отказ владыки Артемия благословить посещение вице-президентом США Д.Байденом монастыря Грачаница, что американцы восприняли очень болезненно. С того времени травля владыки Артемия значительно усилилась. Верующие уверены, что это - результат давления Запада и официального Белграда. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/26/mi...

Епископ Бачский Ириней: Епископ Артемий еще не преступил Рубикон раскола, хотя уже встал на его берег Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! 30 июля, 2010 Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа Бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Страсти вокруг личности епископа Артемия и монашества, последовавшего за ним, не стихают. Приводим письмо епископа бачского Иринея, в котором объясняется многое из ныне происходящего. Помолимся за исцеление нестроений наших сербский братьев! Напомним, что 4 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви большинством голосов принял решение об «умировлении», т. е. почислении на покой епископа Артемия (Радосавлевича). В феврале этого года Синод Сербской Церкви отстранил владыку Артемия от управления Рашско-Призренской епархией из-за финансовых злоупотреблений в епархии, а конечное решение о его судьбе оставил на усмотрение Архиерейского Собора как высшего церковного органа. Епископ Бачский Ириней заявил, что после того заседания Синод невольно и вопреки традициям был вынужден наряду с принятием канонических решений выдвинуть и уголовное обвинение и потребовать от соответствующих государственных органов возбуждения уголовной ответственности в отношении лиц из окружения епископа Артемия, причастных к выявленным злоупотреблениям в финансово-экономической деятельности епархии. В ходе изучения епархиальной документации было установлено, что архимандрит Симеон (Виловский), секретарь владыки Артемия, самовольно брал средства из фонда НВО «Майка Юговича», предназначенного для финансирования четырех народных кухонь, и тратил эти средства на личные цели. Предлагаем Вашему вниманию официальное, а также личное письмо епископа Бачского Иринея Пашко-Призренскому епископу на покое Артемию.

http://pravmir.ru/episkop-bachskij-irine...

– Память Преподобного Иоанна Рыльского. Слово вкратце, л. 823–830 об. Нач. «Святой Преподобный отец наш Иоанн великий в постницех, бяше от пределе славного града Средского.» В 20-й день. Мучение св. великомученика Артемия, л. 831–918 об. Нач. «Иже великого и славного мученика Артемия повествовати хотя.» – Исповедание чудес св. и славного мученика, и чудотворца Артемия, л. 919–1006 об. Нач. «Яко некто вшед в сад много словес образы видев красных.» – Мучение св. великомученика и славного чудотворца Артемия и иже с ним Евгения и Макария. Сведено вкратце, л. 1007–1032 об. Нач. «Царствующу убо отступнику и нечестивому царю Иулиану мучителю и пришедшу в Антиохию град.» – О чудесах св. Артемия великого страстотерпца, л. 1032 об. – 1038 об. В той же день мучение св. великомученика и славного чудотворца Артемия и иже с ним Евгения и Макария. Сведено вкратце, л. 1039–1072. Нач. «Царствующу отступнику и нечестивому Иулиану, запретившу ему емлемым на еже о Христе исповедавших яти и приводити пред него.» – Сказание о пагубе и убиении злонечестивого законопреступника царя Иулиана, л. 1073–1077. Нач. «По мучении святого великомученика Артемия, елико; же повыше рехом, яко преступник Иулиан посла во Иерусалим, еже храм жидовский создали.» В 21-й день. Житие Преп. Илариона Великого, л. 1079–1140 об. Нач. «Иларион убо святый, родом бе убо Палестинянин, от веси Иуафы, сидя на пяти поприщах от града.» – Преп. Илариона Великого послание к некоему брату, просившу у него и наказание ко отрекшимся мира Христа ради, л. 1141–1190. Нач. «К старейшему ми брату и Христову рабу убогий аз инок и последний в братстве Иларион.» – Илариона Великого поучение к инокам, л. 1190–1196 об. Нач. «Потщимся, братие, паче всего без молвы Богови работали.» – Прение св. Илариона Епископа Меглинского с манихеи, л. 1197–1200 об. Нач. «В лето 6672 при греческом царе Мануиле, внук Комнинов, а на Руси при Великом Князе Святополке Изяславиче, внуке Ярославле.» – Прение св. Илариона со Армены, л. 1200–1205 об. – Пренесение мощей св. Илариона Епископа Меглинского, л. 1205 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

О том же взгляде Артемия, по выдержке из упомянутого труда Павлова, встречается несколько строк и в труде проф. В. Сергеевича: «Русские юридические древности», СПБ., 1896 г., т. II, вып. II, стр. 545. П. Н. Милюков в «Очерках по истории русской культуры» 45 замечает между прочим, как объяснение перемены Артемием в Литве прежних мнений, что там «непривычная атмосфера религиозной свободы подействовала на Артемия, испугала его и, в противоположность крайностям своих литературных противников – Косого и Будного, – он сделался защитником умеренного православия». Тот же факт перемены Артемием воззрений выясняется и о. Садковским, но только последний выводил эту перемену из продолжительных размышлений Артемия над множеством ересей, из серьезной работы мысли; при чем о. Садковский подтвердил свое мнение соответствующими выдержками из посланий, а г. Милюков в подтверждение своей гипотезы о робости Артемия «пред непривычной для него атмосферой религиозной свободы» не привел ни одного факта, ни одного довода; между тем свидетельства Венгерского и указаний в посланиях было вполне достаточно, чтобы понять весь процесс переработки воззрений, пережитый Артемием. Наконец, упоминания об Артемии и его деятельности в виде небольших заметок можно найти еще в трудах И. Н. Жданова, 46 И. Емельянова, 47 Лукашевича, 48 А. Н. Пыпина, 49 Е. Е. Голубинского , 50 и многих других. 51 Теперь, обозрев наши источники и пособия по данному вопросу, мы можем приступить и к более подробному рассмотрению заключающихся в них данных. Московский период жизни и деятельности старца Артемия Год рождения старца Артемия неизвестен, но, очевидно, должен быть отнесен к началу XVI века. Неизвестно точно и место его рождения, но, судя по тому, что первоначально он проживал в Псковском Печерском монастыре, можно предположить, что он и происходил из Пскова или окрестной местности. Не сохранилось никаких свидетельств ни о его родителях, ни о его воспитании, ни вообще о жизни его до поступления в монастырь. 52 Однако не трудно видеть, какие обстоятельства способствовали выработке его миросозерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010